Лаборатория и сохранение других тел



При мавзолее с 26 марта 1924 года существует лаборатория по сохранению тела Ленина. Профессор анатомии Владимир Воробьёв и биохимик Борис Збарский предложили способ долговременного бальзамирования[13]. Чтобы осуществить задуманное, мавзолей закрыли и устроили в нём опытную лабораторию[6]. Научно-исследовательская лаборатория была открыта при мавзолее в 1939 году[150]. Она числилась в составе Минздрава СССР. Изначально руководителями лаборатории являлись академики Воробьёв и Збарский. После смерти Воробьёва с 1934 по 1952 год лабораторией руководил Збарский[7].

В феврале 1945-го, ещё в Тюмени, учёные лаборатории провели эксперимент по сохранению тела, в результате которого на левой ступне был повреждён небольшой участок кожи. По возвращении в Москву, лабораторию расширили и создали специальный банк с экспериментальными телами — это были неизвестные погибшие или умершие, которых никто не разыскивал, на них проводились значительные бальзамические эксперименты[7]. В этом же году лаборатории предоставили здание бывшей школы на Садово-Кудринской улице. Одновременно ей увеличили комплекс задач[151]. Каждые пять лет специальная комиссия осматривала тело Ленина. С помощью многолетних опытов учёные добились стабилизации тканей — изменения стали практически неуловимыми при современных способах контроля[152].

Лаборатория занималась бальзамированием тел важных политических деятелей других стран: в 1949 году было обработано тело генерального секретаря ЦК БКП Георгия Димитрова, в 1952-м — тело председателя Народного совета министров МНР Хорлогийна Чойбалсана (но его бальзамизация была частичной, по приказу Иосифа Сталина процесс прервали, Чойбалсана похоронили в закрытом саркофаге в Улан-Баторе[7]), в 1953-м — тело руководителя компартии Чехословакии Клемента Готвальда (его тело находилось в мавзолее девять лет, до 1962 года)[7].

В 1952 году Борис Збарский был арестован по делу «врачей-убийц», но освобождён через несколько месяцев после смерти Сталина. С его арестом директором лаборатории стал Сергей Мардашев[153][7]. С 1962 по 1967 год лабораторией руководил Борис Усков[7], а с 1967 по 1995 год директором был Сергей Дебов. С 1964 года для поддержания стабильных условий сохранения тела Ленина начали использовать автоматику и электронику[154], а штат сотрудников разрастался и к 1960—1970 годам уже насчитывал около 200 человек[7]. По этой причине в 1976-м лаборатория переехала в новое здание на улице Красина, дом № 2 и с этого момента стала современным высокотехнологичным институтом с отделами анатомии, гистологии, биохимии и технического обслуживания[137].

В 1969-м сотрудники лаборатории провели бальзамирование тела председателя ЦК Партии трудящихся Вьетнама Хо Ши Мина[155], его действующий мавзолей открылся во Вьетнаме после окончания войны с США в 1975 году[7]. В 1979-м сотрудники лаборатории бальзамировали тело президента Народной республики Ангола Агостиньо Нето, оно находилось в мавзолее Анголы с 1980 по 1992 год. В 1985-м — тело президента Гайаны Линдона Форбса Бёрнэма, он был похоронен в закрытом саркофаге в Джорджтауне[7].

Во время перестройки финансирование лаборатории начали сокращать. В 1989 году сотрудники возрастом от 70 лет были освобождены от руководящей административной работы[156], а в 1991-м правительство перестало выделять средства на проведение профилактических работ в мавзолее[157]. В 1992 году лаборатория вошла в состав Всесоюзного института лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР) и сменила название на «Научно-исследовательский и учебно-методический центр биомедицинских технологий»[13].

В 1995-м было проведено бальзамирование тела президента КНДР Ким Ир Сена[155], которое выставлено в действующем мавзолее Пхеньяна[7]. В 2011 году забальзамировали тело Великого Руководителя Кореи Ким Чен Ира, его тело размещено рядом с телом Ким Ир Сена[7].

Созданные в лаборатории технологии пользуются спросом и поддерживаются странами с действующими мавзолеями. На сегодняшний день Центр биомедицинских технологий специализируется не только на экспериментальных работах с забальзамированными телами, в нём проводят консервацию археологических находок: тело алтайской принцессы, найденное в 1990-х годах[7]. 5 марта 2013 года умер президент Венесуэлы Уго Чавес. Власти страны вели переговоры с лабораторией возможность бальзамирования тела, но время для начала работ было упущено, кроме того потребовалось бы вывезти Уго Чавеса в Россию на восемь месяцев. Чавеса похоронили в мраморном саркофаге, который установили в здании столичного Музея революции в Каракасе[158].

С 1995-го по настоящее время лабораторией руководит Валерий Быков[7][159][7]. На начало 2018 года в лаборатории числится около 40 сотрудников[7].

