А. А. ФЕТ ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ 15 страница



  ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА (вариант 2) Пушкин с юношеских лет сознавал высокое назначение поэзии и ответственность поэта за высказанное поэтическое слово. Уже в 1818 году в стихотворении «К Н. Я. Плюс-ковой», написанном по заказу в честь императрицы, поэт с гордостью утверждает независимость своей «лиры скромной, благородной», неспособность к лести, предельную искренность поэтического творчества, а также особое место поэзии в иерархии ценностей: «Свободу лишь учася славить, стихами жертвуя лишь ей,..». А. С. Пушкин с достоинством оценивает свое поэтическое творчество, считает себя выразителем жизненной правды: Любовь и тайная свобода Внушали сердцу гимн простой, И неподкупный голос мой Был эхо русского народа. Однако только объективно отражать жизненные реалии — удел летописца, а не поэта. Главная задача поэзии — пробуждение национального самосознания, стремление к духовному совершенствованию. Поэт должен уметь достучаться до сердца человека, заставить его взглянуть на свою жизнь по-новому, внушить ему высокие идеалы социальной справедливости. Иногда Пушкин с горечью констатирует ограниченность поэтических возможностей в воздействии на читателя: О, если б голос мой умел сердца тревожить] Почто в груди моей горит бесплодный жар И не дан мне судьбой витийства грозный дар? Наиболее полно представления Пушкина об общественной функции поэзии и роли поэта как мудрого и страстного провидца исторической народной судьбы, как высокого избранника воплотились в стихотворении «Пророк». В основу легла библейская легенда об очищении посланником Бога серафимом, избранным среди людей для выполнения высокой миссии: нести голос Бога людям. Проникнутое возвышенным лиризмом стихотворение воспринимается вначале как молитва, а в конце — как гимн. Жестокая, кровавая операция серафима символизирует напря-   77   женную, самоотверженную работу над собой поэта, претендующего на роль народного трибуна, духовного вождя нации: И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнгм> • Во грудь отверстую водвинул. Поэт должен избавиться от ложного сострадания к слабостям человеческим, проявлять твердость и даже жестокость в деле высокого служения. Пушкин убежден: поэт, служа искусству, должен отречься от всего суетного, «мирского», по-другому видеть и слышать, забыть о своем слабом человеческом сердце. И торжество идеалов свободы, истины, добра станет поэту достойной наградой за самоотречение. Бог призывает лирического героя решительно следовать высокому призванию и открывать человечеству слова истины: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. Написанное несколько позднее стихотворение «Поэт» заметно отличается от «Пророка» по эмоциональному строю, стилистике, лексическим средствам. Поэт в нем изображен не в минуты творческого вдохновения, духовного подъема, а в обыденной жизни, когда «в заботах суетного света он малодушно погружен». Но это не снижает тональность стихотворения, а делает его более интимным. Пушкин резко противопоставляет две стороны жизни поэта: поэт-творец и поэт-обыватель, причем демонстративно возвеличивает первую ипостась. Временное погружение поэта «в заботы суетного света» не снижает его образ, а, напротив, подчеркивает отчужденность от мира и утверждает, что подлинная жизнь творца—в его искусстве. В обыденной жизни поэт никто, «тоскует он в забавах мира», а оживает лишь во время поэтического вдохновения, «на берегах пустынных волн», вда-   ли от «людской молвы», где создает вымышленный мир, в котором он от «детей ничтожных мира» поднимается до вершин человеческого духа. Стихотворение «Поэт» похоже на авторскую исповедь, которая в силу своей глубокой значимости приобретает и общее значение. Пушкин действительно часто оказывался «малодушно погружен» в суету светской жизни, что истощало его силы. Поэтому и стремился он в деревенскую глушь, к умиротворяющей природе, всегда вдохновляющей поэзию. В проблемном, вызвавшем множество споров стихотворении «Поэт и толпа» толпа порицает поэта за бесполезность: «Как ветер, песнь его свободна, зато как ветер и бесплодна: какая польза нам от ней?». Но поэт резко парирует несправедливые нападки, упрекает толпу в приземленности мышления и недостатке воображения: Молчи, бессмысленный народ, Поденщик, раб нужды, забот! Несносен мне твой ропот дерзкий, Ты червь земли, не сын небес; Тебе бы пользы все — на вес Кумир ты ценишь Белъведерский. Поэт уверен, что цель поэзии — в духовном развитии человечества, в пробуждении человеческой мысли, а воплощенные в стихах поэтические идеи — не прописные истины, а пища для пытливого ума. В заключительных строках стихотворения Пушкин отстаивает независимость поэтов от прямого участия в конкретных жизненных коллизиях: Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. Пушкин не сторонник теории «чистого искусства», как