ТЕМА 1. Эстетика и менталитет 20 века
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Кубанский государственный технологический университет
(КубГТУ)
Кафедра русского языка
ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И
ИСКУССТВА
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников специальности «Связи с общественностью» высшего профессионального образования
Краснодар
2007
УДК 82.085.4 (075.8)
Составители: доц. С.В. Акулова
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и
выполнению контрольных работ для студентов-заочников специальности «Связи с общественностью» и студентов МИППС КубГТУ.- Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2007. - с.
В учебно-методическом пособии изложены программа дисциплины, варианты контрольных заданий, темы практических занятий, вопросы к экзамену, рекомендуемая литература, приведены требования к оформлению контрольных работ.
Печатается по решению методического совета Кубанского государственного технологического университета.
Рецензенты: канд. филол. наук, доц. В.Е. Зиньковская
канд. пед. наук, доц. О.А. Гордиенко
© КубГТУ, 2007
|
|
Содержание
Введение --------------------------------------------------------------------------------4
1 Нормативные ссылки --------------------------------------------------------------4
2 Инструкция по работе с учебно-методическим пособием------------------4
3 Программа дисциплины------------------------------------------------------------6
4 Темы практических занятий-----------------------------------------------------31
5 Контрольные работы -------------------------------------------------------------36
6 Содержание и оформление контрольных работ------------------------------37
7 Задание на контрольную работу-------------------------------------------------37
8 Вопросы для подготовки к экзамену-------------------------------------------41
9 Список рекомендуемой литературы--------------------------------------------42
10 Приложения ---------------------------------------------------------------------46
Приложение 1-----------------------------------------------------------------------46
Приложение 2-----------------------------------------------------------------------49
Приложение 3-----------------------------------------------------------------------53
Приложение 4-----------------------------------------------------------------------56
Приложение 5-----------------------------------------------------------------------58
Приложение 6-----------------------------------------------------------------------61
Приложение 7-----------------------------------------------------------------------64
|
|
Введение
Учебная дисциплина «История мировой литературы и искусства» предназначена для студентов специальности «Связи с общественностью»
В процессе изучения истории мировой литературы и искусства предполагается целенаправленное самостоятельное формирование ориентаций и установок студентов в области мирового искусства. Это позволяет выявить собственные способности и потребности в художественно-эстетических переживаниях и морально-эстетических рефлексиях, то есть того духовного потенциала личности, который позволяет усваивать специальные знания в качестве элемента целостной общественной культуры, имеющей творческую, конструктивную направленность. Продолжительность изучения данного предмета - 5 семестров.
1 семестр – «История литературы и искусства античности и средневековья». Форма контроля – зачет.
2 семестр - «История литературы и искусства эпохи Возрождения. Зарубежная литература и искусство 17-18 вв. Русская литература и искусство 17-18 вв.». Форма контроля - экзамен.
3 семестр – «История русской литературы и искусства 19 в.» Форма контроля – зачет.
4 семестр – «История зарубежной литературы и искусства 19 в и рубежа 19-20 вв ». Форма контроля – зачет.
|
|
5 семестр - «История зарубежной литературы и искусства 20 в.». Форма контроля – экзамен.
Предназначен для студентов 3 курса (5 семестр) специальности «Связи с общественностью».
Нормативные ссылки
ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам
ГОСТ 2.301-68 ЕСКД. Форматы
ГОСТ Р 1.5-2002 ЕСКД Общие требования к заголовкам,
иллюстрациям, таблицам и приложениям.
Инструкция по работе с учебно-методическим пособием
Студент выбирает контрольную работу, согласовывая номер варианта с двумя последними цифрами регистрационного шифра своей зачетной книжки, например: последние две цифры номера – «08», значит, номер варианта – 8, а если – «25», значит, номер варианта – 25. Однако контрольная работа состоит из тридцати вариантов, поэтому, если сочетание двух последних цифр больше чем «30», «60» и «90», то отсчет снова производится с первого варианта.
