МУХАММАД - БЛАГОСЛОВЕННОЕ ИМЯ



ПОСЛАННИКА БОЖЬЕГО

Отвечал Иисус: ≪Истинно, истинно говорю вам, что я — не Мессия, чьего пришествия ожидают все племена людские,

как обещал то Бог отцу нашему Аврааму, говоря:

„В семени твоем благословляю Я все племена людские".

Но когда заберет меня к Себе Всевышний, вновь сатана

посеет это ненавистное искушение, заставив нечестивых

уверовать в то, что я Бог и „Сын Божий", и будут учение

мое и слова мои осквернены, и не останется меж них

и тридцати истинных; и тогда смилуется Господь над миром

и отправит Посланника своего, ради которого сотворил

он все сущее, и придет он с юга, наделенный силою,

и уничтожит идолов и идолопоклонников, и лишит сатану

той власти, что возымел он над родом людским. Принесет

он милость Господню для спасения тех, кто уверует в него,

и благословен тот, кто уверует в слова его. И хотя недостоин

я даже развязать ремни на сандалиях его, даровал

мне Всевышний милость и благословение увидеть его≫.

Тогда обратился к нему первосвященник, говоря:

≪Не огорчайся, Иисус, святой человек, ибо не будет

царить искушение это, пока живы мы, потому как напишем

мы в священный римский сенат* и повелит он,

чтобы никто более не звал тебя Богом или „Сыном Божьим"

≫. Говорил Иисус: ≪Не могу я быть утешен словами

вашими, ибо там, где надеетесь вы на свет, насту -

135

пит тьма; но утешение мое в приходе Посланника, что

уничтожит все ложные слова обо мне, и распространится

вера его по всей земле, ибо так обещал Господь Аврааму,

отцу нашему. Дарует утешение мне то, что вера

его будет безгранична, и не допустит Бог, чтобы была

она попрана≫.

Вопрошал первосвященник: ≪После прихода Мессии

придут ли другие пророки?≫ Отвечал ему Иисус:

≪После него не будет истинных пророков, посланных

Господом, но будет великое множество ложных пророков,

о чем печалюсь я. Ибо сатана поможет им сослаться

на Евангелие мое≫. Тогда говорил Ирод: ≪Как может

быть такой суд праведным, если такие нечестивцы должны

прийти?≫ Отвечал Иисус: ≪Справедливо, если не верующий

в истину до спасения своего верит в ложь до погибели

своей. А потому говорю я вам: мир всегда презирал

истинных пророков и превозносил ложных, как то

было во времена Михея и Иеремии. Ибо всяк любит подобие

свое≫.

Тогда вопрошал первосвященник: ≪Как будет

зваться Мессия и что за знак оповестит о приходе его?≫

Отвечал Иисус: ≪Восхитительно имя Мессии, ибо Господь

даровал ему имя, когда сотворил Он душу его

и поместил ее в небесное великолепие. Сказал Господь:

„Подожди, Мухаммад, ибо ради тебя сотворю Я райскую

обитель, мир и великое множество живых существ,

кои принесу тебе в дар, и всякий благословляющий

тебя благословен будет, и всяк проклинающий тебя

проклят будет. Я пошлю тебя на землю как Своего

Посланника спасения, и истинно будет слово твое,

и скорее небо и земля исчезнут, нежели исчезнет вера

твоя". Мухаммад есть благословенное имя его≫. И подала

голос толпа, говоря: ≪Господи, пошли нам Посланника

Твоего; Мухаммад, приди скорее для спасения

мира!≫ Дивилась толпа словам Иисуса, а первосвященник

не нашел в нем вины.

136

 

Глава 98

ПРИКАЗ РИМСКОГО СЕНАТА

И, произнеся се, толпа удалилась вместе с первосвященником,

прокуратором и Иродом, рассуждая об Иисусе и учении

его, после чего первосвященник молил прокуратора написать

в Рим, дабы изложить сенату все касательно случившегося;

прокуратор так и поступил. И возымел сенат

сострадание к земле Израильской, и приказал, чтобы никто

под страхом смерти впредь не называл Иисуса Назарянина,

пророка иудейского, Богом или Сыном Божьим.

