О Рождении Сына Человеческого 14 страница



Церковь – место исполнения великой заповеди любви:

 

 

...

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет  (Мк. 12: 30–31).

 

Церковь – это не место келейноуединенного общения с Богом, здесь Бог нас любит, а мы любим Его. Мы – одно тело, одна Невеста Христова. Вспомним Песнь Песней: Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, но единственная – она, голубица моя, чистая моя  (Песн. 6: 8). Царицы – это те, кто к идет к Богу ради каких-то наград, наложницы – страха ради, «девицы без числа» – просто лояльно настроенные, а «единственная» – это Церковь, собрание верных.

Христос – Жених, а мы – Церковь, Дом Божий. Хотя это выражение и не используется в Новом Завете, сам образ присутствует:

 

 

...

Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены  (1 Петр. 2: 4–8).

 

Итак, есть камень живой, и есть живые камни, это – все мы. Каждый из нас – один из этих камушков. Что такое краеугольный камень, каково его значение? Без него стены разойдутся. Во Христе стало единым то, что прежде соединиться никак не могло. Дело дьявола – разделять людей, а дело Христа – опять собрать их воедино и разрушать козни сатаны. Господь говорит:

 

 

...

Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них  (Мф. 18: 20).

 

Еще одно новозаветное сравнение: Христос – добрый пастырь, а Церковь – паства:

 

 

...

Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня,  [так] и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь  (Ин. 10: 11–16).

 

Пастух пасет овец на злачных местах, ограждает их от волков, отправляется за заблудшей овцой в горы и, найдя ее, возвращает в стадо. Апостол Петр называет Христа Пастыреначальником, а себя – сопастырем:

 

 

...

Пастырей ваших умоляю я, сопастыръ и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием  [Божиим], но подавая пример стаду; и когда явится Пастыре-начальник, вы получите неувядающий венец славы  (1 Петр. 5: 1–4).

 

Пастыри Церкви – не наместники, не викарии Христа, они совершают пастырское служение Христово. Им на это дана благодать, ответственность и сила.

 

Христос Таинственный

 

Поговорим о Христе Таинственном. Церковные Таинства известны всем православным христианам. В каждом из этих Таинств – Христос. Апостол Павел пишет:

 

 

...

Тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, которым благоволил Бог показать, какое богатство в тайне сей, которая есть – Христос в вас, упование славы  (Кол. 1: 26–27).

 

Мы говорили о Христе историческом, говорили о Нем как о Сыне Человеческом и Сыне Божием. И каждый раз Господь пребывал где-то далеко – в Иерусалиме или на Небесах. Но Христос живет и в нас. Бог – в душе человеческой.

Только в христианстве есть Таинство сочетания с Господом. Что такое «сочетание»? Будут двое одна плоть  (Еф. 5: 31) и Тайна сия велика  (Еф. 5: 32), как говорит апостол Павел. Как могут две личности вдруг слиться в единую? Не просто быть рядом, касаться друг друга, иметь нечто общее, а превратиться в одну? Мы, христиане, можем не только прикоснуться к Нему, не только веровать в Него, исполнять Его заповеди и любить Его, мы можем соединиться с Ним, и тогда – Христос в нас, и мы во Христе. Воистину, «Тайна сия – велика»…

У протестантов есть глубокая вера в Господа, есть самопожертвование, есть проповедь Христова, но нет Тайны сочетания с Ним. Эта Тайна – сокровище православия, глубинная сущность нашей веры.

Мы рассмотрим семь церковных Таинств: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причастие, Венчание, Соборование и Священство. Сам термин sacramentum был введен в III веке карфагенским учителем Тертуллианом, формулирующим его как некое священное действие, в котором под видимым образом человеку сообщается невидимая благодать Божия. В каждом Таинстве – Христос. Сами верующие иногда этого не чувствуют, особенно по прошествии веков, когда вера стала сначала «народной», а потом «исторической» и «традиционной».

Со временем к Таинствам стали относиться как к неким магическим действиям. Многие приходят в Церковь, участвуют в тех или иных Таинствах, при этом не думая о Господе. Мне бы хотелось поговорить о семи Таинствах таким образом, чтобы в каждом из них увидеть Христа.

