Роль агрессии в раннем развитии



Агрессия как значимый фактор в формировании и выражении самости (​статья опубликована в Журнале Международного Сообщества Биоэнергетического Анализа) Анат Гихон (Израиль), Биоэнергетический аналитик, психотерапевт, работающий с движением  

Краткий обзор

В данной работе рассматривается агрессия, в широком смысле слова, с точки зрения психоаналитической литературы с фокусом на Биоэнергетическую теорию и лечение. Клинические данные, включая данные по энергетической работе с дыханием, заземлением, границами и экспрессивными движениями, позволяют улучшить исследование работы с агрессией у пациентов. В данной статье рассматривается работа с агрессией при взаимодействии с более слабыми структурами с использованием реляционной матрицы и при столкновениями с темами контрпереноса. 

Ключевые слова

Агрессия, витальность, движение, стремление к контакту, инициирование, ассертивность, установление границ, гнев, ярость, враждебность, негативизм.

 

Вступление

В своей монографии “Агрессия и Жестокость в Личности” Александр Лоуэн напоминает нам о том, что, хотя распространенное значение агрессии связано с враждебностью и даже насилием, “с точки зрения личности, агрессия противопоставляется пассивности”, и ее изначальное значение - “движение вперед, по направлению к чему-то” (Лоуэн, А. 2005, стр. 297).

Когда я буду говорить об агрессии в данной работе, я буду говорить о последовательномлибидинальном​ заряде, имеющим отношение к мышечной системе. Основой является дыхание - самый центр произвольного пульсирующего движения. В условиях достаточного количества доступной энергии, агрессия начинается из способности хотеть и инициировать движение по направлению к контакту с внешним миром. Это сила, которая ведет нас вперед по жизни, позволяет стремиться к реализации наших потребностей и желаний, (там же, стр.297) и преодолевать препятствия.

Агрессия включает в себя утверждение себя, она подогревает способность устанавливать и заявлять о своих границах, защищая целостность самости, частично путем переживания и выражения гнев. 

При здоровом развитии агрессия вместе с другими такими факторами, как заземление, играет главную роль в выстраивании у человека хорошо сбалансированного и упорядоченного контейнера с четкими границами. Все это связано с самообладанием, самовыражением и отстаиванием себя (Лоуэн, А. 1983, стр. 111-112), а также с самоуважением, (Хелфаэр, Ф. 1998, стр. 55), которые являются необходимыми ингредиентами для формирования здоровой истинной самости и для поддержания уважительных отношений с другими. 

Так как глубинной экзистенциальной потребностью ребенка является контакт с родителем, а агрессия, по крайней мере, в голове ребенка, воспринимается как угроза существованию этого контакта, агрессия часто блокируется страхом и находит иные пути выхода, различными способами поворачиваясь против самости, и/или выражаясь в деструктивных проявлениях, таких как критичность, гнев, ненависть, перверсии или жестокость (Приложение 1, на основании работы Хилтона Р. 2007, стр. 167). 

Каждая значимая встреча между двумя людьми - любыми двумя людьми - это на самом деле встреча двух тел - двух самостей, обладающих уникальными адаптивными организациями, в которых укрыта уникальная история физического, умственного и эмоционального опыта. 

Каждая подобная встреча стимулирует жизненное движение, адаптивно-защитную структуру и группу телесных-эмоциональных-умственных воспоминаний, часто травматических переживаний - все это окажет влияние на качество этой встречи. 

Это можно сказать про любую встречу, включая встречи с нашими пациентами, а также        это можно      рассматривать как энергетическую основу переноса и контрпереноса. 

Это то, о чем нам нужно помнить, когда наша задача - помочь пациентам заново найти их аутентичное движение. Так как агрессия была остановлена, когда ей не хватало необходимого ответа извне, крайне важным для успешной терапии становится наша сонастройка с пациентами. Однако, принимая такой заряд, как гнев, ярость и т.д., мы оказываемся в ситуации, которая может пробудить наши старые травмы, особенно если, как это часто встречается с теми, кто решил стать терапевтами, наши травмы имеют некоторые сходства с реляционными травмами наших пациентов. Это относится особенно к тем терапевтам, которые так или иначе были вынуждены быть родителями своих родителей.

