ЗДЕСЬ ПОКАЗАНЫ БУДУЩИЕ ГОНЕНИЯ МИРА



НА СЛУГ ГОСПОДНИХ И БОЖЬЯ ЗАЩИТА ИХ

Изрекши сие, сказал Иисус: ≪Не вы избрали меня, но я

избрал вас, дабы стали вы учениками моими. И если воз-

 

--------------------------------

* Согласно самому известному мнению ученых Ислама , желательно изб е гать

Ограничения кол и чества пророков , поскольку достоверное число их

Неизвес тно .

Евангелие от Варнавы 33

 

ненавидит вас мир сей, вы будете воистину учениками

моими, ибо мир всегда ненавидел слуг Господних. Помните

святых пророков, коих убивал мир, помните, как во

времена Илии десять тысяч пророков были убиты Иеза-

велью, и как с трудом уберегся сам Илия, и семь тысяч

сынов пророков, спрятанных начальником воинства Аха-

вова, —помните. О неправедный мир, не знающий Господа!

Не страшишься ты гибели, ибо думаешь, что смертный

час твой отсрочен на столько лет, сколько волос на

голове твоей. Но без воли Господней не лишатся воробьи

и другие птицы ни одного пера своего. Должен ли Господь

заботиться более о птицах небесных, нежели о человеке,

для которого сотворил Он все? Найдется, может

быть, человек, заботящийся более о сандалиях своих, нежели

о сыне своем? Конечно, нет. Как мало должны вы

думать, что Господь оставил вас, дабы позаботиться

о птицах небесных! И что говорю я о птицах? Ни единый

лист не упадет с дерева без воли Господней.

Верьте мне, ибо истину говорю я вам, что убоится

вас мир сей, ежели повторите вы слова мои. Ибо если не

побоится он признать свое зло —не возненавидит он

вас, но, убоявшись признать свое зло, возненавидит вас

и будет преследовать. Ежели увидите вы, что слова ваши

презираемы миром, не примите это к сердцу своему,

но подумайте, насколько велик Господь по сравнению

с вами; кто в мудрости своей презираем миром, мудрость

того почитаема за безумие. Если Господь переносит

с терпением мир сей, примете ли вы это к сердцу, о пыль

и прах земной? В терпении своем обретете вы душу. Кто

ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.

Не платите злом за зло, ибо так делают худшие из

животных, но платите за зло добром и молитесь Господу

за врагов ваших. Огонь не погасить огнем, но водой;

и посему говорю я вам, что зло не одолеешь злом, но добром.

Ибо Господь повелевает солнцу Своему восходить

над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных

34

и неправедных. Творите добро, ибо сказано в Законе:

„Будьте святы подобно тому, как Я, Господь ваш, свят;

и будьте чисты подобно тому, как Я чист; и будьте совершенны

подобно тому, как Я совершенен". Истинно говорю

я вам: слуга, что старается угодить хозяину своему, не

наденет одежды, не нравящиеся хозяину. Ваши одежды

—ваша воля и ваша любовь. Бойтесь посему желать

и любить то, что неугодно Господу Богу нашему. Знайте,

что ненавистны Господу пышность и страсти мира сего,

так же ненавидьте мир и вы≫.

Глава 19

ИИСУС ПРЕДСКАЗЫВАЕТ,

ЧТО ЕГО ПРЕДАДУТ,

И, СПУСТИВШИСЬ С ГОРЫ,

ИСЦЕЛЯЕТ ДЕСЯТЕРЫХ ПРОКАЖЕННЫХ

Когда Иисус сказал это, Петр спросил: ≪Учитель, пока

мы не последовали за тобой, скажи, что станется с нами?

≫ И ответил Иисус: ≪Воистину, будете вы сидеть рядом

со мной в Судный день, дабы судить двенадцать колен

Израилевых≫. И, изрекши сие, вздохнул Иисус

и сказал: ≪О Боже, что это? Ибо избрал я двенадцать,

и один из них —дьявол≫.

И огорчились ученики слову сему; и подошел тогда

к Иисусу написавший слова сии и со слезами тихо спросил:

≪О учитель, не меня ли обманет Сатана, не я ли стану

тем нечестивцем?≫

Ответил Иисус: ≪Не печалься, Варнава, ибо избранные

Господом до творения вовек не погибнут. Радуйся,

ибо имя твое начертано в книге жизни≫. Иисус

успокоил учеников своих, говоря: ≪Не бойтесь, ибо ненавидящий

меня не опечалился словам сиим, ведь нет

в нем чувства святого≫. И возрадовались избранные ска-

35

занному. И стал Иисус творить молитву, и ученики его

говорили: ≪Аминь, да будет так, Господь наш, Всемилостивый

и Всемогущий≫. Спустившись с горы, он и ученики

его повстречали десятерых прокаженных, что кричали

издалека: ≪Иисус, сын Давидов, смилуйся над нами!

≫ И подозвал Иисус их ближе и спросил: ≪Что вам до

меня, братья?≫ Вскричали они: ≪Исцели нас!≫ И отвечал

им Иисус: ≪Несчастные, или настолько потеряли вы

разум, что кричите: „Исцели нас!"? Или я не такой же

человек, что и вы? Воззовите к Господу, что сотворил

вас, и Всемилостивый и Всемогущий исцелит вас≫. Сказали

прокаженные: ≪Ведаем мы, что ты такой же человек,

что и мы, но ты —святой пророк Господень; помолись

за нас Богу, и исцелит Он нас≫.

Тогда воззвали ученики к Иисусу, говоря: ≪Господи,

сжалься над ними≫. Вздохнул тяжко Иисус и взмолился:

≪Господь Бог мой, Всемилостивый и Всемогущий, помилуй

и прислушайся к молитвам раба Твоего: во имя любви

отца нашего Авраама и во имя Писания Твоего смилуйся

над людьми сими и исцели их≫. И, сказав это, обратился

Иисус к прокаженным, говоря: ≪Идите и явитесь

к священникам согласно Закону Божьему≫.

И ушли прокаженные, и по дороге очистились тела

их. Узрев исцеление свое, один из них вернулся искать

Иисуса, и был он исмаилитом. И, найдя Иисуса, поклонился

он ему, говоря: ≪Истинно ты святой Господний≫,

и в благодарность пожелал остаться у него в услужении.

Сказал ему Иисус: ≪Десятеро были исцелены; где же остальные

девятеро?≫ И сказал он исцеленному: ≪Не для

того я пришел, чтобы мне прислуживали, но чтобы служить:

посему ступай домой и помни, что Господь сделал

для тебя, дабы знали все, что обетования, данные Аврааму

и семени его, о даровании им Царствия Божьего

сбываются≫. Ушел исцеленный и, придя в дом свой, рассказывал

соседям своим, что Господь сделал для него через

Иисуса.

36

Глава 20

ЧУДО ИИСУСОВО НА МОРЕ.

ИИСУС ГОВОРИТ, ГДЕ ПРИНИМАЮТ ПРОРОКА

И пришел Иисус к морю Галилейскому и, сев в лодку,

поплыл к Назарету; и была тогда великая буря на море

том, и едва не утонула лодка. И спал Иисус на носу той

лодки. И подошли к нему ученики его и разбудили его,

говоря: ≪Учитель, спасайся, ибо гибнем мы!≫ Объял их

страх великий, и дул встречный ветер, и бурлило море.

Встал Иисус и, подняв очи свои к небесам, сказал:

≪О Господи Вседержитель! Сжалься над рабами Твоими

≫. И когда сказал Иисус слова эти, утих ветер и успокоилось

море. Испугались моряки, сказав: ≪Кто сей человек,

что море и ветер послушны ему?≫ Прибыв в Назарет,

рассказали всем моряки то, что видели они от Иисуса,

и дом, где жил Иисус, окружен был великим множеством

народу. И, придя к нему, спросили книжники

и ученые мужи: ≪Премного наслышаны мы о деяниях

твоих на море и в Иудее, так сотвори же чудо в родном

городе своем≫.

И сказал Иисус: ≪Эти лишенные веры ищут чуда,

но не будет оно дано им, ибо не принимается пророк

в отечестве своем. Много было вдов во времена Илии,

но лишь вдове в Сарепте Сидонской совершил он чудо.

Много было прокаженных во времена Елисея, но лишь

Нааман Сириец был исцелен≫.

Жители пришли в ярость от слов этих, схватили его

и потащили на вершину обрыва, дабы сбросить его. Но,

пройдя сквозь толпу, Иисус оставил их.

37

Глава 21

ИИСУС ИСЦЕЛЯЕТ БЕСНОВАТОГО,

И СВИНЬИ СБРАСЫВАЮТСЯ В МОРЕ.

ПОСЛЕ ИСЦЕЛЯЕТ ОН ДОЧЬ ХАНААНСКУЮ

Пришел Иисус в Капернаум, и встретил его у города

бесноватый, и не могли цепи сдержать его, и великий

вред творил он людям.

