КРАТКАЯ ИСТОРИЯ МЕТОДА КРОВОПУСКАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ МЕДИЦИНЕ
В.А.Тарнуев, Г.Т Намсараева
КРОВОПУСКАНИЕ
В ТРАДИЦИОННОЙ
ВОСТОЧНОЙ
МЕДИЦИНЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящее время, повсеместно, отмечается значительный рост интереса к лечебным методам традиционной восточной медицины, сложившимся на протяжении тысячелетий в Китае, Индии, Тибете, Японии, Монголии. Последние этнологические исследования показали, что восточная медицина имела большую территориальную и временную распространенность и оказалась наиболее разработанной не только на практическом, но и на традиционном теоретическом уровне, что способствовало ее быстрой адаптации, к современным условиям. В нема-, 'лом, распространению лечебных методов восточной медицины в настоящее время способствует и наметившееся в последние годы неуклонное повышение стоимости лечебно-диагностического оборудования, лекарств и наличие у многих из них побочных действий. Некоторые, доказавшие свою высокую эффективность методы восточной медицины пользуются большой популярностью среди *врачей и больных. Они применяются практически во всех разделах клинической медицины. Это относится прежде всего к иглоукалыванию, на основе которого, с помощью "комплексных изысканий созданы самые разнообразные методы и новейшие технические способы воздействия на активные точки, объединенные в отдельную лечебную систему — рефлексотерапию. Их отличает безвредность, относительная простота, способность дополнять и даже заменять некоторые современные методы лечения. Признанным преимуществом методов рефлексотерапии является их способность воздействовать на весь организм, стимулируя его защитно-компенсаторные и приспособительные механизмы, нормализуя тем самым измененную реактивность.
|
|
Наряду с иглоукалыванием, активно изучаются и лекарственные средства восточной медицины. В несколько меньшей степени, в научных трудах, уделяется внимание массажу и прижиганию.
Однако, древняя восточная медицина с приоритетным значением в ней Китая, как результат непрерывного культурного .развития на протяжении, по меньшей мере, последних трех с лишним тысяч лет, далеко не исчерпана и таит в себе еще многие методы, приемы и средства лечения, которые требуют изучения. Признавая мощное воздействие Срединного государства на окружающие земли в области медицины, не следует недооценивать и роли других, не менее оригинальных медицинских систем, например, тибетской. Как и в традиционной китайской медицине, в традиционной тибетской медицине, закрепленный в письменном слове поток информации передавал на протяжении столетий конкретные методы, приемы и предписания, а также достаточно сложные теоретические построения. И там, где европейская медицина, основанная на научном анализе, делала первые шаги в осмыслении целостных представлений о функционировании организма, в Тибете уже были накоплены в буддийских канонах многие пласты запечатленных знаний по медицине. В настоящее время многими специалистами и исследователями признана необходимость изучения богатейшего многовекового опыта традиционной тибетской медицины, определены направления научной и научно-организационной деятельности. Учеными Бурятского научного центра СО РАН ведется работа по переводу и расшифровке канонических текстов традиционной тибетской медицины. Расшифрованы некоторые важнейшие теоретические положения, описаны многие диагностические приемы и методы лечения. Таким образом, созданы все предпосылки для изучения и внедрения в клиническую практику наиболее обоснованных в теоретическом плане методов лечения. Вниманию читателей представляется метод традиционного восточного кровопускания, где рассматриваются его китайский и тибетский варианты.
|
|
ТРАДИЦИОННАЯ ВОСТОЧНАЯ МЕДИЦИНА В БУРЯТИИ
|
|
Лечебный метод кровопускания известен человечеству с давних времен. По свидетельству исторических хроник кровопускание существовало задолго до появления медикаментозных методов лечения и его использовали при лечении многих заболеваний в древней медицине почти всех народов.
Традиционная же восточная медицина привнесла в современную лечебную практику пять немедикаментозных методов лечения:
— иглоукалывание
— кровопускание
— прижигание
— лечебные ванны
— массаж
Рассматриваемое нами кровопускание основывается на многовековом, бережно сохраняемом опыте народов и занимает достойное место в восточной системе врачевания. Дошедшие до наших дней классические медицинские сочинения древнего Китая "Хуанди нейцзин", "Сувень", "Шанханьлун" содержат первые обобщающие сведения о кровопускании, в них приводятся примеры о его положительном лечебном воздействии при многих заболеваниях. Однако, как свидетельствует дальнейшая хронология, кровопускание в старой китайской медицинской практике использовалось нечасто и строго по показаниям.
