II . Становление формы в направленном движении.



В ряде проектов Устинова обнаруживается некая повторяющаяся особенность, которую условно можно охарактеризовать как протяженность, направленность. Эта особенность проявляется как некий закономерно возникающий поток, движение и изменчивость самого пространства с одной стороны. С другой стороны она явно выражена в геометрии, построении пространства.

 

Динамика направленного движения.

В проектах Б.Г.Устинова природа динамической направленности выражается в жизнетворном движении, процессуальности.

Обратимся к ряду проектов: например, о проекте Дома Техники в г. Нефтеюганске сам Устинов сказал так: «Под башней вы входите в крытую часть улицы Ленина, которая является пространственным стволом всего сооружения. Она медленно поднимается. Каждый новый ее уровень – это либо площадь, либо сад, либо перекресток с какой-нибудь другой улицей».

 

Схема динамики направленного движения в проекте Дома техники в Нефтеюганске.

 

В проекте театра имени А.С.Пушкина в г. Санкт–Петербурге прежде, чем попасть в здание театра, необходимо преодолеть сравнительно длинный отрезок улицы, который переходит в узкий неф. Далее, пройдя под навесом входа, направленное движение начинает закручиваться двойным спиралевидным пространственным витком, обнимающим основное помещение театра, организовывая вокруг себя фойе, буфет, систему лестниц, охватывая партер сзади и сбоку, сцену и переходя в галереи.

Схема динамики направленного движения в проекте театра им. А.С.Пушкина в Санкт-Петербурге.

То есть допустимо говорить о существовании основного пространственного направления.

Можно определить направленное движение как течение, основополагающее направление движения в пространстве, никогда не слепок со сценария поведения человека в том или ином здании, имеющем свое функциональное предназначение. Направленное движение в этом случае не имеет следа на плоскости в виде жесткой линии – это, скорее «поток», отображение процесса, основное направление, в котором разворачивается структура пространства.

Направленное движение может менять свой вектор в трех измерениях, развиваясь не только вперед, то есть по горизонтали, но и по вертикали. Подтверждение этому можно найти в проекте Молельного дома в г.Калининграде, где направленность заключена в главной лестнице, которая, в конечном итоге, поднимает посетителя в молельное пространство - в место, являющееся для прихожан главной целью посещения.

Допустимо говорить о том, что пространство развивающееся в связи с закономерностями направленного движения, обладает наличием как бы условного пространственного сценария - введение, основная часть, кульминация, послесловие, и, соответственно, достигаемой лишь со временем основной целью внимания.

Направленное движение всегда имеет основную цель следования - кульминацию, при этом, зачастую, начало свое она берет задолго до того, как попадает внутрь сооружения. Часто началом пространственного потока становится улица, как, например в Доме Техники, театре им. А.С.Пушкина, в проекте Дворца бракосочетания.

Схема динамики направленного движения в проекте Дворца бракосочетания в Санкт-Петербурге.

 

Кстати, ещё одной характерной особенностью архитектуры Устинова можно назвать отсутствие механического разделения пространства на градостроительное, жилое или общественное. Всегда присутствует некая равноценность в толковании - залы-площади, улицы-коридоры, здесь это не общественные образы.

В то же время можно сказать, что направленное движение является способом осуществления коммуникации, соединяя, поток образует «узел» из самого связуемого. У Устинова объединение, то есть сведение «частей» в целое происходит разными способами: основные пространства здания либо постепенно «нанизываются» на условную линию направленности, в свою очередь организуя вокруг себя пространства второстепенного назначения, либо разные пространства собираются по обе стороны основного потока. Другими словами, движение в архитектуре Устинова может быть сквозным (проникающим) или касательным по отношению к связуемому. Габричевский пишет о том, что «…чрезвычайно ценно различие двух основных типов связи между отдельными объемными пространственными единицами: возможно соединение при помощи сложения. Прикладывания друг к другу отдельных самостоятельных элементов или при помощи расчленения целого на части как потенциально заложенных в целом. В первом случае внутренне пространство есть сумма, колония, система центральных, замкнутых единиц... во втором – сплошное динамическое единство, дифференцирующееся в процессе своего становления..."У Устинова связь никогда не осуществляется по средствам сложения, скорее можно говорить о каком-то единстве, структурированном, собственно, основным пространственном направлением.

