Кратко о явлении Шри Гауранги



ЕВАНГЕЛИЕ ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ

Жизнеописания Шри Чайтаньи Махапрабху

И Его сокровенная молитва

Шри Чайтанья-Чарита

Мурари Гупта

Шри Чайтанья-Мангала

Лочан дас Тхакур

Шри Чайтанья-Бхагавата

Вриндаван дас Тхакур

Шри Чайтанья-Чаритамрита

Кришнадас Кавираджа Госвами

Шри Шикшаштака

С комментариями Шрилы Бхактивиноды Тхакура
и Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура

Приложения

ШРИ ЧАЙТАНЬЯ ЧАРИТА

Мурари Гупта

 

В «Вайшнава-абхидхане» Харидаса даса (знаменитый историкгаудия-вайшнава-сампрадаи) так описывает

«Чайтанья-мангалу»:

«Лочана даса положил в основу своей «Чайтанья-мангалы» авторитетную биографию Господа Чайтаньи под названием «Шри Кришна Чайтанья-чарита», написанную на санскрите Мурари Гуптой.

 

Содержание

МУРАРИ ГУПТА - Краткая биография

ПРАКРАМА ПЕРВАЯ

 

САРГА 1.1 Кратко о явлении Шри Гауранги

САРГА 1.2 Скорбь Шри Нарады

САРГА 1.3 Нарада умоляет Господа воплотиться на Земле

САРГА 1.4 Описание аватар

САРГА 1.5 Явление Шри Чайтаньи

САРГА 1.6 Детские забавы Шри Гауранги

САРГА 1.7 Развлечения Вишвамбхары в отрочестве

САРГА 1.8 Джаганнатха Мишра уходит в Высшую обитель

САРГА 1.9 Замужество Шри Лакшми

САРГА 1.10 Женитьба Гауры

САРГА 1.11 Гауранга отправляется в паломничество.

САРГА 1.12 Утешение Шачи

САРГА 1.13 Гаура вводит Санатану в Заблуждение

САРГА 1.14 Свадебная церемония Шри Вишнуприи

САРГА 1.15 Встреча с Шримад Ишварой Пури

САРГА 1.16 Возвращение из Гайи

 

ПРАКРАМА ВТОРАЯ

 

САРГА 2.1 Гауранга являет состояния транса

САРГА 2.2 Господь в настроении Варахи

САРГА 2.3 Шри Чайтанья рассеивает грозовые облака

САРГА 2.4 Омовение в Небесной реке

САРГА 2.5 Любовный восторг

САРГА 2.6 О лесной чаще материального мира

САРГА 2.7 Гаура являет милость Своим преданным

 

ШРИ РАМАШТАКАМ ШРИЛЫ МУРАРИ ГУПТЫ

 

САРГА 2.8 Гаура Хари являет милость Авадхуте

САРГА 2.9 Господь принимает поклонение своих преданных

САРГА 2.10 Игры в танцах

САРГА 2.11 Господь бросается в реку Джахнави

САРГА 2.12 Величие Гауранги и сакральное омовение

САРГА 2.13 Проклятие брахмана, как благословение

САРГА 2.14 Гаура в настроении Балабхадры

САРГА 2.15 Бхакти-йога - восторженная любовь гопи

САРГА 2.16 Господь Гаура являет Своё могущество

САРГА 2.17 Шри Мурари Гупта даёт Совет

САРГА 2.18 Санньяса-мантра

 

ПРАКРАМА ТРЕТЬЯ

 

САРГА 3.1 Рассуждения женщин Кантаки

САРГА 3.2 Шри Гауранга очищает ашрам санньяси

САРГА 3.3 Паломничество в Радха-деш

САРГА 3.4 Радостные игры в ашраме Шри Адвайты

САРГА 3.5 Сломанный посох

САРГА 3.6 Паломничество в Южную Индию

САРГА 3.7 Созерцание Шри Вираджи

САРГА 3.8 Созерцание Махадевы

 

Шри Шиваштакам

 

САРГА 3.9 Гаура Хари принимает прасад Шри Шивы.

САРГА 3.10 Созерцание Верховной Личности Бога

САРГА 3.11 Величие маха-прасада

САРГА 3.12 Благословение Сарвабхаумы

САРГА 3.13 Господь утешает Сарвабхауму

САРГА 3.14 Шри Чайтанья поклоняется Джияде-Нрисимхе

САРГА 3.15 Радостная встреча с Параманандой Пури

САРГА 3.16 Созерцание Господа Джаганнатхи

САРГА 3.17 Господь являет милость Девананде.