Как известно, развитие медицинских знаний в разных странах во многом определялось условиями жизни и отражало уровень развития общества. Так, характер климата, особенности питания, преимущественный род занятий населения формировали определенную нозоологию заболеваний в разных, регионах. Изучение основ медицины в странах Центральной Азии (Тибет, Монголия, Бурятия) показывает, что именно там, под влиянием разнообразных факторов среды и условий жизни в структуре общей заболеваемости, сложились те анатомоклинические формы заболеваний, которые определили возникновение и дальнейшее развитие лечебного метода кровопускания.
|
|
Традиционная тибетская медицина в том виде, в котором она известна в настоящее время, во многом складывалась под влиянием буддийской религиозно-философской системы. В VIII в. н. э. в Тибете буддизм был принят в качестве государственной религии и началось его проникновение во все сферы жизни. Утверждение буддизма знаменовалось повсеместным проповедованием его учений и многочисленными переводами религиозной литературы, в составе которой были широко представлены и. сочинения по индийской медицине. Создатели индийских медицинских трактатов связывали зарождение своей науки с богами. Считалось, что творцами медицины и первыми врачами были боги, и небесные духи и возникла она в мире раньше человека, а принесли ее на землю и распространили мудрецы. Дальнейшее развитие этих идей оформило представление о том, что медицина одна из пяти наиболее важных областей знаний, и даже более того, медицину стали считать сердцем буддизма. Божественное происхождение медицины выделяли и тибетские авторы, что способствовало быстрому росту популярности индийских традиций в медицине и почитанию их у народа. Однако, предшествующие принципы врачевания в самом Тибете, сохраняя и укрепляя традиции ранее ассимилированной китайской медицины, одновременно развивали и свои собственные концепции. В X в. начался закономерный процесс слияния теоретических и практических концепций медицинских систем Индии и Китая с положительным опытом тибетских врачей. Это послужило основой для создания своей специфической медицинской системы, которая представляет собой комплекс наиболее ценных фрагментов теории, своеобразных методов диагностики, средств и приемов лечения, сложившихся под влиянием лучших традиций медицины Индии, Китая и Тибета.
Известному тибетскому врачу Ютог-Йондан-гонпо (1112—1203) удалось систематизировать накопленный опыт в четырехтомном трактате "Чжуд-ши" (Четыре основы). За исключением представленных элементов фольклора и мифических текстов, изложенных якобы богами, "Чжуд-ши", как установлено современными исследователями, является стройной системой знаний, основанной на творческом синтезе, в основном, индийского трактата "Аштанга-хридая-самхита" и китайского трактата "Сома-раджа" с существовавшей к тому времени тибетской системой медицинских знаний.
Трактат "Чжуд-ши" получил широкое признание, на •протяжении столетий и до наших дней он является каноническим источником тибетской медицины, на основе которого создаются многочисленные медицинские труды по интерпретации различных вопросов теории и практики.
