Общественное бытие определяет сознание людей, идеи, мысли.



Источник развития общества усматривается в самом обществе, в реальном процессе жизни людей и, прежде всего в развитии материального производства, техники и технологии; прежде чем заниматься искусством, наукой и.т.д. людям надо есть, пить, одеваться и иметь крышу над головой, а значит производить материальные блага. Сознание и идеи людей являются вторичными, по отношению к месту и роли людей в системе общественного производства, их отношению к собственности и уровню доходов. Не может быть одинаковым сознание у раба и рабовладельца, -крепостного и феодала, рабочего и капиталиста, т.к. у них - различное общественное бытие и различное экономическое, материальное положение.

 

Движущие силы развития общества.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Движущие силы развития общества - это люди, инициирующие или реализующие тот иди иной способ общественного развития. Точки зрения на движущие силы общества:   

1. Немецкий философ Ф. Ницше, русский П. Лавров, французский Т. Карлейль и другие считали, что движущей силой развития общества и истории, играющей решающую роль и определяющей направление развития общества являются отдельные выдающиеся личности. Таким образом, противопоставляется герой и толпа, великий человек и массы, которые влекутся за ним или восстают против него. Но с другой стороны необходима среда, которая - не погасит крупных начинаний, а поймёт, оценит и поддержит, нужен круг единомышленников и соратников. Крупные исторические деятели выступают как представители элиты — немногочисленного, но мощного окружения, которое вырастило их самих, или которое они создали своими усилиями.

2. Испанский философ X. Ортега - и - Гассет и другие мыслители считали, что народные массы живут старыми нормами культуры не пытаясь создать что-то новое, они бесцеремонны и разрушительны, консервативны и не в состоянии управлять обществом, т.к. массы способны только подчиняться, они не творят историю, а только пользуются её плодами, следовательно, ответственность за развитие общества и культуры берёт на себя элита (от фр. Elite - лучшее, отборное), выделяющаяся из массы: только она способна создать подлинную демократию и бережно воспроизводить культуру.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

3. К. Маркс, русский анархист П. Кропоткин и другие считали, что история творится народами, что именно широкие народные массы в конечном счете являются движущей силой развития общества, решающей силой исторического процесса и творцом общественного прогресса (широкие народные движения, восстания, различные массовые выступления, революции).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Таким образом, общество развивается во взаимодействии масс, элит и исторических личностей, и в различные периоды общественной жизни, решающая роль принадлежит, видимо, какой-либо из них.

Общественный прогресс.

Сущность и противоречивость общественного прогресса. Анализ истории человечества показывает, что в общественном развитии имеют место восхождение (прогресс), цикличность-(повторение), деструктивные процессы (регресс). Прогресс- это такое развитие общества или отдельных его сторон, которое в основном характеризуется восходящей направленностью развития и необратимостью изменений, т.е. возникновением качественно новых возможностей, не существовавших раньше. Прогрессивная тенденция является преобладающей, но прогресс не носит универсального характера, и на практике в чистом виде никогда не существовал, т.к. он не исключает попятного движения общества, нисходящего движения, т.е. регресса. В обществе прогресс и регресс нередко сопутствуют друг другу. Например, при общем регрессивном развитии сохраняются прогрессивные изменения и наоборот: прогресс в экономике может сопровождаться духовным регрессом.

В понимании прогресса современная наука различает два основных подхода.

1). Суммативный- рассматривает прогресс как простую совокупность независимых друг от друга изменений в различных сферах общества.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Считается, что нет общей меры социального прогресса, и в каждой сфере общественной жизни существует своя система ценностей и свои критерии (показатели) прогрессивности (Например: для экономики - рост производительности труда, для медицины - уровень заболеваемости и смертности, для политики - степень демократизации и т.д.)

2). Субстанциональный- рассматривает прогресс как восходящее развитие общества в целом. А поэтому важное значение имеет выбор такого критерия прогресса, который характеризовал бы поступательность развития всего общества.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!