Демоны закричали через рот его: ≪О святой человек,

зачем беспокоишь ты нас?≫ И молили они его не

трогать их.

И спросил их Иисус, каково число их. И ответили

они: ≪Шесть тысяч шестьсот шестьдесят шесть≫. Услышав

это, испугались ученики Иисусовы и молили его уйти.

Тогда сказал Иисус: ≪Где вера ваша? Не я уйду,

но демон≫. И бесы просили его: ≪Если выгонишь нас,

пошли нас в стадо свиней≫. Вдали же от них паслось стадо

свиней числом десять тысяч, и принадлежали они ха-

наанитам. Он сказал им: ≪Идите и войдите в свиней≫.

И с шумом вошли демоны в свиней, и вот, все стадо свиней

бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи

же побежали и, придя в город, рассказали обо всем,

что увидели и услышали от Иисуса.

Вскоре из города пришли люди и нашли Иисуса,

и был среди них очистившийся. И были они исполнены

страха и молили Иисуса не покидать их. Иисус же оставил

их и пошел в Тир и Сидон.

Женщина ханаанская и два сына ее пришли издалека

повидать Иисуса. Увидев его с учениками его, вскричала

она: ≪Иисус, сын Давидов, сжалься над дочерью

моей, ибо мучится она от дьявола!≫ Иисус не проронил

ни единого слова, ибо сыновья ее были не обрезаны. Ученики

же его сжалились и взмолились к нему: ≪О учитель,

пожалей их! Вот плачут они!≫

Иисус сказал: ≪Послан я к народу Израилеву≫. Тогда

женщина и сыновья ее подошли к Иисусу, плача

38

и причитая: ≪О сын Давидов, сжалься надо мной!≫ Иисус

же сказал: ≪Нельзя отнимать хлеб у детей, дабы бросить

его псам≫. И сказал он так, ибо были они нечисты,

поскольку происходили из необрезанного народа.

И сказала женщина: ≪О господи, и собаки питаются

объедками со стола хозяина своего≫. И тогда Иисус

сказал: ≪О женщина, велика вера твоя≫. И, воздев руки

свои к небесам, воззвал он к Господу и сказал: ≪О женщина,

здорова дочь твоя, иди с миром≫. Ушла та женщина

и, вернувшись домой, нашла дочь свою благословляющей

Господа. Тогда сказала женщина: ≪Воистину, нет

больше Бога, кроме Бога Израилева≫. И женщина та

вместе со всей родней своей последовала Закону Божьему,

как написано в книге Моисеевой.

Глава 22

НЕСЧАСТЬЕ НЕОБРЕЗАННЫМ,

ИБО ОНИ СУТЬ ХУЖЕ СОБАКИ

В тот день спросили ученики Иисуса: ≪Скажи нам, учитель,

почему уподобил ты женщину ту собаке?≫

Отвечал Иисус: ≪Истинно говорю я вам, собака

лучше необрезанного≫. Опечаленные, спросили они его

снова: ≪Тяжки слова сии, и кто примет их в сердце свое?≫

Отвечал Иисус: ≪Неразумные! Собака служит хозяину

своему, не раздумывая над деяниями своими; поняв

сие, сумеете постичь вы слова мои. Скажите мне, охраняя

дом хозяина своего, разве не подвергает она жизнь свою

опасности от воров? Конечно. Но что же получает она

взамен? Удары и раны и малость хлеба, и всегда показывает

она хозяину радость свою. Не так ли?≫

≪Так, учитель≫, —сказали ученики.

И сказал тогда Иисус: ≪Так узрите, как много дал

Господь человеку, а тот грешит, не соблюдая заповедей

39

Господних, данных рабу Его Аврааму. Помните, что сказал

Давид Саулу, царю Израилеву, против Голиафа Филистимлянина:

„Раб твой пас овец у отца своего, и когда,

бывало, приходил волк, медведь или лев и уносил овцу

из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал

из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за

космы и поражал его и умерщвлял его; и льва и медведя

убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезан-

ным будет то же, что с ними, потому что он поносит воинство

Бога живого"≫. И сказали тогда ученики: ≪Скажи

нам, учитель, зачем нужно быть обрезанными?≫

Иисус ответил им: ≪Довольно вам того, что заповедал

Бог Аврааму, сказав: „Авраам, обрежь родственников

своих и весь дом свой, ибо сие есть символ завета

вечного между нами"≫*.

Глава 23

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОБРЕЗАНИЯ,

ЗАВЕТ МЕЖДУ БОГОМ И АВРААМОМ

И ПРОКЛЯТИЕ НЕОБРЕЗАННЫХ

И сказав это, сел Иисус на гору, на которую доселе они

смотрели. И окружили его ученики его, дабы слышать

слова его. Тогда промолвил Иисус: ≪Адам, первый человек,

съел, по наваждению от сатаны, запретный плод

с древа познания** в Раю, и взбунтовалась плоть его

против духа его; и поклялся он, говоря: „Именем Господа,

уничтожу я тебя!" И, отломав кусок камня, стал резать

плоть свою острым концом его; и тогда остановлен

он был ангелом Гавриилом. И сказал он ему: „Поклялся

Согласно Шариату Последнего Пророка Мухаммеда (мир ему и благословение),

обрезание относится не к обязательным поступкам (фард), а лишь

к крайне желательным (ваджиб).

В Коране и Сунне нет указания, что это было древо познания.

40

я именем Господа, что уничтожу я плоть свою; никогда

не буду лгать я!"

Тогда ангел Господень указал ему на излишества плоти

его, и срезал он ее. И с тех пор каждый, кто есть плоть

от плоти Адамовой, должен соблюсти то, в чем поклялся

прародитель наш. Обрезал Адам сыновей своих, и из поколения

в поколение соблюдалась заповедь сия. Но во

времена Авраама лишь немногие на земле были обрезаны,

ибо пребывало большинство из рода людского в язычестве.

И тогда Господь сказал Аврааму об обрезании и дал

заповедь свою, говоря: „Тот, кто не обрежет плоть свою,

отвергнут будет от народа Моего на веки вечные"≫*.

Страх вселился в учеников Иисусовых после слов

сиих, ибо со страстью говорил он. Тогда сказал Иисус:

≪Оставьте страх свой перед тем, кто не обрезал род

свой, ибо нет ему места в Раю Господнем≫. И, сказав

сие, Иисус заговорил снова: ≪Дух многих готов служить

Господу, но плоть их слаба. Но должен человек, боящийся

Господа, помнить о плоти своей —и где она усечена

должна быть, и откуда обряд сей. Из праха земного сотворил

Господь плоть, и вдохнул Он в нее, доселе безжизненную,

дыхание жизни. И если препятствует плоть

служению Господу, презрите ее, как прах, и попирайте

ее, ибо тот, кто возненавидит душу свою в этом мире, сохранит

ее для жизни вечной.

То, что желает плоть, открывает суть ее —она злейший

враг всего доброго, ибо желает она лишь греха**.

Должен ли человек ради того, чтобы угодить врагам

своим, перестать совершать угодное Богу, Создателю

* В Коране и Сунне нет указания на это.

** Единобожию, которое проповедовали все пророки Бога (мир им), то есть

Исламу, не свойственно отношение к плоти как к чему-то изначально греховному,

грязному и недостойному, что характерно для многих других религий,

например для манихейства, зороастризма и в некоторой степени для

христианства. Следовательно, в этих словах Иисуса (мир ему), по-видимому,

имеется в виду не плоть как таковая, а нафс аммару —страсти плоти,

низменная часть человеческого это.

41

своему? Размышляйте над этим. Все святые и пророки

были врагами плоти своей во имя служения Господу;

а посему с готовностью и радостью шли они на смерть,

дабы не преступить Закон Господень, данный рабу Его

Моисею, и не служить ложным богам.

Помните Илию, бежавшего в пустынные места гор

и евшего лишь траву, скопившуюся в козлиной шерсти.

Сколько дней не ужинал он! Сколько пришлось претерпеть

ему холода! Сколько ливней обрушивалось на него,

и все терпел он целых семь лет по вине нечестивой Иезавели-

язычницы!

Помните Елисея, что ел лишь хлеб и носил грубую

одежду. Истинно говорю я вам, что не побоявшиеся презреть

плоть свою гонимы были сильными мира сего.

И этого должно быть достаточно вам, дабы презрели вы

плоть свою, люди. Но если вы пристально взглянете на

гробницу, узнаете вы, что есть плоть≫.

Глава 24

НАГЛЯДНЫЙ ПРИМЕР ТОГО,

ЧТО НУЖНО БЕЖАТЬ ОТ ПИРШЕСТВ

И ПРАЗДНЕСТВ

И сказал Иисус в скорби: ≪Горе тому, кто раб своей плоти,

ибо нет ему надежды в жизни иной, но лишь муки за

грехи свои. Жил один богатый чревоугодник, что не думал

ни о чем, кроме насыщения чрева своего, и каждый

день давал пир. У врат дома его стоял нищий по имени

Лазарь, покрытый ранами и болячками, и жаждал он получить

хотя бы крохи, упавшие с хозяйского стола.