 

Агрессия

В психоаналитической литературе значение и восприятие слова агрессия широко варьируется. Я не буду углубляться во множество точек зрения относительно природы и роли агрессии, которые появились в процессе развития психоаналитического подхода. Большинство авторов приравнивают агрессию к негативным аффектам, таким как ярость, ненависть, жестокость, разрушение, перверсия, садизм, зависть и месть. На одном конце спектра агрессия воспринималась как врожденное, первичное и деструктивное влечение (Фрейд, Кляйн и др.). Фрейд даже воспринимал агрессию как репрезентацию влечения к смерти. На другом конце спектра, где располагаются такие аналитики как Кохут и другие Селф-психологи, агрессия рассматривалась не как врожденная сила, а как ответ на нарушения целостности самости, особенно в случае регулярного эмпатического провала человека, который выполняет функцию селфобъекта, или же как защитная реакция на унижение и раненый нарциссизм (Риззуто, А.М., Мейсснер, У., Буи, Д. 2004, стр.5)

Такие авторы, как Райх, позднее Лоуэн, Винникотт, Риззуто, Мейсснер и Буи, рассматривают агрессию как врожденную силу, которая служит важным психическим потребностям и потребностям развития. В своей работе я больше придерживаюсь взглядов Райха, Лоуэна и Винникотта, которые в вопросе агрессии фокусировались на энергии, ассоциируя ее с движением и витальностью. 

В своей работе 1942 года “Функция Оргазма” Райх, рассматривая агрессию с точки зрения теории драйвов, соотносит ее с живостью, укорененной в сексуальности: 

“Агрессия, в строгом смысле этого слова … значит “приближение”.​ Любое … проявление жизни агрессивно, будь то действие ради сексуального удовольствия или деструктивное действие, проникнутое ненавистью. Садистическое действие агрессивно точно так же, как и добывание пропитания. Агрессия есть проявление жизни мышц,​​системы движения… [и] всегда попытка удовлетворения какой-либо жизненно важной потребности”. ​(Райх, В. 1973, стр. 156, выделено мною).

Более негативные аспекты агрессии, такие как разрушение, перверсия и особенно ненависть с точки зрения Райха, являются результатом заблокированного сексуального заряда:

“Если агрессивная сексуальность не имеет возможности найти удовлетворения, то все же сохраняется стремление к его достижению... Тогда возникает импульс, направленный на получение удовольствия любыми средствами. Агрессивная нота начинает заглушать любовную... Из-за утраты подлинной цели жизни развивается ненависть, самая сильная в тех случаях, когда встречаются препятствия любви или стремлению быть любимым. Это то, что приводит сексуально заряженное деструктивное намерение к агрессивным действиям” (там же, стр. 156).

В последующие годы, когда в психоаналитической теории фокус на влечении немного сместился на раннюю привязанность, изменились взгляды на корни деструктивного поведения, ярости, ненависти и даже жестокости.

Психоаналитическая теория стала видеть корни деструкции не исключительно в заблокированной сексуальности, а в недостаточности сонастройки значимых других с младенцем. Такого рода несостоятельность значимых других в окружении ребенка может принимать формы эмпатического провала или неспособности сонастройки, поведения, которое обижает и унижает ребенка или же поведения, которое нарушает границы ребенка. Агрессия также может происходить из идентификации ребенка с деструктивной частью родителя и интроектами деструктивных сил родителя.

Лоуэн в своем определении агрессии опирается на буквальное значение слова “движение вперед, по направлению к”. “Мы считаем кого-то агрессивным, когда он движется по направлению к удовлетворению своих потребностей” (Лоуэн, А. 2005, стр. 297) и удовольствию (там же, стр. 299). Дыхание, сосание соска, стремление к контакту, так же как и настойчивость, установление границ, выражение гнева и сексуальности - это все функции агрессии (там же стр. 299, 302).

В своих ранних работах Лоуэн различал агрессивный и мягкий поиск контакта, ассоциируя последний с сильным стремлением, которое “характеризуется движением возбуждения по передней поверхности тела, в то время как агрессия происходит из потока возбуждения, направленного в мышечную систему, особенно крупные мышцы спины, ноги и руки, которые задействованы при движении вперед” (Лоуэн, А. 1958, стр. 79, 81). Описание Лоуэна до определенной степени восходит к основам, идентифицируя глубинный элемент человеческой агрессии с самой сутью пульсирующего движения человека, а именно расширением с целью контакта с внешним миром. 