САРГА 3.18 Созерцание Шри Гопинатхи

 

ПРАКРАМА ЧЕТВЁРТАЯ

 

САРГА 4-1 Гаура являет милость Тапане Мишре

САРГА 4-2 Созерцание окрестностей Матхуры

САРГА 4-3 Путешествие по двенадцати лесам

САРГА 4-4 Осмотр святых мест омовения Матхуры

САРГА 4-5 Посещение Сету-Бандха Саровары

САРГА 4-6 Гауранга осматривает лес Махаван

САРГА 4-7 Осмотр места похищения одежд гопи

САРГА 4-8 Посещение холма Говардхана

САРГА 4-9 Осмотр места маха-расы

САРГА 4-10 Посещение рощи на берегу Ямуны

САРГА 4-11 Описание игр, происходивших с прибытием Акруры

САРГА 4-12 Описание гибели Камсы

САРГА 4-13 Господь дарует милость пастушку

САРГА 4-14 Милость, оказанная Гауридасу в Навадвипе

САРГА 4-15 Игры в Навадвипе и даршан Джаганнатхи

САРГА 4-16 Пратапа Рудра получает милость

САРГА 4-17 Собрание преданных

САРГА 4-18 Игры на озере Нарендра Саровара

САРГА 4-19 Шримад Адвайта Прабху

САРГА 4-20 Игры Господа в храме Гундичи

САРГА 4-21 Господь являет милость Рамадасу

 

Молитва из Пуран:

 

САРГА 4-22 Радость встречи Нитьянанды с Адвайтой

САРГА 4-23 Игры Господа Нитьянанды

САРГА 4-24 Игры Гауры в кругу преданных

САРГА 4-25 Обзор игр от рождения Кришны Чайтаньи и до даршана Гопинатхи

САРГА 4-26 Махапрабху посещает Вриндаван и возвращается в Нилачалу, чтобы погрузиться в вечные трансцендентные любовные игры Шри Радха-Кришны

 

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

БЛАГОСЛОВЕНИЯ МУРАРИ

 

Выдержки из Шри Чайтанья-Бхагаваты Шрилы Вриндавана даса Тхакура.

Выдержки о Мурари А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

Шри Чайтанья-чаритамрита Ади-Лила Глава 10. Ствол, ветви и побеги древа Чайтаньи

 

 

МУРАРИ ГУПТА

Краткая биография

 

Шри Мурари Гупта, ученик Шри Чандрашекхары Ачарьи, был необычайно смиренен. У него сложились прочные, проверенные временем, дружеские отношения с Господом Чайтаньей. Будучи старше Нимая по возрасту, он тем не менее обычно проигрывал в дискуссиях с Ним. Во время одной из таких дискуссий они дошли до предела и начали драться. Драка продолжилась в Ганге. Он подняли со дна так много ила, что женщины не могли набрать в кувшины нормальной воды, а брахманы принять омовения. Во время вечерних встреч в доме Шривасы Мурари Гупта ублажал слух Гаурахари мелодичным чтением «Бхагаваты». Он также замечательно пел и танцевал. Мурари Гупта принимал участие во всех Его надия-лилах.

Господь Чайтанья однажды решил проверить, насколько крепкой была его привязанность к Господу Рамачандре. И Он начал говорить Мурари о высшей сладости и возвышенном положении Враджендра-кумара (Кришны): «Мурари, просто поклоняйся Кришне и прими Его прибежище. Ничто иное, кроме служения Ему, не принесет удовлетворения уму». Хотя Мурари Гупта испытывал некоторую склонность к служению Шри Кришне, одна мысль утраты общества Господа Рамачандры привела его в состояние уныния. Этой же ночью он обратился к Господу Раме с мольбой забрать его жизнь. Он просил об этом, ибо не мог прекратить служения Раме, но в то же самое время не в силах был отвергнуть указание Шри Чайтаньи.

Проплакав всю ночь, Мурари пришел к Господу Чайтанье и сказал: «Что мне делать? Я отдал свою голову лотосным стопам Господа Рамачандры. Но если я нарушу Твой приказ поклоняться Господу Шри Кришне, что же мне останется делать?»

Улыбнувшись, Шри Гаура ответил: «Слава Мурари Гупте! Ты настолько сосредоточен на своем поклонении, что даже Моя просьба не смогла вынудить тебя сойти с избранного пути. Именно такое настроение любви и привязанности к лотосным стопам Господа должен исповедовать Его слуга. Даже если Господь захочет разлуки, преданный не сможет оставить прибежища Его стоп. Лишь для того, чтобы проверить твою преданность Господу Раме, я несколько раз попросил тебя обратиться к поклонению Господу Кришне».