И был приказ тот выставлен в Храме, выбитый на меди.

Когда удалилось большинство людей, остались пять

тысяч человек, не считая женщин и детей, и были они измучены

походом, оставаясь два дня без хлеба, ибо, страстно

желая увидеть Иисуса, позабыли они взять с собой

сколько-нибудь, а потому питались лишь сухой травой,

и не было у них сил уйти вместе с остальными. Иисус

преисполнился жалости к ним и спрашивал Филиппа:

≪Где найти нам хлеба для них, чтобы не умерли они от голода?

≫ Отвечал Филипп: ≪Господи, даже на две сотни

золотых слитков не купить нам столько хлеба, чтобы

каждый получил по кусочку≫. И говорил Андрей: ≪Вот

дитя, у коего есть пять хлебов и две рыбы, но не поможет

нам это≫. Обратился Иисус к ученикам своим: ≪Пусть

все усядутся≫. И все сели на траву по пятьдесят и по сорок

человек. И заговорил Иисус: ≪Именем Господа!≫

И взял он хлеб, и вознес молитву Господу, и преломил

хлеб, а после отдал его ученикам, и те раздали его людям;

то же проделали они и с рыбою. И все ели, и все насытились.

Тогда сказал Иисус: ≪Соберите то, что осталось≫.

И собрали ученики то, что осталось, и наполнили этим

двенадцать корзин.

И тогда всякий дивился, говоря: ≪Бодрствую ли я

или сплю?≫ И пробыли они там еще час, дивясь великому

чуду, что случилось пред ними. После Иисус, возбла-

137

го дарив Господа, отпустил их, но остались семьдесят два

человека, что не пожелали покинуть его; и уразумел Иисус

веру их, и сделал их учениками своими.

Глава 99

ГОСПОДЬ РЕВНОСТЕН К СЛАВЕ СВОЕЙ

Иисус, удалившись в пустыню близ реки Иордан, подозвал

к себе семьдесят двух учеников вместе с другими

двенадцатью и, сам сев на камень, попросил их сесть

подле него. И со вздохом говорил: ≪В эти дни видели мы

в Иудее и Израиле зло великое, и в страхе Божьем трепетало

сердце мое в груди. Истинно говорю вам: ревнив

Господь к славе Своей, и любит он землю Израильскую.

Но когда Израиль возлюбит что-либо иное, что отвращает

его от Бога, превращает Господь это в ничто.

Во времена пророка Иеремии, когда люди позабыли

Господа и похвалялись лишь Храмом, равного которому

не было нигде, излил Всевышний гнев свой через Навуходоносора,

царя Вавилонского, заставив того послать

армию свою на Святой город, захватить его и сжечь вместе

со святым Храмом, и священные реликвии, к которым

боялись притронуться пророки Господни, попраны

были ногою нечестивых, исполненных злобы.

Возлюбил Авраам сына своего Исаака больше, чем

Бога*, и чтобы не допустить возможность идолопоклонства

в сердце Авраамовом, приказал ему Господь умертвить

сына своего, что и сделал бы тот, не будь нож его

остановлен**. Возлюбил неистово Давид Авессалома,

и сделал Всевышний так, что сын взбунтовался против

138

отца своего и, запутавшись волосами меж ветвей дуба,

был умерщвлен Иоавом. Ужасно было решение Господне,

что возлюбил Авессалом волосы свои превыше всего,

и стали они веревкою, чтобы повесить его!

Благочестивый Иов возлюбил семерых сыновей

и трех дочерей своих чуть больше, чем положено было,

и предал его Бог в руки сатаны, который не только лишил

его в один день сыновей и богатств его, но и поразил

его страшною болезнью, так что черви исходили из плоти

его целых семь лет*. Отец наш Иаков возлюбил Иосифа

превыше других сыновей своих, и повелел Господь,

чтобы продали того в рабство, а Иакова обманули сыновья

его, сказав, что звери пожрали сына его любимого,

и прожил он в скорби десять лет.

