Методология лит-ведения (развернутая хар-ка понятия). Методология целостного анализа литературно-худ произв.



Природа предмета исследования диктует и методологию его познания. А методоло­гия, в свою очередь, помогает нам осознать истинную природу исследуемо­го объекта.Если методологии невозможно привести к общему знаменателю, есть только два выхода: либо прав оказывается тот, чья вера крепче , либо «научно состоятельной» надлежит считать позицию, которую условно можно назвать «скептической». С точки зрения скептика, нет и не может быть какой-то единой объективной истины, а есть «масса мнений», из которых ни одно не явл истиннее другого. Выбор научной методологии становится делом вкуса и личного пристра­стия. Очевидно, природа проблемы такова, что при ее решении невозможно ограничиться ни ее рассмотрением в какой-либо одной плоскости (догма­тизм), ни признанием истинности какого угодно числа различных плоско­стей (скептицизм). Скептицизм, доведенный до своего логического предела, вынужден при­знать противоречие главным, определяющим фактором жизнедеятельности. Большинство методологий так или иначе противоречат друг другу; тут надо либо выбирать, либо открыто впадать в агностицизм, не зная, как справиться с принципом противоречия. В области гуманитарных наук главная проблема сегодня заключается в том, чтобы суметь сотворить такую методологическую систему призм (а не настаивать на одной отдельно взятой призме), сквозь которую видны были бы во взаимодействии полярно противоположные силы и свойства       Максимально краткой и в то же время предельно емкой характеристи­кой любой науки явл ее методологические параметры. Императив «науковедения» гласит: хочешь сказать о самой сути - говори о методоло­гии. Методологические принципы, разумеется, ценны не сами по себе, а в той мере, в какой они позволяют адекватно обозначить предмет исследо­вания (к-ый, в свою очередь, корректирует ключевые моменты мето­дологии). Какова рыба - такова и сеть.По отношению к худу произв (в том числе - и прежде всего - к словесно-худу) дискуссионными на сего­дняшний день явл и те и другие. Отсутствие хоть сколько-нибудь общепринятой методологии в сфере науки о литературе не может не наво­дить на размышления. Еще вчера тотально господствующее марксистское лит-вед было, как мы помним, излишне идеологизированным. Именно это вменялось ему в вину как коренной методологический порок. Сегодня, казалось бы, проблема должна заключаться не в том, чтобы сме­нить идеологическую парадигму, а в том, чтобы в принципиальном плане развести науку и идеологию. Здесь-то и выяснилось, что многие готовы лишь к замене старых обветшалых идеологических доктрин на новые -демократические, общечеловеческие, национально-возрожденческие и т. д. На смену изжившим ceбя идеологическим критериям приходят новые -столь же идеологические. Метод не явл собственно эстетической характеристикой произв ис­кусства.Метод в искусстве - это ду­ховная основа эстетического.Метод -это мостик (внутренняя форма) от духовности определенного типа (в ис­кусстве всегда воплощающейся в форме концепции личности) к стилю. Или по-другому: метод - это фактор стиля. Между методом и стилем существуют промежуточные стратегии худ типизации (как характеристики типа худ цело­стности), и в первую очередь - родожанровые. Сильно упрощая формулу произв искусства, можно выделить следующие основные структур­ные звенья: концепция личности - основная стратегия худ типизации (метод) - блок иных стратегий худ типизации (род. метажанр, жанр) - стиль (характеристика типа организации худ целого). Только осознав логику метода писателя, можно проследить, как разворачивается целое. Отыскание же такой клеточки, нервного узла произв возможно тогда, когда есть представление о произв в целом.Таким образом, три ключевых момента присущи целостному эсте­тическому анализу: отыскание доминантных стратегий худ типизации, последующее их развертывание на всех уровнях (в том числе на всех уровнях стиля с выявлением стилевой доминанты) и анализ связи этих стратегий с породившими их реалиями.Так духовное опосредованно программирует стиль, а эфемерная красота, виртуозность последнего явл на самом деле оборотной стороной духовности. В выявлении и тщательной детализации указанной принципиальной взаимосвязи и заключается суть нового – целостного взгляда на худ произв.

Если до сих пор каждый срез целостного объекта исследовался изолированно, то теперь они осознаются как момент целостности, которому присущи все свойства целого. «Чистые» характеристики отдельного качества осложняются гаммой характеристик всех иных качеств. Любой компонент стиля (ситуация, сюжет, композиция, деталь, речь, словесная сторона текста) становится носителем всех духовно-эстетической парадигмы, но при этом не утрачивает своей автономной специфичности. Становится ясно, что анализировать стиль – значит, выявить отношения стилевых компонентов со всеми содержательными уровнями произв.

Таким образом, главным объектом исследования становится худ произв, взятое в ракурсе собственно эстетическом, к-ый обусловлен внехуди факторами. Обновление на путях философской эстетики – следующий необходимый этап в становлении литературоведения как науки.

