ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РУК В ДИРИЖИРОВАНИИ



В процессе передачи дирижерского замысла исполнителям, движения рук дирижера достигают наибольшей убедительности и эффективности в том случае, когда они самостоятельны в своих действиях. Иными словами, когда каждая рука грамотно выполняет свои функциональные обязанности, о которых было сказано выше.

Синхронное (параллельное) тактирование обеими руками нецелесообразно, утомительно для восприятия и говорит о технической ограниченности дирижера. Синхронное использование обеих рук в дирижировании, как правило, смело применяется при насыщенном общеоркестровом звучании (tutti), и в кульминациях музыкального произведения. Профессиональное распределение функциональных обязанностей рук и их взаимодействие зависят, прежде всего, от индивидуальных способностей дирижера, от характера музыки и конкретных обстоятельств исполнения музыкального произведения.

В зависимости от конкретных обстоятельств, связанных с изложением музыкального материала, правая и левая руки могут поменяться функциями. Левой рукой дирижер может выполнять тактирование, «жесты исполнительской организации», а правой, при этом, применять «жесты образной выразительности». Наиболее часто такой прием применяется в том случае, когда темпо-ритмические трудности, или вступления отдельных оркестровых голосов возникают у инструментов (инструментальных групп), располагающихся в оркестре в зоне действия левой руки дирижера (слева от дирижера). В данном случае левая рука выполняет функцию правой руки эпизодически. Правая рука в это время может так же менять направленность своих действий, помогая левой руке, или действуя самостоятельно.

В том случае, когда внимание дирижера, направленное на проблемы, возникающие в оркестровых группах (голосах), располагающихся слева от дирижера, требуется на более продолжительный период, целесообразнее использовать вариант, исключающий смену функций рук. Иными словами «жесты исполнительской организации» будут традиционно выполняться правой рукой. В данном случае, корпус дирижера необходимо весьма значительно развернуть влево, с целью установления наиболее убедительного зрительно-жестового контакта с музыкантами.

Осмысление и отработка взаимодействия рук в дирижировании приобретают особое значение при исполнении полифонической музыки. Выявление главной темы и ее ведение, взаимодействие с другими голосами, трансформация полифонического звучания в гармонические построения по вертикали, требует от начинающего дирижера серьезной аналитической работы, а также грамотного выбора технических средств и технологических приемов, наиболее эффективно способствующих воплощению полифонии.

Музыкальная ткань бывает настолько многоплановой и разнообразной, может состоять из такого большого количества элементов, что выразить каждый из них, у дирижера нет физических возможностей. Да этого и не нужно делать. Стремление показать буквально все мешает сквозному развитию музыки, размельчает единство формы на элементы, не дает достижения целостности в создании образа. Все детали, как правило, отрабатываются на репетиции, а в концертном исполнении произведения дирижер воздействует лишь на те аспекты исполнительского процесса, которые непосредственно влияют на полное раскрытие авторского замысла, на создание единой формы сочинения и, через формообразование, на раскрытие содержания музыки.

 

 

                                                            ЗАТАКТЫ

 

Затакт – это неполный такт, с которого могут начинаться музыкальные произведения или его части, периоды, предложения, фразы, мотивы. Тяготея к следующему такту, затакт всегда образует с ним неразрывное целое музыкальное построение. Затакты могут начинаться с полной счетной доли такта и с неполной. Затакт, начинающийся с полной счетной доли такта, организуются активным жестом совпадающего звучания. Замах для организации звучания начальной счетной доли затакта берётся из точки предыдущей доли. Так, например, если затакт начинается со второй счетной доли такта, то замах для организации её звучания берется из точки первой счетной доли; если затакт начинается с третей счетной доли такта, то замах для организации её звучания берётся из точки второй счетной доли такта и т. д.

