Композиция как творческий процесс.
Работу над композицией костюма можно разделить на 2 этапа:
1. возникновение замысла
2. реализация замысла
Замысел – это сложившееся в воображении художника, пронизанное определенной идеей, приблизительное представление о содержании и форме будущего произведения до начала практической работы над ним.
Исходным в возникновении замысла является тема или задание, которое включает в себя:
1. для кого создается одежда;
2. для чего предназначена одежда;
3. из какого материала будет выполнена модель.
На возникновение замысла влияет творческая индивидуальность художника, его способность выразить в костюме какие-то чувства, настроения, ассоциации. Так, например, костюму для лета художник стремится придать яркость и красочность, а вечернему ансамблю – таинственную загадочность. Источниками вдохновения художника могут быть: историческое прошлое нашего народа, многообразие природы, народное искусство, жизнь современного общества, художественные произведения литературы и кино. Например, образ Наташи Ростовой вдохновил художников-модельеров на создание моделей с завышенной линией талии.
Из этих источников художник-модельер берет определенные мотивы.
Мотив – это элемент, положенный в основу композиции, используемый как побудитель творческого воображения.
Очень часто на создание новых моделей художников по костюму вдохновляет национальное народное декоративно-прикладное искусство. В народном костюме сложились свои характерные формы, покрои, способы украшения и формы орнамента. Начало использования народного костюма в отечественном моделировании было положено в 20-е годы XX века Надеждой Петровной Ломановой, которая создала национальный стиль одежды. Художником используются только те художественные приемы и принципы народного искусства, которые созвучны современным требованиям жизни и направлению моды. Неисчерпаемым источником вдохновения для современных художников-модельеров Беларуси является белорусский национальный костюм. Он отличался целесообразностью покроя, применением натуральных тканей изо льна и шерсти, украшался различными отделками: вышивкой, тесьмой, кружевами и т.д. Костюм различных регионов отличался орнаментом вышивки. По мотивам белорусского национального костюма художниками-модельерами Белорусского Центра Моды разработаны прекрасные современные модели из высококачественных льняных тканей Оршанского льнокомбината.
|
|
Реализация замысла в композиции. Чтобы замысел, сложившийся в сознании модельера, получил конкретное детальное развитие, нужно решить композицию (строение) модели. Эта работа направлена на выражение и воплощение содержания с учетом назначения костюма.
|
|
Форма костюма может быть разнообразной, но складывается она из одних и тех же элементов, которые состоят из геометрических форм с учетом цвета, рисунка и фактуры материала.
Одна из главных задач композиции – нахождение определенных соотношений и связей первичных элементов объемной формы, которые выражали бы функциональные и художественные качества создаваемой модели одежды.
Главное в композиции – согласованность, гармоничность всех компонентов, образующих единое целое: формы, силуэта, линий, цвета, ткани, отделки и декора.
В работе над композицией необходимо помнить о законах и правилах, которым подчиняется композиция костюма.
Законы и правила композиции
Искусству композиции костюма, как и любому виду искусства свойственны свои законы и правила. В композиции одежды выделяют 4 основных закона.
Первый закон: подчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению одежды.
Компоненты композиции одежды – это форма и силуэт, линии и цвет, отдельные детали, декор и ткань.
Композиционные средства (или приемы композиции) – это пропорции, статика и динамика, симметрия и асимметрия, ритм, контраст, нюанс, подобие.
|
|
Этот закон выражает 3 правила:
1. Органичное единство назначения одежды и ее формы (например, купальный костюм плотно облегчает фигуру; платья для бальных танцев – преимущественно к низу расширенные).
2. Соответствие материала назначению и форме одежды (например, из мнущихся тканей нельзя шить плотно облегающие изделия; плащи шьют из тканей с водоотталкивающей пропиткой).
3. Единство материала и декоративной отделки в соответствии с назначением и формой одежды.
Так, для летнего платья из льняной ткани очень подходит отделка мережкой, кружевом. Совершенно неуместно на лыжном костюме выполнять аппликацию цветов подсолнечника.
Второй закон композиции костюма. Наличие композиционного центра. В каждой композиции костюма должен присутствовать композиционный центр.
Композиционный центр – это тот элемент костюма, который первым «бросается в глаза». Им может быть: общая форма костюма, силуэт, цветовое решение, ткань, детали, отделка.
Все компоненты композиционного центра разделяются на главные и декоративно-конструктивные.
Главные – это объемная форма с контурными очертаниями лифа, юбки, рукавов.
|
|
Декоративно-конструктивные – покрой, различные детали, отделки, фурнитура и украшения.
Центром композиции способны стать галстук, поясок, обувь, очки. В создании образа он является отправной точкой, основным стилеобразующим элементом. Возможно существование нескольких композиционных центров, связанных между собой единым замыслом и общим стилем. Центр в костюме есть практически всегда. Даже если вы одеты во всё черное с головы до ног, доминантой может служить прическа или макияж. Если композиционный центр – это шляпа, значит, она должна отличаться великолепным качеством и дизайном, подходить к лицу и фигуре; она привлекает внимание к лицу, шее, волосам, глазам. В этом случае одежда и другие аксессуары должны служить фоном и не перетягивать внимание на себя.
Композиционный центр может находиться в любой части работы и служить им может:
а) самая объемная точка;
б) линия;
в) цветовое пятно (яркое светлое, темное);
г) декоративная проработка;
д) фактурная поверхность.
Также, композиционный центр должен выполнять какую-либо функцию, иметь значение:
а) конструктивное значение (складки, шарфы и т.д.);
б) символическое значение (броши, значки, талисманы, знаки зодиака);
в) колористическое значение, т.е. объединение частей костюма с помощью цвета (любое цветовое пятно);
г) стилистическое значение, т.е. когда акцентом закончен костюм и внесена стилистическая ясность (костюм в морском стиле и т.д.);
д) социальное значение (функция) указывает на социальный статус (положение).
Центр композиции, расположенный по центру фигуры, привлекает внимание к телу – груди, талии, бедрам. Акцент, перенесенный в нижнюю часть, к ногам, придает образу основательность, устойчивость. Если же композиционный центр отсутствует, то образ «не читается», кажется размытым, незаконченным или распадается на отдельные фрагменты. Для современного направления моды в основном характерно акцентирование верхней части костюма.
Совокупность 2-3 компонентов в качестве главного акцента композиции способствует полному раскрытию замысла художника. Существенную роль в выборе композиционного центра играет стиль художественного решения костюма (спортивный, классический, романтический).
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 816; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!