Пример
2-е последние цифры – 35. Ваш вариант: 35-30=5
45 – 30=15,
«65» – 5, «85» – 25 и т.п.
3 В разделе «Программа дисциплины» приведены темы лекций, лекционный материал и указывается, что необходимо знать в пределах каждой темы.
В конце тем приводятся вопросы для самопроверки и литература из списка рекомендуемой литературы с указанием страниц, где излагается материал.
|
|
Пример
Литература: [2, с. 3-9], [4, с.143-162],
где 2 и 4 – порядковые номера литературных источников из списка рекомендуемой литературы.
В разделе «Контрольные работы» кратко изложена цель контрольной работы.
В разделе «Задания на контрольные работы» даны 30 вариантов работ. Контрольная работа включает в себя основные разделы курса «История мировой литературы и искусства».
В разделе «Темы практических занятий» изложены темы практических занятий, краткая методика их выполнения и ссылки на литературу.
В разделе «Содержание и оформление контрольных работ» приводятся требования к оформлению контрольных работ.
В разделе «Вопросы для подготовки к экзамену» приводятся вопросы для подготовки к экзамену.
В разделе «Список рекомендуемой литературы» приводится список учебников, учебных пособий и др. учебно-методических пособий.
В разделе «Приложения»
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМА 1. Эстетика и менталитет 20 века
Эстетика и менталитет XX века. Общественно-духовная ситуация начала XX века. Основные художественно-эстетические и философские направления. Человек как объект социально-философского анализа (позитивистские, экзистенциальные, психоаналитические, теологические и др. концепции). Философия и литература. Основные концепции современной культурфилософской мысли: 3. Фрейд и разработка вопросов теории психоанализа; теория «коллективного бессознательного» К. Юнга; М. Хайдеггер и формирование экзистенциалистской концепции человека. Осмысление кризисного самосознания культуры О. Шпенглером («Закат Европы»). Игровая мифологема в трудах И. Хейзинги. Мировая война 1914 года как важный исторический рубеж и как одна из главных тем в литературе начала века. Творчество писателей «потерянного поколения». Становление новой эстетики реализма как разновидности традиционалистского мышления в XX веке. Модернизм как культурологическая категория и тип творческого мировидения. Художественная концепция модернизма. Открытие абсурда как качества реальности. Новая концепция личности в эстетике модернизма. Мифологизм мышления. Диалектика взаимоотношений реализма и модернизма.
Вопросы для самопроверки.
1. Основные художественно- эстетические и философские направления искусства 20 века.
2. Эстетика модернизма.
3. Эстетика сюрреализма.
Литература.
1. Андреев Л.Г. Импрессионизм. – М., 1980.
2. Он же. Современная литература Франции, 60-е годы. – М., 1977.
3. Он же. Сюрреализм. – М., 1972.
4. Достояние современного реализма. – М., 1973.
5. Затонский Д. Художественные ориентиры 20 века. – М., 1988.
6. Карельский А. От героя к человеку. – М., 1990.
7. Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. – М., 1966.
8. Адмони В.Г. Поэтика и действительность. – М., 1975.
9. Гарин И. Пророки и поэты. – М., 1992.
10. Днепров В. Д. Идеи времени и формы времени. - Л., 1980.
ТЕМА 2. Литература и искусство Франции.
Литература 1910—1940-х годов
Исторические и художественные координаты новой эпохи. Пересмотр социологических и культурологических категорий. Дадаизм и формирование эстетики сюрреализма. Сюрреализм как тип мышления, система ментальности, способ взаимодействия с миром. Выработка социопсихических структур в процессе моделирующей игры. Новая технология творчества. Культ бессознательного.
Бретон Андре (1896-1966).«Первый манифест сюрреализма». Протест против логики, стереотипов социального мышления. Утверждение интуиции, спонтанности и непосредственности. Стремление к объективации. Иррациональное конструирование сюрреалистического образа. Понятие «автоматического письма». Создание стихотворения-предмета (стиховещь). Изображение и архетип.
