Упражнение для развития неличностной радости



Словно глядя на мир сверху, мы представляем себе, как люди во многих местах переживают счастье и развиваются, и радуемся вместе с ними. Затем мы желаем им еще больше хорошего.

Равностность: пусть все существа пребывают в великой равностности, свободной от привязанности и неприязни

Венцом любви является равностность – в высшей степени благородное чувство. Как бы сложно ни вели себя люди, какие бы невообразимые поступки ни совершали, в конечном счете все существа в полной мере обладают просветленным потенциалом. Ни ум, ни присущую ему способность к Просветлению нельзя ни уничтожить, ни повредить. Под невозмутимостью подразумевается не безучастие, не глухота, а желание и попытки помогать существам на основе равностного отношения. Все имеют одинаковые возможности, несмотря на то что живут в разных условиях. С таким пониманием у нас есть шанс развить равное отношение к существам, то есть не привязываться к тем, кто нам нравится, и не отвергать тех, кто не нравится. Благодаря этой всеобъемлющей открытости в один прекрасный день мы сможем приносить пользу всем. Этот взгляд придает смысл любой работе, даже с самыми трудными «клиентами»: какой бы ни была ситуация и что бы ни происходило, мы не упускаем из виду конечную цель – счастье всех существ.

Ни ум, ни присущую ему способность к Просветлению нельзя ни уничтожить, ни повредить.

Если люди давно вместе и через многое прошли, по их жизни особенно заметно, что такое взаимное доверие становится основополагающим качеством. И когда удается глубоко прочувствовать, осознать эту уверенность и спокойно демонстрировать ее во взаимоотношениях, нужно сделать лишь небольшой шаг, для того чтобы научиться точно так же относиться и к окружающим. Проявляя осторожность там, где люди охотно злоупотребляют друг другом, – например при одалживании денег, – в остальном мы испытываем радость оттого, что в пространстве и в каждом существе уже есть все просветленные качества. Если нам удается их пробуждать, то впредь для нас всегда гарантирована хорошая компания. Чтобы развить равностность, следует всегда покоиться в настоящем моменте, воспринимать все неличностно, осознавать непостоянство и природу Будды, присущую всем.

Четыре неизмеримых

• Любовь. Нам нравятся все люди без исключения, независимо от того, что они делают, говорят или думают, и мы желаем им всевозможного счастья.

• Сочувствие. Мы знаем, что все существа, в каких бы обстоятельствах они ни жили, время от времени испытывают страдания. Мы желаем им свободы от страданий и действуем сообразно этому.

• Сопричастная радость. Мы радуемся счастью других и желаем, чтобы оно было постоянным.

• Равностность. Ум больше не подвержен таким мешающим чувствам, как привязанность и отвращение, и осознает природу Будды всех существ.

Упражнение по медитации

Бодхисаттва по имени Любящие Глаза (тиб. Ченрезиг , санскр. Авалокитешвара ) (см. рис. 1 на цветной вклейке) олицетворяет сочувствие всех Будд. Медитация на него ни в коем случае не означает, что мы ему молимся. Путем отождествления с ним мы хотим сами полностью постичь его сочувствие и любовь.

У него четыре руки – следовательно, он не обычное существо «из плоти и крови». Руки символизируют четыре вида любви: любовь, сочувствие, сорадость и равностность. Его атрибуты (хрустальная мала , цветок лотоса, разноцветные покрывала, украшения) и смысл, который в них заключается, минуя уровень слов, прямо воздействуют на подсознание.

Центральным моментом практики является его мантра ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ.

Буквальный перевод мантры: « ОМ – Пространство, пробудись! МА НИ ПЕ МЕ – Алмаз в Цветке Лотоса (это имя Будды, и так призывается его сила), ХУНГ – действуй!»