Поздравив Мурари Гупту, Господь продолжил: «Ты – воплощение Ханумана, вечного слуги Господа Рамы. Поэтому тебе незачем оставлять поклонение Господу Раме».

В другой раз Господь Чайтанья предстал перед ним как Господь Рамачандра в сопровождении Джанаки, Лашмана и множества обезьян, возносящих гимны и молитвы. Увидев среди обезьян свою изначальную форму Ханумана, Мурари потерял сознание. В Катве, когда Господь Чайтанья принимал санньясу, Мурари стоял там и плакал, как ребенок. А когда Шриман Махапрабху переехал в Джаганнатха Пури, Мурари вместе со своей женой каждый год приезжали к Господу, чтобы насладиться нектаром общения с Ним.

Получив рождение в династии аюрведических лекарей, Мурари Гупта практиковал врачевание. Но его методы лечения были уникальными, потому что он излечивал не только от физических недугов, но и от болезни материального существования. Он написал первую биографическую работу на санскрите о Шри Чайтанье Махапрабху, озаглавив ее «Шри Чайтанья-чарита Махакавья».

Самадхи Мурари Гупта расположено в районе 64 самадхи во Вриндаване.

Господь Чайтанья сказал: Если кто-нибудь оскорбит Мурари или увидит в нем недостатки, ему не спастись, даже миллион раз погрузившись в Гангу. «Мурари Гупта» означает, что Верховный Господь (Мурари) тайно (гупта) пребывает в сердце этого великого преданного.

Мурари Гупта был племянником Джаганнатхи Мишры и приходился Господу Чайтанье двоюродным братом. Родился он в Силхете, в провинции Шри-хатт, и был аюрведическим доктором. Впоследствии он переселился в Навадвипу и лечил не только физические, но и духовные недуги людей, поскольку сам был великим преданным.

Одно время Мурари увлекался «Йога-васиштхой», учением имперсонального толка, но Господь еще ребенком избавил его от заблуждений.

Как-то раз Мурари в компании друзей шел по дороге, обсуждая с ними вопросы йоги. При этом он не замечал, что за спиной у него идет Гауранга, который передразнивает каждый его жест и фразу. Наконец, Мурари оглянулся и заметил Его:

— За что только люди хвалят Тебя?! Ты, кажется, Нимай, сын Джаганнатхи Мишры? Я слышал, как все восхищаются Тобой, но не понимаю — за что?

Махапрабху ответил:

— Увидишь. В полдень, когда ты сядешь обедать, Я кое-что покажу тебе!

Загадочная фраза немного смутила Мурари, но, вернувшись домой и уйдя с головой в дела, он совсем позабыл о происшедшем. Когда же настало время обедать, Мурари, проголодавшийся за день, с удовольствием принялся за еду.

Тем временем Господь Чайтанья завязал на бедрах красивое дхоти, собрал волосы в узел, одел на шею четки из туласи, а грудь украсил двумя нитками жемчуга.

В таком виде Гауранга появился в доме Мурари Гупты. Войдя в комнату, Он позвал:

— Мурари!

От неожиданности Мурари замер. Он вспомнил обещание Нимая.

— Кто там?!

— Можешь не вставать, — ответил Господь, появляясь перед ним. Гупта не узнал утреннего проказника и, глядя на Него с нескрываемым изумлением, положил в рот рис, который держал в руке, после чего потянулся за следующей горстью. Но тут Господь подошел и помочился прямо ему в тарелку.

— Что Ты делаешь?! — вскричал Мурари. Его возмущению не было предела. — Тебе не стыдно?

А Гауранга, радостно хлопая в ладоши, говорил:

— Ты оставил путь преданности и пошел путем йоги. Забудь о карме и гьяне, и просто всем сердцем поклоняйся Радхе и Кришне. Если человек привязан к материальному, сознание его останется нечистым. Господь всепроникающий, Он преисполнен бесконечного сострадания. Почему же ты причиняешь боль такому милостивому Господу, не желая служить Ему?

Сказав это, Гауранга неожиданно исчез. Мурари кинулся искать Его, но Нимая нигде не было.

В сердце Мурари закралось сомнение: он подумал, что этот красивый мальчик — Нимай, сын Шачи-деви. Чтобы удостовериться в этом, он поспешил в дом Джаганнатхи Мишры.

