I . Динамическое и статическое начала в двух основных принципах развития пространства у Б.Г.Устинова.
МАРХИ
КАФЕДРА СОВЕТСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Дипломная работа по теме:
"ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПОСТРОЕНИЙ В АРХИТЕКТУРЕ Б.Г.УСТИНОВА"
Дипломная работа Плосканич В.Е.
Руководители: проф. Шишкина И.В.
проф. Явейн О.И.
2002
Введение.
Настоящее исследование является второй частью работы посвященной творчеству Б.Г.Устинова. В первой собраны все проекты и тексты архитектора, которые удалось найти.
Актуальность темы.
В основе архитектуры Устинова лежит индивидуальное творческое видение и личная архитектурно-профессиональная система взглядов, которую можно было бы назвать его индивидуальной философией архитектуры.Эта система взглядов связана с тем, что Устинов называет "пространственным истолкованием жизни", с переводом некоего события, процесса в архитектурно-пространственную мерность. Это творческое видение и система взглядов, как кажется, не имеют прямых аналогов, их глубина и неординарность делают актуальным исследование его творчества.
Сам Устинов сформулировал основы своего творческого видения в следующих основных положениях, определяющих его проектную работу:
1. "Строя деятельность, строю пространство. Строя пространство - строю деятельность. Пространство-деятельность есть материя, которую формирует архитектор".
2. "Архитектурный проект есть образ пространственного существования разнообразных сообществ, которые выращиваются из природы места, деятельности и деяния /или сообщества деяний/".
|
|
3. "Языкесть первоявление национального пространственного самочувствия";
4. "Тональное и атональное пространство - световые состояния пространства";
5. "Прямойугол впространстве - исключительное явление - утверждение самосозидающей себя воли".
6. ""Фундаментальные" формы собирания людей в пространстве – "пространство собирания", "почитания" и "игры"";
7. "Чем сильнее сознание, тем глубже оно уходит корнями во внесознательное /сверх и бессознательное/. Жизнь глубже, шире и выше смысла, то есть нашего сознания";
Собирая материал, я не обнаружила ни одного сколько-нибудь фундаментального исследования архитектурного творчества Б.Г.Устинова. Однако существует ряд публикаций разных авторов, освещающих те или иные проекты архитектора. Эти различные публикации объединяет одно - признавая несомненную глубину и самобытность Устинова, авторы в целом не выходят за пределы самоистолкования архитектора.
Творчество Устинова возможно рассматривать с разных точек зрения. Среди них, вероятно, наиболее многообещающим выглядит рассмотрение связи его архитектурной философии с проектной практикой. Однако я попыталась подойти к изучению творчества Устинова с противоположенной стороны - не от его идей и взглядов, а от внутренней логики его пространственных построений.
|
|
Данная работа направлена в основном на изучение пространства, поскольку именно пространство у Устинова является тем организующим началом, которое собирает вокруг себя все остальное[1].
Я исходила из того, что проектируя, Устинов пользуется собственным своеобразным пространственным синтаксисом, по которому работы его легко узнаваемы, явно отличимы от других, в этом смысле его пространственные первообразы и уже, и шире его философии.
Целью исследования является выявление внутренней логики образов "пространственного синтаксиса", логики построения целого и составляющих его частей и связей. Работа не является попыткой раскрытия авторского метода проектирования.
В задачи исследования входит:
- В многообразии архитектурных решений архитектора выявить некоторые повторяющиеся пространственные построения, характерные пространственные связи и отношения.
|
|
- Раскрыть исходные первообразы пространственных построений в работах Устинова, их взаимодействия и преобразования.
Объектом исследования являются проекты, постройки, тексты Б.Г.Устинова. В качестве объекта детального исследования избраны следующие работы: Библиотека им А.С.Пушкина, Дом культуры Всесоюзного Общества Глухих (ВОГ), Дом техники в г. Нефтеюганске, Дом культуры в г. Шевченко, Молитвенный дом в г.Калининграде, Общественный центр в г. Прокопьевск, особняк в г. Анапе, Дворец бракосочетаний в г. Санкт-Петербург.
Предметом исследования являются пространственные построения Б.Г.Устинова.
В границы исследования входит изучение особенностей пространственных построений в творчестве Б.Г.Устинова. Не рассматривается взаимосвязь этих построений с конструкциями сооружения, со всем многообразием их функций и образов, за границами исследования так же осталась тема градостроительства.
Методологически исследование основывается на теории А.Г.Габричевского о сосуществовании двух начал в архитектурном пространстве - статическом и динамическом.
