Мое восприятие лирики С. Есенина.



Что мне нравится в творчестве Владимира Маяковского?

Владимир Маяковский широко известен прежде всего как поэт революции. Это и не удивительно — долгое время его стихи были своеобразным манифестом советской России. Поэт жил в очень сложное время, время социальных потрясений и больших перемен в обществе. Его творчество определялось как значительными событиями начала XX века, так и литературным развитием этого периода.
В творчестве Владимира Маяковского меня поражает неподдельная искренность этого человека. Она видна как в его политической поэзии, так и в любовной лирике. Но все-таки больше меня привлекает Маяковский-лирик, поэтому в своем сочинении о том, что мне нравится в его творчестве, я хочу остановиться прежде всего на его лирических произведениях.
В поэме “Облако в штанах”, написанной Маяковским в 1915 году, мы видим переживания молодого талантливого поэта, полюбившего красавицу Марию. Но это большое чувство приносит герою поэмы не радость, а страдания:

Помните?
Вы говорили:
“Джек Лондон,
деньги,
любовь,
страсть”, —
а я одно видел:
вы — Джоконда,
которую надо украсть!
И украли.

Кто же украл Марию? В поэме нет явного соперника, того, кого любит Мария. Но в ней присутствует куда более сильный вечный соперник всех времен — это деньги и будущее благополучие:

Вошла ты,
резкая, как “нате!”,
муча перчатки замш,
сказала:
“Знаете —
я выхожу замуж”.

По-моему, эти строки очень хорошо передают как неловкость подобной ситуации, так и горестное разочарование молодого поэта, который мог предложить возлюбленной только свои собственные чувства. А они оказались ненужными. Поэтому не удивительно, что в предисловии к поэме мы встречаем гневный крик “Долой вашу любовь” — любовь, которую можно купить.
В этой поэме мне особенно нравятся такие строки, передающие силу чувств поэта:

Алло!
Кто говорит?
Мама?
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него жар сердца.
Скажите сестрам, Люде и Оле, — ему уже некуда
деться.

В любовной лирике Маяковского, как и в его творчестве в целом, мне нравятся поражающие воображение авторские метафоры. Например, как в стихотворении “Флейта-позвоночник”:

Я душу над пропастью натянул канатом, жонглируя словами,
закачался над ней.

Или:

Я сегодня буду играть на флейте,
На собственном позвоночнике.

Владимир Маяковский умеет создавать удивительнейшие образы, поражая читателя необычностью своего видения мира. Например, в стихотворении “Ночь” он использует неожиданное сравнение, уподобляя освещенные окна ночного города руке игрока с веером карт. В представлении читателя возникает образ города-игрока:

Багровый и белый отброшен и скомкан,
В зеленый бросали горстями дукаты,
А черным ладоням сбежавшихся окон
Раздали горящие желтые карты.

Возвращаясь к любовной лирике Владимира Маяковского, мне хотелось бы отметить, что поэт испытывал поистине глубокие чувства. Для того чтобы выразить их полноту, поэт использовал слова-гиганты: “громада любовь”, “любовища”. Он не может чувствовать
мелко:

...душу вытащу,
растопчу.
Чтоб большая.—
и окровавленную дам, как знамя...

А какой теплотой проникнуты такие строки поэта:

Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.

В письме Л. Брик Маяковский писал: “Любовь — это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи и дела и все прочее. Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться в этом во всем”. Мне кажется, что эти слова как нельзя более точно выражают смысл любовной лирики Маяковского. В ней — сама
жизнь.
Отвечая на вопрос сочинения, я остановлюсь также на сатире Владимира Маяковского. Мне она нравится своей остротой, а также точностью попадания в “кулаков и бюрократов, дураков и подхалимов”. Глубокой иронией проникнуты строки стихотворения “Гимн взятке”:

И нечего доказывать — идите и берите.
Умолкнет газетная нечисть ведь.
Как баранов, надо стричь и брить их.
Чего стесняться в своем отечестве?

Это стихотворение, написанное Маяковским в 1915 году, поражает своей актуальностью. Как бы ни не хотелось это признавать, но оно, наверное, еще надолго останется злободневным, потому что “все здесь, от младшего дворника до того, кто в золото заткан”.
Досталось от Маяковского и чиновникам, которые, подобно грибоедовскому Фамусову, сводили свои служебные обязанности к подписанию бумаг. В стихотворении “Фабрика бюрократов” Маяковский пишет:

Что угодно
подписью подляпает,
и не разберясъ:
куда,
зачем,
кого?
Собственную тетушку
назначит римским
папою,
Сам себе подпишет смертный
приговор.

