Часть IV . Образные основы сознания: ординарного
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
На данный момент в библиотеке MyWord . ru опубликовано более 2000 книг по психологии. Библиотека постоянно пополняется. Учитесь учиться.
Удачи! Да и пребудет с Вами.... :)
Сайт www.MyWord.ru является помещением библиотеки и, на основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений размещенных в данной библиотеке, в архивированном виде, категорически запрещен.
Данный файл взят из открытых источников. Вы обязаны были получить разрешение на скачивание данного файла у правообладателей данного файла или их представителей. И, если вы не сделали этого, Вы несете всю ответственность, согласно действующему законодательству РФ. Администрация сайта не несет никакой ответственности за Ваши действия./
HARRY T. HUNT
ON THE NATURE OF CONSCIOUSNESS
COGNITIVE, PHENOMENOLOGICAL, AND TRANSPERSONAL PERSPECTIVES
Yale University Press New Haven and London
Гарри ХАНТ
О ПРИРОДЕ СОЗНАНИЯ
С когнитивной, феноменологической и трансперсональной точек зрения
Издательство АСТ Издательство Института трансперсональной психологии Издательство К. Кравчука Москва 2004
УДК 159.9 ББК88.6 Х19
Harry T. Hunt
ON THE NATURE OF CONSCIOUSNESS
Cognitive, Phenomenological, And Transpersonal Perspectives
1995
Издатели благодарят Владислава Ильина,
|
|
чья финансовая помощь и дружеская поддержка
сделали возможной публикацию этой книги.
Перевод с английского Александра Киселева Научный редактор кандидат философских наук Владимир Майков
Подписано в печать 23.03.2004. Формат 60x90 Vie Усл. печ. л. 29,40. Тираж 3 000 экз. Заказ № 1720
Хант Г.Т.
Х19 О природе сознания: С когнитивной, феноменологической и трансперсональной точек зрения / Г.Т. Хант; Пер. с англ. А. Киселева. — М.: ООО «Издательство ACT» и др., 2004. — 555, [5] с.
ISBN 5-17-022758-2
Каково соотношение между мистическим опытом и обыденным сознанием, между принципами современной физики и механизмами восприятия у всех передвигающихся существ, между нашим человеческим самосознанием и более первичной чувствительностью простейших организмов? Эта книга посвящена исследованию сознания в диапазоне от представлений античной Греции до экспериментальной нейропсихологии и эмпирических традиций интроспекции и медитации.
УДК 159.9 ББК88.6
© Harry Т. Hunt, 1995
© Институт трансперсональной психологии, 2004
© Издательство К. Кравчука, 2004
© Оформление.
ООО «Издательство ACT», 2004
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие к русскому изданию (В.П. Зинченко)......................... 11
Предисловие автора..................................................................... 16
|
|
От автора....................................................................................... 21
Часть I . Сознание в контексте: психология, философия, культура ....................................................................................... 25
1. Самый фундаментальный или самый ошибочный
из эмпирических вопросов: Что такое сознание? .................... 27
Сознание и его противоречия ............................................... 27
Место сознания в психологии
и его фрагментарная история ................................................ 30
Направления дальнейших исследований............................. 34
Преобразования сознания как первичные данные
для когнитивной теории..................................................... 34
«Высшие состояния сознания» и социальная наука:
возобновление диалога между наукой и религией ........... 37
Сознание и физическая метафора.......................................... 40
Вокруг сознания, с разрешения «Оксфордского словаря
английского языка» ............................................................. 41
Некоторые философские огбворки в отношении
понятия сознания: Виттгенштейн и Хайдеггер ............... 53
2. Познавательная способность и сознание .............................. 60
Возобновление спора о сознании: вторичный побочный
продукт или фундаментальная способность? .................. 60
Система сознательной осведомленности
|
|
и ее многообразные проявления ........................................ 68
Когнитивное бессознательное: отдельная система
или прото-сознание? ........................................................... 73
Переживание когнитивного бессознательного:
микрогенез осознания ......................................................... 79
«Поглощенность» непосредственным состоянием
как размерность индивидуальных различий.................... 88
Часть II . Сознание, мозг и организм: Насколько много нейрофизиология может рассказать нам о сознании?......... 93
3. Сознание как эмерджентное качество: неуместность специфической нейрофизиологии ............................................. 95
Эмерджентный холизм Сперри............................................. 96
Концепции синтеза и самоорганизации
как эмерджентных свойств нервной системы.................. 98
Холономия (закон целого) ...................................................... 98
Коннекционизм ........................................................................ 101
Нелинейная динамика и теория хаоса ................................. 104
Искусственный интеллект: функции сознания как
эмерджентные качества рекурсивного вычисления........ 108
Джеймс Гибсон и экологический строй:
примат восприятия .............................................................. 114
Объемлющий зрительный ряд Гибсона................................. 114
Две системы восприятия: «непосредственное
|
|
восприятие» по Гибсону и «распознавание».................... 121
Сознание и мир у Гибсона, Хайдеггера и Лейбница ........... 123
4. Сознание как локализованное: Нервные зоны конвергенции и система сознательной осведомленности....... 128
Локализация функции: объяснение
или конкретное воплощение? ............................................ 128
Пенфилд и таламо-ретикулярная система ........................... 132
Эдельман и Тулвинг: «вспоминаемое настоящее»
и его лимбическая локализация......................................... 135
Самосоотносительное сознание............................................ 140
Газзанига: традиционный примат языка
в противовес правополушарному сознанию ..................... 140
Гешвинд: межмодальное преобразование,
самоосведомленность и многообразие
символических форм............................................................ 144
5. Сознание животных: возникновение первичной чувствительности у простейших и самосоотносительного сознания у высших приматов..................................................... 159
Возобновление споров о сознании у животных ................. 159
Первичная осведомленность у подвижных организмов .... 163 Отражение первичной чувствительности у простейших ... 167
Потенциал действия нейрона как движение простейших ... 171 Возникновение самосоотносительных познавательных способностей у высших обезьян........................................ 179
Часть III. Феноменология сознания........................................ 189