Пространственный поток не однороден, можно заметить, что он как бы фиксируется в каких-то наиболее значимых местах. То есть направленность имеет некие «узлы», особенные места в пространстве, которые ее фиксируют, укрепляют. Иногда это «неопределенные» зоны – буферные пространства, иногда места «перелома», после которых она изменяет свое направление. «Пространственные узлы» - это не то, что соединяет между собой отрезки направленного движения, это всё тот же поток, но в более плотном или, наоборот, более разряженном его предъявлении.

 

 

Наиболее характерными пространственными узлами являются лестницы. В понимании Устинова лестница – это то, что «поднимает, возвышает человека в пространстве», поэтому обычные, типовые лестницы с прямоугольными, расположенными друг над другом, пролетами можно встретить, как правило, только в подсобных, технических помещениях.

Геометрия направленного движения.

Так же направленность как первообраз выявляется в построении. Например, одной из отличительных особенностей проектов Устинова является возможность обнаружения в них оси симметрии. В строении плана Дома техники в Нефтеюганске можно найти ось симметрии, которая будет проходить через все здание, но симметрия в данном случае нарушена, с одной стороны, отсутствием элемента симметрии, с другой - деформацией ее в частях.

Схема геометрии направленного движения в Доме Техники в Нефтеюганске.

 

В плане Общественного центра в Прокопьевске симметрия опять же нарушена отсутствием элемента симметрии.

Очевидно, что симметрия у Б.Г.Устинова никогда не абсолютна – это противоравенство, противоподобие. Устинов почти всегда, соразмерное подобие расположения частей целого нарушает за счет смещения с оси осевого элемента, иногда вместе с осью (например, в проекте Дома Техники течение направленности «ломается» в месте, где заканчивается подготовка посетителя к восприятию нового, организованного пространства – в кассовом вестибюле), или за счет применения однохарактерных в целом, но измененных в частях фигур построения.

Собственно, создание геометрии плана за счет совмещения двух половин от разных фигур построения характерно для Устинова и встречается в ряде проектов. В каких-то случаях это две половины одной фигуры, но по-разному деформированные, тогда совмещение происходит по оси симметрии.

Зачастую ось построения совпадает с пространственным потоком, иногда это происходит в тех случаях, когда наблюдается симметричная конфигурация плана в целом. Интересно, что, как правило, нарушение симметрии в плане влечет за собой отсутствие поддержки оси симметрии. Иногда наличием симметричных пространств отмечаются наиболее важные места в проекте. Так, например, в проекте начальной школы учебно-воспитательного комплекса в г.Прокопьевске коридоры служат основным общественным направлением. В связи с назначением сооружения, в проекте предусмотрен не один единственный вход (каждый блок имеет свой вход), основной поток движения призван организовывать структуру школы, включающую в себя многочисленные блоки. Здесь ось построения предъявлена в двух фрагментах и является осью симметрии. В одном случае проходящей через бассейн, помещение для занятий и один из классов перпендикулярно оси движения, в другом случае ось построения проходит через школьный зал, в том и другом случае это помещения всеобщего пользования. Направление движения имеет три перелома, один из которых фиксирован рекреационным пространством, второй, основной, узел пересечения с осью симметрии, третий, в свою очередь, образованный перекрестком, обозначенным группой помещений (музыкальный зал, кафе-столовая, кафе преподавателей, часть оси в этом месте ответвляется ко второму входу).

Вообще, для проектов Устинова характерно преломление, как оси построения, так и направления движения. Оси «ломаются» под тупым углом примерно в 1200 – 1300. Углам в архитектуре Устинова отводиться большая роль. По мнению Устинова «без углов нет проекта». Углы присущи всему – фигурам построения, осям, движению, свету.

Прямой угол, в архитектуре Устинова, заслуживает отдельного разговора. Сам Б.Г.Устинов об этом говорит так: «Прямой угол, и в двухмерном, и в трех мерном пространстве, является пространственным воплощением самосозидающей себя воли среди бесконечного множества других углов в пространстве. Вертикально стоящий камень – это самонесущая конструкция, не нуждающаяся ни в каких опорах – одна из первых сознательно построенных человеком конструкций, полностью опертая на понимание человеком физического мира, его окружающего. Прямой угол, между стержнем и поверхностью, на которой он стоит, был опрокинут на плоскость, на поверхность, самосознающей себя волей, это волевое сознательное усилие.

