V. Нововавилонский, Персидский и Селевкидский периоды



Вавилонская астрология,

Месопотамская астрология.

Двуречье Тигра и Евфрата часто называют родиной астрологии. Это справедливо при некотором уточнении: возникшие в Месопотамии астрологические концепции стали основой астрологических техник поздней античности, распространились в Египет, Индию, Иран, а впоследствии были унаследованы астрологами мусульманского и христианского мира. Таким образом, Двуречье действительно оказалось источником традиций западной астрологии (но далеко не единственным центром возникновения астрологического мироощущения).

Схема Двуречья Тигра и Евфрата

История Древнего Двуречья - это история миграций, расцвета и упадка многочисленных народов и их взаимодействия, история удивительно большого количества государств, попеременно добивавшихся контроля друг над другом. Тем не менее, представляется возможным проследить единую линию развития астрологии в данном регионе.

Историю развития В.а. можно, довольно условно, разделить на пять периодов:

I. Шумерский и аккадский период (ок. 3200 - ок. 2000 гг. до н.э.)
II. Старовавилонский период (ок. 2000 - 1530 гг. до н.э.)
III. Касситский период (1530 - 1160 гг. до н.э.)
IV. Позднеассирийский период (ок. 1000 - 612 гг. до н.э.)
V. Нововавилонский, Персидский и Селевкидский периоды (539 - 100 гг. до н.э.)

I. Шумерский и аккадский период

(ок. 3200 - ок. 2000 гг. до н.э.).

На рубеже V - IV тыс. до н.э. на территории Южного Двуречья появляются шумеры, с именем и деятельностью которых связывается возникновение древнейшего мирового очага цивилизации и государственности. Систематическое наблюдение неба шумерами восходит ко 2-й половине III тыс. до н.э. К I тыс. до н.э. вавилоняне уже знали пять планет. Но их общее название "биббу" ("козлы", которые с древнейших времён использовались в качестве вожаков овечьих стад) свидетельствует о гораздо более раннем времени выделения планет на небе у скотоводческих племён. В отличие от семи подвижных светил остальные звёзды неба сравнивали с овечьим стадом.

Строго говоря, не существует астрологических или астрономических текстов, датируемых шумерским периодом. На сегодня известно небольшое количество текстов, в которых упоминаются некоторые звёзды и планеты. Кроме того, несколько главных богов шумерского пантеона связывались с небесами или небесными объектами. Это Ан, бог неба, Нанна, бог Луны, Уту, бог Солнца, и Инанна, богиня планеты Венера. Из некоторых текстов можно заключить, что в шумерский период создавались и воспевались гимны небесным богам. Приведенные выше факты свидетельствуют о наличии в шумерский период культа звёзд (астролатрии), что, однако, ещё недостаточно для существования астрологии. Астрология предполагает некоторый уровень знаний о движении небесных тел и проведение систематических наблюдений. Общая структура пантеона богов, сложение которой относится ещё к III династии Ура, в основном остаётся без особых перемен в течение всей эпохи древности. Во главе всего мира официально стоит триада богов Ану, Энлиль и Эйя, окружённые советом из семи или двенадцати "великих богов", определяющих "доли" (шимату) всего на свете, в чём можно видеть астрологические мотивы.

II. Старовавилонский период

(ок. 2000 - 1530 гг. до н.э.). Древнейшие астрономические и астрологические тексты, которыми мы располагаем, относятся к Старовавилонскому периоду. К этому периоду относится текст из города Мару в верховьях Евфрата, который можно однозначно считать астрологическим. В этом тексте жрец Аскудум сообщает своему царю Зимрилиму, что он наблюдал затмение Луны, которое было неблагоприятным знамением для царя и его города. В этом тексте не обнаруживается каких-либо знаний о солнечных и лунных циклах, затмения наблюдались, но ещё не предсказывались. Прогнозы основывались на перемещении Луны и состоянии неба в день, когда месяц становится виден в начале нового года: "Если небо тёмное, год будет плохим. Если лицо неба светлое, когда появляется новая Луна, и (она встречается) с радостью, год будет хорошим. Если северный ветер будет перед новолунием по лицу неба, хлеба будут расти изобильно" и т.п (из таблички, найденной в г. Вавилон). Эти предсказания в целом довольно примитивны. Луна и небо наблюдаются в вечер начала Нового года, и характер года определяется на основе наблюдений по аналогии.

 

Старовавилонская астрология не интересовалась или, по крайней мере, не ставила на первое место судьбу личности. Её главный интерес сосредоточивался на благополучии страны. Предсказания касаются погоды и урожая, войны и мира и, конечно, судьбы царей. Этот вид небесных предсказаний, называемый астрологией предзнаменований, практиковался в Месопотамии на протяжении двух тысячелетий. Правда, от II тысячелетия до н.э. до нас дошли некоторые предсказания, связанные с днём рождения отдельных людей, например: "Если ребенок родился в двенадцатый месяц, этот ребенок будет жить долго и родит много детей".

 

К этому же периоду относятся таблички с записями наблюдений Венеры, выполненные во времена правления царя Амми-цадуки (1646 - 1626 до н.э.). Текст содержит список наблюдений гелиакических восходов и заходов Венеры на протяжении более чем 21 года. За наблюдениями указывались предзнаменования, подобные описанным выше. Старовавилонским периодом датируется очень интересный текст, носящий название "Молитва при совершении гаруспиций ночью" (гаруспиции - гадание по внутренностям жертвенных животных). Он явно показывает, что Луна, Солнце, Венера и некоторые созвездия связывались с богами, так же как и в шумерский период.

III. Касситский период

(1530 - 1160 гг. до н.э.).

В XVI в. до н.э. Вавилонию завоевали касситы. Тем не менее, традиции местной астрологии не были прерваны. Более того, именно при касситских правителях в астрономии и астрологии Междуречья происходили следующие значимые события:

  • составление большой серии предзнаменований "Энума Ану Энлиль";
  • точные наблюдения гелиакических восходов неподвижных звёзд;
  • наблюдения ежедневных восходов, заходов и кульминаций;
  • составление (до 1100 г. до н.э.) круговой и прямоугольной Астролябий (II).

С меньшей определённостью к этому периоду можно также отнести:

  • очень примитивное представление явлений Венеры при помощи арифметической последовательности;
  • предвычисление продолжительности дня и ночи при помощи возрастающей и убывающей арифметической прогрессии, основанной на неточном отношении 2:1 между крайними величинами;
  • вычисление восходов и заходов Луны при помощи возрастающей и убывающей арифметической прогрессии;
  • попытки определения расстояний между неподвижными звёздами.

От этого периода до нас дошли также межевые камни (кудурру) с символами богов, которые должны были навлекать их гнев на всякого, кто осмелится передвинуть межевой камень или каким-либо другим способом нарушить права владельца земли. Некоторые из символов однозначно отождествляются со звёздами.

IV. Позднеассирийский период

(ок. 1000 - 612 гг. до н.э.).

Самый интересный источник этого периода - клинописная серия Мул Апин (mulAPIN), составленная, вероятно, незадолго перед 700 г. до н.э. Тексты этой серии обнаруживают существенное продвижение вперёд:

  • лучшее отношение 3:2 самого длинного дня к самой короткой ночи;
  • примитивное вычисление длины тени вертикального стержня (гномона);
  • первые шаги к введению знаков Зодиака: созвездия на пути Луны и астрономические сезоны. К началу VII в. до н.э. вавилоняне выделили на небе круговую зону шириной около 30°, в которой перемещались Луна, Солнце и планеты (первоначально эта зона располагалась ближе к небесному экватору, поскольку "очевиднее" было суточное движение светил). В этом круге были выделены 18 созвездий (см. ниже);
  • определение временных интервалов между кульминациями различных звёзд.

В середине VIII в. до н.э. В.а. и астрономия получает, видимо, новый импульс, о чем свидетельствуют:

  • систематические наблюдения затмений со времени Набонасара (747 - 734 до н.э.);
  • успешные предсказания лунных затмений в VII в. до н.э.

