Ибо их есть Царство Небесное.



Не ошибёмся, если скажем, что это «блаженство» – самое трудное и самое спорное в истории его толкования. Если собрать всё, что за историю было написано по поводу этих слов, то набралась бы большая библиотека. Вопрос ведь действительно не так уж прост. Вот, например, у евангелиста Луки, если следовать Критическому тексту, это «блаженство» звучит иначе: «Блаженны нищие, ибо ваше есть Царство Божие» (Лк 6:20). Вопрос: просто «нищие» или «нищие духом»? И кто такие «нищие»? А если «нищие духом», то что означает слово «духом»? Каким «духом»: человеческим духом или Святым Духом? Да и вообще что все это означает? То, что у людей нет того или другого духа, как его ни понимать? Или то, что люди становятся нищими по велению духа? Вопросы, вопросы… Иногда приходится слышать наивный вопрос: Скажите: а как Церковь толкует это «блаженство»? Представляется какое-то многоголовое тело («Церковь»), которое сотнями тысяч своих голов единогласно «толкует». От такого толкование зажмешь уши! Можно, конечно, ожидать, что истинным и единственно верным толкованием следует считать толкование какого-нибудь авторитетного и духоносного святого отца. Это отличная мысль. Но ведь и здесь возникает некоторая трудность: святых отцов много, и один автритетнее другого… А толкуют они это «блаженство» по-разному. Но – следует заметить – все они, будучи различными, хороши, полезны и сходятся в чем-то самом основном и существенном.

Всё это вынуждает нас к скромности, и поэтому мы ограничим себя и приведем хотя бы одно, но очень важное и распространенное толкование святого Иоанна Златоуста:

«Что значит: нищие духом?» – спрашивает он. И отвечает: «Смиренные и сокрушенные сердцем. Духом Он назвал душу и расположение человека. Так как есть много смиренных не по своему расположению, а по необходимости обстоятельств, то Он, умолчав о таких (потому что в том не велика слава), называет, прежде всего, блаженными тех, которые по своей воле смиряют себя и уничижают. Почему же не сказал Он: смиренные, а сказал: "нищие"? Потому, что последнее выразительнее первого; нищими Он называет здесь тех, которые боятся и трепещут заповедей Божьих, которых и через пророка Исаию Бог называет угодными Себе, говоря: "на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим" (Ис 66:2)» (св. Иоанн Златоуст. На Матфея Беседа 15:1).

Это очень распространенное толкование. «Нищий духом» - это смиренный, кроткий, трепещущий перед Богом и Его заповедями. «Дух» – это сердце человека, его душа, которые располагают его к смирению. Современный вдумчивый толкователь Сергей Сергеевич Аверинцев в своем Комментарии к Евангелию от Матфея доказывает (мы не станем излагать подробности его доказательства), что выражение «нищие духом», во-первых, тождественно выражению «нищие по велению духа», что означает акт смирения (как у святого Златоуста). Во-вторых, слово «дух» можно, следуя, например, толкованию блаженного Иеронима, понимать и в смысле Духа Божия. «Ибо, – как пишет Аверинцев, – человеческий дух, с христианской точки зрения, в своих благих действиях получает внушение от Святого Духа. … Читателю предлагается расслышать одновременно оба варианта: “духом” и “Духом”»[39]. – Так Аверинцев примиряет два разных толкования. Но что имел в виду не Аверинцев и не названные святые отцы, а Сам Господь Иисус Христос? Это вопрос серьезной науки. И снова: мы не будем и не можем излагать, даже вкратце, разные мнения ученых экзегетов. Но одно наблюдение все-таки упомянем: Давно замечено, что первое «блаженство» имеет отношение к одному из важнейших для Иисуса Христа пророческих текстов, а именно к мессианскому пророчеству Исаии:

«Дух Господа Бога на Мне,

Ибо Господь помазал Меня

благовествовать нищим ,

Послал Меня исцелять сокрушенных сердцем,

Проповедывать пленным освобождение

 и узникам открытие темницы» (Ис 61:1).

Именно этим текстом о Духе Божием, Который действует в Нем, и которым Он возвещает Евангелие («благовествует») нищим, Иисус начинает Свою первую проповедь в Капернаумской синагоге:

«Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:

Дух Господень на Мне;

Ибо Он помазал Меня

благовествовать нищим ”» (Лк 4:17-19).

Отвечая посланным ученикам Иоанна Крестителя, Иисус свидетельствует о Себе:

«П ойдите, возвестите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают, и хромые ходят; прокаженные очищаются, и глухие слышат; мертвые восстают, и нищим благовествуется » (Мф 11:4-5)[40]. – Снова мессианское пророчество о Евангелии инищим!

Иными словами, Иисус постоянно относит к себе пророчество о Духе из пророка Исаии. Он – Мессия, Духом Святым возвещающий «нищим» Евангелие Царствия Божия! Но кого понимал Исаия под «нищими»? А ведь скорее всего Иисус вкладывал в понятие «нищие» то же значение, что и цитируемый им Исаия, то есть то, которое было характерно для Ветхого Завета.

А там под «нищими» понимались не те, кто униженно стояли с протянутой рукой перед Богом как выпрашивающие милостыню нищие, подобные мытарю из притчи о мытаре и фарисее. Помните этого мытаря, который «стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк 18:13)? Нет, такого называли кающимся грешником, но не «нищим». А в наше время под «нищими духом» часто понимаются люди бездуховные, некультурные, малообразованные, «простые люди», подобные «неразумным младенцам» (Мф 11:25). Нет, это заблуждение: ничего подобного ни Ветхий, ни Новый Завет не знает. Под «нищими» не понимались и те, которые под воздействием Святого Духа добровольно сделали себя бедняками, отказавшись от имущества и вообще от мира…

Нет, словом «нищие» переведено ветхозаветное еврейское слово anawim. А это слово имело долгую историю. Изначально так называли действительно бедняков, неимущих, которые занимали нижние ступеньки в социальной лестнице и потому были унижены и даже считались наказанными Богом грешниками. Но со временем это слово проделало некое развитие в своем значении, приняв черты одухотворенности. – В то время как богатые и сильные – угнетатели бедных – стали все чаще считаться «злодеями и беззаконниками» (Пс 51;52), бедные (anawim) стали считаться если не праведниками, то людьми богобоязненными. Их несчастный жребий становится поводом уповать только на Бога и только от Него ожидать своего спасения. Они ожидают того дня, когда глухие услышат, слепые прозреют

«и страждущие более и более будут радоваться о Господе,

 и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля» (Ис 29:18-19).

Особенно много таких примеров в Псалмах Давида:

«Я же беден и нищ,

Но Господь печется о мне.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!