Затакт, начинающийся с неполной счётной доли такта, организуется активным жестом последующего звучания, в котором отсутствует замах, а исходным положением рук дирижера для организации звучания затакта будет начальная стадия стремления счетной доли, с которой будет начинаться затакт. Так, например, если затакт начинается с неполной второй счетной доли такта, то исходное положение рук дирижера для его организации будет начало стремления второй счетной доли такта. Если затакт начинается с неполной третьей счетной доли такта, то исходное положение рук дирижера для его организации будет начало стремления третьей счетной доли такта.                                         

При организации звучяния затакта с неполной счётной доли,  необходимо иметь в виду, что чем короче звучащий момент неполной счетной доли, тем глубже стремление и, наоборот, чем длиннее звучащий момент неполной счетной доли, тем стремление поверхностнее.

Часто перед затактами выставляются паузы равные счетной доли или нескольким счетным долям. В таких случаях эти паузы необходимо отсчитать обозначающими жестами. Характер и темп отсчета пауз, предваряющих звучание затакта, должны соответствовать характеру и темпу начала музыкального произведения.

 

                            ПАУЗЫ В ДИРИЖИРОВАНИИ.

 

 Паузой называется кратковременный перерыв в звучании на определённую длительность или по смыслу содержания музыкального произведения. Существуют паузы, имеющие определённые длительности: целые, половинные, четверти, восьмые, шестнадцатые и так далее.  Но существуют и такие паузы, которые имеют смысловое значение, они называются люфтпаузами – воздушными паузами, которые в нотном тексте обозначаются запятой (,) либо двумя параллельными черточками (//),называющимися апострофами. Паузы имеют драматургическое значение, усиливая эмоциональное состояние музыкального произведения.

Паузы, равные одной или нескольким счетным долям, но в сумме их длительность меньше такта, в дирижировании отсчитываются обозначающими жестами. Обозначающие жесты не имеют побуждающего к звучанию значения, поэтому носят больше статистическую направленность, однако, выполняя задачу усиления эмоциональной стороны музыки, организуются они в характере соответствующем образному содержанию произведения. Паузы, равные одной или нескольким счетным долям и стоящие в начале произведения, психологически вводят слушателя в атмосферу художественного образа, поэтому также отсчитываются обозначающими жестами. А вот паузы в конце произведения, хотя и подчеркивают эмоциональную сторону музыки, но обозначающими жестами не отмечаются, а только выдерживаются по времени до конечной тактовой черты.

Паузы, равные части счетной доли, могут быть выставлены перед звучащим моментом, после звучащего момента и внутри счетной доли, окруженные звучанием. Если пауза, равная части счетной доли, выставлена перед звучащим моментом, то для организации звучания этой доли необходимо использовать атакирующий жест последующего звучания. В этом случае глубина стремления будет зависеть от длительности звучащего момента: чем звучание короче, тем стремление глубже и, наоборот, чем звучание длинней, тем стремление поверхностнее и легче. Характер атакирующих жестов последующего звучания будет зависеть от содержания музыки, темпа и динамики. Паузы, равные части счетной доли, выставленные после звучащего момента или внутри счетной доли, окруженные звучанием, специального выражения в жесте не имеют. Звучание такой счетной доли организуется атакирующим жестом совпадающего звучания, а продолжительность пауз будет зависеть от характера и темпа звучания.                                                                                          

Люфтпауза (воздушная пауза)– короткий смысловой перерыв звучания у всего оркестра, продолжительность которого определяется характером музыки и исполнительским замыслом. Люфтпауза в дирижировании никаким жестом не отмечается, просто перед люфтпаузой звучание снимается, выждав люфтпаузу, звучание возобновляется.

Генеральная пауза – перерыв звучания продолжительностью в один такт или несколько тактов. Она может быть обозначена буквами G. P, но может и не обозначаться. В дирижировании генеральная пауза организуется:                                                                                     

- в быстром темпе - обозначающими жестами отсчетом всех счетных долей;

- в медленном и умеренном темпах - обозначающими жестами откладыванием потактно.

