ВЫДУБИЦКИЙ МИХАЙЛОВСКИЙ мужской монастырь, 80 страница



Когда прп. Арсений, пробыв на Афоне три года, вознамерился возвратиться в свое отечество, то игумен Иоанн Зидон благословил его иконою Пресвятой Богородицы и предрек основание им обители. С этой драгоценной святыней Арсений возвратился в Россию в 1393. Пришед в Новгород, он явился к архиепископу Иоанну и с его благословения вознамерился устроить монастырь. Достигнув на Ладожском оз. острова Коневца, Арсений обратился с молитвою ко Господу, чтобы Он Сам указал ему место для обители.

Провидение Божие направило преподобного на то место, где впоследствии был построен Каневский монастырь . Здесь он сначала выстроил себе келью, потом и храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы . Вскоре начали стекаться сюда иноки, привлекаемые славою чудес от иконы Пресвятой Богородицы, чудодейственная сила которой открылась при самом начале водворения ее на острове.

В 1573 обитель Коневская помощию Божией Матери была спасена от нашествия шведов. Шведы, разоряя Карелию, хотели разорить монастырь, но заступлением Богоматери вдруг поднялся сильный ветер и взломал лед вокруг острова, так что они не могли исполнить свое намерение. В 1577 опять возгорелась война и заставила коневского игумена с братией взять чудотворную икону и переселиться в новгородский Деревяницкий Воскресенский монастырь . Остров Коневец оставался в запустении более ста лет, до тех пор пока Петр Великий не возвратил русской державе страну Карельскую. По изгнании шведов из Карелии в 1718, Коневский монастырь был обновлен повелением Императора. Но чудотворная икона оставалась еще в Деревяницком монастыре до 1798, когда дозволено было перенести ее в Коневский Рождественский монастырь, в Деревяницком же оставить точный список с нее. Но прежде возвращения в обитель икона препровождена была в Петербург для возложения на нее сребропозлащенной ризы. Здесь от иконы было много чудес: иные исцелялись от глазной болезни, другие — от беснования и расслабления. На Коневской иконе изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем, держащим на левой руке двух голубиных птенцов. Наименование острова Коневцом произошло от коня-камня, находящегося в полуверсте от обители.

Празднуется 10/23 июля.

Прот. И. Бухарев 

 

КОНЕВСКИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ мужской монастырь , на острове Коневце, в северо-западной части Ладожского озера. Основан прп. Арсением , который, прибыв в 1393 на остров для уединенной жизни, первоначально поселился на горе в дремучем лесу, водрузил здесь крест и при нем создал келью; через год преподобный перешел на юго-западный берег к бухте, называемой Владычная лахта, и с несколькими учениками около трех лет проводил здесь скитскую жизнь, а затем построил небольшую деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы . Здесь потом находился Коневский скит. В 1421, в наводнение, вода достигла самого храма, и это побудило преподобного перенести обитель на более возвышенное место. В 1577 монастырь подвергся разорению от шведов, а иноки его переселились в Деревяницкий Воскресенский монастырь ; возвратившись обратно, но восстановлении монастыря в 1549, иноки в 1610 снова должны были, вследствие передачи Карельского края шведам, переселиться в Деревяницкий монастырь. С тех пор остров Коневец находился в запустении более 100 лет, пока Петр I не возвратил России Карелию; по просьбе Деревяницкого архим. Иоанникия, в 1718 остров Коневец был приписан к Деревяницкому монастырю и последний восстановил Коневский монастырь, который с 1760 был признан самостоятельным. В центре позднейших построек монастыря величественно подымался двухэтажный каменный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В нижнем монастырском храме в честь Сретения Господня находились главные святыни обители: на левой стороне у входа почивали под спудом св. мощи прп. Арсения , над которыми возвышалась серебряная изящной отделки рака; близ левого клироса находилась Коневская чудотворная икона Божией Матери (называемая также Голубицкою); с возвращения ее из С.-Петербурга в монастырь отовсюду стали стекаться к ней на поклонение люди благочестивые, и многие из них получали «вся благая и полезная» по их вере к Усердной Заступнице; на этой св. иконе к венцу изображенного на ней Богомладенца был привешен золотой складень с частию ризы Господней. В Сретенском же храме на пьедестале хранилась часть ризы Богоматери в серебряном ковчеге и деревянный ковш, оправленный в серебро, бывший в употреблении у прп. Арсения. В монастырской церкви во имя св. Николая Чудотворца сохранялся иконостас, содержавший в себе изображения событий из жизни святителя. Священным и лучшим местом Коневского монастыря почиталась Святая гора. На ее высотах положено было прп. Арсением начало селения монашеского. На ней в годину искушения было утешительное явление Божией Матери старцу Иоакиму, почему гора и получила название Святой.