 

Таинство Крещения

 

Апостол Павел пишет: Ибо все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись  (Гал. 3: 27). Когда спрашиваешь: «Для чего крестишься?», ответить могут все что угодно: «чтобы дети не болели», «чтобы получить защиту», «чтобы стать ближе к Богу». Но чтобы человек хотел облечься во Христа? Такого, к сожалению, не услышишь…

Для протестантов крещение – лишь некий символ, некое внешнее действие. «Рождение свыше» происходит при уверовании, при покаянии, а само крещение только его символизирует. Впрочем, такой подход существовал задолго до реформации, например, среди павликиан [121] и богомилов [122] . Человеку всегда было трудно поверить, что при погружении в воду происходит его облечение во Христа. Проще думать, что это – лишь некий символ того, что человеком должно быть пережито изнутри. Православие не приемлет такое учение. Это не символ того, что мы облекаемся во Христа, это и есть само облечение. С другой стороны, встречается и чрезмерное увлечение магизмом, вера в то, что само по себе действие все совершит. В латинском схоластическом богословии это называется Ех орere operatum, то есть «действие в силу действия». В апологетических и учебных православных пособиях говорится, что так учат католики, но, к сожалению, такое понимание присуще и подавляющему большинству православных. Дескать, крещение состоялось, значит, благодать будет действовать. Главное, чтобы священнодействие было совершено как положено. Это похоже на таблетку, которую можно дать больному без его ведома. Химическая реакция запускается, и лекарство начинает действовать. Такой подход к крещению не православный и неверный. В IV столетии святитель Кирилл Иерусалимский, оглашая людей перед крещением, говорил: «Примет тебя вода, но не воспримет Дух». То есть телом ты в воде побывал, а Духом воспринят не был. Не «действие в силу действия», а действие в силу веры. Действие происходит только при наличии человеческой веры и сознательного его принятия.

Благодатная сила крещения велика. Святитель Киприан Карфагенский, ученик Тертуллиана, приближаясь к христианской вере, все никак не мог ее принять, потому что чувствовал в себе грехи и был обуреваем страстями и пороками. Он вспоминал, что, приняв крещение, увидел свет и ощутил некую силу. «Когда возрождающая волна очистила нечистоты моей прежней жизни, свет, тихий и ясный, сошел с Неба в сердце мое. Когда второе рождение Духом Небесным изменило меня в нового человека, то чудным образом укрепился я. <…> Я узнал, что живущее во мне по плоти для греха принадлежало земле, а началось теперь Божие, живущее Духом Святым. В Боге и от Бога вся наша сила».

Эта сила дана была Киприану Христом, с Которым сочетался бывший язычник и будущий святой. В Таинстве Крещения мы получаем не некую «энергетику», а получаем (или не получаем) Христа. Не случайно при крещении священник спрашивает у нас: «Сочетаешься ли с Христом?» «Сочетаюсь!» – отвечаем мы. Это – формула брака, венчания, супружества. Наша душа сочетается Христу и становится Христовой невестой.

В Новом Завете мы читаем:

Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа  (Мат. 28: 19).

Все знают, что крещение совершается «во имя Отца и Сына и Святого Духа». В то же время в книге Деяний апостольских написано: «И крестились во имя Господа Иисуса» (Деян. 19: 5), «И велел им креститься во имя Иисуса Христа» (Деян. 10: 48). В некоторых сектах так и крестят «во имя Господа Иисуса», ссылаясь на эти тексты из Деяний и посланий апостольских. Историки, исследовавшие этот вопрос, считают, что с формулой «во имя Отца и Сына и Святого Духа» крестили уверовавших язычников, а «во имя Господа Иисуса Христа» – обратившихся иудеев. Ведь иудеи веровали во Единого Бога. Им надо было креститься во Христа, Бога они и так уже знали. Язычников же из всех народов крестили во имя Бога, Которого они теперь принимали. Судя по всему, изначально существовали обе формулы, но уже довольно скоро, к концу I века, первый вариант становится всеобщим, хотя бы потому, что все меньшее количество иудеев принимало крещение во Христа, иудейская синагога окончательно размежевалась с христианской Церковью, и практически вся проповедь Христова происходила среди языческих народов.

Посредством крещения мы вступаем в Завет с Христом. Завет – это договор, союз. Господь выдвигает условия, а мы эти условия принимаем. Есть одна любопытная особенность. Во время крещения католические и протестантские священники произносят: «Я крещу тебя…», в то время как православный священник говорит: «Крещается раб Божий…» То есть там крестит священник, а здесь священник только констатирует факт крещения, а крестит Сам Христос. В крещении мы принимаем именно Христа, тогда как Бога мы принимаем в уверовании, когда душа наша познает Творца – «Верую во Единого Бога…»

 

Таинство Миропомазания

 

Это Таинство зачастую и вовсе ускользает от внимания человека. Многие даже не знают, что оно существует. Некоторые думают, что миропомазание – это когда на всенощном бдении батюшка помазывает прихожан освященным маслом. Что же такое миропомазание и как в нем участвует Христос?

Иоанн Креститель крестил людей, погружая их в воду для отпущения грехов. Он совершал действие, очень близкое к тому Таинству Крещения, которое мы совершаем и сейчас. Однако он сказал:

 

 

...

Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем  (Мф. 3: 11).