                                      

 

ТЕМП В ДИРИЖИРОВАНИИ

 

Темп (по-итальянски – tempo, от латинского слова tempus – время) – это скорость чередования метрических или счетных долей такта в единицу времени. Темп является одним из важных средств художественно-образной выразительности музыкального произведения и находится в тесной связи с его содержанием и характером. Каждое музыкальное произведение имеет свой темп или темпы, указанные автором и меняющиеся в соответствии с художественными образами, входящими в данное произведение. Поэтому определить верный темп дирижеру помогает глубокое и всестороннее изучение произведения, проникновение в его художественно-образное содержание, его жанровые и стилистические особенности.

Для обозначения темпов существуют специальные термины – adagio, andante, moderato, allegro и т.д. Однако они указывают приблизительный темп исполнения произведения. Для более точного определения темпа музыкального произведения или его части существуют метрономические указания автора (! = 120; ! = 72; ! = 56), которые устанавливают количество метрических или счетных долей в одну минуту.

    Темпы подразделяются на три основные группы: медленные, умеренные и быстрые. К медленным темпам относятся: largo, lento, adagio, grave. К умеренным темпам относятся: andante, andantino, moderato, allegretto. К быстрым темпам относятся: allegro, vivo, vivace, presto, prestissimo.

    В музыке используются три типа темпа: постоянный (устойчивый), постепенно изменяющийся и внезапно изменяющийся.

    Постоянный (устойчивый) темп – это такой темп, который не меняется на протяжении всего произведения или его части. Существует множество музыкальных произведений, где устойчивость темпа является одной из важнейших стилевых и образно-художественных средств выразительности. Танцевальная музыка, строевые марши, ритуальная музыка и музыка для спортивно-массовых мероприятий, небольшие пьесы и отдельные части более крупных произведений требуют от дирижера умения организовать темповую устойчивость в их исполнении. Поэтому воспитание чувства темповой устойчивости является важным вопросом обучения искусству дирижирования.       Перед началом исполнения дирижер внутренним слухом обязан услышать звучание первых тактов произведения и через ритмическую пульсацию музыкального материала установить точный темп. Если в начале произведения отсутствует  пульсация ритма (примером может служить начало увертюры Л.Бетховена «Кориолан» или начало «Неоконченной симфонии» Ф.Шуберта), то нужно представить звучание следующего фрагмента, где она есть. Установив темп в начальном замахе жеста исполнительской организации, дирижеру необходимо следить за тем, чтобы последующие жесты были равны между собой по времени независимо ни от изменения динамики, ни от изменения ритмической основы произведения. 

    Постепенное изменение темпа – это подготовленный переход к новому темпу или кратковременное постепенное изменение темпа в сторону ускорения или замедления. Изменение темпа и ее продолжительность указывается автором произведения в клавире или партитуре. Изменения темпа может происходить в сторону ускорения и в сторону замедления.

    Ускорением называется постепенный переход от более медленного темпа к более быстрому темпу. На ускорение темпа указывают термины: accelerando, stringendo, stretto и другие. Чтобы подчеркнуть постепенность ускорения применяется термин poco a poco. Ускорение темпа может происходить на протяжении разного количества тактов от одного и до нескольких. Важно, чтобы постепенное ускорение осуществлялось естественно, логично и художественно оправдано. В дирижировании постепенное ускорение организуется за счет сокращения времени прохождения междольного замаха. По мере ускорения амплитуда жеста постепенно уменьшается. В том случае, когда в момент ускорения использование равнозначной тактовой схемы становится затруднительно, дирижер обязан перейти  на использование суммирующей тактовой схемы (с четырехдольной тактовой схемы – на двухдольную, с двухдольной – на однодольную).