С. В. Булгаков 

 

КОНЕНКОВ Сергей Тимофеевич (28.06/10.07.1874—9.10.1971), русский скульптор. Родился в Смоленской губ. Закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и Петербургскую академию художеств. Состоял в обществе «Мир искусства» и Союзе русских художников. С 1924 по 1945 в эмиграции в США, где выполнил портреты Ф. И. Шаляпина, И. П. Павлова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. С. Пушкина, Н. В. Плевицкой . По возвращении в Россию продолжил работать в дереве и мраморе, создавая сказочно-фольклорные образы: «Старичок-полевичок», «Лесовик», «Еруслан Лазаревич», «Жар-птица», «Стрибог» и т. д.

 

КОНОВАЛОВ Дмитрий Петрович (10/22.03.1856—6.01.1929), русский физико-химик, один из основоположников химической теории растворов. Ученик И. Менделеева . В своем классическом исследовании давления пара растворов установил законы, названные его именем (1881—84), создал т. н. теорию упругости пара растворов . Заложил основы теории перегонки жидких смесей (1886). Сформулировал представление об автокатализе (1886–88). Развил представления о критическом состоянии. Автор многочисленных трудов по различным вопросам технической химии.

 

КОНОН МАНДОНСКИЙ , св. мученик, градарь (огородник) († в III в.), празднуется 5/18 марта.

В древнерусских месяцесловах этот святой назывался Оградником (Огородником). Русские крестьяне о нем говорили: «Хотя бы в день Конона Градаря была и зима, начинай пахать огород, и ты только почни в этот день, непременно огород будет добр и овощу будет много». Такой совет и надежда на успешное занятие огородничеством объяснялись тем, что мч. Конон сам был градарем. В житии его замечается, что «он оград себе добр устроил, и сея зелия, и пищу от того себе имяше».

 

КОНРАДИ М., русский патриот. В 1923 В Швейцарии казнил (застрелил) еврейского большевика Воровского.

 

КОНСТАНТА СТОЛЕТОВА , открытие в области физики, сделано великим русским ученым А. Г. Столетовым: отношение напряженности электрического поля к давлению газа при максимальном токе есть величина постоянная.

 

КОНСТАНТИН (в миру Дьяков Константин Григорьевич ) (21.05.1871–23.10.1938), митрополит Киевский. Учился в Харьковской семинарии. Епископ Сумской (1924). Архиепископ Харьковский, экзарх Украины (1927). Митрополит Киевский. Расстрелян большевиками.

 

КОНСТАНТИН (в миру Зайцев Кирилл Иосифович ) (1887—1975), архимандрит. Получил образование экономиста и адвоката. Покинул Россию в Гражданскую войну. Известный публицист в русской эмигрантской прессе. Лектор русского Факультета права в Праге. Переехал на Дальний Восток. Декан русского педагогического института в Харбине (город, где проживало русское большинство в Китае). Стал монахом. Переехал в США. Жил в монастыре в Джорданвилле. Основные труды: «Право в Советской России», «Этика» (2 тома), «Православная церковь Советской России», «Тайна последнего царя».

