Прочь от соответствия ожиданиям
Другие клиенты движутся прочь от общественных ожиданий. Уайт (Whyte) в своей новой книге (7) убедительно подчеркнул, что в настоящем промышленном обществе, например, на человека оказывается огромное давление, которое направлено на то, чтобы он стал «элементом организации». Таким образом, каждый должен быть членом группы, должен подчинить свою индивидуальность потребностям группы, должен стать «кругленьким человечком, который может поддержать других кругленьких человечков».
В недавно оконченном исследовании ценностей американских студентов Джейкоб (Jacob) подвел итог своим изысканиям, сказав: «Основной суммарный эффект воздействия высшего образования на ценности студентов заключается в том, чтобы обеспечить общее принятие системы стандартов и качеств, присущих выпускникам и выпускницам американского сообщества... Сильное воздействие колледжа заключается в том... чтобы социализировать индивида, усовершенствовать, отшлифовать, «приспособить» его ценности так, чтобы он мог спокойно пополнить ряды выпускников американского колледжа» (1, стр. 6).
Выступая против такого давления конформности, я считаю, что когда клиенты вольны быть теми, кем они хотят быть, они обычно подвергают сомнению и осуждают те тенденции фирмы, колледжа или общества, которые направлены на то, чтобы лепить из них любую форму. Один из моих клиентов пылко сказал: «Я так долго пытался жить в соответствии с тем, что имеет значение для других людей и что для меня вообще не имеет смысла. Я как-то чувствовал себя на уровень выше этого». Итак, он, как и остальные, стремится уйти прочь от соответствия ожиданиям.
|
|
Прочь от угождения другим
Я обнаружил, что многие люди ведут себя, угождая другим, но, однако, когда они свободны, они уходят от такого существования. Так, один специалист, оглядываясь назад, на путь, который он прошел, пишет к концу терапии: «В результате я почувствовал, что я просто должен был начать делать то, что я хотел, а не то, что, я думал, мне следует делать, и не зависеть от того, чего хотят от меня другие. Это перевернуло всю мою жизнь. Я всегда чувствовал, что должен делать это, потому что от меня этого ждут или, даже еще важнее, чтобы понравиться людям. Черт с ним! С этого момента я думаю... я собираюсь быть только собой — богатым или бедным, хорошим или плохим, разумным или неразумным, последовательным или непоследовательным, известным или неизвестным. Спасибо вам за новое открытие шекспировской строки «Будь верен самому себе». Кто-то может сказать, что клиенты определяют свои цели и намерения с помощью отрицания, открывая в свободных и безопасных отношениях те направления, в которых они не хотят двигаться. Они предпочитают не прятать себя и свои чувства от себя же или даже от значимых других. Они не хотят быть теми, кем «должны» быть, даже если этот императив насаждается родителями, обществом, и неважно, позитивно или негативно он определен. Они не хотят вылепливать себя и свое поведение по форме, которая нравится другим людям. Другими словами, они не выбирают неестественность и что-то насаждаемое, что-то определенное извне. Клиенты осознают, что для них эти цели и намерения больше не имеют никакой ценности, хотя до этого времени они пользовались ими всю жизнь.
|
|
Вперед к самоуправлению
Что же позитивного в опыте этих клиентов? Я постараюсь описать замеченные мной аспекты в некоторых направлениях движения клиентов.
Во-первых, клиент движется к независимости. Под этим я подразумеваю то, что он постепенно выбирает цели, к которым сам хочет стремиться. Он становится ответственным за себя. Он решает, какие деятельность и поведение имеют для него смысл, а какие нет. Я думаю, эта тенденция к самоуправлению хорошо проиллюстрирована в приведенных мною примерах. Я бы не хотел солгать, сказав, что движение моих клиентов идет счастливо и уверенно. Нет. Свобода быть собой очень страшит, и человек движется по направлению к ней осторожно, с опаской и сначала совсем неуверенно.
|
|
Также я не хочу создавать впечатление, что человек все время делает разумный выбор. Ответственно руководить собой означает, что кто-то выбирает, а затем учится на последствиях. Таким образом, клиенты считают этот опыт и серьезным, и захватывающим. Как сказал один клиент: «Я ощущаю страх и уязвимость, освобождение от опоры, но еще я чувствую приподнимающуюся во мне волну или силу». Это обычная реакция клиента на принятие управления своей жизнью и поведением в свои руки.
