Начало коммерциализации французской прессы. Ш.-О. Сент-Бёв «Меркантилизм в литературе». Зарождение дешёвой массовой газетной периодики.



       В 30е-40е годы XIX века начнётся процесс коммерциализации литературной сферы во Франции.

       Одним из первых об этом заговорил Сент-Бёв. Его статья «Меркантилизм в литературе» вышла в 1839 году.

       Сент-Бёв с первых строк статьи говорит, что «книжное дело во Франции пребывает в глубочайшем упадке», и в общем-то его мысль в статье будет развиваться вокруг этого утверждения по спирали.

После периода Реставрации, по словам Сент-Бёва, французская литература начала проявлять симптомы глубочайшего внутреннего упадка. Нельзя сказать, что Сент-Бёв очень жалует и период Реставрации, ибо в то время «авторов-полемистов, писавших на злобу дня, объединяла нравственная идея, которая придавала их деятельности видимость патриотизма, облагораживала их сочинения и заслоняла даже от самих сочинителей и компиляторов истинную причину, побуждавшую их браться за перо», поэтому в некотором смысле Сент-Бёву видится, что свою меркантильность литература начала взращивать ещё во время Реставрации. После падения Реставрации «те, кто создает литературу, <…> стали воодушевляться в своих помыслах и руководствоваться в поступках лишь мотивами, реально побуждающими их к творчеству, — состязанием самолюбий и настоятельной потребностью заработать на жизнь. Меркантильная литература сбросила маску и обнажила свою сущность».

       Сент-Бёв оговаривает, что меркантильная литература вообще-то существовала во все времена («люди писали для того, чтобы жить»), приводя в пример Расина и Бомарше. Однако, все это время литература не выдвигала на первый план денежную сторону дела.

       «Отличительная черта современной литературы – дерзкая алчность, усугубляемая неудержимой жаждой славы». Гонорар стал для литераторов прямым доказательством дарования, а это, по мнению Сент-Бёва, - путь в никуда. Что огорчает его ещё больше – ни в ком это не вызывает негодования, и «блюсти чистоту нравов» никто не торопится (хотя «кое-где раздаются слабые протестующие голоса здравомыслящих писателей»), ибо писатели-меркантилисты стали почти единственными представителями литературы. Несмотря на то, что в литературной среде ведётся серьёзная работа, здесь Сент-Бёв говорит о деятельности университетов (курсы лекций, диссертации), её ничтожно мало в сравнении с тем кошмаром, который творится в изящной словесности.

       Сент-Бёв не совсем доволен сложившейся «демократической» ситуацией в литературе: «Почему бы не писать и мне?» — спрашивает себя

каждый <…> У человека семья, он женился по любви, — кстати,

жена его тоже может писать, хоть и под псевдонимом. (видимо, тут – нападка на жену Жирардена – Дельфину де Жирарден, которая вела в газете мужа колонку под мужским псевдонимом Виконта Делоне)», и в этом месиве полностью растворяются настоящие таланты, уже не надо годами оттачивать мастерство литератора.

       Сент-Бёв недоволен законом 1828 года об отмене предварительной цензуры. Закон, хоть и облегчил жизнь периодике в политическом и цензурном смысле, но из-за обложения прессы налогами ещё больше заострил материальный вопрос, и объявления стали занимать невероятно много место в газетах. Объявления убивают и книжное дело: выход нового произведения надо обязательно анонсировать (а то не раскупят), а это стоит огромных денег. 

       Досталась от Сент-Бёва и Эмилю де Жирардену, и его газете «La Press» («сорокофранковая пресса», так Сент-Бёв её называет, она стоила 40 франков, что вдвое дешевле всех других подобных изданий: такая низкая цена покрывалась за счёт печатавшихся в газете объявлений. + это была первая политгазета, в которой печатались историко-приключенческие романы-фельетоны с продолжением. Ну, и напомню, что Жирардена за это же ещё критиковали Бодлер и Флобер, осознавая, что подобная деятельность со временем приведёт к снижению литературного качества публикаций). «Снижение цены и увеличение формата еще более усилило зависимость прессы от рекламы, и та окончательно утратила стыд». Нашёлся только один журналист и основатель газеты «Le National» – Арман Каррель (среди именитых, видимо), кто открыто «нападал» на газету Жирардена, был вызван последним на дуэль, и на ней же убит. «Остальные же газеты сами были заинтересованы в этом новшестве [в рекламе]», - сожалеет Сент-Бёв. Сент-Бёв не доволен и поведением «Журналь де Деба», которая «не изменила своей обычной осторожности и не выступила с публичным протестом».