Происшествия в мавзолее

См. также: Теракт в Мавзолее Ленина

Попытки осквернить Мавзолей Ленина и Кремлёвскую стену фиксировались с 1920-х годов: хулиганы бросали «коктейли Молотова», чернила, тушь, занимались другими видами вандализма. Саркофаг Владимира Ленина неоднократно пытались разбить и прострелить, а также взорвать[125].

С 1924 по 1991 год охраной занимались комендатура мавзолея, наряд Краснознамённого Кремлёвского полка и Отдел милиции по охране общественного порядка на Красной площади ГУВД Москвы. В комендатуре Кремля находился небольшой музей предметов, тайком заносимых на Красную площадь и в мавзолей: ножи, трубы, оружие, взрывчатка и многое другое[125].

В марте 1934-го рабочий одного из совхозов Московской области Митрофан Никитин намеревался выстрелить в тело Ленина, но был остановлен сотрудниками охраны. Никитин застрелился на месте. После обыска у него обнаружили письмо для правительства и партии:

Эту весну 1934 года опять очень много людей умрёт на почве голода, грязи, от эпидемических болезней… Неужели наши правители, засевшие в Кремле, не видят, что народ не хочет такой жизни, что так жить дальше невозможно, не хватает сил и воли…[11]

Попытки осквернить или разрушить саркофаг предпринимались практически ежегодно: в ноябре 1957-го житель Москвы А. Н. Романов бросил в мавзолей бутылку с чернилами[11], в марте 1959-го посетитель разбил стекло саркофага, кинув молоток[160]. 14 июня 1960 года житель города Фрунзе Р. Д. Минибаев разбил стекло ногой, запрыгнув на барьер, в результате чего была повреждена кожа забальзамированного тела. Позже выяснилось, что Минибаев планировал разрушить саркофаг с 1949 года. Мавзолей тогда закрыли на восстановительные работы до 15 августа[11][161]. В 1961-м Л. А. Смирнова плюнула в саркофаг и разбила стекло камнем[11]. Камень бросал в саркофаг в апреле 1962 года А. А. Лютиков, житель города Павловский Посад[11]. 29 марта 1966 года житель Лабинского района Краснодарского края Г. В. Ватинцев бросил кувалду в саркофаг[162].

В 1967 году житель Каунаса Крысанов у входа в мавзолей взорвал самодельное взрывное устройство, при взрыве погибло несколько человек, включая самого Крысанова[125][11]. После этого в мавзолее установили новейшие приборы и аппаратуру для управления инженерными системами, а также заменили около 12 000 мраморных блоков и укрепили конструкции[11]. Конструктор Н. А. Мытин и скульптор Н. В. Томский разработали усовершенствованный саркофаг, в создании которого приняли участие московские заводы «Знамя труда» и «Красный пролетарий». У нового саркофага были мощные металлические крепления, а углы наклона бронестекла обеспечивали защиту от пуль и взрывчатых веществ. Саркофаг установили в апреле 1973 года[125], но уже 1 сентября в мавзолее взорвали другое самодельное устройство. Саркофаг остался неповрежденным, но при взрыве погибли и тяжело пострадали несколько посетителей, а также сотрудников мавзолея и солдаты Кремлёвского полка[160]. Позже было ещё несколько попыток взорвать саркофаг[125], поэтому для него было создано специальное пуленепробиваемое стекло[38].

В апреле 1990 года поджигатель бросил на парапет усыпальницы две трёхлитровых банки с зажигательной смесью. Вандал был арестован[160]. Кроме непосредственно ущерба мавзолею были попытки испортить другие объекты. Так, 17 марта 1991 года памятнику Иосифу Сталину было нанесено несколько ударов металлическим стержнем, памятник восстановили к следующему утру. На Красной площади также были и попытки самосожжения, поэтому в мавзолее хранились средства для быстрого тушения пламени и помощи пострадавшему, а сотрудники проходили курсы оказания первой медицинской помощи[125].

19 августа 1991 года во время ГКЧП охрану мавзолея усилили. Предполагалось, что разбушевавшаяся толпа может разгромить гробницу, хотя всё это время мавзолей был открыт для посетителей[163].

15 марта 2010 года житель Подмосковья Сергей Крапецов забрался на трибуну мавзолея и стал призывать разрушить его и похоронить тело Ленина. Во время задержания оказал вооружённое сопротивление травматическим пистолетом. После задержания Карпецов объяснил поступок неприязнью к «мумии антихриста» и желанием привлечь внимание к сносу мавзолея. Он признался, что изначально хотел расстрелять саркофаг из автомата. Против Крапецова было возбуждено дело о нападении на представителя власти, позже выяснилось, что он находился в розыске за совершение разбойного нападения[164][165].