Глава 100

ИИСУС ПОСЫЛАЕТ НА ПРОПОВЕДЬ

ВОСЕМЬДЕСЯТ ДВУХ АПОСТОЛОВ

Должны вы, братья, пройти по всей Иудее и Израилю,

проповедуя истину меж двенадцатью коленами Израи-

левыми, дабы не были они обмануты≫. Отвечали ему

ученики: ≪Все, что ни скажешь, сделаем мы≫.

Тогда говорил Иисус: ≪Вознесем молитвы наши

Господу и будем поститься три дня, и. с этих пор, лишь

появится на небе первая звезда, когда творится молитва,

трижды будем молиться, трижды прося Бога о милосердии,

ибо грех Израилев трижды тяжелее других грехов≫.

≪Да будет так≫, —отвечали ученики.

139

По прошествии трех дней, на рассвете четвертого,

Иисус созвал всех учеников и апостолов своих и сказал

им: ≪Варнава и Иоанн останутся со мною; остальные

же пройдите по всей Самарии и Иудее с Израилем,

проповедуя покаяние: ибо топор кладется рядом с деревом,

чтобы срубить его. И молитесь над всяким немощным,

потому как Господь даровал мне власть над всякой

болезнью≫.

Тогда тот, кто пишет слова сии, вопрошал: ≪Учитель,

если спросят у учеников твоих, как показать раскаянье

свое, что должно им ответить?≫ Говорил Иисус:

≪Если потеряет человек кошелек, понадеется ли он только

на глаз свой, чтобы найти его? Или руку свою, чтобы

взять его? Или язык свой, чтобы спросить о нем? Нет,

но повернет он все тело свое и напряжет все силы души

своей, чтобы найти его. Верно ли сие?≫ И отвечал тот,

кто пишет слова сии: ≪Воистину так≫.

Глава 101

ПОКАЯНИЕ СВЕРШАЕТСЯ

ИЗ ЧИСТОЙ ЛЮБВИ К БОГУ

И говорил Иисус: ≪Покаяние есть прекращение дурной

жизни, ибо всякое чувство, что испытывал грешник,

должно измениться, обратившись в противоположность

свою. Вместо радости должно быть скорби, вместо смеха

—стенанию, вместо пиршеств —посту, вместо

сна —бдению, вместо лености —труду, вместо похоти

—целомудрию; и да станет рассказ молитвою, а алчность

—подаянием≫. Тогда вопрошал тот, кто пишет

сие: ≪Но если спросят их: как должно нам скорбеть, как

должно нам плакать, как должно нам поститься, как

должно нам трудиться, как должно нам блюсти целомудрие,

как должно нам молиться и творить милостыню,

140

что ответить им? И как нести им покаяние, если не знают

они, как раскаяться?≫

Отвечал Иисус: ≪Знайте, что покаяние больше, чем

что-либо еще, должно свершаться из чистой любви к Богу;

иначе не будет проку в раскаянии. Скажу вам притчами.

Если разрушить основание, разрушится ли дом?≫

≪Воистину так≫, — отвечали ученики. Говорил Иисус:

≪Основание нашего спасения — Господь, без Которого

нет спасения. Когда человек грешит, лишается он основания

спасения своего; а потому начинать нужно с основания.

Ежели рабы ваши согрешили против вас, и узнали

вы, что не печалятся они о преступлении своем, но об

упущенном вознаграждении, простили бы вы их? Воистину

нет. Говорю вам: так поступит Всевышний с теми,

кто кается лишь в том, что потерял Рай. Сатана, враг

всего доброго, сожалеет весьма о том, что утратил Рай

и получил Ад. И не обрести ему вовек прощения. Ведомо

ли вам почему? Ибо не любит он Господа; больше того,

ненавидит он Создателя своего.

