Расположение и первое упоминание



Лобное место. Вид изнутри, 2005 год

«Кремль город» — план из «Космографии Блау». Лобное место изображено в нижней части листа, 1659 год

Лобное место находится напротив Спасской башни у Покровского собора и представляет собой круглый в плане каменный помост диаметром 13 м и высотой 1 м с каменным парапетом. Изначально Лобное место было создано из кирпича, в 1599 году в правление Бориса Годунова перестроено в камне и окружено решёткой[6]. В то же время рядом была установлена на деревянном лафете Царь-пушка. Факт её нахождения на площади подтверждён в описании шведского посланника Станислава Немоевского, который прибыл в Москву в 1606 году: «Вблизи… стоит большое и длинное орудие, в котором рослый мужчина может сесть, не сгибаясь, я сам это испытал»[8]. Также изображения Царь-пушки задокументированы в гравюрах и рисунках европейских путешественников XVII века. Нынешний вид Лобное место приобрело после реставрации 1786 года[11].

Самое раннее из известных изображений Лобного места относится ко времени правления Михаила Фёдоровича в альбоме Адама Олеария 1638 года. В 1659 году во втором томе «Космографии Блау» была опубликована подробная карта Москвы с перечислением основных достопримечательностей города. Под № 3 указано «Nalobnemeest», что является транслитерацией термина «Лобное место»[12]. В то время как в предыдущих документах иностранцы называли эту площадку «Theatrum Proclamationum», то есть «площадь для объявлений»[13].

История

Смутное время

Голод в Москве в 1601 году. Гравюра XIX века

Августин Мейерберг «Кремль с востока», 1662 год

Значение Лобного места в политической жизни России кардинально изменилось в Смутное время. Со смертью Федора Иоанновича, последнего царя из династии Рюриковичей, различные партии использовали место для организации толпы. На большом пространстве площади можно было собрать тысячи горожан, чтобы направить их непосредственно в царские покои[14].

Первым крупным событием Смуты, происходившем на Лобном месте, стало обращение Лжедмитрия I. 1 июня 1605 года его зачитали Гаврила Пушкин и Наум Плещеев. В своем письме самозванец обвинял Бориса Годунова в покушении на царевича Дмитрия, а наследника престола Федора II объявлял изменником. Лжедмитрий I обещал предоставить воеводам новые вотчины, дворянам оказать царскую милость, московским купцам обеспечить налоговые льготы, а «всему православному христианству» гарантировал мирную жизнь[15][14]. Когда посланники дочитали обращение, москвичи «возрадовались тому великой радостью, Богу воссылая славу, и был в них шум великий и клич, и было не разобрать, кто что говорит». После этого экзальтированная толпа ринулась в Кремль. Фёдор Годунов, его мать и ближайшие сподвижники были арестованы. В тот же день в Москве начались грабежи в домах политических соратников свергнутого царя[15].

20 июня 1606 года Лжедмитрий I приблизился к Москве. Его встретили на окраине города представители городской аристократии, а у Лобного места «спасённого царя» ждали горожане. Приблизившись к толпе, самозванец «сошел с коня и пришел к крестам, и повелел начать петь молебны, а те латыне литва сидели и трубили в трубы и били в бубны». Затем новый «царь» отправился в Кремль[14], а Богдан Бельский в сопровождении князей и бояр вышел к стоявшей на площади толпе. С Лобного места он произнес торжественную речь, в которой благодарил Бога за чудесное спасение царя[5].

Менее чем год спустя толпа разгневанных москвичей убила Лжедмитрия I, после чего началось истребление его сподвижников, в первую очередь — из числа польско-литовской аристократии. 28 мая 1606 года, на следующий день после переворота и массовых убийств, тела растерзанных иностранцев стали сбрасывать на Лобное место. По воспоминаниям поляка-современника, трупы лежали в течение трёх дней[16].

Вскоре царём был «избран» Василий Шуйский. Для легитимации своей власти он тоже обратился с Лобного места к народу, собравшемуся на Красной площади[14]. Новое правительство предприняло усилия, чтобы развенчать культ самозванца. План удался, поскольку был найден архив Лжедмитрия I, включающий письма на польском языке, написанные Юрию Мнишку[17]. Документы были в срочном порядке переведены на русский язык, а затем публично зачитаны с Лобного места[18].

В последующие годы экономическое и политическое положение в стране усугублялось, что привело к появлению Лжедмитрия II. Даже имея многочисленное войско, новый самозванец не смог войти в Москву, хотя и пытался штурмом взять город. В разгар военного противостояния в 1608 году группа московских заговорщиков, среди которых был князь Роман Гагарин, попыталась свергнуть Василия Шуйского. Они также пытались использовать Лобное место, приведя туда патриарха Гермогена и надеясь получить его благословение. Но архиерей не стал с ними сотрудничать. Бояре тоже не проявили сочувствия к мятежникам. Гагарин и его сторонники направились к царю, но их сил было недостаточно, чтобы прорваться во дворец. Попытка переворота провалилась и заговорщики уехали в Тушино, где находилась ставка Лжедмитрия II[14].

27 июля 1610 года Захарий Ляпунов, сговорившись с князем Голицыным о свержении Василия Шуйского, вышел на Красную площадь в сопровождении Ивана Салтыкова и некоего дворянина Хомутова. Они поднялись на Лобное место и потребовали прихода патриарха и думных бояр, «а как стечение народа было столь велико, что он не мог поместиться на оной площади, то вышеупомянутые Ляпунов, Хомутов и Салтыков закричали, чтобы все шли в поле за город, и, вышедши за заставу, там отрешили от власти Шуйского»[19].

