РАЗНОВИДНОСТИ ЖЕСТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ



 

     Из предыдущей главы нам уже известно, что жесты исполнительской организации несут на себе информацию, связанную с организацией метроритмической основы произведения. Они непосредственно воздействуют на исполнительский ансамбль – на возникновение и прекращение звучания, на артикуляцию, на характер связи между звуками, на темп, агогику, динамику и штрихи. В процессе исполнения музыкального произведения жесты исполнительской организации в зависимости от конкретных задач связаны либо с организацией звучания, либо с организацией пауз. Поэтому в практике управления оркестром сложились определенные разновидности дирижерских жестов исполнительской организации – это жесты активные и жесты пассивные (поддерживающие и обозначающие).

Активными жестами называются жесты, вызывающие возникновение звучания посредством атаки звука. Атака звука может быть в разной степени твердой или мягкой, соответственно, и дирижерские жесты исполнительской организации различаются своей активностью. Возникновение звучания по времени может совпадать с началом счетной доли или не совпадать. Поэтому активные жесты в свою очередь делятся на жесты совпадающего звучания и на жесты последующего (несовпадающего) звучания.

Активные жесты совпадающего звучания, организующие звучание равное полной счетной доле в различных ритмических вариантах состоят из полного дирижерского жеста исполнительской организации, то есть в нем присутствуют все части – замах, стремление, точка и отражение. (См. пример№1) В случае если счетная доля представлена коротким звучанием, то в жесте совпадающего звучания может отсутствовать отражение, так как в данной ситуации надобность в звуковедении отпадает. (См. пример№3) Начало звучания, организованное жестом совпадающего звучания, наступает в момент прихода руки в точку. Если счетная доля состоит из нескольких длительностей, то момент прихода руки в точку совпадет только с первым из группы звуков, входящих в долю. (См. пример№2)

Активные жесты последующего звучания вызывают звучание, которое не совпадает с началом счетной доли. Они состоят из неполного дирижерского жеста исполнительской организации, в них отсутствует замах, а звучание возникает после импульсивно выполненной точки, на отражении. Замах отсутствует по той причине, что он становится лишним, так как для подготовки начала звучания нам требуются только две части жеста исполнительской организации, а в результате смещения начала звучания на отражение он становится третей частью, предваряющей звучание. Поэтому замах изымается из организации звучания, а его функцию берет на себя вторая часть жеста исполнительской организации – стремление, соответственно функция стремления переходит к точке. Жесты последующего звучания применяются в тех случаях, когда на начало счетной доли приходится пауза или начало счетной доли сливается с ранее возникшим звучанием, то есть при организации звучания междольной синкопы.

Поддерживающими жестами исполнительской организации называются пассивные жесты, которые не вызывают звучание посредством атаки звука, а только поддерживают ранее возникшее звучание. Такое звучание может быть представлено двумя вариантами:

- при организации звучания выдержанных звуков;

- при организации легатного перехода от одного звука к другому.

Естественно, что при организации звучания этих вариантов в каждом из них будут задействованы поддерживающие жесты разной активности. Поддерживающие жесты, обеспечивающие звучание выдержанных звуков будут менее активны, а их амплитуда будет выглядеть в виде пульсации кисти, независимо от силы звучания, чтобы не спровоцировать атаку звука или преждевременный переход к другому звуку. Назовем поддерживающие жесты, обеспечивающие организацию звучания выдержанных звуков, поддерживающими жестами меньшей активности.

Поддерживающие жесты, обеспечивающие легатный переход от звука к звуку, будут организованы более активными движениями руки, их амплитуда будет зависеть от силы звучания произведения. Такие поддерживающие жесты будут называться поддерживающими жестами большей активности. В том случае, когда легатный переход от звука к звуку совпадает с началом счетной доли, поддерживающий жест большей активности будет носить название поддерживающий жест большей активности совпадающего звучания или просто поддерживающий жест совпадающего звучания.  Если же легатный переход от звука к звуку будет представлен цепочкой междольных синкоп или линия мелодии будет продолжать свое движение после начала счетной доли, то поддерживающий жест большей активности будет называться поддерживающим жестом большей активности последующего звучания или просто поддерживающим жестом последующего звучания. Момент прохождения точки кистью дирижера в поддерживающем жесте последующего звучания будет идентичен легкому нажиму.  Так как звучание под лигой (совпадающее или последующее) всегда организуется поддерживающими жестами большей активности, то словосочетание «большей активности» в названии жеста можно опустить.