    Замедлением называется постепенный переход от более быстрого темпа к более медленному темпу. На замедление темпа указывают термины: ritenuto, ritardando, allargando, rallentando и другие. Термин poco a poco подчеркивает постепенность замедления темпа. Как и ускорение, постепенное замедление может происходить разное количество тактов. Мера изменений темпа зависит от ясного представления дирижером соотношения предыдущего и последующего темпов. В дирижировании постепенное замедление организуется через увеличение времени прохождения рукой дирижера отражения. По мере замедления амплитуда жеста постепенно увеличивается. Бывают случаи, когда в момент замедления использование суммирующей или равнозначной тактовой схемы становится маловыразительным. В таких случаях дирижер обязан от использования суммирующей тактовой схемы перейти к использованию равнозначной тактовой схемы, а от равнозначной тактовой схемы перейти к использованию подразделяющей.  Например, с двухдольной  перейти на четырехдольную тактовую схему, а с четырехдольной перейти на восьмидольную или на четырехдольную тактовую схему с дроблением.

    Внезапным изменением темпа называется неподготовленный переход от одного темпа к другому. В дирижировании внезапное изменение темпа организуется междольным замахом. Чтобы внезапно изменить темп, необходимо в последней счетной доле перед сменой темпа, не нарушая ее длительности, изменить скорость междольного замаха в соответствии с новым темпом.

    Часто после темповых изменений в развитии музыкального материала требуется возвращение к прежнему темпу, который был непосредственно перед изменением темпа, или возвращение к первоначальному темпу, с которого произведение начиналось. Возвращение к прежнему темпу обозначается термином - а tempo, а возвращение к первоначальному темпу – Tempo 1. Иногда, в выборе темпа автор полагается на исполнителя или дирижера, тогда в нотном тексте появляются термины – rubato, ad libitum, a piacere и т. д.

 

 

МЕТРОНОМ И ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ

 

    Для определения более точного темпа музыкального произведения существует прибор, который называется метроном. Метроном был усовершенствован венским мастером Мельцелем в 1816 году и нашел широкое применение в музыке. Метроном – это механический прибор в виде четырехгранной пирамиды, внутри которой помещен часовой механизм, приводящий в движение маятник, с помощью которого происходит отсчет метрических или счетных долей такта. На одной из граней находится шкала темпов, где расположены словесные и цифровые указатели темпа. Напротив этой грани помещен маятник в виде металлического стержня, на котором находится подвижный ползунок. От расположения ползунка на стержне зависит скорость движения маятника: чем ползунок ниже, тем скорость маятника быстрее; чем выше, тем медленнее. Поэтому размещение терминов темпа на шкале идет в следуюшем порядке: медленные темпы - вверху; умеренные – по середине; быстрые темпы занимают нижнюю часть шкалы. Помимо словесного указания темпа, параллельно с ними расположены цифровые указатели, которые дают более точное определение темпа и которые устанавливают, какое количество счетных или метрических долей проходит за минуту.

 

 

ДИНАМИКА В ДИРИЖИРОВАНИИ

 

    Музыкальной динамикой называется степень громкости звучания музыкального произведения или его частей. Динамика является одним из сильных эмоциональных и непосредственно воздействующих средств исполнительской выразительности. Динамический уровень звучания всегда определяется содержанием музыкального произведения. Диапазон динамики определяется от ppp до fff, а иногда эти границы еще более расширены. Задача дирижера состоит в том, чтобы глубоко проникнуть в содержание музыкального произведения и на основе художественно-образного представления логически выстроить эффективное использование динамических оттенков. Большое разнообразие динамических оттенков требует различных способов их выражения. В практике дирижирования сложились определенные приемы управления динамикой. Они делятся на три основные группы: приемы выражения устойчивой динамики; приемы постепенного изменения динамики; приемы внезапного изменения динамики.

    Устойчивая динамика – это такая динамика, которая не меняется (или почти не меняется) на протяжении относительно длительного музыкального построения. Она обозначается:

- pianissimo, сокращенно – pp              - очень тихо;

- piano,   сокращенно – p           - тихо;

- mezzo piano, сокращенно –mp              - наполовину тихо;

- mezzo forte, сокращенно – mf    - наполовину громко;

 - forte,    сокращенно – f            - громко;

- fortissimo, сокращенно – ff          - очень громко.

