Объективная и субъективная диалектика. Единство диалектики, логики и теории познания.



Д. - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Уже античная философия подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит). Первоначально этим термином обозначались: 1) способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2) искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Аристотель считал изобретателем Д. Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает “Д. “ от “аналитики “ как науку о вероятных мнениях от науки о доказательствах. Платон считал противоречие необходимым условием для побуждения души к размышлению, поскольку само бытие едино и множественно, вечно и преходяще, покоится и движется. Развитие Д. продолжили неоплатоники (Плотин, Прокл). В схоластике Д. стали называть формальную логику, противопоставленную риторике. В эпоху Возрождения диалектические идеи о “совпадении противоположностей “ выдвигают Николай Кузанский и Бруно. В новое время, несмотря на господство метафизики, Декарт и Спиноза (первый - в своей космогонии, второй - в учении о субстанции как о самопричине) дают образцы диалектического мышления. В 18 в. во Франции Руссо исследует противоречия как условие исторического развития, Дидро, кроме того, - в современном общественном сознании. Первыми пробили брешь в метафизике Лейбниц в своем учении о саморазвитии монад и о противоречивом единстве принципов познания и Кант, который указал на значение противоположных сил в физическом и космогоническом процессах, ввел - впервые после Декарта - идею развития в познание природы. В теории познания Кант развивает диалектические идеи в учении об “антиномиях “. Позже в теории познания ( “Наукоучение ) Фихте развил “антитетический “ метод выведения категорий. В отличие от абстрактных определений рассудка Д., по Гегелю, есть такой переход одного определения в другое, при котором обнаруживается односторонность и ограниченность этих определений, т.е. они содержат отрицание самих себя. Поэтому Д., согласно Гегелю, есть “движущая сила всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость... “. Маркс с Энгельсом построили Д. на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении. В научной Д. органически сочетаются законы развития как бытия, так и познания, ибо они по своему содержанию тождественны, отличаясь только по форме. Поэтому материалистическая Д. есть не только “онтологическое “, но и гносеологическое учение, и логика, рассматривающие мышление и познание в становлении и развитии. В этом смысле и теория познания рассматривается как обобщенная история познания и каждое понятие, каждая категория, несмотря на свой предельно общий характер, отмечены печатью историчности. Объективная диалектика описывает связи и ютношения которые имеют место в материальном мире. О.д. это диалектика вещей. ( Первична ) Субьективная диалектика сам диалектический процесс мышления. С.д. это диалектика идей. ( Вторична ) Логика это способ существования человеческого мышления. Диалектика это метод с помощью которого человек получает мнение ( знание ) по какому либо вопросу или предмету. Теория познания это теория оюъясняющая как происходит движение человека от незнания к знанию. ействительнос

 

Общество как саморазвивающаяся система. Понятие общественного производства.

О. - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В более узком смысле слова О. может рассматриваться как конкретное О. в единстве его общих, особенных и единичных признаков. Становление общества - сложный и длительный процесс. Решающим фактором возникновения общества стал труд. О. - не просто совокупность людей, в одно целое их объединяет человеческая деятельность в различных ее видах, и прежде всего материально-производственная. На такой основе возникают общественные отношения, в первую очередь производственные, служащие формой осуществления этой деятельности и закрепляемые в различных социальных институтах. Отражением всего этого служит общественное сознание, играющее активную роль в социальных процессах. Производство-понятие, характеризующее специфически человеческий тип обмена веществ с природой - процесс активного преобразования с целью создания необходимых материальных условий для своего никчемного существования. В отличие от наивных зверюшек, поедающих травку и друг друга, человек все это сначала производит. Для этого необходимы три элемента: предмет природы, средства труда и собственно труд. П. всегда носит общественный характер, и потому, что людям неохота геморроиться в одиночку, и потому, что производя необходимое для жизни, люди косвенным образом производят и общественные отношения, и самих себя, как социальных элементов с мизерными способностями и непомерными потребностями. Материальное производство, имеющее, по Марксу, давлеющее, в отличие от духовного, являющегося другой стороной единого общественного П., значение, включает в себя два рода отношений: отношение людей к природе (производительные силы) и отношение людей друг к другу (производственные отношения). Взаимодействие этих двух сторон определяется законом соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил. П. всегда существует как исторически определенный способ производства. П. и потребление это два различных полюса общественной жизни, определяющим в этом взаимодействии является П., которое не только создает предмет потребления и определяет способ потребления, но и служит основой появления и развития человеческих потребностей. Производство связано с потреблением через распределение, которое зависит от характера существующих производственных отношений. В классово антагонистических обществах владельцы средств производства присваивают себе прибавочный продукт, а трудящиеся массы (вот - так лексическая находка!) довольствуются малым. Впрочем иногда и не довольствуются, и тогда держись. Общество как способ существования человечества принципиально несводимо к арифметической сумме своих граждан. Т.е. общество не механическое объединение людей. Следовательно и развитие общества несводимо к развитию как конкретного человека так и человека вообще. Развитие общества представляет собой прежде всего процесс развития общественного производства. Общественное производство основа любого общества. Само общество и возникло только как объединение людей для совместного преодоления определенных трудностей, для совместного добывания пищи, например. Саморазвитие общества в таком случае представляет собой процесс развития общественного производства который в современное время можно назвать прогрессом.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!