Ортогональная структура поселений Средиземноморья, Месопотамии – это торжество прямого угла, чистое проявление в пространстве сознающей себя воли. В подавляющем большинстве других применений прямой угол, особенно в новейшей архитектуре, утратил свою торжественность.

Понимание того, что такое прямой угол в пространстве, превратилось в техническую рутину, обусловленную инструментарием (в том числе, а может быть, в первую очередь) – рейсшиной и угольником, что вызвало Райтовскую усмешку: «Треугольники и рейсшины умнее тех, кто ими пользуется».

Можно сказать, что для Устинова не свойственно повсеместное употребление прямого угла. Прямой угол как бы преобразовывается, сглаживается.

Зачастую прямой угол присутствует только во второстепенных пространствах, например, подсобных или технических помещениях.

Прямые углы не проявлены в пространстве, а как бы сглажены, срезаны, в каких-то случаях вогнуты, при взаимодействии с течением пространственного потока.

 

 

 

Иногда из-за изменения его направления или интенсивности, так как возникновение угла как такового уже говорит об изменении направления развития пространства, а движению, будь то движение потока, или человека, как мне кажется, не свойственно менять направление под прямым углом, здесь при повороте всегда присутствует скругление, срез.

 

 

В ряде случаев за счет отсутствия прямого угла сформировывается ещё одно пространственное преобразование встречающееся во многих проектах, которое я, условно, называю "экседра".

"Экседра" отличается отсутствием двух прямых углов, то есть образована пятью плоскостями. 

 

"Экседра" в проекте ДК ВОГ

 

"Экседра" может восприниматься самостоятельно, а может содержать в себе несколько разделенных пространств.

"Экседра" в проекте дома персрнала Детского сада.

 

Отсутствие прямого угла так же объясняется взаимодействием статичной плоскости и динамичного потока.

Тоже самое происходит при сдвиге и перемещении, сдвигаемый элемент или перемещаемая плоскость сдвигается под напором процесса, движения.

"Сдвигом" я называю одну из наиболее часто повторяющихся отличительных особенностей проектов Устинова. Это последовательное смещение однотипных, «блокированных» частей плана в одном направлении относительно друг друга. Как правило сдвиг наблюдается в проектах с протяженными планами, где присутствует блокирование элементов. То есть сдвиг изменяет характер движения вдоль сдвигаемых частей.

Например, в гостинице во Пскове Устинов "сдвигает", так называемую, группу VIP номеров на первом этаже. В этом случае номера сдвигаются на разное расстояние, при этом каждый сдвигаемый блок компонуется из разного количества номеров.

Допустимо говорить о том, что пространство, располагающее этой особенностью, обладает наличием как бы условного пространственного сценария (введение, основная часть, кульминация, послесловие), и, соответственно, что важно, достигаемой лишь со временем основной целью внимания.

Проект включает в себя типовые номера и группу номеров повышенной комфортности, которую, очевидно, необходимо выделить. Эти номера обращены на реку, расположены на первом этаже, за счет сдвига ширина коридора постепенно увеличивается, образуется автономный холл. Этот прием находит свое отражение на главном фасаде гостиницы (главном не с точки зрения архитектурной проработки, а с точки зрения восприятия – обращенность к реке и наличие входной зоны), который становится более пластичным.

"Сдвиг" во фрагменте плана гостиницы во Пскове.

 

В проекте Учебно-воспитательного центра в г.Прокопьевске «сдвиг» присутствует в плане начальной школы. И обуславливается в данном случае изменением направления оси движения – коридоров, вдоль которых располагаются сдвигаемые элементы. Сдвигаемые блоки не поменяли свое направление вслед за коридором, то есть остались параллельны между собой, но уже не перпендикулярны коридору. Это, вероятно, объясняется расположением солнца, блоки как бы поворачиваются к нему. В итоге изменилась конфигурация плана каждого элемента.

"Сдвиг" во фрагменте плана начальной школы учебно-воспитательного комплекса в Прокопьевске.

Сдвиг встречается не только в проектах комплексов, состоящих из блокированных элементов. Сдвигу может быть подвержена часть стены или оконный проем.

"Сдвиг" во фрагменте плана Дома культуры .