    Устойчивость динамики организуется несколькими способами в технике дирижирования: неизменностью позиций рук дирижера, использованием постоянной широты амплитуды жеста дирижера и неизменностью энергии дирижерских жестов.

    Постепенно изменяющаяся динамика – это приемы плавного соединения различных динамических оттенков. Постепенное изменение динамики может происходить как в сторону увеличения звучности музыкального произведения, так и в сторону уменьшения.

    В нотном тексте изменение динамики отображается следующими терминами:

- crescendo, сокращенно cresc. – усиливая силу звучания; графически ;

- poco a poco crescendo          – мало-помалу, постепенно усиливая;

- diminuendo, сокращенно dim. – уменьшая силу звука; графически ;

- poco a poco diminuendo       – мало-помалу, постепенно уменьшая силу звучания.

 

    В дирижировании постепенное изменение динамики в сторону увеличения громкости организуется путем постепенного увеличения широты амплитуды дирижерского жеста и  перехода рук из более низкой позиции в позицию более высокую. Одновременно происходит постепенное накопление энергии жеста дирижера и, наконец, активно используется взывающий жест левой руки (кисть левой руки обращена ладонью вверх в положении супинации). 

    Организация постепенного изменения динамики в сторону ослабления звучания оркестра организуется обратными действиями дирижера: постепенно уменьшается широта амплитуды дирижерского жеста, из более высокой позиции руки дирижера постепенно перемещаются в более низкую позицию. Происходит уменьшение энергии жеста дирижера, а левая рука используется в положении, приглушающем звучание оркестра (кисть левой руки обращена ладонью вниз в положении пронации).

    Внезапно изменяюшаяся динамика – это динамика, при которой сила звучания оркестра меняется неожиданно без предварительной подготовки и имеет характер контрастного сопоставления громкости звучания музыкального материала. Внезапное изменение динамики бывает двух вариантов: от более слабого звучания к более сильному звучанию и наоборот. В нотном тексте внезапная смена динамики отражается следующим образом:

    p - f, subito forte – внезапно громко; f – p, subito piano – внезапно тихо.                             Внезапное изменение звучания от более слабого нюанса к более сильному нюансу в дирижировании организуется междольным замахом. Замах к более сильно звучащей счетной доле организуется амплитудой, соответствующей силе звучания этой доли. Одновременно в момент организации замаха руки дирижера переходят из более низкой позиции в позицию соответствующую последующему звучанию, левая рука может находиться в положении супинации. Таким же образом организуется и звучание внезапного кратковременного усиления отдельных звуков или созвучий (акцентов или сфорцандо).

    Внезапное изменение звучания от более сильного нюанса к более слабому нюансу также организуется в дирижировании междольным замахом, амплитуда которого соответствует более слабо звучащей счетной доле, а левая рука находится в положении пронации. Однако переход в более низкую позицию, соответствующую последующей силе звучания, необходимо совершить при прохождении руками стадии стремления предшествующей доли.

    Бывают случаи, когда внезапное изменение динамики происходит на счетной доле начинающейся с паузы, когда для организации звучания этой счетной доли применяется атакирующий жест последующего звучания. В этом случае функции замаха берет на себя стремление. Поэтому все изменения, которые происходят в момент внезапного изменения динамики с замахом, теперь будет претерпевать стремление. 

    Оркестровая исполнительская практика дает неограниченные возможности в использовании музыкальной динамики. Мы рассмотрели только основные направления выражения ее в дирижировании, усвоив их, молодой дирижер должен постоянно совершенствовать свои практические навыки в более эффективном использовании динамических оттенков, как могучего выразительного средства.

 


[1] Фактура – есть тот или иной способ изложения музыки. Компонентами фактуры являются: тембр, регистровое положение, голосоведение. К элементам фактуры относят мелодию и сопровождение.

[2] Одним из примеров тому может служить камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под управлением В.Спивакова.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 1365; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!