Но никто не дал ему даже крох тех; и все смеялись над

ним. Лишь собаки пожалели его и облизали раны его.

И когда умер тот нищий, ангелы небесные вознесли его

на лоно Авраама, нашего отца. Богач тоже умер, и взяли

42

демоны душу его и отдали в руки сатаны; и вот, в муках

великих, поднял он очи свои вверх и увидел Лазаря под

защитой Авраама. И вскричал богач: „О отец Авраам,

сжалься надо мной и пошли мне Лазаря, дабы дал он мне

глоток воды для охлаждения языка моего, что охвачен

пламенем". Авраам ответил: „Сын мой, помни, что в той

жизни ты получал все блага, а Лазарь лишь беды и несчастья;

а посему испытываешь ты ныне муки, а Лазарь

пребывает в блаженстве".

Снова вскричал богач, говоря: „О отец Авраам,

в доме моем сидят три брата моих. Пошли к ним Лазаря,

дабы узнали они, какие муки претерпеваю я здесь,

дабы избежали они участи моей". Авраам сказал: „У них

есть Моисей и пророки, пусть они слушают их".

Богач сказал: „Отец Авраам, ежели один мертвый

восстанет из могилы своей, поверят они". Авраам сказал:

„Кто не верит Моисею и пророкам, не поверит и мертвым,

если восстанут они из могилы своей".

Узрите же, что блаженны нищие, имеющие терпение

и ненавидящие плоть свою. Обречены на гибель те, кто

готовят плоть свою к погребению, но отдают они ее лишь

на съедение червям, и не знают они истины. Но не думают

они об этом, ибо живут здесь, как бессмертные,

и строят большие дома, и подсчитывают доходы свои,

и живут в гордыне≫.

Глава 25

О ТОМ, КАК ДОЛЖЕН ЧЕЛОВЕК

ОБУЗДЫВАТЬ ПЛОТЬ СВОЮ

И КАК ДОЛЖНО ЖИТЬ В МИРЕ

Тогда сказал тот, кто пишет слова сии: ≪Учитель, истинны

слова твои, но пока не все мы можем последовать за

тобою. Скажи нам, как же нам ненавидеть плоть свою,

43

ибо самоубийство противоречит Закону Господню, а живя,

должны мы заботиться о ней≫.

Иисус сказал: ≪Обуздывай плоть свою, как коня,

и будешь жить в безопасности. Ибо коню корм отмеряется,

а работа нет, и узда надевается на него, дабы шел он по

вашей воле, привязывают его за поводья, дабы не обеспокоил

он никого, содержится он в бедном месте и подвергается

побоям, когда не слушается; так поступай и ты,

о Варнава, и будешь ты жить всегда в мире с Господом.

И не преступайте слов моих, ибо Давид-пророк поступал

так же, как признавался он сам, говоря: „Я как

конь пред Тобою: я всегда под ногами Твоими".

Теперь скажите мне, кто беден: тот, кто довольствуется

малым, или тот, кто жаждет большего? Истинно говорю

я вам: если бы мир имел лишь неиспорченный

разум, никто бы не собирал сокровища для себя, но все

было бы общим. Но в том и есть безумие его, что чем

больше собираешь, тем больше жаждешь. Так же и плоть

ваша. Не имейте лишней одежды — имейте одни одежды

на теле своем, отбросьте кошель и суму, не надевайте

сандалии на ноги свои и не думайте: „Что же станется

с нами?" — но думайте лишь о том, как исполнить волю

Господню, и даст Он вам все, в чем нуждаетесь вы, и ни

в чем не будете испытывать недостатка.

Истинно говорю я вам: чем больше желаете вы

в этой жизни, тем меньше получите в той. Ибо тот, кто

имеет городом своим Иерусалим, не строит домов в Самарии,

ибо вражда между городами этими≫.

44

Глава 26

КАК ДОЛЖНО ЧЕЛОВЕКУ ЛЮБИТЬ БОГА.

УДИВИТЕЛЬНЫЙ СПОР

МЕЖДУ АВРААМОМ И ОТЦОМ ЕГО

Тогда сказал Иисус: ≪Один странствующий человек нашел

сокровище в поле, которое продавалось за пять монет.

Тогда продал тот человек плащ свой, чтобы купить

то поле. Заслуживает ли это доверия?≫ Ученики отвечали:

≪Тот, кто не поверит сему, сумасшедший≫.

Тогда Иисус сказал: ≪Вы будете безумцами, если не

отдадите Господу помыслы свои, дабы взамен получить

душу, в коей найдете вы сокровище любви; ибо любовь

есть не сравнимое ни с чем сокровище. Любящий Господа

имеет Его в сердце своем; а у кого есть Господь, у того

есть все≫. Петр спросил: ≪О учитель, как можно искренно

любить Бога? Скажи нам≫.

Иисус отвечал: ≪Истинно говорю вам, тот, кто не

оставит отца своего, и мать свою, и жизнь свою, и детей

своих, и жену свою ради любви к Богу, тот недостоин

любви Его≫. Петр же говорил: ≪О учитель, написано

в Законе Божьем в книге Моисеевой: „Почитай отца

твоего, чтобы продлились дни твои". И дальше говорит

он: „Проклят тот сын, что не почитает отца своего и матерь

свою". Господь повелел забросать такого непослушного

сына камнями у городских ворот. Зачем же призываешь

ты нас ненавидеть родителей своих?≫

Иисус отвечал: ≪Каждое слово мое — истина, ибо не

от меня оно, но от Господа, Который послал меня дому

Израилеву. А посему говорю я вам, что все, чем владеете

вы, даровано Господом: что же дороже, даритель или дар?

Если мешают родители ваши служению Господу, покиньте

их. Разве не сказал Господь Аврааму: „Пойди из земли

твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди

в землю, которую Я укажу тебе и семени твоему"? Не потому

ли Господь сказал так, что отец Авраамов делал идо-

45

лов и поклонялся ложным богам? Вот почему была такая

вражда между ними, что отец хотел сжечь сына своего≫.

Петр спросил: ≪Истинны слова твои. Молю тебя рассказать

нам, как Авраам высмеял отца своего≫.

Иисус отвечал: ≪Было Аврааму семь лет, когда стал

он искать истинного Бога. Однажды спросил он отца

своего: „Отец, кто сотворил человека?" Глупый отец отвечал:

„Человек сотворен человеком; я родил тебя, а мой

отец родил меня". Авраам сказал: „Отец, не так это; ибо

слышал я от старика, что плакал и причитал: "О Господь

Бог мой, почему не дал Ты мне детей?"" Отец его сказал:

„Истина это, сын мой, что Бог помогает человеку

родить человека, но не Он творит его; важно лишь, чтобы

человек вознес молитву Богу своему и принес в жертву

ему агнца или овцу, и тогда поможет ему его Бог".

Авраам же сказал: „Сколько всего богов?" Старик отвечал:

„Нет им числа, сын мой".

Тогда Авраам сказал: „О отец мой, что делать мне,

если служу я одному богу, но другой желает зла мне, ибо не

служу я ему? Возникнет разногласие между богами, и начнут

они войну друг с другом. И если бог, что желает мне

зла, одолеет моего бога, что же тогда делать мне? Ведь

уничтожит он и меня". Старик, смеясь, отвечал ему: „Сын

мой, не бойся, ибо ни один бог не пойдет войной на другого

бога; в великом храме тысячи богов с великим Ваалом;

ныне мне семьдесят лет, но не видел я ни разу, как один бог

поражает другого. И никто не служит всем богам сразу".

Авраам спросил: „И царит между ними мир?" Отец

его отвечал ему: „Воистину". Авраам спросил: „На что

похожи боги?" Старик отвечал: „Глупец, каждый день

делаю я богов и продаю их, чтобы добыть хлеб свой, и ты

спрашиваешь, на что похожи боги!" А делал он тогда

идола. „Вот, — сказал он, — этот из пальмового дерева,

тот из оливы, маленький — из слоновой кости: посмотри,

как славно получились они! Разве не похожи они на живых?

Им не хватает лишь дыхания!"

46

Авраам спросил: „Так что же, боги эти вовсе без дыхания?

Так как же они даруют дыхание? И, будучи без

жизни, как могут они даровать жизнь? Не боги они, отец

мой". Рассвирепев от слов тех, старик сказал: „Если бы

ты был в годах, когда разумеют такое, размозжил бы я

голову твою топором этим: молчи, ибо не ведаешь ты, что

говоришь!" Авраам отвечал: „Отец, если боги творят человека,

то как же человек творит богов? И если боги сделаны

из дерева, то не грех ли сжигать поленья? Но скажи

мне, отец, почему тебе, который сделал столько богов,

они не помогли родить столько детей, дабы стал ты самым

могущественным человеком на земле?"