Известно, что тибетская медицинская система заимствовала некоторые методы и средства лечения из китайской медицины без существенной трансформации. Это относится к иглоукалыванию и прижиганию, причем эти методы были приняты без особой ревизии, исходя из их практической значимости и особого совершенства теоретико-методологических принципов (Дашиев Д. Б., 1988). Разработку кровопускания как лечебного метода, как явствует из трактата "Чжуд-ши" и последующих многочисленных комментариев к нему, следует отнести уже к тибетской традиции. Основанное на многократно проверенном опыте, кровопускание в тибетской медицине существовало как отдельная лечебная система с присущи-. ми только ей теорией и практикой. Кровопусканием успешно лечили многие заболевания. В трактатах сохранились прекрасно иллюстрированные атласы кровопускания с описанием 77 основных и 13 дополнительных точек на сосудах для выведения так называемой "плохой" крови. Применялось кровопускание и в народной медицине Бурятии. Принято считать, что к XIII—XIV вв. здесь началось проникновение буддизма. Известно, что буряты принимали его постепенно. Исторические факты свидетельствуют, что приобщение народа к буддийской религии способствовало формированию общественного строя, духовно-нравственных и культовых традиций. Постепенно укрепляясь, буддизм (бурханай шажан) оказывал благоприятное влияние на все сферы жизни, способствуя 'распространению грамотности, литературы, а также научных и медицинских знаний. За сравнительно короткий ' исторический период буддийское учение и вместе с ним егоэлементы, в том числе и тибетская медицина, претерпевает превращение в подлинно народную, и как считают историки, национальную религию. Тибетская медицина в составе буддизма несла бурятскому народу идеи реального знания. Позднее, в XVI—XVIII вв. начали создаваться буддийские монастыри (дацаны), при которых начали работать специально обученные медицине монахи (ламы-эмчи)*. При крупных монастырях открываются различного рода богословские школы, в том числе медицинские (мамба). Бурятские ламы-эмчи, как свидетельствуют летописи, были образованными людьми, они хорошо владели теорией и практикой медицины и достаточно эффективно оказывали медицинскую помощь. Для лечения заболеваний они использовали многочисленные методы и приемы, разнообразные лекарственные средства. При этом они использовали знания, полученные не только при изучении тибетских источников, но и собственный опыт. Среди них работали ламы-манрамбы, получившие длительную подготовку в соответствующих монастырях Тибета и Монголии и выдержавшие своеобразную систему экзаменов на первую степень учености. Позднее стали практиковать и ламы-лхарамбы, обладавшие высшей степенью учености. Благодаря их деятельности достаточно успешно развивалась народная медицина Бурятии.
Для лечения определенной группы заболеваний ламы-эмчи (Ламы-эмчи — в европейском понятии — лекари) широко использовали тибетское кровопускание, сначала применяя для этого подручные средства, а в более поздний период — специально изготовленный для этого инструментарий (рис. 1).
Рис. 1. Набор инструментов для кровопускания, принадлежащий бурятскому лекарю (19 в.): 1 — хануур длиною пять пальцев (вид сбоку и сверху); 2 — хануур длиною шесть пальцев (вид сбоку и сверху).
Народная память сохранила многочисленные свидетельства об эффективности кровопускания, о совершенном искусстве и особом мастерстве проведения процедуры. Следует особо подчеркнуть, что кровопусканием лечили почти все острые формы заболеваний. Оно служило как бы средством оказания неотложной помощи при состояниях, угрожающих жизни. Об этом свидетельствуют многочисленные факты вскрытия сосудов в области головы, лица, шеи и даже в полости рта. Видимо, оказывалась помощь при состояниях, соответствующих по современным представлениям, к примеру, гипертоническим кризам, астматическим состояниям, эпилептическому статусу, тяжелым течениям инфекционных заболеваний, острым отравлениям и т. д. Одновременно кровопусканием лечили и многие другие заболевания, сочетая его с лекарственным лечением, прижиганием, массажем и лечебными ваннами (табан аршан). Причем последние два метода применяли в периоде выздоровления, что позволяет отметить соблюдение принципов комплексности и этапности в лечении. Бурятские ламы-эмчи рассматривали кровопускание и как элемент профилактической медицины. Например, рекомендовалось всем здоровым людям ежегодно проводить "очищающее" кровопускание в конце весны или в начале лета, в период цветения пырея ложнопырейного (дурба) или гребенчатого (рамбу).
Таким образом, традиционное тибетское кровопускание стало неотъемлемым элементом народной медицины Бурятии. Однако, в 30-х годах, в связи с закрытием дацанов и преследованием лам, этот метод был забыт и фактически не применяется до последнего времени.
Начавшееся в наши дни возрождение этнокультурных традиций бурятского народа побудило нас предпринять попытку к возрождению и исследованию эффективности
этого древнейшего метода лечения. В связи с этим, приводятся данные традиционной и современной научной литературы по вопросу кровопускания, предпринята попытка рассмотреть этот метод с позиции современных представлений. В работе отражены результаты клинической апробации метода в отделениях республиканского госпиталя ветеранов войны и Центра восточной медицины МЗ РБ.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ МЕТОДА КРОВОПУСКАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ МЕДИЦИНЕ
С точки зрения современной медицины кровопускание (missio sanguinis) — это выведение с лечебной целью из кровеносной системы определенного количества крови путем проведения венепункции или веносекции на конечностях.
