Ибо они будут наречены сынами Божиими.



 10 Блаженны изгнанные за правду,

 ибо их есть Царство Небесное.

11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

 

Как мы уже неоднократно замечали, евангелист Матфей склонен формировать свой материал в виде композиций с литературной и иногда поэтической структурой. Так, он объединил самые принципиальные поучения Иисуса Христа в величественную композицию из трех глав – Нагорную проповедь. Вот и его девять «блаженств» представляют собой прекрасную композицию. Они состоят из двух поэтических строф по четыре «блаженства» и дополнительное девятое «блаженство». Вот некоторые особенности этой композиции:

1. Первая строфа начинается, а вторая строфа заканчивается обетованием «ибо их есть Царство Небесное». Царство Небесное как бы объемлет всю структуру из восьми строк, и это показывает, что основная тема Нагорной проповеди именно «Царство Небесное».

2. Далее: последние строки первой и второй строфа содержат еще одно ключевое слово «правда»» «Блаженны алчущие и жаждущие правды», «Блаженны изгнанные за правду».

3. Итак, мы имеем две строфы, в которых «Царство Небесное» и «правда» – определяющие темы. Но именно эти слова определяют и тему всей Нагорной проповеди!

4. Далее, обе строфы по четыре стиха имеют совершенно одинаковую длину: они обе содержат по 36 слов каждая, разумеется в оригинале, а не в переводе. Можно пересчитать: не ошибёмся.

5. Далее, первые четыре «блаженства» называются в науке «π-блаженствами», потому что начинаются с одной и той же буквы π: «нищие, плачущие, кроткие, алчущие» по-гречески звучат как ptwcoi,( penqou/ntej( praei/j( peinw/ntej. Все это неспроста, а потому, что Матфей желал придать своей композиции поэтический, запоминающийся характер.

6. И еще: Девятое, дополнительное «блаженство» длиннее других и направлено непосредственно слушающим («вы»). Тема «гонения» соединяет это «блаженство» с предыдущим, с «изгнанными за правду», а обращение «вы» соединяет его с последующим отрывком: «Вы соль земли…».

 

То, что евангелист Матфей начинает Свою проповедь с провозглашения «блаженств», да еще в такой утонченной поэтической форме, напоминает нам Псалмы Давида, в которых обетования «блаженства» заявляли о счастливых следствиях праведных поступков людей. Так ведь и начинается книга Псалмов: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» (Пс 1:1). Вот и во втором Псалме: «Блаженны все, уповающие на Него» (Пс 2:12). И далее: «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!» (Пс 31:1), или «Блажен народ, у которого Господь есть Бог» (Пс 32:12) и так далее и так далее. – И если Иисус Христос в Евангелии от Матфея начинает Нагорную проповедь девятью «блаженствами», то Он с самого начала устанавливает, какой образ внутреннего состояния и какой образ поведения человека заслуживает награды.

В иудейской традиции провозглашению «блаженств» противопоставлены провозглашения «горя». Это мы находим, например, у евангелиста Луки, у которого «блаженствам» следуют провозглашения «горя». Например,

«Блаженны нищие» и тут же «горе вам, богатые»; «блаженны алчущие» и тут же «горе вам, пресыщенные»; «Блаженны плачущие» и тут же «горе вам смеющиеся» (Лк 6:20-25).

Сопоставление с евангелистом Лукой наглядно показывает нам особенности намерения евангелиста Матфея. Его Иисус провозглашает радость Царства Небесного. Нагорная проповедь посвящена сущности этого Царства. В нем нет никакого «горя». Речь идет только о том, что заслуживает награды. Эти слова о награде и завершают «блаженства»: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах».

Вспомним, что оптимизм и утешение отличали проповедь Иисуса Христа уже и от проповеди Иоанна Крестителя! Там – яростные угрозы: «порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? … Уже и секира при корне дерев лежит…» (Мф 3:7-10). Здесь – первые же слова Иисуса – о свете и радости: «народ, сидящий во тьме, увидел свет … ибо приблизилось Царство Небесное» (4:16-17).

И еще на один момент, отличающий евангелиста Матфея, следует обратить внимание. Он старается избежать всякого возможного недопонимания.

Так, согласно Критическому тексту, у Луки блаженство обещается «нищим». Матфей же полагает, что для блаженства недостаточно быть только нищим. Ибо и нищему его нищета может быть препятствием для вхождения в Царство. Например, если из-за нищеты он ни о чём ином не думает кроме денег и богатства, или если нищета становится для него поводом для преступного поведения или предметом гордости. Царство Божие достаётся только тому, кто внутренне больше ни от чего не зависит: ни от богатства, ни от власти, ни от права, ни от преимуществ. Поэтому Матфей уточняет: «Блаженны нищие духом.

То же относится и к алчущим. Блаженны не просто те, кому нечего есть и пить. Какое уж тут блаженство! Блаженны те, кто алчет и жаждет правды Божией.

И, наконец, не всякое гонение и преследование заслуживает награды. Часто гонения бывают справедливыми и заслуженными. У Матфея блаженны только те, которые гонимы за правду, те, которых злословят неправедно и за Иисуса Христа.

Однако к более детальному разбору «блаженств» мы приступим в нашей следующей беседе.

Беседа № 13.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 212; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!