Замените слово «слопал» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.



1 —(1)Посмотри-ка,—сказал Аким Ильич и таинственно, как фокусник, достал из кармана сырую картофелину. (2)Он подбросил картофелину, а Тузик ловко поймал её на лету и слопал прямо в кожуре.

 

Замените слово «нахальный» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

2 (1)Тузик жалобно поднял вверх лапы, но под его мохнатой бровью светился весёлый и нахальный глаз, готовый каждую секунду подмигнуть.

 

Замените слово «немолчный» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

3 (1)Гудит, дрожит, поёт, заливается над Москвой немолчный разноголосый звон всех голосистых колоколов, льётся сквозь летние рамы окон.

 

Замените слово «чешет» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

4 (1)Дмитрий Котлеткин, мальчик лет четырнадцати, с рыжеватой щетинкой на голове, находился в пансионе на особом положении — выздоравливающего после тифа. (2)Героическое окружало Котлеткина: он еле спасся с отцом от пулемётного обстрела при переправе через Днестр при отступлении белой армии.

— (3)Мы с папкой целый день в камышах пролежали, носом в землю. (4)Нельзя двинуться. (5)А пулемёт знай себе чешет.(6)Рафа холодел, слушая его.

 

5.Замените слово «грёзы» в предложении 3 стилистиче­ски нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

5 (1)Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло.

— (2)Ты опять заснёшь, Николенъка,—говорит маменька, — ты бы лучше шёл наверх.

— (3)Я не хочу спать, мамаша, — отвечаю ей, и неясные, но сладкие грёзы наполняют воображение, здоро­вый детский сон смыкает веки, и через минуту я забы­ваюсь и сплю до тех пор, пока не разбудят.

Замените слово «стремглав» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

6 (1Тёма вдруг ощущает такой прилив радости, что ему хочется выкинуть что-нибудь такое, чтобы все так и ахнули. (2)Он стоит, ищет в уме чего-нибудь подходящее и ничего другого не может придумать, как, стремглав выбежав на улицу, перерезать дорогу какому-нибудь несущемуся экипажу.

Замените слово «вспыхивала» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7 (1)Тёма чувствовал жар в теле, общую слабость, болезненное желание упасть на траву, закрыть глаза и так лежать без движения. (2)Иногда вдруг вспыхивала перед его мысленным взором какая-нибудь мелочь из прошлого, которую он давно забыл. (по Н. Г. Гарину-Михайловскому)

 

Замените слово «всамделишный» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

8 (1)На толкучке купили подарки. (2)Брату—пугач, новенький, красивый, сверкающий металлическим блеском — загляденье, прямо как всамделишный наган. (3)А сестрёнкам какие-то мягкие цветные мячики на резинке. (4)Подёргаешь резинку — и мячик подскакивает то вверх, то вниз.

 

Замените слово «мощный» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

9 (1)На верху башни, в пустом, изогнутом окне были натянуты струны, то есть была устроена так назы­ваемая «Эолова арфа». (2)Когда ветер пробегал по струнам этого своевольного инструмента, струны эти издавали неожиданные и странные звуки, переходившие от тихого густого рокота в беспокойные нестройные сто­ны и мощный гул.

 

Замените слово «неизбежно» из предложения 5 синонимичным общеупотребительным словом. Напишите этот синоним

10(1)Я слышал, как в последний раз, перед отъездом на строительство нового завода, отец уговаривал маму:

— (2)Неразумно оставлять объект без присмотра. (3)Это же наше детище!

— (4)Он тоже наше детище, — возразила мама, указывая на меня. — (5)Если его оставить без присмотра, то неизбежно разразится катастрофа.

ЗАДАНИЕ10

ТЕМАТИКА ПО СПЕЦИФИКАЦИИ: «ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ СО СЛОВАМИ И КОНСТРУКЦИЯМИ, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫМИ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Задание: Найдите предложение с осложняющим синтаксическим компонентом (вводные слова, обращения)

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Но и этот громкий голос пролетел,(1) видимо,(2) мимо сознания Анны Федотовны. Она ждала скрипа задвигаемого ящика,(3) вся была сосредоточена на этом скрипе и,(4) когда наконец он раздался,(5) вздохнула

с облегчением:

– Ступайте,(6) дети. Я очень устала.