Джаганнатха Мишра и Шачимата радостно встретили гостя и позвали его в дом, но тот не мог вымолвить ни слова. Глядя в прекрасное лицо Гауранги, он забыл обо всем, что несколько минут назад случилось в его доме, и застыл от нахлынувших на него духовных эмоций. Затем он рухнул к лотосным стопам Господа, выражая Ему почтение.

Господь же смотрел на все это широко открытыми глазами, и лицо Его выражало недоумение, словно Он не понимал, что здесь происходит. И тогда Шачимата спросила Мурари:

— Пожалуйста, скажи, что натворил мой сын? Пусть все страдания за Его шалости обрушатся на нашу с отцом голову, а Он пусть живет долго и счастливо. Благослови Его!

Улыбаясь им в ответ, Мурари сказал:

— Нимай — Верховный Господь, опора вселенной. Вы самые удачливые родители во всех трех мирах. Заботьтесь о Нем и помните мои слова: ваш Вишвамбхара — Сам Всевышний!

Мурари Гупта выбежал из дома Джаганнатхи Мишры. Не зная, куда идти, он свернул к дому Адвайты Ачарьи. Упав к стопам Адвайты, Мурари сказал:

— Только что я увидел в доме Джаганнатхи Мишры удивительного мальчика. Его имя Нимай. Он полностью запределен этому миру и при этом счастливо играет с друзьями, словно обыкновенный ребенок!

Адвайта Ачарья радостно обнял Мурари Гупту, и они позабыли обо всем на свете.

Расстройство желудка

Мурари Гупта шел домой, вспоминая Господа Нитьянанду и Гаурангу. Он был опьянен любовью и потому вел себя как безумный. Придя домой, он ни с того ни с сего приказал жене принести ему поесть, и та поспешно поставила перед ним тарелку.

Мурари Гупта, без ума от любви к Богу, смешал рис и топленое масло и позвал:

— Кришна! Иди, покушай!

Он схватил с тарелки горсть риса и подбросил его в воздух. Затем он схватил еще одну горсть, затем еще, и так — пока весь рис не оказался на полу. Его жена стояла и молча наблюдала за мужем. Когда в тарелке больше ничего не осталось, она улыбнулась и поставила перед ним еще одну, полную свежего риса. Она знала, что ее муж — великий преданный Господа, и, подавая ему прасад, она повторяла имя Кришны, умоляя, чтобы Мурари был осторожнее.

На следующий день рано утром к Мурари пришел Господь Чайтанья. Увидев Его, Мурари упал в поклоне, а затем с любовью спросил:

— Что привело Тебя ко мне?

— Я пришел лечиться от расстройства желудка.

— А что Ты ел вчера?

— Как! Разве не помнишь?! Ты же сам просил Меня: «Ешь, ешь!». Всё уже забыл! Ничего, твоя жена помнит. Ты угощал Меня, а Я не мог отказаться. Вот теперь и лечи

Меня от риса, которым сам же и накормил. Я знаю, что если выпить побольше воды, то станет легче, и твоя вода наверняка Меня вылечит.

С этими словами Господь схватил стакан Мурари и залпом выпил воду, которая в нем была. На лице Его отразилось полное удовлетворение, как если бы Он попробовал нектар.

 

Гаруда

Однажды, находясь в доме Шривасы Пандита, Махапрабху неожиданно для всех явил облик Господа Вишну, держащего в руках раковину, диск, булаву и лотос, и стал громко звать:

— Гаруда! Гаруда!

В дом Шривасы вбежал Мурари Гупта. Он был в таком глубоком духовном трансе, что позабыл обо всем.

— Я здесь, о мой Господь, я явился по твоему зову!

Когда Господь снова позвал Гаруду, Мурари повторил:

— Я здесь, мой Господь!

Господь Чайтанья взобрался Мурари на плечи, и тот побежал по дому со скоростью ветра. Преданные, увидев эту сцену, преисполнились блаженства и стали молиться:

— Господи, не дай нам забыть это зрелище!

Некоторые хлопали в ладоши, а другие с любовью говорили:

— Какой у нас удивительный Верховный Господь!

 

Мысль о самоубийстве

 

Однажды Мурари Гупта подумал: «Я не в силах постичь деяния Господа. Порой Он покровительствует Своим преданным, а порой наказывает их. Он победил Равану и весь его род, чтобы вернуть Свою Ситу-деви, но потом отверг Ее. Какая логика в таком поступке? Он допустил гибель династии Яду — Своих дорогих друзей и родственников.

Пока Господь здесь, нужно не упустить момента и оставить тело». Сделав такой странный вывод, Мурари принес откуда-то большой острый нож и спрятал его у себя дома, думая: «Ночью я с удовольствием избавлюсь от этого тела». Тем временем Господь Чайтанья, зная о намерениях Мурари, неожиданно появился в его доме.

