Класс: Греческие боги и герои



Ученику 11 лет. Тем самым он минует середину между телесным рождением и совершеннолетием (рожде­нием Я). В это время врач проверяет пульс и дыхание, ибо теперь они впервые приходят к гармоническому соответствию. Но здесь проходит середина не только по возрасту. Все поступки начинают теперь исходить из общего центра. Наблюдается наибольшая - за весь период от школьной до половой зрелости - уравновешен­ность в существе и облике, и чистая радость к жизни живет во всех поступках. Ученик понимает мир душой, исходя из сердца, из прилива и отлива сил симпатии и антипатии. Его мнение складывается из приятии и неприятий. Движение крови, краска воодушевления, бледность поражения или скуки - вот непосредственные знаки внутреннего участия ученика. Понимание реального и фантастического соседствуют друг с другом.

Пятикласснику еще свойственно грезящее сознание, между полудремой маленького ребенка и бодрствованием думающего взрослого.

Тема учебного года звучит так: древнегреческая культура. Она объемлет широкий спектр от греческих богов до величественных строф Илиады и Одиссеи. Одновременно на уроках истории рассказываются сюжеты из древнеиндийской, древнеперсидской, вавилонской и египетской мифологии, так что за три года ученик сталкивается с мифами о сотворении мира всех значительных культур.

Греки в эпоху своего расцвета жили в отдаче прекрасному, открывающемуся в чувственном мире. Свиде­тельством этого являются уравновешенные произведения искусства, дошедшие до нас в архитектуре, скуль­птуре и поэзии. Душевно-духовно грек переживал этот земной мир не застывшим, но все еще оживленным природными существами - нимфами, фавнами, - и управляемым божественными властями: Зевсом, Посейдо­ном, Деметрой, Геслиосом и живущей и творящей в мышлении Афиной. В сказаниях боги еще странствуют среди людей - вспомним Филимона и Бавкиду или подвиги Геракла. С того времени, как только сыны богов Орфей, Тезей, Персей, Геракл и другие у ходят из человеческого мира, воля богов начинает открываться через Оракулов.

В Троянской битве, в конце концов, побеждает человеческий рассудок. Деревянный конь, мудрая хитрость Одиссея, решил исход десятилетней битвы за город. Затем многолетнее странствие Одиссея,- путь испытания и посвящение. Начинает он богато вооруженным. Изнуренным странником возвращается он после многих горьких испытаний домой, к самому себе.

Еще раз материал для рассказов в образе улавливает душевную ситуацию школьника. В 6 классе врата его духовной родины закроются окончательно, и он окажется стоящим лицом к лицу миру мертвого. Он стоит у очередной грани. Больше уже не заповедь «Ты должен», но стремление «Я хочу найти свое собственное мнение» задает основной тон.

Уравновешенность греческой культуры выражается и в языке гимнов и в эпосе. Ритмически-размеренно несут говорящего от строки к строке шесть повышений гекзаметра. Как задиристый, часто неотесанный четвероклассник легко находит путь к аллитерации, так и гекзаметр соответствует одиннадцатилетнему ребенку, живущему в равновесии между миром образов и рассудка. Вплоть до жизненных сил находит ученик 5 класса себе пищу в образах сказаний и ритмах дошедших до нас стихов, регулярно рецитируемых на уроках.

 

Класс: от мифа об основании Рима до реальной истории

Ученику 12 лет. Медленно, но верно начинают расти его члены, и вместе с этим ростом он теряет гармоническую «греческую» меру в облике и во всем существе. Мертвый мир перемещается в центр интересов. Одновременно школьник начинает закрывать свое внутреннее от внешнего. Отныне мир рассматривается и судится критически. Однако необходимая для этого, питаемая мышлением сила суждения еще не родилась.

Учебный материал предлагает множество новых предметов, таких как физика, минералогия, геометрия, ручной труд, садоводство. В истории рассматриваются римляне и рождение законов и права. Цель преподава­ния - средневековье, вплоть до рубежа нового времени. На географии рассматриваются различные климати­ческие зоны Европы и хозяйственный уклад населяющих континент народов.

При всем многообразии учебного плана преподавателю ясно, как мало у него времени на развитие особого материала для рассказов. Однако как раз в этом возрасте, когда ученик так сильно замыкается, возникает необходимость заронить краткими, избранными рассказами искорки света в его раскрывающуюся внутрен­нюю жизнь. И здесь материал для рассказов дает повод с душевной сердечностью разработать определенные темы и мотивы.

Шестикласснику, вступившему в период, предшествующий половому созреванию, и охваченному внут­ренней неуверенностью, найти новую опору помогают биографические прототипы. Он знакомится с героями, которые благодаря своей гениальности, мужеству и силой своей человечности смогли подняться над застыв­шими жизненными рамками и стать спасителями свободы собственных народов. Пример этого дает нам среди прочего римлянин Тит Манлий. Растущее понимание человеческих судеб находит себе пищу в рассмотрении таких фигур как Ганнибал или Цезарь.

Переход от круга Троянских преданий к Римской истории создает Эней. Держа за руку сына, он выносит из горящей Трои своего отца. Позже он находит себе пристанище в Италии. Он соединяет свою жизнь с латинянкой Лавинией и дает начало роду, из лона которого вышли Ромул и Рем, первые римляне. От легендарных основателей Рима шестиклассник постепенно переходит на твердую историческую почву, пита­емую источниками и хрониками. Биографические образы, преимущественно из древности и средневековья, сопровождают его весь год. Образцы, данные, например, в народных сказаниях «Добрый Герхард», «Герцог Эрнст», «Прекрасная Магелона» или «Бедный Генрих» закладывают зерна нравственного чувства детей и одновременно помогают пройти сквозь годы внутренней неуверенности. Пробудившаяся сила мышления может найти свое удовлетворение в легенде о Тиле Уленшпигеле или в «Гражданах города Шильды».

В отличие от мифологических историй, где рассказанное предстает как образы духовных событий, при передаче исторических преданий мы призваны скульптурно и индивидуально описать жизненные привычки, виды города и ландшафты, но в первую очередь действовавших в те времена людей, так чтобы они живо предстали перед внутренним взором учеников. Например на уроках географии описание жизни эскимосов или лаппов безусловно расширит взгляд на мир, а биография Нансена или Шлимана дополнит преподавание и воодушевит школьников.

В 6 классе истории еще воспринимаются сердцами детей и не раскладываются на причины и следствия, поскольку эта вторая возможность только-только начинает формироваться. Школьник предчувствует, что человек способен из самого себя включаться в историю. И в нем просыпается вопрос: «А действовал бы я также?» Правильно пережитая история образует фундамент для причинно-следственного исторического рассмотрения в старших классах.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!