Я полагаю, что мы можем рассматривать агрессию как заряд, который подпитывает любой выход вовне, даже мягкие, нежные движения при стремлении к контакту. Как мы увидим позже в описании клинического случая, когда люди глубоко травмированы вплоть до их центра, даже малейшая попытка инициировать контакт становится крайне сложной. Таким образом, мы можем сказать, что жизнь в нашем теле устроена по принципу диалога между мягкими и более сильными движениями, но определенный уровень агрессии, по крайней мере, в виде полноценного дыхания, необходим также и для потока мягких движений.

Взгляд Винникотта на агрессию не сильно отличается от определения Райха. Доктор Оснат Эрель, израильский психоаналитик, описывает позицию Винникотта относительно агрессии во вступлении к его статье, переведенной на иврит “Агрессия и ее отношение к эмоциональному развитию”*. Используя слова, связанные с энергией, она говорит о том, что “Винникотт видит агрессию как огонь внутри нас; как двигатель, энергию развития, которая находит свое выражение в активности, аппетите, движении, спонтанности и любви” (Эрель, О., Винникотт, 2009, стр. 92)

Риззуто, Мейсснер и Дэн Буи используют слова, связанные с энергией и мотивацией, при представлении своего взгляда на агрессию. Они говорят, что “агрессия - это биологически-укорененная способность … разума осуществлять психическую и физическую деятельность, направленную на преодоление различных препятствий, мешающих выполнению намеренного внутреннего или внешнего действия.”

(Риззуто, А.М., Мейсснер, У., Буи, Д., 2004, стр. 69, 104)

Таким образом, агрессию можно рассматривать как силу, которая служит двигателем для инициации и выражения, которая двигает людей вперед по направлению к выполнению их истинных желаний, к контакту с внешним миром и самореализации. Агрессия - это заряд, который поддерживает выражение истинной, контактирующей самости. Это так же и заряд, который помогает отталкивать от себя препятствия, мешающие этим действиям. Мы можем рассматривать ее как ассертивность, способность выражать наши потребности и желания ясно и твердо, а так же как силу, которая помогает устанавливать границы, поддерживая нашу отдельность, индивидуальность и автономность.

Агрессия поддерживает прямое выражение фрустрации и гнева, которые являются естественным ответом на ситуации, нарушающие или угрожающие целостности индивида, его свободе, как эмоциональной, так и физической, и самоуважению. 

_______________________________________________________________________

*​Имея схожие с Лоуэном взгляды на агрессию, Винникотт начинает эту статью, написанную в 1950 году, через несколько лет после открытия ужасающих результатов Второй Мировой Войны, с очень важного, и, к сожалению, очень уместного утверждения: “Если общество и находится в опасности, то не​ из-за человеческой агрессивности, а из-за подавления личной агрессивности в индивидах” (Винникотт, Д.В, 1982, стр. 204, выделено мною​ ​).

Райх, а позже и Лоуэн, видели гнев как важную жизненную силу, обладающую сильными целебными, восстановительными и защитными свойствами.

Если поток агрессии блокируется, заряд либо обернется против самого человека и будет часто выражаться в ненависти к себе, стыде и вине, и/или он будет накапливаться, выражаясь вовне деструктивным образом, таким как ярость, ненависть и жестокость. 

Глядя на человека, мы видим две неотъемлемых и переплетенных динамики. Первая - это движение от ядра вовне, по направлению к оболочке тела и во внешний мир, движение для удовлетворения потребности. Это совпадает с основным определением агрессии Лоуэна. Второе движение идет по продольной оси, движение отпускания, отдача гравитации, ощущение поддержки земли, что и представляет собой заземляющая пульсирующая волна - “позволение волне течь по телу”, позволение “себе полностью почувствовать себя, ощущая поддержку” (Лоуэн, А. 1975, стр. 195). Между агрессией и заземлением всегда есть связь - любое движение вовне нуждается в “земле”, на которую можно опереться. В реляционных терминах - оно нуждается в “другом”.