Представляется, что связанные с этой теорией идеи А.Г.Габричевского являются одним из инструментов раскрытия внутренней логики пространственного синтаксиса работ Устинова.
|
|
Структура работы.
Исследование включает в себя две части.
В первой собраны все проекты и тексты Б.Г.Устинова, которые удалось найти.
Вторая часть состоит из Введения, 3-х глав и Заключения.
1. В первой главе исследования излагается принцип динамического и статического начал в архитектурном пространстве, согласно теории А.Г.Габричевского. И делается попытка сопоставления этой теории с обнаруженными закономерностями возникновения пространства Устинова. Наличие двух пространственных первообразов ("Направленность" и "Окружения и центр") в архитектуре Устинова.
2. Во второй главе исследования описывается первообраз Направленности, развитие и взаимодействие динамического и статического начал внутри данного первообраза.
3. В третьей главе описывается первообраз Окружения и центра, развитие и взаимодействие динамического и статического начал внутри данного первообраза.
4. Заключение.
I . Динамическое и статическое начала в двух основных принципах развития пространства у Б.Г.Устинова.
Сравнивая самые разные проекты Устинова я обнаружила существование двух особенностей, двух принципиально разных закономерностей жизни пространства. С одной стороны - присутствие некоего потока, направленного пространственного течения, это может быть описано какнекая устремленность, протяженность пространства. Суть второго заключена в возможности выявления некоего пространственного ядра, центра, который так или иначе собирает, организует пространство вокруг себя.
Эти две закономерности я, условно, назову пространственными первообразами, при этом под первообразом, в данном случае, следует понимать не сам образ как таковой, а некое его начало, устройство, принцип формообразования пространства.
Оба принципа основываются на совмещении в себе двух начал - динамического и статического.
Теоретической поддержкой изучения пространственных построений Б.Г.Устинова является теория А.Г.Габричевского о том, что архитектурное пространство, произведения искусства и, даже, любая осознающая себя жизнь строится на взаимодействии двух исходных полярных начал - статического и динамического: "...всякое существо мыслится либо в категориях духовности, становления, процессуальности, изменчивости, либо в категориях материальности, бытия, устойчивости, постоянства и неизменности. Двойственность эта... создает как бы предельные типы двух основных мирочувствий, которые мы назвали пластическим и динамическим... Мало того, вся история человеческого духа есть история борьбы этих двух начал..."
Габричевский пишет о том, что "Всякая живая трехмерная форма в природе, наша собственная личность, наконец, всякое произведение зодчества разлагаются нашим дуалистическим сознанием на материальную более или менее субстанциальную оболочку и на облекаемое ею более или менее субстанциальное духовное ядро, причем центр тяжести переносится то на одно, то на другое в зависимости от двух основных уклонов миропонимания".
Таким образом, во всяком пространстве, в частности, архитектурном, возможно неодинаковое соотношение статического и динамического начал. При этом наряду с обычным пространством, которое, как правило, трактуется с точки зрения материальной статики, существуют пространства идеального синтеза или идеального взаимодействия этих двух полярных начал: "Пространство оформляется по двум основным, притом плоскостным взаимно перпендикулярным координатам, из которых одна – горизонтальная, совпадающая с плоскостью земли, как условие нашего отвесного положения, другая – вертикальная плоскость, перпендикулярная нашей фронтальной направленности… Точно также и выразительная архитектурная плоскость осмысливается как встреча витальной плоскостной координаты с материальной поверхностью… Архитектурная стена есть... с одной стороны, произвольно продвинутая в глубь фронтальная координата как раз настолько, насколько это нужно самоограничивающему себя движению, с другой, – непроницаемая, косная масса отражающая это движение…".
Пространственные построения Устинова, кажутся наглядным воплощением взаимодействия динамики и статики как таковых.Это утверждение находит подтверждение при рассмотрении работ Устинова, где материал постоянно организуется, преобразовывается и деформируется под воздействием живого движения пространственного потока. Таким образом, пространство Устинова является примером преобладания начала динамического над статическим. Об этом у А.Г.Габричевского написано как о «пути виталистической динамики, для которой она – след, оставляемый организованной и индивидуализирующейся таким образом первостихии на неорганизованном, противостоящем ей инобытии. Субстанция, формирующая изнутри, есть движение, а протяженность - один из атрибутов этого движения – воспринимается в динамическом мирочувствии как начало творческое и формообразующее по преимуществу». "Динамическое пространство есть протяженная стихия всякого живого движения... оно вечное, непрерывное движение и динамика по преимуществу".
Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 397; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!