Поддерживающие жесты обоих вариантов (меньшей активности и большей активности) выполняются по тактовым схемам с плавным переходом от одной доли к другой и со сглаженным прохождением точки. Важным фактором в выполнении поддерживающих жестов является умение дирижера движениями рук передать ощущение звуковедения. В исполнительской практике поддерживающие жесты применяются только в сочетании с атакирующими жестами исполнительской организации.

Обозначающими жестами исполнительской организации называются пассивные жесты, которыми отсчитывают или откладывают паузы. По структуре они представляют собой жесты, состоящие из двух частей жеста исполнительской организации: стремления и точки. Если в нотном тексте встретилась пауза, которая по длительности равна одной или нескольким счетным долям, но их сумма меньше такта, то в такой паузе обозначающими жестами отсчитываются все счетные доли. Если же в нотном тексте встретилась генеральная пауза, равная по длительности одному или нескольким тактам, то такая пауза откладывается обозначающими жестами потактно. Однако здесь необходимо сделать некоторую оговорку. В произведениях в медленном и умеренном темпах генеральные паузы откладываются потактно, а в произведениях в быстром темпе целесообразнее отсчитывать все счетные доли.

Обозначающие жесты исполнительской организации отличаются от активных и поддерживающих жестов тем, что не имеют побуждающего к возникновению звучания характера, а лишь фиксируют счетные доли такта или целые такты.

Отчетливое различие между аетивными, поддерживающими и обозначающими жестами исполнительской организации основано на внутреннем ощущении дирижером музыкального произведения и должно соответствовать характеру звучания музыки. 

 

 

               КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ РУК

Дирижер, как руководитель исполнительного творческого коллектива, во время работы над музыкальным произведением, а особенно во время его концертного исполнения является посредником между композитором и оркестром, композитором и слушателем.

Репетиционному этапу работы над музыкальным произведением предшествует предварительная работа дирижера над партитурой. Изучая нотный текст, дирижер постигает композиторский замысел, стилевые и жанровые особенности произведения и, на этой основе, вырабатывает собственное представление звучания данного сочинения. Одновременно, дирижер вырабатывает технологию организации исполнения произведения, а начинающий дирижер и технику дирижирования, позволяющую наиболее убедительным образом раскрыть содержание музыки.

 

К технологии исполнительского процесса можно отнести:

1. выработку точного темпа и темповых авторских соотношений музыкального произведения во время предварительного этапа работы дирижера над партитурой;

2. установление частных и общей кульминаций, агогики и динамики музыки, а так же ее фразировки в контексте с драматургией;

3. грамотное соотношение всех формообразующих элементов и стремление к воссоединению их в единое целое;

4. слуховое представление и реальное достижение жанровых и стилевых особенностей сочинения;

5. определение конкретных технических трудностей и художественных проблем и поиск способов их решения совместно с музыкантами оркестра.

Создание дирижерско-исполнительского плана, осмысление технологических аспектов работы над музыкальным произведением и технических приемов в дирижировании, позволяющих наивысшим образом постичь композиторский замысел и раскрыть содержание музыки, можно назвать дирижерской аппликатурой.

В основе технической оснащенности дирижера лежит координация движения рук.

Координация движения рук есть умение дирижера выполнять руками одновременно функционально самостоятельные и вместе с тем согласованные действия.

В результате дирижерско-исполнительской практики сформировались определенные закономерности движений каждой руки в отдельности и обеих рук в их согласованном взаимодействии. Данные закономерности обусловлены тем, что дирижеру в процессе своей профессиональной деятельности, одновременно, приходится выполнять различные функции и решать технические и художественно- творческие задачи. Отработанные, скоординированные движения рук способствуют более точной, рельефной передаче исполнителям дирижерских намерений с большим информативным объемом и усиливают эстетическую выразительность дирижирования, более результативно воздействуют на исполнительский процесс.

Умение дирижера грамотно скоординировать движения обеих рук является основным компонентом в овладении техникой дирижирования.

Четкая организация скоординированных движений способствует более полному пониманию музыкантами решаемых в процессе исполнения технологических и художественных задач. В этом случае дирижер направляет исполнительский коллектив на те или иные творческие действия, а не статично отражает реальное, уже возникшее помимо его воли, оркестровое звучание.

Навыки координации движения рук приобретаются в процессе обучения дирижерскому искусству и совершенствуются в процессе всей последующей профессионально-творческой деятельности дирижера. Они не возникают сами по себе, спонтанно. Овладение данной составляющей дирижерского мастерства требует и от педагога, и от ученика серьезной, системной, целенаправленной и конкретной учебной работы. Она начинается с определения основных функций для рук дирижера.

