ВЫДУБИЦКИЙ МИХАЙЛОВСКИЙ мужской монастырь, 82 страница



Далее в Четьях-Минеях отмечается, что «они не точию человеком помогаху, но и скотом, и ни от кого же что за сие приимаху, творяху бо сия вся не имений ради, дабы златом или сребром обогатитися, но Бога ради. Того ради и безмездние врачеве, и бессребреницы от верных наречены быша». Затем из «Сказания о святых, коим и каковые благодати даются от Бога» видно также, что наши предки молились свв. Косме и Дамиану о прозрении разума к учению грамоте. В азбуковнике XVII в. находим прямое замечание: «Есть обычай многим учащимся совершати молебная святым бессребреникам Косме и Дамиану».

Простой русский люд называл свв. Косму и Дамиана Божиими кузнецами; мастера кузнечные считали их своими патронами и потому почитали грехом работать в своих мастерских в день их памяти. Во многих местах в честь Космы и Дамиана исстари бытовал обычай изготовлять к 1 ноября какие-либо обетные работы и вырученные за них деньги употреблять на покупку свеч к иконам или для раздачи нищим. По народному представлению, эти святые сами занимались кузнечным делом — ковали плуги и раздавали их людям для возделывания земли. Народные загадки кованую железную цепь называют Кузьмою, применяясь в этом случае к имени св. Космы, Божьего кузнеца: «Узловат Кузьма, развязать нельзя». Как Божьим кузнецам, свв. Косме и Дамиану народная фантазия приписывала в виде атрибута одно из важнейших кузнечных орудий — молот и ставила в зависимость от них заключение брачных союзов. Так, например, в одной старинной песне пелось:

 

Там шел наш Косьма-Дамьян

На свадьбу Агафоныча,

Ты святый ли, ты Косьма-Дамьян,

Да ты скуй нам свадебку

Вековечную, нераздельную.

 

Или еще в другой:

 

О святый Кузьма-Демьян,

Приходи на свадьбу к нам

С своим святым кузлом (молотом),

И скуй ты нам свадебку

Крепко, крепко-накрепко.

 

Сковать свадьбу — значило как бы утвердить те невидимые нравственные цепи (взаимные обязанности), какие налагают на себя вступающие в супружество. Наши предки приписывали свв. Косме и Дамиану покровительство над свадьбами, особенно которые совершались в сельском быту около дня памяти этих угодников, благодаря главным образом созвучию имени Космы с народным названием молота кузлом. Совпадение со днем свв. Космы и Дамиана явлений зимней природы послужило основанием для следующих народных примет: «Кузьма закует, а Михайло раскует: Кузьма и Дамиан с гвоздем». Наконец, свв. Косма и Дамиан были известны как хранители кур, поэтому и день их памяти назывался у крестьян Куриным праздником или Куриными именинами. В старину наши предки соблюдали благочестивый обычай в честь этих угодников, известных в народе под именем Курятников: хозяйки в Москве 1 ноября собирались вокруг церкви свв. Космы и Дамиана с курами и потом рассылали их своим знакомым и уважаемым лицам в виде подарка.

Основанием народного представления о покровительстве свв. Космы и Дамиана курам послужило то обстоятельство, что эти домашние птицы как эмблема счастия и плодородия составляли непременную принадлежность свадебных церемоний и необходимое свадебное кушанье. По этим птицам любили гадать наши деревенские девушки о суженых и ряженых. Русскому человеку всего естественнее казалось отдать кур под покровительство свв. Космы и Дамиана, покровителей свадеб. Народное представление о свв. Косме и Дамиане, Божиих кузнецах, в связи с покровительствуемою ими домашнею птицею, петухом , имеет довольно близкое отношение к древнерусскому языческому культу Перуна: божество это как производитель молний и огня предками нашими представлялось в виде кузнеца , а петух считался атрибутом его как птица, посвященная в честь его. Древнеязыческое представление о Перуне могло впоследствии перейти на свв. Косму и Дамиана.

И. П. Калинский 

 

КОСМА ЯХРОМСКИЙ , преподобный († 18.02.1492), родился в благочестивой семье во Владимирской земле, в отроческом возрасте был отдан на воспитание и услужение к богатому боярину. Тот оказался человеком богобоязненным и жил строгой благочестивой жизнью. Он полюбил отрока и постарался дать ему хорошее образование. Заболев тяжелым недугом, боярин в поисках врача провел немало времени, переезжая из одного города в другой. Отрок совершал эти путешествия вместе со своим господином. Однажды, остановившись на отдых при источнике на берегу р. Яхромы, боярин, истомленный болезнью и дорогой, уснул. В это время Косма увидел на дереве икону Успения Пресвятой Богородицы, от которой исходило сильное сияние. Взяв с благоговением св. икону, Косма осенил ею своего господина — и тот проснулся совершенно исцеленным. По истечении времени службы св. Косма с найденной им Яхромской иконой удалился в Киево-Печерский монастырь , где был принят в число братии. По прошествии многих лет после откровения, бывшего ему во сне, прп. Косма вернулся к источнику, возле которого некогда нашел икону, и воздвиг здесь церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы . Вскоре к нему стала стекаться братия, и так было положено основание новому монастырю. Являя собой пример истинного подвижничества, св. Косма собрал множество учеников, руководя которыми достиг глубокой старости и сподобился мирной кончины.