Эти и многие другие сатирические произведения Владимира Маяковского — “кавалерия острот”, направленная против худших социальных явлений, — заставляют нас и улыбнуться, и задуматься.
Наверное, у каждого есть какие-либо любимые строки того или иного поэта. Что мне еще нравится у Маяковского? Вот эти ставшие широко известными строки:

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда!

 

2. «Мы все глядим в Наполеоны…»  (по роману Ф. Достоевского « Преступление и наказание»

В своем известном произведении Ф.М. Достоевский заставляет читателя погрузиться во внутренний мир Родиона Раскольникова, который создал в своей голове гениальную теорию и в соответствии с ней делил людей на «тварей дрожащих» и тех, кто «право имеет». Главный герой всем сердцем верил, что к числу выдающихся людей относятся те личности, которые готовы в любой момент пойти на отважное действие.
 Таким человеком Раскольников считал Наполеона Бонапарта, который возглавлял французскую армию во время Отечественной войны, а также славился своими захватническими действиями. Для героя он был настоящим образцом сверхчеловека, который своими руками творил историю. Родион, увлекшись личностью Наполеона, желал управлять людьми и влиять на различные события в стране. Он хотел преобразовать жизнь бедной части общества в лучшую сторону. И поэтому в какой-то момент герой решает проверить свою теорию. Раскольников мечтает убедить себя в том, что он ничем не хуже Наполеона и также может оказать воздействие на многие события. Родион хочет доказать, что «право имеет» на совершение поступка, способного изменить привычный ход жизни.
 И чтобы воплотить свои задумки в жизнь, он убивает старуху-процентщицу, а вместе с ней и Лизавету. Герой думал, что ее смерть поможет миру стать лучше, а также докажет его превосходство. Однако все обернулось совсем по-другому, и почти сразу же после преступления Раскольников начал ощущать свое преступление. Он больше концентрировался не на законе, а на моральном состоянии, которое буквально подавливало его, заставляло бояться людей и сомневаться в себе. В конечном итоге во многом благодаря помощи Сони Мармеладовой герой признается властям о своем правонарушении, за что получает соответствующее наказание. Таким образом, фраза «Все мы глядим в Наполеоны…» действительно актуальна в данном произведении, но не всегда желание стать великим соответствует личным качествам человека. Раскольников был достаточно чувствительным персонажем, поэтому не мог хладнокровно относиться к своему жестокому поступку. В связи с этим он начал испытывать настоящую депрессию из-за того, что его теория потерпела крах. Но, тем не менее, вовсе не обязательно быть Наполеоном. Достаточно просто оставаться сильной личностью, способной своими силами бороться с трудностями жизни.

 

Мое восприятие лирики С. Есенина.

Я сердцем никогда не лгу…

С.Есенин

Творчество С. А. Есенина занимает важнейшее место в литературе XX века. Русский поэт, выходец из простой крестьянской семьи, стал продолжателем дела Пушкина и Гоголя, Толстого и Чехова. Есенину удалось еще больше "раздвинуть границы" народного языка. А его сакраментальная любовь к родному краю определила своеобразие лирики.

Главной темой лирики Есенина всегда является Родина, любовь к родной земле. Поэт сам так характеризует свои стихи: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”. О чем бы не пел Есенин, его чувства и эмоции всегда отражались через восприятие Родины.

До революции у С. А. Есенина вышел сборник стихотворений "Радуница", в котором он размышляет о Руси, о ее пути, о любви и о назначении поэта. Но все философские вопросы неизменно отражаются через описание родного края:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края -

Только синь сосёт глаза.

Он воспевает "озерную синь", "голубые дали", "белые веки Луны", "желтые поводья месяца". Вообще, цветовые эпитеты – это еще одна характерная черта есенинской лирики. Через краски поэт умеет передать тон и настроение.

Например,

Чёрная, потом пропахшая выть!

Как мне тебя не ласкать, не любить?

Черный – цвет грусти и печали, а у Есенина он заиграл новыми оттенками. Черный – как цвет плодородной земли. И как же не любить эту землю, которая кормит!

Любовь к Родине у поэта безразмерна, она определяет главные мотивы поведения. Например, Есенин пишет:

А месяц будет плыть и плыть,

Роняя весла по озерам...

И Русь все также будет жить,

Плясать и плакать у забора.

Стихотворение было написано в 1916 году. В воздухе уже витал дух революции. И Есенин воспримет революцию с радостью, с облегчением. Но поэт ошибся. Он думал, что революция принесет облегчение деревне, наступит этакий "мужицкий рай". А получилось совсем не так. Это непонимание идей революции сделало его чужим в родной стране. Тогда и появляются в лирике Есенина мотив грусти, обреченности, который станет основным для его поздней лирики. Он пишет:

Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев.
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев.