Удивлен был отец словами сына своего; сын же продолжал:

„Отец, было ли время, когда не было в мире человека?"

„Да, — отвечал старец, — но что спрашиваешь

ты меня?" „Жажду знать я, кто сотворил первого

бога", — отвечал ему Авраам. И вскричал старик: „Уходи

из дома моего! Дай закончить мне работу мою и не говори

со мною; ибо когда ты мучим голодом, жаждешь ты

хлеба, а не слов". Авраам сказал: „Хорош тот бог, которого

сделал ты по усмотрению своему и который не в силах

защитить себя!" Старик был разгневан и говорил:

„Весь мир говорит, что тот — бог, а ты, что речешь слова

сии, безумец. Именем моих богов, если бы ты был

мужчиной, я бы убил тебя!" И, сказав слова эти, он избил

Авраама и прогнал из дома своего≫.

Глава 27

О НЕПРАВЕДНОСТИ СМЕХА.

БЛАГОРАЗУМИЕ АВРААМОВО

Посмеялись ученики над глупостью старика, но остановил

их Иисус: ≪Забыли вы слова пророка, сказавшего:

„Смех нынешний — предвестник будущих стенаний"

47

и „Не идите туда, где смех, но оставайтесь, где плач, ибо

жизнь наша полна горестей"≫. И сказал Иисус: ≪Во времена

Моисеевы за смех и осмеяние ближнего своего Господь

превращал многих египтян в ужасных тварей. Бойтесь

насмехаться над ближним своим, ибо воздастся вам

плачем за это≫.

Отвечали ему ученики его: ≪Смеялись мы над глупостью

старика≫. Тогда сказал им Иисус: ≪Истинно говорю

я вам, подобное любит подобное и находит в этом

блаженство. Если бы не были вы безумны, не смеялись

бы над безумием≫. И сказали они: ≪Господь мой милостив

к нам≫. И сказал Иисус: ≪Да будет так≫.

Тогда спросил его Филипп: ≪О учитель, как же произошло

так, что вознамерился отец Авраама сжечь сына

своего?≫ Иисус ответил: ≪Однажды, когда Аврааму исполнилось

двенадцать лет, отец его сказал ему: „Завтра

празднество в честь всех богов; и пойдем мы к великому

храму и принесем жертву богу моему, Ваалу. И выберешь

ты себе бога, ибо ты уже в том возрасте, когда выбирают

богов".

Авраам же обманул отца своего, сказав: „С великою

охотой сделаю я по слову твоему, о отец мой".

И пришли они на следующий день первыми в храм.

И спрятал Авраам топор в одежды свои. Когда же храм

наполнился людьми, пришедшими на поклонение к богам

своим, спрятался отрок Авраам за идолом в темной части

храма. Отец же его подумал, что сын его ушел раньше,

и не стал искать его.

Глава 28

СПАСЕНИЕ АВРААМА ОТ ОГНЯ

Когда покинули все храм, священники заперли двери

храмовые и разошлись. Тогда Авраам взял топор в руки

48

свои и срубил ноги всем идолам, кроме великого бога Ваала.

Положил он топор у ног его, посреди обломков других

идолов, и были они ветхи и сделаны из кусков, и распались

они на куски.

Когда же Авраам выбрался из храма, увидели его

несколько человек, и подумали они, что отрок сей вознамерился

что-то украсть из храма. Схватили они его

и привели в храм, а увидев, что стало с их богами, кинулись

прочь с плачем: „Идите скорее сюда, люди, и убьем

того, кто погубил богов наших!" И прибежали на крик

их десять тысяч и священники, и вопрошали они Авраама,

зачем погубил он богов их.

Авраам отвечал им: „Вы все глупцы! Разве может

человек погубить бога? Великий бог погубил их. Или не

видите вы топора у стоп его? Воистину, не пожелал он

иметь товарищей себе".Среди прочих пришел к храму

отец Авраамов, который, памятуя о речах сына своего

против богов и узнав топор, коим Авраам разрушил идолов

во храме, вскричал: „Предатель тот, что погубил богов

наших, есть сын мой! А это мой топор". И рассказал

он всем присутствующим о своих разговорах с сыном

своим. И собрали люди много дерева и, связав руки и ноги

Авраамовы, развели поблизости костер.

Но Господь через ангела Своего приказал костру,

чтобы не сжигал Авраама, раба Его. И вспыхнул с неистовством

великим костер и сжег почти две тысячи из тех,

кто желал смерти Авраамовой. Авраам же подхвачен

был ангелом Господним и принесен им к дому отца его,

и не видел он, кто принес его; и так Авраам спасен был

от гибели≫.

49

Глава 29

СЛОВО ГОСПОДНЕ

Тогда спросил Филипп: ≪Велика милость Господня к тем,

кто любит Его. Скажи нам, учитель, как Авраам сумел

познать Господа?≫ Иисус отвечал: ≪Придя к дому отца

своего, Авраам побоялся войти внутрь; и тогда отошел он

недалеко от дома, сел под пальмовое дерево и, будучи совсем

один, сказал себе: „Есть Бог, владеющий жизнью

и силою более человека с тех пор, как сотворил Он человека,

и человек без Господа не может сотворить человека".

И, глядя на звезды, на луну и на солнце, думал он,

что они и есть Бог. Но подумав об их изменчивости

и вечном движении, сказал он: „Неподвижен Господь,

и облака не скрывают Его (как прячут они от взора планеты);

иначе бы люди были ничем". Сказав сие с неопределенностью,

услышал он, как зовут его по имени:

„Авраам!" И вот, оглядевшись и не узрев никого, сказал

он: „Уверен я, что слышал, как кто-то звал меня по имени:

"Авраам!"". Дважды повторялось это, и дважды

слышал он, как зовут его по имени: „Авраам!"

И спросил он: „Кто зовет меня?" И услышал он

глас: „Я есмь ангел Господний Гавриил". Авраам преисполнился

страхом; но успокоил его ангел, говоря: „Не

бойся, Авраам, ибо ты друг Господа. Когда разбил ты

идолов народа своего, избран ты был Господом ангелов

и пророков, и имя твое начертано было в Книге Жизни".

Тогда сказал Авраам: „Что должен делать я, дабы служить

Господу ангелов и пророков?" И сказал ему ангел:

„Иди к источнику тому и соверши омовение, ибо Господь

желает говорить с тобою".

И спросил его Авраам: „Как должен свершать я

омовение свое?" Тогда ангел явился ему в образе прекрасного

юноши и совершил омовение в источнике том, говоря:

„Сделай то же, Авраам". Когда же Авраам свершил

омовение, сказал ему ангел: „Взойди на гору ту, ибо Гос-

50

подь хочет говорить с тобой там". Авраам взошел на гору,

как указал ему ангел Господень, и, сев на колени свои,

сказал себе: „Когда же Господь ангелов заговорит со

мною?" И услышал он приятный глас, взывавший к нему:

„Авраам!" И спросил его Авраам: „Кто зовет меня?"

И ответил глас тот: „Я Господь Бог твой, Авраам".

Авраам, преисполнившись страха, бросился ниц на

землю, говоря: „Как раб Твой, что есть прах и пыль, может

слышать тебя?" И сказал Господь: „Не бойся,

но поднимись, ибо избран ты Мною, и благословен ты

Мною, и размножится род твой среди великих народов.

Иди же из дома отца твоего и от рода своего и иди в землю,

которую дам Я тебе и семени твоему".

И сказал Авраам: „Сделаю все, как скажешь Ты

мне, о Господи, но защити меня, дабы никакой другой

бог не причинил вреда мне". И сказал тогда Господь:

„Я есмь Бог единственный, и нет другого бога, опричь

Меня. Я караю и Я охраняю; Я повергаю и Я дарую

жизнь; Я низвергаю в Преисподнюю и Я вызволяю оттуда,

и никого не минует длань Моя".

И дал Господь Аврааму завет об обрезании; и так

отец наш Авраам познал Господа≫. И, сказав слова сии,

Иисус воздел руки свои к небесам, говоря: ≪Твоя есть

сила и слава, о Господи. Аминь!≫

Глава 30

О ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ

И пришел Иисус на поставление кущей, праздник народа

иудейского. Прознав про это, книжники и фарисеи

собрали совет и решили уличить в неправде Иисуса по

словам его. И вот, пришел к нему ученый муж и говорил:

≪Учитель, что должен сделать я, дабы иметь жизнь вечную?

≫ Иисус ответил: ≪Возлюби Господа Бога своего

51

и ближнего своего. Возлюби Господа превыше всего,

всем сердцем своим и всем разумом своим, и возлюби

ближнего своего, как самого себя. Иди и делай так, как

сказал тебе я, и получишь ты жизнь вечную≫. Тот спросил:

≪Кто есть ближний мой?≫ Отвечал ему Иисус, воздев

очи к небу: ≪Шел человек из Иерусалима в град Иерихон,

построенный под проклятиями. По дороге был он

избит и ограблен разбойниками; после удалились они

прочь, оставив его полумертвым на дороге. Случилось

одному священнику проезжать теми местами, и, увидев

побитого на дороге, проехал он мимо лежащего, не заговорив

с ним. Так же, не говоря ни слова, проехал и левит.