Память прп. Косме отмечается 18 февраля/2 марта и 14/ 27 октября (в день празднования обретенной им Яхромской иконы Божией Матери).

 

КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ Зоя Анатольевна ("Таня ") (13.09.1923–29.11.1941), русская патриотка, партизанка, в 1941, будучи ученицей 10 класса, добровольцем ушла в истребительный партизанский отряд, героически погибла при выполнении боевого задания в тылу у германских оккупантов в д. Петрищево Верейского р-на Московской обл. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

 

КОСОВ , город в Закарпатье, в долине р. Рыбница (приток Прута). Известен с 1424. В XV в. захвачен Польшей, с 1772 — Австрией, в 1919–39 в Польше; в 1939 возвращен России.

 

КОСТОМАРОВ Николай Иванович (4.05.1817—7.04.1885), русский историк, этнограф, писатель. Окончил Харьковский университет. На первых этапах своего творчества находился под влиянием революционно-космополитических элементов (Герцен, Чернышевский и т. п.), но впоследствии порвал с ними.

Костомаров рассматривал русское государство как соединение «двух начал» — вечевого и единодержавного. Главный упор в своих исторических трудах он делал на исследование быта, народной психологии и духа народа. Резко выступал против еврейского засилья в Малороссии. Основное сочинение — «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей».

 

КОСТРОМА , в древнерусской языческой мифологии женское воплощение весны и плодородия — «мать колосьев». В русских обрядах «проводов весны» («проводов Костромы») — молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода . При ритуальных похоронах Костромы ее воплощает соломенное чучело женщины. Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом, но Кострома воскресает. Ритуал призван был обеспечить плодородие. Название «Костромы» связывают с русским «костерь», «костра» и другими обозначениями коры растений. В обрядах, посвященных Костроме, засеянное поле уподоблялось материнскому лону, порождающему плоды. Ритуалы празднования Костромы должны были обеспечить вечное плодородие земли.

 

КОСТРОМА , центр Костромской обл. Расположена на Костромской низменности. Население 286 тыс. чел.

Основана в XII в., впервые упоминается в Воскресенской и Тверской летописях под 1213. С н. XIII до к. XVII вв. неоднократно разорялась татарами, новгородскими ушкуйниками, польско-литовскими войсками и др. С сер. XIII в. центр Костромского удельного княжества; с 1340 в составе Московского государства. Во время польско-шведской интервенции (н. XVII в.) сыграла значительную роль в организации ополчения М. Минина и М. Пожарского . В XVII—XVIII вв. Кострома — один из крупных русских городов с развитым текстильным, металлообрабатывающим и кожевенным производствами. В 1719 вошла в Московскую губ., с 1778 губернский город.

Архитектурные памятники: Богоявленский собор (1559—65); Ипатьевский монастырь (осн. в н. XIV в.), включающий каменные крепостные стены и круглые угловые башни (XVI—XVII вв.), Троицкий собор (1650—52) со звонницей (1603—05), архиерейский (XVI—XVII вв.) и братский (XVI—XVIII вв.) корпуса; на территории монастыря — Музей деревянного зодчества (церкви XVI—XVII вв., избы, ветряные мельницы XIX в.); церкви — Воскресения на Дебре (1652), Иоанна Златоуста (1791).

 

КОСТРОМСКИЕ СВЯТЫЕ . Соборный праздник угодников Божиих, просиявших святостью в древней костромской земле, приурочен к дню памяти прп. Геннадия Костромского . Еще в сер. XIV в. прп. Пахомий Нерехтский основал в этом крае Троицкий монастырь. А вскоре целый ряд обителей устроили ученики прп. Сергия Радонежского: прпп. Иаков Железноборовский, Макарий Писемский и Павел Комельский ; несколько обителей поставил прп. Авраамий Галичский . По благословению прп. Кирилла Белозерского в костромском междуречье трудились прпп. Адриан и Ферапонт Монзенский , в монастыре прп. Паисия Галичского , который обрел Овиновский образ Божией Матери, подвизался Иаков Галичский. Одним из знаменитейших монастырей своего времени, вторым по значению после Троице-Сергиевой лавры , стала Унженская Макариева обитель — одна из трех, основанных прп. Макарием . Сюда был назначен настоятелем будущий свт. Митрофаний Воронежский , впоследствии принявший схиму с именем Макарий, в честь основателя. Образовали свои монастыри прпп. Варнава Ветлужский и Григорий Пельшемский . Костромчанин Иона , митр. Московский и всея Руси, начал свои иноческие подвиги в одном из галичских монастырей. Многие подвижники благочестия принесли плоды добротолюбия и молитвы на Костромской земле.