Сдвиг может происходить по касательной, как, например, в проектах блокированных жилых малоэтажных комплексов. Сдвиг не всегда читается внутри сдвигаемого элемента, то есть не играет большой роли в воссоздании отдельного пространства, но видится в пластике объема. А в фойе школы, где сдвигу подвергается застекленная стена, он воспринимается со всех точек зрения: в плане, в объеме, внутри пространства.

Иногда в проектах Устинова встречается сдвиг не отдельного пространства, допустим, номера или жилого блока, а части фигуры построения. Это пространственное преобразование я условно называю перемещением. Перемещение выражено в смещении фрагмента пространственной конфигурации на некоторое расстояние. Фрагмент при этом может значительно или вовсе не менять своих размеров.

Как правило перемещение происходит в местах столкновения пространственного потока с плоскостью стены, иногда этому сопутствует стремление потока к дальнейшему течению происходящему уже между двух плоскостей - отодвинутой и оставшейся, отодвинутая при этом, как бы повторяя поток, вытягивается в длину.

"Перемещение" во фрагменте плана ДК ВОГ.

Перемещение присутствует, например, в проекте Дворца бракосочетания в золе регистрации. Где основной пространственный поток - движение сочетающейся браком пары - сначала преобразовывается в пространство, обладающее центром - зал регистрации, здесь он как бы врезается в замыкающую его плоскость, отодвигая ее, а потом будучи уже второстепенным проникает в образовавшийся коридор.

"Перемещение" во фрагменте плана Дворца бракосочетания.

Согласно утверждению Устинова, один из трех родов "пространства для многих – «пространство почитания»". «Это пространство предумышленно созданное. Оно отличается от многих умышленной ориентацией внимания, непременно в одну сторону. Это пространство, порожденное сознанием. Его отличительная черта – наличие оси внимания. И каждый присутствующий здесь теряет свое индивидуальное значение».

 Основной отличительной особенностью направленности является наличие направленного движения, то есть, предопределения некой цели следования – предмета внимания. Разумеется, абсолютно неверно было бы говорить о том, что направленность, как пространственный первообраз, есть предъявление "пространства почитания". В пространствах, развивающихся по принципу направленности самоценен предмет внимания, это внимание к нему направлено по множеству осей, соединяющихся в одну – направление внимания. а направленности - с «пространством почитания». Я думаю, возможно некоторое соотнесение направленности как пространственного первообраза с "пространством почитания". Речь идет, конечно, не о прямом отображении, поскольку в данном случае не уместно применение механистических привязок. Но, я считаю, что между двумя этими понятиями существует соотношение, позволяющее утверждать, что в их основе заложен единый принцип.

 

III . Становление формы в концентрическом поле.

Другая присущая архитектуре Устинова особенность заключается в возможности выявлении окруженного центра. В случае окружения и центра динамика не имеет протяженного развития, течения основного потока и, следовательно, не может быть активной, она как бы изолирована и поэтому, скорее, речь идет о неком поле.

Геометрия этого первообраза выражена в возможности выявления окружности и её центра, при этом геометрический центр совпадает с событийным. Геометрия, в данном случае, имеет два основных принципа - секторальность и собирание вокруг

Окружение и центр как пространственный первообраз так же развивается от процесса и от построения.

Динамика концентрического поля.

Динамика этого первообраза не обнаруживает в пространстве направленного горизонтального развития. Можно говорить не о динамике как таковой, а, скорее, о неком подвижном поле, заключенном в оболочку.

Анализ работ Устинова дает повод говорить о том, что пространство созданное Устиновым - полипространственное, то есть содержит в себе несколько подпространств (полей). Каждое поле – это более или менее четко выраженная самостоятельность. Другими словами, каждое подпространство несет свой смысл, имеет свой «центр», необязательно материально проявленный в физической реальности. Таким образом, пространственная структура обладает сверхплотностью. Каждое поле, как и пространство в целом, может быть экстравертивным или интровертивным. Пространство здания в целом, или совокупность подпространств, в свою очередь, имеет основной центр, ядро. Ядром библиотеки, например, является каталожное пространство, как «сгущенное предъявление библиотеки», это находит отражение в построении – ни в одно помещение библиотеки нельзя попасть, минуя каталог. В каких-то случаях центром является ядро пространственного поля. Как, например, в молитвенном пространстве церкви.

Схема динамики концентрического поля в проекте молельного дома в Калининграде.

