Иосиф Бродский. Бегство в Египет.



ЕВАНГЕЛЬСКИЕ СОБЫТИЯ. ПОЭТИЧЕСКИЕ ПЕРЕЛОЖЕНИЯ.

В. Бенедиктов. Благовещение

 

Кто сей юный? В ризе света (риза – одежда)

Он небесно возблистал (возблистал – воссиял)

И, сияющий, предстал (предстал – явился)

Кроткой Деве Назарета: (Назарет,— город, где произошло Благовещение)

Дышит радостью чело, (чело – лоб)

Веют благовестью речи, (благовесть – благая весть)

Кудри сыплются на плечи,

За плечом дрожит крыло.

 

Кто сия? Покров лилейный (сия – эта)

Осеняет ясный лик, (лик – лицо)

Долу взор благоговейный (долу – вниз; взор – взгляд)

Под ресницами поник; (поник – опустился)

Скрещены на персех руки, (перси – грудь)

В персех сдержан тихий вздох,

Робкий слух приемлет звуки: (приемлет звуки – слышит)

«Дева! Сын Твой будет Бог!»

 

Этот юноша крылатый –

Искупления глашатай, (глашатай – вестник)

Ангел, вестник торжества,

Вестник тайны воплощения, (воплощение – рождение Бога Иисуса Христа как человека, в человеческой плоти)

А пред ним – полна смиренья –

Дева, Матерь Божества.

 

Лев Мей .То были времена чудес...

 

То были времена чудес,

Сбывалися слова пророка,

Сходили Ангелы с небес.

Звезда катилась от Востока.

Мир искупленья ожидал –

И в бедных яслях Вифлеема,

Под песнь хвалебную Эдема,

Младенец дивный воссиял,

И загремел по Палестине

Глас вопиющего в пустыне...

1855 год

Иосиф Бродский. Сретение

Анне Ахматовой

Когда Она в церковь впервые внесла

Дитя, находились внутри из числа

людей, находившихся там постоянно,

Святой Симеон и пророчица Анна.

 

И старец воспринял Младенца из рук

Марии; и три человека вокруг

Младенца стояли, как зыбкая рама,

в то утро, затеряны в сумраке храма.

 

Тот храм обступал их, как замерший лес.

От взглядов людей и от взора небес

вершины скрывали, сумев распластаться,

в то утро Марию, пророчицу, старца.

 

И только на темя случайным лучом

свет падал Младенцу; но Он ни о чем

не ведал еще и посапывал сонно,

покоясь на крепких руках Симеона.

 

А было поведано старцу сему

о том, что увидит он смертную тьму

не прежде, чем Сына увидит Господня.

Свершилось. И старец промолвил: "Сегодня,

 

реченное некогда слово храня,

Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,

затем что глаза мои видели это

Дитя: он - твое продолженье и света

 

источник для идолов чтящих племен,

и слава Израиля в нем".- Симеон

умолкнул. Их всех тишина обступила.

Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

 

кружилось какое-то время спустя

над их головами, слегка шелестя

под сводами храма, как некая птица,

что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

 

И странно им было. Была тишина

не менее странной, чем речь. Смущена,

Мария молчала. "Слова-то какие..."

И старец сказал, повернувшись к Марии:

 

"В Лежащем сейчас на раменах твоих

паденье одних, возвышенье других,

предмет пререканий и повод к раздорам.

И тем же оружьем, Мария, которым

 

терзаема плоть Его будет, Твоя

душа будет ранена. Рана сия

даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко

в сердцах человеков, как некое око".

 

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед

Мария, сутулясь, и тяжестью лет

согбенная Анна безмолвно глядели.

Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

 

для двух этих женщин под сенью колонн.

Почти подгоняем их взглядами, он

шагал по застывшему храму пустому

к белевшему смутно дверному проему.

 

И поступь была стариковски тверда.

Лишь голос пророчицы сзади когда

раздался, он шаг придержал свой немного:

но там не его окликали, а Бога

 

пророчица славить уже начала.

И дверь приближалась. Одежд и чела

уж ветер коснулся, и в уши упрямо

врывался шум жизни за стенами храма.

 

Он шел умирать. И не в уличный гул

он, дверь отворивши руками, шагнул,

но в глухонемые владения смерти.

Он шел по пространству, лишенному тверди,

 

он слышал, что время утратило звук.

И образ Младенца с сияньем вокруг

пушистого темени смертной тропою

душа Симеона несла пред собою,

 

как некий светильник, в ту черную тьму,

в которой дотоле еще никому

дорогу себе озарять не случалось.