Глава 102

СКОРБЬ ИЗ-ЗА ГРЕХОВ

Истинно, истинно говорю вам, что всякое животное, согласно

природе своей, утратив то, что. желает, скорбит

о потерянном добре. Так же и грешник, воистину кающийся,

должен желать наказать себя за то, что совершил

он против Творца своего: и когда молится он, не осмелится

он просить Господа о Рае и чтобы Бог оградил его от

Ада, но падет ниц пред Всевышним, говоря в молитве

своей: „Я грешник, Господи, ибо согрешил против Тебя

без причины, когда должен был служить Тебе. Ищу я

наказания от руки Твоей, но не от руки сатаны, врага

Твоего, дабы не восторжествовал нечестивый над творе-

141

ниями Твоими*. Покарай, накажи меня, ежели угодно

Тебе, Господи, ибо не причинишь Ты мне столько страданий,

сколько заслуживает мой грех".

Каясь так, обретет грешник милосердие Божие

в той мере, с какой жаждет он справедливого суда. Воистину,

смех грешника есть мерзкое кощунство с тех

пор, как сей мир назван был Давидом, отцом нашим,

долиною слез.

Один царь усыновил раба своего и сделал его господином

над всеми владениями своими. Случилось так, что

по чьему-то злому умыслу несчастный сей попал в немилость

к царю и претерпел страдания великие — не только

в самом существовании своем, но был он презираем

и лишен всего, что получал каждый день за труды свои.

Стал бы сей человек смеяться когда бы то ни было?≫

≪Нет, — отвечали ученики, — ибо царь, прознав се,

приказал бы убить его, видя, что смеется он над немилостью

царской. Но верно то, что будет рыдать он денно

и нощно≫.

И сказал Иисус со скорбью: ≪Горе миру, ибо верит

он в страдания вечные. О негодный род людской, которому

Сам Творец обещал Рай! О негодный род людской,

впавший, по наущению сатаны, в немилость к Господу,

изгнанный из Рая и обреченный на жизнь в нечистом

мире, где получаешь все тяжким трудом, так что и любое

доброе деяние твое перекрывается бесконечными грехами!

И смеется род людской и, что хуже всего, самый

большой грешник смеется больше остальных! И будет

так, как говорите вы: осудит Всевышний на погибель

вечную грешника, что смеется над грехами своими и не

оплакивает их.

142

Глава 103

СТЕНАЙТЕ

ЛИШЬ ПО ГРЕХАМ СВОИМ

Стенания грешника должны уподобиться стенаниям отца,

оплакивающего близкую смерть сына своего. О безумие

человеческое, что оплакивает тело, кое покинула

душа, и не плачет о душе, которую покинула милость

Господня из-за греха! Если бы моряк, чей корабль разрушен

был бурею, мог вернуть утерянное стенаниями

своими, как поступил бы он? Конечно, рыдал бы он

горько. Истинно говорю я вам, что во всем, о чем стенает

человек, грешит он, кроме стенаний о грехе своем.

Ибо всякое страдание, что претерпевает человек, исходит

от Господа для спасения его, а посему следует ему

радоваться, когда выпадает ему сие. Но грех исходит от

дьявола во имя погибели людской, и не печалится от того

человек. И можете вы уразуметь, что ищет род людской

утерь, но не выгоды≫.

Спрашивал Варфоломей: ≪Господи, что делать тому,

кто не может стенать, ибо сердцу его чужды стенания?≫

Отвечал Иисус: ≪Не все, проливающие слезы, стенают,

Варфоломей. И как жив Господь, есть люди, из чьих глаз

никогда не исходят слезы, но стенали они в тысячу раз

больше, нежели те, что проливают слезы. Стенания

грешника суть ослабление земных привязанностей силою

печали.

Как солнечный свет препятствует гниению того, что

находится выше прочего, так и раскаяние ограждает душу

от греха. Если Господь дарует истинно кающемуся

столько слез, сколько воды в море, возжелает он еще

большего: и желание сие пожирает ту малую каплю, что

прольет он, как пламя в очаге пожирает воду. Но тот, кто

с готовностью оплакивает грехи свои, подобен коню, что

ступает тем легче, чем больше на нем поклажи.