Некоторые акты вандализма были курьезными: 27 ноября 2010 года нарушитель бросил в мавзолей брошюру «Практические советы хозяину и хозяйке» и рулон туалетной бумаги. Его задержали и госпитализировали в психиатрическую больницу[164]. А 19 января 2015 года двое мужчин с криками «Встань и уйди!» окропили мавзолей святой водой[166].

Предложения о захоронении

Красная площадь, 1999 год

Годы

Первое предложение перезахоронить тело Ленина прозвучало в 1989 году. На Съезде народных депутатов СССР депутат Юрий Карякин заявил, что Ленин хотел быть похороненным на кладбище рядом с могилой матери. Но в РЦХИДНИ не отыскали ни одного документа, в котором родственники Ленина упоминали о его «последней воле»[167][35]. По словам Ольги Ульяновой, утверждения Карякина выдуманы, ни родственники, ни соратники Ленина не ставили вопрос о захоронении вождя[168].

Движение за перезахоронение разрасталось. Были заявления, что Ленина похоронили не по-христиански, а мавзолей — «зловещий зиккурат, с помощью которого Ленин питается энергией русского народа», и что использование мавзолеев свойственно исключительно диким культурам. При этом сторонники последнего мифа игнорируют тот факт, что во Франции в мавзолее хранятся останки Наполеона, в Эстонии — забальзамированное тело генерал-фельдмаршала Михаила Барклай-де-Толли, в мавзолее Нью-Йорка — тело генерала и президента США Улисса Гранта, в соборе Кракова в саркофаге покоится маршал Юзеф Пилсудский[167]. Также появилась идея сжечь тело, а ёмкость с прахом затопить в Марианской впадине[167]. Основной мотив желающих перезахоронить тело Ленина: он — военный преступник, ленинизм — тоталитарная идеология, а мавзолей — проявление ленинизма[167].

21 апреля 1989 года Марк Захаров сказал, что Ленина пора простить и захоронить по-человечески. Позже он называл Ленина государственным преступником, которого необходимо судить[167].

5 сентября 1991 года с одобрения Михаила Горбачёва попытку похоронить Ленина предпринял Анатолий Собчак. Он выступил на заседании депутатов с предложением, основанном на несуществующем завещании Ленина с желанием быть похороненным на Волковском кладбище в Ленинграде. Собчака поддержал мэр Москвы Гавриил Попов. В демократической прессе появились хвалебные статьи о достоинствах Волковского кладбища и непременном упоминании о скором перезахоронении на кладбище тела Ленина. Кремль получил поток телеграмм и писем с протестом[169].

11 сентября 1991 года на собрании в Центральном музее Ленина был сформирован общественный комитет «В защиту Ленина». 12 сентября появились слухи, что ночью тело будет тайком вывезено из мавзолея, поэтому на Красную площадь вышли пикетчики и сформировали народную дружину по защите тела Ленина. 10 октября того же года у здания Моссовета прошла манифестация рабочих Москвы. Участники составили коллективное обращение к Михаилу Горбачёву с требованием защитить тело Ленина от нападок. В ноябре журнал «Форбс» сообщил о желании советского правительства продать саркофаг с телом Ленина на аукционе с начальной ставкой от 15 миллионов долларов, но позже журналисты признались в розыгрыше[170].

Годы

По мнению иностранных журналистов, проходившие мимо мавзолея люди испытывали неловкость и недоумение, ведь исторический цикл коммунизма закончился и эта идеология мертва. Поэтому Владимира Ленина надо похоронить рядом с родными, а Мавзолей Ленина превратить в мемориал жертв революции[171].

В октябре 1993 года мэр Москвы Юрий Лужков представил проект указа президента «О восстановлении исторического облика Красной площади г. Москвы»[172], в приложении к проекту говорилось:

Происшедшие в Москве 2-4 октября события вынуждают нас обратиться к Ельцину Б. Н. с просьбой решить вопрос о перезахоронении тела В. И. Ленина и свыше 400 человек, покоящихся у Кремлёвской стены[173].

В 1993 году президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов предложил перенести мавзолей в столицу республики Элисту и был готов выделить для этого миллион долларов[41][174].

22 апреля 1994 года депутат Валерия Новодворская организовала пикет под лозунгом «Похороним дело и тело Ленина». Она была задержана и сделала заявление, что подаст в суд на сотрудников милиции за «воскрешение сталинских методов поддержания порядка»[175]. А в 1996-м один из главных идеологов перестройки Александр Яковлев на личные средства издал брошюру о необходимости провести суд над большевизмом.

