IV . Строения для частных лиц



Строгановский дворец - как пример позднего творчества архитектора

В левые окна автобуса, перед рекой Мойкой Вы можете видеть Строгановский дворец.

Из дворцов, построенных Растрелли для елизаветинских вельмож, сохранились только два: графа Михаила Илларионовича Воронцова и барона Сергея Григорьевича Строганова. Оба относятся к поздним творения архитектора.

О которых, тем не менее, судить сложно. Это было время больших перестроек. Среди всей этой ломки сохранило в неприкосновенном виде свой внешний облик, пожалуй только одно из поздних творений Франческо Бартоломео Растрелли - городской дом барона Сергея Строганова.

Архитектура дворца в высшей степени типична для Растрелли и представляет как бы переход от плоской трактовки Летнего дворца к рельефной, "скульптурной" манере его последних построек. Это постепенное движение от плоскости к архитектуре масс чрезвычайно характерно для эволюции растреллиевских форм. Он начал с широких гладких стен, декорированных только слабо выступающими пилястрами, очень скромно профилированными - таков Митавский дворец. В Летнем дворце вынос пилястр и вообще лепной декорации уже решительнее и определеннее.

Здание является выдающимся памятником барокко. Центр главного фасада выделен ризалитом с парными колоннами, красоту фасада подчеркивают кованые железные решетки под окнами бельэтажа. Выразителен и пластичен скульптурный декор.

Род Строгоановых был старым и сказочно богатым. Им принадлежала большая часть солеварен и горных разработок России. Предания гласят, что еще в XV веке у Строгоновых было достаточно средств, чтобы выкупить князя Василия Темного из татарского полона.

2 ноября 1752 года Сергей Григорьевич Строганов сообщил сыну Александру, отъехавшему в Европу на учебу: «Наш петербургский дом сгорел до основания и на том же месте я начал строить новый и такой огромный и с такими украшениями и внутри и снаружи, что удивления достойно».(6)

Перед Франческо Бартоломео возникла увлекательная задача: с одной стороны, возвести не дворец, не усадьбу, а дом, достойный богатого и сиятельного вельможи, а с другой - ничем не нарушить предписания властей о внешнем облике Невской першпективы. И еще: чтобы вид дома с набережной реки Мойки был столь же пристоен и величественен, как и со стороны Невского.

Дом Строганова – первый частный дом, сооруженный Растрелли в системе регламентированной городской застройки. Первый и единственный сохранившийся.

Он сразу же привлекает к себе внимание среди близлежащих строений Невского проспекта.

Богатый и образованный, Сергей Григорьевич Строганов не жалеле средств на строение его нового дома. Сжигаемый нетерпением, он даже сумел уговорить Архитектора временно поселиться в недостроенном дворце. Пусть ежедневно и ежечасно наблюдает за ведением работ. И архитектор согласился.

Реставрация дворца продолжается и сейчас, в отреставрированных залах размещены экспозиции и выставки Русского музея.

Начатый через три года после закладки дворца Воронцова, дом Строгановых завершен строением на три года раньше.

Давайте же выясним историю строения дворца Воронцовых.


Дворец Воронцовых – как пример усадебного дворца в панораме города

Вице – канцлеру Михаилу Илларионовичу Воронцову в желании пригласить Растрелли для строения нового дома Елизавет отказать не могла. Помнила, как ноябрьской ночью 1741 ехала под его защитой в его санях поднимать преображенцев. И еще был Воронцов сродником. Жена его, Анна Карловна Скавронская, доводилась императрице двоюродной сестрой по материнской линии.

По всем этим причинам весной 1749 года пришлось Франческо Бартоломео Растрелли, среди всех прочих занятий рисовать фасады и планы будущего дворца вице – канцлера, ведавшего иностранными делами империи.

Место для Воронцовского дома выбрали неподалеку от Аничкова, где поселился Алексей Разумовский. Только фасадом новому дому предстояло смотреть к центру города, на Садовую улицу, а к Фонтанке обернуться большим регулярным парком.

От неспокойной улицы дворец отгородился литой чугунной решеткой. Архитектор сам сочинил ее простой и легкий узор. Два длинных низких корпуса, вставшие перпендикулярно к дворцу, торцами к улице, образовали парадный двор. Настоящее усадебное строение.

Решая фасад дворца, архитектор использовал свой традиционный прием – три ризалита. Центральный широкий, в пять окон, лишь чуть выступает вперед. Он на пол этажа выше боковых ризалитов и обильно декорирован сдвоенными колоннами, пилястрами и лепными наличниками больших оконных проемов. Впервые в узор наличников зодчий вводит барельефы мужских голов в шлемах. Позже этот мотив он использует для украшения Зимнего дворца.

Замысловатые, исполненные величавой красоты наличники Растрелли – своеобразная визитная карточка мастера. По ним определяют его творения. Многие пытались ему подражать, но никто не достигал совершенства.

Про усадьбу Воронцова рассказывали в городе с завистью. Каждая дверная ручка, каждый столбик перил лестничных маршей были произведениями искусства. Своей красотой и изыском поражали светильники, шпалеры, мебель. От самого Тьеполо привезли из Италии плафоны для парадного зала. Роскошью и богатством дворец соперничал с царскими. Но еще с большим удовольствием шептались о неслыханных тратах и долгах вице-канцлера. Охотно повторяли фразу Воронцова: «Истинно вам доношу, что я через строение совсем банкротом стал»(9)135. Можно представить, как Растрелли, с его итальянским характером раздражали слишком растянувшиеся сроки строительства.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!