Общеэстетическая пробл ТЛ. Образность как сущностная хар-ка искусства.



Обьект и предмет  ТЛ. ТЛ как открытая научная дисциплина.

ТЛ — теоретич. часть лит-ния, входящая в лит-ведение наряду с историей лит-ры и лит-ой критикой, опирающаяся на эти области лит-ведения и вместе с тем дающая им принципиальное обоснование. С др стороны, ТЛ ближайшим образом связана с философ и эстетикой. Предм Л явл не только худ лит-ра, но и учение о специфике худ лит-ры как особой формы дух деят людей, об общественной сущности лит тв-ва. Объек – взаимосвязи (отношения) всех звеньев эстетического процесса: реальность-личность автора - худ произвед – личность воспринимающего – реальность.   Задача Л –овладение опорными теоретико-лит. понятиями, представить их как систему, показать, как применяются понятия при анализе произв, научить анализировать сложнейшие явления лит процесса. Т. л. изучает природу поэтического познания действ и принципы его исследования (методология), а также ист его формы (поэтика). Осн проблемы ТЛ — методологические: специфика лит-ры, лит-ра и действительность, генезис и функция лит-ры, классовость лит-ры, партийность лит-ры, содержание и форма в лит-ре, критерий художественности, лит-ый процесс, лит-ый стиль, худ метод в лит-ре, социалистический реализм; проблемы поэтики в Тл.: образ, идея, тема, поэтический род, жанр, композиция, поэтич яз, ритм, стих, фоника в их стилевом значении. Совр лит-дение состоит:

           1 ТЛ исследует природу словесного тв-ва, разрабатывает и систематизирует законы, общие понятия худ лит-ры (роды и жанры, направления и течения, принципы отражения жизни, худ метод и стиль, элементы содержания и формы произв). термины ТЛ играют функциональную роль, то есть не столько дают хар-тику конкретных особенностей данного понятия, сколько определяют функцию, которую они выполняют

            2 История лит-ры интересуется прежде всего конкретным, неповторимым, исследует своеобразие разл нац лит-р, изучает ист возникновения, смены, разв лит-ных направлений и течений, лит-ных периодов, худ методов и стилей в разные эпохи и у разных народов, а также тв-во отдельных писателей как закономерно обусловленный процесс. рассматривает любое лит явление в ист разв. Итак, и ТЛ, и историю лит-ры объединяет то обстоятельство, что они обязаны раскрывать процесс лит разв, постигать и осмысливать закономерности ее ист разв. Однако средства и приемы исследования у них различны. Теория стремится опред сущность развивающейся эстетической системы, обеспечивает ист масштабность мышления лит-ведения как научной сферы, дает общую перспективу худ процесса, а история хар-ет самый процесс становления лит-ры и разв ее разл форм.

3 Лит-ная критика, занимается разбором и оценкой по преимуществу совр худ произв, а лит-ра прошлого и сложившиеся мнения и авторитеты используются критиками как материал для сопоставления или интерпретируются с точки зрения совр общественных и худ задач. делает ударение на самом произв, оценивает возникшие явл худ жизни, стремясь определить «сегодняшнее» состояние лит-ры.

Помочь понять закономерности ист разв худ лит-ры разных народов, почему лит-ры каждого народа бывает различна в каждый период, в чем суть этих различий, почему она исторически изменяется и разв, может методология совр лит-ведения, включ в себя специф методы, возникающие в данной сфере познания, разнообразие принципов, приемов в исследовании лит-ры. Метод лит-ведения – опред понимание тех связей, кот сущ между разв лит-ры и общим разв жизни народов и всего чел-ва. Так, системно-типологический принцип, опирающийся на историко-генетический метод, не только определяет типические черты лит разв, не только вскрывает существенные стороны худ процесса и отдельного произв, но и устанавливает взаимодействие между ними, что дает возможность еще глубже проникнуть в специфику данного процесса. С учетом достижений типологических исследований в последнее время выдвинулся историко-функциональный принцип изуч лит произв и лит процесса. способствует исследованию ист бытования лит-ных произв, ист функции тех худ достижений, кот передаются из века в век, из поколения в поколение.

Вспомогательные лит-ведческие дисциплины. Текстология – наука о тексте произв лит-ры. Задача – критическая проверка и установление подлинного текста автора, без чего невозможно дальнейшее исследование, толкование, публикация. Библиография – отрасль научного описания и систематизации инф о произвх печати и письменности. В библиогр описание вкл все необходимые фактические сведения о данной работе: автор, заглавие, место и год издания, объем в страницах, раздел науки и искусства, к кот эта работа относится. Лит-вед берет свое начало с античных времен. Первым сочинением по теории лит-ры была «Поэтика» Аристотеля. в России наука о лит-ре как самостоятельная дисциплина, утверждается лишь к середине 19 в. Цикл статей В.Г. Белинского о творчестве Пушкина. В работах Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова подчеркивалась связь худ процесса во взаимодействии и противоборством различных социальных групп в обществе.. Веселовского,. Потебни, Начало 20 в. в лит-вед характеризуется повышением интересе к худ форме, установкой на непохожесть описываемого и реальной жизни (символизм). Дальнейшее разв получает социологический взгляд на лит-ру, ее роль в идеологической борьбе. В лит-вед 20 в. все больше становится различных школ, течений, методологий. Настойчиво дает о себе знать мифопоэтическое и метафорическое мышление в лит-ре, все активнее проникают в рус лит-вед западные идеи и эстетика.