Почему нужен такой суд? Да потому что Ленин все ещё лежит в Мавзолее почитаемый, вся страна усеяна памятниками ему. А ведь он преступник. Идеология насилия, идеология люмпенов не умерла. Трудно с таким грузом быстро двигаться дальше. Я не говорю, что всяк и каждый должен покаяться, падать на колени. Нет. Надо просто осознать, понять, от чего мы ушли. Вот 7 ноября мы все по-прежнему отмечаем праздник, переименовали его в День согласия и примирения. Я предлагал переименовать его в День скорби и покаяния. В этот день семьи не должны ходить на демонстрации, пусть уж лучше сидят дома. Этот день нужен для того, чтобы граждане вспомнили о тех своих родственниках, которые погибли из-за войн и репрессий. И просто выпили за них рюмочку. А больше ничего и не надо[176].

14 марта 1997 года Борис Ельцин предложил похоронить Ленина «…как он и завещал, рядом с матерью в Санкт-Петербурге», несмотря на отсутствие существования подобного завещания[177]. 17 марта 1997 года на заседании Государственной думы заявления Ельцина о перезахоронении были названы противоправными и приравнены к вандализму. 6 июня того же года Борис Ельцин повторил идею на заседании Совета по культуре и искусству в Санкт-Петербурге. В газете «Правда» от 11 июня было опубликовано опровержение РЦХИДНИ существования завещания Ленина с упоминанием похорон на кладбище рядом с родными[178].

4 июня 1997 года Государственная дума приняла закон «О статусе Красной площади города Москвы». Документ запрещал на Красной площади реконструкцию имеющихся объектов и строительство новых, нарушающих исторический облик площади. 11 июня Совет Федерации отклонил закон. 11 декабря 1997 года была предпринята повторная попытка принять закон, однако Совет вновь его отклонил[179].

6 июня Борис Ельцин снова заявил о завещании и желании Ленина быть похороненным в Санкт-Петербурге. Также появилась идея одновременного перезахоронения останков семьи Николая II. Позднее прозвучала версия, что идея о перезахоронении должна была отвлечь внимание людей от здоровья Ельцина — ему предстояла сложная операция, а из-за кризиса 1998 года акцию переноса тела пришлось отменить[180].

24 мая 1999 года патриарх Алексий II высказался за перезахоронение останков:

Я надеюсь, что когда-то будет создан какой-то пантеон или место захоронения, куда будут перенесены останки деятелей революции, которые находятся на Красной площади. Это аморально, когда на Красной площади совмещаются рок-представления, рок-концерты рядом с погостом[181].

Однако в сентябре 2000 года патриарх просто предложил запретить концерты на Красной площади по причине того, что мощная аппаратура заставляет вибрировать храм Василия Блаженного, а пьяная молодёжь после концертов устраивает туалеты и посиделки на территории собора и церквей в Зарядье[182].

15 сентября 1999 года Министерство культуры заявило о недопустимости ликвидации некрополя[183]. 22 мая 2000 года было зарегистрировано Объединение родственников лиц, похороненных в Почётном некрополе у Кремлёвской стены. Объединение планировало защищать права родственников на неприкосновенность захоронений и защиту некрополя и Мавзолея как памятников истории и культуры, внесённых в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и являющихся объектами исторического наследия общероссийского значения. 15 декабря 2000 года Объединение направило открытое письмо президенту Владимиру Путину. В письме говорилось, что попытки уничтожить мавзолей и некрополь, а также предложение партии СПС создать в мавзолее комплекс жертв политических репрессий являются осквернением исторической памяти народа. Письмо опубликовали «Советская Россия», «Российская газета», «Парламентская газета»[184].

После 2000 года

Выступление Владимира Путина перед участниками военного парада, посвящённого 56-й годовщине Великой Победы, 2001 год

Российские коммунисты у Мавзолея Ленина, 2009 год

Участники церемонии торжественного приёма в пионеры у Мавзолея Ленина на Красной площади. На первом плане — флаг СКМ (Союз коммунистической молодёжи). Россия, Москва, 2010 год

24 апреля 2001 года Владимир Путин заявил, что он против перезахоронения тела Ленина:

У нас страна жила в условиях монопольной власти КПСС 70 лет. За это время, это время жизни целого поколения. Многие люди связывают с именем Ленина свою собственную жизнь. Для них захоронение Ленина означает следующее: для них это будет означать, что они поклонялись ложным ценностям, что ставили перед собой ложные задачи и что их жизнь прожита зря. Я думаю, что действия подобного рода могут привести к такому деструктивному состоянию, которое мы уже переживали[185][174].

