Предполагается ли здесь статичность?
Некоторым кажется, что быть собой — значит быть статичным. Для них эта цель или ценность является синонимом к статичному и неизменному бытию. Это слишком далеко от истины. Быть собой значит полностью быть процессом. Изменения максимально усиливаются, когда кто-то хочет быть истинным собой. На самом деле человек, который приходит на психотерапию, отрицает свои чувства и свои реакции. Зачастую он годами пытается измениться, но в один прекрасный момент обнаруживает, что застрял как раз на том поведении, которое не любит. И только когда он сможет в большей степени быть собой — тем человеком, которого он в себе всегда отрицал, только тогда появится какая-то перспектива изменения.
Предполагается ли здесь злоба?
Обычная реакция на описываемый мною жизненный путь, где человек является своим истинным Я, — следующее мнение: быть собой — значит быть плохим, злым, неуправляемым, разрушающим. Это значит спустить с привязи вселенского монстра. Мне такая точка зрения очень хорошо знакома, я встречаюсь с ней в процессе работы с каждым клиентом. «Если я рискну и позволю всплыть тем чувствам, которые бушуют во мне, или вдруг буду жить с этими чувствами, то произойдет катастрофа».
Эта высказываемое или невысказываемое отношение близко каждому клиенту, движущемуся к переживанию неизвестных аспектов себя. Но весь ход его переживаний в психотерапии противоречит этим страхам. Он обнаруживает, что постепенно может быть своим гневом, если гнев естественно отражает его чувства, и что принимаемый и искренний гнев не несет разрушений.
|
|
Он обнаруживает, что может быть своим страхом, зная, что этот страх не растворит его. Он обнаруживает, что может жалеть себя, и это не «плохо». Он может испытывать сексуальное влечение и быть им, или своей «ленью», или ненавистью, и от этого небо не упадет на землю. Кажется, причина заключается в том, что чем больше он может позволить своим чувствам течь и принадлежать ему, тем более соответствующие места они занимают в общей гармонии чувств. Он раскрывает другие свои чувства, с которыми смешиваются прежние, и устанавливает баланс. Он и любящий, и нежный, и внимательный, и сотрудничающий, так же как и ненавидящий, или сладострастный, или злой. Он испытывает интерес, живость, любопытство, так же как лень и безразличие. Он ощущает мужество и отвагу, так же как и страх. Когда он живет и принимает всю сложность своих чувств, тогда они действуют в созидательной гармонии, а не сбрасывают его на какой-нибудь неконтролируемый дурной путь.
Иногда люди выражают свое волнение, говоря, что если индивид будет таким, какой он есть, то он выпустит своего внутреннего зверя. Меня это очень веселит, я думаю, мы должны поближе взглянуть на зверей. Лев обычно является символом «хищности». Но кто он? Пока он не сильно извращен контактами с людьми, у него есть те качества, о которых я говорил. Он убивает, когда голоден, но не впадает в дикую ярость, когда сыт. Он следит за своим красивым телом лучше, чем многие из нас. Он беззащитен и зависим, будучи львенком, но он движется после этого к независимости. Он не старается сохранить зависимость. Он эгоистичен и эгоцентричен в детском возрасте, но взрослый лев демонстрирует достаточную степень сотрудничества, он кормит, заботится и защищает своих детенышей. Он удовлетворяет свои сексуальные потребности, но это не значит, что он устраивает дикие и сладострастные оргии. Все его стремления и побуждения существуют с ним в гармонии. В принципе он созидающий и заслуживающий доверия член семейства кошачьих. И я считаю, что если кто-то является истинным и глубоко уникальным членом человеческого рода, то он не должен вызывать ужас. Это значит, что он живет полно и открыто, будучи сложным процессом, будучи высокочувствительным, отзывчивым и творческим существом на планете. Исходя из моего опыта, нельзя назвать плохим процесс уникального человеческого бытия. К нему более подходят такие слова, как позитивный, созидательный, реалистичный, заслуживающий доверия процесс.
|
|
|
|
Социальный подтекст
Позвольте мне ненадолго обратиться к общественному значению того жизненного пути, который я пытался описать. Я представил его как направление, которое имеет огромный смысл для людей. Обладает ли оно, может ли оно обладать каким-то смыслом или значением для групп людей или для общественной структуры? Может ли оно с пользой для себя быть выбрано профсоюзом, церковной общиной, индустриальной корпорацией, университетом, народом? Мне кажется, это возможно. Давайте посмотрим, например, на внешнюю политику нашей страны. В общем и целом, если мы послушаем высказывания наших руководителей за последние несколько лет и почитаем правительственные документы, то обнаружим, что наша дипломатия всегда основывалась на высокоморальных принципах; она всегда согласовывалась с политикой, которой мы придерживались ранее; в ней не было и нет места эгоистичным интересам и она никогда не ошибалась в своих суждениях и оценках. Я думаю, вы наверняка согласитесь со мной, что если мы слышим, как человек говорит такие слова, то мы сразу же понимаем, что это маска, что эти утверждения не могут, вероятно, представлять те процессы, которые происходят внутри него.
|
|
Давайте некоторое время подумаем над тем, как мы как нация должны вести себя во внешних дипломатических отношениях, если открыто, осознанно и с принятием будем такими, какими действительно являемся. Я не знаю точно, какие мы, но предполагаю, что если мы попытаемся выразить себя такими, какие мы на самом деле есть, то наши переговоры с зарубежными странами будут содержать следующие элементы.
Мы как нация медленно осознаем свою огромную силу, могущество и ответственность, которые сопровождают силу.
Мы как-то неловко и грубо движемся к принятию ответственной позиции мирового лидера.
Мы совершаем много ошибок. Мы часто непоследовательны.