 

КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ , равноапостольный, император (ок. 274—337) и ЕЛЕНА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ , равноапостольная, царица († 327). Св. равноап. император Римский, известный под наименованием Великий, был сыном имп. Константина Хлора (305–306) и имп. Елены, тайно исповедовавшей христианство. В 306 св. Константин, став императором, первым делом объявил свободу христианского исповедания. Против этого со всем ожесточением восстали в западной части Римской империи — Максенций, а в восточной — Галерий. Царю Константину было дано знамение: на небе воссиял Крест с надписью «Сим победиши». После победы св. Константин стал править западной частью Империи, а с 326 — и всей Империей. В 313 он издал знаменитый Миланский эдикт о полной веротерпимости. Незадолго до смерти св. Константин принял крещение. По просьбе сына его мать — Елена отправилась в Св. Землю, где обрела Крест Господень (326) и много сделала для восстановления поруганных христианских святынь, за что Св. Церковь почтила ее наименованием «равноапостольная».

Память этих святых служила в сельском хозяйстве главным сроком для посевов льна. Поэтому день св. Константина и Елены у крестьян назывался «длинные льны», а св. Елена, или попросту Олена, носила имя Леносевки или Ленницы.

Память свв. равноап. Константину и Елене отмечается 21 мая/3 июня.

 

КОНСТАНТИН КИЕВСКИЙ , митрополит († 1159). Когда вел. кн. Киевским стал Изяслав II Мстиславич, то он потребовал, чтобы митрополитом Киевским и всея Руси был поставлен схимник Климент, что было незаконно: во-первых, потому что Русская Церковь зависела от Патриарха Вселенского; во-вторых, схимник не может стать епископом. Но он все же был хиротонисан по требованию вел. князя. Тогда Вселенский Патриарх прислал в Россию блж. митр. Константина. И на Руси возникло великое несогласие: одни хотели Климента, а другие — Константина. Для прекращения смуты митр. Константин удалился в Чернигов и там скончался. Пред своей кончиной блж. Константин вручил еп. Черниговскому Антонию запечатанную грамоту, взяв с него клятву, что тот выполнит все, что в ней написано. Когда святитель скончался и вскрыли грамоту — то, что было в ней написано, повергло всех в страх и ужас. Грамота гласила: «После моей смерти не предавайте погребению тело мое, но, привязав вервии к ногам моим, извлеките меня из города и бросьте на съедение псам; я согрешил, из-за меня произошел мятеж, пусть будет, зато на мне рука Господня, пусть я пострадаю, да отвратит Господь несогласие и раздоры от народа Своего!» Еп. Антоний не дерзнул ослушаться и сдержал клятву. Три дня тело блж. Константина лежало непогребенным за городской стеной, и все три ночи над ним ярко сияли три огненные столпа, доходившие до неба. Во время погребения святого в Киеве разразилась страшная буря и померкло солнце. «Это наказание Господне за наши грехи», — сказал вел. князь. В Чернигове же в это время ярко сияло солнце и никакой бури не было. После погребения митрополита всюду наступило полное спокойствие.

Память свт. Константину отмечается 5/18 июня.

 

КОНСТАНТИНОВО , село в Рязанской обл., в Рыбновском р-не, пристань на Оке. Родина русского поэта А. Есенина , который провел здесь детские годы, в дальнейшем часто жил и работал. В 1965 в Константинове открыт Литературно-мемориальный заповедник Есенина, в составе которого — крестьянская усадьба родителей поэта, бывший дом помещиков Кашиных и Казанская церковь (1779).

 

КОНСТРУКТИВНАЯ ТЕОРИЯ ФУНКЦИЙ , выдающееся открытие в области математики, сделанное в 1854 русским ученым Л. Чебышёвым.

 

КОНЦЕВИЧ Иван Михайлович (19.10.1893—6.07.1965), русский богослов, родился в Полтаве. Окончил математиком Харьковский университет (1914). Эмигрировал в 1920-х. Окончил Сорбонну в 1930, Богословский институт в Париже — в 1948. Переехал в Америку, где преподавал богословие, русский язык и литературу. Сочинения: «Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси» (Париж, 1952), «Старец Нектарий Оптинский» (США, 1953), «Истоки душевной катастрофы Толстого» (Мадрид, 1960), «Оптина пустынь и ее время» (США, 1970).