ФУНКЦИИ РУК

Дирижерские жесты являются основным средством управления оркестром.

В главе «Дирижерский жест» мы уже ознакомились с жестами исполнительской организации, профессиональными жестами дирижера, непосредственно влияющими на организацию метроритмической основы произведения и исполнительского ансамбля и с жестами образной выразительности, являющимися жестами-символами, взятыми из бытового общения и влияющими на художественную сторону исполнения, на раскрытие образно-эмоционального содержания музыки.

В процессе определения функций рук начинающему дирижеру необходимо помнить о том, что главенствующая роль в руководстве игрой оркестра традиционно отводится правой руке. Ею, в основном, посредством тактовых схем дирижер передает музыкантам метроритмическую основу произведения. 

Правой рукой дирижер держит дирижерскую палочку, которая является продолжением руки дирижера и призвана концентрировать внимание музыкантов и осуществлять выполнение всех технических приемов в процессе дирижирования.

Движения правой руки с дирижерской палочкой, или в случае необходимости без нее, должны быть точными и четкими, рациональными и убедительными, волевыми и динамичными, свободными и эстетичными.

     Левую руку, свободную от дирижерской палочки, дирижер может выключать из тактирования и максимально использовать ее выразительные возможности. Именно левой рукой дирижер, используя жесты образной выразительности, передает художественную и образно-эмоциональную сторону музыкального произведения его драматургию. Действенность этих жестов наиболее эффективна в непременной совокупности с мимикой и использованием дирижерских позиций (более высокая – для «взывающего» жеста, а более низкая – для «приглушающего»). Левой рукой выражают протяженность звуков и аккордов, превышающих длительность счетных долей, обозначаемых правой рукой, а также меняют гармонию. Левой рукой дирижер передает характер звучания, динамику или штрихи. В различных учебных пособиях по дирижированию наиболее обстоятельно рассмотрены «жесты исполнительской организации», жесты же «образной выразительности», вероятно в силу кажущейся простоты в их выполнении, практически не рассматриваются. Как показывает практика, данный вид дирижерских жестов так же вызывает определенные трудности в их техническом воплощении у начинающих дирижеров. Поэтому остановимся на рассмотрении данного вида дирижерских жестов подробнее.

Жесты образной выразительности, выполняемые левой рукой, вызывают у оркестрантов ассоциативные представления. Они заимствованы из бытового общения и выражают наиболее обобщенные понятия, такие как нежность, ликование, трагедийность, пафосность, сентиментальность, мужество, радость, печаль и т.д. Наиболее конкретными жестами образной выразительности являются «взывающий» (кисть левой руки развернута ладонью вверх в положении супинации) и «приглушающий» (кисть левой руки развернута ладонью вниз в положении пронации) жесты.

В своем техническом воплощении «взывающий» жест является наиболее трудновыполнимым для начинающих дирижеров. Естественное стремление вызвать у музыкантов мощное, динамически насыщенное оркестровое звучание, чрезмерно завышенной поднятой левой рукой с раскрытой (взывающей) кистью, делает облик дирижера неэстетичным, искусственно-театральным. Пользоваться «взывающим жестом» необходимо крайне осторожно, предварительно выверив его выполнение с помощью зеркала или изучив видеозапись собственного дирижирования.

Опытные дирижеры, практически, не используют «взывающий жест» при кратковременном изменении динамики (исключение может составлять организация внезапной, контрастной динамики). Наиболее убедительно «взывающий жест» применяется при настойчивом, достаточно долговременном усилении звучности и при наступлении полнообъемного оркестрового звучания. При этом, необходимо проследить, чтобы левая рука, выполняющая «взывающий жест» позиционно находилась несколько ниже правой, пальцы левой руки были собраны, а кисть находилась в положении супинации и своим видом взывала к мощному звучанию или активному усилению звучности оркестра (оркестровой группы). При применении «взывающего жеста» чаще всего используют 3-ю дирижерскую позицию. Однако целесообразнее в выполнении данного приема применение несколько завышенной 2-й дирижерской позиции с обязательным, доминирующим высотным расположением правой руки. Корпус подается вперед.

В техническом плане, выполнение «приглушающего жеста» у начинающих дирижеров не вызывает никаких осложнений. Как правило, для него используется 1-я дирижерская позиция, при этом предплечье максимально приближенно к корпусу дирижера, а кисть находится в положении пронации, пальцы собраны, но без излишнего напряжения. Корпус может быть подан назад.

 

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 619; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!