Памятники I тыс. до н.э. дают возможность реконструировать общую систему космогонических воззрений вавилонских теологов. Микрокосм представляется отражением макрокосма, "низ" (земля) - как бы отражением "верха" (небес). Вся Вселенная как бы плавает в мировом океане, земля уподобляется большому перевёрнутому круглому челну, а небо - твёрдому полусводу (куполу), накрывающему мир. Всё небесное пространство делится на несколько частей: "верхнее небо Ану", "среднее небо", принадлежащее игигам, в центре которого находилась лазуритовая целла Мардука, и "нижнее небо", уже видимое людям, на котором расположены звёзды. Все небеса сделаны из разных пород камня, например, "нижнее небо" - из синей яшмы; над этими тремя небесами помещается ещё четыре неба. Небо, как здание, покоится на основании, прикреплённом к небесному океану колышками и, подобно земному дворцу, защищённом от воды крепостным валом. Самая высокая часть небесного свода носит название "середина небес". Внешняя сторона купола ("внутренность небес") излучает свет; это то пространство, где скрывается Луна - Син во время своей трёхдневной отлучки в новолуние и где Солнце - Шамаш проводит ночь. На востоке находится "гора восхода", на западе - "гора заката", которые заперты на замок. Каждое утро Шамаш открывает "гору восхода", отправляется в путь по небу, а вечером через "гору заката" скрывается во "внутренности небес". Звёзды на небесном своде - это "образы" или "письмена", и каждой из них определено твёрдое место, чтобы ни одна "не сбилась со своего пути".

Земной географии соответствует география небесная. Прообразы всего сущего: стран, рек, городов, храмов - существуют на небе в виде звёзд, земные предметы являют собой лишь отражения небесных, но обе субстанции имеют каждая свои измерения. Так, небесный храм примерно вдвое больше земного. План Ниневии первоначально был вычерчен на небесах и существовал издревле. В одном созвездии расположен небесный Тигр, в другом - небесный Евфрат. Каждому городу соответствует определённое созвездие: Сиппару - созвездие Рака, Вавилону, Ниппуру - другие, чьи названия не идентифицированы со современными. На страны разделены и Солнце и Месяц: на правой стороне Месяца - Аккад, на левой - Элам, верхняя часть Месяца - Амурру (амореи), нижняя - страна Субарту. Под небесным сводом лежит (как перевёрнутая лодка) земля, которая также разделена на несколько ярусов. По воззрениям некоторых вавилонян, семи небесам соответствует семь земель, но об их точном членении и расположении сведения не сохранились. Чтобы укрепить землю, её привязали к небу верёвками и закрепили колышками. Эти верёвки-канаты - Млечный Путь.

С VII в. до н.э. в Вавилоне существовала официальная должность придворного астронома/астролога.

V. Нововавилонский, Персидский и Селевкидский периоды

(539 - 100 гг. до н.э.). В эти периоды были продолжены систематические наблюдения и предсказания лунных, солнечных и планетных явлений.

Древняя астрология, как она представлена в "Энума Ану Энлиль", была заменена в Персидский период новым предсказательным искусством, гороскопной астрологией, которая до сих пор не выходит из употребления. Самые ранние гороскопы, дошедшие до нас, происходят из Вавилона; древнейший относится к 410 г. до н.э. Из Вавилона гороскопы распространились на Запад (через Малую Азию и Сирию в Египет, Грецию и Рим) и на Восток (в Персию и Индию). При своём распространении астрология переносила также астрономические вычислительные процедуры, которые необходимы каждому составителю гороскопов.

Вавилонские гороскопы содержат, как правило, дату рождения ребенка, положения Луны, Солнца и планет (в основном знаки Зодиака, но иногда также и долготу в градусах в пределах знака), продолжительность видимости Луны в новолуние и в полнолуние утром после восхода Солнца, а также день последней видимости Луны. Предсказание, выведенное на основе этой информации, носит обычно общий характер, но иногда приводятся детали, касающиеся значений отдельных планет.

Итак, особенностями Нововавилонского и Персидского периодов являются:

  • систематические датируемые и фиксируемые наблюдения затмений (сохранились фрагменты большого текста, покрывающие годы по крайней мере от 731 до 317 гг. до н.э.), лунных и планетных явлений (так называемые астрономические дневники; самый ранний из сохранившихся датируется 652 г., самый поздний - 47 г. до н.э.);
  • вычисление периодов: сарос, интеркаляционных периодов, планетных периодов, периода Сотис и т.п.;
  • предсказание затмений (видимо, с VII в. до н.э.);
  • деление Зодиака на 12 знаков по 30 градусов каждый (см. ниже);
  • возникновение гороскопной астрологии;
  • развитие математической астрономии (методов для предвычисления положений Солнца, Луны и планет, затмений и других небесных явлений).

С возникновением гороскопной астрологии связан новый расцвет вавилонской астрономии (с VI в. до н.э., при Камбизе и его наследниках). В этот период имеют место развитие лунной и планетной теории, организация интеркаляционной системы и интенсивная наблюдательная деятельность.

Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что В.а. оказала решающее воздействие на развитие как западной, так и индийской астрологии; из главных астрологических систем Старого Света только китайская развивалась независимо от вавилонского влияния.

Важно также подчеркнуть тот факт, что предыдущие поколения исследователей имели склонность оценивать жителей Двуречья как звездопоклонников, которые действительно считали звёзды и планеты богами. Тогда астрология может рассматриваться как более или менее естественный результат поклонения звёздам. Современные учёные ниспровергли такую точку зрения, продемонстрировав, что древние жители Месопотамии скорее символически связывали богов с небесными телами, нежели прямо отождествляли. И новые исследования склоняются к противоположной крайности - игнорированию роли астрологии в месопотамской религии.

Но если небесные тела не чтились как боги, то в чём же причины развития астрологии? В.а. вначале развивалась как вид предсказания событий - голода, чумы и т.п. - на основании таких зловещих знамений, как затмения. То еще не была личная, индивидуальная астрология (что явилось поздней инновацией греков), какой мы её знаем сегодня; древние астрологи были, скорее, жрецами на службе у правителя, предсказывавшими судьбы страны. Эта древнейшая из астрологических систем рассматривала знаки на небе как ключи к разгадке замыслов богов.

В Месопотамии был изобретён Зодиак из 12 знаков, хотя там зодиакальные знаки использовались скорее для помощи в определении расположения небесных тел относительно эклиптики, чем как показатели набора характерных особенностей личности. Ок. 1000 г. до н.э. выделялись следующие 18 созвездий - "боги, стоящие на пути Луны":

  • LÚ.HUN-GA - "Наёмный работник" (соотносится с Овном),
  • MUL-MUL - "Звёзды" (Плеяды),
  • GU4-AN-NA - "Бык небес" (Телец),
  • SIPA-ZI-AN-NA - "Верный пастух Ану" (Орион),
  • ŠU-GI - "Старик" (Персей),
  • ZUBI - "Кривая сабля" (Возничий),
  • MAŠ-TAB-BA-GAL-GAL - "Великие близнецы" (Близнецы),
  • AL-LUL - "Краб" (Рак),
  • UR-GU-LA - "Лев" (Лев),
  • AB-SIN - "Борозда" (Дева),
  • zi-ba-ni-tum - "Весы" (Весы),
  • GIR-TAB - "Скорпион" (Скорпион),
  • PA-BIL-SAG (Стрелец; Па-Билсаг - это божество),
  • SUHUR-MAŠ.KU6 - "Козёл-Рыба" (Козерог),
  • GU-LA - "Великан" (Водолей),
  • KUN.MEŠ (zibbati) - "Хвост" (первая часть Рыб),
  • SIM-MAH - "Ласточка" (середина Рыб),
  • a-nu-ni-tum (последняя часть Рыб; Анунитум - богиня).

Позже было добавлено созвездие IKU - "Поле" (Пегас).

Кроме того, в VII - VI вв. до н.э. для слежения за Луной вавилоняне делили эту приэкваториальную зону на 36 участков по 10° (как это делали задолго до них египтяне; см. Деканы). Ок. 400 г. до н.э. мелкие участки были объединены по три, и вся зона оказалась разделённой на двенадцать 30-градусных участков-созвездий. Кроме того, вся полоса была приближена к эклиптике, что говорит о накоплении сведений и о "годовых" движениях светил.

Джеймс Льюис отмечает, что современные астрологи учитывают мифологические ассоциации греческих и римских названий планет и знаков, однако мифология Месопотамии - места рождения астрологии! - не привлекается и забыта. А это может быть весьма плодородным полем для астрологических исследований.