В ноябре 2005 года КПРФ начала бессрочную акцию по сбору подписей под петицией с требованием оставить тело Ленина в мавзолее. Причиной стали очередные призывы к перезахоронению, а также слова Валентины Матвиенко, что Россия — не Египет и в ней нет места мумиям[174]. В 2006-м по данным ВЦИОМ против перезахоронения тела Ленина выступило 22 % опрошенных[11]. В начале апреля 2006 года директор Института российской истории Владимир Лавров написал официальное письмо, где указал, что Россия не сможет демократично развиваться, пока не расстанется с символами коммунистической утопии и красного террора, так как Ленин и Сталин несут личную ответственность за репрессии, ГУЛАГ и национальный геноцид. Также, по мнению Владимира Лаврова, содержание тела Ленина не должно происходить за счёт налогоплательщиков, а некрополь на Красной площади следует ликвидировать[186]. В защиту мавзолея высказался Юрий Осипов, президент Российской академии наук. Он полагает, что недопустимо так просто выжигать историю: «Если каждое новое поколение будет сводить счёты с предыдущим, ничего хорошего из этого не выйдет»[186].

22 апреля 2006 года Михаил Горбачёв заявил, что тело Ленина надо предать земле в будущем, когда решатся нынешние серьёзные проблемы государства, а в настоящее время обострять ситуацию ни к чему. Министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов также говорил, что перезахоронение может состояться в неопределённом будущем. Председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев отмечал, что вопрос нужно решить в скором времени, с непременным участием представителей КПРФ и наследников Ленина, и если они договорятся, перезахоронить Ленина после того, как с ним простятся все желающие. Исаев называл удобным временем переноса тела период после выборов парламента и президента в 2007 и 2008 годах. Григорий Явлинский говорил, что было бы правильным похоронить Ленина на кладбище, а могилу Сталина убрать с Красной площади, но сделать это необходимо, не раскалывая общество и не вызывая новых конфликтов[186]. По мнению Владимира Лукина, этот вопрос сможет решить следующее поколение россиян, хотя он не возражает против существования здания мавзолея как исторического памятника[186].

По данным опроса ВЦИОМ 2009 года, 41 % опрошенных считали сохранение тела Ленина неправильным, 15 % полагали, что тело Ленина находится в мавзолее по праву, 66 % опрошенных были за перезахоронение тела Ленина, из них 28 % предполагали это делом удалённого будущего, а 38 % выступали за незамедлительное перезахоронение. В Москве и Петербурге число согласных с перезахоронением больше среднего процента по России — 48 %[11].

За перезахоронение высказались Любовь Слиска, Никита Михалков и Георгий Полтавченко. Против — племянница Ленина Ольга Ульянова, её поддержал Геннадий Зюганов, заявляя, что этот проект является провокацией и проявлением либерального фашизма[187][11].

6 сентября 2010 года Владимир Путин на встрече с участниками клуба «Валдай» заявил, что вопрос о перезахоронении Ленина российский народ решит в своё время, поскольку «история — такая штука, которая не требует суеты»[188].

В 2009 году Владимир Мединский, будучи депутатом «Единой России», отмечал, что нет никакого смысла в содержании тела Ленина в мавзолее:

Нахождение идеологического артефакта в центре столицы является аморальным актом, бессмысленным с точки зрения бюджетных трат, вредным с идеологической точки зрения и жестоким как по отношению к родственникам Ленина, так и по отношению к людям, не разделяющим коммунистической идеологии[11].

20 января 2011 года Мединский говорил, что Ленин — предельно спорная политическая фигура и его присутствие в некрополе — крайняя нелепость. Он полагал, что от тела сохранилось не более 10 %: «Я считаю, что каждый год мы должны поднимать один и тот же вопрос о выносе останков тела Ленина из мавзолея. Это какая-то нелепая, язычески-некрофильская миссия у нас на Красной площади… С этим извращением пора заканчивать[189]». Заявление Мединского об останках проверил еженедельник «Власть». Журналисты подсчитали, что было удалено и заменено при бальзамировании, и пришли к выводу: от тела Ленина осталось 23 %[16].

Владимира Мединского поддержал член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Роберт Шлегель. Глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов предложил придать мавзолею статус музея: «Мавзолей — это наша история. Ленин — это наша история, какой бы трагической она ни была. Люди смогли бы свободно посещать мавзолей, понимая, что они посещают именно музей, а не кладбище. В качестве примера могу привести могилу Наполеона во Дворце инвалидов в Париже». Похожей позиции придерживается Сергей Митрохин, говоря о мемориале жертвам коммунизма: «Почему именно музей Ленина, давайте лучше сделаем в этом месте мемориал жертвам Гулага или жертвам большевизма. И мавзолей как архитектурное здание можно оставить». Публицист и богослов Андрей Кураев отмечал, что ежегодное изучение общественного мнения по данному вопросу в течение двадцати лет уже надоело и лидерам страны пора определиться и внятно и чётко высказать свою позицию[189].

