Цвет в одежде и его значение. Гармония цветов.
Цвет – одно из важных информационных качеств предмета, в том числе и одежды. Цвет более эмоционально, чем другие признаки воздействует на человека и в костюме это имеет особое значение, поскольку при современных довольно стандартных формах и конструкциях одежды разнообразие моделей дополняются применением тканей разных цветовых комбинаций.
Функция цвета в предметах прикладного искусства очень разнообразна. Особенно активна его социально-психологическая функция.
Так, в средневековье пурпурные (красные) цвета были привилегией высших слоев общества. Простые горожане носили одежду черного, коричневого, зеленого и синего цвета, а ремесленники – серого.
В белорусском народном костюме красный (чырвоны) цвет символизировал жизнь, оберегал от злых духов. Синий символизировал цвет неба, белый – натуральный цвет отбеленных льняных и шерстяных тканей.
В русском народном костюме красный цвет символизировал молодость, силу. Он хорошо сочетался с серебристо-серым, серебристо-зеленым фоном полей.
Цвет в композиции костюма является важным компонентом и выразительным средством. Цвет нельзя рассматривать в отрыве от линий, формы, функций костюма.
Мы знаем семь основных цветов радуги. Из них – красный, оранжевый, желтый являются теплыми; зеленый, голубой, синий, фиолетовый – холодными.
Все цвета разделяют на хроматические (цветные) и ахроматические (белый, черный, серый).
|
|
Хроматические цвета можно расположить в цветовом круге. Хромотические цвета характеризуются: цветовым тоном (название цвета), светлотой (степень добавления белого цвета); насыщенностью (интенсивность цвета).
Давно замечено, что определенные цветовые сочетания воспринимаются как гармоничные.
Цветовые гармонии – это комбинации немногочисленных цветов, расположенных в определенном порядке.
Исследователи в области цветоведения рекомендуют следующие схемы гармоничных сочетаний цветов:
1.Двухцветная гармония – сочетание противоположных в цветовом круге цветов (желтый с синим; красный с зеленым). Такие сочетания контрастны, несколько грубоваты, уместны в спортивной одежде);
2.Трехцветная гармония. Цветовой круг делится точно на три части. Например, красный, зеленовато-синий и золотисто-желтый.
3.Четырехцветная гармония – круг делится на 4 части. Из четырехцветной гармонии берут не все цвета, а любые два-три. Например, синевато-красный; зеленовато-синий; синевато-зеленый.
Практические рекомендации: при сочетании более интенсивных цветов с менее интенсивными первые нужно брать в меньших количествах (по площади пятна).
Если композиция решена в одном тоне (монохромная), то эффектный результат достигается при использовании светлых и темных тонов одного и того же цвета.
|
|
В костюме могут быть использованы следующие цветовые сочетания:
1. Резкоконтрастные: (красный и белый; красный и зеленый)
2. Контрастные: (синий и оранжевый
3. Полутональные (салатовый и желто-коричневый)
4. Однотонные (коричневый и бежевый).
Цвет оказывает эмоциональное воздействие на человека. Светлые, чистые, теплые цвета как бы приближают и увеличивают предмет, но придают ему легкость, темные цвета отдаляют, уменьшают, но придают тяжеловесность. Белый цвет придает торжественность. Он широко использовался в белорусской народной одежде.
На темном фоне или рядом с ним все цвета светлеют, а на светлом темнеют. Для детской и молодежной одежды рекомендуются чистые, яркие, жизнерадостные цвета. Некоторые цвета не терпят соседства. Например, нельзя располагать рядом теплые и холодные оттенки одного и того же цвета: желтовато-зеленый и синевато-зеленый.
Отделки в композиции костюма.
Ткань (материал) часто является главенствующим элементом композиции. Она выбирается в зависимости от назначения (кому и для чего).
По фактуре ткани бывают гладкие или шероховатые; блестящие или матовые; ворсистые, буклированные, фактурные и др.
|
|
Расцветка тканей может быть мелкоузорчатой и крупноузорчатой с геометрическим орнаментом или растительным, однотонной и т.д. Исходя из фактуры и свойств ткани выбирается силуэт и покрой. Так, например, из полотна жесткой ткани больше подходит прямой силуэт. Из легких, прозрачных тканей лучше шить модели со сборками, пышных форм. Мягкие пластичные хорошо драпирующиеся ткани рекомендуются для облегающих моделей с драпировками или для изделий силуэта трапеция.
Ткани, как основной «строительный материал» для одежды своими пластическими свойствами, степенью драпируемости в главной мере определяют характер формы проектируемого изделия. Художник решает, какая форма (мягкая, текучая или четкая, жесткая) наиболее соответствует тому или иному материалу. Например, тонкие прозрачные ткани хорошо подходят для изделий с пышными формами.
Отделка является одним из элементов композиции одежды. Она должна быть увязана с линиями, формами, тканью, конструкцией, согласована в цвете. Отделка не является самостоятельным элементом композиции костюма, т.к. не для всякого костюма она обязательна. Так, белый цвет последних сезонов «не терпит» лишних деталей и украшений, он требует простых форм и ясных линий.
|
|
Отделка должна дополнять, украшать, придавать ему определенный характер, определять назначение. Например, вышивка с использованием блесток рекомендуется для нарядной одежды. Для домашней одежды подойдет яркая аппликация, тесьма, сдержанная вышивка.
Отделка может быть постоянной (вышивка, мережка, кант, аппликация, пуговицы) и съемной (воротники, пояса, манжеты, цветы). Применяя съемную отделку к деловому платью, можно придать ему характер выходного, дополнив подходящим воротником, манжетами, цветком. Очень широко отделка применяется и в детской одежде.
Таким образом, декоративный мотив в костюме завершает его образную характеристику, помогает подчеркнуть возрастную принадлежность и сезонность.
Вопросы для проверки усвоения
1. Какова взаимосвязь между формой одежды и фактурой материала
2. Какие свойства материала влияют на назначение модели и на фасон изделия?
3. Как классифицируют рисунки на ткани?
4. Каковы особенности использования рисунков «клетка», «полоска» и «горошек» в композиционном решении видов одежды? Приведите примеры.
5. Какие сочетания цветов используют в композиции костюма?
6. Назовите постоянные и съемные виды отделки в современных моделях одежды.
Лекция 15
СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ КОСТЮМА
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 308; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!