Последний этап Смуты показывает важность Лобного места в народном сознании. В ноябре 1612 года после продолжительной осады новгородское ополчение освободило Московский Кремль от поляков. 27 ноября два крестных хода во главе с Мининым и Пожарским двинулись с разных сторон к Китай-городу. Оба шествия объединились у Лобного места, где троицкий архимандрит Дионисий провел молебен. Оттуда процессия отправилась на Соборную площадь Кремля[20].

21 февраля 1613 года Земский собор принял решение о выборе нового царя. В этот день Лобное место в последний раз использовали при получении народного одобрения. Архиепископ Феодорит и боярин Василий Морозов спросили у людей, собравшихся на Красной площади, кому быть царём. Толпа выразила поддержку Михаилу Федоровичу Романову[20]. Несколько дней спустя там же прошел обряд крестоцелования: так бояре и казаки присягнули новому монарху, который на тот момент находился в Костроме[21].

Стрелецкий бунт 1682 года

Основные события Стрелецкого бунта 1682 года разворачивались в Кремле, но тела приближённых к Нарышкиным аристократов мятежники вытащили 15 мая на Красную площадь и бросили рядом с Лобным местом[22]. Несколько месяцев спустя стрельцы, желая оправдать совершенное преступление, добились разрешения на установку неподалеку от Лобного места гражданского памятника (первого в России). Это был деревянный четырёхугольный столп, на вершину которого водрузили медные таблички с именами убитых бояр и описанием их несправедливостей по отношению к стрельцам[23]. К осени правительство царевны Софьи решило избавиться и от зачинщиков мятежа, и от напоминания о кровавых событиях, поэтому уже 2 ноября 1682 года столп был демонтирован[22].

В ходе бунта также была предпринята попытка использовать Лобное место для консолидации сил московских раскольников. После окончания военного мятежа среди стрельцов появились проповедники-старообрядцы, призывавшие к открытому теологическому диспуту с официальной церковью. Местом проведения дискуссии они выбрали Красную площадь, но в итоге встреча представителей «новой» и «старой» веры состоялась 5 июля 1682 года в Грановитой палате Кремля. Единственным результатом диспута стали взаимные обвинения в ереси. Сразу после встречи старообрядцы обратились к собравшимся горожанам с Лобного места и объявили о своей победе в споре. Правительство царевны Софьи не собиралось мириться с раскольниками, и в течение следующих нескольких дней стрельцы по её приказу арестовали наиболее активных проповедников-старообрядцев[23].

Казни в петровское время

Василий Суриков «Утро стрелецкой казни», 1881 год

Фёдор Алексеев «Красная площадь в Москве», 1801 год

На протяжении большей части XVII века на Красной площади не приводились в исполнение смертные приговоры, однако в народной памяти любые знаковые события были связаны с Кремлём. Этим можно объяснить появление легенды о том, что Степана Разина казнили на Лобном месте, хотя в действительности приговор привели в исполнение на Болотной площади. В своих мемуарах городскую легенду пересказывал ганноверский резидент при русском дворе Фридрих Христиан Вебер, который посетил Россию в начале XVIII века[24].

Акции устрашения политических противников неоднократно проводились на Красной площади в правление Петра I. 4 марта 1697 году он приказал выставить на всеобщее обозрение останки Ивана Циклера, Алексея Соковнина и трёх других заговорщиков, казнённых в Преображенском селе после покушения на жизнь царя. У Лобного места был установлен новый деревянный столп с пятью спицами, на которые были нанизаны отрубленные головы. На столпе были закреплены металлические доски с текстом обвинительного приговора[22].

После Стрелецкого бунта 1698 года к смертной казни приговорили 799 стрельцов. Основные экзекуции прошли в Преображенском, однако часть заговорщиков была казнена на Красной площади. Только в один день 13 февраля 1699 года на эшафоте, установленном неподалеку от Лобного места, привели в исполнение 30 смертных приговоров[25]. Головы казнённых и таблички с описанием преступления снова были оставлены на площади. Казни проводились только в южной части Красной площади, вероятно, поэтому очевидцы событий в качестве ориентира называли Лобное место. Это объясняет формирование стереотипа об использовании площадки в качестве эшафота[22].

Период Российской империи

Николай Найдёнов Лобное место, 1884 год

С переносом столицы из Москвы в Санкт-Петербург Красная площадь и Кремль утратила своё политическое значение. При этом столпы с обвинительными досками оставались на прежнем месте долгие годы. Только в 1727 году по указу Петра II старые орудия казней были демонтированы. С тех пор Красная площадь никогда не использовалась для проведения экзекуций[26].

За последующие два столетия Лобное место реставрировалось по меньшей мере три раза. В 1753 году ремонтными работами руководил архитектор Дмитрий Ухтомский. В 1786 году реставрация велась под контролем архитектора Матвея Казакова. В конце XIX века были установлены чугунные ворота, выполненные по мотивам Золотой решетки Теремного дворца[11].

Вплоть до революции 1917 года Лобное место оставалось знаковой территорией при совершении православных обрядов. Крестные ходы, двигаясь от Спасских ворот, останавливались у площадки. На Лобное место поднимался архиерей, чтобы совершить молебен и благословить прихожан[26].


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!