 

Общеэстетическая пробл ТЛ. Образность как сущностная хар-ка искусства.

Объект исследования – взаимосвязи (отношения) всех звеньев эстетического процесса: реальность-личность автора - худ произвед – личность воспринимающего – реальность.

Эстетическая концепция – крупномасштабный план видения проблемы с целью ориентации в общекультурном пространстве

Произв- синтез полюсов: плана содержания(необходимой предпосылки эстетического) и плана выражения (собственно эстетической стороны)

            Худ образ явл одной из важнейших категорий эстетики, опред суть искусства, его специф. Худ-ый образ - конкретно-чувственная форма воспроизв и преобразования действ. Образ передает реальность и в то же время создает новый вымышленный мир, воспринимаемый нами как существующий. Образ – всеобщая категория худ творчества; присущая искусству форма воспроизв, истолкования и освоения жизни путем создания эстетически воздействующих объектов. Под образом нередко понимается элемент или часть худ целого, такой фрагмент, к-ый обладает как бы самостоятельной жизнью и содержанием.           Худ образ – разновидность образа, под кот понимается результат освоения сознанием чел-а окружающей действ. В широком смысле, о – это внешний мир, попавший в фокус сознания, ставший его раздражителем и превращенный в факт сознания. Вне образов нет ни отражения действ, ни воображения, ни познания, ни тв-ва. О может принимать формы чувственные (ощущения, восприятия, представления) и рациональные (понятия, суждения, умозаключения, идеи, теории). Это и идеализированная конструкция, т.е. не соотносящаяся непосредственно с реально существующими предметами (Баба Яга, Змей Горыныч); образ может быть фактографическим, т.е. детально воспроизводящим предмет или основанным на вымысле.           Худ-ый образ – категория эстетики, характеризующая результат осмысления автором (художником) какого-либо явления, процесса свойственным тому или иному виду искусства способом.

           Понятие выделяет в предмете общие, существенные черты. И тем не менее понятийное и образное мышление следует не противопоставлять, а сопоставлять, т.к. они, будучи разными способами освоения действительности, дополняют друг друга.

           Специфические черты худ образа.

1 Худ сознание схватывает нерасчлененность, целостность, полноту реального бытия явлений действительности и отражает его в чувственно-наглядной форме 2 Худ образ всегда несет в себе обобщение, т.е. имеет типическое значении. Образы искусства концентрированные воплощения общего, существенного в индивидуальном. 3 Худ образ экспрессивен, т.е. выражает идейно-эмоциональное отношение автора к предмету. 4 Худ образ самодостаточен, он есть форма выражения содержания в искусстве.

 

               

ОБРАЗ

           Худ образ явл одной из важнейших категорий эстетики, определяющая суть искусства, его специфику. Худ образ есть конкретно-чувственная форма воспроизв и преобразования действительности. Образ передает реальность и в то же время создает новый вымышленный мир, воспринимаемый нами как существующий.

           Образ – всеобщая категория худ творчества; присущая искусству форма воспроизв, истолкования и освоения жизни путем создания эстетически воздействующих объектов. Под образом нередко понимается элемент или часть худ целого, такой фрагмент, к-ый обладает как бы самостоятельной жизнью и содержанием.

           Худ образ – разновидность образа вообще, под которым понимается результат освоения сознанием человека окружающей действительности. В широком смысле, образ – это внешний мир, попавший в фокус сознания, ставший его раздражителем и превращенный в факт сознания. Вне образов нет ни отражения действительности, ни воображения, ни познания, ни творчества. Образ может принимать формы чувственные (ощущения, восприятия, представления) и рациональные (понятия, суждения, умозаключения, идеи, теории). Это и идеализированная конструкция, т.е. не соотносящаяся непосредственно с реально существующими предметами (Баба Яга, Змей Горыныч, мифические образы Грифонов, Сфинкса); образ может быть фактографическим, т.е. детально воспроизводящим предмет или основанным на вымысле.

           Слово образ употребляется в качестве термина в разных областях знания: в философии под образом понимается любое отражение действительности; в психологии образ-представление; в эстетике – воспроизв целостности предмета в определенной системе знаков. Материальным носителем образности в худ литературе явл слово, речь.

           Худ образ – категория эстетики, характеризующая результат осмысления автором (художником) какого-либо явления, процесса свойственным тому или иному виду искусства способом.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!