Случилось там же проезжать самаритянину, и, движимый

состраданием к побитому, спешился он с коня своего

и взял побитого, обмыл раны его вином, помазал маслом

и, перевязав раны его, посадил на коня своего.

Когда добрались они вечером до гостиницы, передал

он его в руки хозяина. И, поднявшись утром, сказал

он: „Позаботься о человеке сем, и заплачу я тебе".

И дал он больному четыре золотые монеты, чтобы оплатил

тот постой свой, и сказал: „Не грусти, ибо вскоре

вернусь я и отвезу тебя в дом свой"≫. ≪Скажите же

мне, — спросил Иисус, — кто из этих людей был

ближним другому?≫ Ученый муж ответил ему: ≪Тот, кто

явил милосердие≫. Тогда Иисус сказал: ≪Правдивы

слова твои; а посему ступай и делай так же≫. И удалился

посрамленным муж тот.

Глава 31

СВЯЩЕННИК И ЦЕНТУРИОН

Тогда пришли к Иисусу священники, говоря: ≪Учитель,

позволительно ли давать подать кесарю или нет?≫

И спросил Иисус иудеев: ≪Есть ли у кого монета?≫ И,

52

взяв динарий* в руку свою, повернулся Иисус к священникам,

и говорил он им: ≪Вот изображение на монете

этой; скажите мне, чье это изображение и надпись?

≫ Говорят ему: ≪Кесаревы≫. Тогда говорит им:

≪Итак, отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу≫.

И ушли они в смущении.

И вот, пришел к нему центурион, говоря: ≪Господи,

болен сын мой; смилуйся над старостью моею!≫

И отвечал ему Иисус: ≪Господь Бог Израилев смилостивился

над тобою!≫ И сказал Иисус: ≪Жди меня, ибо

приду я в дом твой помолиться за сына твоего≫. Отвечал

ему центурион: ≪Господи, недостоин я, чтобы ты,

пророк Господень, пришел в дом мой; дорого мне слово

твое, что ты вознес за сына моего, ибо Господь даровал

тебе власть над болезнями, как сказал мне во сне ангел

Господень≫.

Тогда Иисус, в великом изумлении, повернулся

к толпе и сказал: ≪Вот чужеземец, но в нем больше веры,

чем во всем Израиле≫. И, повернувшись к центуриону,

сказал ему: ≪Иди с миром, ибо Господь узрел

великую веру твою и исцелил сына твоего≫.

И ушел центурион, и на дороге встретили его слуги

его и сказали, что сын его здоров. Он спросил у них:

≪В котором часу стало ему легче?≫ Ему сказали: ≪Вчера

в шесть часов горячка оставила его≫. По словам тем

понял отец, что это был тот час, в который Иисус сказал

ему: ≪Господь Бог Израилев сжалился над тобою≫.

И уверовал он сам в Господа и, войдя в дом свой, разбил

идолы всех богов своих, говоря: ≪Нет Бога, кроме

Бога Израилева, Бога истинного и живого≫. И сказал

он: ≪Никто не будет есть хлеб мой, кто не уверует в Бога

Израилева≫.

* Вообще в то время использовались шекели. После восстания иудеев против

идолов и изображений людей римский император даже разрешил иудеям

чеканить шекели без образа цезаря. Взять в руки монету с образом императора

считалось осквернением.

53

Глава 32

О ПЛОТИ

Один муж, глубоко изучивший Закон, пригласил Иисуса

на ужин в дом свой, дабы испытать его. Иисус пришел туда

с учениками своими, и многие книжники ждали его

в доме том. Когда ученики сели за стол, не омыв рук своих,

книжники сказали Иисусу: ≪Почему ученики твои не

соблюдают обычаев старших и не омывают рук своих перед

трапезой?≫ И отвечал Иисус: ≪И спрашиваю я вас,

почему отменили вы предписание Господне соблюдать

обычаи ваши? Говорите вы сынам бедных отцов: „Поклянись

помогать Храму", и дают они клятву, и помогают

Храму тем малым, чем должны помогать они отцам своим.

Когда же отцы их просят денег, сыновья кричат: „Отданы

деньги Богу", и страдают отцы их. О лицемеры, разве

Богу нужны деньги? Нет, ибо Господь не ест, как сказал

он рабу Своему пророку Давиду: „Должен ли Я вкушать

плоть тельца и пить кровь овцы? Принеси в жертву

Мне похвалы и клятвы свои; ибо, если захочу Я есть, не

попрошу Я ничего у тебя, ибо все в руках Моих и изобилие

райское со Мною". Лицемеры! Делаете вы это, дабы

набить свою мошну, — и налогом на Храм облагаете,

и монету чеканите. О несчастные! Ибо другим указываете

вы чистый путь, по которому сами не идете. Вы, книжники

и ученые мужи, возлагаете на плечи других невыносимую

ношу, но сами не желаете и пальцем до нее дотронуться.

Истинно говорю я вам, всякое зло в этом мире

свершается под тем предлогом, что так делали предки.

Скажите мне, разве не предки ввели идолопоклонство?

Ибо был царь, и любил он безгранично отца своего, имя

которого Ваал. Когда умер отец его, сын приказал изваять

образ отца своего и поставил его на торговой площади.

И издал он указ, по коему никто не смел приближаться

к статуе ближе чем на пятнадцать локтей, и никому не дозволено

было причинять ей вред. И тогда преступники,

54

чтобы получить награду, стали приносить к статуе розы

и другие цветы, а в скором времени деньги и пищу, и стали

они звать статую ту богом и почитать его. Из обычая

превратилось это в закон, и повсеместно ставили статую

Ваала; и как же об этом сокрушался Господь, говоря пророку

Своему Исаие: „Воистину, народ сей тщетно почитает

меня, ибо презрели cни закон Мой, данный через Моисея,

раба Моего, и следуют обычаям предков своих".

Истинно говорю я вам, вкушение хлеба немытыми

руками не оскверняет человека, ибо то, что входит в человека,

не оскверняет его, но то, что исходит из человека,

оскверняет его≫. И тогда спросил его один из книжников:

≪Если вкушу я свинину или другое нечистое мясо,

не осквернят ли они совесть мою?≫ Иисус сказал:

≪Непослушание не входит в человека, но исходит из него

и из сердца его; и потому осквернен он будет, если

вкусит запретную пищу≫.

И спросил тогда один из ученых мужей: ≪Учитель,

ты так много обличал идолопоклонство, как будто у народа

Израилева есть идолы, но ты ошибаешься≫. Иисус

отвечал ему: ≪Знаю, что нет в Израиле деревянных статуй;

но есть статуи из плоти≫. И тогда вскричали в гневе

все книжники: ≪Значит, мы идолопоклонники?≫ Иисус

сказал: ≪Истинно говорю я вам, Писание Господне

не говорит: „Должны вы поклоняться", но: „Возлюбите

Господа, Бога своего всей своей душой и всем своим

сердцем и всем своим разумом"≫. И вопросил их Иисус:

≪Истинно так?≫ ≪Воистину так≫, — ответили все.

Глава 33

О ВЕЛИЧАЙШЕМ ИЗ ГРЕХОВ

И сказал тогда Иисус: ≪Воистину, все, что любит человек

и ради чего оставляет он все остальное, и есть его бог.

55

Итак, прелюбодей поклоняется блуднице, чревоугодник

и пьяница поклоняется плоти своей, скупец поклоняется

серебру и злату, и так же поступает каждый грешник≫.

И спросил его тот, кто пригласил его в дом свой: ≪Учитель,

что есть наивеличайший грех?≫ Иисус же спросил

того: ≪Что есть величайшее разрушение дома?≫ Все вокруг

были безмолвны, когда Иисус указал перстом своим

на основание дома и сказал: ≪Если фундамент даст трещину,

дом начнет разрушаться, и придется строить новый

дом; но если другая часть даст трещину, то сумеет хозяин

починить ее. А посему говорю я вам: идолопоклонство

есть величайший из грехов, ибо отвращает оно человека

от истинной веры и от Господа Бога; и не получит он любви

духовной. Но всякий другой грех оставляет человеку

надежду обрести милость Господню; а посему говорю я

вам, что идолопоклонство есть величайший из грехов≫.

И слушали все в изумлении речи Иисусовы, ибо понимали,

что нет в них ничего предосудительного.

И продолжал Иисус: ≪Помните, что говорил Господь

Бог наш и что записали Моисей и Иисус Навин

в Законе, и узрите вы, насколько тяжек грех сей. Господь

сказал, говоря Израилю: „Не делай себе кумира и никакого

изображения того, что на небе вверху и что на земле

внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не

служи им; ибо Я Господь Бог твой, Бог-ревнитель, за вину

отцов наказывающий детей до четвертого колена"*.