25 января 2011 года секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов заявил: «Ленин уже похоронен, так как покоится в саркофаге на глубине трёх метров под землёй»[190]. Заместитель директора Учебно-методического центра биомедицинских технологий, академик РАМН Юрий Денисов-Никольский уверен, что тело Ленина может храниться в отличном состоянии более ста лет, при этом ежегодные расходы не превысят нескольких десятков миллионов рублей. Захоронение тела в этом случае прервёт уникальный биохимический эксперимент продолжительностью в 90 лет, результаты которого имеют для науки огромное значение[13]. Химик-журналист Пётр Образцов опубликовал статью, в которой задался вопросом о ценности и уникальности эксперимента с сохранением тела Ленина. По мнению Образцова, использованный метод бальзамирования известен сотни лет, а в Кунсткамере Санкт-Петербурга два века в банке с формалином хранится двухголовый телёнок. Единственное отличие от тела Ленина состоит в том, что телёнок полностью погружён в формалин, а тело Ленина им пропитано[13].

30 марта 2011 года президент Русского культурно-просветительного фонда имени cвятого Василия Великого Василий Бойко-Великий и адвокат А. А. Аверьянов написали заявление Генеральному прокурору Юрию Чайке, в котором говорится о подготовке к совершению преступления, подпадающего под статью 244 Уголовного кодекса Российской Федерации. Указанным преступлением Василий Бойко-Великий назвал профилактические работы над телом Ленина, проводимые специалистами каждые полтора года, и указал преступника — «Региональную благотворительную общественную организацию сохранения Мавзолея В. И. Ленина». Объектом преступления указана «общественная нравственность в сфере уважительного отношения к памяти умерших», объективная сторона преступления — надругательство над телом умершего Ленина, так как «никаких фундаментальных и прикладных значений исследования „остатков тела“ умершего 86 лет назад В. И. Ульянова (Ленина) значение иметь не может». Василий Бойко-Великий просит «возбудить уголовное дело в отношении указанных им лиц на основании статьи 42 ФЗ РФ „Об общественных объединениях“ внести в руководящий орган указанной общественной организации представление об указанных нарушениях закона и установить срок их устранения… В противном случае… вынести решение о приостановлении деятельности Региональной благотворительной общественной организации сохранения Мавзолея В. И. Ленина на срок до шести месяцев, либо её ликвидации»[191].

В июле 2013-го митрополит Илларион заявил: пока труп Ленина не вынесут с Красной площади, страна не начнёт развиваться[192].

В январе 2016 года Владимир Путин призвал не предпринимать шагов, которые разделяют общество, и к вопросу о перезахоронении Владимира Ленина подойти аккуратно[193].

12 марта 2017 года РПЦЗ выступила с призывом убрать с Красной площади тело Ленина[194]. А на следующий день депутат от партии ЛДПР Иван Сухарев направил запрос на имя спикера Совфеда Валентины Матвиенко с просьбой демонтировать мавзолей[193]:

Большевистский переворот, по сути, был преступлением против государства. Теперь мы живём в совершенно иной стране, но символы, мертвецы продолжают находиться в центре столицы. Нужно раз и навсегда поставить точку в данном деле и примирить красных и белых, похоронив большевистских вождей по православному обряду. Тем более свою позицию по этому поводу озвучила Церковь[194].

1 апреля того же года появилась публикация о решении Госдумы перезахоронить тело Ленина в Мытищах. Источники сообщали, что удалось убедить всех противников перезахоронения, в том числе самых непримиримых. Консенсус был достигнут после того, как было заявлено: тело Ленина останется в усыпальнице[195]. 20 апреля депутаты от ЛДПР и «Единой России» предложили на рассмотрение законопроект о перезахоронении тела Ленина, где предлагалось установить порядок перезахоронения исторических личностей. При этом сам факт необходимости перезахоронения считался установленным, но конкретные сроки не названы:

В целях рассмотрения вопросов перезахоронения останков исторических личностей, деятельность которых оказывала влияние на ход и исход крупных исторических событий, в целях увековечения их памяти правительством РФ в установленном им порядке образуются межведомственные комиссии… перезахоронению подлежат останки Владимира Ильича Ульянова (Ленина)… Порядок, сроки и место перезахоронения останков Владимира Ильича Ульянова (Ленина) определяются правительством РФ с учётом предложений межведомственной комиссии[187].

Отсутствие конкретных сроков позволило бы применить законопроект во время пика очередной готовности общества похоронить тело Ленина. Прошлый пик пришёлся на вторую половину 1980-х и первую половину 1990-х. После обсуждения и критики законопроекта депутаты «Единой России» отозвали подписи[187][196]. Правительство законопроект не поддержало. Положения законопроекта допускают перезахоронения без учёта волеизъявления умершего и за счёт федерального бюджета, но при этом источники финансирования не определены, что затрудняет оценку финансовых последствий принятия этого закона[187].

