О Рождении Сына Человеческого 13 страница



Есть и другое греческое слово, не встречающееся в Новом Завете, – «Кириаки» (κυριακη). «Кир» (κυριος) означает «господин», отсюда – «Кирие элейсон!» (Кυριε ελεησον!) – «Господи, помилуй!» Различие между словами «господин» и «Господь» существует только в церковно-славянском и русском языках. Господом мы можем назвать только Одного, а господами – многих. Так вот, Кир – это Господь, а «икос» (οικος) – дом (как известно, акафисты [111] состоят из кондаков [112] и икосов [113] ). Таким образом, «Кириаки» означает – «Дом Господень». Это слово очень полюбилось грекам, а от них перешло и к некоторым другим народам, в том числе к славянам.

Переводя Священное Писание и богослужебные тексты, Кирилл и Мефодий употребили слово «Церковь». «Церковь» это и есть «Кириаки». Известно, что «к» и «ц» – взаимозаменяемые звуки («Кесарь» – «Цесарь»). Заменив первое «к» на «ц», мы получим «Цириаки». Так произошло русское слово «Церковь». При переводе на немецкий язык звук «к» остался неизменным, и получилось «Кирхе» (Kirche). В английском «к» поменялось на «ч» («Карл» – «Чарльз»), отсюда и слово Church.

Конечно, Церковь в современном понимании значительно отличается от еврейского кагала и греческой экклесии. Там – люди, собравшиеся вокруг проповедника, когеле-та, Экклесиаста, а здесь – Дом Божий. Вопрос о том, каким образом произошла эта смысловая трансформация, достоин более тщательного обсуждения и исследования. Средневековое сознание уже воспринимает церковь как храм, как дом Божий. И сейчас, если спросить, что такое Церковь (например, в школах, где ребятишки явно не отягощены церковными знаниями), в ответ чаще всего услышишь: «Это там, где молятся…» – то есть они воспринимают ее в качестве некоего пространства. Уже в подсознании заложена пространственная характеристика «Кириаки» – Церкви как дома Божия.

Исходному понятию «экклесия» куда более соответствуют русские слова «собрание» и «община». Кстати, именно они в ходу у некоторых протестантов, которые, говоря о своих общинах, подчеркивают, что ходят не в Церковь, а на собрания.

Разумеется, Бог не живет в домах, сотворенных руками человеческими. На этом строился весь пафос апостольской проповеди, обращенной к язычникам. Но впоследствии, когда христианство сделалось господствующей верой, языческая идея храма переосмысливается, в нее привносится новозаветный смысл – понимание Дома Божия как места особого Божия присутствия.

Что является храмом человеческой души, где она пребывает? В теле. Все наше тело одушевлено. Иногда мы говорим даже, что душа наша «ушла в пятки». Однако же есть и место ее особого сосредоточения – это сердце. Так и Бог. Он – везде, Он Вездесущий, но при этом есть место особого присутствия Божия. Это – Церковь, причем Церковь в евангельском значении этого слова. Вспомним слова Христовы:

 

 

...

Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них  (Мф. 18: 20).

 

Мы возводим храмы из бревен, из камня и кирпичей, строения эти освящаются и становятся местами особого присутствия Божия, что ощущают и воспринимают не только верующие люди.

Человеческое тело венчается головой. Нет смысла долго рассуждать о том, что, как тело без головы, так и голова без тела жить не может. Собрание людей вокруг Христа является телом, а Христос – его Главой. А что значит: «Христос – Глава Церкви»? На минуту отвлечемся и подумаем: можно ли, например, Конфуция назвать главой конфуцианства? Он – учитель, источник учения, но не более того. Можно ли сказать, что Мухаммед является главой уммы? [114] Кем он является для мусульман? Пророком, возвестившим слово Аллаха и давшим им Коран, но не главой общины. Является ли Моисей главой синагоги? Тоже нет. Моисей – великий пророк, который принес Тору, который принес Закон. Через него Бог заключил Завет с израильским народом. Ни один раввин не учит своих прихожан, что Моисей – глава еврейского кагала. Мы, христиане, в данном случае составляем исключение.

Симеон Богоприимец предрек:

 

 

...

Лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и на предмет пререканий  (Лк. 2: 34).

