К счастью все имеет свое завершение. Дворец строили почти десять лет. Прожил в нем Воронцов около пяти.



Приход к трону Екатерины II для Воронцова, также как и для Растрелли, был весьма символичен. Определился новый характер времени, непохожий на предыдущий. Очередная эпоха утверждала собственный вкус и требовала нового его выражения. Для Растрелли – это означало закат его карьеры, так как барокко для Екатерины уже не был в моде. Для Воронцова – это так же означало отход от дел.

Бывшего канцлера Воронцова « по нездоровью»(7) сослали в Европу. Вслед за ним потянулись в разные края и другие некогда всемогущие елизаветинские вельможи.

С 1810 года во дворце разместился Пажеский корпус, ныне - Суворовское училище.

Мы немножко проедим вперед, и посмотрим на Большой Гостиный двор, говоря о котором всегда упоминают Растрелли. Там наша экскурсия и подойдет к концу. Это крупнейшее торговое здание города. Занимающее целый квартал. Его образ определяют двухъярусные аркады общей длинной более 1 км.

Известно, что растреллиевский проект был необычайно красив, но и необычайно дорог для купцов. Строительство Гостиного двора относится к 1757-1785 годам. Другим архитектором является не без известный Жан – Батист Вален – Деламот, чьих творений в нашем городе тоже очень много.

Но какова же была судьба нашего героя?

28 июня 1762 года к власти пришла Екатерина II, как я уже сказала. С этого времени над головой Растрелли начали сгущаться тучи. Ему перестали давать заказы, считая, что его стиль барокко стал немодным. Обер-архитектор просит дать ему отпуск, и 10 августа 1762 года Екатерина II подписывает соответствующий указ. Растрелли с семьей отправляется к себе на родину, в Италию. Через год он возвращается с тайной надеждой, что опять вернется к работе. Но за время его отсутствия ситуация ухудшилась. Растрелли узнает, в частности, о том, что архитектор Валлен-Деламот переделывает внутренние покои Зимнего. Он подает прошение об отставке. 23 октября 1763 года Екатерина II принимает решение об отставке обер-архитектора Франческо Бартоломео де Растрелли с назначением ему пенсиона — тысяча рублей в год. В 1764 году Растрелли отправляется в Митаву, столицу Курляндии, к своему старому покровителю и доброжелателю Эрнсту Иоганну Бирону завершать и отделывать начатый им когда-то дворец. Почти год он проработал в Митаве и Руентале. Но вскоре сын Эрнста Иоганна Бирона Петр, который теперь управлял всеми делами, дал понять, что хочет взять молодого архитектора. Это означало не что иное, как вежливый отказ от услуг Растрелли. Он, правда, в это же время попробовал предложить свои услуги прусскому королю Фридриху II. Однако барочные дворцы Растрелли не входили в планы практичного короля, которого интересовали только финансы, политика и военное дело. 13 февраля 1767 года умерла жена Растрелли. Он прожил с ней вместе свыше тридцати лет. В феврале 1769 года Растрелли вновь отправляется в Италию с коммерческой целью — купить там картины итальянских живописцев с тем, чтобы потом перепродать их в Петербурге. Хоть таким образом он мог позволить себе просуществовать какое-то время без заботы о хлебе насущном. Нет никаких известий, насколько удачной была эта коммерческая акция, но известно другое — прошение Растрелли о принятии его в члены Императорской Академии художеств было удовлетворено 9 января 1771 года. Через семьдесят девять дней Франческо Бартоломео Растрелли умер, но остались его великолепные творения, которые нас радуют. Наша экскурсия подошла к концу. За три часа нашей экскурсии мы смогли проследить эволюцию стиля Ф.Б. Растрелли; увидеть дома, где он жил; познакомиться с его великолепными творениями. Хочу поблагодарить Вас за внимание.

 


Примечания

 

1- Овсянников Ю.М.: Франческо Бартоломео Растрелли; Л., Искусство, 1982. – 19 с.

2 - Овсянников Ю.М.: Франческо Бартоломео Растрелли; Л., Искусство, 1982. – 9 с.

3 - Овсянников Ю.М.: Франческо Бартоломео Растрелли; Л., Искусство, 1982. – 10 с.

4 - Козьмян Г. Ф.-Б. Растрелли; Л., Лениздат, 1976. - 35 с.

5 - Козьмян Г. Ф.-Б. Растрелли; Л., Лениздат, 1976. -183 с.

6 - Овсянников Ю.М.: Франческо Бартоломео Растрелли; Л., Искусство, 1982. – 95 с.

7 - Козьмян Г. Ф.-Б. Растрелли; Л., Лениздат, 1976. - 152 с.

 


Библиография

1) Архитектура: краткий справочник; ред. Н.Г.Адамчик. — Минск.:, 2004. — 123с.

2) Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках; СПб., Лениздат, 1994.- 223 с.

3)Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века; СПб., Лениздат. 1998.-318с.

4) Исаченко В.Г. Архитектура Санкт – Петербурга. Справочник – путеводитель.- СПб.: «Паритет», 2002.- 416 с.,ил.

5) Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. – М.: «Искусство»,1990. – 326 с.

6)Каганов Г.З. Петербург в контексте барокко; СПб., «Стелла», 2001. – 208 с.,ил.

7) Козьмян Г.Ф.-Б. Растрелли; Л., Лениздат, 1976. -199 с.

8) Мавродин В.В. Основание Петербурга. - Л.: Лениздат, 1978. - 231 с.

9) Овсянников Ю.М.: Франческо Бартоломео Растрелли; Л., Искусство, 1982. – 223 с., ил.

10) Пыляев М.И. Старый Петербург: Рассказы из былой жизни столицы. - СПб.: Паритет, 2003. - 480 с.

11) Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник/ Ред. Коллегия: Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1992. - 697 с.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 130; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!