Собор Костромских святых отмечается 23 января/5 февраля.

 

КОСТРУБОНЬКА (Коструб ), в древнерусской языческой мифологии мужское воплощение весны и плодородия. По своему значению имел тот же смысл, что и Кострома . Ритуальные похороны Кострубоньки определяли момент перехода к весне. В обрядовых действиях Кострубонька представлялся в виде чучела с подчеркнутыми атрибутами мужского пола.

 

КОСТЫЧЕВ Павел Андреевич (12/24.02.1845—21.11/ 3.12.1895), русский ученый, один из основоположников современного почвоведения . Основные труды посвящены изучению биологических основ почвообразования и способов повышения плодородия почв. Костычев показал, что почвообразование — биологический процесс, связанный с развитием растительности и микроорганизмов, и что задача почвоведения заключается в изучении почв в связи с развитием их растительного покрова. Он первым из русских ученых применил свои знания в области микробиологии к изучению процессов разложения органических веществ в почве. Результаты своих исследований Костычев изложил в работе «Почвы черноземной области России. Их происхождение, состав и свойства» (1886). Установил, что источником перегноя черноземов служат органические вещества корневых систем степных растений. Разлагаясь в почве под действием микроорганизмов, корневые остатки почти полностью превращаются в перегной. Большое внимание Костычев уделял изучению структуры черноземных почв, считая ее важным условием их плодородия. Костычев показал специфические особенности микробиологических процессов разложения органических веществ под лесной растительностью, где растительные остатки накапливаются гл. обр. в виде опавших листьев, хвои и веток; разложение их происходит на поверхности почвы в условиях достаточной влажности и доступа воздуха почти до полного разрушения, поэтому под хвойными и хвойно-широколиственными лесами образуются бедные перегноем кислые подзолистые почвы.

В результате геоботанических исследований, посвященных вопросам смены растительности черноземных степей, Костычев пришел к выводу, что в степи на черноземах может расти древесная растительность, если охранять ее в первые годы жизни от сорных трав, отнимающих влагу. В связи с засухой и неурожаем 1891 в кн. «О борьбе с засухами в черноземной области посредством обработки полей и накопления на них снега» (1893) Костычев предложил систему мероприятий по использованию влаги путем обработки почвы и снегозадержания.

 

КОСУЛЯ , тяжелая соха , переходная форма к плугу , с одним лемехом, с отрезом и отвалом (полицею). Был разработан и облегченный тип косули, с которым могла справиться женщина. По мере развития отходничества мужчин на промыслы этот тип косули получил распространение в Костромской, Ярославской, Московской, Владимирской и др. губ.

 

КОСЬМИН УСПЕНСКИЙ мужской монастырь , Владимирская еп., близ с. Лыкова на р. Яхроме. Основан в 1494 прп. Космою , мощи которого почивали под спудом в соборном храме монастыря; здесь же находилась чудотворная икона Божией Матери, именуемая Яхромскою , явившаяся в 1482 прп. Косме. В 1666–75 здесь был игуменом св. Митрофан Воронежский , с собственноручною надписью которого в монастыре хранилось Евангелие.

С. В. Булгаков 

 

КОТЛЯРЕВСКИЙ Иван Петрович (1769—1838), малороссийский писатель. Автор шуточных описаний жизни и быта различных слоев общества русского народа Малороссии. Основные соч.: «Энеида» (1798), «Наталка Полтавка» (1819), «Солдат-чародей» (1819).

 

КОШЕВОЙ Олег Васильевич (1926—1943), русский патриот, командир партизанской организации «Молодая гвардия» в годы Великой Отечественной войны , убит германскими оккупантами.

 

КОШЕЛЕВ Александр Иванович (9.05.1806—12.11.1883), русский общественный деятель и публицист. С детства был близок с братьями Киреевскими и Ф. Одоевским . В 1823–25 член «Общества любомудрия» . С 1840-х вошел в кружок славянофилов . Издавал и редактировал их журналы «Русская беседа» и «Сельское благоустройство» . Участвовал в подготовке крестьянской реформы 1861. Выступал за созыв земской думы, работал в органах земского и городского самоуправления.

О. П. 

 

КОШКА Петр Маркович (1828—13.02.1882), русский матрос, герой Севастопольской обороны 1854–55 . Отличался выдающейся храбростью, военной сметкой на вылазках, при разведке во вражеском тылу, захвате языков, разрушении неприятельских траншей. В исторической литературе имя Кошки олицетворяет подвиги тысяч безвестных героев — русских солдат и матросов, участников обороны Севастополя.