Вспомните, когда народ наш сотворил златого тельца

и когда стал он поклоняться ему, по повелению Господа

Иисус Навин и колено Левия взяли мечи и убили

сто двадцать тысяч из тех, кто не молил Господа нашего

о милости. О, ужасен гнев Господень к идолопоклонникам!

Согласно религии Единобожия, которую проповедовали все пророки,

ни одна душа не несет вины и бремени другой. В Коране есть аят: ≪И свершает

грех душа лишь против себя, и не несет чужого бремени≫ ( 6 : 1 6 4 ) .

См. также: 17:15, 35:18, 39:7.

56

Глава 34

О СМИРЕНИИ

У двери стоял человек, правая рука коего ссохлась, и не

мог он двигать ею. И тогда Иисус, вознеся сердце свое

к Господу, помолился и сказал: ≪Дабы знали вы, что истинны

слова мои, говорю я: „Во имя Господа, человек,

выпрями немощную руку свою!" И выпрямил тот руку

свою, как будто не было у него недуга того.

Тогда со страхом Господним приступили они к трапезе.

И, съев часть ужина своего, снова сказал Иисус:

≪Истинно говорю я вам, лучше сжечь целый город, чем

оставлять дурной обычай. А посему разгневан Господь

на сильных мира сего, коим вручил Он меч, дабы искоренять

беззакония≫.

После сказал Иисус: ≪Когда пригласили вас, не

стремитесь занять самое высокое место, чтобы в случае,

если придет к хозяину дома того более высокий

гость, не сказал он вам: „Спускайся и садись ниже",

что будет позором для вас. Но пойдите и сядьте на самое

низкое место, дабы хозяин сказал вам: „Поднимись

и займи место, выше своего!" И будет вам великая

честь в том: ибо первые станут последними, и последние

будут первыми.

Истинно говорю я вам: сатана принял кару не за

всякий грех, а за гордыню свою. Даже у Исаии найдете

вы слова: „Как упал ты с небес, о Денница, бывший красой

ангелов* и сиявший подобно утренней заре: воистину,

на землю низринулась гордыня твоя!"

Истинно говорю я вам, если человек знает о несчастьях

своих, все время будет он плакать на земле и почитать

себя превыше всего. И не было никакой другой причины,

по которой плакали беспрестанно прародители на-

По Корану Люцифер (араб. Иблис) — джинн, а не ≪павший ангел≫ (см.,

например, 18:50).

57

ши, страстно взывая к милосердию Господнему, ибо знали

они, что пали из-за гордыни своей≫.

И, сказав это, поблагодарил всех Иисус; и в тот же

день разнеслось по всему Иерусалиму, о каких великих

вещах говорил Иисус, и о чуде, сотворенном им, и благодарили

люди Господа и благословляли святое имя Его.

Но книжники и священники поняли, что обличал он

обычаи предков, и преисполнились ненавистью великой.

И, как фараон, ожесточили они сердца свои, ибо искали

они случая погубить Иисуса, но не находили его.

Глава 35

ВОЗМУЩЕНИЕ САТАНЫ

И покинул Иисус Иерусалим и пошел в пустыню, что за

рекой Иордан. И ученики его сели вокруг него и говорили

ему: ≪О учитель, поведай нам, как сатана пал через гордыню

свою, ибо поняли мы, что пал он через свое непослушание

Господу и потому, что вечно искушает людей ко злу≫.

И говорил им Иисус: ≪И сотворил Господь твердь

земную, и покинул ее на двадцать пять тысяч лет, и не

творил ничего на ней; сатана был как священник и глава

всех сил ангельских и через великое знание, коим обладал

он, узнал он, что Господь возьмет от тверди той сто

сорок четыре тысячи отмеченных печатью пророчества

и Посланника Божьего, душу которого сотворил Господь

за шестьсот тысяч лет до того. И, будучи оскорбленным,

побудил он других ангелов, говоря: „Узрите, что однажды

пожелает Господь, чтобы почитали мы мир сей.

Но мы — духи небесные, и не подобает нам это". И отпали

многие от Господа. И тогда созвал Господь всех ангелов

и сказал: „Пусть каждый, кто чтит Меня, поклонится

человеку, созданному из глины, Моему высшему

творению".

58

И те, кто любил Господа, поклонились, но сатана

и те, кто был с ним*, сказали: „Господи, мы есмы духи

небесные, а посему не поклонимся мы праху земному".

И после слов этих лик сатаны преобразился, и стал он

ужасающим и омерзительным, и последователи его стали

омерзительны: за бунт их отнял Бог красоту у них,

вложенную Им при сотворении их. И святые ангелы

Господни, подняв головы свои, узрели, в какое чудовище

превратил Господь сатану и приспешников его, и отвели

в страхе великом очи свои от них к земле. И сказал тогда

сатана: „О Господи, несправедливо преобразил Ты

меня в чудовище, но удовольствуюсь я этим, ибо отныне

желаю я разрушать все, что сотворишь Ты". И остальные

демоны сказали: „Не почитай Его Господом своим,

о Светоносный, ибо отныне ты наш господин".

И сказал тогда Господь всем приспешникам сатанинским:

„Раскайтесь и признайте Меня Господом,

Творцом вашим". И отвечали они Ему: „Раскаиваемся

мы, что почитали Тебя, ибо несправедлив Ты; но сатана

справедлив". И сказал тогда Господь: „Уйдите от Меня,

ибо прокляты вы, и не коснется вас милость Моя". И,

покидая Небеса, плюнул сатана на твердь земную, и плевок

тот поднял ангел Гавриил с частицею земною, и с тех

пор имеет человек пуп на животе своем≫**.

Глава 36

ИСКРЕННОСТЬ __________МОЛИТВЫ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

И поразились ученики Иисусовы рассказу его о восстании

ангелов против Господа. Тогда сказал Иисус: ≪Истинно

* Согласно Корану, природе ангелов не присуще ослушание повелениям Господа

(см.: 2:34, 7:11, 17:61, 18:50, 20:116).

** Это повествование явно перекликается с мотивами африканской мифологии.

Вероятно, поздняя вставка.

59

говорю я вам, кто не творит молитву, тот грешнее, чем сатана,

и будет страдать в муках великих. Ибо сатана пред

падением своим не видел страха Господня, и не был послан

ему Богом пророк, дабы раскаялся он: но человек знает

ныне всех пророков, кроме Посланника Господня, который

придет после меня, ибо на то Божья воля, и послан я

подготовить путь его. И имея пред собою примеры совершенной

справедливости Господней, человек живет беззаботно

и без страха, как будто и нет Бога. Об этом говорил

даже Давид-пророк: „Сказал безумец в сердце своем, что

нет Господа. Так развращаются они и становятся мерзостны,

и никто из них не творит добра".

Творите молитву постоянно, ученики мои, ибо всегда

надо быть готовым принять волю Господа. Ибо кто

ищет, тот найдет, кто стучится, тому откроется, и кто

просит, тому воздастся. И, молясь, не говорите много

слов, ибо Господь прозревает сердца наши; и сказал Он

через Соломона: „О раб Мой! отдай сердце свое Мне".

Истинно говорю я вам, как истинно то, что Господь

есть на Небесах: лицемеры молятся повсюду, дабы все

видели их и почитали за святых, но сердца их полны

греха, и желают они не того, о чем возносят молитвы

свои. В молитве своей просите Господа о том, чего

жаждет душа ваша, и услышатся мольбы ваши Богом.

Теперь скажите мне: кто пойдет говорить к римскому

наместнику или к Ироду, не рассчитав сначала, к кому

первому из них отправится он и что собирается делать

он? Никто. И если делает так человек, чтобы поговорить

с другим человеком, то что должен сделать он, дабы

говорить с Богом и просить прощения за грехи свои

в то же время, в которое благодарит он Его за все, что

Он дал ему?

Истинно говорю я вам, лишь немногие искренно

творят молитву, и сатана властен над ними, ибо Господу

угодны не те, что почитают Его устами: те, кто в Храме,

устами своими просят о милости, сердца же их взы-

60

вают к справедливости — в точности, как сказал Он

пророку Исаии: „Уведи людей этих, что докучают Мне,

ибо уста их славят Меня, но сердца их далеки от Меня".

Истинно говорю я вам: тот, кто идет молиться без почтения

к Господу, смеется над Ним. Кто сейчас пойдет

говорить к Ироду, стоя спиной к нему, и перед ним говорить

хорошо о Пилате-наместнике, коего ненавидит

он смертельно? Никто. Так же поступает и человек, что

идет на молитву, не подготовившись. Поворачивается

спиной он к Господу и лицом к сатане и говорит хорошо

с ним. Ибо в сердце своем хранит он любовь к беззаконию,

а посему не будет ему прощения. Если некто, сотворив

над вами несправедливость, скажет устами своими:

„Прости меня", а рука его ударит вас, как сможете

вы простить его? Так же и Господь будет судить тех,

кто устами своими говорит: „Господи, помилуй нас",

но в сердце своем хранит грех, будучи исполнен нечестивых

помыслов≫.