 

КОНЧАНСКОЕ-СУВОРОВСКОЕ , село в Новгородской обл., в Боровичском р-не, у оз. Шерегодра. В XVIII -XIX вв. родовое имение Суворовых. В 1942 в доме А. В. Суворова открыт музей, в 1960 преобразован в музей-заповедник, который включает: усадебный дом (1750—60), домик-светелку (1798, восстановлен в 1965), Суворовский колодец на горе Дубиха, парк (к. XVIII в.), здание диорамы «Альпийский поход Суворова» (1975), памятник Суворову (1940, возобновлен в 1960, скульптор Н. Рукавишников), церковь в с. Сопины (к. XVIII в., построена на средства Суворова).

 

КОНЬ , в древнерусской языческой мифологии одно из наиболее почитаемых священных животных, атрибут высших языческих богов, особые существа, связанные одновременно с производительной силой земли (воды) и умерщвляющей потенцией преисподней. В Древней Руси считали, что конь наделен способностью предвещать судьбу, и прежде всего смерть, своему хозяину. В языческие времена коня хоронили вместе с хозяином.

По языческим поверьям, конь считался одновременно детищем Белбога (стихии света и добра) и Чернобога (стихии мрака и зла). Доброму богу посвящался белый конь, а злому — черный. Соответственным образом в древнерусских сказаниях злая сила представлялась выезжающей на черном коне, добрая — на белом.

В русской мифологии образ всадника на белом коне, поражающего змея, стал одним из главных героических сюжетов. У русских существовал особый заговор против змея: «На море на Киане, на острове Буяне, на бел-горючем камне Алатыре, на храбром коне сидит Егорий Победоносец, Михаил Архангел, Илия Пророк, Николай Чудотворец, побеждают змея лютого, огненного, который летал в неверное царство пожирать людей; убили змея лютого, огненного, избавили девицу царскую и всех людей».

Почитание коня в России было таково, что даже в христианские времена ему были установлены особые святые покровители и конские праздники. Покровителями лошадей считались св. Николай Чудотворец , свв. Флор и Лавр , св. Георгий Победоносец и св. Илья Пророк . Особые «конские праздники» отмечали в день памяти свв. Флора и Лавра и на вешний Юрьев день . На лошадях в этот день запрещалось работать, их кормили досыта, подводили к церкви, кропили святой водой, украшали лентами хвосты и гривы, устраивали скачки (но без седел) и конские выставки. На Юрьев день в Рязанской губ. делали «ряженного коня», на котором ездил пастух; на выгоне этот «конь» вступал в потешный бой с «конем» из другой деревни. В Самарской губ. священник, стоя возле костра, зажженного от «живого огня», кропил св. водой прогоняемые через «земляные ворота» конские табуны.

О. П. 

 

КОНЮШИЙ , придворный чин в Русском государстве XV — XVII вв., ведет свое происхождение от княжеского тиуна — конюшего XI-XII вв. С к. XV в. конюшие возглавляли Конюшенный приказ. В XVI в. должность эта была связана с организацией конных дворцовых войск и поэтому считалась высшим «думным» чином. Конюшие Ф. Овчина-Телепнев и Ф. Годунов даже возглавляли правительство.

 

КОПИЕ . — См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ .

 

КОПОРЬЕ , древнерусский город Новгородской земли, село в Ленинградской обл., в Ломоносовском р-не. Расположено на р. Копорке, в югу от Копорского залива Балтийского моря. Впервые упоминается в 1240, когда немецкие рыцари построили в Копорском погосте крепость, разрушенную в 1241 Александром Невским . В 1279 новгородцы построили в Копорье деревянную, в 1280 — каменную крепость, которую в 1282 они же разрушили в ходе феодальной усобицы; в 1297 построена новая крепость, в к. XV — н. XVI вв. реконструирована и усилена; в 1581—90 и в 1612 была захвачена шведами. В ходе Северной войны 1700–21 русские войска в 1703 вернули Копорье России. В 1708–27 владение князя А. Д. Меншикова . В XVIII в. Копорье — уездный город, позднее — село. Сохранились остатки крепости.

