Оскар Питерсон . Ballad to the East. Ges - dur .



Ballad to the East – одна из пьес, составляющих альбом Оскара Питерсона «Canadiana Suite», вышедшего в 1964 году.

Аккордика данной пьесы в большей степени насыщена джазовыми элементами, чем прелюдия Гершвина.

В их число входят:

· аккорды расширенной терцовой структуры

· аккорды с побочными тонами

· аккорды с двойными тонами

· полиаккорды

· аккорды, принадлежащие разновидностям системы мажоро-минора (в их числе: одноименный, параллельный, однотерцовый и их смешения)

· линейное аккордовое движение

 

Основное аккордовое содержание данной пьесы сконцентрировано во вступлении. В первых шести тактах представлены практически все специфические средства гармонии: аккорды расширенной терцовой структуры, аккорды с двойными тонами, аккорды линейной функции, полиаккорды. Все это предвосхищает дальнейшее развитие музыкальной ткани произведения.

Аккорд расширенной терцовой структуры появляется уже в первом такте, это нонаккорд II ступени, который сразу же становится ундецимаккордом. Подобным образом представлены аккорды в 7 и 9 тактах, 15 и 17, а также их репризный повтор. Во вступлении ундецимаккорд II ступени разрешается в D7 с двойной терцией – один из самых характерных аккордов блюзовой гармонии.

 

 

Пример 9: вступление

 

Интересны аккорды с побочными тонами, которые встречаются в пьесе. Например, D7 с двойной терцией и низкой секстой (типичная джазовая гармония, включающая «блюзовые» ноты) в 9 такте, а также малый нонаккорд доминанты тональности C-dur с большой секстой в 13 такте.

 

Пример 10: такты 7-15

 

Также интересно сочетание хроматики, побочных и двойных тонов в аккордах 38 такта. Эти созвучия – нонаккорды малого септаккорда - рассредоточенное во времени масштабное задержание к D7. Стоит отметить, что звук ноны чаще всего возникает не в верхнем, а в средних голосахаккорда, (как, например, D9 в 39 такте) что делает его еще более выразительным.

Обилие побочных тонов приводит к появлению многозначного аккорда в 41 такте. Созвучие b-des-es-as можно рассмотреть как представителя и тонической, и субдоминантовой, и доминантовой функции одновременно (как полиаккорд). Особый колорит этому аккорду добавляет звучащий в нижнем регистре альтерированный II7. Разрешается это созвучие в T нонаккорд. Стоит заметить, что на протяжении всего произведения тоника в своем классическом виде - Т53 - не используется вообще, а предстает в диссонантном варианте (например, нонаккорд, нонаккорд с секстой, септаккорд с хроматическим опеванием секстового тона).

Пример 11: такты 34-45

В пьесе встречаются и другие полиаккорды. Первый из них можно найти в 6 такте: S53 на доминантовом басу. Сходные аккорды есть в разных вариантах гармонических последований, завершающих середину пьесы. В 39 есть полиаккорды, объединяющие функции S и D: звуки des в крайних голосах обозначают принадлежность к доминанте, в то время как средние голоса (звуки es-ges-ces и их перемещение) принадлежат субдоминанте[3].

Система мажоро-минора ярко проявляет себя в средней части пьесы, которая открывается следующими аккордами: II7 и D7 тональности Es-dur на доминантовом органном пункте. Es-dur – одноименная мажорная замена тональности es-moll, параллельной тональности Ges-dur. При этом тоника Es-dur «растворяется» в линейном движении противоположно направленных крайних голосов (такт 23).

Затем появляется варьированная «рассредоточенная» гармоническая секвенция, не совпадающая с мелодической секвенцией. Каждое звено гармонической секвенции (начиная с 24 такта) представлено II7 и D9 c побочными тонами. Первое из них звучит в G-dur – одноименно-однотерцовой тональности по отношению к основной (Ges-dur). Следующее звено - в Ges-dur, и последнее – вновь в G-dur. Реприза начинается как продолжение гармонической секвенции: II11 V7 с низкой секстой. Эта низкая секста, как и в начале пьесы, представляет собой одну из «блюзовых» нот.

 

Пример 12: средняя часть и начало репризы (такты 23-28)

Проанализировав всю пьесу, мы могли убедиться, что гармонические специфически-джазовые особенности, заложенные во вступлении, получили развитие в последующей музыкальной ткани произведения.

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 359; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!