См. также Халдеи (II).

Вавилонское времяисчисление -

деление суток, при котором промежутки времени от восхода до заката Солнца (день) и от заката до восхода (ночь) делятся каждый на 12 равных частей (часов). Таким образом, длительность дневных и ночных часов совпадала только в дни равноденствий. В.в. использовалось в Древнем Вавилоне, Египте, Греции, а также в Европе вплоть до эпохи позднего Средневековья (в астрологической практике - вплоть до наших дней; см. Часы планетные). В вавилонской астрономии и астрологии день и ночь делились также на стражи, составлявшие 1/3 соответствующего времени суток.

 

Вариации космических лучей -

изменения в пространстве и во времени потока космических лучей галактического и солнечного происхождения, непрерывно бомбардирующих земную атмосферу. На поверхности Земли интенсивность космических лучей зависит от температуры и давления воздуха, широты пункта наблюдения и состояния геомагнитного поля, электромагнитной обстановки в Солнечной системе и физических условий в Галактике. В соответствии с этим В.к.л., обусловленные изменением указанных факторов делят на три класса. Вариации I и II классов (метеорологического происхождения и обусловленные изменениями магнитного поля Земли) с помощью специальной методики могут быть исключены из данных наблюдений, что позволяет в чистом виде находить вариации III класса, т.е. вариации первичных космических лучей, которые представляют наибольший интерес для астрофизики.

К III классу В.к.л. относятся, в частности, внезапные мощные возрастания потока космических лучей, связанные с солнечными вспышками (см. Солнечные космические лучи). Амплитуда вариаций первичных космических лучей зависит от энергии частиц и напряжённости межпланетных магнитных полей. Большинство вариаций III класса (периодические 11-летние, 27-дневные, солнечно-суточные, а также т.наз. эффект Форбуша и др.) обусловлено "выметанием" космических лучей из Солнечной системы неоднородными магнитными полями ("магнитными облаками"), движущимися от Солнца вместе с солнечным ветром.

Солнечная активность изменяется с периодом ок. 11 лет. Аналогичным образом колеблются мощность солнечного ветра и количество "магнитных облаков". Интенсивность космических лучей колеблется с близким периодом (11-летняя вариация), причём интегральный поток галактических космических лучей вблизи орбиты Земли уменьшается примерно вдвое при переходе от минимума к максимуму солнечной активности. Существенную роли в 11-летней В.к.л. играют крупномасштабная структура и динамика гелиомагнитосферы.

27-дневная В.к.л. с амплитудой чуть менее 10% в межпланетном пространстве на орбите Земли соответствует периоду вращения Солнца и обусловлена асимметрией потока магнитных неоднородностей в солнечном ветре.

Эффект Форбуша (его впервые отметил в 1937 г. американский физик С.Форбуш) представляет собой кратковременное понижение интенсивности космических лучей (на 50% в межпланетном пространстве и до 25-30% - на поверхности Земли), обычно связанное с геомагнитной бурей. Этот эффект вызывается рассеянием галактических космических лучей магнитными полями, переносимыми солнечными корпускулярными потоками (т.е. солнечным ветром, усиленным вспышками на Солнце), когда поля оказываются у Земли и как бы защищают её от космических лучей. Особенно глубокие понижения интенсивности космических лучей наблюдались в июле 1959 г., в ноябре 1960 г., в августе 1972 г., в феврале и мае 1978 г., в августе-сентябре 1979 г., в мае и октябре 1981 г., в июле 1982 г. (данные 1985 г.).

Солнечно-суточная вариация с амплитудой порядка чуть менее 2%, связанная с суточным вращением Земли, соответствует анизотропии потока первичных космических лучей, которая обусловлена различием свойств солнечного ветра в направлении на Солнце и в противоположном направлении.

Исследование В.к.л. является эффективным средством современной астрономической науки для зондирования межпланетного пространства как вблизи земной орбиты, так и в масштабах Солнечной системы и Галактики. В.к.л., несомненно, имеют существенную астрологическую значимость, но их непосредственный анализ до сих пор не вошёл в практику подавляющего большинства астрологов.

Ведическая астрология -

традиционное направление в индийской астрологии, базирующееся на авторитете Вед и других классических источников индуизма.

 

Вековые возмущения -

медленные малые изменения элементов орбиты небесного тела, вследствие взаимодействия с другими небесными телами. Например, притяжения в системе Земля-Луна уменьшают период обращения Луны на 8 сек. в столетие, а земные сутки удлиняются на 0.001 - 0.002 сек. в столетие.

 

Великий век -

понятие, использовавшееся древними для обозначения нескольких временных периодов. В Индии он охватывал всю Маха Манвантару, "Век Брахмы", каждый день которого представлял, в теософской терминологии, жизнецикл цепи, охватывавший период семи Кругов (см. "Эзотерический буддизм" А.П.Синнета). Таким образом, тогда как День и Ночь составляют - как манвантара и пралайя - 8 640 млн. лет, В.в. длится 311 040 млрд. лет, после чего пралайя, или растворение Вселенной, становится всемирной. У египтян, халдеев и греков В.в. относился к циклу прецессии равноденствий (см. Платонов год).

См. также: Кальпа.

Великий год, мировой год -

I. В древней и средневековой астрологии - период, спустя который все земные события начинают повторяться. Фаталистические тенденции, господствовавшие в древней астрологии, а также в выяснении строгой периодичности движения планет, привели к широкому распространению мнения, будто через определённый промежуток времени планеты займут те места на небе, с которых они начали своё движение в момент сотворения мира, и история начнёт свой новый цикл, повторяющий предыдущий.

В целом идея о "космическом возвращении" имеет вавилонское происхождение. Так, утверждение о том, что "течение звёзд определяет мировой пожар и потоп", мы находим у Бероса в изложении Сенеки:

"Пожар охватывает землю, когда все звёзды, которые теперь блуждают по разным путям, соберутся в Раке...; а наводнение грозит, когда то же множество звёзд встречается в Козероге. Первое объясняется летним солнцестоянием, последнее - зимним солнцестоянием".

В целом, учение, на которое ссылается Берос, имеет, по-видимому, также вавилонское происхождение, потому что его метод счёта точно соответствует вавилонской числовой системе, а длительность В.г. кратна третьей степени числа 60 (2 160 000 лет), равно как и длительность индийской Маха юги (4 320 000 лет). Другие числа, которые также делятся на степени числа 60, лежащего в основе вавилонской системы счёта, приводятся в сообщении Аэтия (ок. 100 г. н.э.): "Так называемый В.г. наступает, когда все (планеты) возвращаются к тому же самому месту, откуда они начали своё движение... Согласно Гераклиту, В.г. содержит 18 000 лет, в то время как Диоген Стоик считает его равным 360 таким годам, какой приводит Гераклит". Таким образом, В.г. Диогена состоит из 360·18 000 = 30·60·60·60 лет.

До нас дошли многие другие В.г., например, годы Орфея и Кассандра продолжительностью 120 000 и 3 600 000 лет соответственно. Астрономическая надпись из Кескинто на Родосе (датируемая приблизительно 100 г. н.э.) определяет В.г. в 291 400 лет. За это время, согласно надписи, каждая из планет совершает целое число сидерических и синодических оборотов.

Упоминание имен Орфея и Гераклита указывает на то, что идея В.г. была известна грекам и до Бероса. В самом деле, В.г. или "Совершенный год" упоминается Платоном, Аристотелем и Евдемом. "Совершенный год" Платона есть просто астрономический период, по истечении которого все планеты возвращаются к точке, откуда они начали движение. Аристотель упоминает наводнение "зимой" В.г. и мировой пожар "летом". Евдем пишет: "Если верить пифагорейцам, то я в будущем, поскольку всё повторяется согласно Числу, опять буду рассказывать вам здесь сказки, держа эту тросточку в своей руке, в то время как вы будете сидеть передо мной, как сейчас сидите; и всё остальное будет тем же самым".

