Глава 6: Август 1983 – Июль 1984 7 страница



       Оглядываясь в прошлое, отметим, что 1986 год был одним из самых важных в карьере Металлика, кроме того самым трагичным. “Master Of Puppets” и записывающие сессии предыдущего года, которые привели к этому альбому, представили членов группы Металлика на самом высоком уровне развития, даже если их последующие работы могли стать ещё более сложными.

       Джеймс подтвердил эти слова несколько лет спустя: “Думаю, что этот момент был в какой-то мере стал вершиной развития группы с Клиффом Бёртоном…несколько хороших песен, записанных в нужное время. Вот что произошло, понимаете? Не было вложено никаких дополнительных соображений. Мы просто делали то, что считали нужным – играли свою любимую музыку. Всё это отображает определённое время в истории. Это было что-то вроде конца эры Клиффа Бёртона в Металлика, что по сути печально, но вместе с тем очень важно. И возможно “Master Of Puppets” был той пластинкой, с которой ассоциируют себя ранние фанаты группы…После этого альбома всё изменилось. В нём есть какая-то чистота и просто посыл типа “иди на хер, мир”. И мы не были, я думаю, слишком подвержены влиянию всей этой грандиозности Металлика…мы находились на стадии роста”.

       Первые три месяца наступившего года Металлика провели в длительных объяснениях, что они выросли, развились или изменились тем или иным образом, что в свою очередь означало, что их фанаты не были до конца уверены в том, чего ожидать от их новой пластинки. Оглядываясь в прошлое, становится очевидным, что группа претерпевала изменения во взглядах, что обычно случается, когда внезапный шаг вперёд к зрелости сопровождает успех.

       Всё это заставило группу чувствовать себя более чем неуверенно, как объяснил позже Ларс. “Мы сходили с ума от того, как быстро развиваются события. Это не то же самое, как если бы мы пять лет зарабатывали в клубных кругах то, что нам причиталось. Именно так и было – мы играли кавер-версии, писали собственные песни, и вдруг мы едем с гастролями по Америке, записываем пластинку. Нам было по 19 лет, и вдруг мы оказываемся на волне успеха. Мы чувствовали себя несколько неуютно как музыканты и композиторы…Всё это заставило нас уйти достаточно далеко, к “Master of Puppets”…в направлении, когда мы пытаемся доказать сами себе: ‘Мы сделаем все эти хитрожопые сторонние вставки, чтобы доказать, что являемся талантливыми музыкантами и композиторами’”.

       Ситуация ещё больше осложнялась из-за бесконечных жалоб, которые члены Металлика слышали от тех фанатов, которых беспокоил новый курс группы на совершенствование. Как известно, Клифф и его одногруппники стали мишенями для обширной критики от нетерпимых фанатов за включение баллады ‘Fade To Black’ на “Ride The Lightning” двумя годами ранее. Эта критика лишь усилилась с годами, направленная на Металлика» теми, кто жаждал сырой агрессии “Kill ‘Em All”.

       Спустя два десятилетия это сочетание сноббизма и ностальгии стало влиять на музыкантов всё меньше и меньше. Однако возвращаясь в 1986 год, когда им было чуть больше 20 лет, колкости воспринимались довольно тяжело. “Подростки подходят и говорят, а почему вы не запишете ещё один “Kill ‘Em All”? И я отвечаю: ‘Да, мне тоже нравится этот альбом. Но наша музыка им одним не ограничивается’. Мы до сих пор можем сыграть его живьем, и когда мы играем его, мы именно это и хотим сказать, чувак. Но эти песни уже есть в нашем трек-листе. И будут всегда, пока жива группа. Но если сидеть и тревожиться о том, понравится ли людям новый альбом, и из-за этого сочинять определённые песни, всё это закончится тем, что ты станешь писать для кого-то. Но мы все разные. Если бы все были одинаковыми, это была бы тоска смертная” – вздыхает Джеймс.

