Джордж Гершвин. Прелюдия cis - moll .



Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова»

__________________________________________________________

Кафедра «Музыковедение»

 

 

Черты джазовой гармонии в фортепианной миниатюре XX века

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету «Гармония»

студентки II курса ВПО отделения «Музыковедение»

Куфтиной Дарьи

 

 

Научный руководитель:

Марголина Г.Ю.

 

Москва 2018

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………….........................................3

I.Истоки джаза и джазовой гармонии (обзор)……….…………………....4

II. Особенности джазовой гармонии в фортепианных пьесах...................7

1. Джордж Гершвин. Прелюдия cis-moll.........................7

2. Оскар Питерсон. Ballad to the East. Ges-dur………......10

3. Андрей Эшпай. Прелюдия g-moll………………………..14

Заключение……………………………………………………….......17

Список литературы………………………………………………..…18

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема представленной курсовой работы - «Черты джазовой гармонии в фортепианной миниатюре XX века». Ее выбор обусловлен интересом к произведениям, относящимся к данной стилистике.

Объект исследования: применение композиторами XX века джазовых средств выразительности в фортепианной миниатюре. Предмет исследования в данной работе – звуковысотная система, применяемая композиторами XX века в фортепианных пьесах джазового характера. Материалом для исследования послужили миниатюры Джорджа Гершвина, Оскара Питерсона и Андрея Эшпая. Выбранные пьесы – одни из наиболее ярких и характерных для данного жанра произведения.

Цель работы - найти общие закономерности, а также отличительные особенности системы выразительных средств, применяемых упомянутыми композиторами, в особенности – гармонии. В связи с этим одна из поставленных задач – анализ гармонического языка выбранных пьес.

При написании данной работы были использованы как теоретические музыковедческие работы, так и учебно-методическая литература по теме истории развития джаза и джазовой гармонии.

На основе учебно-методических работ Ю. Чугунова, Г. Бондаренко, И. Бриля, а также Н. Васильевой, А. Огородовой и В. Казанцевой рассмотрены основные выразительные средства джазовой гармонии и главные этапы развития жанров, имеющих непосредственное отношение к формированию джазовой музыки.

История джаза и, соответственно, джазовой гармонии, достаточно полно представлена в научных работах В. Конен и Ю. Холопова.

 

I ГЛАВА

Джаз внес много нового в область музыкального языка – ритм, интонации, элементы импровизации, оркестровку. Основной его принцип - свобода выражения индивидуальности исполнителя.

Джаз, как самостоятельный вид музыкального искусства, сложился в конце XIX века. Это был результат смешения нескольких музыкальных культур — европейской, латиноамериканской и африканской, в основном, их этнических элементов. Синтез этот происходил в «колыбели джаза» - в Новом Орлеане, своеобразной джазовой столице США. К началу XX века новое музыкальное направление обрело популярность и на севере США, а затем постепенно начало проникать в Европу.По мнению многих музыковедов, этот процесс стал новым импульсом в развитии европейской музыкальной культуры.

Можно выделить несколько основных течений, привнесших наибольший вклад в формирование джаза. Это музыкальный театр менестрелей, спиричуэлс, рабочие песни, рэгтайм и, конечно же, блюз.

 

Музыкальный театр менестрелей ведет свое начало от старинных народных музыкальных спектаклей, которые, в свою очередь, происходили от представлений жонглеров. В Северной Америке эти представления возникли в XVIII веке; с середины XIX века они уже во многом находились под влиянием негритянского фольклора, внесшего определенные изменения в английские и кельтские бытовые песни. В 30-е годы XIX века в инструментарии менестрелей появляется банджо. Основные отличительные особенности этого музыкального направления – ритмические синкопы, последовательности аккордов-дублировок в аккомпанементе (что связано с особенностью аппликатуры в игре на банджо). К жанровой специфике можно также отнести быстрый синкопированный марш, который впоследствии превратился в танцы кэк-уок и рэгтайм.

Спиричуэлс - один из образцов развитого музыкального фольклора, сформировавшегося в Южных штатах в конце XIX века. Спиричуэлс возникли в результате приобщения негров к христианской культуре белых, в частности, знакомство с многоголосными протестантскими хоралами. Кроме того, в хоровое пение вскоре стали входить элементы импровизации. Музыке спиричуэлс свойственна экспрессивная мелодия, полифоническая подголосочная система. В этой музыке переплетаются англокельтские и африканские элементы. В джаз спиричуэлс также привнесли аккордовые параллелизмы, разделение ансамбля на мелодическую и ритмическую группы.

Рабочие песни – или «Work songs» -  в период рабства были важной частью негритянского фольклора; исполнялись сольно и в группах без аккомпанемента. В основном имели куплетную форму. Характерные черты – перекличка между солистом и хором, а также чередование музыкальной интонации с выкриками и вздохами. Важнейшее, что попало в джаз из рабочих песен – интонационные структуры, в которых прослеживаются черты экмелики. Отсюда берет начало и так называемое «фальшивое» или «грязное» интонирование.