Согласно пифагорейцу Гиппасу, современнику Гераклита, В.г. представляет собой относительно небольшой период в 59 лет. Этот В.г. не является, очевидно, периодом всех планет. Однако Сатурн и Юпитер возвращаются приблизительно к той же точке на небе через 59 лет, и 59-летний период регулярно используется в клинописных текстах в связи с Сатурном (см. Циклы планет). Этот цикл, известный и из клинописных источников, приводится у Цензорина ("De die natali", 18) как "В.г. пифагорейца Филолая", а у Аэтия - как "В.г. Энопида и Пифагора".

Цензорин говорит, что В.г. Гераклита содержал 10800 лет, но Аэтий приводит значение 18000 лет. Оба числа делятся на 3600, а 3600 лет составляют один вавилонский SAR (см. Сарос (II)). Происхождение В.г. Гераклита, как и учение о повторяющихся космических пожарах, можно, таким образом, считать вавилонским.

Б.Л.Ван-дер-Варден отмечает, что астрологический фатализм пифагорейцев определенно происходит из Вавилона, классической страны астрологии (см. Фатализм астральный). Осознание того, что небесные явления можно постигнуть с помощью чисел, должно быть, также пришло к пифагорейцам из Вавилона, поскольку греки гораздо позднее научились предвычислять небесные явления.

Огонь, вершащий суд, происходит из зороастризма, потоп и основанные на периодах вычисления - из Вавилона. Комбинация всех этих элементов дала исходный толчок учению о В.г. с мировой зимой и летом, с катастрофой, производимой огнём и потопом.

Влияние вавилонских и иранских идей мы находим и в представлениях о В.г., существовавших в эллинистическое время и в эпоху Средневековья, хотя длительность В.г. рассчитывалась не только на основе вавилонской системы. Так, Антиох (в передаче Ретория) утверждал: "Космические возвращения наступают через 1 753 005 лет; тогда все звёзды собираются вместе в 30-м градусе Рака или первом градусе Льва, и происходит исполнение всего; но когда они встречаются в Раке, в одной части мира будет потоп".

Астрологи занимались вычислениями В.г. вплоть до XVIII века, когда открытие новых планет и установление того факта, что движения всех планет подвержены вековым возмущениям, сделали очевидным бессмысленность подобных занятий.

Автор Продолжительность великого года
Диоген Стоик 6 480 000 лет
Кассандр 3 600 000 лет
Берос 2 160 000 лет
Антиох 1 753 005 лет
Надпись из Кескинто 291 400 лет
Орфей 120 000 лет
Гераклит (по Аэтию) 18 000 лет
Гераклит (по Цензорину) 10 800 лет
Гиппас 59 лет

Литература:

1. Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии.
2. Саплин А. Астрологический энциклопедический словарь.


II. Год Платона - 25729 лет. См. Платонов год.

Литература:

Вайсберг В. Астрономия для астрологов.


III. То же, что и "Год Сириуса"

 

 

Великий день,

мировой день -

промежуток времени, равный 1/30 части великого месяца, т.е. длящийся около 72 лет.

Великий месяц,

мировой месяц -

промежуток времени, равный 1/12 части платонова года, т.е. длящийся около 2150 лет. См. Эра астрологическая.

Великое противостояние -

геоцентрическая оппозиция Марса и Солнца при расстоянии Марса от Земли, не превышающем 0.401 а.е.= 60 млн км. В это время видимый угловой диаметр диска Марса может возрасти вдвое - до 26", а блеск до -2.6m. В.п. Марса наступают, когда Земля находится в афелии, а Марс - вблизи перигелия своей орбиты. Эти события происходят только в период с 5 июля по 5 октября, когда Марс расположен в южной части эклиптики. В.п. повторяются дважды через 15 лет и затем через 17 лет (в редких случаях это чередование нарушается, и тогда после одного 15-летнего периода следует один 17-летний). Последние В.п. были 10.09.1956, 10.08.1971 и 10.07.1986. В астрологии период В.п. обычно считается временем усиления негативного воздействия Марса.

Термин "В.п." применяют также к оппозициям Юпитера к Солнцу, происходящим во время максимального приближения Юпитера к Земле (наименьшее расстояние - 587 млн км). В.п. Юпитера повторяются каждые 83 земных года. В эти годы Юпитер достигает наибольшей видимой яркости. Последнее В.п. Юпитера произошло в конце 1927 г. Следующее наступит в 2010 г.

Венера

(лат. Venus (Veneris))-

  • Орбита
  • Мифология
  • Астрологическое значение В.
  • Уровни проработки (по Подводному)
  • В. в гороскопе (соответствия, положение в знаках и домах, аспекты)

вторая по удалённости от Солнца большая планета Солнечной системы. В. - ближайшая к Земле внутренняя планета (максимальное удаление от Земли - 1.737 а.е., минимальное - 0.261 а.е.).

Физические характеристики:

  • масса М=0.815 массы Земли,
  • радиус R=6050 км (0.950 R Земли),
  • средняя плотность = 5.26 г/куб.см,
  • наклон оси вращения 177°,
  • период вращения P=-243.16 сут.,
  • продолжительность солнечных суток 117 сут.

Параметры орбиты В.:

  • сидерический период обращения вокруг Солнца Т=0.61521 года,
  • большая полуось орбиты a=0.723 а.е.,
  • эксцентриситет e=0.007,
  • наклонение i=3°24',
  • средняя линейная скорость движения В. по орбите Va=35.0 км/с,
  • средний синодический период обращения S=583.92 сут.
  • Долгота восходящего узла на 1975.0 г. - 76.455°, годичное изменение долготы узла +0.54'.
  • Долгота перигелия на 1975.0 г. - 131.219°, годичное изменение перигелия +1.03'.
  • Средняя скорость движения по эклиптике - 1° за сутки; максимальная скорость - 1.27° за сутки; продолжительность ретроградной фазы - 42 сут; доля ретроградной фазы - 7.2% от S; среднее значение дуги попятного движения - 16°; максимальная элонгация - 48°.

Самый высокий объект на В. - горы Максвелла - на 8 км выше окружающего их плоскогорья - Земли Иштар, которое само на 4-5 км выше самых глубоких впадин поверхности В.

В ранних египетских текстах В. изображалась цаплей и называлась "пересекатель" или "звезда, которая пересекает", что основано на её видимом движении (она то обгоняет Солнце, то отстаёт от него). В более поздние времена В. изображалась с двумя соколиными головами. Название "утренняя звезда" встречается только в некоторых поздних египетских текстах.

У многих народов планета В. связывалась с божествами любви, красоты и брака. Ещё в Древней Месопотамии эта планета небесным воплощением богини Инанны у шумеров (шумер. NIN.DAR.AN.NA - "светлая Царица Неба") и богини Иштар у аккадцев (научное название - Дили-пат). В Древней Персии В. соотносилась с богиней Анахитой (пехлевийское имя - Анахит). В Древней Греции В. считалась звездой Афродиты, в эллинистической время её "божественное" имя было "Звезда Исиды" (научное название - Фосфор). У индусов В. называется Шукра; у арабов - "Зухра", в древнерусских текстах - "Афродикта".

Китайцы связывали планету В. с мифическим правителем Запада Бай-ди.

На тангутских иконах из Харахото (северо-западная часть современной китайской провинции Сычуань) в средние века изображали духа планеты В. в виде женщины с лютней руке, в её причёске - эмблема В. (изображение курицы). В Тангутском государстве Си Ся (982 - 1227) В. особо почиталась, т.к. она трактовалась даосами как "Великая белая западной стороны планета металла", с ней был соотнесён белый цвет, а слова "белое великое" входили в официальное наименование Тангутского государства.

У народа ашанти (Западная Африка) В. была символом богини плодородия и плодовитости Асасе Афуа. В бурятской мифологии В. (Солбон) считалась (вместе с Солнцем и Луной) доброй силой, охраняющей человека.

Своё современное название эта планета получила от имени древнеримской богини. Сначала римляне почитали В. как богиню садов, имя её употреблялось как синоним плодов. По некоторым предположениям, В. - первоначально персонификация абстрактного понятия "милость богов" (venia). С распространением предания об Энее, родоначальнике римлян, В. была отождествлена с матерью Энея Афродитой, став не только богиней красоты и любви, но и покровительницей римлян.