 

Христос в качестве Главы Церкви сделался предметом долгих и мучительных пререканий в среде христиан. Обозначим основные позиции. Первая – это представление о Главе Церкви как о Том, Кто ее основал, создал, дал учение, Кто совершил наше Спасение. Это – протестантское понимание слов «Христос – Глава Церкви». Но различных протестантских учений насчитывается несколько сотен, и везде Христос – глава, а Церковь – тело. Сколько же тел может быть у одной головы?

В том, что Христос – Учитель, Основатель, Создатель и Спаситель, мы не сомневаемся. Но все ли этим сказано? В плане сотериологии, пожалуй, все, но есть в догматике и такой раздел – экклезиология [115] . Если мы не учитываем этот аспект, то мало чем отличаемся от иудеев, мусульман или конфуцианцев.

Другая позиция: Христос реально присутствует в Церкви, причем олицетворением Его является конкретный человек. Изначально это был Петр, потом – его преемники. То есть Христос присутствует в Церкви в двух видах: в виде Святых Таин и в виде понтифика – Папы Римского. Кто же в таком случае Папа Римский? Он не просто пастырь, не просто священник, он и есть Христос, в нем пребывает Христос. Как человек он тоже нуждается в исповеди и покаянии. Как человек он подвержен немощам и болезням, как человек он чего-то не знает и даже в чем-то ошибается, но как носитель Христа он непогрешим, потому что Христос согрешить не может.

Как носитель Христа Папа – Глава Церкви, причем его власть абсолютна. При этом ссылаются на слова Господа, Который сказал:

 

 

...

Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас  (Ин. 15: 16).

 

Папа прав в любом случае: он не глашатай учения Церкви, а ее учитель. Точнее, устами Папы учит Сам Христос, а Папа – Его наместник, викарий, местоблюститель и носитель. Не Церковь учит Христа, она у Христа учится, и, действительно, если все двенадцать апостолов думали одно, а Спаситель – другое, прав был именно Спаситель.

Итак, в сознании западного христианина Папа несет в себе Господа. С того момента, как он занимает этот престол и говорит ex cathedra, то есть с кафедры, в нем и через него действует Христос. Такова вторая позиция, присущая христианству.

Третья позиция выражает нашу с вами веру. Для православного христианина Христос не просто образно, символически или риторически Глава Церкви; Он реально возглавляет Церковь, Он действительно управляет Ею, и совершается это благодатью Божией. Власть священству была дарована в день Воскресения Христова, когда, явившись ученикам в Сионской горнице,

 

 

...

Иисус  <…> сказал им <…>: мир вам! как послал Меня Отец,  [так] и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся  (Ин. 20: 21–23).

 

Церкви как таковой тогда еще не существовало.

И теперь Господь Духом Святым управляет Церковью. Дух Святой присутствует в ней; Он пребывает в ее епископах, в ее пресвитерах, в ее дьяконах, в каждом ее члене. Мы – не общество, которое собирается, чтобы исследовать Библию и жить в соответствии с тем, что в ней написано. С другой стороны, мы не смотрим на понтифика как на наместника Христа. Святой Дух действует не только индивидуально в каждом из нас, Он действует в нас и соборно. Соборное действие Духа Святого делает нас Церковью, а Христа – Главой нашей Церкви. Об этом ярко, хотя, на мой взгляд, и с некоторым перегибом писал Хомяков [116] . По его мнению, носителем истиной Православной Церкви является народ. Как мне думается, он принизил учительскую функцию священства, но при этом тонко прочувствовал соборность Церкви.

Возникает закономерный вопрос: а кем же тогда являются православные патриархи? Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл – пятый по чину среди восточных патриархов: первый – Константинопольский, второй – Александрийский, третий – Антиохийский, четвертый – Иерусалимский и только пятый – наш, Московский, потом следует шестой – Грузинский, седьмой – Сербский и так далее… С православной точки зрения не Патриарх является носителем Христа, а Церковь, каждый из нас с вами, причем именно соборно мы несем Его в себе.