«Rag time» в переводе с английского - «рваный ритм». Этот жанр, возникший в конце XIX века, в начале XX получил широкое распространение преимущественно в фортепианной музыке. Характеризуется четкой, синкопированной ритмикой. В рэгтайме очевидно влияние классической европейской гармонии: применение трезвучий основных тональных функций, отклонения в родственные тональности. Но иногда в рэгтаймах встречаются и внезапные тональные сдвиги, аккорды линейной функции, а также аккорды с добавленными тонами – все то, что характерно для музыкальной выразительности джаза.

Блюз оказал сильное влияние на джаз и остался одной из ее важнейших форм. Изначально блюз - сольная лирическая негритянская песня (известна с конца XIX века). Со временем в блюзе, как и в рэгтайме, утвердились синкопированные ритмы, а также полиритмия и «блюзовые ноты» - одна из отличительных особенностей джазовой гармонии и мелодики. В основном, это низкая III, VII ступени, а также V. Вообще, блюз наложил свой отпечаток практически на все, что касается джаза.

Примеры джазовой гармонии можно встретить у многих композиторов конца XIX - начала XX века. Так, D7 с двойной терцией есть в некоторых лирических пьесах Э. Грига. Например, оp. 71(1901) II. Sommerabend (третий такт от конца) [1]. Также можно отметить нисходящее линейное движение параллельными квинтами в нижнем пласте.

 

 

Пример 1: Э. Григ, оp. 71(1901) II. Sommerabend

 

В пьесе оp. 54 (1891) IV. Nocturne можно найти нисходящее линейное движение, которое включает D7 с секстой.  

 

Пример 2: Э. Григ, оp. 54 (1891) IV. Nocturne

 

У М. Равеля в «Паване на смерть инфанты» (1899) также встречается линеарное движение, включающее нонаккорды.

 

Пример 3: М. Равель, «Павана на смерть инфанты»

 

II ГЛАВА

Как уже упоминалось во введении, для анализа были выбраны три фортепианные пьесы: прелюдия cis-moll Джорджа Гершвина, “Ballad to the East” Оскара Питерсона и прелюдия g-moll Андрея Эшпая.[2]

Джордж Гершвин. Прелюдия cis - moll .

Данная пьеса входит в цикл прелюдий для фортепиано, появившийся на свет в 1923-1926 годы. Сам композитор называл её "джазовой колыбельной".

В этой прелюдии к ряду отличительных особенностей, свойственных джазовой гармонии, можно отнести:

· использование в аккордах побочных и двойных тонов

· частое включение мажоро-минорных структур

· обилие блюзовых нот, входящих в систему «блюзового» лада, а также другие модальные структуры, например, дорийский лад

· линеарность разного типа, в том числе, аккордовая и мелодическая (хроматическая)

 

Хроматические звуки в этой прелюдии проявляют себя с первого же такта: e-eis-fis можно рассмотреть, как линейный хроматизм, однако, гармоническая вертикаль, в которую входят эти звуки, воспринимается и как отклонение из cis-moll в fis-moll.

 

Пример 5: первые такты прелюдии

 

В 10 такте оба нижних голоса осуществляют линейное хроматическое движение параллельными децимами, а в 11 и 12 тактах – движение в средних голосах – в противоположном направлении также по звукам линейного хроматизма. Яркий линейный хроматический ход можно отметить и в 14 такте в среднем голосе.

 

Пример 6: такты 9-14

 

В мелодии также можно найти линейное хроматическое движение. Так, в 10 такте в верхнем голосе нисходящее движение, дополненное параллельными децимами в нижних голосах (о которых упоминалось ранее) – один из самых ярких примеров линейного движения в данной пьесе.

Наибольшее число хроматических звуков можно наблюдать в первой части и в репризе. В средней части, где мелодическая линия переходит в нижний голос, их количество несколько сокращается. Сама средняя часть написана в тональности Fis-dur – это тональность IV мажорной ступени cis-moll, основной тональности произведения. Этот момент можно рассматривать как своеобразное проявление дорийского лада. В этой же (средней) части начинает ярко проявлять себя звук низкой III ступени. На протяжении среднего раздела эта ступень проявляет себя по-разному: и как элемент мажоро-минора, и как принадлежность «блюзового» лада.

 

Пример 7: начало средней части (такты 31-34)

 

Наиболее ярким проявлением модальности в прелюдии можно считать 15 такт: в движении параллельных терций в верхнем фактурном пласте звук ais – высокой VI ступени cis-moll -  можно рассматривать как признак дорийского лада. То же самое повторяется и далее после второго (дублированного в октаву) проведения темы, а также в репризе.

 

Пример 8: такты 14-16

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 645; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!