Диалог между движением от центра вовне с движением отпускания можно рассматривать как ядро пульсации. При оптимальных условиях живой организм вытягивается, расширяется по направлению к контакту с внешним миром при помощи внешних частей тела. Затем он отступает вовнутрь, чтобы переварить встречу. Он уходит в себя, отдыхает и в какой-то момент, когда готов, и только тогда, снова движется вовне к контакту с внешним миром. Мы можем говорить о том, что такое простое описание и есть биологическая основа жизни аутентичной, хорошо-регулируемой самости, которая движется изнутри вовне. Это так же и простое описание энергетической основы здоровых отношений с другим. Ситуация, когда регуляция движение вовне или ухода внутрь невозможна, создает основу для бесконтактности (Райх, В. 1972, стр. 311), состояния потребности в ложном представлении самости. Эта ложная самость воспринимается человеком как истинная, несмотря на неспособность к спонтанности. Она аналогична понятию ложного Я Винникотта.

Злость и Ярость

В своей книге “Радость” Лоуэн говорит, что “Гнев является важной эмоцией всех живых существ, поскольку он служит для поддержания и защиты физической и психологической целостности организма. Без гнева всякий субъект беспомощен против разнообразных покушений, которым подвержена любая жизнь” (Лоуэн, А. 1996, стр. 103). Как любое другое млекопитающее, мы бы застыли в страхе без возможности испытывать гнев. В травматических ситуациях, переживание гнева является проявлением борьбы в реакции - “бороться бежать”.

Для молодняка большинства развитых биологических видов характерно отсутствие надлежащей моторной координации, которая необходима для выражения гнева, и это является одной из важных причин, почему детеныши нуждаются в защите со стороны родителей. Сказанное особенно справедливо применительно к человеческим детенышам, которым для овладения подобной способностью требуется гораздо больше времени, нежели потомству почти всех других млекопитающих (там же, стр. 103).

В той же книге Лоуэн вспоминает слова Райха на семинаре в 1945 году, когда он сказал:

“Невротическая личность развивается лишь в том случае, если способность ребенка выражать свой гнев в ответ на оскорбление, нанесенное ему как личности, блокируется. .... что если человек оказывается разочарованным в результатах своих целенаправленных усилий добиться удовольствия, то он как бы отзывает назад имевший у него место побудительный импульс к достижению поставленной цели, порождая тем самым в собственном теле потерю цельности. Искомая цельность может быть восстановлена только посредством мобилизации агрессивной энергии и ее выражения в форме гнева. Подобные действия обеспечат восстановление естественных границ организма и его способности снова добиваться своих целей” (там же стр. 104).

Для того чтобы тело могло свободно выражать гнев, необходима опора, земля, которая поможет ему развиться. Эта опора начинается с другого настроенного, эмпатически присутствующего тела, которое может быть рядом не только для удовлетворения потребностей развивающегося младенца, но и выдерживания выражения гнева во всей его возрастающей сложности без его прерывания или же отреагирования.

Способность выдерживать гнев это оборотная сторона способности его эффективно выражать.

В процессе вступления в общество с развитием социальных навыков, помимо способности к самовыражению, становится необходимым развитие способности к регуляции этого самовыражения, то есть контейнирования. Чтобы это произошло, родитель должен “одолжить” себя для этой функции, ставя эмпатические твердые границы для этого самовыражения.

В случае, когда гнев блокируется либо внешним либо интернализированным отрицанием (см. приложение b. график Боба Хилтона, адаптировано автором), он накапливается в теле и вынужден искать обходные пути, зачастую неосознаваемые человеком. Заряд никуда не исчезает. Он либо оборачивается против самости, превращаясь в ненависть к себе и такие системы отрицания как вина, стыд, тревога, комплекс неполноценности и/или мазохизм, или превращается в ярость, деструкцию, ненависть, жестокость, садизм и абьюз. Очень часто присутствуют оба эти движения. Взрыв ярости происходит не в ответ на непосредственную ситуацию в реальности, а часто в ответ на ситуацию, которая напоминает прошлый опыт, то есть это ответ на опыт, закапсулированный в телесной памяти. Мы можем наблюдать это при переносе. Зачастую это реакция на то, что переживается как эмпатический провал. Кохут говорит о нарциссической ярости как о выражении переживаний в сторону разочаровывающего селфобъекта. Глубоко раненые люди могут испытывать отвержение и ярость перед лицом малейшей отдаленности от другого, что часто обнаруживается у людей, которые пережили травматический опыт.