 

КОРЕЙША Иван Яковлевич (ок. 1780—1861), один из наиболее известных (наряду с Василием Блаженным) русских юродивых . Жил в Смоленске, с 1817 в Москве.

 

КОРЕЛЬСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ мужской монастырь , Архангельская еп., на берегу Белого моря, в юго-восточной части Двинской губы. Основан в н. XV в. иноком Евфимием (просветителем корелов, ск. 1435, покоился в соборном храме). Разоренный в 1419 шведами монастырь был восстановлен благодаря щедрой помощи Новгородской посадницы Марфы Борецкой. В этот монастырь был сослан Новгородский архиеп. Феодосии Яновский и Ростовский митр. Арсений Мациевич, живший здесь прикованным к тяжелой деревянной колодке. В монастырской библиотеке имелось много древних рукописей и нотных книг знаменного распева. К монастырю был приписан Николаевский Новоземельский скит, в Ледовитом океане, на о. Новая Земля, учрежденный в 1882 и открытый в 1889; при нем школа для детей северных народностей.

С. В. Булгаков 

 

КОРЕННАЯ РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКАЯ пустынь , Курская еп., в окрестностях Курска, при р. Тускари. Основана в 1597 в том месте, где при корне дерева явилась некогда чудотворная икона Знамения Божией Матери, именуемая Коренною, или Курскою. В Смутные времена самозванщины на Руси Коренная пустынь была разрушена до основания. С 1618 по 1764 пустынь была приписана к Курскому Знаменскому монастырю. В 1792 в ней устроено было общежитие. Здесь находилась копия с Знаменской иконы Божией Матери, присланная в дар царями Иоанном и Петром Алексеевичем . В церкви Живоносного Источника, сооруженной близ места явления св. иконы, находился посредине квадратный водоем, огражденный железною решеткою, в который протекала вода от места явления. С южной стороны храма пристроена часовня, сооруженная, по преданию, на том самом месте, где явилась св. икона.

С. В. Булгаков 

 

КОРИН Павел Дмитриевич (25.06/7.07.1892—22.11.1967), художник. Сын крестьянина-иконописца из Палеха. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1912–19) у К. А. Коровина и С. В. Малютина. Руководил реставрационной мастерской Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (1932–59). Участвовал в послевоенной реставрации картин Дрезденской галереи. В конце 1920—30-х работал над эпохальным полотном «Русь уходящая», многочисленные этюды к которому («Схимница», «Отец и сын» и др.) стали по сути духовным гимном уходящей, но не сломленной старой России. С к. 1930-х основная тема живописца — современник (в т. ч. портрет М. В. Нестерова , 1939). В годы Великой Отечественной войны создал триптих «Александр Невский» и серию портретов советских военачальников. После войны работал над мозаичными панно и витражами для Московского метрополитена и МГУ.

 

КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович (29.08/10.09.1868—12.01.1937), русский писатель, этнограф. Родился в Симбирске в семье мирового судьи. Наибольший интерес в его творчестве представляют историко-этнографические очерки и бывальщины — рассказы из народной жизни. Собирал и записывал тексты календарно-обрядовой и духовной поэзии Казанской, Нижегородской, Олонецкой, Симбирской, Смоленской и др. губерний.

Основные сочинения: «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа» (1901); «Трудовой год русского крестьянина» (вып. 1 — 10, 1904); «Волга. Сказания, картины и думы» (1903); «Бывальщины. Сказания, картины и думы» (1896); «В Тысячелетней борьбе за Родину. Бывальщины X-XX веков» (1917).


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!