Особую популярность В. приобрела в I в. до н.э., когда её покровительством пользовались Сулла, Помпей, Юлий Цезарь. Эпитеты В. - "счастливая", "победительница", "милостивая", "очищающая", "конная", "лысая" (по преданию, в память самоотверженности римлянок, отдавших во время войны с галлами свои волосы для изготовления канатов) и др. У писателей В. - прежде всего богиня любовной страсти, мать Амура. С распространением восточных культов В. стала отождествляться с другими богинями - Исидой, Астартой. Известное распространение получил культ В. и Адониса, её погибающего и воскресающего любовника. В древнеримской астрологии планета, названная именем В., определялась как "милостивое ночное светило, муж или женщина" (Макробий, "Сатурналии").

В западной астрологии В. - иньская, женская, тёплая и влажная планета второго уровня (см. Уровни планет). Птолемей считал В. ночной планетой. Ночная обитель В. - Телец, дневная обитель - Весы, знак экзальтации - Рыбы. В классической астрологии В. считалась благотворной планетой, "малым счастьем".

Графический символ В. представляет собой круг, расположенный над крестом, что интерпретируют как символическое изображение зеркальца богини В. Круг символизирует дух, запас жизненной энергии, жизненный материал, а крест - стихийные влияния, материю.

В. астрологически представляет принципы эмоциональной любви, привязанности, личных взаимоотношений, удовольствия, красоты, оценки, выбора, желания, эстетические особенности воприятия мира, принцип восприятия на социальном уровне, жизненные ценности.

В индивидуальном гороскопе В. показывает, как натив воспринимает и выражает свои чувства. Там, где у человека в натальной карте расположена В., он получает настоящее наслаждение. Ключевые слова: чувственность, артистичность, изобилие, счастье, нега, расслабленность, поверхностное оформление материального, красота, созидательность, обаятельность, физическая привлекательность, нежность, мягкость, сладость, ощущение гармонии, позитивный взгляд на мир. В негативном плане: сексуальные отклонения, чрезмерная сентиментальность, капризность, желание всё перепробовать, безрассудство, порочность.

Таблица соответствий

Планы

Области

Личность Отношения Общество Природа
Высш.

Притяжение

Равновесие

Результат

Гармония

3 Спокойствие Удовлетворённость Притяжение Любовь Союз Партнерство Культура Дипломатия Экономика Мир Биология Растительное царство
2 Радость Умиротворение Удовольствие Обаяние Грация Чувства Чувственность Нежность Лень Нерешительность Вкус Привязанность Влечение Очарование Близость Привлекательность Вежливость Ревность Такт Искусство Мода Музыка Общественные тенденции Развлечения Стадность Спокойствие
1 Красота Изящество Прибыль Ценности Имущество Украшения Почки Поясница Шея Горло Гортань Щитовидная железа Вены Мышечный тонус Способность расслабления Жена Возлюбленные Сотрудничество Флирт Связь Ухаживание Общество Ценности Благосостояние Деньги Драгоценности Молодые девушки, женщины Модельеры Артисты Музыканты Художники Театры Фестивали Растения Ландшафт Медь

Таблица составлена Александром Колесниковым

Согласно А.Подводному, на первом, низшем уровне проработки В. эстетические чувства развиты очень слабо, человеку почти безразлично внешнее оформление его жизни, пока оно достаточно безыскусно. Исповедуется простейшая операциональная этика: красиво и хорошо то, что полезно и функционально. Человек совершенно не ощущает таких тонкостей, как настроение собеседника или дух коллектива, и реагирует лишь на прямые указания, угрозы или, лучше всего, физические методы воздействия. Культура чувств очень низка, преобладают грубые эмоции. Любовь ощущается, в первую очередь, как сексуальное влечение, обусловленное согласованием с социальной эротической нормой. Все нестандартные и непредусмотренные эмоции вытесняются, подавляются и игнорируются. Здесь социальные штампы восприятия абсолютны.

На втором уровне проработки В. эстетическое чувство ещё строго соответствует социальным нормам, но начинает играть в жизни человека большую роль, чем на предыдущем уровне. Человек начинает мыслить в терминах "красиво - некрасиво", и это становится существенным для него обстоятельством, иногда определяющим важный выбор. Красивые вещи, особенно престижные, могут стать объектом практически религиозного поклонения и обожания, и это есть максимальная религиозность, на которую способен данный человек. Социальная этика весьма жестка, но уже начинают различаться детали; ритуалы и формы приобретают осознаваемое значение. Внутренняя жизнь допускает много оттенков, хотя и стандартных; открывается мир социально программируемых положительных чувств: романтическая влюблённость по книжному трафарету, доброта в узком понимании и не во вред себе, ощущение искренней благодарности, понятие и элементы самоотверженности и т.д.; параллельно человек учится допускать и видеть эти чувства и состояния также и у других. На этом уровне человек уже сравнительно хорошо адаптируется в социуме, по крайней мере, в своём узком слое и может получать радость от социальных контактов.

На третьем уровне проработки В. происходит отделение личного восприятия от штампов общественного, в эстетическом и социальном восприятии появляется некоторая свобода: я могу смотреть, как это принято в моём круге, а могу и самостоятельно. Однако человек ещё не уверен в правмерности такого индивидуального способа восприятия. Эстетическое чувство на этом уровне уже довольно сильно развито, человек начинает видеть детали, не замечаемые общественным эстетическим сознанием, и ему кажется, что они, и даже иногда целые произведения искусства как бы адресованы ему лично, что создаёт качественно иное эстетическое ощущение, которое уже можно назвать наслаждением. Этика социальных контактов становится гибкой, человек хорошо чувствует не только неписанные правила поведения в своём круге, но и границы, в которых эти правила могут быть нарушены своеобразием его обаятельной личности. Внутренняя жизнь начинает оцениваться с этических и эстетических позиций. Человек обнаруживает, что его эмоциональное состояние сильно влияет на его окружение и что мягкой улыбкой, интонацией или красивой одеждой можно легко добиться результатов, которые трудно достижимы, скажем, прямой активностью Марса. В любви человек может подняться до больших высот творческого вдохновения, на этом уровне венерианская любовь может стать действительно бескорыстной.

На четвёртом уровне проработки В. человек уже меньше зависит от социальных этических и эстетических норм, хотя их осознаёт и постоянно имеет в виду, - его этика и эстетика определяются ведущим человека эгрегором непосредственно, часто минуя социальные. На этом уровне человек постоянно должен жить красиво и точно, и его требования к себе значительно выше, чем установленные социумом, но люди этого обычно не замечают. К такому человеку сильно тянет, на него очень приятно смотреть; в то же время к нему трудно подойти близко, т.к. ощущаешь себя как бы недостаточно чистым. Контакт с ним ведёт к внутреннему очищению и вызывает сильное желание стать лучше. Этические и эстетические влияния этого человека настолько сильны, что входят в моду и меняют восприятие мира у больших групп людей.

Человек с гармоничной В. в натальной карте пользуется неизменным социальным успехом; его вообще любят люди. С ним приятно разговаривать, он умеет слушать. Любовь к искусству и хорошее его восприятие, умение не видеть уродства людей и жизни. Склонность к романтической любви, умение красиво ухаживать и принимать ухаживания, гармоничность и социальная выверенность соответствующих эмоций. Семейный и групповой конформизм, сильное прорастание социальной и групповой этики в личное подсознание. В непроработанном варианте - лень, отождествление себя с социумом, отношение к чужой любви как к данности, социальный вампиризм и, в конечном счёте, потеря нравственного чувства. Проработка даёт художественные и артистические таланты, дар конструктивного общения с людьми, дипломатические способности, умение мягко управлять коллективом и регулировать его карму, формируя этику и эстетику общественного подсознания.

Поражённая В. даёт выраженное антисоциальное восприятие. Общественное сознание и подсознание активно не устраивают человека. Развитая поражённая В. даёт обострённую социальную совесть и умение конструктивно заниматься наиболее острыми общественными проблемами и даже заполнять самые зияющие пробелы в этике социального эгрегора. Непроработанная В. может дать социальный нигилизм, бунт, попытки отстоять свою неразвитую личность от посягательств "подлого общества", отгородившись толстой стеной эгоизма. Отношения с людьми строятся с трудом. При плохой проработке - высокие требования к другим, к их этике, манерам и внешнему виду; при проработке, наоборот, повышаются требования к личной этике и эстетике, человек начинает во всех дисгармоничных ситуациях в первую очередь искать причину в себе. Эстетика либо очень оригинальна, либо имеет чёткую антисоциальную напрвленность (хиппи и т.п.). Любви, а точнее - сопровождающих её неприятностей и мучений - в жизни натива очень много; в отношениях с людьми у человека проявляется тяжёлый характер.