Мурари пригласил Господа войти и предложил Ему сесть.

— Мурари, у Меня есть к тебе одна просьба, — сказал Махапрабху.

— Мой Господь, проси что хочешь, мои тело и душа принадлежат Тебе! — ответил Мурари.

Господь прошептал ему на ухо:

— Принеси Мне нож, который ты спрятал.

Мурари невольно вскрикнул:

— Господи! Кто сказал Тебе эту ложь?

— Мурари, ты очень наивен, если думаешь, что кто-то сообщил Мне об этом. Я знаю даже кто сделал этот нож, и где он сейчас хранится.

Ничто не укроется от всеведущего Верховного Господа. Он прошел в дом и достал нож.

— Что Я сделал не так? — воскликнул Он. — Почему ты решил покинуть Меня? Откуда у тебя в голове взялись такие мысли? Обещай Мне, Мурари, что забудешь все свои сумасбродные планы!

Господь Чайтанья обнял Мурари Гупту и положил его руку Себе на голову.

— Если опять захочешь умереть, лучше убей Меня.

Мурари упал перед Господом и слезами любви омыл Его стопы. Господь поднял его и прижал к груди, тоже плача от любви к Своему чистому преданному.

 

Господь Рамачандра

 

— О Мурари, — сказал как-то Господь Чайтанья, — Я знаю, ты любишь Меня. Но почему бы тебе не поклоняться Кришне, который держит в руке Свою флейту, и чье тело цветом напоминает синий сапфир? Поклоняйся Шримати Радхарани, дочери царя Вришабхану, ибо Она — изначальная энергия Господа. Служи гопи, и ты обретешь милость Кришны, который вечно пребывает во Вриндаване.

Молитвенно сложив руки, Мурари попросил:

— Мой Господь, Я хочу увидеть Тебя в облике Рамы!

И Гауранга явил ему трансцендентный облик Господа Рамачандры, тело которого цветом напоминало свежую зеленую траву. Его окружали Сита, Лакшман, Бхарата и Шатругна. Ноги Мурари подкосились от нахлынувших чувств, и он упал на землю. Господь благословил Его:

— Каждая клеточка твоего тела, Мурари, всегда будет пронизана любовью к Богу. Ты Мой вечный преданный, а Я — твой возлюбленный Господь!

 

Во время маха-пракаша-лилы

 

Это произошло в доме Шривасы Тхакура, когда Господь Чайтанья сел на трон Вишну и в течение двадцати одного часа являл всем собравшимся Свою божественную природу, награждая преданных благословениями.

Среди собравшихся преданных Он заметил Мурари Гупту.

— Мурари, прочти Мне свои стихи!

Мурари Гупта прочел несколько шлок из своей книги «Шри Кришна Чайтанья-чарита», описывающих несравненно прекрасный облик Господа Рамачндры. Как только он закончил, Господь Гауранга возложил Ему на голову Свои лотосные стопы, а затем пальцем написал у него на лбу: «Рамадаса».

— Мурари, — проговорил Он, — с этого дня тебя будут звать Рамадаса. Без Господа Рамы ты не можешь прожить и мгновенья. О Мурари! Взгляни на Меня! Я и есть твой Господь Рагхунатха!

И в этот миг Мурари Гупта увидел на месте Шри Чайтаньи своего возлюбленного Господа Рамачандру. Господь сидел на царском троне с луком в руке, тело Его было цвета свежей зеленой травы, а рядом с Ним стояли Сита-деви и Лакшман. Вокруг собрались вожаки обезьян и возносили молитвы своему Господину. Мурари вдруг ощутил себя Хануманом и, увидев своего возлюбленного Господа Рамачандру, впал в глубокий транс и потерял сознание.

— Эй, Хануман, ты, кажется, забыл, как злобный Равана подпалил тебе хвост? — рассмеялся Господь Чайтанья.— Я тот Господь, которому ты поклонялся. Теперь мы снова вместе. Поднимись, Мурари! Ты дорог Мне, как сама жизнь! Я — Рамачандра, а ты — Хануман! Посмотри на Лакшмана, которого ты спас, и поклонись Ситадеви, чья печаль вызывала у тебя столько слез!

Слова Господа привели Мурари в чувство. Поднявшись, он вновь увидел эту удивительную сцену и разрыдался, не в силах сдержать себя.

— Проси у Меня любое благословение, — повелел Господь Чайтанья.

