Глава 3. Товароведная оценка и экспертиза качества музыкальных товаров, реализуемых в магазине «Гитар-Гитар»



Показатели качества музыкальных товаров и методика их определения

Все музыкальные инструменты изготавливаются в соответствии с требованиями стандартов, конструкторской документации и эталонов, утверждённых в установленном порядке. Ко всем музыкальным инструментам прикладывается эксплуатационная документация «Паспорт» и «Инструкция по пользованию и хранению» или «Инструкция по эксплуатации», которые содержат сведения о правилах транспортирования, эксплуатации и хранения, списки гарантийных мастерских. Электромузыкальные инструменты сопровождаются дополнительной инструкцией, содержащей методические указания по музыкально-исполнительной технике, отражающей особенности и возможности данного инструмента.

Все музыкальные инструменты поступают в продажу после прохождения предпродажного контроля.

В понятие качества музыкальных инструментов включается качество звучания, игровые возможности и художественно-технический уровень производственного исполнения. Проверяется качество инструмента в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.

В условиях торговли при проверке качества применяют в основном оргонолептический метод. Проверку проводят в определённой последовательности: внешний вид, игровые возможности, качество звучания.

Проверка внешнего вида сводится к проверке целостности инструмента и его деталей и состояния покрытий. При этом у различных видов инструментов специфические требования к качеству. Так инструменты изготовленные из дерева должны иметь правильно подобранную и симметрично расположенную текстуру дерева, ровный тон окраски, отсутствие дефектов поверхности (непроклейки, вмятины, трещины, царапины, задиры, коробления, пятна от клея, подтеки лака, помутнения и отслоения лаковой плёнки, шероховатости). В инструментах изготовленных из металла, внутренние и наружние поверхности корпусов на всём протяжении должны быть чистыми. Не должно быть наплывов припоя, нагара или других загрязняющих веществ, а так же заусенцев, трещин, острых кромок. Наружные поверхности инструментов должны иметь никелевое или хромовое покрытие или иметь полированную поверхность с сохранением натурального цвета. Кожи всех перепончатых инструментов должны быть целыми и ровными по всей поверхности, равномерно натянутыми на инструменты. Корпус литавр не должен иметь каких-либо вмятин и трещин и должен быть покрыт цветной эмалью. Тарелки не должны иметь зазубрин, трещин, заусенцев на кромках. Они должны быть отполированы и покрыты цветным лаком. У клавишных пластмассовые клавиши должны быть хорошо отполированы, одинакового цвета, без пятен.

Игровые возможности оценивают при проигрывании на инструменте, при этом анализируется: лёгкость звукоизвлечения, динамический диапазон громкости звучания, отзывчивость инструмента при тихой игре, отсутствие посторонних призвуков.

Лёгкость звукоизвлечения неодинакова не только в каждой группе инструментов, но и среди инструментов одной и той же группы, так как она зависит от формы, размеров, конструкции всего инструмента и его отдельных узлов. Так для щипковых и смычковых инструментов существенны размеры корпуса и грифа, удобство обхвата левой рукой. Для клавишных инструментов – это лёгкость управления клавишным механизмом, определяемая статическим сопротивлением, норма находится в пределах 60-100 г, достаточной репетиции, т.е возможностью повторения звуков при частом ударе по одной и той же клавише. Клавишный механизм должен работать четко, без стуков, скрипов и других призвуков, а сами клавиши не должны западать.

В язычковых инструментах меха должны легко растягиваться и сжиматься, клавишный механизм и механизм регистровых переключателей должен работать легко, плавно и бесшумно. Усилия для нажатия правой и левой клавиатур должны быть одинаковыми и незначительными. Необходимо, что бы клапанно-рычажные механизмы и клавиатуры работали чётко, легко, бесшумно.

У духовых инструментов легкость звукоизвлечения зависит от усилий, необходимых для возбуждения воздушного столба и нажатия вентилей и клапанов. Эти усилия могут находится в самых широких пределах в зависимости от вида инструмента.

Качество звучания зависит от акустических свойств инструмента и определяется при проигрывании музыкальных произведений квалифицированным продавцом или товароведом, умеющем играть на данном инструменте. Перед проверкой качества звучания инструмент должен быть работоспособным: щипковые и смычковые настроены по паспорту, ударно-клавишные подстроены, у ударных натянута перепонка и т.п в зависимости от вида инструмента. Язычковые и духовые инструменты предторговой регулировки не подвергаются. Все указанные выше операции производит настройщик, обычно имеющийся в штате магазина музыкальных товаров. После настройки переходят к проверке качества звучания.

При определении качества звучания оценивают точность и стабильность строя, громкость и длительность звучания. Точность и стабильность строя являются наиболее важными характеристиками, так как от них зависит способность инструмента постоянно производить звуки требуемой высоты в точном соотношении друг с другом. При плохой точности и стабильности возникает фальшивость звука.

Правильность строя музыкальных инструментов проверяют по камертону или по инструментам имеющим темперированный строй, например фортепиано. Для обеспечения точности и стабильности строя в струнных инструментах должны быть правильно подобраны и надёжно натянуты струны, точно рассчитана их мензура, а в щипковых инструментах, кроме того, правильно произведена разбивка ладов; в язычковых инструментах тщательно обработаны и настроены голосовые язычки; в духовых инструментах соблюдена длина звукового канала, вентильный и клапанный механизмы должны действовать точно.

Точность строя проверяется на слух или с помощью камертона ля первой октавы, имеющего частоту колебаний 440 Гц, это единственный прибор, применяемый в условиях торговли.

Громкость звучания определяется субъективно, путём сравнения с эталонным инструментом или на основании собственного представления о громкости звучания инструмента данного вида.

Тембр и возможность его изменения оценивается на слух, так же как и громкость звучания.

Провека качества электромузыкальных инструментов осуществляется в той же последовательности, что и проверка акустических инструментов.

В торговле предпродажный контроль производится органолептическим методом. Проверка внешнего вида электромузыкальных инструментов ничем не отличается от проверки инструментов из дерева или металла с отделкой поверхностей пластмассами, искусственными кожами, гальваническими и лакокрасочными покрытиями.

Проверка игровых возможностей электромузыкальных инструментов осуществляется квалифицированными музыкантами при проигровании. При этом оценивается лёгкость переключения тумблеров и вращения регуляторов. Включая поодиночке или совместно регистровые переключатели, проверяют работоспособность схем формирования тембров и звуковых эффектов.

Работоспособность клавишных механизмов и переключателей проверяют поочередным нажатием клавиш при различных положениях переключателей. Клавишные и подклавишные системы должны работать бесшумно и безотказно. Конструкция педальных механизмов должна обеспечивать четкость ощущения позиции педали по отношению к степени нажатия.

Аттестацию музыкальных инструментов, проверку их качества осуществляет экспертный совет, в состав которого входят представители предприятия-изготовителя, артисты, преподаватели учебных заведений, дизайнеры и товароведы. Совет оценивает музыкально-акустические, игровые и художественно-эстетические показатели инструментов на основании методики Научно-исследовательским и конструкторско-технологическим институтом музыкальной промышленности НИКТИМП.

При аттестации музыкальных инструментов учитывают следующие показатели:

- объективные, определяемые по общепринятой методике (проверка массы инструмента, диапазона звучания, количества клавиш, точности настройки, класса отделки и др.)

- субъективные (органолептические, используемые для проверки музыкально-акустических свойств инструмента и игровых свойств инструмента, его товарного вида).

- конструкторско-художественный уровень

Каждый из показателей имеет свой коэффициент значимости, исходя из оценки отдельных показателей даётся комплексная оценка.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 402; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!