это утверждали многие, ссылаясь на строки его стихотворения «Поэт и толпа»: «Подите прочь — какое дело поэту мирному до вас! В разврате каменейте смело, не оживит вас лиры глас!». На самом деле тема призвания поэта исследуется в этом произведении более глубоко. Проблемы, связанные с высоким предназначением поэта, рассматриваются в новом аспекте: может ли и должна ли поэзия приносить прямую пользу человеку? В чем заключается ее значение   78   и польза? Пушкин проник в глубинные истоки проблемы, в сложный процесс воздействия поэзии на умы людей и определил истинную сущность творчества. Пушкин отстаивал право творца быть взыскательным судьей, ибо настоящий поэт — самый строгий критик своего творчества; проповедовал творческую самостоятельность и независимость от «суда глупца и смеха толпы холодной»: Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить сумеешь ты свой труд. ПУШКИН О НАЗНАЧЕНИИ ПОЭТА И ПОЭЗИИ На берег выброшен, грозою, Я гимны прежние пою. А. С. Пушкин Каждого поэта, особенно в зрелые годы, волнует вопрос о значении его труда для общества и о назначении поэтического творчества вообще. А. С. Пушкин высоко оценивал деятельность поэта. Поэзия для Пушкина всегда была искусством, высочайшим проявлением творческого духа. Обязательным условием нормальной творческой деятельности он считал свободу, независимость личности поэта. Его волновал также вопрос о TQM ВЫСОКОМ предназначении, которое он должен выполнить как поэт. Еще на заре своей литературной деятельности, в лицейских стихотворениях, Пушкин задумывался над задачей, ролью, судьбой поэзии и поэта в современном ему обществе. В раннем стихотворении «К другу стихотворцу» запечатлены такие размышления поэта: Не так, любезный друг, писатели богаты; Судьбой им не даны ни мраморны палаты, Ни чистым золотом набиты сундуки; Лачужка под землей, высоки чердаки — Вот пышны их дворцы, великолепны залы... Их жизнь — ряд горестей, гремящаслава — сон. И все же, прекрасно понимая незавидную судьбу поэта в современном ему обществе,   лицеист Пушкин для себя избирает путь литературного творчества. Он готов следовать этому пути, как бы ни была трудна судьба поэта, какие бы лишения и тревоги, борьба и страдания его ни ожидали. «Мой жребий пал; я лиру избираю», — пишет Пушкин. Уже в этом раннем стихотворении ясно слышатся ноты презрения по отношению «к сильным мира сего», не способным ни ценить, ни тем более понимать поэзию и самого поэта. В 1815 году Пушкин пишет стихотворение «Лицинию». Вспоминая римского сатирика Ювенала, Пушкин так определяет задачи поэта: «Свой дух воспламеню жестоким Ювеналом, в сатире праведной порок изображу и нравы сих веков потомству обнажу». Так возникает в творчестве Пушкина образ поэта-борца, прямо противоположный привычным представлениям XVTII века о назначении поэта. В понимании Пушкина поэт не одописа-тель в честь вельмож и царей, он — «эхо русского народа». Об этом автор и говорит в стихотворении «К Н. Я. Плюсковой»: «Я не рожден царей забавить стыдливой музою моей... Любовь и тайная свобода внушали сердцу гимн простой, и неподкупный голос мой был эхо русского народа». «Свободная гордость», «скромная, благородная лира», стремление служить своей поэзией одной лишь свободе, отказ воспевать царей, сознание глубокой связи с народом — все это оставалось неизменным во взглядах Пушкина в течение всей его творческой жизни. Во многих Стихотворениях Пушкина мы видим противопоставление поэта обществу. Он называет его презрительно и гневно: «толпа», «чернь». Пушкин отстаивает свободу поэта от «черни», т. е. от невежественных гонителей поэта, от обывателей, от «гордых невежд» и «знатных глупцов». В 1826—1831 годах Пушкин создает ряд стихотворений на тему поэта и поэзии: «Пророк», «Поэту», «Поэт», «Эхо», в которых развивает свои взгляды: поэт свободен в своем творчестве, он идет своими путями, определенными его высоким призванием, творчество поэта — «благородный подвиг», поэт независим от служения светской толпе. Сквозь все творчество Пушкина проходит мысль о трагической участи поэта. Когда-то   79   эту же тему развивал придворный поэт Жуковский. Он был талантлив, но тем не менее поэтов раньше держали при дворе в качестве лакеев и шутов. Пушкин избежал участи своего предшественника. Уже ранняя поэзия Пушкина по богатству мыслей, по художественному уровню не уступала произведениям признанных мастеров русской поэзии. Накапливая достижения современной ему литературы, Пушкин уже в лицее ищет оригинальный стиль. Он требует от поэзии истины в выражении чувств, он далек от романтизма Жуковского, не согласен со своим учителем Державиным, который считал, что поэзия должна «парить» над миром. Пушкин — поэт действительности. Он освоил все жанры поэзии: оду, дружеское послание, элегию, сатиру, эпиграмму — везде Пушкин выступал как экспериментатор, сумел выработать свой поэтический стиль. Во времена Пушкина не только почти все лицеисты писали