В Непале и Тибете ее повторяют чаще других мантр, и она встречается повсюду, высеченная в камне. Ее произносят, перебирая малу или вращая по часовой стрелке молитвенные колеса – большие, их обычно расставляют вблизи ступ , или маленькие, которые нужно держать в руке. С каждой мантрой буддист желает всего наилучшего всем существам. Ту же роль играет мантра и в медитации.

Непосредственное значение слогов мантры:

ОМ – очищает все вредные впечатления, возникшие из гордости.

МА – очищает все вредные впечатления, возникшие из зависти и ревности.

НИ – очищает все вредные впечатления, возникшие из привязанности и желания.

ПЕ – очищает все вредные впечатления, возникшие из неведения.

МЕ – очищает все вредные впечатления, возникшие из жадности и алчности.

ХУНГ – очищает все вредные впечатления, возникшие из гнева и ненависти.

Мы сосредотачиваемся на мысленном образе Любящих Глаз, из каждого слога излучается свет, и одновременно мы повторяем мантру. Благодаря этому раскрываются присущие уму качества сочувствия.

Повторение слогов лишает концепцию «я» мешающей силы и освобождает больше пространства для сочувствия.

После медитации мы сохраняем это состояние как можно дольше, чтобы наше сочувствие увеличивалось.

Любящие Глаза появляется, как только мы о нем подумаем. Далее следует очень простая медитация, которую каждый может использовать с сочувствием и желанием его распространять. Надеюсь, это будет полезно.

Медитация на Любящие Глаза

Сначала мы сосредотачиваемся на цели – полном постижении природы ума, Просветлении. Затем – на средствах, которые нас к этому ведут. В-третьих – на друзьях, вместе с которыми мы идем по буддийскому пути. И наконец – на Учителе, который дает нам свою силу для этой практики.

Мы сидим с прямой спиной, подбородок слегка втянут, ладони сложены ниже пупка, правая поверх левой, большие пальцы соприкасаются. Пока ум не станет спокойнее, мы следим за потоком воздуха, который входит и выходит у кончика носа.

Теперь в одно мгновение над нашей макушкой, равно как и над головами всех существ, появляется Любящие Глаза, цвета лунного камня, сияющий и невыразимо прекрасный. Все просветленные формы обращены в том же направлении, что и мы. Четыре руки Любящих Глаз выражают любовь, сочувствие, неличностную сорадость и равностность, а украшения символизируют его совершенные качества.

Пока мы громко или тихо повторяем мантру ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ , из сердца Любящих Глаз ко всем существам излучается радужный свет любви, наполняя весь мир.

ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ, ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ, ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ, ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ… (Можно повторять мантру сколько хочется)

Когда мы заканчиваем повторять мантру, все существа лучатся благословением, и все совершенно. Каждая мысль – мудрость, каждый звук – мантра.

Теперь Любящие Глаза обещает быть с нами, как только мы подумаем о нем. После этого все просветленные формы исчезают в свете и все существа чувствуют счастье.

В завершение мы желаем, чтобы все хорошее, что сейчас возникло, распространилось на всех существ и показывало им суть ума.

Счастье – вопрос настроя

Настрой ума составляет основу любых отношений. Будут они в конечном счете удачными или нет, в значительной степени зависит от того, что для нас важнее – счастье другого человека или наше собственное. В атмосфере беспросветного эгоизма и ограниченности любое счастье рано или поздно разрушится. И напротив, мы всегда выигрываем, когда нам удается ставить благо и развитие других выше своего. Еще лучше – развиваться вместе, помогая существам. Сознательно поддерживая нашу хорошую связь и углубляя взаимное доверие, мы умножаем совместные положительные впечатления и тем самым увеличиваем способность давать что-то другим. Осознание того, что наш любимый решительно стремится к счастью, но иногда страдает из-за ложных представлений и мешающих чувств, – это фундамент опыта, который необходим для развития способности искусно помогать очень многим людям. Мы автоматически начинаем больше заботиться о других.