— Мне ничего не нужно, — еле слышно проговорил Мурари, — позволь мне лишь вечно петь Тебе славу. Куда бы я ни попал, где бы ни родился, я хочу всегда помнить о Тебе. О мой Господь, не дай мне забыть, что я Твой слуга!

— Быть посему! — ответил Господь, — Я дарую тебе это благословение!

Обратившись ко всем собравшимся, Господь провозгласил:

— Если кто-нибудь оскорбит Мурари или увидит в нем недостатки, ему не спастись, даже миллион раз погрузившись в Гангу. «Мурари Гупта» означает, что Верховный Господь (Мурари) тайно (гупта) пребывает в сердце этого великого преданного.

 

ПРАКРАМА ПЕРВАЯ

САРГА 1.1

Кратко о явлении Шри Гауранги

 

1: Мой всемогущий Господь, обладатель безупречной чистоты и бесконечных энергий, Твоё сияние подобно сиянию золотого лотоса. Твои красивые длинные руки касаются прекрасных колен. Своим восхитительным танцем Ты, обладатель шестирукой формы*, щедро раздаёшь несметное число вкусов преданности.

* Все воплощения Верховной Личности Бога нисходят в этот мир, чтобы освобождать падшие души, но больше всего живых существ освободили Господь Рамачандра, Господь Кришна и, не так давно, Господь Чайтанья Махапрабху. Они спасли, по сути дела, всех, кто так или иначе соприкоснулся с Ними. Поэтому Шри Чайтанью Махапрабху иногда изображают в облике шад-бхуджа-мурти — шестирукого воплощения, объединяющего в Себе Господа Рамачандру, Господа Кришну и Господа Шри Чайтанью Махапрабху. Поклоняясь шад-бхуджа-мурти, у которого две руки Рамачандры, две руки Кришны и две руки Шри Чайтаньи Махапрабху, каждый может достичь высшей цели жизни.

ШБ 5.19.8 Комментарий А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.

2: Ты, сын Джаганнатхи Мишры, создатель и защитник всех вселенных и истребитель всевозможных пороков. Ты, всепроникающий, управляешь чувствами и даришь человечеству защиту в этот век Кали. Явившись из лона Шримати Шачи Деви, Ты освободишь людей от бремени этой эпохи раздоров и научишь их преданности.

3: Прославляемый лучшими из дваждырождённых, уничтожитель грехов Шри Хари счастливо жил в доме отца на земле Навадвипы, даруя ему огромное счастье. Милостиво пребывая там, Он изучил шесть руководств Веданги (шикша, чхандас, вьякарана, нирукта, джьотиша, калпа).

4-5: Когда Он жил в доме Своего гуру, то явил привязанность к служению и чистую преданность. Утверждая духовную жизнь высшей целью жизни человека, Вишвамбхара провозгласил Хари-киртан путём духовного просвещения в эту эпоху. В Гае земля хранит отпечатки ступней Шри Хари. Там Он провёл последний ритуал для Своего ушедшего отца.

6: С этого момента и далее, единственным Его наслаждением стало памятование о Кришне. Его волосы вздымались дыбом от премы. Побуждаемый посланием свыше, Он покинул Гайю и вернулся в Свой дом.

7: Окружённый лучшими из преданных, наслаждаясь Хари-киртаной и Кришна-катхой, Учитель вселенной явил образчик чистой любви к Кришне и воспевая Его качества, сразил львов среди демонов.

8: Впоследствии, нектар Его славы достиг слуха благочестивых людей. Томимые духовной жаждой и проливая слёзы счастья, они получили возможность окунуться в нектар воспевания имён и игр Всевышнего, повелителя богини Лакшми, которые Он являл со слезами любовного восторга.

9: Преданный по имени Шриваса подобен чудесному сиянию солнца в цветущих лотосных сердцах дваждырожденных. Он повелел Мурари, "Вот и пришло время. Теперь ты должен рассказать неповторимую и неувядающую историю о Шри Хари". С молитвенно сложенными руками, Шри Мурари принял указание у стоп Шри Шривасы. Следуя страстному желанию своего сердца, Мурари принялся за описание славы воплощения Шри Кришны Чайтаньи, по беспричинной милости которого рассеивается тлетворное влияние Кали-юги.

10-11: Сын лекаря Мурари размышлял: "Как мне раскрыть такую возвышенную тему, как повествование о Шри Чайтанье Махапрабху, если даже эталон красноречия Брихаспати не смог этого сделать? Но моя обязанность и долг — исполнить указание вайшнава".