Это поле, как уже говорилось, неоднородно по своей структуре, в некоторой степени на это влияет пульсация, изменчивость самого ядра, что в свою очередь отражается на пластике пространства - стены и перегородки как бы уступают под давлением этого движения.

Как выяснилось, центр во всех изученных проектах – это место фокусировки всеобщего внимания.

 

Схема динамики концентрического поля в проекте школы Учебно-воспитательного комплекса в Прокопьевске.

 

В определении центра нет приоритета, то есть центральное пространство может быть концентрированным предъявлением центра всего здания, а может быть составляющей, наиболее важной частью плана.

Геометрия концентрического поля.

Анализ работ Устинова дает возможность говорить о наличии двух основных геометрических принципах этого первообраза - собирание вокруг и секторальность.

 

Собирание вокруг.

Изучив проекты Устинова, можно сказать, что фигуры положенные в основу построения планов могут быть домыслены до изначально правильных, другими словами, любой план или часть плана можно достроить до правильной фигуры, то есть фигуры которая вписывается в окружность или описываются вокруг неё, это подразумевает наличие геометрического центра.

Схема геометрии концентрического поля в проекте Общественного центра в Прокопьевске.

 

В проекте Общественного центра в г.Прокопьевске конфигурация плана представляет собой квадрат, разделенный диагоналями на четыре треугольника, один из которых отсутствует, а каждый из трех других несет свой функциональный смысл.

На пересечении диагоналей-улиц обнаруживается площадь – геометрический и событийный центр всего комплекса.

В проекте Молельного Дома в г.Калининграде план можно достроить до шестиугольника. Центром в этом случае служит лестница, в то же время, являющаяся главная вертикальная направляющая движения, ведущая в основное смысловое пространство всего сооружения.

Схема принципа "собирания вокруг" в проекте молельного дома в Калининграде.

 

Окружение центра может присутствовать во фрагменте плана, это часто наблюдается в проектах, где пространство как бы делится на "индивидуальное" и общественное, например, в гостинице, учебном комплексе. Как правило, это квадрат, шестиугольник или восьмиугольник.

Секторальность.

С другой стороны, в ряде проектов план или часть плана мысленно можно достроить до доли окружности – сектора. Секторальность применяется в проектах сооружений различного назначения: в проекте жилого дома, школы, Дома культуры. Степень читабельности, геометрической проявленности этого образа то же везде разная. Например, в части плана общеобразовательной школы все лучи, образующие непосредственно сектор, поддерживаются стенами и колоннами и воспринимаются непосредственно в пространстве. В проекте Дома культуры секторальность присутствует в самостоятельной части всего сооружения – концертном зале и группе сопутствующих помещений так, что эстрада (место обращение направленного внимания) стремится к центру предполагаемой окружности. Лучи образующие сектора здесь тоже зафиксированы, но так, что воспринимаются только в плане, а группа примыкающих помещений, но, являющихся подсобными, секторальность уже не поддерживает, за пределами концертного зала лучи как бы перестают расходиться от центра, становятся параллельными друг другу.

Схема принципа "собирания вокруг" в проекте Дома культуры в г.Шевченко.

 

Надо заметить, что рассматриваемый концертный зал является одновременно примером «окружения центра» и «секторальности», поскольку план одновременно вписывается в квадрат и является четвертью окружности.

Часто секторальность присутствует в планах залов всеобщего собрания людей. Сцена в этом случае либо совпадает с предполагаемым центром круга, либо стремится к нему, как в зале гостиницы во Пскове, что говорит о двойственном значении центра. В проектах Детского сада и школы зал так же является сектором.

Концентрическое поле, как и направленное движение, может иметь симметрию. Здесь симметрия опять-таки не абсолютная, а нарушенная.

В ряде проектов Устинова встречается некая повторяющаяся отличительная черта, которую я условно назову умножение и рост. Заключается она в том, что геометрия пространства в определенном месте начинает развиваться по принципу повторения отдаляющихся и, соответственно, растущих по мере отдаления от центра элементов.      

В каких-то случаях, как например, в проектах учебно-воспитательного комплекса в г.Прокопьевске или Дома техники, можно предположить, что это преобразование сформировано под влиянием пространственного поля.

"Умножение и рост" в проекте школы в учебно-воспитательном комплексе в Прокопьевске.

 

Когда пластика пространства как бы подается пульсирующему ядру поля и отодвигается под его воздействием. В этом случае геометрический центр строения первообраза непосредственно совпадает с центром самого поля. Умножение и рост имеет свой центр, который необязательно совпадает с центром всего первообраза.

