Структура музыкального слуха.



Работа над культурой восприятия в классе гитары.

 

Смотреть и видеть – это два разных слова в русском языке, несущих в себе два разных понятия».

    Любой музыкант, любой музыкальный педагог сталкивается с необходимостью развивать восприятие. Любое концертное исполнение, требует от исполнителя, в процессе подготовки развивать восприятие музыкальной деятельности. И, рано или поздно, у любого исполнителя встаёт вопрос, а можно ли развивать восприятие целенаправленно и осознанно, можно ли выявить некие закономерности в процессе развития восприятия, или просто заниматься, а там: как Бог на душу положит? Возможно ли выработать некую стратегию развития восприятия, позволяющую ускорить этот процесс?

Прежде чем начинать разговор о столь интересной и важной теме, я хотел бы определить само понятие «восприятие». Считаю, что данное понятие, в контексте музыкальной деятельности, хорошо рассмотрено в книге Ю.А. Царгаталли «Психология музыкально-исполнительской деятельности». Вот что он пишет в главе, посвящённой данной теме:

«Восприятие все же не отдельные ощущения и даже не простая их сумма. Поэтому вторая его фаза - синтетическая или интегральная - связана с межанализаторным анализом и синтезом раздражителей. Возникающий при этом первичный образ представляет собой продукт деятельности нескольких анализаторов при участии ассоциативных отделов коры головного мозга, обеспечивающих сложные мыслительные процессы и связанные с отделами мозга, ответственными за возникновение эмоций и чувств. И хотя говорят о зрительном, слуховом, двигательном образе музыкального произведения, однако все они являются лишь этапами в создании целостного образа музыкального произведения, его компонентами.

Поскольку в восприятии задействованы разные психические процессы (ощущения, собственно восприятие как возникновение первичного образа, память, мышление) целесообразно рассматривать восприятие музыкального произведения не только как психический процесс, способность, профессионально-важные качества, но как действие.»

Такое рассмотрение восприятия, подводит к выводу о том, что развивать восприятие следует не в каких-то отдельных «специальных» формах работы, а интегрировать развитие восприятия во все привычные формы работы, возможно, несколько видоизменяя их, своевременно акцентируя внимание на нужные аспекты.

Безусловно, восприятие у всех индивидуальное, причём индивидуальные различия в сфере восприятия могут быть очень велики. Кроме того, работа над развитием затрудняется ещё и тем, что информационный обмен между учителем и учеником тоже индивидуален, и слова (примеры, демонстрации), сказанные одному ученику, могут быть не информативны для другого. Совершенно очевидно, что процесс развития восприятия невозможно алгоритмизировать. Но данный факт не означает того, что стратегия развития восприятия не возможна в принципе, просто она, стратегия, должна выработаться в процессе обучения, и для каждого ученика она будет своей.

Попробую тезисно, с небольшими комментариями, и ссылками на примеры конкретных форм работы изложить те принципы, которые я смог выявить в своей деятельности (как исполнительской, так и педагогической):


- Учитель должен сам иметь концепцию развития восприятия, и постоянно совершенствоваться в этом направлении. В условиях многовариантности успешной концепции развития восприятия в тандеме учитель-ученик, успешная концепция развития самого учителя станет «путеводной нитью», ведущей к успеху. Но нельзя забывать о том, что путь ученика всегда отличается от пути учителя.

 - Нужно показать ребёнку, что развитие восприятия необходимо ему и возможно. Сделать так, чтобы ребёнок сам осознал важность этой задачи. Когда мы говорим о важности развития восприятия с учениками, я, как правило, объясняю нехитрую схему, приведённую ниже на примере любого бытового действия. Отсутствие каких-либо стрелочек, или иных указателей иерархии действий на схеме, говорит о том, что в любой момент времени человек осуществляет все три действия одновременно. Когда в ходе беседы встаёт вопрос: «Можно ли сделать эффективное действие, если восприятие искажено, или чувствительность не достаточна?», важность развития восприятия становится очевидна. Практика показывает, что многие, даже взрослые ученики, не видят у себя проблем с восприятием, и не осознают прописной истины, изображённой на схеме. Между тем, проблемы с восприятием у «поколения телевидения и компьютерных игр» значительны, и возрастают без должного уровня культуры информационной безопасности.

 

 


- В области развития культуры восприятия, особое значение имеет функциональное состояние, как самого ученика, так и функциональное состояние тандема учитель-ученик. Всякий негатив в отношениях с учеником, даже справедливое возмущение учителя на безответственное отношение к домашней работе ученика, в наибольшей степени влияет именно на чувствительность восприятия. Кроме того, значительно влияют на качество восприятия общие физические показатели организма, которые определяются режимом дыхания, режимом сна, режимом потребления жидкости, режимом питания и двигательной активности.