Светильник светил, и тропа расширялась.

 

Л. Бутовский. Симеон Богоприимец.

Ему Господне было обещанье:

"Дотоле старцу дня кончины не видать,

Пока не сбудется о Деве предсказанье".

И точно, Симеон три века ждал,

Пока Предвечного Младенца созерцая,

В день Сретенья Его со страхом не приял.

Минута та была торжественно святая!

Маститый, праведный, трехвековой старик,

При виде Господа сияющего Лика,

От полноты души вознёс во храме клик:

- По слову Твоему я отхожу, Владыко!

В путь с миром Твоего раба Ты отпустил;

И древнего греха искоренив отравы,

Свет откровения язычникам явил!

 

Константин Льдов. Волхвы.

В сиянье звёздном к дальней цели

Спешит усердный караван;

И вот, леса зазеленели,

Засеребрился Иордан,

Вот, башни стен Ерусалима,

Громады храмов и дворцов, -

Но горний свет неугасимо

Зовёт всё дальше мудрецов.

Струит звезда над Палестиной

Лучи прозрачные свои...

Вот, над уснувшею долиной

Гора пророка Илии.

Всё ниже, ниже свет небесный,

Вот, Вифлеем – холмов гряда...

И над скалой пещеры тесной

Остановилася звезда.

Лучи небесные погасли;

Янтарный отблеск фонаря

Чуть озаряет ложе – ясли

Новорожденного Царя.

Волхвами вещий сон разгадан,

Открылся Бог Своим рабам.

И смирну, золото и ладан

Они несут к Его стопам.

Младенец внемлет их рассказам.

Небесный луч им светит вновь:

В очах Христа – предвечный разум,

В улыбке – вечная любовь.

 

И.А. Бунин. Бегство в Египет

 

По лесам бежала Божья Мать.

Куньей шубкой запахнув младенца.

Стлалось в небе божье полотенце,

Чтобы ей не сбиться, не плутать.

 

Холодна, морозна ночь была,

Дива дивьи в эту ночь творились:

Волчьи очи зеленью дымились.

По кустам сверкали без числа.

 

Две седых медведицы в лугу

На дыбах боролись в ярой злобе,

Грызлись, бились и мотались обе,

Тяжело топтались на снегу.

 

А в дремучих зарослях, впотьмах,

Жались, табунились и дрожали,

Белым паром из ветвей дышали

Звери с бородами и в рогах.

 

И огнем вставал за лесом меч

Ангела, летевшего к Сиону,

К золотому Иродову тропу.

Чтоб главу на Ироде отсечь.

 

Иосиф Бродский. Бегство в Египет.

В пещере (какой ни на есть, а кров!

Надёжней суммы прямых углов!),

В пещере им было тепло втроём;

пахло соломою и тряпьём.

 

Соломенною была постель.

Снаружи молола песок метель.

И, припоминая его помол,

спросонья ворочались мул и вол.

 

Мария молилась; костёр гудел.

Иосиф, насупясь, в огонь глядел.

Младенец, будучи слишком мал,

чтоб делать что-то ещё, дремал.

 

Ещё один день позади – с его

тревогами, страхами; с "о-го-го"

Ирода, выславшего войска;

и ближе ещё на один – века.

 

Спокойно им было в ту ночь втроём.

Дым устремлялся в дверной проём,

чтоб не тревожить их. Только мул

во сне (или вол) тяжело вздохнул.

 

Звезда глядела через порог.

Единственным среди них, кто мог

знать, что взгляд её означал,

был младенец; но он молчал.

 

Кн. Вяземский. На Иордане.

 

Под небом знойным Палестины

Красив священный Иордан,

Когда поднимется туман

От тихо дремлющей равнины

И в зыбь хрустальную, нежна,

Посмотрит южная луна.

Чаруют воды Иордана

Своей святыней мировой,

Крещенье принял над Собой

В них Иисус от Иоанна.

Раскрыло небо свой чертог,

И явлен Триединый Бог.

 

Кн. Вяземский. Божий путь.

 

Спокойно лоно светлых вод;

На берегу реки – Предтеча;

Из мест окрестных, издалече

К нему стекается народ.

Он растворяет упованью

Слепцов хладеющую грудь;

Уготовляя Божий путь,

Народ зовет он к покаянью.

А там спускается с вершин

Неведомый, смиренный странник,

Грядет Он, Господа избранник,

Грядет на жатву Божий Сын.

В руке лопата: придет время,

Он отребит Свое гумно,

Сберет пшеничное зерно,

И в пламя бросит злое семя…

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 247; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!