В начале 20-х годов Есенин еще больше разочарован в революции. Появляются гневные строки:

"Пустая забава! Одни разговоры!

Ну что же? Ну что же мы взяли взамен?

Пришли те же жулики, те же воры

И вместе с революцией всех взяли в плен..."

Но до конца Есенин остается верным своему кредо: "Я – последний поэт деревни". Он воспевает деревню, простой быт. Да, болит душа, что не свершилась обновления. От этого любовь к Родине стала щемящей, грустной. Поэт не понимает новых людей, не принимает этого обновления, но благословляет свою Родину, любит ее также сильно и беззаветно. Пусть он теперь "чужой", но любовь к Отечеству по-прежнему – самая главная тема.

 

Особенность лирики Есенина еще и в том, что все стихи поэта очень эмоциональны. Он многолик в своих произведениях: то скромный романтик, то бесшабашный гуляка-парень, то грустный скиталец, чьи песни звучат с болью и надрывом. Именно эти яркие эмоции до сих пор заставляют восхищаться поэзией Есенина и никого не оставляют равнодушным.

Я горжусь Есениным, потому что он никогда не отделял свою судьбу от судьбы Родины. А ведь мог, подобно многим другим, уехать в другую страну, жить безбедно, обзавестись поклонниками, и – "прощай, немытая Россия". Но нет! Не таков был "последний поэт деревни". И лучше всего жизненная позиция великого Мастера выражена, на мой взгляд, в следующих строках:

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!" -

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте родину мою"

4.  В чем причина гениальности романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Михаил Афанасьевич Булгаков — непризнанный гений при жизни в Советском Союзе, заставивший говорить о себе после смерти миллионы… Миллионы глаз прочли роман до самой последней строки, миллионы сердец загораются при малейшем упоминании об этом произведении или же его «мастере», для миллионов душ роман стал любимым. Булгаков был маэстро своего дела, он вложил частицу своей души в каждое произведение, а особенно в роман «Мастер и Маргарита», что подтверждают чувства, охватывающие наше сердце при прочтении любого из его бессмертных шедевров. «Мастер и Маргарита» — прощальный роман гениальнейшего автора литературной классики.

Он вобрал в себя весь накопленный опыт писателя и предстал перед нами в своём могущественном величии. К сожалению, лавры настигли Булгакова лишь после его смерти. Последние строки произведения дописывала его жена — Елена Сергеевна Шиловская. Это показывает нам, что писатель даже в предсмертный час неустанно работал над романом. Он жил им. И вот, разобравшись с предпосылками создания романа, назревает основной вопрос эссе: «В чём же состоит гениальность последнего романа Булгакова» ?

Роман «Мастер и Маргарита» сложно отнести к одному какому — либо жанру, ведь он состоит из практически несовместимых между собой вещей: различных жанров литературы. Жанровое многообразие — вот одна из многих причин его гениальности. Роман открывает простор для размышлений на многие, актуальные и по сей день, темы. Здесь встречается и тема любви, и политики, власти, тема добра и зла, тема извечных противоречий, тема фантастики и мистицизма, затронута даже такая сложная для понимания тема, как религия.

А композиция ? Что же насчёт неё ? Для своего произведения Михаил Афанасьевич выбрал рамочную композицию, то есть «роман в романе». Писатель создал свой роман, отождествляя с собой главного героя - «Мастера». Мастер трудится над романом «Понтий Пилат», в то время как сам Булгаков трудится над «Мастером и Маргаритой». Мы наблюдаем удивительно переплетённый сюжет, искусно завязанные узелки, соединение двух временных пластов, совмещение, на первый взгляд, несовместимых вещей. Ну разве это не гениально ?

Также, гениальность романа проявляется в метафорах и образах, антитезе добра и зла, ярких изобразительно - выразительных средствах, и так далее. Можно бесконечно раскладывать по пазлам суть произведения и выявлять всё новые и новые аспекты гениальности романа, но я перейду к следующему этапу.

Роман является безусловным шедевром мира литературы, но даже среди шедевров можно встретить схожие черты. В романе «Мастер и Маргарита» виднеется явное родство с пушкинской и лермонтовской прозой. Есть и признаки, взятые из произведения Гёте «Фауст». Следует упомянуть и о «Мёртвых душах» Гоголя. Но, несмотря на всю схожесть с другими произведениями, роман вовсе не потерял свою индивидуальность, а лишь обогатился. Наверное, в этом заключается главная гениальность романа: он похож на многие произведения, но в то же время отличается от всех. Роман бесспорно считается гениальным !

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 892; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!