Билет 12. Французская журналистика Наполеоновской эпохи. Политика Наполеона в области печати.



В 19 веке чтение газет становится массовым. Пресса оказывает серьезное влияние на формирование общественного мнения. Наполеон прекрасно это понимал, и называл прессу «четвертой властью», и стремился ее контролировать. Считал, что выстраивать отношения с прессой прерогатива не законодательной, а исполнительной власти (т.е. его).

Став первым консулом Франции, Наполеон спустя два месяца, 17 января 1800 года опубликовал декрет о газетах, который открыл новый этап в развитии журналистики.

Наполеон утверждал, что газеты «могут служить оружием в руках врагов Республики». Чтобы этого не произошло, согласно первому параграфу декрета, из 79 газет, необходимо оставить 13. Оставшиеся тринадцать газет подлежали строгому контролю фактичес­ки предварительной цензуры.

Второй параграф декрета уполномочивал министра полиции Жозефа Фуше следить за прессой, в том числе, назначать редакторов газет, и предоставлять доклады о провинциальной печати.

Третий параграф запрещал создание новых ПОЛИТИЧЕСКИХ газет

Общественность, уставшая от потрясений Великой буржуазной революции, спокойно приняла новый закон. Только одна газета – «Парижский листок» вышла с заметкой по этому поводу «Несколько газет скончались во цвете лет от опасной вирусной инфекции».

Табу для печати:

- экономические трудности Франции (спонсировали войну за независимость в США)

- поражения французской армии

- хвалить Папу римского ( с ним у Н был конфликт в связи с доктриной ультрамонтанства, согласно которой, Папа должен обладать не только духовной властью, но и светской)

- все, что могло разрушить миф о благоденствии наполеоновской Франции

Главной французской газетой, рупором и орудием наполеоновской политики стала Le Moniteur («Монитер» — «инструктор»). Главный редактор – граф де Босано, военный, доверенный Наполеона. На ее страницах стали публиковать указы и статьи Наполеона, сводки о военных действиях, которые вела наполеоновская Франция, и полемические статьи против заклятого врага Наполеона — Англии. В 1815 году тираж 3000 экз, 3-я газета во Франции.

«Журналь де деба» («газета споров»), одна из крупнейших газет страны, 25 сентября 1800г. подверглась репрессиям за хвалебный отзыв о Папе. Выход газеты приостановлен, арест и ссылка главного редактора – Бертена-старшего. После коронации Наполеона (1804), в 1805г. «Журналь де деба» меняет название на «Журналь де Ампир» («газета Империи»), весьма символично, никаких споров быть не может, при Наполеоне господствует авторитарная концепция печати.

Журнал «Меркьюр де Франс» рук. Шатобриан, был готов к компромиссу с Наполеоном, но после казни герцога Энгиенского, ложно обвиненного в заговоре, стал противником императора. В 1807г. напечатал статью, где назвал Наполеона Тираном. Последовал приказ о закрытии издания.

В 1807 году вышел приказ, согласно которому провинциальные газеты не имеют права сами печатать политические новости (можно было только перепечатывать из офиц. «Монитор»)

1809г. каждому департаменту можно издавать только одну политическую газету

К 1811 кол-во политических газет в Париже сократилось до 4: «Монитер», «Журналь де Ампир», «Газет де Франс», «Журналь де Пари»

При Наполеоне не было оппозиционной прессы внутри страны, хотя оппозиция была.

Правая – монархисты, легитимисты, сторонники Бурбонов, которые высказывались в публицистике, издавали отдельные брошюры. Жозеф де Местр.

Левая – либералы и республиканцы. Б. Констан и Ж. де Сталь. Выражала несогласие в художественных произведениях («Дельфина»)

Оппозиционные газеты существовали за пределами Франции: журналист Пелетье в Англии

 

Билет 13. Французская журналистика эпохи реставрации.

Период с 1815 по 1830 гг

Падение режима Наполеона и начало Реставрации привело к новой ситуации для французской журналистики. Принятие "Конституционной хартии" 1814 года привело к формальному восстановлению свободы слова во Франции, но уже 21 октября того же года предварительная цензура вводится снова.

Основные газеты:

1) В 1815г. появл. Оппозиционная газета «Конститусьонель», которая в 1824г. начнет кампанию против церкви, материальных злоупотреблениях и развращенности священников. Тираж 16000 экз.

2) «Журналь де деба» - умеренно-оппозиционная газета, в целом лояльна. Тираж 13000 экз

3) «Котильен» - печ. Изд. Правой оппозиции, ультрамонархисты. Критиковали Луи за сохранение привилегий «нового» дворянства.