Искусство любви заключается в том, чтобы уметь отпускать и давать пространство. Истинная любовь без липкой привязанности всегда имеет вкус свободы и роста. Она живет в таких чувствах и поступках, благодаря которым мы вместе учимся и растем. Она присутствует, когда нам важно, чтобы любимый человек был счастлив и всем вокруг было хорошо. Любовь достигает цели, если мы не хотим владеть партнером или ограничивать его, но стараемся показывать любимому его достоинства, силу, красоту и возможности, а затем вместе с ним радостно излучаем все это в пространство. Отношения должны предоставлять каждому возможность самостоятельно выбирать путь развития. Если мы растем и при этом продолжаем быть вместе, значит, наша связь зрелая. Если расстаемся – в следующих жизнях мы снова будем встречаться как настоящие друзья. Поэтому всегда нужно проверять, о ком мы думаем прежде всего – о другом или о себе, и преодолеваем ли границы «я – ты». Так возникает счастье, которому ничего ни от кого не нужно.

Искусство любви заключается в том, чтобы уметь отпускать и давать пространство.

Для многих пар главной опасностью является тенденция отгораживать свою любовь от внешнего мира и с самого начала мало заботиться о взаимообмене с ним. Ночи мы посвящаем друг другу, а дни должны служить не только нашей связи, но и миру, принося в него человеческое богатство. Если же этого не происходит, то вскоре, из-за отсутствия или слабого притока новой информации, мы теряем уверенность в отношениях с окружающими и к нам стучится духовная бедность, сегодня называемая также скукой. Поэтому в нашей партнерской связи, как и вообще в жизни, важно быть в курсе событий и стараться не только делать для других что-то внешне полезное, но и делиться подлинным смыслом.

Ночи мы посвящаем друг другу, а дни должны служить не только нашей связи, но и миру, принося в него человеческое богатство.

Прежде всего достойны внимания те стороны жизни, которых политики стараются не замечать, а именно: уровень рождаемости внутри разных социальных групп, равноправие женщин, историческая неприкосновенность европейских свобод и ценностей в наших странах. Если мы способны видеть дальше сиюминутных удовольствий, мы заметим, что события, поступки и ценности не являются просто «хорошими» или «плохими». Их подлинное значение следует определять на основе того, что они принесут в долгосрочной перспективе – счастье или боль. Сознательный взгляд с позиции хорошо усвоенного опыта истории не только обеспечивает положительный эффект нашего поступка, но и позволяет избежать будущей запутанности и напрасной траты времени. Только так могут сформироваться благоприятные условия для самого совершенного из всех достижений, которым являются всесторонне развитые люди, излучающие свет на все вокруг. Когда нам трудно определиться с выбором, можно спросить себя: «Что принесет больше свободы и счастья максимальному числу людей через пятьдесят лет?»

Величайший смысл содержится в совместном решении партнеров для блага всех черпать из единственного неиссякаемого источника – вместе узнавать природу ума. Переживать счастье может только ум. Кроме того, наиболее богатые взаимоотношения питает сильное желание применять это знание для того, чтобы приносить существам пользу. Мост, возникающий благодаря нашей открытости друг другу, в действительности объединяет нас со всеми существами чувством «мы». Это не просто красиво звучит – такой опыт необычайно приятен. Он дает нам уверенность в том, что непреодолимых трудностей не бывает. Если мы думаем о себе, то нам приходится бороться с проблемами, а если о других, то решать задачи. Стремление людей однажды научиться по-настоящему приносить пользу всем является движущей силой множества чудесных связей, которые начиная с семидесятых годов ускоряют развитие буддизма на Западе. Зрелое желание дарить счастье и показывать его причину – то есть учить других делать то, что ведет к счастью, – называется Просветленным настроем.