Глава 37

МОЛЕНИЕ

И заплакали ученики Иисусовы над словами его, и умоляли

его, говоря: ≪Господи, научи нас "молиться≫! Иисус

отвечал им: ≪Представьте, что сделаете вы, если римский

наместник прикажет казнить вас, и так же поступайте,

когда идете на молитву. И пусть будут слова ваши

таковы: „О Господь, Отец наш, да святится священное

имя Твое, да приидет Царствие Твое в нас, да будет воля

Твоя как на небе, так и на земле; хлеб наш каждодневный

дай нам, Господи, и прости нам грехи наши, как мы

прощаем врагам нашим, и не введи нас во искушение,

но избавь нас от лукавого, ибо Ты один — Господь наш,

чья слава и честь навеки"≫.

61

 

Глава 38

ОБ ОМОВЕНИИ ПЕРЕД МОЛИТВОЙ

Тогда сказал Иоанн: ≪Учитель, позволь нам свершить

омовение, как приказал Господь через Моисея≫. Иисус

спросил: ≪Не думаете ли вы, что я пришел нарушить

Закон или пророков? Истинно говорю я вам,

во имя Бога живого: пришел я не нарушить их, но исполнить.

Ибо всякий пророк соблюдал Закон Божий

и все повеления Господа через других пророков Его.

Говорю именем Господа Живого, пред Которым трепещет

душа моя: никто не смеет нарушать даже малейшее

Его предписание, но если нарушит, то будет таковой

последним в Царствии Божием, а многие и вовсе

не найдут там места. Более говорю я вам: ни единая

черта в Законе Господнем не должна измениться.

Но говорю я вам то, что Господь сказал Исаии, пророку

Своему: „Соверши омовение и будь чистым, удали

нечистые мысли свои с глаз Моих". Истинно говорю я

вам, все воды мира не очистят того, кто в сердце своем

возлюбил грех!

И более говорю я вам: никто не сотворит молитву,

угодную Богу, если не омоется он, но отяготит душу

свою грехом, как язычник. Верьте мне: воистину, тот, кто

возносит молитву Господу как полагается, получит все,

о чем попросит. Помните Моисея, раба Божьего, кто через

молитвы свои покарал Египет, заставив расступиться

воды Красного моря, где утонули фараон и воины его.

Помните Иисуса Навина, который заставил солнце остановить

ход свой; Самуила, поразившего страхом великим

бесчисленное воинство филистимлянское; Илию,

вызвавшего с небес дождь огненный; Елисея, воскресившего

умершего, — и других пророков Господних, чрез

молитву получивших то, о чем просили. Но мужи те не

искали в том ничего для себя, но искали лишь милости

Господа и довольства Его≫.

62

Глава 39

СОТВОРЕНИЕ АДАМА

И спросил Иоанн: ≪Хорошо сказал ты, учитель, но желаем

узнать мы, как человек грешит чрез гордыню

свою≫. Отвечал Иисус: ≪Когда Господь изгнал сатану

и ангел Гавриил очистил твердь земную от дьявольского

плевка, сотворил Господь Бог все, что живет на земле,

тварей земных, небесных и водных, и украсил Он мир

сей всем тем, что есть в нем и поныне.

Однажды сатана приблизился к вратам Рая и, узрев

лошадей, пасшихся там, сказал им, что ежели получит

твердь земная душу, то наложится на них тяжкое бремя

труда, а посему посоветовал он им попрать землю ту, да-

бы не была она более пригодна ни для чего. И вскочили

с мест лошади и понеслись стремительно по земле той,

что покрыта была лилиями и розами. Тогда Господь наделил

духом комок земли той, на которую плюнул сатана

и которую принес Гавриил, ангел Его; и поднялись

с лежбищ своих собаки и лаем своим наполнили лошадей

тех страхом, и бежали они*.

И тогда сотворил Господь человека и дал ему душу,

и пели ангелы небесные: „Да святится священное имя

Твое, Господь Бог наш!" Адам, встав на ноги, увидел

надпись в небе, что сияла на солнце: „Нет богов кроме

Бога, и Мухаммад — Посланник Его".

И раскрыл Адам уста свои и рек: „-Благодарю Тебя,

Господи мой, что снизошел до сотворения меня. Но ска-

жи мне, молю Тебя, что означают слова сии: "Мухаммад

— Посланник Господа"? Были ли люди до меня?"

И сказал Творец: „Приветствую тебя, раб Мой Адам.

Ты .— первый человек с душой и телом, сотворенный

Мною. Тот, чье имя видел ты начертанным на небе, есть

сын твой, что придет в мир сей через много столетий,

Вероятно, одна из апокрифических историй, позднее включенная в текст.

63

и будет он посланником Моим, ради которого сотворил

Я все; ибо принесет он свет в мир сей, когда явится на

землю; его душа пребывает ныне в небесном блаженстве,

ибо задолго до творения мира сотворил Я ее".

И возблагодарил Адам Господа, говоря: „Боже

мой, одари меня надписью этой на ногте каждого пальца

моего". И тогда дал Господь первому человеку надпись

ту на большие пальцы рук его; и начертал Он на

большом пальце правой руки: „Нет богов кроме Бога",

и на большом пальце левой руки начертал Он: „Мухам-

мад — Посланник Господний". И с отеческой любовью

поцеловал прародитель наш слова те и сказал своему

потомку: „Благословен день тот, когда явишься ты

в мир сей".

И сказал Господь: „Нехорошо человеку быть одному".

И послал Он Адаму сон и взял ребро его, что было

ближе к сердцу, заполнив то место плотью. Из ребра того

сотворил Он жену Адаму — Еву. И оставил Он их

хозяевами в саду Эдемском и сказал им: „Вот, даю Я

вам всякую пищу, дабы вкушали вы, кроме яблок и пшеницы.

Бойтесь вкусить их, ибо, преступив запрет Мой,

станете вы нечистыми, покинете Рай и претерпите несчастья

великие".

Глава 40

ИСКУШЕНИЕ АДАМА И ЕВЫ

Безумная ярость охватила сатану, узнавшего об этом,

и притащился он к вратам Рая, и ужасный змий с верблюжьими

ногами и с острыми когтями стоял на страже.

И сказал ему враг: „Дай войти мне в Рай".

Отвечал ему змий: „Как впущу я тебя, когда Господь

повелел прогнать тебя?" Говорил ему сатана: „Знаешь,

как Господь любит тебя? Он поставил тебя охра-

64

нять кучу праха земного, что есть человек! Если впустишь

ты меня в Рай, сделаю тебя таким устрашающим,

что все будут бежать от тебя, и пойдешь ты и будешь наслаждаться

жизнью своею". Сказал ему змий: „Как

пропущу я тебя в Рай?"

И сказал сатана: „Велик ты, а посему разверзни

пасть свою, и войду я во чрево твое, и когда войдешь ты

в Рай, подойдешь ты к тому праху земному, что отныне

расхаживает по земле". И сделал змий по слову его,

и приблизился сатана к Адаму, который в то время спал,

и жене его. И предстал сатана перед женщиной в образе

прекрасного ангела Господнего и спросил: „Почему не

вкушаете вы плодов с этого дерева?" Отвечала она:

„Господь наш сказал, что если вкусим мы от плодов тех,

станем нечистыми и изгонит Он нас из Рая".

И воскликнул сатана: „Не сказал Он вам правды!

Знайте, что Бог злобен завистлив, и не терпит Он равных

Себе, но всех считает рабами Своими. Вот почему

дал Он вам запрет тот, дабы не стали вы равны Ему.

Но если вы последуете совету моему и вкусите от плодов

тех, как вкушаете вы плоды иные, тогда изменится все,

и, как Господь, узнаете вы добро и зло, и будете вы делать

все, что захотите, ибо будете равными Богу".

И сорвала Ева плоды те и съела их, когда же муж

ее проснулся, рассказала ему все, что сказал ей сатана;

и взял он и вкусил от плодов тех, что дала ему жена

его. Но, когда плоды те проходили ко чреву его,

вспомнил он слова Господни и, желая остановить их,

засунул он руку свою в горло свое, где у каждого человека

есть шрам*.

* Это повествование явно перекликается с мотивами африканской мифологии.

Вероятно, поздняя вставка.

3 Евангелие от Варнавы

Глава 41

ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ

И вкусили они от плодов с запретного дерева, и увидели

они, что наги, и, устыдившись, взяли фиговые листы

и сделали одежды, дабы прикрыть чресла свои. Настал

полдень, и явился им Господь, и позвал Он Адама, говоря:

„Адам, почему ты хочешь спрятаться от Меня?" Тот

отвечал: „Господи, прячусь я, ибо жена моя и я наги,

и посему стыдимся мы предстать пред Тобою". Тогда

сказал им Господь: „Кто раскрыл вам невинность вашу,

если не вкушали вы от плодов древа, что сделает вас нечистыми

и не сможете вы оставаться далее в Раю?" Отвечал

Адам: „О Господи! Жена, которую Ты дал мне,

уговорила меня вкусить от плода того, и вкусил я от него".