143

Глава 104

СКОРБЬ ИЗМЕРЯЕТСЯ

НЕ СЛЕЗАМИ

Воистину, есть люди, имеющие привязанности в душе

и слезы на лице. Но такой человек будет Иеремией.

В стенаниях отмеряет Господь больше печали, чем слез≫.

Говорил Иоанн: ≪Учитель, как слезами искупает грешник

преступления?≫ Отвечал Иисус: ≪Если Ирод даст

тебе плащ, чтобы хранил его для него, а после заберет его

у тебя, будешь ли ты плакать от этого?≫ ≪Нет≫, —говорил

Иоанн. Продолжал Иисус: ≪Не следует человеку

стенать, если утратит он нечто и сохранит то, что утратить

должен, ибо все вещи исходят от Бога. Так не сможет

ли Господь распоряжаться вещами Своими по усмотрению

Своему, о глупый человек? Ибо все, что имеешь

ты своего, —это грех твой, и оттого должен ты стенать,

но ни от чего другого≫.

Говорил Матфей: ≪Учитель, свидетельствовал ты

пред всей Иудеей, что Бог не подобен человеку, а нынче

говоришь, что человек получает все из рук Господа; а посему

ежели имеет Он руки, то подобен Он человеку≫.

Обращался к нему Иисус: ≪Заблуждаешься ты, Матфей,

и многие пребывают в заблуждении сем, не ведая

смысла слов сих. Ибо должно человеку внимать не словам,

но смыслу их; потому как речь человеческая есть

посредник между нами и Всевышним. Ведомо ли вам,

что, когда Господь желал говорить с отцами нашими на

горе Синайской, вскричали они: „Ты говори с нами, Моисей,

а не Бог, потому как боимся, как бы не умерли

мы"? И что сказал Господь через пророка Исаию, что

как небеса далеки от земли, так и пути Господни далеки

от путей человеческих и мысли Господни —от мыслей

человеческих?

144

Глава 105

ВСЕЛЕННАЯ ПРЕД ГОСПОДОМ

ПОДОБНА ПЕСЧИНКЕ

Столь необъятен Господь, что страшусь я описывать Его.

Но должен я разъяснить нечто. Говорю вам, небес девять,

и так же далеки они друг от друга, как далеко первое небо

от земли, кое отстоит от нее на пять столетий странствий.

А посему земля отстоит от самого высокого неба на четыре

тысячи и пять столетий странствий. Говорю вам, что

земля в сравнении с первым небом подобна кончику иглы,

и первое небо подобно кончику иглы в сравнении со вторым

небом, и все другие небеса меньше следующего.

Но земля вкупе со всеми небесами есть лишь пятнышко,

нет, песчинка в сравнении с Раем. Измерима ли величина

сия?≫ Отвечали ученики: ≪Воистину так≫.

Тогда говорил Иисус: ≪Истинно, истинно говорю

вам, как жив Господь, пред Коим стоит душа моя, Вселенная

пред Господом —что песчинка, и Бог во столько раз

больше нее, сколько песчинок надобно, чтобы заполнить

собою все небеса, и Рай, и более. Так узрите, можно ли

Всевышнего соотнести с человеком, который есть лишь

прах земной. Убойтесь же и ищите смысл, а не слова, если

ищете вы жизни вечной≫. Отвечали ученики: ≪Лишь Господь

Бог один знает Себя, и правда сие, ибо сказано

у пророка Исаии: ≪Скрыт Он от чувств людских≫.

Обращался к ним Иисус: ≪Воистину так; и если

окажемся мы в Раю, отличим мы Господа, как всякий

здесь отличит море от капли соленой воды. Вернусь я

к словам своим и скажу, что лишь из-за грехов своих

пристало нам плакать, ибо грехом отрекается человек

от Творца своего. Но будет ли стенать пребывающий

в пирах и веселье? Заплачет он так же, как лед породит

пламя! Должно вам обратить веселье в пост, если станете

вы хозяевами чувств своих, ибо так властвует

и Господь наш≫.