Аполлинер Гийом (1880-1918).Формирование эстетики. Влияние европейской поэтической традиции и новаторство. Идея синтеза искусств. Эффект «удивления» как основной эстетический принцип Г. Аполлинера. Ассоциативность поэтического мышления. Содержательные функции метафоры в сборнике «Алкоголи». Соединение лиричности с сюжетностью и эпичностью. Отсутствие внешней логической последовательности, параллельное развитие нескольких тем (прием симультанности). Многопроблемность творчества. Поэзия и время в сборнике «Каллиграммы». Визуальная лирика, синтез поэзии и графики. Диалектика образа и знака. Аполлинер и развитие европейской поэзии XX века.
Эволюция творчества Луи Арагона (1897-1982)и Поля Элюара (1895-1952).
Пруст Марсель (1871-1922).Влияние импрессионизма и Д. Рескина на формирование эстетики Пруста. Традиция аналитического психологического романа. Пруст и Бергсон. Полемика с натуралистической техникой письма. Тонкость психологического анализа ассоциативного процесса в человеческом сознании в романе «В поисках утраченного времени». Трактовка времени и пространства. Самоценность инстинктивной памяти. Пространство и преобразование литературной перспективы в романе. Культура мысли, эмоций. Структура творческой личности. Концепция провиденциальности искусства. Искусство как высшая ценность в романе и средство преодоления тотальной замкнутости. Структура образа Марселя и приемы его создания. Отсутствие социальной и исторической детерминированности личности. Подсознание как основная мотивировка поведения героя. Действие и созерцание в романе. Концепция любви. Роль культурно-исторических реминисценций и метафоры в создании образа. Особенности стиля. Пруст и Достоевский. Традиции Пруста в современном социально-психологическом романе.
Барбюс Анри (1873-1935).Изображение империалистической войны в романе «Огонь». Психология массы. Диалектическое единство общего и частного. Новеллистическая структура романа. Автор и коллективный герой. Война и рост революционного сознания масс. Публицистический элемент в романе. Особенности стилевой манеры. Структура образа рассказчика. Язык романа. Элементы натурализма.
Католическая традиция во французском романе XX века. Идеологическая насыщенность католической литературы. Рассмотрение социальных проблем под углом зрения нравственности, с «точки зрения вечности». Обращение к религии как следствие осознания падения духовности и нравственности. Сквозные мотивы в творчестве Ф. Мориака, Ж. Грина, П. Клоделя, Ж. Бернаноса. Христианская доктрина как путь преодоления нравственного кризиса, источник и средство оздоровления общества.
Мориак Франсуа (1885-1970).Социально-критическая и этическая проблематика романов. Традиции Бальзака и Достоевского в творчестве Ф. Мориака. Католические воззрения писателя и их отражение в проблематике романов; грех и благодать, искушение духа и плоти, преступление и наказание. Проблема семьи в романах «Клубок змей», «Мартышка», «Тереза Дескейру». Обличение лицемерия в романе «Фарисейка». Идея рока в романе «Агнец». Образ Ксавье и идея очистительной жертвы. Смысл божественного предопределения в романе «Подросток былых времен». Исповедальная форма романа. Тема становления личности и формирования характера. Образ Алена Гажака и идея веры. Структура образа повествователя. Быт и бытие в романах. Социальные закономерности и их противопоставление моральным законам. Зло в этической системе Ф. Мориака. Конфликт Бога и человека в религии, конфликт мужчины и женщины в любви, конфликт человека с самим собой. Особенности поэтики.
Роллан Ромен (1866-1944). Роман «Очарованная душа» как отражение идейной эволюции писателя. Аннета Ривьер - вариация типа творческой личности. Преодоление индивидуализма и поиски путей к активному социальному действию. Духовный масштаб личности. Проблема взаимопонимания поколений. Аннета и Марк. Антифашистская направленность романа. Поэтизация героического начала. Особенности сюжетно-композиционного построения. Полифонизм прозы. Изучение философско-религиозной мысли Индии и отражение ее в книгах «Жизнь Рамакришны» и «Жизнь Вивекананды».
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 615; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!