Рассказывая о западном христианстве, я поступил в соответствии со словами отца Павла Флоренского: «Мы специально обнажаем до предела крайности, а, к счастью, в жизни таких крайностей нет». К счастью, и католики – «не совсем католики», и протестанты – «не совсем протестанты». На самом деле и те и другие в большей или меньшей степени приближаются к православному пониманию, все равно Дух Божий всех нас ведет к Истине. Но для того, чтобы объяснить что-то нагляднее, полемисты порой доводят ту или иную концепцию до логического завершения, и тогда становится видна ее абсурдность, в противном случае можно углубиться в детали, упустив при этом главное. Однако если бы этот логический абсурд доминировал, оставалось бы только развести руками и с горечью констатировать, что говорить не о чем. На самом же деле говорить есть о чем всем нам: и православным, и католикам, и протестантам. К счастью, гораздо больше существеннейших факторов нас сближает и объединяет, чем разъединяет и отдаляет друг от друга. Православное же понимание таково: Дух Божий живет в Церкви и Христос Духом Божиим управляет Церковью совершенно реально, как и говорил Господь:

 

 

...

И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины  (Ин. 14: 16–17).

 

Это – учение о Параклите [117] .

Кстати, мы, православные, зачастую тоже впадаем в крайности. Я знаю одного священника, который со свойственной ему горячностью восклицал: «Долой патриархов и царей: какой может быть царь после того, как воцарился Христос, и какой может быть патриарх, когда у нас есть Пастыреначальник Христос?». Это уже проявление православного максимализма.

И все-таки вернемся к вопросу: «Кто такой Патриарх Кирилл?» Патриарх – это, конечно же, не глава Церкви, Глава Церкви – только Христос. А кто такие епископы, пресвитеры и дьяконы? Это – священнослужители, пастыри Церкви Божией, преемники апостолов, люди, которые совершают служение Господне, но отнюдь не викарии Иисуса Христа. Устами священнослужителя не обязательно говорит Христос. Иоанн Креститель сказал: Я глас вопиющего в пустыне  (Ин. 1: 23). Вот этим гласом и является священник, в том числе и Патриарх.

Исторически формы Церкви были, есть и будут многоразличны. В ранней Церкви никаких патриархов не было, были лишь епископы, причем в каждом городе и даже в некоторых деревнях. То есть тогда епископ был примерно тем, кем сегодня является настоятель. Однако с увеличением числа верующих потребовалась более жесткая структура. Такое структурирование привело к тому, что областные епископы получили некоторое административное, координационное первенство и стали называться архиепископами. Их можно сравнить с сегодняшними благочинными [118] . Впоследствии и этого оказалось недостаточно: возникали митрополии, то есть крупные города. Нынешние архиереи – это, по сути, древние митрополиты. Затем начали создаваться округа, избирались старшие священнослужители, получившие имена патриархов, то есть «начальников отцов». Свои патриархи были в Александрии, Антиохии и Риме, потом – в Иерусалиме и Константинополе. Почти сто лет просуществовала так называемая пентархия [119] . Впоследствии стали возникать другие церкви, в том числе славянские, появились и славянские патриархи: болгарский, сербский, русский… Новые патриархи появлялись и на Западе, хотя там их было гораздо меньше, чем на Востоке.

Петр I упраздняет патриаршество в России, и в течение двухсот лет хорошо или плохо мы жили без патриарха. Впрочем, хотя патриарха у нас не было, Русская Православная Святая Соборная Кафолическая Церковь не была обезглавлена, просто во главе ее стоял Синод, кстати, получивший титул «Святейшего». В нынешнем виде Священный Синод – лишь совещательная коллегия епископов при патриархе, а тогда Синод приравнивался к патриарху. Например, Константинопольский патриарх мог обращаться к нему: «Возлюбленный о Христе брат Святейший Синод».

Итак, наши патриархи, несмотря на благоговение, которое мы испытываем по отношению к ним, ни в коем случае не являются викариями Господа и не являются главами Церкви. Глава Церкви – Христос. Никаких наместников Ему не нужно, Он Сам правит через Духа Святого, пребывающего в Церкви.

Расхождения в понимании того, что значит «Христос – Глава Церкви», порой становились причинами драматических событий церковной истории. Именно на этой почве православные разошлись с католиками еще тысячу лет назад, и финал этой истории пока еще не ясен. Для католиков «Христос – Глава Церкви» означает Папу Римского, но этого не принял Восток.