145

Говорил Фаддей: ≪Посему обладает Всевышний

чувствами, хозяином которых Он является≫. Отвечал

Иисус: ≪Опять повторяете вы: „Есть у Господа сие",

„Бог таков"? Скажите, есть ли у человека чувства?≫

≪Да≫, —отвечали ученики. Продолжил Иисус: ≪Возможно

ли обнаружить человека, в коем есть жизнь,

но нет чувств?≫ ≪Нет≫, —был ответ учеников. Говорил

Иисус: ≪Обманываетесь вы, ибо где чувства того, кто

слеп, глух, нем и покалечен? Или же когда человек лишается

чувств?≫ Озадачены были ученики, и сказал Иисус:

≪Три вещи создают человека: душа, чувства и плоть,

всякая вещь по себе. Господь наш сотворил душу и тело,

знаете вы сие, но не слышали вы о том, как создал Он

чувства. А посему завтра, если будет на то Божья воля,

поведаю я вам все≫. И, сказав сие, возблагодарил Иисус

Господа и вознес молитву о спасении народа нашего,

и каждый из нас говорил: ≪Аминь≫.

Глава 106

ТЕЛО, ДУША И ЧУВСТВО

После предрассветной молитвы сел Иисус под пальмою,

а вокруг расположились ученики его. И говорил Иисус:

≪Истинно, истинно говорю вам, многие обманываются,

рассуждая о жизни нашей. Ибо так тесна связь между

душой и чувствами, что многие полагают, будто душа

и чувства суть одно, различая их по действиям их, но не

по сущности, называя се чувствительною, дополнительною

и мыслящею душой. Но истинно говорю вам: одна

душа, что думает и живет. О неразумные, где отыщут они

мыслящую душу без жизни? Никогда не будет так.

Но может быть найдена жизнь без чувства, как у человека,

что упал без сознания≫. Вопрошал Фаддей: ≪Учитель,

когда чувства покидают жизнь, и ее лишается человек?≫

146

Отвечал Иисус: ≪Неверно сие, ибо человек лишается

жизни, когда отходит душа его; ибо никогда не возвращается

душа в тело, кроме как чудом. Но чувство

уходит либо от страха, либо из-за великой печали душевной.

Ибо Господь сотворил чувства для удовольствия,

и тем одним живут'они, как тело живет пищею и душа

живет знанием и любовью. Чувство ныне восстало против

души, выказывая негодование от того, что лишено

оно райских удовольствий из-за греха. А посему велика

необходимость питать его духовными удовольствиями

тому, кто не хочет, чтобы жило оно лишь плотскими желаниями.

Ясно ли вам сие? Истинно говорю вам: создав

его, приговорил его Господь к Аду и невыносимому снегу

и льду; потому как сказало оно, что оно есть Бог;

но когда лишил Он его пищи, признало оно, что есть раб

Божий и творение рук его. Скажите мне, как чувство

обитает в безбожнике? Воистину, оно подобно в нем Господу,

ибо следует человек ему, пренебрегая разумом

и Законом Божьим. И становятся они отвратительны

и не творят ничего доброго.

Глава 107

ПОСТ ПРИ ПОКАЯНИИ

Первое, что следует за скорбью, что испытывает человек

из-за греха своего, есть пост. Ибо разумеющий, что некая

пища делает его больным, и боится он смерти, опечалившись,

что съел он ее, отказывается от пищи, дабы не

заболеть. Так следует поступать грешнику. Да поймет

он, что удовольствие заставило его согрешить против

Господа, Творца его, ибо последовали его чувства за радостями

мирскими. И скорбит он о содеянном, ибо удалился

от Бога —вечной жизни, получив взамен вечную

погибель в Аду. Поелику нуждается человек в радостях

147

мирских, должно ему поститься, ибо так смирит он чувства

свои и признает Бога Владыкою своим. Познает человек,

что его чувства ненавидят пост, но да познает он

и Ад, где нет радости, но лишь бесконечная вечная

скорбь, и Рай, где самая малая услада во много крат превосходит

все услады земные. И тогда усмирит он чувства

свои; ибо лучше довольствоваться малым, дабы получить

многое, чем быть необузданным в малом и лишиться

всего и терпеть муки.