Вперед к процессу
Сложно сформулировать второе наблюдение, потому что у нас нет подходящих слов. Клиент движется вперед к тому, чтобы более открыто быть процессом, текучестью, изменением. Он не волнуется оттого, что изменяется день ото дня, что не придерживается одних и тех же чувств по отношению к данному опыту или человеку, которые иногда противоречивы. Он находится в постоянном движении и все больше удовольствия получает от пребывания в этом текущем потоке. Прекращается борьба за результат и конечные состояния.
|
|
Один клиент сказал: «Стабильные вещи изменяются, парень, я даже не могу больше предвидеть мое поведение здесь. Это то, что я мог делать раньше. Сейчас я не знаю, что скажу. Старик, это такое чувство... Я просто поражен, даже когда называю эти чувства... Каждый раз я вижу что-то новое. Это приключение, вот что это такое... в неизведанное... Сейчас мне начинает это нравиться, я радуюсь по этому поводу и даже по поводу прежних неурядиц». Он начинает ценить себя как текущий процесс сначала на психотерапевтической встрече, а затем — в жизни. Я не могу не вспомнить определение человека, который действительно существует, данное Кьеркегором. «Существующий человек постоянно находится в процессе становления... и переводит все свои размышления в термины процесса. Это происходит у (него)... как у писателя со своим стилем; только у него никогда не может быть законченного стиля, он «движет воды языка» всякий раз, когда начинает писать, и, таким образом, самое обычное переживание обладает для него свежестью только что рожденного» (2, стр. 79). Я обнаружил, что эти слова отлично отражают направление, по которому движутся клиенты, — скорее быть процессом, где рождаются потенциальные возможности, а не какой-то фиксированной целью.
К сложности бытия
Это связано со сложностью процесса. Скорее всего здесь поможет иллюстрация. Один из наших консультантов, которому в свое время очень помогла психотерапия, недавно пришел ко мне обсудить его взаимоотношения с очень трудным и возбужденным клиентом. Меня заинтересовало то, что консультант не хотел обсуждать самого клиента, только вкратце. Больше всего он хотел быть уверен, что он ясно осознает сложность своих собственных чувств в этих взаимоотношениях — теплоту, иногда разочарование и раздражительность, сочувствие к тому, что клиент получает социальное пособие; некоторый страх, что клиент может стать психопатичным; беспокойство о том, что подумают другие, если он не справится с этим случаем. Я осознал, что его основное отношение таково: если бы я мог быть открытым и искренним, то все его сложные, изменяющиеся и иногда противоречивые чувства протекали бы правильно. Но он уверен в том, что если он будет только частью своих чувств или частично защитной маской, то взаимоотношения будут плохими. Я обнаружил, что его стремление быть всем в каждый момент, всей сложностью и богатством, ничего ни от кого не пряча и ничего ни в ком не боясь, — это обычное стремление для тех, кто сильно продвинулся в психотерапии. Считаю, что мне не требуется говорить, что это очень нелегко, это является трудной и недостижимой целью. Однако одной из наиболее очевидных тенденций клиента является движение к тому, чтобы становиться всей сложностью меняющегося Я в каждый значимый момент.
К открытости опыту
«Быть тем Я, которое истинно» связано и с другими компонентами. Один из них уже был неявно выражен: индивид движется к открытому, дружественному, близкому отношению к своему собственному опыту. Этого не так-то просто достичь. Зачастую, когда клиент ощущает новую грань себя, он сначала ее отрицает. Но если до настоящего времени он отрицал аспект своего Я, то в атмосфере принятия он может попробовать принять его как часть Я. Как сказал один клиент, пребывая в некотором шоке после переживания себя как «зависимого маленького мальчика»: «Никогда раньше я не испытывал эту эмоцию так отчетливо — я ею никогда не был!» Он не терпит свои инфантильные чувства. Но постепенно он приходит к их принятию и включению в часть своего образа Я, начинает жить, находясь ближе к ним, и жить в них, когда они появляются.
Другой молодой человек, с очень серьезной проблемой заикания, позволил себе открыть некоторые свои скрытые чувства к концу терапии. Он сказал: «Парень, это была ужасная битва. Я никогда не осознавал этого. Я догадываюсь, что было очень больно достичь этой высоты. Я имею в виду, что только начинаю это чувствовать. О, ужасная боль... Было ужасно говорить. Я имею в виду, что я сначала хотел говорить, а потом не хотел... Я чувствую... я думаю, что знаю... это очевидное натяжение — стресс, это мир, я просто ощущаю слишком много давления. Я только начинаю это чувствовать после многолетнего существования с этим... это ужасно. Мне сейчас сложно перевести дыхание, я только засоряюсь извне, сжат снаружи... Я чувствую себя разбитым. (Он начинает плакать.) Я никогда не осознавал этого, никогда не знал» (6). Здесь представлено открытие своих внутренних чувств, которые, очевидно, не новы для него, но которые до сегодняшнего дня он был не способен полностью пережить. Сейчас он может разрешить себе проживать их, он находит их менее ужасными, он может жить ближе к собственным переживаниям.
Постепенно клиенты научаются тому, что переживания являются дружественным источником, а не страшным врагом. И я думаю об одном клиенте, который к концу терапии, озадаченный проблемой, обычно хватался руками за голову и говорил: «Что я сейчас чувствую? Я хочу быть ближе к этому. Я хочу узнать, что это». Затем он тихо и терпеливо ждал, пока не распознавал суть чувств, возникающих в нем. Часто я понимаю, что клиент пытается прислушаться к себе, старается услышать сообщения и смыслы, передающиеся его собственными физиологическими реакциями. Неважно, насколько он боится того, что может найти. Он начинает осознавать, что его собственные реакции и переживания, сообщения внешних и внутренних органов чувств являются дружественными. Он начинает желать быть ближе к своему внутреннему источнику информации, вместо того чтобы затыкать его.