Характеризуя взаимоотношения Господа и Церкви, Священное Писание использует еще ряд образов, например, «Христос – Жених, Церковь – Невеста»:

 

 

...

И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию  (Откр. 21: 9-11).

 

Иерусалим – прообраз Церкви Божией, так же как Вавилон – прообраз богоборческих сил. О вратах адовых мы уже говорили, здесь тоже двенадцать врат, ведущих в Небесный Иерусалим. Процитируем апостола Павла. Он пишет:

 

 

...

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть жены, как и Христос Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви  (Еф. 5: 22–32).

 

Этот текст, посвященный взаимоотношениям жены и мужа (он, кстати, читается во время венчания), тут же переносится на Христа и Его Церковь. Что это – риторика или нечто большее? Конечно, это не только образ, не только символика. Как появилась первая жена? Ева была сотворена Господом из ребра Адама. А что такое брак? Единение: то, что от Адама взято, к Адаму и возвращается. Таким образом происходит восстановление полноты человеческой природы. Библия никогда не называет Адама «половиной», хотя от полноты человеческой природы нечто отходит. Как, к примеру, солнце, излучая свет и источая тепло, при этом все равно остается солнцем. И Адам, оттого что от него отошла Ева, не стал «половиной Адама», и в этом состоит великая тайна: тайна брака и тайна Христа и Церкви.

Что представляет собой женское начало? Обратимся к Книге Бытия.

 

 

...

И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа  (Быт. 2: 23). Жене сказал: умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою  (Быт. 3: 16). И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему  (Быт. 2: 18). Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть  (Быт. 2: 24).

 

Христос никогда в «половинку» не превращался. Как второй Адам Он всегда целен, но на Голгофе от Его ребра истекла кровь, когда Его ударили копьем. И теперь в воде Крещения и в Крови Евхаристической рождается Невеста, рождается Церковь и возвращается ко Христу. В этом смысле весь тварный мир как бы несет в себе женское начало, потому что он – от Бога и к Богу.

Взятые от Бога, мы к Богу и возвращаемся, снова сливаясь с Ним в Церкви, и становимся плотью единой, реализуя эти слова в Таинствах, действительно вкушая Его Плоть и Кровь. И Он в нас, и мы в Нем…

Но если Церковь – в определенном смысле собрание, то для чего нас собрал Христос,

Этот Когелет, Этот Экклесиаст? Не просто затем, чтобы мы Его послушали, нет! Он призвал нас: придите, вкусите, как благ Господь, то есть Он позвал нас на брачную вечерю. Мы помним, что во многих новозаветных притчах встречается образ брачного пира. Откроем Евангелие от Луки:

 

 

...

Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных (Лк.  14: 16–24).

 

Вспомним псалом:

 

 

...

Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь  (Пс. 1: 1–2).

 

Его читают женщины, хотя, казалось бы, он их не касается. Но святой Игнатий Брянчанинов [120] пишет: «Жена, не идущая на совет нечестивых, – есть блаженный муж». Таким образом, нечто мужеское присуще женщинам, а в данном случае, наоборот, вся Церковь – жена, невеста Христова. За этим кроется чрезвычайно глубокий, сакральный, таинственный смысл.

Сказано:

 

 

...

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь  (Еф. 5: 25).

 

Значит, Церковь – это место любви Божией, к которой мы устремляемся.

Не невеста приходит к жениху, а юноша объясняется в любви к девушке. Так и Господь говорит: Не вы Меня избрали, а Я избрал вас  (Ин. 15: 16), ты еще не знал Меня, а Я уже любовью вечною возлюбил тебя  (Иер. 31: 3).

Небесный Жених говорит нам о Своей неизреченной любви. А что должна делать жена? Жена да боится своего мужа  (Еф. 5: 33). Но какова природа этого страха, этого послушания? Это – опять природа любви. Чему подчиняется жена? Любви мужа. Она покоряется этой любви так же, как под лучами ласкового весеннего солнца отступает лед. Как тает воск от огня  (Пс. 67: 3), так и наши сердца истаивают от любви Божией и отвечают на эту любовь.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!