Диалектика взаимодействия и противодействия, развитие общества. Революционаризм и реформизм как типы политического менталитета.



Последовательно пользуясь основными законами диалектического материализма, общество неизбежно находит импульсы своего развития и движения в себе самом, в порождаемых им противоречиях, что находит объяснение в законе единства и борьбы противоположностей, который гласит: развитие объективной реальности и процесс ее познания, все формы человеческой активности осуществляются путем раздвоения единого на различное и противоположное, а взаимодействие противоположных сил, с одной стороны, характеризует определенную систему как единое целое, а с другой - составляет внутренний импульс ее развития. Жизненный путь всех конкретных систем проходит через драматическое испытание противоречиями.

Противоречие - это определенный тип взаимодействия различных и противоположных сторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы или между системами, процесс столкновения противоположных стремлений и сил. Предельным случаем противоречия является конфликт. Сами по себе противоречия без их разрешения не приводят к развитию, они являются его необходимым, но не достаточным условием. Противоречие как источник развития действенно только вместе с его разрешением.

Существует два главных типа развития объектов на основе заложенных в них противоречий, а также обусловленные ими два главных способа разрешения последних: антагонистический и гармонический. Понятие гармонии предполагает стремление к разумному компромиссу и полное слияние на основе некоторого общего начала, доходящее до полного слияния. Антагонистические противоположности, образуя единство, обладают вместе с тем относительной самостоятельностью: они качественно и количественно неравнозначны, играют разную роль в составе целого, при этом одна из сторон нередко задает тон в процессе развития, будучи ведущей силой. Это отчетливо видно на примере развития общества и формы его существования - государства.

Государство - это организация политической власти экономически господствующего класса. Поскольку этот класс выступает от имени всего общества, постольку его политическая организация есть и форма организации общества в целом и постольку его деятельность включает два момента: выполнение общих дел и специфические функции, вытекающие из противоположности интересам народа.

Революционаризм - политическое течение, выражающее совокупность объективных условий, отражающих экономический и политический кризис данного общественного строя и определяющее возможность социальной революции. Реформизм - отрицание политической борьбы, способной привести к обвалу системы, проповедует сотрудничество классов.

Оба подхода имеют преимущества и недостатки.

Революционаризм разрешает противоречия быстро но зачастую этот путь сопровождается большими человеческими жертвами.

Реформизм действует аккуратно и осторожно но часто слишком долго.

Нормальный способ существования государства это, очевидно, реформизм т.е. граждане государства развиваются не антагонистически. Но если скорость разрешения противоречий уж очень низка возможен переход к революционному развитию.

Таким образом реформизм содержит в себе революционализм и наоборот. Несколько слов о менталитете. Как следует из предыдущих рассуждений политический менталитет это осознание массами того как надо вести жизнь в обществе. Грубо говоря это обоснованное понимание пути развития общества.

 

Идеалистическая философия Платона: теория идей, теория познания и диалектика. Учение о государстве.

Платон (428/427-348/347 до н.э.) - ученик Сократа, основатель объективного идеализма, автор свыше 30 философских диалогов (“Софист”, “Парменид”, “Госидарство” и т.д.). Широко использовал учения пифагорейцев, Парменида, Гераклита и, конечно же, Сократа. Развил теорию о существовании бестелесных форм вещей, которые называл “формами” или “идеями” и отождествлял с бытием. “Идеям” Платон противопоставлял небытие, отождествляемое с материей и пространством. Чувственный мир, по Платону, как порождение бытия и небытия занимает срединное положение между ними. “Идеи” вечны, занебесны, не возникают и не погибают, безотносительны, не зависят от пространства и времени. Чувственные вещи преходящи, относительны, зависят от пространства и времени. В центре космологии Платона учение о “мировой душе” - душа заключена в темницу нашего тела, но способна к перевоплощениям. Платон различал виды познания в зависимости от различий познаваемых предметов. Достоверное познание возможно только об истинно сущих “видах”. Источником такого познания служат воспоминания бессмертной души человека о мире идей, созерцаемом ею до вселения в смертное тело. О чувственных вещах и явлениях возможно не знание, но только вероятное мнение. Между идеями и чувственными вещами Платон поместил математические объекты, доступные рассудочному познанию. Метод познания-диалектика, под которой Платон понимал двойной путь: восхождение по ступеням обобщения понятий вплоть до высших родов и обратное нисхождение от самых общих понятий к понятиям все меньшей общности. При этом процесс нисхождения касается только “видов”, но не самих чувственных единичных вещей. По своим политическим взглядам Платон был представителем афинской аристократии. В учении об обществе изобразил идеальное аристократическое государство, существование которого основано на рабском труде (“Законы”): государством правят “философы”, охраняют “стражи”, ниже обоих этих групп граждан -”ремесленники”. По словам Маркса, утопия Платона была идеализацией кастового строя Египта, но при этом Платон гениально понял роль разделения труда в образовании греческого “полиса”. Учение Платона играло видную роль в эволюции идеалистической философии и сохраняет свою актуальность до наших дней.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!