В данном аспекте следует действовать, прежде всего, стратегически. Давать информацию и практические советы по повышению культуры отдыха. Многие дети, как и их родители, совершают совершенно чудовищные ошибки в этом, казалось бы простом, вопросе, «отдыхая», например, за экраном телевизора, компьютера, или мобильного телефона. В массовом сознании вообще заметна подмена понятия «отдых», понятием «развлечение». Так же следует влиять на развитие культуры дыхания, сна, потребления жидкости, питания, влиять на то, чтобы дети стремились быть достаточно подвижными, изучать и наблюдать за циркадными, месячными и годовыми циклами. Знакомство с циркадными ритмами, определяющими биосферно обусловленные суточные фазы активности и покоя, рекомендую начать с лекции Г. Замалеевой «Циркадные ритмы». https://www.youtube.com/watch?v=r24PEj24IBU

С учётом ограниченности влияния учителя на вышеописанные процессы, следует умело использовать приёмы, позволяющие снять стресс, усталость, настроить на позитивное мышление. Здесь хорошо всем известные беседы, атмосфера неформального общения, физкульт-минутки. Ученики, особенно те, кто постарше, очень часто пренебрегают разминками, самонадеянно полагая, что уж их-то организм не теряет чувствительности во время длительных занятий, и совершают ошибки (особенно в домашних занятиях), заменяя отдых с физической активностью, на «отдых» с просмотром новостей в соц-сетях.

На первый взгляд, затронутая тема «на столько очевидна», что о ней и говорить не стоит. Но попробуйте задать вопрос в своём классе: «Назовите четыре важнейших физиологических потребности человеческого тела в правильной последовательности». Из 25 опрошенных мной детей без ошибок не ответил ни один! Половина опрошенных не догадались, что наиважнейшей потребностью является потребность в кислороде! Вторую по важности потребность – потребность во сне, многие даже назвать не смогли! Не чему удивляться: во многих статьях, посвящённых данному вопросу, иерархия потребностей не выстраивается, критерий определяющий иерархию не задаётся, а перечисление потребностей начинается с потребности в пище. Я позволил себе столь эмоциональное отступление лишь для того, чтобы продемонстрировать: многие вещи, которые мы, учителя, считаем очевидными и «само-собой разумеющимися», в молодёжной среде совершенно не очевидны, и о них надо рассказывать подробно.

 - Важно научить ученика воспринимать не только музыку, но и учителя. Учителю же, нужно учиться чувствовать ученика. Один из не хитрых приёмов, который я использую в своей практике – распространенный прием ораторского искусства – начните говорить тихо. Ораторское искусство – это та область знаний, которую учителю следует освоить. Многие проблемы в восприятии возникают лишь от того, что учитель не может в нужный момент подобрать нужного слова, или даже подобрав нужное слово, произносит его не в той интонации или не вовремя.

 - Следует научиться видеть в спектре причин исполнительских проблем, причины, связанные с восприятием. В своей работе, когда ученик показывает какие-то проблемы в исполнении выученного текста, или проблемы связанные с тем, что некоторые места пьесы «почему-то забываются», первое что я пытаюсь диагностировать – проблемы с восприятием. Как правило, верный диагноз в данном вопросе, определяет успех дальнейших действий.

- По мере развития восприятия в разных аспектах музыкальной деятельности раскрывать закономерности восприятия, обусловленные не только структурой воспринимаемого явления, но и особенностями психики,  псхофизиологическими особенностями мозга, и особенностями строения тела.

    Наибольшее влияние на мою стратегию развития восприятия оказало понимание структуры музыкального слуха и структуры музыкально-ритмической способности.

Коротко изложу теоретическую часть (Ю.А. Царгаталли «Психология музыкально-исполнительской деятельности»):

Структура музыкального слуха.

Выделяют три основных разновидности музыкального слуха, для выяснения иерархического положения разновидностей музыкального слуха проводится анализ корреляций (взаимосвязей) между этими параметрами и интегральным показателем музыкальности. Исходя из вышесказанного, иерархия разновидностей музыкального слуха выглядит следующим образом:
Гармонический слух - способность к восприятию созвучий и гармонических последовательностей. Гармонический и мелодический виды музыкального слуха синтетичны по своей сущности. С их помощью воспринимаются не отдельные звуки и даже не суммы отдельных звуков, но качественно своеобразные, синтетические звучания. Восприятие аккорда как целого отнюдь не сводится к восприятию арифметической суммы составляющих его звуков. гармонический слух занимает более высокую иерархическую ступень представленческого уровня, чем мелодический. В пользу этого положения свидетельствует и педагогическая практика, которая на каждом шагу убеждает нас в том, что мелодический слух больше зависит от природы, а гармонический - от развития.

Мелодический слух – это способность к восприятию одноголосной ладоокрашенной мелодии. Попутно отметим, что любая мелодия обязательно имеет ладовую окраску. Поэтому выделять для отдельного психологического изучения так называемый ладовый слух считается нецелесообразным, ибо на психологическом уровне анализа отличий от мелодического слуха он не имеет.

Отмечу, что в практике, особенно в практике освоения импровизации, развитие чувства лада, ощущения лада на инструменте, требует особого внимания и целого ряда упражнений, этюдов и иных форм работ.

3. Звуковысотный слух. Звуковысотным слухом мы будем называть способность к восприятию высоты отдельных музыкальных звуков, взаимосвязанную с восприятием частоты колебаний звучащего тела. Звуковысотный слух разделяется на абсолютный и относительный. Звуковысотный слух отличается наименьшей взаимосвязью с музыкальностью именно потому, что он относится к относительно низкому - сенсорно-перцептивному уровню музыкального восприятия.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 223; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!