II. Астрология в Византии середины VII - XIII вв.



В данный период Византия стала греческим, а с XI - XII вв. (после временного присоединения Болгарии) - греко-славянским государством. Несмотря на территориальные потери, Византия оставалась одним из могущественнейших государств Средиземноморья.

В этот период астрология по-прежнему занимала важное место в системе естественнонаучных знаний византийцев. Но отношение к ней в византийском обществе было двойственным. Церковь была враждебно настроена к астрологии, усматривая в признании зависимости поступков людей от положения и движения небесных светил противоречие с христианским вероучением о самоопределении души, свободе воли и воздаянии (см. Христианство и астрология). Иным было отношение к астрологии византийских монархов. При их дворах бывали астрологи, к которым во всех важных случаях обращались императоры за советом и которые должны были определять исход того или иного предприятия. До нашего времени дошло имя астролога Панкрата, дававшего консультации Константину VI (792). Михаил V Калафат (1041 - 1042), задумав удалить из дворца усыновившую его императрицу Зою, обратился к астрологам, чтобы выяснить, благоприятствует ли время задуманному мероприятию. Глубокий пиетет к астрологам питал Константин IX Мономах (1042 - 1055). Он и сам следил за движением звёзд и пытался определять по ним свою судьбу. К астрологам в критических обстоятельствах обращался Михаил VII (1071 - 1078) для выяснения исхода событий и внимательно выслушивал их предсказания. Алексей I Комнин (1081 - 1118), мало внимания обращавший на небесные предзнаменования и объяснявший их естественными причинами, относился враждебно к астрологам и даже изгнал их из столицы. Однако, когда на небе появилась огромная комета, которую в народе считали вестником каких-то новых, необычайных событий, он был вынужден обратиться за разъяснениями подобного явления к сведущим людям, а именно к эпарху города Василию, довольно хорошо разбиравшемуся в учении астрологов. Внук Алексея I, Мануил I Комнин (1143 - 1180) слепо доверял предсказаниям астрологов и не предпринимал никогда никаких действий, не выяснив предварительно: благоприятствует ли положение звёзд задуманному предприятию. В своей "Истории" Никита Хониат пишет, что Мануил I все важнейшие и величайшие дела ставил в зависимость от взаимного расположения и движения небесных светил и слова астрологов принимал за изречения оракулов. В послании, направленном монаху монастыря Пантократора, Мануил Комнин упрекает его в ограниченности и необразованности и воздаёт хвалу верующему в звёзды, стараясь в то же время согласовать астрологию с христианским вероучением. Для подтверждения истинности доктрины астрологов он приводит цитаты из Священного Писания и трудов отцов церкви, а также ссылается на авторитет учёных прошлого, которые придавали большое значение астрологии, и прежде всего на Льва Математика. С огромным доверием относились к астрологии и василевсы из династии Ангелов. По рассказу Никиты Хониата, Алексей III Ангел (1195 -1203) при неблагоприятном положении звёзд даже отказывался от переезда из Большого дворца во Влахернский. Как подчёркивает историк, византийские императоры и шага не делали, не посоветовавшись с астрологами о положении звёзд.

Широко была распространена вера в зависимость человеческих судеб от небесных светил в народных массах. Появление комет на небосклоне вызывало у них суеверный ужас. Византийские хроники полны рассказов об этих страшных явлениях.

Отношение образованных византийцев к астрологии было противоречивым. Опасаясь церковных наказаний, они на словах отказывались верить в зависимость земных событий и дел от расположения небесных светил. Однако нередко они прилежно изучали астрологию и допускали возможность воздействия планет и звёзд на судьбы государств, народов и отдельных лиц.

Философ и литератор Михаил Пселл считал астрологию суетной наукой и порицал тех, кто был ею увлечён. Сам он не признавал влияния местоположения и сочетания светил на ход дел в подлунном мире. Однако он полагал, что они воздействуют на погоду на Земле. Его современник Михаил Атталиат называл астрологов обманщиками. Как суетное учение и новейшее изобретение определяет астрологию и Анна Комнина, изучавшая её, чтобы со знанием дела обличать тех, кто ею занимается. Свою судьбу она не хотела связывать с движением звёзд.