Теория худ произв вооружает нас знаниями о закономерностях зарождения, становления и функционирования произв, как целостного образования. Однако не стоит забывать, что перед нами теоретическая схема. Схема должна помочь научному анализу, но не может заменить его.

Поскольку худ произв целостно, анализ тоже должен быть целостным. Любая исследовательская операция должна быть единством анализа и синтеза.3 ключевых момента присущи целостному эстетическому анализу: отыскание доминантных стратегий худ типизации, последующее их развертывание на всех уровнях (в том числе на всех уровнях стиля с выявлением стилевой доминанты) и анализ связи этих стратегий с породившими их реалиями.Речь идет о целостно-научном, диалектическом, всестороннем анализе произв. Однако целостность в данном случае – эстетическая. Предлагаемый подход включает в себя и собственно эстетический анализ, и интерпретацию. Речь идет об интеграции этих начал об их примирении и мирном сосуществовании.

Кратко сформулирует итоговый постулат: исследуя нереальность, а реальность, отраженная в знаках, образах, символах. Поэтому предмет исследования – не реальность, а образы, порожденные ею.

Творч методы и худ системы

В целом понятие худ системы в его наиболее широком значении можно определить как специфически худ разновидность исторически складывающегося типа общественного сознания и деятельности, обладающую своими содержательными компонентами и своими самыми общими особенностями худ формы. В истории мирового искусства это такие худ образования, как античная классика, искусство средневековья, гуманистическая лит-ра Возрождения, классицизм, лит-ра Просвещения, романтизм, реализм, модернизм, неомодернизм, постмодернизм. Каждое из этих худ образований сложилось на основе предшествовавшего худ опыта в результате его существенного обновления в рамках своего типа духовно-практического освоения мира, имеет свою содержательную структуру, свои особенности худ формы и составляет качественно новое образование в мировом худ развитии.
Конечно, названные худ системы далеко не исчерпывают
всех системных образований в истории мирового искусства. Но они достаточно определённо характеризуют наиболее широкую форму системного образования в мировой литературе. При этом имеется в виду, что каждое худ явление внутри худ системы – произв, тв-во художника или особой группы художников – имеет системный характер. С другой стороны, неправомерно распространять понятие «системы» на более широкий круг худ явлений, например. На всю худ литературу какой-то исторической эпохи или на всю национальную литературу. Лит-ра эпохи состоит из разнородных худ явлений, включает в себя разные худ системы – и в мировой литературе, и в отдельных национальных лит-рах. Конечно, эти худ системы не изолированы друг от друга, находятся во взаимодействии и противодействии, существуют переходные явления. Поэтому можно говорить о совокупности худ систем той или иной эпохи, об их взаимосвязи, но не о структурном единстве, не о целостности всей лит-ры эпохи.
Другое дело, что какая-то худ система в данную эпоху занимает особо важное место в национальной худ культуре или в ряде национальных худ культур. Она порождается этой эпохой и в наибольшей мере отвечает её духовным запросам, например, романтизм для первой трети 19 века в европейской литературе, реализм для второй половины того же столетия. При этом, однако, важно учитывать, что каждая худ система общечеловеческой значимости способна удовлетворять определенную духовную потребность и вне своей эпохи и поэтому может развиваться и далее наряду с более поздними худи системами, особенно если они оказываются не в состоянии удовлетворить эту потребность.
Метод – это тот или иной тип духовно-практического опыта людей, творчески освоенный писателем в качестве первоосновы своего художественно-творческого воспроизв жизни, в качестве абсолютного принципа, через призму которого писатель перерабатывает всё, что оказывается в сфере его творческого восприятия.
Художник не просто воспроизводит тот или иной тип общественных отношений в какой-то системе типических образов. Прежде чем это сделать, он всей своей жизнью впитывал в себя опред опыт общественного бытия, претворяя его в принцип художественно расширенного воспроизв мира, в «строй души» своей и своего худ творчества.
Поскольку формирование худ метода происходит в творческой практике художника, постольку оно индивидуально неповторимо. Но так как первоисточником творческого метода для ряда писателей явл один и тот же тип духовно-практического опыта людей, то исторически складывается единство метода этих писателей. Общая методологическая основа худ системы.
Всякий новый творческий метод возникает вместе с образованием новой худ системы как сердцевина её художественно-творческого содержания. Поэтому у каждой худ системы свой метод: и у лит-ры античной классики, и у лит-ры Возрождения, и у классицизма, и у реализма, и у всякой другой системы в мировой литературе.
Единство метода предполагает достаточно широкое, хотя и не безграничное, многообразие конкретного худ содержания и формы внутри системы. Иначе говоря, на общей методологической основе создаются произв со своим конкретным содержанием и своими особенностями формы, тем самым каждое худ произв, тв-во каждого писателя вносит свой неповторимый вклад в худ систему.
Но при всей неповторимости творческих индивидуальностей внутри худ систем складываются особые разновидности по своим общим признакам. Для исследования этих разновидностей более всего подходят термины «течение», «направление», «стиль».

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!