 

КОШКА , домашнее животное, очень любимое на Руси. В русских сказках кошка — очень смышленое существо, способное даже говорить по-человечески. По народным поверьям, трехшерстная кошка приносит счастье тому дому, где живет; семишерстный кот является еще более верным залогом семейного благополучия.

По поведению кошек крестьяне предсказывали погоду и будущее. Кошка свертывается клубком — к морозу, крепко спит брюхом кверху — к теплу, скребет лапами стену — к непогоде, умывается — к хорошей погоде и приходу гостей, лижет хвост — к дождю, на человека тянется — обновку (корысть) сулит. На Руси говорили, что тому, кто убьет чьего-нибудь любимого кота, семь лет ни в чем удачи не будет. По старинным русским поверьям, кто любит кошек, того они охраняют от злых духов и нечистой силы . Это потому что кошки, особенно черные, сами связаны с колдунами . На черную кошку можно выменять у нечистой силы шапку-невидимку и неразменный червонец. Черная кошка нужна черту , чтобы прятаться в нее на Ильин день , когда грозный пророк сыплет с небес своими огненными стрелами.

О. П. 

 

КОЯЛОВИЧ Михаил Осипович (20.09.1828—23.08.1891), русский историк, профессор Петербургской духовной академии, сын священника, автор многочисленных трудов по истории западной России. Известен прежде всего книгой «История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям» (1884), являющейся первым выдающимся опытом историографии русской исторической науки с параллельными критическими, историософскими разъяснениями основных идей русских историков.

О. Платонов 

 

КРАМСКОЙ Иван Николаевич (27.05.1837—24.03.1887), живописец и график, художественный критик. Родился в бедной мещанской семье. С 1857 учился в Петербургской Академии художеств . В 1863 возглавил «протест 14» — отказ 14-ти учеников Академии от участия в конкурсе на золотую медаль на обязательную мифологическую тему, что знаменовало разрыв с традициями академизма. Демонстративно покинув Академию, «протестанты» по инициативе Крамского образовали Артель петербургских художников как форму взаимной помощи и художественной ассоциации (в 1870 Артель сменилась Товариществом художественных передвижных выставок, объединившим наиболее значительных русских художников-реалистов для пропаганды искусства среди широких кругов общества). В 1862–68 Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств.

Крамской был выдающимся мастером глубокого по своей психологической характеристике портрета. Реалистический психологизм нашел отражение в работах Крамского, среди которых следует отметить прежде всего его автопортрет, а также изображения видных русских писателей, ученых, публицистов и общественных деятелей — Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Д. В. Григоровича, С. П. Боткина, П. М. Третьякова, И. И. Шишкина, А. С. Суворина . Крамской создал также галерею крестьянских образов — «Полесовщик», «Мина Моисеев», «Крестьянин с уздечкой» и др. В замечательной картине «Христос в пустыне» (1872) Крамской продолжал традиции А. А. Иванова — дал глубоко психологическое, жизненное истолкование образа Христа, воплотив в нем идею самопожертвованиия. Вслед за ней Крамской приступил к созданию большого полотна на евангельский сюжет «Радуйся, царь Иудейский» (1877–82, осталось незавершенным). Глубоким лиризмом проникнута картина Крамского «Неизвестная» (1883); сложные душевные переживания женщины переданы в картине «Неутешное горе» (1884).

B. А. Федоров 

 

КРАСНАЯ ГОРКА , первое после Пасхи воскресенье, весенний языческий праздник в дохристианской Руси, связанные с культом Дажъбога , пережитки которого сохранялись вплоть до н. XX в. Название «Красная горка» произошло от того, что обряд встречи восхода солнца , или «красной весны», происходит на горе, освещаемой красным солнышком и покрытой зеленым с отливом ковром.

Красная горка в разных местах России праздновалась не всегда в одно время. Так называют Фомину неделю и воскресенье или все время вплоть до Петровок. В Малороссии Красной горкой зовут канун весеннего Егория, 22 апреля/5 мая. Как и в древние времена, русские поднимались на холмы перед рассветом, но славили уже не Дажьбога, а Иисуса Христа.

В некоторых местах России и, между прочим, в Галиции совершался еще на «Святой» обряд погребения — «Кострубонька» , которым изображалось замирание солнечной теплоты зимою и пробуждение, оживление ее весною. Состоял он в том, что одна из девушек, игравших в хороводе , падала, и все подруги начинали оплакивать ее как умершую; потом она поднималась, и все сообща радовались, пели, танцевали и продолжали свой веселый хоровод. Начало последнего, без сомнений, коренилось в тех плясках, пениях и играх, которыми сопровождалось древнее языческое богослужение. Самая форма их — кругообразное движение — символ солнечного движения.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!