6. Уильям Джемс и поток сознания: метафора снаружи,
зеркало внутри.............................................................................. 192
Идея феноменологии у Джемса и ее
множественное влияние...................................................... 192
Поток сознания как само-преобразующий диалог ............. 197
Поток как метафора — поток как реальность..................... 205
Неразделимость сознания и мира
в поздних работах Джемса................................................. 205
Метафора................................................................................ 206
Реальность .............................................................................. 210
Внутренние и внешние отражения динамики потока
и турбулентности................................................................. 218
Архетипы опыта: метафора или мир? .................................. 221
Часть IV . Образные основы сознания: ординарного
и неординарного, древнего и современного........................... 225
7. Синестезия: внутренний лик мысли и смысла ..................... 227
Разрешение Вюрцбургского спора: мысль
как синестезия...................................................................... 227
Противоположная позиция: синестезии как
до-символический феномен ............................................... 239
Межмодальные слияния в ге'ометро-динамических
паттернах образов и жестов ............................................... 248
Опыт «белого света» и сходные состояния:
межмодальные или до-сенсорные? ................................... 254
8. Множественность образов: феноменология и некоторые ограничения лабораторных исследований................................ 259
Современные исследования образов.................................... 259
Образ как восприятие или суждение: спор, который
выиграли все стороны ......................................................... 261
Зрительные образы и обращения гештальта: решающая
проверка или разные формы образности? ........................ 266
Из чего сделаны сновидения: множественность
образов сновидений............................................................. 269
Абстрактные образы: еретическая революция ................... 274
Некоторые следствия метафорически-образной теории символического познания...................................... 282
9. Sensus Communis: история межмодальной теории разума ... 286
Аристотель и sensus communis : неопределенность
и отрывочность ранних представлений ............................ 287
«Мысль сердца» в романтизме: восстановление
sensus communis в качестве воображения......................... 295
Происхождение sensus communis :
феноменология сознания в древнегреческой
и древнеиндийской мысли.................................................. 300
Древнегреческая феноменология обыденного ума.............. 300
«Ум как таковой» в Греции и Индии: вертикальная
ось сознания, связывающая сексуальность
и духовность, время и вечность ........................................ 303
Значение и следствия: примат опыта
и его периодическое восстановление................................ 308
Часть V. Надличностный опыт и рефлексивность человеческого существования ................................................. 313
10. Когнитивная психология надличностных состояний........ 315
Опыт присутствия и открытости
как сложная синестезия...................................................... 315
Тонкое тело или тело воображения при шизофрении, в классической интроспекции, биоэнергетике и медитации.......................................................................... 317
Осознание сущности у А. X. Алмааса: измерение присутствия-открытости и его связь с дилеммами в ощущении самости ........................................................... 330
Измерение присутствия-открытости и его связь с символическим познанием и объемлющим строем Гибсона .................................................................... 336
Кое-что, требующее разъяснения: критические вопросы с позиций когнитивной, психоаналитической и трансперсональной психологии . 338
11. Хайдеггер, буддизм махаяны и объемлющий
строй Гибсона: Логос чувствительности .................................. 347
Поздний Хайдеггер и буддизм махаяны:
параллельные феноменологии Бытия ............................... 349
Хайдеггер ................................................................................. 349
Буддизм махаяны как феноменология человеческого
существования..................................................................... 353
Сближение понимания присутствия-открытости
у Хайдеггера и в буддизме ................................................. 358
Некоторые различия между Хайдеггером и
медитативным буддизмом — с Гибсоном
в роли посредника ............................................................... 362
Место истории ....................................................................... 362
Отношение человеческих существ
к присутствию-открытости ............................................ 363
Место животных: объемлющий строй
как матрица присутствия-открытости ........................ 364
Присутствие-открытость как сострадание:
проективный анимизм или само-осознание Бытия? ....... 369
Часть VI . Сознание и реальность ............................................ 375
12. Сознание как время ............................................................... 377
Восприятие и стрела(-лы) времени: пульсации
и течение, появление и исчезновение ............................... 378
Co-зависимое порождение живого времени
и самосознания в символическом познании .................... 383
Феноменология: общий поток времени и сознания.............. 383
Когнитивные исследования сознания времени:
время как момент, время как поток................................. 385
Переживание времени в презентативных состояниях ....... 388
Околосмертный опыт и Вечность: мнение прагматика..... 394
13. Сознание как пространство: физика, сознание
и примат восприятия ................................................................... 400
Сознание и квант: некоторые конкурирующие варианты ... 402 Физика и сознание: метафора и колеблющаяся граница
между сознанием и миром.................................................. 407
Пространства-времена восприятия как первоисточник
современной теоретической физики ................................. 411
Представление опыта: некоторые взаимные ограничения
в теоретической физике и теоретической психологии ... 414 Топологии жизненного пространства: несопоставимости
в изобразительном представлении опыта......................... 416
Топологическая психология Левина и ее ограничения.......... 416
Динамика изменения в жизненном пространстве
и теория катастроф .......................................................... 419
Граница между жизненным пространством
и чужеродной оболочкой как двойной тор ...................... 421
Восприятие, мир, вселенная.................................................. 427
Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!