Если в натальном гороскопе В. является сильнейшей планетой, то натив будет очень тесно связан с общественным сознанием и подсознанием. Господствующие в его социальном слое этика и эстетика будут его завораживать; в зависимости от аспектов В., он будет либо полностью им подчиняться, либо отчаянно с ними воевать. Красота и чувства, особенно социально ценимые, будут играть в его жизни большую роль. Скорее всего он будет не только любить искусство, но и сам рисовать, писать стихи и играть на нескольких музыкальных инструментах. Возможно, о слишком многих вещах он будет судить с эстетической точки зрения. Для человека В. жить значит любить: любви в его жизни будет много, его будут любить многие, но далеко не всегда те и так, как ему бы того хотелось. Вероятны лень и требовательность к окружению, их необходимо превращать в усердие и строгость к себе.

Слабая В. даёт сложности в социальных контактах; человек с трудом воспринимает неписанные законы своего слоя и групп, в которых он вращается. Его не принимают "на ура" в компаниях, но если он даст себе труд почаще улыбаться и внимательно слушать то, что ему говорят, он может при желании попасть даже в элитарные слои. В принципе, человек со слабой В. мало заинтересован в человеческих контактах как таковых, и мысль о новом знакомстве или перспектива выхода в свет сами по себе его не греют. Этот человек не акцентирует эстетические аспекты жизни, он эстетически непритязателен, не склонен украшать себя. Ему легче мыслить в жёстких этических, нежели в неопределённых и плывущих (для него) эстетических критериях. Любовь с социальным привкусом, романтическая, не имеющая в виду скорейшее обзаведение потомством, посетит его редко, и в любом случае вызове слабые чувства; зато не будет и сопутствующих отрицательных аффектов (ревность, тоска).

Влияние В. на конституцию человека: средний рост, хорошо сложенная фигура, склонная к полноте; лицо крупное и смуглое, но нежное, улыбчивое, ямочки на щеках или на подбородке; серые, голубые или светло-карие глаза; каштановые, белокурые или светло-русые волосы, обычно пышные; красивые зубы и ногти, маленькие ноги и небольшие пухлые руки; красивый голос.

Анатомические соответствия: нёбо, горло, подбородок, щёки, слюна, продукты работы желёз (почки, вены), яичники, мочеточники и мочевой пузырь, внутренние половые органы, кожные рецепторы, жировая ткань.

В медицинском плане В. связана с заболеваниями почек и мочевого пузыря, гинекологическими и венерическими заболеваниями, корью и оспой (т.е. с болезнями, сопровождающимися высыпаниями на коже). В. имеет отношение к болезням, вызванным небрежностью в еде и потаканием всем своим желаниям. В. часто указывает на латентное течение болезни.

В. символизирует женщину; в мужском гороскопе - жену, возлюбленную или любовницу. Часто В. обозначает юную девушку или незамужнюю женщину. В. также символизирует людей, связанных с искусством или индустрией развлечений. В индийской астрологии В. - сигнификатор супруга, а при дневном рождении - также сигнификатор матери.

С В. связаны такие понятия, как собственность, искусство, музыка, косметика, комплименты, ювелирные изделия, брак, партнёрство, договоры, баланс, судебные процессы, консультанты, клиенты, тяжбы, удовлетворение, гармония.

Профессии В..: художник, декоратор, цветовод, танцор, певец, музыкант, артист, модельер, парфюмер, кондитер, ювелир, повар, финансист, банкир, арендатор.

 

См. также другое средневековое изображение профессий Венеры

Ситуации В. характеризуются точной гармонией, соразмерностью и уравновешенностью частей, акцентуацией на эстетическом моменте; высокой оценкой в данном социальном круге и недоступностью для всего остального человечества: концерты классической музыки, балы, пышные представления, музеи, социальные рауты и т.п.

В мунданной астрологии В. указывает на объединение нации в государство естественным путём; связана с социальными удовольствиями, модой, артистами, архетипом женщины, национальными ресурсами, финансовыми институтами, сельским хозяйством, экономикой страны. В финансовой астрологии В. символизирует собственность, бартерную торговлю, сбережения и банки, стоимость отданную и стоимость полученную, стабилизацию цен. Товары, управляемые В.: медь, земля, деньки как имущество, коммерческая недвижимость, не потребляемое сырьё, товары длительного пользования, сахар, скот; объекты, приносящие удовольствие отдельно от их стоимости, такие как искусство и драгоценные камни. Торговый стиль: истинный инвестор, который покупает и держит.

В астроботанике В. в структуре растения управляет цветами. Связанные с В. растения имеют сильный, приятный запах, они сладкие на вкус, приятные на вид, цветы красно-лиловые или нежных тонов. Среди растений В.: яблоня, лаванда, жасмин, ландыш, лилия, фиалка, роза, тюльпан, сирень, мирт, ирис, мелисса, нарцисс, мать-и-мачеха, цветная капуста, подорожник.

В астрозоологии к управлению В. относят козу, овцу, кролика, фазана, голубя, воробья, ласточку, пеликана, куропатку, тюленя, треску.

Металлом В. является медь (латунь).

В астроминералогии камнями В. считаются сапфир, жемчуг, янтарь, кахалонг.

Цвета В. - белый, пурпурный (варианты: небесно-голубой, изумрудно-зелёный, салатный, индиго, розовый). Вкус - тёплый, сладкий. Чувство - осязание (или вкус). День недели - пятница.

Дух планеты (согласно средневековым авторам) - Ханиэль, ангел - Халиэль, гений - Анаэль.

В. в знаках: В. в домах: Аспекты В.:
Овен Телец Близнецы Рак Лев Дева Весы Скорпион Стрелец Козерог Водолей Рыбы I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII Соединение Оппозиция Квадратура Трин Секстиль

Положение В. в знаках Зодиака говорит о том, как рождённый воспринимает свои чувственные переживания, в какой форме они выражаются.

В. в Овне: изгнание. Ключевые слова: демонстративность. Яркость и импульсивность страстей, влюбчивость, некоторая грубость и неоформленность чувств. Легко идёт на разрыв отношений. Любовь к броским вещам.

В. в Тельце: обитель. Ключевые слова: выносливость. Чувственность, нежность, привязанность к форме, любовь к комфорту и роскоши. Сильные эмоции, но и стремление к стабильности. Ценит трудолюбие и упорство. Красивый голос.

В. в Близнецах: дружба. Ключевые слова: капризность. Необходимость в частом обновлении, подвижность, быстрая смена привязанностей, нравятся умные партнёры. Сильные и глубокие чувства редки. Удовольствие от общения.

В. в Раке: вражда. Ключевые слова: чувствительность. Способность к глубоким чувствам, не выражаемым внешне. Высокая ранимость, застенчивость. Сентиментальность. Любовь к родине и предкам, интерес к прошлому. Высокая значимость искусства и музыки.

В. во Льве: вражда. Ключевые слова: романтичность. Богатый мир чувств, стремление к пышности, к игре, желание выделиться, любовь к ярким и творческим личностям. Не выносит неясности в отношениях.

В. в Деве: падение. Ключевые слова: мелочность. Эмоциональная сдержанность. Концентрация на мелочах мешает оценить целое, большая рассудительность порой убивает чувства. Скепсис. Стремление к моральной чистоте. Любовь понимается как забота.

В. в Весах: обитель. Ключевые слова: совместимость. Романтичность, тонкий вкус, в чувствах доминирует стремление к равновесию. Изящество, обаяние, лояльность. Интерес к общественной жизни.

В. в Скорпионе: изгнание. Ключевые слова: интенсивность. Большая сила подсознательных чувств, глубокая напряжённость страстей, сильная привязанность, ревность. Большая требовательность, склонность драматизировать события.

В. в Стрельце: вражда. Ключевые слова: объективность. Контактность, сильная любовь, романтичность, доверчивость, но и независимость; потребность в вызывающем уважение, интеллектуальном партнёре. Любовь к справедливости, честность в отношениях.