Мы далеки от совершенства.
Мы сильно напуганы силой коммунизма, то есть иным взглядом на жизнь.
Мы остро ощущаем соперничество с коммунистами и злимся, оскорбляемся, когда русские обгоняют нас в какой-то области.
У нас очень эгоистичные зарубежные интересы, как, например, нефть на Среднем Востоке.
С другой стороны, у нас нет желания держать в подчинении людей.
Мы ощущаем сложные и противоречивые чувства относительно свободы, независимости и самоуправления людей и стран: мы стремимся к этому и гордимся своим прошлым, которое подарило нам это стремление, но, однако, в реальности мы часто боимся того, что оно может значить.
Мы пытаемся ценить и уважать достоинство и честь каждого человека, но, когда мы напуганы, у нас это не выходит.
Предположим, что мы так открыто и искренне представим себя в нашей внешней политике. Мы будем пытаться быть нацией, которой мы действительно являемся со всеми своими сложностями и даже противоречиями. Каковы будут результаты? По-моему, результаты будут похожи на опыт клиента, когда он становится истинным собой. Давайте посмотрим на них.
Мы будем чувствовать себя намного спокойнее, потому что нам нечего будет прятать.
Мы сможем сконцентрироваться на текущих проблемах, вместо того чтобы тратить свою энергию на доказательство нашей нравственности и последовательности.
Мы сможем использовать все наше творческое воображение для решения проблем, а не для защиты.
Мы сможем одновременно открыто сообщать о наших эгоистичных интересах и о нашей сочувственной заботе о других, позволяя этим противоречивым стремлениям найти равновесие, которое будет приемлемо для нас.
Мы сможем свободно изменяться и возрастать в своей лидирующей позиции, потому что не будем ограничены ригидными концепциями о том, какими мы должны или обязаны быть.
Мы сможем обнаружить, что меньше напуганы, потому что другие будут меньше думать о том, что находится под маской.
Мы сможем с помощью своей открытости вызвать встречную открытость со стороны других.
Мы сможем выработать методы решения мировых проблем на основе реальных предметов спора, а не будем изматываться, ведя переговоры на языке масок, представленных договаривающимися сторонами.
Вкратце, что же я имею в виду, приводя этот фантастический пример? Народы и общественные структуры могут открыть, как это уже сделали отдельные люди, что быть тем, кем ты действительно являешься, — очень ценный и перспективный опыт, Я предполагаю, что эта позиция содержит семена философского подхода к жизни в целом, что это больше, чем любое направление, замеченное в клиентском опыте.
Заключение
Я начал этот разговор с вопроса, который задает себе каждый человек: какова цель, предназначение моей жизни? Я попытался рассказать вам то, что узнал от своих клиентов, которые, находясь в терапевтических отношениях, будучи свободными от опасности и обладая свободой выбора, продемонстрировали общность направлений и целей в своей жизни.
Я указал на то, что они стремятся уйти прочь от маскировки своего истинного Я, от угождения другим. Я говорил, что характерное движение для клиента — это разрешить себе свободно изменяться, течь, быть процессом. Также он движется к дружественной открытости тому, что происходит внутри него, —учится тонко прислушиваться к себе. Это значит, что он становится гармонией сложных чувств и реакций, вместо того чтобы быть четким, простым или застывшим целым. Это значит, что он движется к принятию «быть –и - я» в самом себе, он все больше принимает других, слушая и понимая их так же, как и себя. Он доверяет сложности своих внутренних процессов по мере их появления и выражения и ценит их. Он творчески реалистичен и реалистично креативен. Он обнаруживает, что, для того чтобы быть таким внутренним процессом, надо максимально увеличить уровень внутренних изменений и роста. Он постоянно открывает, что быть самим собой, то есть обладать текучестью не означает быть злым или неуправляемым. Вместо этого он ощущает растущую гордость за то, что является тонким и чувствительным, открытым, реалистичным, внутренне контролируемым членом человеческого рода, приспосабливающимся к сложностям изменяющейся ситуации с храбростью и воображением. Это значит постоянно предпринимать новые шаги к бытию в сознании и выражении, которое будет конгруэнтно с его целостными организмическими реакциями. Лучше всего процитировать красивые слова Кьеркегора: «Быть тем Я, которым ты истинно являешься». Я думаю, что ясно показал, что это непростое направление для движения и оно не может быть полностью завершено. Это текущий жизненный путь.
В попытке раскрыть ограничения этой концепции я предположил, что это направление движения свойственно не только клиентам, обратившимся к помощи психотерапии, но и людям, ищущим свою цель в жизни. Кажется, то же самое справедливо и для группы, общественной структуры, народа, и для них это имеет такие же полезные эффекты.
Я твердо и ясно осознаю, что намеченный мною жизненный путь включает в себя ценностный выбор, бесспорно, расходящийся с теми целями, которые обычно выбирают или которым следуют в своем поведении. Однако, так как эта цель исходит от человека, обладающего большей свободой выбора, и поскольку она является общей тенденцией для людей, я предлагаю ее на ваше рассмотрение.
Литература
1. Jacob, P. E. Changing Values in College. New Haven: Hazen Foundation, 1956.
2. Kierkegaard, S. Concluding Unscientific Postscript. Princeton University Press, 1941.
3. Kierkegaard, S. The Sickness Unto Death. Princeton University Press, 1941.
4. Maslow, A. H. Motivation and Personality. Harper and Bros., 1954.
5. Morris, C. W. Varieties of Human Value. University of Chicago Press, 1956.
6. Seeman, Julius. The Case of Jim. Nashville, Tennessee: Educational Testing Bureau, 1957.
7. Whyte, W. H. Jr. The Organization Man. Simon & Schuster, 1956.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!