       Всё осложнялось тем фактом, что Металлика, по мнению многих обозревателей, считалась богатой, успешной группой в 1986 году, хотя правда была несколько иной. Клифф в перерывах между турами и записывающими сессиями всё ещё жил в семейном доме в Кастро Уэлли, тогда как остальные три члена группы жили в “Особнячке Металлика” в Эль Серрито, уже три года после переезда. Доход потихоньку начинал расти, благодаря месяцам, проведённым в турне, которые Металлика выдерживала ежегодно, но впечатление, что они в чём-то были состоятельными, некорректно.

       Фактически, не считая турне, стиль жизни членов Металлика по существу остался тем, каким и был всегда. По возвращению Джеймса и Ларса домой в Эль Серрито, разгул продолжился, как будто и не прекращался вовсе. Кёрк рассказывает мне об “Особнячке Металлика”: “Это был полный дурдом, потому что Джеймс, Ларс и Марк Уитейкер жили там и устраивали ночные пивные вечеринки. Каждый, а кто-то даже с родителями, кто интересовался Металлика, приходил туда, принося с собой ящик-другой пива, и безусловно парни не отказывали никому из гостей, приносивших подарки в виде алкогольных напитков”.

       Те, кто знал Металлика лично, считают забавным, что слава или судьба могли изменить их. Как рассказывает старый учитель бас-гитары Клиффа Стив Доэрти: “Раньше выходила местная газета под названием “Bay Area Music” или сокращенно “BAM”, и заметки о них иногда мелькали на её страницах. Однажды я прочёл заголовок, гласивший: ‘Испортит ли успех Металлика?’ с фотографией группы на кухне с пустыми бутылками повсюду. Один из членов группы сообщил: ‘Ну, теперь я ем «Stouffer» вместо «Swanson», ссылка на бренд телевизионных обедов, которые стоят на 50 центов дороже прежних’”.

       Стив продолжает: “Я слышал, что группа Клиффа стала покорять вершину за вершиной, и что у них выходят альбомы. Мне часто говорили в магазине: ‘Ваш ученик знаменит’, а я отвечал: ‘Я поверю в это, когда он перестанет ездить на своём старом Фольксвагене’”.

       Идея их богатства раздражала Джеймса и Ларса. Обвинения в том, что они отошли от своих корней ради роскошной жизни были не тем, что они хотели услышать. Позже Ларс отвечает: “Люди смотрят на Металлика и начинают ‘Вот это бля по-настоящему’. Они знают, что это реально. А не сфабриковано кем-то. Это не продукт. Это реальные люди, которые пишут реальные песни, и когда их что-то бесит, у них возникают определённые ощущения, и они записывают их на бумагу и пишут музыку, не беспокоясь о том, какими будут долбаные последствия”.

       Джеймс: “Один из часто задаваемых вопросов сейчас: ‘Эй, парни, а вы правда богаты?’ Да кому какая разница? Иметь деньги, быть частью всего этого сводит меня с ума. Я люблю находиться там, где большинство людей не смогут меня найти, делать что-то самому или просто быть с хорошими друзьями в глуши, разбив лагерь или за бутылочкой пива или что-то ещё. У меня много времени на то, чтобы подумать, для чего всё это вообще и что делает тебя счастливым…Существует много вещей, о которых люди напрочь забыли, они так заботятся о том, чтобы выглядеть хорошо, когда их видят в нужных местах, играют в некую долбаную игру. Я очень устал от всего этого. Это не имеет ничего общего с реальной жизнью, с ощущением, что ты живой”.

       Даже Кёрк, обычно самый спокойный участник группы, имеет для ответа несколько едких слов на предмет предполагаемой роскошной жизни Металлика. “Люди забывают, с чего мы начинали. Мы жили очень, очень бедно. Единственное, когда у меня были деньги, так это когда мы были в пути и нам платили суточные (ежедневные денежные суммы на траты). Помню, как в первом турне мы получали десять баксов в день по выходным и семь баксов в день шоу, а на концертах нас кормили бесплатно…Деньги – это не панацея против того, что тебя раздражает или с чем ты не согласен. Они всего лишь являются гарантией твоей сохранности, если ты попадешь в тюрьму, это всё, для чего они нужны. Деньги – это далеко не средство от всего. С их помощью можно привлечь больше внимания к себе, но это всё, для чего они нужны”.