Ярость, в отличие от гнева, деструктивная эмоция. Ее намерение - это ранить, сломать кого-то или что-то. В своей книге “Токсичное Питание” Майкл Эйген дает очень живое описание чувства ярости: 

 “Ярость накапливается. Она откладывается в области живота и разрушает мышцы, нервы и вены. Она не только лишает тело гибкости, она отравляет мысли. Кто-то несет обиды с самого детства и готов наброситься на других по пустякам ...Хроническая ярость, вызванная травмой, может разъедать жизнь как кислота и разрушать психосоматическую целостность”.

Роль агрессии в раннем развитии

Посмотрите на человеческих существ: начиная с момента зачатия, когда сперма стремится к яйцеклетке, далее при активных движениях эмбриона, толкании или выталкивании во внешний мир при родах, с первым агрессивный действием вне матки (а именно вдох, поиск еды и контакта) и на протяжении всего пути к зрелой сексуальности, агрессия является самоутверждающей силой, направленной на жизнь и получение необходимого. Она подсказывает действия, которые приносят удовольствие от движения и исследования мира. 

“Эта врожденная биологическая сила должна иметь возможность переживаться полностью как часть пути человека к индивидуации, творчеству и истинности” (Эрель, О. в работе Винникотта, Д.В., 2009, стр. 94).

Винникот рассматривает весь спектр агрессии как часть раннего выражения любви, "беспощадной любви", во время фазы, предшествующей беспокойству, как называл ее Винникотт, - периода, когда ребенок еще не осознает результатов его небрежного отталкивания и притягивания, чаще всего лица и тела матери (там же, стр. 96) При дальнейшем развитии агрессия служит формированию отдельной самости, инструментом установления различия между “я” и “не я”. Согласно Винникотту этот процесс возможен, когда младенцу разрешено выражать гневные, яростные и даже деструктивные импульсы по отношению к родителю, который в свою очередь может пережить выражение этих чувств и не отвечать тем же (Винникотт, Д.В., 1971 стр. 89-90).

Когда родитель может выдержать подобное выражение чувств, создавая безопасную контейнирующую среду для ребенка, и младенец и родитель становятся более реальными, более отделенными и способными к более глубокому контакту. 

Я никогда не забуду сцену, когда моему сыну было два года, будучи очень болтливым, он на меня за что-то очень злился. Он стоял передо мной с красным лицом, тряся своими маленькими кулачками, и орал: “Хочу, чтобы тебя переехал грузовик!”. Потом он глубоко вздохнул, и продолжил искать, чего еще ужасного пожелать, “ И чтобы тебя укусил комар!!!” Не так часто за историю своего материнства я испытывала подобное удовольствие, видя живое тело моего сына, выражающее эмоцию, которую я сама никогда не смела выразить!

Невозможность предоставить безопасный контейнер для агрессии ребенка приводит к необходимости прятать подобное чувство. Степень и природа этого сокрытия (используя биологию ребенка и деформацию как часть их структуры характера) может быть разной. Но, так или иначе, ребенок всегда в итоге будет испытывать неприятные чувства и в различной степени ненависть к себе, которая проявляется в чувстве вины и стыда. Так как чувства не были встречены и приняты значимой фигурой, это приводит тем или иным образом, к тому, что внутри растет восприятие себя как злого, обладающего садистическими, жестокими и даже перверзными чувствами. Винникотт говорит, что в таком случае человек будет разделять хорошее от плохого, идеализируя объекты, с одной стороны, и создавая полностью плохие объекты, с другой. Такое расщепление облегчает переживание сложных чувств и служит защитой (Винникотт, Д.В. 2009, стр. 97).

Таким образом, мы можем сказать, что агрессия, отделенная от своей положительной энергии, становится деструктивной, что в итоге может привести к переполненному ненавистью ребенку.

Это может рассматриваться как более развернутое и динамическое объяснение формулировки Райха, приведенной выше (Райх, В., 1942, стр. 156), о том, как разрушение и ненависть формируются из агрессии, лишенной любви в результате того, что ребенок вынужден разделять эти две составляющих. Или же, как Лоуэн позже сформулировал это, - “ненависть (которая) понимается как замороженная любовь” (Лоуэн, А. 1995, стр. 172).