       Далее, Сент-Бёв пишет о театре, который поражён тем же меркантильным недугом: например, наличие аванса для драматурга при прочтении и принятии театром пьесы.

       Вышеперечисленное повлияло и на упадок книжной торговли. Читатели не торопятся покупать романы, а читальни просто «вырезают из газет романы с продолжением и переплетают их» (лайфаки от французских читален XIX века :D). Негодует Сент-Бёв и касательно «сочинителей», которые пишут свои романы исключительно в диалогах (вспоминаем цитированный нам отрывок из романа Дюма-отца), которые таким образом увеличивают количество строк.

       « <…> книжное дело пришло сегодня в полный упадок, а подлинная литература представлена лишь учеными — юридическими, медицинскими,

богословскими — изданиями, поскольку эти области почти не подвергаются влиянию вышеназванных сил».

       Последним по важности злом Сент-Бёв считает (в основном бельгийскую) контрафакцию (т.е. когда копируется и воспроизводится чужое произведение, буквально – нарушение авторских прав). Чаще всего периодика копировала романы с продолжением, ничего авторам не платя. БОльшую проблему Сант-Бёв видит не в том, что это происходит, а в том, что власти совсем не торопятся заниматься решением проблемы, лишь создавая имитацию деятельности. Далее Сент-Бёв рассуждает о необходимости существования Общества литераторов, которое будет заниматься правом литературной собственности. (основано в Париже для защиты авторских прав. В комитет Общества входили: О. Бальзак, В. Гюго, Ж. Санд, Ф. Пиа, Ф. Вильмен, А. Дюма и др. В 1839 г. президентом Общества был избран О. Бальзак, в следующем году — В. Гюго). Хотя и такое Общество вызывает у Сент-Бёва кучу вопросов: «Будет ли Общество учитывать истинные заслуги тех, кто в него принимается, да и в состоянии ли оно их учесть? Как будет осуществляться их оценка?» И прочие. Обращаясь к Бальзаку, как к председателю Общества литераторов («Мы надеемся, что господин Бальзак…») Сент-Бёв надеется, что Бальзак будет одним из тех, кто поможет победить меркантилизм в литературе, а не упрочить его положение.

       Заканчивается статья опять же надеждами, что меркантилизм в литературе перестанет занимать главенствующее место, как это происходит сейчас: «Однако попытки утвердить меркантилизм в литературе не прекращаются, и это обязывает всех, кому она дорога, быть начеку»; «Заключая, скажем: одновременно сосуществуют и, все более переплетаясь между собою, как добро и зло, будут сосуществовать до Судного дня две различные и неравноценные литературы. Постараемся же приблизить и ускорить этот Судный день, заботливо собирая пшеницу и безжалостно вырывая плевелы».

       Дешёвая массовая периодика зарождается во 2й половине XIX века.

В 1863 году будет основана « Petite Journal » - первая «копеечная» газета, стоимостью 5 сантимов (обычное издание стоит тогда около 20 сантимов).

Газеты распространяются уже не только по годовой подписке, но и в розничной продаже (в 1846 году первые киоски).

       «Petite Journal» представляла из себя ежедневную газету в 4 полосы половинного формата. Контент был сосредоточен вокруг информации общего интереса: всякие бытовые советы, иногда события мелодраматического характера (родители нашли потерявшегося ребёнка, бла-бла). Много места отводилось уголовной хронике и, конечно, романам-фельетонам. Газета имела огромный успех. Тираж на начальном этапе составлял 300 тыс. экземпляров. Очень скоро подобные издания уже достигнут 500 тыс.

В начале XX века «Petite Journal» переступит миллионный тираж. 

Расцвет массовой дешёвой прессы придётся на рубеж XIX-XX веков. Появится как разновидность бульварная желтая пресса с установкой на скандальность, на сенсации.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 842; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!