Тогда Господь сказал женщине: „Зачем дала ты

плод сей мужу своему?" Отвечала Ему Ева: „Сатана обманул

меня, и съела я плод сей". И говорил Господь Еве:

„Как нечестивец проник в сад?" Отвечала Ева: „Змий,

стоявший возле северных врат, привел его ко мне"*.

Тогда Господь рек Адаму: „За то, что нарушили вы

запрет Мой, проклята будет земля в трудах твоих; будет

приносить она сорняки и тернии, и в поте лица своего бу-

дешьты питаться от нее. Помни, что ты еси прах и в прах

возвратишься. А жена твоя в муках будет рожать детей".

И говорил Он Еве: „И ты, что послушала Сатану и дала

плод мужу своему, будешь жить под верховенством

мужа, и будешь ты раба ему, и в муках будешь рожать

детей".

И, позвав змия, велел Господь ангелу Михаилу,

державшему меч Божий: „Изгони нечестивца сего из

Рая и отсеки ноги ему, ибо отныне, если пожелает он ходить,

будет тащить тело свое по земле". Затем призвал

* Ср. с вавилонским мифом о боге, обманутом змеем, и, очевидно, восходящей

к этому мифу аналогичной ветхозаветной историей.

66

Господь сатану, что пришел, смеясь, и сказал Он ему:

„Коли ты, нечестивец, обманул Адама и Еву и сделал их

нечистыми, желаю Я, чтобы все нечистоты, исходящие

из тел их и их потомства, вошли в уста твои, и будешь наполнен

ты нечистотами". Издал сатана ужасающий рык

и сказал: „Если Ты желаешь губить меня постоянно, то

буду я таким, каким должен быть". И сказал Господь:

„Изыди, проклятый, с глаз Моих!"* И сказал Бог Адаму:

„Уходите из Рая и приносите покаяние и не утрачивайте

веры своей, ибо потомки ваши вознесут царство

сатаны среди рода людского. Но верну Я Царство Свое

на землю через Посланника Своего, что придет в назначенный

срок". И сокрылся Господь от Адама и Евы,

и изгнал их ангел Михаил из Рая.

Итак, сатана и Адам согрешили через гордыню

свою, один — из презрения к человеку, другой — из желания

стать равным Богу≫**.

Глава 42

ИИСУС СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ,

ЧТО ОН НЕ МЕССИЯ

И заплакали ученики после речи учителя своего, и опечалился

Иисус, увидав многих пришедших найти его,

ибо первосвященники держали промеж собою совет, как

поймать его во время речи его. И посему послали они левитов

и книжников спросить его: ≪Кто ты?≫

* ≪Изыди с глаз...≫ означает отвержение от милости Всевышнего (раджим).

Это выражение, разумеется, иносказательно и, следовательно, не противоречит

Корану.

** Согласно выводу богословов Ислама, только сатана совершил грех из-за

высокомерия (кибр) и не был прощен, а причиной, побудившей Адама (мир

ему) к ослушанию, была плотская страсть (шахват), и он был прощен Всевышним.

Кроме того, Адам (мир ему) не стремился стать равным Богу.

67

Иисус сказал им: ≪Я не Мессия≫. Спросили они:

≪Ты — Илия, или Иеремия, или кто из древних пророков?

≫ Отвечал им Иисус: ≪Я есмь голос, что возглашает

на всю Иудею: „Приготовьте путь Посланнику Господню",

— как то написано у Исаии≫.

Тогда сказали они: ≪Если ты не Мессия, и не Илия,

и не кто-либо из пророков, почему проповедуешь ты новое

учение и ставишь себя выше Мессии?≫ Иисус же

отвечал им: ≪Чудеса, кои Господь творит руками моими,

суть свидетельство тому, что я говорю то, что угодно

Богу, и не пытаюсь именоваться тем Посланником,

о котором говорите вы сейчас. Ибо недостоин я ослабить

завязки на одеждах или ремни на сандалиях того,

кого зовете вы Мессией. Сотворен он был до меня

и принесет слово истины, так что вера, исходящая от него,

не узнает конца≫.

Левиты и книжники удалились в недоумении и рассказали

все первосвященникам, которые говорили: ≪Дьявол

стоит за спиной его и указывает, что говорить≫.

Тогда сказал Иисус ученикам своим: ≪Истинно говорю

я вам, что начальники и старейшины народа нашего

умышляют против меня≫. И сказал Петр: ≪Не ходи

в Иерусалим≫. И ответил Иисус: ≪Не знаешь, что говоришь,

ибо так нужно, чтобы претерпел я гонения, как

страдали пророки и святые. Но не бойтесь, ибо есть сторонники

наши, как и противники наши≫.

И, сказав сие, отправился Иисус на гору Фавор,

и пошли за ним Петр, Иаков и Иоанн, брат его, вместе

с пишущим строки сии. И воссиял над ним свет великий,

и стали одежды его белы как снег, и просияло лицо

его ярче солнца. И явились Моисей и Илия, и говорили

они с Иисусом о всех бедах, что падут на народ наш

и святой град Господень. И сказал Петр: ≪Господи, благо

—быть здесь. Если пожелаешь ты, сделаем мы три

кущи: одну для тебя, одну для Моисея и одну для

Илии≫. И пока говорил он, окутало их белое облако,

68

и услышал он голос, возвещающий: ≪Се раб Мой, коим

доволен Я; слушайся же его≫.

Преисполнились ученики страхом великим и пали

ниц, как мертвые. И спустился Иисус с горы и поднял

учеников своих, говоря: ≪Не бойтесь, ибо Господь возлюбил

вас и явился ныне, дабы уверовали вы в слова мои≫.

Глава 43

ОБЕТОВАНИЕ ИЗМАИЛУ

Спустился Иисус к остальным ученикам своим,

ждавшим его внизу. И рассказали им те четверо, бывшие

с ним, что узрели они; и ушли они все в тот день потрясенные,

кроме Иуды Искариота, ибо он не верил ни во

что. Сели они с Иисусом у подножия горы и ели дикие

плоды, ибо не было у них хлеба. И сказал Андрей: ≪Ты

говорил нам много про Мессию, теперь расскажи нам

все≫. И поддержали его другие ученики в просьбе сей.

Согласился Иисус и сказал: ≪Всякий трудящийся

трудится ради плодов труда своего, в коих обретет удовлетворение.

А посему говорю вам: Господь, будучи совершенным,

не нуждается ни в чем в удовлетворении

нужд Своих, ибо Он и есть Совершенство. Сотворил Он

прежде всех вещей в мире душу Посланника Своего, ради

которого решил Он сотворить все на свете, дабы все

создания Его находили радость и благословение в Боге.

И пробудит Посланник Его радость в творениях Его,

предназначенных быть рабами Его. А посему спаситесь,

ибо ваш Творец желает сего.

Истинно говорю я вам, каждый пророк, посланный

народу своему, есть знак милости Божией. Но люди,

к коим были они посланы, не видели благодати спасения

в словах их. Но последнему посланнику Господню

в день пришествия его Бог даст все как печать дес-

69

ницы Своей, дабы принес он спасение и благодать всем

народам мира, кои примут учение его. И уничтожит

идолов, и смутит этим сатану; ибо обещал Всевышний

Аврааму, говоря: „Вот, в семени твоем благословляю Я

все народы; и как ты разбил на куски идолов, так поступят

и потомки твои"≫.

И спросил Иаков: ≪О учитель, скажи нам, о ком

пророчество сие? Ибо говорят иудеи: „То Исаак", а ис-

маилиты твердят: „То Измаил"≫. Говорил Иисус:

≪Чьим сыном был Давид и из какого колена?≫ Отвечал

Иаков: ≪Исаака, ибо Исаак был отцом Иакова, и Иаков

был отцом Иуды, из чьего колена был Давид≫. Тогда

рек Иисус: ≪Посланник Господний, что приидет,

из какого колена?≫ Отвечали ему ученики: ≪Из Давидова

≫. Тогда говорил Иисус: ≪Обманываетесь вы, ибо

Давид в видении своем назвал его своим господином,

говоря: „Бог сказал господину моему: сядь одесную от

Меня, пока не заставлю Я пасть ниц врагов твоих. Господь

даст тебе скипетр, дабы царствовал ты среди них".

Если бы последний посланник Господень, коего зовете

вы Мессией, был сыном Давидовым, разве мог бы Давид

называть его господином своим? Верьте мне, ибо

истинно говорю я вам, что обетование дано было Измаилу,

а не Исааку≫.

 

Глава 44


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!