12: "Моя память неизменно хранит безупречно чистые и вечные деяния Шри Кришны. Нет иного пути и несомненно, нет ничего благостней плода, обретаемого исполнением указания вайшнава".

13: Так размышляя, он принял решение и взялся за повествование, которое укрепляет веру и благосостояние, даёт удовлетворение чувствам и в конечном итоге, даёт освобождение как награду за преданное служение Господу Вишну.

14: Я предлагаю свои поклоны Господу Шри Чайтанье. Он нерождённый, изначальный Господь Хари, который в Своих четырёх руках держит раковину, палицу, лотос и диск. На Его груди красуется знак Шриватса, Его безупречный лоб украшен жемчужиной, и Он облачён в изысканные одежды.

15: К удовольствию святых, я расскажу о некоторых играх Верховного Господа. Во избежание каких-либо грамматических изъянов, я обращаюсь за поддержкой и благословением к великим душам, чтобы труд мой стал совершенным исполнением Высшей воли.

16: Самое почитаемое всеми вайшнавами место известно, как Навадвипа Дхама. Там жили сведущие в науке о душе великие святые, чистые от рождения и умиротворённые.

17: Все эти великие души были знатоками своего дела и прекрасно разбирались в писаниях. Там же проживали и другие жители — врачи, ремесленники и торговцы.

18: Все они были безупречно чисты и исполняли предписанные обязанности. Они были преданными и потому Навадвипа казалась Вайкунтхой, обителью Всевышнего, где нет места тревогам.

19: Там сиял Шриваса, словно шмель, вьющийся у лотосных стоп Шри Хари. Когда он танцевал, Его широко раскинутые руки взметались ввысь, а тело было влажным от слёз премы. Он являл все симптомы трансцендентного восторга, которые проявлялись в божественном безумии и беспрерывно воспевал Шри Кришну, пребывая в настроении разлуки. Другой возвышенный брахман, Гопинатха Ачарья, избрал для своего служения джапу. Совершенно опьяненный Кришна-премой Гопинатха неустанно и громко воспевал Его имена, и танцевал с таким восторгом, что казалось океанский вал обрушивает свои воды на берег.

20: Блеск Адвайты Ачарьи подобен лучам раннего восходящего солнца или прохладному свету луны. Этот безбрежный океан сострадания, исполненный знаний о Кришне, пробуждал любовь в сердцах разумных людей. Великодушный, блистательный Адвайта, обладатель прекрасных качеств, учил вкусам божественной расы.

21: Там [в Навадвипе] своей добродетелью затмевал всех лучший из брахманов и гуру Шри Чандра Шекхара Ачарья. Со вздыбленными волосами и мокрый от потоков слёз, он был всецело поглощён воспеванием имён Шри Кришны.

22: Там Господь, исполненный родительской любви к своим преданным, танцевал с мудрым Шри Харидасой Тхакуром и сонмы полубогов, во главе с Брахмой и Шивой, в ликовании присоединялись к танцующим.

23: Ниспадая со стоп Вишну, величественно и плавно течёт небесная Ганга, пополняясь тающим льдом от сострадания к падшим душам. Словно соревнуясь с Ямуной и Сарайу, которые когда-то обнимали Кришну, и омывали стопы Шри Рамачандры, Ганга обняла золотое воплощение Шри Хари.

24: Там, в обществе чистых брахманов жил Джаганнатха Мишра, подобный океану лунного света, истинный знаток Вед и гуру. Наделённый всеми благоприятными качествами, он пребывал в глубочайшей медитации на стопы Шри Кришны, а его непогрешимое сердце, переполняемое восторгом, напоминало молодую растущую луну.

 

Так заканчивается первая сарга первой пракрамы, "Кратко о явлении Шри Гауранги", великой поэмы Шри Чайтанья-чарита Махакавья.

* * *

 

САРГА 1.2

Скорбь Шри Нарады

 

1: Джаганнатха Мишра заслужил у своего гуру право носить имя Шриман Мишра Пурандара, которое получил за постижение истины и цели всех священных писаний.

2-3: Однажды, сведущий в науках и добродетельный Шриман Ниламбара Чакраварти, великая душа из благородного семейства, предложил Джаганнатхе Мишре в невестки свою дочь Шачи. Приняв её как супругу, Джаганнатха вместе с Шачи, благоденствовал, как царь полубогов Индра.

4: Проживая в своем доме, Джаганнатха выполнял все предписанные обязанности, принимал гостей и проводил церемонии очищения от последствий греховных поступков, оказывая людям поддержку в их повседневной деятельности.