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

Вводные слова - это специальные слова или сочетания слов, формально не связанные с членами предложения, не являющиеся членами предложения и выражающие отношение говорящего к высказываемому, указывающие на источник сообщения, на способ словесного оформления мысли, на отношения между отдельными мыслями в речи и т. д.
Вводным словам присуща интонация вводности, выражающаяся в понижении голоса и более быстром их произнесении по сравнению с остальной частью предложения.
Вводные слова могут относиться или ко всему предложению в целом (К счастью, никто меня не заметил), или к отдельным его членам (Наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте). В последнем случае вводное слово ставится непосредственно рядом с тем членом предложения, к которому оно относится.

Функции вводных слов в речи
1. оценка говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.): конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др.
Например: На другой день к обеду, действительно, все сборы были кончены. Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.
Или оценку сообщаемых фактов с точки зрения их обычности: бывает, случается, как водится, как всегда, по обыкновению, по обычаю и др.
Например: По окончании игры спорили, как водится, довольно громко. Я, например, случалось, иду по улице и натыкаюсь на людей.
2. выражение чувств говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.): к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде, странное дело, неровен час, чего доброго, как нарочно и др.
Например: Но, как на беду, в это время подвернулся губернатор. Руки мои, к страшной моей досаде, слегка дрожали, горло сохло.
3. указание на связь мыслей, последовательность изложения: во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того, например, так, таким образом и др.
Например: Стало быть, вы не хотите перейти во владение Троекурову. Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой.
4. указание на приемы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами и др.
Например: Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища. Словом, стал дед Щукарь кучером и конюхом одновременно.
5. указание на экспрессивный характер высказывания: лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря, смешно сказать, сказать по совести и др.
Например: По правде говоря, я не очень рассчитывал на его помощь.
6. указание на источник сообщаемого: по словам, по сообщению, по мнению, по слухам, по сведениям, по-моему, по-твоему и т.п., дескать, мол, по моим расчетам, с точки зрения, как известно и др.
Например: По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути. Знаешь что, Митя, по-моему, тебе нравится эта девушка.
7. привлечение внимания собеседника к сообщаемому, внушение определенного отношения к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость, помнишь (ли), помните (ли), помилуйте, послушайте, согласитесь, заметьте себе, позвольте и др.
Например: Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти. Растолкуйте мне, пожалуйста, что за чудеса такие.
8. вводные слова могут выполнять роль союзов.
Например: Я не знаю, где зарыты Опанаса кости: может, под кустом ракиты, может, на погосте.
Сравните: Я не знаю, где зарыты Опанаса кости: то ли под кустом ракиты, то ли на погосте.Погода была ветреная, ветер, однако, не совсем был попутный. Сравните: Погода была ветреная, а ветер не совсем был попутный.
Правда, обед его состоял из двух или трех блюд, изготовленных отставным солдатом, но шампанское лилось рекою.
Сравните: Хотя обед его состоял из двух или трех блюд, изготовленных отставным солдатом, но шампанское лилось рекою.

Обратите внимание, что

· вводные слова представляют собой слово или словосочетание (кажется, по правде сказать и др.);

· вводные предложения отличаются от вводных слов тем, что имеют грамматическую основу, сравните: по сообщению газет - вводные слова, как сообщают газеты - вводное предложение;

· вводные слова и предложения обобщённо называют также вводными конструкциями;

· вводные конструкции не являются членами предложения и их можно убрать из предложения, не нарушив его целостности, сравните: Эта безлунная ночь, казалось, была так же великолепна. - Эта безлунная ночь была так же великолепна.

· вводные конструкции на письме всегда обособляются, то есть выделяются одной запятой (если стоят в начале или в конце предложения) и двумя запятыми (если стоят в середине предложения). Например: К моему огорчению, он не прислушался к разумному совету. Он не прислушался к разумному совету, к моему огорчению. Он, к моему огорчению, не прислушался к разумному совету.