Чтобы правильно поститься, запомните пирующего

богача. Ибо он, желая здесь, на земле, жить в роскоши

каждый день, навеки был лишен даже капли воды;

Лазарь же, ищущий здесь, на земле, крошки, будет

жить вечно, окруженный в изобилии всеми прелестями

Рая. Но да будет осторожен кающийся, ибо ищет сатана

погибели всего доброго, и больше для кающихся, чем

для других, ибо кающийся восстал против него и из

преданного раба превратился в непокорного врага.

А посему будет стремиться сатана помешать посту всячески,

наслав болезнь или же, если не поможет сие, вовлечь

того в неумеренный пост, дабы человек сделался

больным и после жил в довольстве. И если не преуспеет

он в сем, станет искать он сделать пищу постящегося

скоромной, дабы уподобить его себе, который не ест,

но все равно грешит.

Истинно, истинно говорю вам: мерзко сие —лишая

тело пищи, преисполнять душу гордынею, презирая

тех, что не постятся, и считая себя лучше их. Скажите

мне, станет ли больной гордиться пищею, что предписал

ему врач, и называть безумцами тех, кто не потребляет

ее? Воистину нет. Но опечалится он из-за недуга своего,

ибо он принес ограничения ему. А посему не должен

кающийся хвастать постом своим и презирать тех, кто

не постится; но должно ему печалиться от греха, из-за

коего постится он. Не должно постящемуся заботиться

об изысканности пищи своей, но следует принимать гру-

148

бую пищу. Даст ли человек изысканную пищу собаке,

что кусается, и лошади, что брыкается? Нет, но сделает

он наоборот. И да будет сего вам достаточно, дабы

знать, как поститься.

Глава 108

СОН ТЕЛА И ДУШИ

Внимайте же тому, что говорю я вам о бдении. Есть два

сна —сон плоти и сон души, а посему будьте осторожны,

чтобы, пока тело ваше бодрствует, душа ваша не

пребывала во сне. Ибо сие есть наихудшая ошибка. Вот

вам притча: некий человек идет и бьется о скалу, и, дабы

ударить ее сильнее, бьет ее ногами своими и головою

своею. Что с этим человеком?≫ Отвечали ученики: ≪Несчастный,

ибо безумен он≫.

Говорил Иисус: ≪Верен ответ ваш, ибо истинно говорю

я вам, что тот, чье тело бодрствует, а душа спит,

безумен. Духовная немощь хуже телесной, и потому тяжелее

исцелить ее. Так должен ли сей несчастный похваляться

тем, что не знает сна плоть его, то есть ноги его

души, не понимая горя своего от того, что спит сама его

душа, в которой есть смысл всей его жизни? Сон души

есть забвение Господа и Страшного Суда Его. Та душа,

что бодрствует, во всем и везде постигает Бога и во всем

и чрез все и превыше всего благодарит величие Его, ведая

о том, что всегда, в мгновение каждое получает он

благодать и милость Господню.

И потому, в страхе пред величием Его, постоянно

звучат в ушах ее слова ангелов: „Творения Божии, идите

на Суд, ибо Творец ваш желает судить вас". Ибо терпит

она все во имя служения Господу. Скажите мне, чего

жаждете вы больше: смотреть при свете звезды или при

свете солнца?≫ Ответил Андрей: ≪При свете солнца,

149

ибо при свете звезды не видно ближних гор, но при свете

солнца видим мы мельчайшую песчинку. А посему ходим

мы в страхе при свете звезды, но не боимся мы того

при свете солнца≫.

Глава 109

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О ГОСПОДЕ СВОЕМ

Продолжал Иисус: ≪Говорю я вам: должны вы

бодрствовать душою при свете солнца Суда Господня,

не похваляясь тем, что бодрствует плоть ваша. Верно

сие, ибо сна тела должно избегать, насколько это возможно,

но избежать его вообще невозможно, ибо чувства

и плоть отягощаются пищею, как разум —работой.