По данным ВЦИОМ, на 21 апреля 2017 года 39 % граждан России считали Мавзолей Ленина туристическим объектом, 38 % считали, что нахождение тела Ленина на Красной площади неправильно и противоестественно, 18 % — что тело лежит в мавзолее по праву. При этом 63 % высказалось за захоронение тела Ленина: 32 % считает, что сделать это нужно немедленно, 31 % — спустя некоторое время.[197]

В июне 2017 года в областных и краевых центрах России прошли конференции на тему «Октябрьская революция. Мифы и реальность». На конференциях в том числе обсуждались вопросы, связанные с мавзолеем: «Что такое Мавзолей — зловещий зиккурат или сакральный символ нашей истории?»[198].

27 октября 2017 года Ксения Собчак во время встречи с избирателями в Екатеринбурге объявила, что её первый президентский указ будет о перезахоронении тела Ленина, так как сам факт его пребывания в мавзолее — «это средневековье»[199][200]. 2 ноября глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров поддержал идею перезахоронения и заявил, что это «разумно и человечно». Кадыров уточнил, что данный вопрос должен решаться президентом России[201][200]. Эту позицию разделила депутат Госдумы Наталья Поклонская: «Поддерживаю Рамзана Ахматовича и тоже считаю, что смотреть на труп в центре столицы это по меньшей мере не гуманно и не по-человечески. Если решение о захоронении будет принято, значит, наступит новый этап развития нашей Родины с перевёрнутой страницей прошлого и готовностью идти дальше, помня уроки истории»[202]. 13 ноября Владимир Жириновский предложил тело Ленина захоронить, а мавзолей использовать в качестве трибуны для публичных выступлений: «Надпись „Ленин“ убирается и пишется „Государственная трибуна“. И на всех торжествах туда поднимаются… Мавзолей как строение пусть стоит: наверху великолепная трибуна, мы к ней привыкли. Пусть сохраняется»[200]. В правительстве заявили, что тема захоронения Ленина признаётся достаточно резонансной, но не стоит в повестке дня[201].

Вопреки распространённому мнению, Ленин похоронен по-христиански: в христианской традиции существуют разные виды захоронения. Многие князья и цари покоятся в саркофагах, единственное их отличие от саркофага Ленина заключается в том, что они полностью каменные и разглядеть умерших не представляется возможным[139]. По мнению Владимира Путина, коммунизм являлся новой религией, схожей с христианством. В частности, кодекс строителей коммунизма является примитивной выдержкой из Библии. А захоронение Ленина похоже на христианское почитание мощей.

Ленина положили в Мавзолей — чем это отличается от мощей святых для православных, да просто для христиан? Мне говорят: «Нет, в христианском мире нет такой традиции». Как же нет? На Афон поезжайте, посмотрите, там мощи святые есть, да и здесь тоже святые мощи Сергия и Германа. То есть, по сути, ничего нового тогдашняя власть не придумала, она просто приспособила под свою идеологию то, что человечество уже давно изобрело[203].

Мавзолей в искусстве

Торт «Ленин», арт-проект, 1998 год

Изображение на заднем форзаце каждого тома ПСС В. И. Ленина, 1935 год

В художестве

В 1998 году в московской Галерее наивного искусства «Дар» художники Юрий Шабельников и Юрий Фесенко провели арт-проект «Мавзолей: ритуальная модель». Специально для проекта был сделан торт весом 80 килограммов в виде тела Ленина, во время акции он был съеден. Смысл акции заключался в попытке продемонстрировать утрату актуальности Ленина и переход его личности в разряд истории искусства. Организаторы не оценивали деятельность Ленина с точки зрения морали, а для оценки собственной акции заранее провели консультации с искусствоведами, главными редакторами двух газет, философами и священниками. По словам специалистов, подобные действия встречаются в обычаях некоторых народов планеты и не должны вызывать негативных эмоций. Но реакция общественности оказалась отрицательной и вызвала череду скандалов[204].

В кино[источник не указан 276 дней]

  • В четвёртом фильме о Супермене созданный Лексом Лютером Антимен, прилетев в Москву на военный парад, активирует и направляет боевую ракету на стоящих на трибуне мавзолея советских генералов с проезжающего мимо военного грузовика. Прибывший Супермен успевает нейтрализовать ракету и спасти генералов.
  • В «Самом лучшем фильме» главный герой решил совершить «преступление века»: он попытался похитить тело Ленина, за что попал в тюрьму.
  • В мультсериале «Симпсоны», в серии «Любовь директора» показано несколько фотографий из фотоальбома Пэтти и Сэльмы, в том числе фото, где они вдвоём стоят у саркофага Ленина. Также в 19-й серии 9-го сезона изображалось заседание Генеральной Ассамблеи ООН, где неожиданно Россия заявляет, что развал СССР был ложью, табличка на трибуне заменяется другой — с надписью «Советский Союз», из-под парадных платформ на Красной площади выезжают танки, а из стеклянного саркофага с рёвом «Долой Капитализм!» восстаёт тело вождя под музыку хора бояр из оперы «Князь Игорь» Игоря Бородина.
  • В пародийной комедии «Семь дней с русской красавицей» мавзолей использовался как ресторан Макдональдс.
  • В самом начале фильма «Сталин. Live» Сталину снится сон, как американская атомная бомба падает на мавзолей, и вся советская страна гибнет от американского атомного удара.
  • В фильме «Леон Гаррос ищет друга» французский турист спрашивает советского гида-переводчика о том, сколько уже лет не прекращается людской поток в Мавзолей Ленина. Гид ответил им: «Тридцать пять лет».
  • Само тело Ленина показано в документальном сериале «Жизнь после людей»: тело без должного ухода истлеет через 25 лет, как и другие мумифицированные тела.
  • В передаче «Орёл и решка» Настя Короткая посещала Мавзолей Ленина.
  • В программе «Необъяснимо, но факт» на телеканале ТНТ были показаны интервью биохимика Ильи Збарского о процессе бальзамирования Ленина и журналиста Павла Лобкова об уходе за телом Ленина в наши дни.