       Несмотря на множество протестов от фэнов, желавших, чтобы Металлика продолжала писать простые песни вроде ‘Whiplash’, группа настаивала на том, чтобы придерживаться выбранного направления ради общего блага. Ларс всё ещё придерживался основных мотивов развития группы, как он сам говорит. “Когда я собрал группу, я просто хотел играть, меня возбуждала уже одна мысль о том, чтобы быть в группе. Никогда не было разговоров типа ‘Давайте сделаем эту вещь большой’ или что-то вроде этого, это был просто выход, способ ухода от ежедневной скуки. К тому же всё это было просто весело”.

       “Собрать группу вместе и полноценный состав уже первое достижение” – продолжает Ларс. “Затем вы играете вместе песни, записываете демо, потом альбом. Всё это происходило в течение последних четырёх лет. Теперь мы играем перед большим количеством людей и продаём больше альбомов, но я думаю, что в нашей музыке содержатся те же основные компоненты, что и тогда, основные из которых – мы играем музыку, которую хотим играть, пишем песни, которые хотим писать, занимаемся всеми этими делами так, как считаем нужным. Положительный момент в том, что деловые люди видят, что Металлика в одиночку хорошо ведёт свой бизнес, поэтому нет необходимости вмешиваться или пытаться что-то изменить. Мы сами этим занимаемся”.

       Благодаря Клиффу музыкальная палитра Металлика стала в семь раз масштабнее той, что была пару лет назад. Ларс намекнул на музыкальную широту планирующегося к выходу третьего альбома Металлика: “Думаю, нам удалось расширить и пуститься в различные направления… Нам нравится играть быстро, нам нравится играть медленно, время от времени нам нравится быть мелодичными, нам нравится быть немелодичными, нам нравится использовать нотки интеллектуальности в музыке. Я полагаю, что мы стараемся избежать столько очевидностей, сколько возможно, потому что во многом для нас это испытание”.

       Что до самого Клиффа, то он преимущественно оставался безмолвным по мере приближения этого монументального альбома. Кажется, ему было гораздо проще выразить себя посредством собственной музыки и выступлений. И всё это без чрезмерного проявления эгоизма. Ларс объясняет это лучше. “Клифф был абсолютно честен к себе и людям вокруг” – говорит он. “Клифф ненавидел всю эту чушь, связанную с пребыванием на пьедестале почёта”. И тем не менее, альбом, обрушившийся на нас весной 1986 года, оказал такое влияние, что Клифф и его группа не могли не быть вознесены на вечный пьедестал – нравилось им это или нет.

 

 


Глава 10: «Master Of Puppets»

 

 

       Что бы ни говорили, лишь некоторые альбомы могут реально претендовать на звание лучших в жанре трэш-метал. Меньшая часть фэнов могут назвать альбомы “Bonded by Blood” группы «Exodus», “The Legacy” группы «Testament», “Darkness Descends” группы «Dark Angel», “Rust In Peace” группы «Megadeth», “Among The Living” группы «Anthrax» или не совсем очевидный выбор в виде “Pleasure To Kill” группы «Kreator». Однако два альбома, за которые голосует абсолютное большинство как за лучшие в жанре, это “Master Of Puppets” группы Металлика и “Reign In Blood” группы «Slayer». Говорят, что вторые альбомы обеих групп – “Ride The Lightning” и “Hell Awaits” также претендуют на высокую позицию при составлении списка значимых трэш-винилов. Две эти группы были впереди всех остальных.

       Соперничество между “Master Of Puppets”[50] и “Reign In Blood”[51] было предметом детального обсуждения долгие годы, когда каждому из этих альбомов в большей или меньшей степени равенства присваивался статус номер №1 в тех или иных ситуациях. Однако по существу оба альбома отличны друг от друга, как с точки зрения бас-гитариста, так и в других аспектах.

       Основной стиль – агрессивный метал, часто сыгранный на безжалостно высокой скорости на обеих пластинках тот же самый, по крайней мере, так на бумаге. Однако звучание, техника и атмосфера песен абсолютно различны. “Reign” полон убийственной скорости и злобы, “Puppets” более продуманный, многослойный альбом, полный эпических композиций и виртуозного музыкального мастерства, большая порция которого прямо или косвенно исходила от Клиффа и его глубокого музыкального образования.

