Сознание, мысли, идеи людей, определяют общественное бытие.



Тема: Человек и общество.

План: 1. Сущность общественной жизни людей. 2. Основы бытия общества. 3. Движущие силы развития общества. 4. Общественный прогресс.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 

Сущность общественной жизни людей.

Если понимать под обществом просто совокупность индивидов, которые живут в постоянном взаимодействии между собой, то придется признать наличиеобщества и у животных. Объединение животных - это либо стадо, где над всеми «социальными инстинктами» еще доминирует индивидуальный инстинкт самосохранения, либо специфические объединения насекомых типа муравейника или улья, которые являются не столько сообществом равноценных особей, сколько «коллективным сверхиндивидуумом», даже «сверхорганизмом», отдельные члены которого живут и действуют по принципу биофизиологического разделения функций. Только люди образуют общество в собственном смысле слова.   

Общество - это совокупность людей, продукт целенаправленной и разумно организованной их совместной деятельности, которая осуществляется в потребностях и интересах; это обособившаяся от природы часть, материального мира, включающее в себя взаимодействие людей и формы их объединений для совместного решения различных общественно значимых задач. Общество-это целостность надбиологическая: если объединение животных (стадо, стаю и.т.д.) скрепляет система инстинктов, то общество скрепляет единство культурных норм.                                                                                                                                                                                                                                                                                           

В результате совместной деятельности людей формируются социальные отношения,т.е. общественная жизнь, выражающаяся в различных формах жизнедеятельности и общения: в политике, экономике, образовании, морали и.т.д. Общество является сложной саморазвивающийся системой.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Социальная система - это определённая целостность, объединяющая индивидов разнообразными связями и отношениями через различные элементы структуры общества (через экономику, право, политику и.т.д.).

Социальная система достаточно изменчива. Могут быть выделены субъективные и объективные факторы, влияющие на социальные изменения. Под объективными факторами понимают такие условия развития общества, которые не зависят от сознания и воли человека, но оказывают свое решительное влияние на характер их деятельности (природно-климатические факторы, законы природы, социальные законы, достижения предыдущих поколений). Если законы природы находят свое заметное проявление, в первую очередь, на уровне биологических, физиологических процессов жизнедеятельности общества, климатические условия - на образе и специфике жизни, то законы общественного развития в определяющей степени связаны с общественным производством жизни, характером и способом производственной деятельности людей, формами социальной активности.

Каждое поколение людей, вступая в жизнь, в своей деятельности опирается на достижения предыдущих поколений, на определенный уровень развития общества, который могут характеризовать: 1) совокупность материально-технических условий: орудия и средства труда, производственные технологии, навыки общественного производства, т.е. то, что обычно характеризуется как уровень развития материального производства, 2) общественные отношения, в которых проявляется специфика взаимосвязей между людьми и социальными группами в сфере экономики, политики, морали, религии и т.д.

Эти обстоятельства объективны по отношению к человеку, поколению людей. Они ставят человека, социальные группы, классы во вполне конкретные социально-исторические условия, тенденции развития, которые приходится в своей жизни так или иначе учитывать. Так могут быть представлены объективные факторы развития общества.

Субъективный фактор - это целеустремленная деятельность отдельных людей, классов, политических партий, направленная на реализацию своих потребностей, интересов, тем самым вносящая изменения в процесс общественного развития. Иными словами, труд, знания, умения, нравственные силы людей - факторы, способные вносить коррективы в развитие общества. По своей направленности субъективный фактор может проявлять себя как прогрессивный, консервативный и реакционный. То есть субъективный фактор так или иначе вступает во взаимодействие с объективными законами создает определенный путь развития общества. Чем глубже осознаются людьми стоящие перед ними задачи и пути их решения с учетом объективных обстоятельств, тем плодотворнее может оказаться их практическая деятельность.

Таким образом, реальный путь развития общества складывается из взаимодействия двух факторов - субъективного и объективного.

 

Основы бытия общества.

Как отмечалось, наличие культуры отличает человеческое общество от любого объединения животных особей. Культура - это форма, в которой развиваются и передаются из поколения в поколение взаимосвязи человеческих индивидов, но вовсе не причина, в силу которой они образуются и воспроизводятся.

Имеются различные точки зрения на то, что является систематизирующим фактором,объединяющим людей в единое целое и является основой бытия общества:

1) Натуралистическая- рассматривает общество как естественное продолжение закономерностей природы. Её ярким выразителем выступает теория географического детерминизма (Т.Г.Д.) (от lat.Determinare- обуславливающий, определяющий ).

Т.Г.Д. - это идея обусловленности общественных явлений исключительно географической средой как решающим фактором развития общества и истории. Ее основатель - французский философ XVIII в. Шарль Монтескье. Согласно Т.Г.Д., характер народа, общественно-политическое устройство страны, хозяйственный строй, религиозные проставления, формы семьи и положения женщины, т.е. весь образ жизни, а значит и законы развития общества, определяются ландшафтом, почвой, климатом – природно-географической средой. «Власть климата сильнее всех властей» (Монтескье).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Противники Т.Г.Д. считают, что она имеет рациональные положения, т.к. особенности географической среды так или иначе воздействуют на различные стороны жизни общества, но отмечаются и слабые стороны Т.Г. Д.:

а) темпы изменения географической среды несопоставимы с темпами изменения общественной жизни; общество гораздо более динамично, нежели природная среда, следовательно географическая среда не может быть определяющей причиной быстрых изменения в обществе.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

б) Т.Г.Д. слабо или совсем не учитывает влияние экономического, политического, культурного, технологического факторов развития общества.                                                                                                                                              Таким образом, если применительно к ранним этапам развития человечества, Т.Г.Д. «работает», то применительно к более поздним периодам, и особенно применительно к индустриальному обществу, характеризующимся сокращением зависимости общества от природно-географической среды и заметным развитием его производительных сил и технологий, многие проблемы развития общества Т.Г.Д. объяснить не в состоянии.

2) Идеалистическая, выражающаяпринцип идеализма в общественной жизни:

Сознание, мысли, идеи людей, определяют общественное бытие.

Сущность связей, объединяющих людей в единое целое, рассматривается в идеях, теориях, верованиях, мифах. Они являются первичными и направляют действия людей, а поэтому считается, что общество можно изменить, изменив сознание и идеалы людей с помощью убеждения, пропаганды, воспитания. Исходя из этого, развитие истории в целом и отдельных обществ в частности определяется волей, идеями, умонастроениями великих людей (правителей, полководцев, учёных, религиозных деятелей и.т.д.), т.е. особо подчёркивается роль личности в истории, которая может преодолеть обстоятельства своей волей.

3) Материалистическая, выражающая принцип материализма в общественной жизни:


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 97; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!