Обращения

Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или чему обращаются с речью: Паша, это ты?

Обращения обычно выражено именами существительными одушевлёнными, реже прилагательными или причастиями в значении существительных.

Хорошая, любимая, родная , мы друг от друга далеко живём (Щип.).

В языке художественной литературы, особенно в поэтических текстах, используются обращения к неодушевлённым предметам.

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия (Пушкин).

Помни, что обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Обращение не является членом предложения. Обращение выделяется запятыми.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

1. Читаем внимательновсе предложения.

2. Анализируем постановку знаков препинания в предложении.

3. Выделяем все «подозрительные» знаки препинания.

4.  Определяем характер осложнения предложения

ЗАДАНИЯ

1. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Побледнел Сашка,(1) съёжился,(2) облило тело ледяным потом,(3) сдавилось сердце – идёт комбат,(4) конечно,(5) проверять,(6) исполнен ли приказ его!

2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

За ним-то,(1) наверное,(2) и свернул Жора с дороги,(3) и словно услышал Сашка его голос: «Смотрите,(4) ребята,(5) цветок какой! Красота!»

3. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Главы были поставлены,(1) и новёхонькие стены закрасовались,(2) как молодицы на гулянке. Это глазом легко смотреть: глаз-то он,(3) друзья,(4) барин,(5) а рука,(6) конечно,(7) – работница.

4. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Когда мне становится невыносимо больно от воспоминаний,(1) а они не покидают,(2) да и никогда,(3) наверное,(4) не покинут тех,(5) кто прошёл войну,(6) когда снова и снова передо мной встают те,(7) кто пал на поле боя,(8) я думаю о ёлочке,(9) которая растёт в лесу на пне.

5. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Он вскакивал с места и сломя голову выбегал из клacca,(1) хватал пальто и,(2) на ходу попадая в рукава,(3) скрывался за дверью. Куда он мчался? В свою загадочную жизнь, (4) о которой никто, (5) видимо, (6) не имел представления.

6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Кур,(1) правда,(2) тут давно нет. При игре в прятки это было самым укромным местом,(3) а вечером туда вообще заходить боялись. Налево от дорожки – огород. Вернее,(4) это был сад-огород.

7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

И мама показала,(1) как стоят балерины: подтянулась,(2) даже,(3) кажется,(4) выше стала,(5) и одну ступню вплотную приставила к другой,(6) ровно посредине.

8. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Я вспомнил,(1) как отец уходил с ружьём. Яркой вспышкой озарило меня прошедшее,(2) но не забытое мгновение,(3) точнее,(4) чувство: мы с мамой провожаем его до угла,(5) где висит почтовый ящик.

9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Вот и сейчас мать наклеила красивую марку,(1) как в детстве… Они у нас лежали в маленькой длинной коробочке,(2) слева на столе. И мать,(3) вероятно,(4) долго выбирала,(5) пока остановилась на этой – зелёной и красивой.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Через несколько часов в гримёрной сидели семнадцать кошек,(1) несчастные,(2) облезлые,(3) грязные. У одного кота,(4) по-видимому,(5) в драке был выдран клок шерсти, (6) у другого на лапе кровоточила рана.

11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Бывало,(1) проходишь с гостями по музею и слышишь: «А ведь она у вас совсем как Арина Родионовна!» И действительно,(2) она любила Пушкина и всё пушкинское – его бумаги,(3) книги,(4) вещи – особой,(5) материнской любовью.

12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Прочитав вслух моё сочинение,(1) Игнатий Дмитриевич поднял меня с места,(2) долго пристально вглядывался и наконец тихо молвил редкую и оттого,(3) конечно,(4) особенно дорогую похвалу: «Молодец!»

13. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Пётр Петрович Лукин знал математику блестяще и лектором был превосходным. Ходили,(1) однако,(2) слухи,(3) что на экзаменах он отличался свирепостью. Студенты заранее боялись сессии,(4) поэтому относились к Лукину с почтительно-вежливой опаской.

14. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Наташка взяла жестяную банку с червями и, (1) заглянув внутрь, (2) презрительно сказала: – Разве это черви? Вот у тёти Марьи на огороде… И вывалила наших червей в глубоченную яму, (3) приготовленную для силоса. Мы с Мишкой ахнули: этих червей мы, (4) может, (5) с полчаса копали у конюшни.

15. В приведенных ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) при вводном слове.

Подойдите ближе,(1) и вы услышите,(2) как звучит картина. (6) Ваш слух,(3) несомненно,(4) уловит музыку весны. (7)Звон капели(5), журчание воды в проталинах,(6) шорох ветвей берез,(7) грачиный гомон.

16. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

– Хочешь драться? Бей, (1) я один здоровый. Они раненые. А его отец, (2) – высокий кивнул на очкастика, (3) – рядом с твоим, (4) может, (5) лежит.

17. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Яровой поднял голову, (1) и лётчики увидели его глаза… И каждый подумал в ту минуту, (2) что, (3) очевидно, (4) такими они бывают, (5) когда Яровой ид ѐ т на цель на своём самолёте и жмёт на гашетки, (6) обрушивая на врага снаряды и бомбы…

18. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.   

Но и этот громкий голос пролетел, (1) видимо, (2) мимо сознания Анны Федотовны. Она ждала скрипа задвигаемого ящика, (3) вся была сосредоточена на этом скрипе и, (4) когда наконец он раздался, (5) вздохнула с облегчением: – Ступайте, (6) дети. Я очень устала.          

19. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

– Хорошо,(1)– скажете вы,(2) – в темноте,(3) конечно,(4) можно слушать пение или музыку,(5) но непонятно,(6) как актёры ухитрялись разыгрывать спектакли в ночном лесу.

20. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при обращении.

Государь ты наш Владимир Андреевич,(1) я, (2) твоя старая нянька,(3) решилась тебе доложить о здоровье папенькином. (Пушкин).

Повторение

1. Словосочетание СЮРПРИЗОМ ОСЕНИ из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Я долго стоял неподвижно, любуясь этим необыкновенным сюрпризом поздней осени. (Е.Носов)

 

2. Словосочетание ПАДАЕТ БЕЗЗВУЧНО предложения 2 построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

(1) Тяжёлые шапки снега склонили вниз ветви. (2) Снег падает с них совершенно беззвучно, оставляя вмятины на белоснежной пелене под деревьями. (М.Зверев)

 

3. Словосочетание НА ПРИВОКЗАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

На маленькой привокзальной площади - стоянка такси. (Г.Адамов)

 

4. Словосочетание С НЕОХОТОЙ СКРЫЛИСЬ из предложения 3 построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ.

(1) Невдалеке несколько песчанок бойко рыли песок. (2) Селевин подошёл к ним ближе. (3) Зверьки с большой неохотой скрылись в норки при его приближении. (М.Зверев)

 

5. Словосочетание БЕНЗИНОВЫЙ ЗАПАХ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Бензиновый запах осел на асфальт жирным слоем. (Р.Погодин)

 

6. Словосочетание ИСПУГАННО ОТДЁРНУЛ из приведённого ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Крышка прикрывала довольно глубокую яму, в которой были уложены длинные свёртки из мешковины. Лёшка потрогал верхний и испуганно отдёрнул руку. (Э.Дубровский)

 

7. Словосочетание В ЗАРОСЛЯХ ВЕРЕСКА из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

У самого края леса в зарослях болотного вереска блеснуло озерко с тёмной водой цвета крепко заваренного чая. (Е.Носов)

 

8. Словосочетание БЕЗЖАЛОСТНО ВЫРЫВАЛИ из приведённого ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Лесники безжалостно вырывали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками. (К.Паустовский)

 

9. Словосочетание С ЗАВИСТЬЮ ПОСМОТРЕЛ из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ.

С завистью посмотрел Шарад на маленькую девочку, которая, забыв всё на свете, пронзительно свистела в только что купленный красный свисток. (А.Беляев)

 

10. Словосочетание ЖЕСТЯНУЮ КРУЖКУ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

В руке Нюрка держала старую жестяную кружку, которая всегда висела на березке у ручья. (Ю.Коваль)

 


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 439; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!