В. в Козероге: дружба. Ключевые слова: преданность. Строгий контроль либо подавление чувств. Боязнь продемонстрировать застенчивость и темперамент. Регламентация взаимоотношений с партнёром. Осторожность в знакомствах, постоянство в привязанностях. Требовательность. Тонкий вкус, чувство формы.

В. в Водолее: дружба. Ключевые слова: холодность. Чувства недостаточно теплы, но светлы и альтруистичны. Экстравагантность и нестандартность в любви, выборе и оценках. Способность любить и дружить одновременно. Потребность независимости.

В. в Рыбах: экзальтация. Ключевые слова: сострадание. Мягкость, пластичность, мечтательность, идеалистичность, впечатлительность, любовь к природе, отзывчивость, сопереживание, жертвенность. Не любит резких и грубых эмоций.


Положение В. в домах гороскопа показывает, в какой области жизни и каким образом натив будет любить и будет любимым, где и как он будет стараться произвести приятное впечатление и проявить своё очарование. Это также та область, где он может реализовать свои творческие возможности.

В. в I доме. Ключевое слово: обаяние. Привлекательная внешность, шарм, тактичность, изысканность, жажда нравиться, большое внимание к внешнему виду. Эстетизм в восприятии мира. Возможны эгоистичность и лень.

В. во II доме: сигнификатор. Ключевое слово: материализм. Связь между любовью и деньгами. Умение зарабатывать деньги (часто - через искусство), трудолюбие в этом вопросе. Часто такое положение В. в картах коллекционеров.

В. в III доме. Ключевое слово: приятное. Гармоничное общение, умение красиво выражаться, эмоциональность в контактах, нестойкость эмоциональных связей. Любовь к поедкам, хороший интеллект, часто - у писателей.

В. в IV доме. Ключевое слово: теплота. Привязанность к родителям, к дому, к родине. Стремление создать в доме уют и красоту. Хорошие отношения в семье.

В. в V доме. Ключевое слово: яркость чувств. Самовыражение в искусстве или спорте, излишняя любовь к развлечениям, страстность, дар обольщения, плодовитость, гармоничные отношения с детьми.

В. в VI доме. Ключевое слово: стремление помочь. Профессия, связанная с искусством; тесные отношения с сослуживцами. Излишества в удовольствиях приводят к различным заболеваниям. Забота о здоровье, питании и одежде. Эмоциональное принятие долга.

В. в VII доме: сигнификатор. Ключевое слово: гармония. Устойчивый брак, большая привязанность к партнёру, сильная потребность в нём. Тактичность, чувство справедливости. Умение улаживать разногласия и находить общий язык с самыми разными людьми.

В. в VIII доме. Ключевое слово: чувственность. Способности к накоплению больших денежных средств (часто при помощи партнёра). Возможность потери любимого человека, эмоциональные проблемы, ревность, интенсивные чувства, большая сексуальность, любовь к экстремальным ситуациям.

В. в IX доме. Ключевое слово: благотворительность. Расширение кругозора через романтические связи. Человек находит любовь вдалеке от дома. Интерес к религии, к философским и мировоззренческим концепциям. Любовь к экзотике. Идеализм.

В. в X доме. Ключевое слово: милый человек. Амбициозность. Человек постепенно добивается высокого положения в области искусства или индустрии развлечений. В продвижении помогает обаяние. Помощь в карьере от женщины или от одного из родителей.

В. в XI доме. Ключевое слово: добродушие. Терпимость, бескорыстие. Человек смешивает дружбу и любовь. Участие в небольших и устойчивых группах по интересам. Умение сгладить напряжение в обществе. Яркое эмоциональное представление о будущей жизни. Склонность к идеализму. Чувство общности, единения.

В. в XII доме: элеватор. Ключевое слово: сострадание. Человек скрывает свои чувства и привязанности. Мечтательность, идеализм, платоническая любовь. Любовь к тишине и покою. Сложности в партнёрских отношениях. Интерес к оккультизму.


Дуговые аспекты В. показывают тип партнёра натива, предмет обожания натива, устойчивые симпатии или антипатии. Планеты, аспектирующие В., указывают на особенности реализации романтических, сексуальных и эстетических потребностей. Эти планеты влияют на брак, накопление средств, вкусы, стиль одежды и общения, художественные способности.

Соединения В. подчёркивают симпатию и природу любви. Соединения с В. гармонизируют планеты и в то же время предъявляют к ним высокие требования: их принципы должны быть совершенными, а В. оказывает расслабляющее действие. В. акцентирует социальный и эстетический аспект действия планеты в соединении.

Оппозиция В. указывает на то, насколько натив осознаёт или не осознаёт свои чувства по отношению к другим. Такой аспект говорит о проблеме налаживания взаимоотношений, проблеме любви.

Квадратура В. представляет вызов симпатиям и чувствам рождённого. Возможны осложнения в эстетических и социальных вопросах, резкие вкусы, своеобразная этика, идущая вразрез с этикой коллектива, неразделённая любовь.

Трин и секстиль указывают на беспрепятственное течение симпатии и любви. Секстиль В. к планете даёт возможности развития эстетических качеств в сфере действия этой планеты, совершенствование восприятия, социальные возможности, дружеское отношение окружающих. Трин В. - аспект людей творческих и просто любимых в обществе, обаятельных, жизнерадостных, смотрящих на мир через розовые очки; однако возможны большая пассивность, лень и паразитизм.

Венец,

Венок, Пентаграмма -

 

конфигурация аспектов, образованная пятью точками гороскопа, последовательно соединённых пятью квинтилями, а через одну - биквинтилями. Рисунок этой конфигурации в натальной карте имеет вид пентаграммы. В карте пятой гармоники все пять точек В. находятся в соединении.

П.Глоба указывает, что В. - это самая сильная конфигурация, действующая явно и постоянно и соотносящаяся со стихией Огня. В. связан с естественным процессом творческого перерождения, у натива есть право постоянно искать, в его жизни постоянно происходят новые события, он может корректировать свою жизнь. В худшем случае В. даёт постоянно мелькающие условия, которые человеку приедаются; все новшества кажутся ему знакомыми и скучными; авантюризм, распущенность в жизни; вседозволенность, не встречающая сопротивления.

Венусар

(от лат. Venus - "Венера") -

карта революции Венеры. Интерпретируется по тем же принципам, что и соляр, с той лишь разницей, что В. больше имеет дело с вопросами, связанными с астрологическим значением Венеры: любовь, искусство, восприятие, материальная обеспеченность и доход, выбор и предпочтения, эстетический вкус, взаимоотношения с партнёрами и т.п. Многие астрологи пренебрегают построением В. Однако В. может дать ценную информацию по указанным выше вопросам, особенно если в натальной карте Венера сильно проявлена (является управителем гороскопа, находится в обители или экзальтации, образует большое количество аспектов и т.д.).

Вертекс

(Vertex) -

I. (Сокр. Vx, VTX). Точка пересечения эклиптики и первого вертикала, находящаяся в западной полусфере небесной сферы. В. образует т.наз. электрическую ось гороскопа вместе со строго противоположной ему точкой, антивертексом. В астрологическую практику В. был введён американским астрологом Э.Джондро и используется прежде всего астрологами США.

Рассчитать положение В. в гороскопе можно, пользуясь таблицами домов Плацидуса, Коха или др. квадрантных систем домов. Координата В. будет совпадать с координатой Асцендента, рассчитанного для звёздного времени, отличающегося от местного звёздного времени рождения на 12 ч, и для географической широты, дополняющей широту места рождения до 90°.

В. является ключом к взаимоотношениям человека с другими членами общества и часто означает наши личные качества, которые мы находим отражёнными в других людях, считающихся нашими партнёрами. В. также связывается с судьбоносными, кармическими знакомствами. Как отмечает Джеймс Льюис, В. представляет точку наибольшего предопределения (наименее поддающуюся сознательному выбору) в гороскопе. В. также репрезентирует метод восприятия нативом энергий окружающего мира.

Д.Куталёв отмечает, что отличие В. от Асцендента в том, что точка В. имеет дело не столько с реальным пространством, в котором разворачивается жизнь человека и его взаимодействие с окружающими, сколько с духовным пространством. В точке В. человек получает возможность посмотреть на свои контакты с другими людьми как бы сверху, отстранённо, окинуть их мысленным взором, понять их значение и перспективы, выяснить задачи своего взаимодействия с окружающим миром.