Например в проекте Общественного центра в г.Прокопьевске умножение и рост имеет ось симметрии, по обе стороны от которой расположены два центра данного преобразования.

 

"Умножение и рост" в проекте Общественного центра в Прокопьевске.

 

Во второй главе уже говорилось о некоторых пространственных преобразованиях, часть из них являются общими как для направленности, так и для окружения и центра. Например, совмещение двух половин от разных фигур в одной. В проекте жилого дома в Набережных Челнах план строится по принципу секторальности, таким образом совмещаются два сектора, но по-разному деформированные.

"Совмещение" в проекте жилого дома в Набережных Челнах.

 

Совмещение не всегда воспринимается в пространстве, например когда оно происходит по визуализированной оси – стене, как в плане коттеджа в Набережных Челнах. Но совмещение, которое произошло по невидимой оси построения, как, например, в танцевальном зале Дома культуры, будет восприниматься как в плане, так и в пространстве.

"Совмещение" в проекте Дома техники в Нефтеюганске.

 

В своей статье «Театр и пространство» архитектор пишет о том, что существует три рода пространств, первородным из них было «пространство собрания» - «Эта форма собрания инстинктивная и поэтому свойственна всему живому». Первое, что его отличает - «вовлеченность всех людей в событие. Люди обращены лицом друг к другу. Взгляды пересекаются. Каждое деяние здесь… адресовано ко всем. Главное в нем обращенность всех ко всем; окружённость события всеми; наличие особенного поля внимания». Основная суть собирания вокруг заключается в наличии центра, будь то окружение цента или секторальности. 

Другими словами, в пространствах, в основу которых заложен принцип собирания вокруг, центр окружен вниманием, в то же время каждый присутствующий самоценен. Я ни в коем случае не утверждаю, что это связано с рассуждением Б.Г.Устинова о «фундаментальных формах собирания людей в пространстве», но, на мой взгляд, возможно говорить о некотором сопоставлении окружения и центра, как пространственного первообраза, с Устиновским «пространством собрания».

 

V . Заключение.

Исследование показало, что проекты Б.Г.Устинова, строятся на взаимодействии ряда двойственных систем: возможность и невозможность разложить их на составляющие, происхождение от процесса и от построения, наличие двух пространственных первообразов, - Направленное движение и Концентрическое поле.

Пространство отдельного сооружения начала сосуществуют сооружения не обязательно развивается в связи с законами какого-то одного первообраза. Направленность и окружение центра не являются взаимоисключающими, оничасто одновременно присутствуют в проекте. Например, весь проект в целом может развиваться в связи с законами первообраза направленности, а в наиболее важном месте возникает пространство окружения и центра.

Так же были выявлены некоторые повторяющиеся пространственные преобразования, в известной степени, определяющие, индивидуализирующие архитектуру. 

Они могут быть как общими для обоих первообразов, так и оригинальными для каждого. Можно говорить о неоднозначности их восприятия. Один и тот же способ, возникающий разных случаях, может прочитываться по-разному: только во внутреннем пространстве или в геометрии плана, что определяется его чисто механистическим характером, или же он находит свое отражение на фасаде. Так же очевидна сложносоченённость пространственных и геометрических преобразований, то есть их сочетание и взаимодополняемость.

У Устинова много сказано как об архитектуре в целом, так и о его собственной. Моя работа, мне кажется, не противоречит тому, что уже сказано, но является неким раскрытием темы в несколько ином ракурсе.

 

 


[1] Сам Устинов дает следующее определение пространства: «Пространство – это то, что обладает одним единственным свойством – наполняться. Важно, что пространство архитектурное не тождественно пространству геометрическому. «Геометрическое пространство отвлеченное, оно может быть трехмерное или четырехмерное. Архитектурное пространство – экзистенциальное, наполненное. И, благодаря способности наполняться, архитектурное пространство – бесконечномерное, его мерности – движение солнца, рельеф, ветры, растительная жизнь… одним словом, наполненность природная. Но существует и другая наполненность этого пространства – деятельность и продукты деятельности людей, которые жили в этом месте – это фрагменты города, фрагменты национального пространства, наполненность речью, это какая-то экономическая реальность, техническая. Это мерности другого рода».


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 388; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!