Будучи известным со времен Гиппократа, кровопускание долго имело прочный статус панацеи чуть ли не от всех заболеваний. Особенно широко применяли его в европейской медицине. Считалось, что кровопускание вызывает заметные объективные изменения и благоприятные субъективные явления у большинства больных. К началу XIX в. популярность кровопускания была особенно велика, его лечебные эффекты связывали с выведением из организма "ядовитых" веществ. Однако, чрезмерное увлечение этим методом не замедлило обернуться и отрицательными моментами. Большие, до 2000 куб. мл., объемы выводимой крови, необоснованное расширение показаний значительно снизили его лечебную ценность и кровопускание стало использоваться реже (Pierre С. А. Zouis, 1835 цит. [119]). Способствовало этому также появление и использование новых лекарственных веществ. К концу ХЦ( в. большинство исследователей и клиницистов стали относиться к кровопусканию критически. Метод был признан эмпирическим, с физиологической точки зрения малообоснованным, а его лечебная ценность сомнительной.
В начале XX века некоторый интерес к кровопусканию вновь возрос в связи с возможностью использования его как метода терапии некоторых неотложных состояний, например, при гипертонических кризах, судорожных состояниях, эклампсии беременных и др. (Garrison F. Н., 1913 цит. [119]). Кровопускание начали изучать в эксперименте и в клинических условиях. Показания к его применению получили некоторое научное объяснение. В частности, была установлена зависимость лечебного действия кровопускания от объема выводимой крови. Небольшие объемы выводимой крови оказывали раздражающее действие на неспецифические защитные системы организма. Большие объемы, снижая количество циркулирующей крови, вызывали снижение артериального, внутрикапиллярного и венозного давления. Но клинический эффект снижения давления был кратковременным из-за быстрого восстановления объема циркулирующей крови за счет гидремии, возникающей как результат включения механизмов, обеспечивающих постоянство гомеостаза.
В целом, как было показано в исследованиях, кровопускание понижало вязкость крови, удлиняло время ее свертывания, вызывало перераспределение воды, электролитов и форменных элементов. Эти эффекты оказывали благотворное действие на физиологические механизмы центральной и региональной гемодинамики. Клинический эффект кровопускания заключался в улучшении общего состояния, уменьшении головных болей и головокружения, и в купировании или нивелировании ведущего клинического синдрома (Коняев Б. В., Салищев В. Э., 1980). Отмечаемая в большинстве случаев кратковременность лечебных эффектов, а также угроза возникновения опасных осложнений при кровопускании вновь ограничили его использование в европейской медицине. Однако, время не раз показывало нам, что старые методы врачевания с трудом сходят со сцены — "пока человечество будет заниматься вопросами лечения заболеваний, терапевтическая ценность кровопускания будет оставаться на повестке дня и проблема будет считаться актуальной, открытой для обсуждения" (Risse G. В., 1979). Более того, многие врачи считают, что метод кровопускания в XX в. демонстрирует стабильность и значительный консерватизм лечебной практики в европейской медицине (Scharf-billig С., 1953; Ramsay С. A., et all., 1974).
Таким образом, кровопускание, хотя и применяется редко, продолжает оставаться в кругу лечебных методов и за рубежом, и у нас в „стране. В настоящее время кровопускание назначается преимущественно в случаях индивидуальной непереносимости некоторых гипотензивных препаратов, при гипертонической болезни, геморрагическом инсульте, отеке легких.
В последнее время/благодаря широкому распространению и использованию общей теории функциональных систем, накоплен большой материал, показывающий значение и применение физиологических процессов регулирования и саморегулирования в клинике, установлена взаимозависимость их нервных, гуморальных и других компонентов.
Четко обозначены функционально-структурные компоненты систем гемос таза и кровообращения, установлены механизмы регуляции их функций. Подчеркнута их высокая реактивность, высокая степень изменчивости и компенсации
В этой связи представляется вполне очевидным повторное обращение исследователей к старым идеям и показаниям кровопускания, но уже с позиций новых научных представлений и с помощью новых методов исследования.
Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 320; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!