Показательно, что к 1824г. общий тираж оппозиционных газет составил 41 000 экз, правительственных – 14 000экз.

В 1815г. Наполеон, покинув остров Эльбу, снова появился во Франции, был встречен, как спаситель. Для повышения авторитета объявляет свободу слова. Поражение при Ватерлоо заставило Наполеона подписать вторичное отречение от престола и отправиться на остров Св.Елены.

Людовик XVIII возвращает цензуру и лицензирование прессы.

1819г. принимается закон «Ройе-Коллара», согл которому:

- отменяется предварительная цензура

- отменяется лицензирование

- судебные иски, связанные с журн. деятельностью рассматриваются судом присяжных

- вводится высокий денежный залог на открытие полит. газеты.

После убийства герцога Берийского (племянника короля) в 1820 г. была восстановлена цензура, для открытия газеты снова необходимо было разрешение монарха.

Карл X (1824—1830) Карл X продолжал политику своего брата, Людовика, был более консервативен и не склонен к компромиссам, видел опору королевской власти в католической церкви. В 1827г ринимает постановление, согласно которому газетам запрещено писать о снижении уровня жизни, ухудшении криминальной обстановки, КРИТИКОВАТЬ ЦЕРКОВЬ.

Особенный характер его управлению придавали клерикалы. Полиция, например, изгоняла из книжного оборота все произведения, казавшиеся опасными для клира. Она проникала даже в кабинеты для чтения, и владельцам их воспрещала давать публике многие сочинения Вольтера, Лафонтена, Д'Аламбера, Дидро, Вольнея и др. Министерство Виллеля выработало проект драконовского закона о печати. Палата не приняла проекта. Но министр не растерялся и тотчас по распущении палаты депутатов 5 ноября 1827 г. прибегнул к восстановлению цензуры, которая должна была действовать с беспощадной нетерпимостью.

Политический кризис пришелся на 1830 год с приходом министерства Жюля-Армана Полиньяка, ультрароялиста, когда Карл X решил полностью подавить свободу слова. Оппозиция стала создавать новые печатные органы. Уже в первые дни января 1830 года Адольф Тьер, Огюст Минье и Арман Каррель, неудовлетворенные неактивной позицией "Le Constitutionnel", основали газету "Le National" ("Националист"), во многом ставшей катализатором происходивших событий. 26 июля 1830 г. принимается декларация с протестом, против мер правительства (подписали 44 редактора газет) «Насьональ» обращается к Парижанам с призывом оказать сопротивление произволу властей. На следующий день в Париже вспыхнуло вооруженное восстание. Карл вынужден отречься от престола.

Публицистика П.-Л. Курье.

Поль-Луи Курье (1772-1825) – фр. писатель, публицист. Родился в Париже в состоятельной буржуазной семье. С юности увлекался античной лит-рой и древними языками.

Был военным, однако такая служба тяготила его, и в 1809 г. он оставил армию, погрузившись в филологические штудии. В том же году обнаружил в одной из библиотек Флоренции дотоле неизвестный отрывок из романа Лонга «Дафнис и Хлоя». Переписывая этот фрагмент с целью публикации его перевода, Курье нечаянно (о ужас!!!) поставил кляксу прямо на рукописи. Разразился скандал, итальянские газеты обвиняли «злонамеренного» француза в сознательной преднамеренной порче рукописи. Курье не заставил себя долго ждать и ответил памфлетом (1810) «Открытое письмо книгоиздателю г-ну Ренуару», в котором отвергал все обвинения, остроумно высмеивая и библиотекаря, предоставившего рукопись в его распоряжение, и книгоиздателя Ренуара, не занявшаго во всем этом деле определенной позиции.

В 1812 г. Курье вернулся во Францию. Будучи убежденным республиканцем, он не принял ни империи Наполеона, ни реставрации Бурбонов, а время правления Людовика 18-ого Курье оценивал как эпоху произвола и реакции.

В 1816 г. вышел в свет его памфлет «Петиция обеим палатам», в которой он рассказывал о том, какие серьезные последствия для жителей небольшого городка Люиня имел проступок их земляка, не снявшего шляпу перед похоронной процессией и нечаянно забрызгавшего грязью сопровождавшего её кюре. Памфлет написан в форме петиции (т.е. коллективного прошения, обращенного к высшей власти, в данном случае к депутатам обеих палат французского парламента).