 

Поэтому говорить: «Я крещу…» – в некотором роде оправданно, потому что «крешу» [123] – значит «погружаю в воду». В воду действительно погружает священник. Во втором же Таинстве, еще более таинственно, неотмирно происходит действие не человеческое. В миропомазании Христос крестит нас Духом Святым. Там уже исключительно крестителем является Сам Христос. В воде крестят многие, Духом Святым крестит только Один.

Апостолы возлагали на людей руки. Позже на Востоке возложение рук было заменено помазанием святым миром. Поскольку апостолы не могли это делать во всех случаях, то дали поручение пресвитерам. Епископ и сейчас может совершить это Таинство через возложение рук. Известен случай с архиепископом Лукой (Войно-Ясенецким), который, отбывая ссылку, крестил детей, и, поскольку мира у него не было, он, помолившись, возложил на них руки после крещения, по примеру апостолов, для того, чтобы на них сошла благодать Святого Духа. На Западе и по сей день миропомазание не совершается сразу после крещения. Миропомазание совершают епископы, которые специально для этого раз в год объезжают приходы.

Всякий ли крещеный крещен Духом Святым? В Деяниях описывается, как, придя в город Эфес, апостол Павел спрашивает:

 

 

...

Приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый  (Деян. 19: 2).

 

И сейчас многие крещаемые и не слышали о Духе Святом. При миропомазании открывается дверь небесная, через которую Дух Святой сходит на человека. Миропомазание запечатывает человека, подобно тому, как на документе ставят печать, в знак права собственности. У апостола Павла есть такие слова: «Познал Господь Своих» (2 Тим. 2: 19).

В получении (стяжании) Святого Духа Божия заключен смысл христианской жизни, но начало полагается в миропомазании, когда Христос запечатывает нас Своим Божественным и Святым Духом. Дух Святой дается человеку со словами: «Печать Дара Духа Святого». Нередко в наших богословских книгах пишется о том, что человек получает Дары Духа Святого. В чем разница? Что дается в Таинстве Миропомазания: Дух Святой или Дары Духа Святого? Протоиерей Александр Шмеман (1921–1983) в книге «Водою и Духом» подробно раскрывает эту тему. В крещении дается именно Дух Святой, а не Его Дары.

Даром является сам Дух Святой, Третье Лицо Святой Троицы. Христос крестит нас Духом Святым, от Отца исходящим. А Он уже проявляется в нас через Дары – дар пророчества, дар иных языков, дар учительства, дар чудотворений. Это – способности, благодатные силы. Человек, склонный к магическому обрядоверию, обо всем этом не задумывается. Таково это очень глубинное Таинство, к сожалению, зачастую нами не сопереживаемое.

 

Покаяние и отпущение грехов

 

Это Таинство часто называют исповедью, но исповедь – всего лишь откровенный рассказ о своих грехах. Мы можем рассказать о них случайному попутчику в поезде, психологу или другу. Апостол Иаков даже призывает нас к этому:

 

 

...

Признавайтесь друг другу в прегрешениях ваших, чтобы исцелиться  (Иак. 5: 16).

 

В этом еще нет Таинства, а есть лишь открытие болезней и язв своей души. Таинство же с нашей стороны состоит в покаянии, а со стороны Христа – в отпущении грехов.

 

 

...

Христос, дунув, сказал им: Примите Духа Святого. Кому простите грехи, – тому простятся, на ком оставите, – на том останутся  (Ин. 20: 22).

 

Эти слова относятся к пасхальному дню, ко дню Воскресения, когда Христос явился Своим ученикам и дал им Духа Святого. Но далеко не всегда мы осознаем, что исповедуемся именно Христу, полагая, что исповедуемся батюшке. У батюшки свои проблемы – сохранить тайну исповеди, наставить, научить бороться с грехом. А где Христос? Здесь даже внешняя сторона Таинства очень поучительна. Священник стоит в стороне, кающийся же обращен лицом к Кресту и Евангелию, то есть пребывает перед Христом. Иерей говорит: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, принимая исповедание твое <…> а я только свидетель есть».

Когда исповедовал святой Иоанн Кронштадтский, верующие порой видели Христа. Очень редко приходится выслушивать исповедь, за которой человек кается именно перед Господом. В этом случае даже возникает какое-то необычное ощущение, словно тебя «отодвинули» в сторону, и ты чувствуешь себя действительно только свидетелем. Тебя поставили на законное место. Ты сказал, что всего лишь свидетель? Вот и оставайся им. Кающийся общается с Христом. Он Ему исповедует свои грехи, чтобы от Него получить прощение. Дело священника – помочь, потому что иногда душа не может сама раскрыться, не может покаяться. Иногда люди откровенно говорят: «Батюшка, я не знаю, в чем каяться?» «Как каяться?» «В первый раз пришел»… Апостол Павел говорит:

 

 

...

Ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова  (2 Кор. 2: 10).

 

В Таинстве Покаяния, в Таинстве Исповеди Христос слышит наше исповедание, приемлет наше покаяние и отпускает нам наши грехи.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!