Процессы развития, касающиеся развития отдельной идентичности, продолжаются от возраста примерно шести месяцев до примерно двух с половиной лет или дольше. Когда примерно в шесть месяцев, в начале периода, который Маргарет Малер назвала фазой сепарации-индивидуации, ребенок начинает отталкивать мать своими конечностями, это говорит о растущей потребности ребенка воспринимать мать четко на каком-то расстоянии и о переведении внимания больше вовне (Малер). Данный процесс переходит в растущую способность отличать “это я” от “это не я” при помощи движений, таких как толкание, бросание и кусание, с нарастающей силой и интенсивностью, а также использованием голоса и развивающегося языка для выражения протеста. Как поведение, так и агрессия становятся более целенаправленными. Человеческое существо постепенно определяет себя, свою индивидуальность относительно значимых других, чтобы сформировать растущее ощущение границ. 

На этом этапе агрессия помогает отделиться от других и двигаться к индивидуации.

Здоровая агрессия это еще и утверждение себя, подогревающее способность сказать “да, это я, это то, чего я хочу. Именно это!” Это также способ установления дифференциации “Я это я - Я не ты, у меня свой собственный разум и тело”. Те из нас, кто воспитывал своих детей, знают, как выглядит и звучит ребенок, когда он практикует именно эти способности, когда он хочет и не хочет одну и ту же вещь одновременно. Насколько невыносимым это может быть и сколько терпения нужно родителю в такие моменты!”

В своей книге “Телесное движение - парадигма ума” Йона Шахар-Леви, израильский старший психоаналитически-ориентированный терапевт, работающий с движением, рассматривает сильное, своего рода баллистическое движение, типичное для этого периода, как двигатель процесса сепарации-индивидуации. Его основная задача это сбор силы, чтобы вырваться за пределы тела. Это сырой материал, из которого состоит потенциал витальности самости. Он побуждает тело бороться с гравитацией, увеличивать личное пространство и добиваться более ясного восприятия границы между собой и другими.

Выражение сопротивления необходимо для чувства идентичности и формирования истинной индивидуальности. Способность сказать “нет”, настоять на своем и поставить границу в ответ на покушение извне - очень важный аспект агрессии, касающийся функционирования и развития, который по-разному проявляется от зачатия до зрелости (Лоуэн, А., 1970, стр. 155). Это возвращает нас к эволюционным корням нашего существования - к факту того, что никакое млекопитающее не выживет в природе без проявления агрессии.

В своей книге “Удовольствие” Лоуэн проводит связь между способностью утверждать себя, оттолкнуть от себя нежелаемое препятствие, сказать “нет”, и качеством защитной границы - кожи, подкожным жиром и соединительной тканью и поперечно-полосатыми или произвольными мышцами.

“Ограничивающая мембрана, особенно кожа, выполняет защитную функцию по отношению внешним силам. Она позволяет индивиду отсеивать раздражители, отделяя те, которые требуют ответа, от тех, которые можно игнорировать. Если кожа служит слабой защитой … поступающие из окружающей среды раздражители легко подавляют индивида.... Слово «нет» действует как психологическая мембрана, которая во многом аналогична описанной выше физиологической мембране. Она предотвращает подавление индивида внешними силами и позволяет ему проводить различия среди требований и стимулов, которые постоянно влияют на него” (там же, стр. 154-155)

Лоуэн также связывает способность к познанию себя и самоутверждение, связывая способность сказать “нет” (“no-ing”​ ​) со знанием (“knowing​ ​”):

“Способность сказать “нет”, поставить границу - составная часть знания, и важная часть в формировании прочного ощущения себя. Знание выступает как распознавание. Желания и импульсы могут быть познаны тогда, когда они достигают поверхности или ограничивающей мембраны организма. Прочность этой мембраны зависит, таким образом, от внутреннего заряда организма. В то же время «нет» защищает целостность организма. Право сказать “нет” обеспечивает право знать… Осознание себя зависит от самоутверждения. Утверждение себя подразумевает идею сопротивления

(там же, стр. 147-152). 

Таким образом, мы можем сказать, что способность человеческого тела допустить течения агрессии в нем является крайне важной для его живости, творчества и способности служить безопасным, заземляющим контейнером. Агрессия позволяет существовать аутентичной, ассертивной, уважающей себя самости, позволяет двигаться вперед по направлению к другим людям и формировать интимные, сексуальные и любящие отношения. 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!