Класс: Истории из Ветхого Завета
То, что только начинает заявлять о себе у восьмилетнего ребенка, после девяти лет прорывается наружу. Ребенок теряет свою непосредственность по отношению к близким и к окружающему миру.
Вместе с этим возникают сущностные вопросы о происхождении человека и мира: откуда приходят цветы, деревья, горы, одушевленные обитатели земли? Откуда происхожу Я сам? - Эти вопросы знаменуют поворот в сознании, после которого ребенок начинает переживать себя как отдельное существо, отделенное от окружающего. Известная дистанция возникает и по отношению к людям. Ученик замыкается в себе и присматривается к своим воспитателям, пытаясь понять, следует ли некогда любимый им авторитет высшему закону или действует по собственному произволу. Из этого вырастают новые отношения между школьником и учителем.
И снова материал для рассказов оказывается в этой ситуации существенной помощью: в данном случае это истории из Ветхого Завета. Они чудесным образом отражают душевную ситуацию ребенка в этом возрасте, чувствующего себя изгнанным из защищенности детства. Ребенок слышит, как был сотворен мир, и как первые люди за пренебрежение божественными заповедями должны были покинуть рай, и как из духовной защищенности они оказались отброшенными в земное сознание. Третьеклассник пробуждается к сознательному переживанию правого и неправого. Он слышит, как Иегова, Бог Израиля, дает своему народу через Моисея заповеди, как народ, пренебрегший ими, испытывает на себе Его карающую десницу, и как Бог, несмотря ни на что, не отступает от своего народа, посылая ему через своих служителей, судей, царей и пророков защиту вплоть до рубежа времен, до рождения Спасителя.
|
|
Могучие образы встают перед учеником как помощь и напоминание. Теперь уже собственный опыт знакомит его с ослушанием и заставляет сопереживать гибели развращенного человечества, на которое Бог насылает всемирный потоп. И одновременно в нем вырастает отвращение к безнравственности людей и оправдание этого ужасного наказания. Образы Ноева ковчега, Скинии Завета и строительство первого Храма способны напомнить собой райскую укрытость в Божественном и пробуждают тихую тоску по покинутому миру.
Бессознательно содержание действует на третьеклассника воспитующе. У него появляется тонкое предчувствие согласия собственного становления со становлением человечества.
Класс: Северные мифы
Десятилетний ребенок миновал рубикон 3 класса и с болью пережил, что дальше пребывать под защитой окружающего мира ему не удастся. Его задача теперь - научиться воспринимать себя как Я-существо, чтобы суметь действовать. Первые шаги в направлении самостоятельности бодрственного переживания он уже сделал, окружающий мир открыт им и должен быть завоеван. Он станет ареной, на которой раз за разом будет испытываться пробудившаяся сила Я. При этом ученик в охватившей его радости покорения в состоянии даже перешагнуть через свои собственные границы.
|
|
Теперь на уроках могут начать жить германские боги (или песни Калевалы). Больше не один Бог, но сонм Божеств определяет судьбы. Сотворение мира описывается уже не в ясной череде семи Дней творения, но в древнем образе великана Имира, из плоти которого Богами была сотворена вселенная. Из Аска и Эмблы, ясеня и вяза, создает Один первую человеческую пару. Ученики переживают живые истоки мира и человека. Три Норны в корнях мирового ясеня Игдрасиля прядут и определяют узлы человеческих судеб.
Борьба между добром и злом в Валгалле, царстве Богов, разыгрывается в драматических сценах, причем хитрый Локки, служа разрушению, всегда, в конечно итоге, творит добро. Бескомпромиссно бросает могучий Тор свой молот Мьельнир во всех врагов, и после каждого броска молот возвращается ему в руку - образ огненной силы Я. В величественных образах показана драма божественного заката - сумерек Богов - как человеческое дитя отделяется от божественной воли, как силы Мидгард-змеи (себялюбие), Фернис-волка (неискренность) и Гелы (болезнь и смерть) в конце концов приводят к исчезновению божественного господства и предоставляют человека самому себе. Единственная надежда на будущее остается в божественном сыне Видаре.
|
|
В германских рыцарских сказаниях ученики имеют возможность сопережить битвы героев Хугдитриха, Вальтхари, Дитриха Бернского. Здесь освобождаются волевые силы. Хотя мы и не знаем нашей предопределенной Норнами судьбы, но за добро стоит биться. Меч предстает как символ силы Я. Впервые ученик слышит о великих эпосах средневековья, таких как Песнь о Нибелунгах или Парсифаль, к которым он снова вернется в старших классах.
Среди взрослых часто возникает вопрос о правомерности знакомства учеников после лежащей в основе нашей культуры истории творения Ветхого Завета с довольно чуждой германской мифологией. Не создаст ли это путаницы? Но гора выглядит с разных сторон по разному и тем не менее остается одной и той же. Так и народы древности прибегали к разным образам, описывая происхождение мира, причем никому здесь нельзя отказать в справедливости картины. Если для настроя рассказать классу о жизни древних германцев, то возрастет и интерес к преданиям этого народа.
Германская культура как тема 4 класса живет не только в рассказах на главном уроке, но подхватывается и на родной речи (аллитерации), языке (руны) и рисовании форм (ленточные переплетения).
Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!