Идентификация и выражение чувств



       Первый компонент ННО — это наблюдение без оценки; второй компонент — выражение того, что мы чувствуем. Психоаналитик Ролло Мэй считает, что «зрелый человек способен различать в чувствах множество нюансов, переживания сильные и страст­ные или тонкие и волнующие чувства, — точно так же, как разные части симфонии». Однако для многих из нас чувства, как описывает это Мэй, «исчерпываются несколькими нотами сигнала горна».

Высокая цена невысказанных чувств

       Мы можем перечислить множество имен мужчин и женщин, но наш словарный запас, которым мы могли бы внятно описать эмоциональные состояния, как пра­вило, беден. Я провел двадцать один год в американ­ских школах, но за все это время не могу вспомнить ни одного случая, когда бы меня спросили, что я чувствую. Чувства просто не считались чем-то важным. Ценился «правильный образ мыслей», который определялся теми, кто обладал властью и высоким чином. Мы учим­ся «равняться на окружающих» вместо того, чтобы быть в контакте с собой. Мы учимся «держать голову выше», гадая: «Что я должен говорить и делать, чтобы хорошо выглядеть в глазах окружающих?»

       Когда мне было около девяти лет, у меня состоялся разговор с одной учительницей, на примере которого можно проследить, как начинается наше отчуждение от собственных чувств. Как-то раз я после занятий прятал­ся в классе, потому что снаружи меня поджидали маль­чишки, собиравшиеся меня поколотить. Учительница заметила меня и велела идти домой. Когда я объяснил, что боюсь выходить, она объявила: «Большие мальчи­ки не боятся». Несколько лет спустя этот урок был за­креплен, когда я занимался легкой атлетикой. Тренеры обычно выше других ценили тех, кто стремился «отда­вать себя целиком» и продолжал играть, даже если по­лучал болезненные травмы. В результате я целый месяц играл в бейсбол со сломанным запястьем.

       Однажды на тренинге ННО один студент рассказал о своем соседе по комнате, который слушал музыку на такой громкости, что тот не мог спать. Когда его по­просили описать, что он чувствовал в это время, сту­дент ответил: «Я чувствую, что нехорошо включать громкую музыку по ночам». Я указал ему, что, если за словом «чувствовать» следует слово «что», выража­ется некое мнение, но не его чувства. Он попробовал еще раз, и у него получилось следующее: «Я чувствую, что, когда люди делают подобные вещи, они нарушают чужой покой». Я объяснил, что это опять мнение, а не чувства. Он надолго задумался, а затем заявил в серд­цах: «У меня вообще нет никаких чувств по этому по­воду!»

       Чувства у него, конечно же, были, и довольно силь­ные. К сожалению, он не знал, как распознать свои чув­ства, не говоря уже о том, чтобы их выразить. Из моего опыта следует, что такие затруднения с идентифика­цией и выражением чувств довольно часты, особенно у адвокатов, инженеров, полицейских, управляющих крупных компаний и высших военных чинов — людей, чей профессиональный кодекс предписывает сдержи­вать эмоции. Но особенно дорого платят семьи, члены которых не могут выразить своих эмоций. Реба Макин-тайр, исполнительница песен в стиле «кантри», после смерти отца написала песню, назвав ее «Лучший в мире человек, которого я не знала». Она, несомненно, выра­зила в ней чувства множества людей, которые так и не смогли установить желанную эмоциональную связь со своими отцами.

       Я регулярно слышу утверждения вроде такого: «Не поймите меня неправильно, у меня прекрасный брак, но я никогда не знаю, что чувствует моя половина». Однажды на тренинге была супружеская пара, и жен­щина заявила мужчине: «Я чувствую себя так, будто я замужем за стеной». Муж как раз являл собой пре­красное подобие стены: он молча и неподвижно сидел на своем месте. Рассерженная женщина повернулась ко мне и воскликнула: «Видите? И вот так все время. Он сидит и молчит. Это все равно что жить со стеной».

       «Для меня это звучит так: вы чувствуете себя оди­нокой и хотели бы иметь более тесный эмоциональ­ный контакт с вашим мужем», — ответил я. Когда она с этим согласилась, я попробовал показать ей, что утверждения типа «я чувствую себя так, будто живу со стеной», вряд ли привлекут внимание мужа к ее чув­ствам и желаниям. Он услышит в них скорее критику чем предложение прислушаться к чьим-то чувствам. Кроме того, такие утверждения часто имеют силу само­программирования: муж слышит, что его критикуют за то, что он ведет себя как стенка; он чувствует себя уязвленным и отмалчивается, чем подтверждает харак­теристику, данную женой.