стихи, но и высокообразованный слой дворянства пробовал свои силы в литературе, поэзия была почитаема в салонах; считалось, что неумение писать стихи такой же дурной тон, как неумение танцевать или говорить по-французски. В творчестве каждого поэта рано или поздно начинается перелом, когда он должен осмыслить — для чего он пишет стихи? Пушкин изначально верил, что поэзия нужна всем, чтобы нести свет и свободу в этот мир. Позднее, сто лет спустя, Маяковский очень точно оценил труд поэта, заявив: «Поэзия — та же добыча радия, в грамм — добыча, в год — труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Поэт-декабрист Рылеев писал Пушкину: «На тебя устремлены глаза России; тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь поэт и гражданин». Пушкин выполнил это завещание. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ МОЛОДОГО ПУШКИНА Политическое мировоззрение А. С. Пушкина сложилось уже в юношеский, лицейский период. На формирование его взглядов   большое влияние оказал Царскосельский лицей. Преподаватели стремились развить в своих питомцах чувство гражданской чести, служения Отечеству и народу. В лицее вырос гениальный поэт Пушкин, отсюда вынес он свой ясный взгляд на мир и людей, понимание того, что любой человек, независимо от социального происхождения, должен быть свободным. И главный порок, который увидел молодой поэт, — это ничем не ограниченная власть монарха, самодержавие: Самовластительный Злодей! Тебя, твой трон я ненавижу, Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу, — восклицает молодой поэт в оде с символическим названием «Вольность». В этом произведении можно видеть идеи просветителей XVIII века. Самодержавие должно быть ограничено законом, тогда не будет произвола власть имущих, «барства дикого», «покорствующих бичам» рабов. Поэтому так торжественно звучит главная мысль произведения:   Владыки! вам венец и трон Дает Закон — а не природа; Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас Закон. Рабство противоестественно. Оно тянет назад, мешает жить, развиваться обществу. Рабство — это позор! Человек рожден свободным, и никто не имеет права посягать на его духовную независимость. Россия — великая страна, и народ ее должен быть свободен и велик. Но о каком величии можно говорить, когда «младые сыновья» растут для того, чтобы пополнить «дворовые толпы измученных рабов», чтобы до гроба влачить «тягостный ярем». Именно об этом идет речь в стихотворении «Деревня»: Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца. Кто же он, «неумолимый Владелец», «присвоивший насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца»? Монарх, ставший выше закона, выше духовной правды. Личность для власти не имеет значения. Деспотизм и тирания губят все: Свободный Рим возрос, А рабством погублен.   80   Пушкин никогда не выступал против «короны», но считал, что страной должен править просвещенный, мудрый монарх. Именно такой монарх отменит рабство, и тогда сам народ будет защитником, хранителем трона и империи: Склонитесь первые главой Под сень надежную закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой. На ьтих идеях воспитывались будущие декабристы, многие из которых были близкими друзьями Пушкина, его товарищами по лицею. Поэтому идеи декабристов были близки и Пушкину. Недаром после восстания на Сенатской площади при обыске у многих из них бьши найдены рукописные копии вольнолюбивых стихов прославленного поэта. Многие стихи поэта этого периода воспринимались современниками как призыв к действию, как лозунг. В их числе хрестоматийное стихотворение, посвященное другу Пушкина П. Я. Чаадаеву: Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! После восстания 1825 года поэт не отрекся от своих принципов. Его взгляды становятся более жесткими и критичными. В 1827 году он пишет стихотворение «Арион», которое является аллегорическим рассказом о событиях на Сенатской площади. Поэт ясно дает понять, что идеи декабристов живы: Я гимны прежние пою И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою. Примером политической лирики Пушкина является и стихотворение «Анчар». Оно также является аллегорией. Образ анчара — древа яда — Пушкин использовал для обличения политики Николая I: К нему и птица не летит, И тигр нейдет: лишь вихорь черный На древо смерти набежит — И мчится прочь, уже тлетворный. В своей вольнолюбивой лирике Пушкин создал образ идеального монарха, властителя России. Он утверждает, что самодержец должен сочетать свою власть с законом, защи-   щать права человека, олицетворять собой идеал справедливости, силы и величия. Именно о такой России мечтал поэт. ВОЛЬНОСТЬ И СВОБОДА В ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА Мировоззрение великого русского поэта А. С. Пушкина сформировалось под влиянием событий, которые волновали русское общество начала XIX века. Будущий поэт стал свидетелем победы русского народа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. А