В филателии

  • Мавзолей Ленина на почтовых марках СССР

1925 год

1928 год

1931 год

1934 год

1934 год

1944 год

1946 год

1947 год

1948 год

1949 год

1962 год

  • 1970 год

1975 год

1988 год

55°45′12″ с. ш. 37°37′21″ в. д.HGЯO

Лобное место

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 марта 2017; проверки требуют 17 правок.

Перейти к навигации Перейти к поиску

Помост

Лобное место


Лобное место. Современный вид, 2005 год

55°45′12″ с. ш. 37°37′21″ в. д.HGЯO

Страна Россия
Местоположение Москва, Красная площадь
Ближайшая станция метро «Площадь Революции»
Конфессия Православие
Первое упоминание 1549 год
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 771410017950006 (ЕГРОКН). Объект № 7736434000 (БД Викигида)

Лобное место на Викискладе

Ло́бное ме́сто — памятник средневекового русского зодчества, расположенный в Москве на Красной площади. Созданное, предположительно, в XVI веке, до 1917 года использовался при совершении крестных ходов в дни православных праздников, а также для публичного оглашения царских указов. Выражение «лобное место» часто используется в значении «эшафот»:

А ты сам ступай, детинушка, На высокое место лобное, Сложи свою буйную головушку. Я топор велю наточить—навострить, Палача велю одеть—нарядить...[1].

 

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Расположение и первое упоминание
  • 3 История
    • 3.1 Смутное время
    • 3.2 Стрелецкий бунт 1682 года
    • 3.3 Казни в петровское время
    • 3.4 Период Российской империи
    • 3.5 Советское и постсоветское время
  • 4 «Лобное место» в Петербурге
  • 5 Примечания
  • 6 Литература

Этимология

Шествие на осляти. Голландская гравюра XVII века

Изначально термин «Лобное место» появился в русском переводе Евангелия от Иоанна: «И, неся крест свой, Иисус Христос вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски „Голгофа“». Это определение использовалось при описании Храма Гроба Господня в памятнике паломнической литературы XII века «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли»[2].

Согласно мнению современных исследователей, идея возведения Лобного места в Москве принадлежала митрополиту Макарию. Концепция предполагала возведение на Красной площади комплекса, центром которого был Покровский собор, символизировавший Небесный Иерусалим[3]. Это предположение подтверждается тем фактом, что в XVII веке храм иногда называли Иерусалимским[4][5], а Спасские ворота — Иерусалимскими[6].

Точная дата строительства Лобного места неизвестна. В летописях оно впервые упоминается в 1549 году, когда молодой царь Иван IV воспользовался площадкой для публичного обращения к выборным Земского собора, при этом формально царь свою речь адресовал митрополиту Макарию[7].

Впоследствии Лобное место использовалось во время христианского обряда Шествие на осляти, которое проходило в праздник Входа Господня в Иерусалим[4]. В записках иностранцев существуют многочисленные описания церемонии. Станислав Немоевский, приехавший в столицу в 1606 году, пишет об этом как об устоявшейся традиции: «в ночь на Вербное воскресенье великий князь [царь] пешком, по обязанности, ведет коня под митрополитом [патриархом], и отсюда уже тот благословляет народ»[8].

Церемония до упразднения по решению Собора 1678 года[9] считалась крупным событием столичной жизни. Причём посещать торжество в обязательном порядке должны были представители дипломатических миссий. Символом монаршей милости считалась передача посланникам праздничных блюд с царского стола[4]. Примечательно, что в 1661 году вынужденными свидетелями церемонии стали польские аристократы, попавшие в плен в ходе Тринадцатилетней войны, и пребывавшие в московской тюрьме. Хотя царь не одарил пленников угощениями, он через Артамона Матвеева справился об их здоровье[10].


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 286; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!