Маслоу (Maslow) в своем исследовании так называемого самоактуализирующегося человека выделяет те же характеристики. Он говорит об этих людях так: «Их легкое вхождение в реальные чувства, их близость к принятию и спонтанности, свойственным животным и детям, подразумевает важность осознания собственных импульсов, стремлений, мнений и вообще всех субъективных реакций» (4, стр. 210).
Эта огромнейшая открытость к тому, что происходит внутри, связана с похожей открытостью по отношению к опыту, полученному из внешней реальности. Я знаю тех клиентов, о которых Маслоу может сказать: «У самоактуализирующихся людей есть способность снова и снова свежо и непосредственно переживать основные ценности жизни с благоговением, удовольствием, удивлением и даже экстазом, несмотря на то что для других людей эти чувства давно устарели» (4, стр. 214).
К принятию других
С открытостью внутреннему и внешнему опыту в целом тесно связано принятие других людей. По мере того как клиент становится способным принимать свой собственный опыт, он также научается принимать опыт других. Он ценит одновременно свой и чужой опыт таким, какой он есть. Мы снова процитируем Маслоу по поводу индивидов с самоактуализацией: «Никто не будет жаловаться на воду за то, что она мокрая, или на камни за то, что они тяжелые... Как ребенок смотрит на мир распахнутыми, невинными глазами без критики, просто замечая и наблюдая происходящее, не возражая и не требуя, чтобы оно стало другим, так и самоактуализирующаяся личность смотрит на природу человека в себе и в других» (4, стр. 207). Я обнаружил, что это принятие всего существующего развивается у клиентов во время терапии.
К доверию к своему Я
С другой стороны, можно описать увиденный мною в каждом клиенте паттерн, сказав, что в его глазах повышаются ценность и доверие к процессу, которым является он сам. Наблюдая за клиентами, я стал намного лучше понимать творческих людей. Эль Греко (El Greco), например, должен был, посмотрев на некоторые свои ранние работы, осознать, что «хорошие художники так не пишут». Но тем не менее он доверял своему собственному переживанию жизни, процессу своего чувствования в достаточной мере для того, чтобы продолжать выражать свое собственное уникальное восприятие мира. Он мог бы сказать: «Хорошие художники так не пишут, а я пишу». Или пример из другой области. Эрнест Хемингуэй (Ernest Hemingway) прекрасно осознавал, что «хорошие писатели так не пишут». Но, к счастью, он стал Хемингуэем, стал собой, а не чьим-то понятием о хорошем писателе. Эйнштейн (Einstein) обычно не придавал значения тому, что хорошие физики не думают так, как он. Вместо того чтобы все бросить из-за плохой академической подготовки по физике, он просто стремился быть Эйнштейном, размышлять над своими идеями, быть самим собой как можно более искренно и глубоко. Этот феномен возникает не только среди гениев и мастеров своего дела. Неоднократно на примере своих клиентов я видел, как обычные люди становились более значительными и креативными в сферах своей деятельности по мере того, как все больше и больше доверяли процессу, протекающему в них, смелее ощущали свои собственные чувства, жили, опираясь на раскрытые внутри себя ценности, и выражали себя уникальным образом.
Основное направление
Позвольте мне лаконично выразить, из чего состоит паттерн движения, который я наблюдаю у клиентов и элементы которого я пытался описать. Кажется, это означает, что человек движется к тому, чтобы быть собой, зная и принимая этот процесс, которым внутренне является. Он двигается прочь от того, кем не является, прочь от маски. Он не пытается быть большим, чем он есть, с сопутствующим этому состоянию чувством уязвимости или напыщенностью защитных реакций. Он не пытается быть меньшим, чем он есть, с сопутствующим чувством вины или пониженной самооценкой. Он больше прислушивается к глубинным уголкам своего физиологического и эмоционального бытия и обнаруживает, что хочет со все большей точностью и глубиной быть тем Я, которым он истинно является. Когда один из клиентов начал ощущать, куда он движется, то с удивлением и недоверием спросил себя в одной из бесед: «Ты считаешь, что если я действительно буду тем, кем я хочу быть, то все будет в порядке?» Его последующий опыт и опыт многих других клиентов ведет к утвердительному ответу. Быть своим истинным Я — это становится самой ценной частью жизни человека, когда он может свободно двигаться в любом направлении. Это не просто интеллектуальный ценностный выбор, но скорее всего лучшее определение поискового, пробующего, нечеткого поведения, с помощью которого он, исследуя, движется к тому, кем действительно хочет быть.
Некоторые недоразумения
Жизненный путь, который я попытался описать, многим людям может показаться действительно неудовлетворительным. Если это происходит из-за различия в наших ценностях, то я уважаю ваше мнение. Но я обнаружил, что иногда такое отношение возникает из-за некоторых недоразумений в понимании. В таком случае я бы хотел прояснить некоторые моменты.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!