       “Думаю, можно честно сказать, что мы повзрослели музыкально, если не ещё как-то за последние три года” – смеялся Клифф в одном редком интервью, которое он дал в то время. “Сейчас гораздо больше поставлено на карту” – добавил он. “Каждый человек, с кем мы сотрудничаем, блестяще выполняет свою работу на общее благо. Всё идёт хорошо”. “Запись альбома получилась не такой профессиональной, как мы планировали” – сказал он, – “на неё ушло много времени; мы не слишком хорошо планировали своё время, однако песни были очень хорошими и то, что в итоге у нас получилось – весьма достойная работа”, однако результаты работы говорили сами за себя.

       К тому моменту Клифф сменил свою рабочую гитару “Рикенбакер 4001”, на которой он играл с 70-х годов на “Aria Pro II SB1000” с чёрной отделкой и позолоченной начинкой. Он также играл на “Элембик”, выборе Стэнли Кларка, но как он объяснил: “Некоторое время назад у меня был “Элембик”, которым я был очень доволен до тех пор, пока его не украли! Если кому-нибудь попадётся чёрная бас-гитара с огромным чипом на обратной стороне гитары, рядом с грифом, скорее всего это моя, поэтому…просто пришлите её мне”. Существует совсем немного фотографий, на которых он играет на этом басу: он известен использованием двух инструментов, “Рики” и “Эриэ” – небольшое количество гитар для такого уважаемого музыканта. Кто знает, на чём бы он стал играть в будущем?

       Теперь музыкальное оборудование Клиффа основывалось на усилителе и кабинетах Mesa/Boogie. “Я приобрёл несколько кабинетов 4x12 для них и несколько 1x15, изготовленных на заказ” – объяснил он. “Первоначально они были 1x15, набитые в коробку с 4x12”. Судя по всему, это было сделано по эстетическим причинам, просто следуя 4x12, на которых играли Кёрк и Джеймс.

       Приобретите экземпляр альбома “Master Of Puppets”, в идеале на виниле, или в ещё большем идеале на двойном виниле 45 оборотов в минуту, и в первую очередь вы будете потрясены иконической обложкой и стикером, который содержали многие издания альбома. Стикер Металлика высмеивает недавно образованное в то время печально известное “Parental Music Resource Center”[52] и их предупреждающие о нежелательном содержании стикеры. Надпись на стикере Металлика гласила: “Единственной композицией, которую вам, возможно, не захочется слушать, является ‘Damage, Inc’, вследствие многочисленного использования постыдного слова на букву F[53]. Во всех остальных песнях такие слова, как ‘Shits’[54], ‘Fucks’[55], ‘Pisses’[56], ‘Sucks’[57], ‘Cunts’[58], ‘Motherfuckers’[59] и ‘Cocksuckers’[60] не встречаются”.

       Несмотря на панковскую безмятежность, в музыкальном плане на альбоме нет ничего подросткового или бунтарского, да и сама запись сделана на весьма достойном уровне. Флемминг Расмуссен и Металлика продолжили процесс совершенствования звука, от сырого звука “Kill ‘Em All” к “Ride The Lightning”, создав широкоформатный, тёплый звук, который идеально подошёл многообразию различных структур песен.

       Этот обширный, но не чрезмерный звук стал результатом работы Флемминга и микширования, сделанного опытным Микаэлем Вагенером в Калифорнии. Как сообщил Клифф: “Мы хотели, чтобы звук был достаточно сухим (без реверберации), потому что именно тогда звук получается очень плотным. Микаэль Вагенер смикшировал альбом, и каждый раз, когда мы заглядывали для того, чтобы послушать результат, он успевал добавить большое количество реверберации практически на всё. Мы тут же сказали: ‘Это неправильно, убери реверберацию с гитар’. Звук был действительно убогий. Реверберация была бесполезна в быстрых песнях, она придавала им слащавый оттенок. Нам не нужен был перепродюсированный альбом, поэтому мы сказали ему, что нам нужно, чтобы альбом звучал сухо и плотно, как можно ближе к нашему живому звуку”.