А посему пусть тело спит недолго, избегая чрезмерности

в труде и пище. Истинно, истинно говорю вам:

дозволительно спать каждую ночь, но недозволительно

забывать о Боге и Страшном Суде Его, а сон души есть

такое забвение≫.

И вопрошал тот, кто пишет строки сии: ≪Учитель,

как можем мы все время помнить о Всевышнем? Воистину,

кажется нам сие невозможным≫. Отвечал Иисус со

вздохом: ≪Сие есть величайшее несчастье, какое выпадает

человеку, Варнава. Ибо не может человек на земле

постоянно помнить о Господе, Создателе своем; лишь

святые всегда помнят о Нем, ибо теплится в них свет милости

Божьей, а потому никогда не забывают они Господа.

Но скажите мне, видели ли вы добытчиков камня,

что постоянным трудом выучились бить по скале так,

что, разговаривая с другими и все время стуча по камню

железным молотом, не смотрят на железо, но и не ранят

руки свои? Так поступайте же подобно им. Возжелайте

стать святыми, если хотите преодолеть сие горе забвения.

Воистину, вода раскалывает самые твердые скалы

150

единою каплей, что падает в одном месте долгое время.

Ведомо ли вам, почему не освободились вы от горя сего?

Ибо не осознали вы, что сие есть грех. Говорю тебе, что

заблуждаешься ты, человек, когда князь преподносит

тебе дар, но закрываешь ты очи свои и поворачиваешься

к нему спиною. Так заблуждаются и те, что забывают

Господа, ибо во все времена получает человек от Бога дары

и милость Его.

Глава 110

ЖАЖДА ДОБРА

Скажите мне, дарует ли Всевышний вам постоянно милость

Свою? Воистину так, ибо непрерывно посылает он

вам воздух для дыхания, пока живете вы. Всякий раз,

как вдыхает воздух тело ваше, должно вам говорить:

„Благодарю Тебя, Господи!"≫ Тогда спросил Иоанн:

≪Правда сие, что говоришь ты, учитель; научи нас, как

обрести сие благословенное состояние?≫

Отвечал Иисус: ≪Истинно говорю вам, что никто не

может обрести состояние сие силами человеческими,

но лишь милостью Божьей. Воистину, правда то, что человек

должен возжелать добра, дабы Господь даровал

его ему. Когда восседаете вы за столом, возьмете ли вы

мясо то, на кое не посмотрите прежде? Воистину нет.

А потому не получите вы то, чего не захотите. Если пожелаете

вы святости, может Всевышний сделать вас святыми

в мгновение ока, но дабы был человек благоразумен

к дару сему и к Дарителю его, желает Господь Бог

наш, чтобы мы ждали и просили.

Видели ли вы тех, что упражняются в стрельбе по

мишени? Поистине, множество раз стреляют они впустую.

Никогда не желают они стрелять впустую, но всегда

надеются поразить цель. Так и вы, что желаете всегда по-

151

мнить о Господе нашем, скорбите, когда забываете о Нем;

ибо Всевышний дарует вам милость получить то, о чем

говорил я вам. Столь крепко связаны меж собою пост

и духовные бдения, что, если перестанет человек

бодрствовать духом, нарушится и пост его. Ибо в грехе

нарушает человек пост души и забывает Господа. А посему

бдение и пост суть стражи души и нужны нам и всему

роду людскому. Ибо для всякого грех есть беззаконие.

Но не во всякое время и не для всех возможно поститься

телом и бодрствовать. Ибо есть среди них больные

и старые, женщины с младенцами, те, кому предписана

особая еда, дети и прочие люди, слабые здоровьем.

Ибо как покрывается всякий одеждами в зависимости от

размеров тела своего, так должен он и поститься, насколько

позволяют ему силы его. Ибо как одежды младенца

не подходят тому, кто достиг тридцати лет, так

и бдения и пост одного не подходят другому.

 

Глава 111


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!