О произволе властей в г. Люине рассказывается от лица местного крестьянина. Здесь впервые появляется одна из любимых литературных масок Кюрье – выдающий себя за простака грамотный, остроумный крестьянин, судящий обо всем трезво. Его речь не по-крестьянски правильна, литературна, уснащена историческими и литературными реминисценциями (для всех, кто никак не может запомнить, включая меня…реминисценция - смутное воспоминание, основанное на неясной ассоциации J). Этот странный «крестьянин» читал Шатобриана, знает историю Франции, стреляет афоризмами. Первая «петиция» была сочувственно встречена либеральной оппозицией.

В «Письме господам членам Академии Надписей и Изящной Словесности» (1820) Курье передал картину нравов, царящих в академической среде. Поводом для такого рода анализа стал, как характерно для Курье, стал частный случай: неизбрание в Академию достойного ученого Шардона де ла Рошета, которому академики предпочли «неуча и бездаря» виконта Прево. Двери в Академию ему открыл титул. Курье возмущен и обрушивает свой гнев сначала на Прево, а затем на тех, кто удостоил последнего звания. Писатель преувеличивает степень невежества виконта («делается академиком, не умея читать»). Язвительное остроумие направлено и против Академии. Курье также анализирует мотивы принятого Академией решения, они оказываются неблагородными: преклонение перед дворянским титулом и презрение ко всякому, кто им не обладает; желание Академии сохранить за невежественным духовенством право преподавать в школах; страх академиков избрать более талантливого человека, чем они («В сословии талантов охотно прощается любое преимущество, кроме таланта»).

Избрание в Академию в эпоху Реставрации, по мнению К., является частью сложного механизма светской жизни, но отнюдь не актом признания научных заслуг.

Чтобы стать заметным в научном мире, нужно быть таким, как все. Для карьеры в Академии необходимо подчиняться условностям, подстраиваться под общий ранжир. Курье считает, что такая ситуация сложилась еще при Наполеоне. В финале памфлета Курье иронично восклицает: «О, сколь благодатна мысль, осенившая великого Наполеона, - распространить на искусства воинский устав и организовать науки по всем правилам акцизного ведомства!»

В 1818 г. Курье приобрел усадьбу Ла Шавоньер, где продолжил свою литературную работу, результатом которой стала знаменитая «Бесхитростная речь Поля-Луи, винодела из Ла Шавоньер…» (1821). В этом памфлете К. резко критикует Бурбонов, разоблачает разврат королевского двора. За эту речь К. был привлечен к суду за оскорбление общественной нравственности и особы короля. Его приговорили к 2 месяцам тюрьмы и штрафу в 200 фр.

Выйдя из тюрьмы, К. опубликовал новый памфлет (1822) «Петицию в защиту поселян, которым запрещают танцевать». Писатель вновь обращается к форме петиции, отстаивая право простых людей жить свободно, не испытывая притеснений со стороны властей и духовенства. Частный случай – запрет крестьянам небольшой деревни Азэ танцевать по воскресным дням, который префект издал по требованию местного кюре – становится под пером К. выражением сути полицейского режима Реставрации. Весь тираж «Петиции» был конфискован, после чего К. перестал печататься под своим именем.

Последним произведением К. стал «Памфлет о памфлетах» (1824), в котором он изложил свою концепцию жанра памфлета. Для него это – произведение небольшого объема обличительной направленности, затрагивающее актуальные вопросы современной общественной жизни, отличающиеся простым и лаконичным стилем. Образец памфлета для К. – «Письма к провинциалу» Блеза Паскаля. Курье видит заслугу Паскаля в том, что его памфлет стал мощным оружием в борьбе с иезуитами. Вместе с тем он высоко оценивает современную ему американскую прессу, которая сохраняет большую свободу, что позволяет ей беспрепятственно и регулярно печатать на своих страницах памфлеты и говорить читателям правду.

10 апреля 1825 года тело Курье было найдено в его лесу в Турени. Убийство совершили его же слуги из мести и корысти. Хотя преступление имело уголовный характер, либеральная интеллигенция восприняла его как политическое убийство.

В истории фр-ой литературы Курье остался продолжателем традиции памфлетистов Великой фр-ой революции и предшественником Стендаля и Бальзака.

Сент-Бёв, его современник, напишет позже, что К. совершенно самобытный и единственный в своем роде писатель; что он достиг совершенства в избранном им жанре; что он похож на Беранже своей взыскательностью в отношении композиции и стиля.

 

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 1972; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!