завязавшаяся еще в годы учебы в Царскосельском лицее крепкая дружба поэта с лучшими людьми эпохи, выступившими впоследствии против самодержавно-крепостнического строя, способствовала тому, что декабристское восстание Пушкин воспринял очень близко. И хотя поэт не был членом тайного общества, он всеми своими помыслами находился с теми, кто вышел на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года. Воспевая свободу, вольность в юношеские годы, Пушкин верил в ближайшее их торжество. Поэт был убежден, что страной должен править просвещенный монарх. В оде «Вольность», написанной поэтом в 1817 году, Пушкин не призывает к свержению царской власти, но высказывает громкий протест против тирании и беззакония. Он обращается к владыкам: Тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы! Главным условием счастливой жизни народа Пушкин называет «с вольностью святой законов мощных сочетанье». Ни тюрьмы, ни алтари не оградят тирана от мести народа, убежден поэт. В подтверждение своей мысли он упоминает в оде такие исторические уроки, как казнь французского короля Людовика XVI, который расплачивается за преступления династии Бурбонов, смерть от рук придворных жестокого римского императора Калигулы и другие. Поэт призывает сильных мира сего: Склонитесь первые главой Под сень надежную закона,   81   И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой. Но царское правительство России не собиралось даровать народу свободу. Можно сказать, что обращение Пушкина осталось без ответа — ничто не указывало на то, что власти готовы к коренному переустройству России. Поэтому неудивительно, что в стихотворении «К Чаадаеву», написанном спустя год после оды, Пушкин начинает сомневаться в мирном обретении свободы. Он уже не обращается с призывом к монарху. Теперь поэт связывает свои надежды со свободолюбиво настроенной молодежью России, которую он призывает «отчизне посвятить души прекрасные порывы». Поэт искренне верит в то, что образованность, ум, стремление к свободе и горячая любовь к родине, то есть те лучшие качества, которыми обладает прогрессивная часть дворянской молодежи, способны принести России лучшее будущее. Этой оптимистической верой проникнуты заключительные строки стихотворения «К Чаадаеву»: Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! С посланием «К Чаадаеву» непосредственно перекликается написанное поэтом спустя год стихотворение «Деревня». Несмотря на то, что здесь Пушкин уже не высказывает такого оптимизма, как ранее, его мысли о переменах к лучшему по-прежнему связаны со «свободой просвещенной». Хотя поэт уже сомневается в том, удастся ли ему увидеть «народ неугнетенный и рабство, падшее по манию царя». После неудавшейся попытки восстания декабристов поэт испытывает разочарование, вызванное противоречием между его романтическими мечтами о свободе и реальной действительностью. Но Пушкин остается верен своим вольнолюбивым взглядам. В стихотворении «Ари-он», написанном в 1827 году, он признается: «Я гимны прежние пою...» Утверждение поэта о его верности прежним идеалам звучит также в послании «Во глубине сибирских руд...», в котором поэт позволяет себе надежду: Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода   Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут. В творчестве зрелого Пушкина появляются новые мотивы на тему свободы. Если раньше поэт верил в то, что если не весь народ, то его лучшие представители способны изменить жизнь страны, то теперь он начинает сомневаться в этом. Более того, ему кажется, что столь долго воспевавшаяся им свобода народу не нужна. Этими мыслями поэт делится в стихотворении «Свободы сеятель пустынный...»: Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. Ж чему стадам дары свободы ? Их должно резать или стричь. Прослеживая творчество великого поэта в хронологической последовательности, можно заметить, как он постепенно раскрывал для себя понятие свободы не в политическом его значении, а в духовном. Может быть, не всегда можно иметь свободу «от царя», но личная независимость человека — та истинная ценность, которой он может овладеть. В стихотворении 1836 года «Не дорого ценю я громкие права...» Пушкин пишет наполненные глубочайшей мудростью строки: Зависеть от властей, зависеть от народа — Не все ли нам равно ? Бог с ними. Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать; для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья. — Вот счастье! вот права... ВОЛЬНОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА (вариант 1) ...В мой жестокий век восславил я свободу...» А. С. Пушкин Идея свободной России проходит через все творчество Пушкина. Уже в своем раннем творчестве Пушкин выступал против не-   82   справедливости и деспотизма существующего общественного строя, изобличал губительную для народа силу тирании: Свободой Рим возрос, а рабством погублен...

Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!