5: Шло время, и Шримати Шачи Деви родила восемь прекрасных дочерей. Но по воле провидения все они, одна за другой, ушли из жизни.

6: Снидаемая страданиями и скорбью, Шачи мыслями обратилась к лотосным стопам Шри Хари, а Джаганнатха Мишра совершил обряд жертвоприношения предкам, с мольбой дать ему сына.

7: Прошло некоторое время, и у Шачи родился сын, блеском подобный Божеству. Радости Джаганнатхи Мишры не было границ, как нет предела счастью нищего, завладевшего сокровищем.

8-9: Отец нарёк мальчика именем Шриман Вишварупа. Эта великая душа, махатма, постоянно размышлял о Всевышнем Господе. За короткое время Он овладел всеми Ведами, и Ньйайа Шастрой [наукой о логике]. Созерцая трансцендентную Абсолютную Истину Он, исполненный знания, дарил людям умиротворение.

10: Все мысли Вишварупы были поглощены нектарным вкусом Шримад-Бхагаватам и созерцанием Шри Хари, а объекты чувственных наслаждений были ему чужды.

11: Будучи нерождённым, Верховный Господь, причина явления всех миров Шри Хари, по Своей воле принял рождение как Вишвамбара, самый поздний ребёнок в семье, как когда-то в образе карлика Ваманы, сына Адити и Кашьяпы Муни, Он стал младшим братом Индры.

12: По Своей милости Господь наполнил Пурушоттама Кшетру [Джаганнатха Пури], лучшее из святых мест и все три мира, воспеванием имён Шри Хари.

13: Он обучал людей преданности Хари и вдохновлял их учить других. Он вкусил всю сладость Вриндавана и дал всем способность испытать это наслаждение.

14: В сопровождении спутников с Вайкунтхи, Он открыл всем живым существам вселенной запредельное знание и удовлетворённый, вернулся в Свою озарённую внутренней энергией обитель.

15: Брахмачари по имени Шри Дамодара Пандита, контролирующий свои чувства, сердце которого трепетно замирает от одного упоминания имени Шри Чайтаньи, пожелал услышать это замечательное повествование:

16: "Расскажи эту божественную и чудесную историю, очищающую все миры, ведь слушая её можно освободиться от самых страшных грехов и материального бытия".

17: "Пожалуйста, опиши игры Шри Хари, способные пробудить в сердцах людей трансцендентную любовь к лотосным стопам Шри Кришны".

18: "Что стало причиной того, что всепроникающий и всемогущий Господь принял рождение на этой земле, и что делал Повелитель миров, проявив Себя тут?"

19: "Ты должен поведать о Его чудесных деяниях, которые даруют радость и умиротворение и зажигают в сердцах возвышенных душ восторженную любовь к Господу [према]".

20: Услышав слова этого благородного и великодушного сведущего брахмана, Мурари радостно ответил: "Слушай же мой рассказ".

21: "О, добродетельный преданный, лучший из брахманов! Я непременно поведаю тебе о деяниях Господа, но очень коротко. Ведь даже красноречивый Брихаспати, потомок Бхригу, не смог описать все деяния и качества Кришны".

22-24: Однажды, праведник Нарада, лучший среди вайшнавов, явился на землю, именуемую Бхарата. В своём несравненном могуществе он напоминал вершину горы Кайласа, а вид его был лучезарен, как полная луна. Его одежду из оленьей шкуры украшал прекрасный пояс. Воплощение милости Господа Вишну, обожаемый всеми, он странствует по просторам вселенной, и играя на вине воспевает святые имена Шри Хари, которые несут благо всем.

25: Шри Нарада подумал: "Я должен увидеть преданного Господа Вишну, но где его искать? Придётся мне пожить на земле".

26: "Кали, олицетворение раздоров и друг греха, руками млеччх [мясоедов] опорочил чистоту земли и иссушил её непосильным бременем".

27: Нарада увидел людей, поражённых болезнью порока. Они превратились в негодяев малого роста, чей век недолог, которые в своих грехах винили всех, кроме себя.

28: Он увидел, что люди из низших классов у власти, что они не следуют путём Вед, а изощряются в пороках, а население состоит из злостных мясоедов и воров, презирающих дхарму.

29: Даже знающие священные писания брахманы, обуреваемые гордыней, превратились в богохульников. Увидев такое многообразие грешников, Шри Нарада Муни сильно задумался…

 

Так заканчивается вторая сарга первой пракрамы, "Скорбь Шри Нарады", великой поэмы Шри Чайтанья-чарита Махакавья.

* * *

 

САРГА 1.3


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 429; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!