       Чистый, современный звук альбома, кажется, подошёл амбициям Металлика в том, чтобы стать группой мирового класса. Клифф сообщил: “Когда я только начинал, я решил, что посвящу свою жизнь музыке…у меня это неплохо получалось. Представляю, что в мире много людей, которые посвятили свои жизни музыке и не достигли желаемого успеха. Я имею в виду, что на это влияет множество факторов, но есть один главный – нужно полностью посвятить себя этому, практически жениться на музыке, вот что нужно сделать, и не отвлекаться на посторонние вещи, которые тебе предлагает жизнь”. Думаю, вы понимаете, что именно отношение “всё или ничего” вдохновило всю группу, сделав Металлика полностью современной группой музыкантов, прекрасно осознававших, что они делают.

       Те читатели книги, кто знаком с “Master Of Puppets”, помнят, какими было ощущения при первом прослушивании вступления к первой песне, ‘Battery’[61]. Её акустическое вступление и последующая чудовищная стена риффов являются подтверждением музыкального образования, полученного Металлика.

       Слои гитарных гармоний по-классически изысканны и эпичны в своих амбициях, гитары выделяются на записи. Бас Клиффа практически неотделим от звуков инструментов остальной части группы, не считая отдельных моментов, когда Джеймс играет и зажимает аккорд, предоставляя Клиффу место для восьмых и шестнадцатых нот. Кроме этих мгновений звук ‘Battery’ – это звук в высшей степени талантливой слаженной групповой игры.

       То же можно сказать и об одноимённой песне альбома, для которой Джеймс написал свои первые строки о социальных проблемах, в данном случае о наркотиках. Гарольд Оймэн рассказывает, что вдохновением к этой песне является, по крайней мере частично, фанат из района Залива, Рик Бёрч. “Его увлекала скорость” – говорит Гарольд. “Строчка из “Master Of Puppets” – “приготовь свой завтрак на зеркале” это ссылка к нему, когда он заезжает на минутку к себе домой. Если бы не он, я бы и половину музыки, которую слушаю сейчас, не открыл для себя. Печально, что Рик Бёрч позднее умер от СПИДа. Он умер примерно во времена “Black Album”. Ларс и Джеймс ходили в больницу навещать его. Когда всё начиналось, всё это казалось чем-то неизведанным, не потому, что многие люди умирали тогда от этого или что-то в этом роде. Мы воспринимали это как шутку, а потом это вдруг случилось с Риком, что привнесло отрицательный налёт в эту песню”.

       Клифф обожал “Master Of Puppets”. “Моя любимая песня – это “Master”, которую я считаю лучшей песней Металлика на данный момент. Тексты песен становятся гораздо лучше…всё в какой-то мере улучшается. Мы развиваемся”. Он продолжил: “Большая часть песни посвящена рассказу о том, что происходит, когда люди становятся зависимыми от наркотиков, но лично я считаю, что повелитель всего этого – судьба. Вот так всё и происходит. Смотреть на поставщиков наркотиков как повелителей – значит смотреть на проблему слишком узко. Потому что они всего лишь продают свой товар. Я не очень уверен в том, с какой точки зрения Джеймс на это смотрит. Это он автор этой песни. Когда ты наблюдаешь за всем этим, становится понятно, что каждый получает почву под ногами. Кто бы ни был на поле сражения, только они могут предотвратить то, что их используют в своих целях”.

       Джеймс подтвердил тематику песни в интервью журналу «Thrasher». ““Master Of Puppets” в основном описывает наркотики, когда всё переворачивается с ног на голову: вместо того, чтобы контролировать то, что ты принимаешь и делаешь, наркотики начинают решать за тебя. Что-то вроде, я пошел на вечеринку в Сан-Франциско, там все эти придурки ширялись, а у другой девчонки была ломка”.

       Однако он подчеркнул, что его тексты песен не стремятся отразить общеизвестные истины, к которым могут примкнуть поклонники Металлика или столкнуться с отлучением от церкви. “Все эти больные люди пытаются внедрить весь этот обширный символизм в музыку и тексты песен, которые они слушают” – сказал он. “Тексты песен, которые я пишу, по большей части пишутся для себя. Я не говорю людям, как думать. Типа ‘Если ты не веришь в том, что я делаю, значит ты не настоящий фанат Металлика’ и всякое дерьмо в этом роде”.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!