       Преимущества развития нашего словаря эмоций ста­новятся очевидными не только в близких отношениях, но и в профессиональной сфере. Однажды меня пригласили проконсультировать сотрудников технического отдела большой швейцарской корпорации, которые внезапно выяснили, что работники других отделов избегают их. На расспросы о том, почему они поступают таким образом, служащие других отделов ответили: «Мы очень не лю­бим советоваться с этими людьми. Это похоже на разго­вор с какими-то машинами!» После того как я потратил некоторое время на то, чтобы научить сотрудников тех­нического отдела проявлять больше человечности в об­щении с сотрудниками, проблема стала не такой острой.

       Похожий случай имел место, когда я работал с адми­нистрацией больницы, которая беспокоилась о пред­стоящем совещании с врачами. Администрация хотела получить поддержку проекта, который врачи накануне отклонили семнадцатью голосами против одного. Ад­министрация очень хотела, чтобы я продемонстриро­вал, как можно было бы использовать ННО на совеща­нии с врачами.

       Заняв позицию администрации во время ролевой игры, я начал с того, что сказал: «Я чувствую страх, поднимая эту проблему». Я начал именно с этого, по­тому что видел, как пугала администрацию перспекти­ва снова противостоять врачам в этом вопросе. Но не успел я продолжить, как один из чиновников остановил меня: «Это неправдоподобно! Мы не можем сказать врачам, что чего-то боимся».

       Когда я спросил его, почему признание своего страха кажется ему настолько невозможным, он не­медленно ответил: «Если мы признаем, что чего-то боимся, они нас просто на куски разорвут!» Его ответ не удивил меня: я часто слышал, как люди говорят, что не могут вообразить себе какие-либо излияния чувств на рабочем месте. Но я был рад узнать, что один из ад­министраторов действительно решил рискнуть и пока­зать свою уязвимость на роковом совещании. Вместо изложения в своей обычной манере — логичного, ра­ционального и бесстрастного — он предпочел поде­литься своими чувствами и объяснить, почему он хотел бы, чтобы врачи изменили свою позицию. Он заметил, насколько иной была реакция врачей. В итоге он с удив­лением и облегчением увидел, что вместо «разрывания на куски» врачи кардинально изменили прежнюю по­зицию «семнадцать против одного» и поддержали проект. Эти впечатляющие перемены помогли адми­нистрации понять и оценить потенциал признания своей уязвимости даже на рабочем месте.

       Наконец, позвольте поде­литься моим личным опытом, который научил меня пони­мать, к чему приводят попытки скрыть свои чувства. Я преподавал курс ННО группе студентов в самом цен­тре города. Когда в первый день я вошел в комнату, сту­денты, оживленно болтавшие друг с другом, притихли. «Доброе утро!» — сказал я. Тишина. Я почувствовал себя неловко, но побоялся сказать об этом. Вместо этого я напустил на себя максимально профессиональный вид: «На этих занятиях мы будем изучать процесс об­щения, из которого, как я надеюсь, вы извлечете немало пользы для отношений со своими домашними и с дру­зьями». Я продолжал говорить об ННО, но, казалось, никто не слушал меня. Одна девушка порылась в своей сумке, извлекла пилочку и начала энергично обрабаты­вать ногти. Студенты, сидевшие близ окон, буквально прилипли к стеклу, как будто на улице происходило не­что поразительное. Я чувствовал себя все более и более неуютно, но все еще ничего не говорил. Наконец, сту­дент, который, судя по всему, был куда храбрее меня, пискнул: «Вы не в своей тарелке оттого, что находитесь среди черных, верно?» Я был ошеломлен, но немедлен­но понял, чем именно спровоцировал такие эмоции, пытаясь скрыть свое чувство неловкости.

       «Я действительно нервничаю, — признался я, — но не потому, что вы черные. А потому, что не знаю нико­го из вас, но очень хочу произвести впечатление с того момента, как вошел». Это признание моей уязвимости явно возымело действие. Студенты начали задавать во­просы обо мне, рассказывать о себе и проявлять инте­рес к ННО.

Чувства против бесчувствия

       Обычная путаница при вербализации — это употреб­ление слова «чувство» без фактического выражения. Например, в пред­ложении «Я чувствую, что сделка была нечестной» сло­ва «я чувствую», могли бы быть заменены на «я думаю». В большинстве случаев эмоции не могут быть ясно выражены, когда после сло­ва «чувствую» следуют:

а) такие слова, как «что», «как», «словно»:
«Я чувствую, что вы знаете лучше».

«Я чувствую себя как неудачник».

«Я чувствую себя так, словно живу со стеной».

б) местоимения «я», «вы», «он», «она», «они»,
«оно», «это»:

«Я чувствую, что я на побегушках».

«Я чувствую, что это бесполезно».

в) имена или существительные, означающие кон­кретных людей:

«Я чувствую, что Эми довольно ответственна».

«Я чувствую, что моим начальником манипули­ровали».


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 360; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!