В гороскопах, построенных в квадрантных системах домов, В. примерной с равной частотой оказывается в V, VI, VII или VIII доме. В редчайших случаях В. оказывается в IV или IX доме. Некторые астрологи выделяют наиболее благоприятные знаки для В., считая "обителью" этой точки Весы, а знаком "экзальтации" - Рыбы.

Г.Дарлинг настаивает на использовании В. в практике медицинской астрологии и указывает, что особенно значимы мунданные соединения планеты на В. с планетами в угловых точках гороскопа. При наличии в натальной карте мощных дуговых аспектов планет к В. Дарлинг рекомендует строить и анализировать особую вертекса карту.

Литература:

1. Дарлинг Г. Сущность медицинской астрологии.
2. Попов А. Несколько "новых" точек - ось катастроф, вертекс и другие.// Исследования в астрологии. - 1996. - №3.
3. Lewis J.R. The Astrology Encyclopedia.
4. Куталёв Д. Небесные координаты и системы домов.


II. См. Андромеды туманность.


III. Синоним терминов "полюс", "вершина", "зенит".

Вертекса карта -

астрологическая карта, которая представляет собой натальный гороскоп с домами, рассчитанными особым образом: куспиды домов рассчитываются для географической широты, дополняющей широту места рождения до 90° и для звёздного времени, отличающегося от местного звёздного времени рождения на 12 ч. Таким образом, в В.к. Вертекс натальной карты становится куспидом I дома, а Imum Coeli натальной карты принимается за куспид X дома.

Г.Дарлинг считает В.к. особенно информативной при наличии в натальной карте мощных аспектов планет к Вертексу. Этот исследователь приводит случаи, когда такая карта более наглядна, чем обычная натальная.

Литература:

1. Дарлинг Г. Сущность медицинской астрологии.

 

Вертикал

(от лат. verticalis - "отвесный"), вертикальный круг, круг высоты -

любой большой круг небесной сферы, проходящий через точку зенита (и, соответственно, надира). Плоскость В. перпендикулярна плоскости горизонта. В., проходящий через полюса мира, называется небесным меридианом. В., проходящий через точки востока и запада, называется первым В. См. Большой круг, Горизонтальная система координат.

Верхнее соединение -

соединение внутренней планеты с Солнцем, при котором Солнце астрономически оказывается между планетой и Землей.

Противоположность - нижнее соединение.

Верхние ворота

(греч. epikataphora, лат. Porta superna) -

старинное название восьмого дома гороскопа.

Весна -

в астрономии и астрологии: в северном полушарии Земли - период с момента весеннего равноденствия до момента летнего солнцестояния (с 20/21 марта по 21/22 июня). Продолжительность В. в наше время - 92 дня.

 

Веспер

(Vesper),
Веспера (Vespera), Весперуго (Vesperugo), Весперус (Vesperus) -

латинизированная форма греч. Геспер, имя Венеры как Вечерней звезды.

Вечерняя звезда -

I. Видимая в вечерних сумерках планета Венера. См. Геспер, Веспер, а также Люцифер, Утренняя звезда.

II. Планета, заходящая непосредственно после захода Солнца. Часто в качестве В.з. выступает Меркурий-Эпиметей. См. Возничий (II).

Взаимоотношений астрология -

отрасль астрологии, изучающая взаимодействие двух и более людей, в т.ч. проблемы совместимости партнёров, рабочих контактов, конфликтов в семье и т.п. Различные астрологические традиции использовали разные системы В.а. В современной астрологии существует пять основных методик анализа взаимоотношений. Первая из них - изучение натальных карт людей, вступающих в контакт. Уже по натальному гороскопу человека можно определить его ожидания от взаимоотношений с другими людьми, тип взаимодействия с окружением в тех или иных ситуациях и т.д. Вторая методика - анализ синастрии натальных карт двух (или более) людей. Это позволяет определить, какие планеты, дома и др. элементы гороскопов друг друга активизируют эти люди в своём взаимодействии (см., в частности, Солнечные зависимости). Третья методика - изучение гороскопов ключевых событий, определяющих развитие отношений между людьми (гороскоп первой встречи, гороскоп подписания договора, гороскоп венчания, гороскоп брака, гороскоп усыновления, гороскоп на начало занятий с группой учеников и т.п.), а также изучение синастрии этих гороскопов с натальными картами взаимодействующих людей. Четвёртая и пятая методики вошли в обиход астрологов лишь несколько десятилетий назад. Это анализ особой карты мидпойнтов (см. Композит) и анализ карты на момент времени, средний между моментами рождения контактирующих людей (см. Гороскоп взаимодействия).

К сожалению, до настоящего времени не выработано общепризнанной системы, которая бы однозначно объясняла относительную значимость и взаимозависимость гороскопов, полученных при помощи всех этих методик. Кроме того, перед астрологами, занимающимися В.а., могут стоять различные задачи - от анализа отношений в семье до оценки профессиональных контактов. Поэтому каждый астролог со временем вырабатывает свой набор методик В.а., который может существенно отличаться от систем, использующихся другими астрологами.

Вигинтиль

(Vigintil, лат. "двадцатая часть"), вициль, семидециль, полудециль -

дуговой зодиакальный аспект величиной в 1/20 окружности (18°). В. относят к постоянным аспектам. Управители аспекта - Марс и Нептун, заточители - Венера и Меркурий, кульминаторы - Солнце и Венера, декаденты - Сатурн и Меркурий. Имеет дополнительный оттенок значения I и XII домов гороскопа. Дополнительным аспектом для В. является нонвигинтиль. Ключевые слова по Э.Б.Донат: для правостороннего В. - Предприимчивость, для левостороннего В. - Кульминация.

В качестве малого аспекта (орбис 0.5°) В. используется некоторыми астрологическими школами как производный от творческих аспектов. По наблюдениям Ф.Сакоян и Л.Эккер, В. указывает на утончённое самоусовершенствование и использование аспекта опыта прошлого, основанного на дополнительном оттенке I и XII домов [1]. Д.Радьяр отмечает, что В. указывает на момент, когда простая акцентуация превращается в намерение значимого исполнения - неуловимое качество таланта.

В концепции эволюционных уровней, разрабатываемой А.Подводным, В. проявляет своё действие, начиная с пятого космического посвящения, как аспект, связанный с оживлением материи, спиритизмом, целительством и т.п. Орбисные интервалы для В. по системе Подводного:

Космическое посвящение

Орбисы в радиксе

Синастрические орбисы

Пятое посвящение 17°42.3' 18°13.7' 17°51.1' 18°07.8'
         

Орбисный интервал для В. по Г.Ватану: 17°42'18" - 18°18'19".

В гармонической астрологии (I) В. участвует в пятой гармонике (Н5) как квадратура и говорит, об огромных усилиях, направленных на нахождение собственного стиля. Возникающий стиль, вероятно, будет достаточно резким. Есть опасность, что человек окажется в плену навязчивости и предастся повторяющейся бесполезной деятельности - попытка найти стиль, приспособленный к обеим планетам в аспекте, закончится сама в себе. Орбисный интервал по Дж.Эдди: 17°24' - 18°36'.

Византийская астрология

I. Астрология в Византии IV - середины VII вв.
II. Астрология в Византии середины VII - XIII вв.
III. Астрология в Византии 1204 - 1453 гг.

Византийская империя была основным центром астрологии на Западе в эпоху раннего Средневековья. В период её наивысшего расцвета в состав Византии входили основная часть Балкан, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, Киренаика, часть Месопотамии, Зап.Армения и Грузия, Херсонес Таврический, острова Кипр и Крит. Образовавшись в результате распада Римской империи в её восточной части, Византия стала главным наследником идей античной астрологии. Крайне интересен тот факт, что за тысячелетнюю историю существования Византии в В.а. не было сделано ни одного существенного открытия, не было создано никаких оригинальных астрологических школ, мало внимания уделялось астрономическим наблюдениям - деятельность астрологов в целом сводилась к изучению, изданию и комментированию трактатов древнегреческих учёных и применению на практике извлечённых из них знаний. Подобный традиционализм характерен и для других областей византийской науки.

История Византии делится на три основных периода. Отметим основные события в В.а., произошедшие за время каждого из них.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 286; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!