Известнейшим астрологом Византии был учёный и переводчик Феофил Эдесский, оставивший несколько астрологических работ на греческом и арабском языках. Он приобрёл славу великого астролога не только на родине, но и в арабском мире. В частности, Феофил достиг положения главного астролога при багдадском халифе ал-Махди' (775 - 785). Феофил Эдесский также выступил переводчиком Гомера с греческого на сирийский язык.

С большим увлечением занимался астрологией выдающийся византийский учёный Лев Математик. Он вёл постоянные наблюдения за движением небесных светил, стараясь по ним предугадать будущее. В двух написанных им гекзаметрах Лев Математик восхваляет Павла Александрийского как знатока звёзд и указывает, что именно он помог ему овладеть тайнами искусства предсказания. По сообщению хронистов, с помощью своих знаний в этой области Лев Математик сумел предотвратить голод в Фессалонике, посоветовав его жителям произвести посев в определённый строго указанный им момент, что позволило вырастить обильный урожай. Предупреждал он и кесаря Варду об угрожавшей ему смерти, предостерегая его от участия в походе на Крит вместе с Михаилом III и Василием, так как роковые, зловещие знамения, наблюдаемые накануне, предрекают ему кончину. Стремился Лев Математик спасти от гибели и прихожан, находящихся в церкви Богородицы, называемой Сигмой, предупреждая их об опасности погибнуть при землетрясении, происшедшем в столице на третьем году царствования Василия I (867 - 886). Лев Математик написал ряд работ, посвящённых астрологическим проблемам.

В X в. работал известный астролог Демофил, автор нескольких гороскопов, дошедших до нашего времени. Он также был редактором греческих астрологических работ более раннего времени и автором ряда схолий к "Тетрабиблосу" К.Птолемея.

Иоанн Каматир (патриарх Константинопольский в 1198 - 1206 гг.) был не только выдающимся церковным деятелем, но астрологом. Им были составлены две астрологические поэмы, посвящённые императору Мануилу I (1143 - 1180). В них идёт речь о 12 знаках Зодиака, планетах, неподвижных звёздах, методах составления гороскопов, основных положениях астрологии. Материал свой Иоанн Каматир заимствовал главным образом из произведений Клавдия Птолемея, которого он называет "премудрым и прекрасным". Наряду с этим, Иоанн Каматир использовал сочинения Гефестиона Фиванского, Ретория, Иоанна Лида.

От этого же столетия дошла до нас посвящённая севастократориссе Ирине астрологическая поэма, опубликованная в XIX в. под именем Феодора Продрома. В настоящее время в историографии утвердилось мнение, что автором этого сочинения является Константин Манасси (ок.1130 - 1187), который умер митрополитом Навпакта, будучи автором многочисленных сочинений (всемирной хроники, риторических сочинений, стихотворной биографии Оппиана, известного романа в стихах "Об Аристандре и Каллифее"). По своему содержанию поэма близка к работам Иоанна Каматира. В ней также рассказывается о знаках Зодиака, о положении звёзд, о свойствах и отношениях планет.

Астрология играла большую роль в общественной жизни Византийской империи. Существовало множество предсказателей, начиная от скромного торговца амулетами на рынке и кончая учёным-астрологом, к которому в интимной обстановке внутренних покоев великолепных дворцов обращались за советом царственные особы. К астрологам обращались с вопросами о длительности жизни, богатстве и наследстве, об отношениях между членами одной и той же семьи, об успехе, детях, болезнях, потере денег, преследовании со стороны властей, браке, старости, позорной смерти, отношениях с друзьями, славе, отличиях, благих надеждах, страданиях, опасностях, различного рода бедах. Для того, чтобы ответить на все эти вопросы, астрологи составляли гороскопы. Некоторые из них дошли до наших дней. Сохранился, в частности, уникальный гороскоп, составленный на рождение Константина VII Багрянородного 3 сентября 905 г. Сохранились также гороскопы, составленные по случаю коронаций императора Алексея I Комнина 1 апреля 1081 г. и Мануила I Комнина 31 марта 1143 г.

По всей видимости, невозможность получить ответ от христианской религии в том, что касается близкого будущего, которое так заботило византийцев, обусловила необычайный успех астрологии в Византии во времена Македонской династии и Комнинов.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 222; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!