Просветленный настрой придает жизни смысл. Для того чтобы мы сохраняли его даже под давлением обстоятельств, в буддизме используется определенное внутреннее обещание, которое надежно защищает нас, помогая не ограничивать этот освобождающий настрой ума и никогда не отказываться от него полностью. Благодаря этому обещанию мы уже никогда не поддаемся чувству бедности и разделенности. Глубже понимая, что все существа важны, а также отдавая себе отчет в том, что лучшим примером для них может служить наше собственное развитие, мы постепенно отказываемся от вредных поступков и привычек. Затем мы целенаправленно накапливаем в хранилище сознания неизмеримо много полезных впечатлений – для чего в буддизме Великого и Алмазного пути имеются эффективные средства, действующие очень быстро, – и живем открытой для всех, осмысленной жизнью. Если добавить к этому много медитации и абсолютный взгляд, в конечном счете мы придем к Просветлению. Этот Обет Бодхисаттвы (обещание достичь Просветления для блага всех существ и с усердием и силой работать ради их вневременной пользы) лучше всего дать в присутствии просветленного учителя. Это сделает нашу жизнь широкой и осмысленной. Буддист, который развивается и стремится к Просветлению для блага всех существ, является Бодхисаттвой. И если мы руководствуемся этим неличностным настроем, то нам больше всего подходят те поучения, что Будда дал примерно 2550 лет назад на горе Раджгир недалеко от Бодхгайи. Для Великого пути нужны определенная зрелость и психологический избыток.

За два с лишним тысячелетия были выработаны три основные стратегии, принимая которые можно помогать существам достигать Просветления. Первая – стратегия короля. Человеку, выбирающему эту роль, хочется сначала самому обрести силу и величие, чтобы затем эффективно помогать другим. Он думает: «Когда стану сильным, я действительно смогу что-то изменить!» Король воодушевляет своим влиянием, знаниями и победоносными делами. Такой настрой можно найти сегодня у некоторых отцов семейств. Они стремятся к профессиональному росту, надеясь впоследствии иметь больше времени и денег, чтобы обеспечить более полную жизнь жене, детям и друзьям.

Второй образ – паромщик. Человеку этого типа доставляет радость переправляться на другой, лучший берег в большой компании. Он хочет достичь Просветления вместе с остальными существами. Сила этого единства хорошо видна на примере партнеров, которые рука об руку проходят через трудные периоды, служа друг для друга опорой, или тех семей, где родители и дети поддерживают связь, живя на разных концах земли. И если роль короля обеспечивает больше влияния и славы, шансы наслаждаться человеческой теплотой у паромщика наверняка выше. Третий способ направлять свою деятельность на благо существ напоминает работу пастуха, который заботится в первую очередь о своих подопечных и лишь потом о себе. И хотя здесь недостает мощных действий и нет взаимообмена с равными, никакие внешние препятствия не помешают такому человеку развиваться, потому что он просто забывает о себе. Пастух делает все для того, чтобы сначала другие стали просветленными, и для определенной породы людей это, несомненно, самый приятный и быстрый способ продвижения к цели. «Пастухов» можно встретить среди матерей, уделяющих основное внимание остальным членам семьи, или среди влюбленных, в глазах которых всегда читается вопрос «Что еще для тебя сделать?», и поскольку во всех трех видах Просветленного настроя главное – выйти за пределы иллюзорного «я», они освобождают и открывают путь к Просветлению. Можно радостно следовать любому из этих примеров, в зависимости от своих склонностей, или применять те или иные аспекты всех трех.

Просветленный настрой

(Бодхичитта, буквально: Ум Просветления)

Чтобы принести пользу себе и всем существам, мы развиваем Просветленный настрой, который включает:

а) желание достичь Просветления ради себя и других;

б) воплощение этого желания путем практики Шести освобождающих действий.

Просветленный настрой поддерживается обещанием Бодхисаттвы. Мы заявляем, что с бесконечным усердием и силой будем развивать и применять свои способности для блага всех.

Придать любви глубокий смысл

Решающую роль в развитии любви играют методы, помогающие нам ее сохранить и укрепить, знания и связанный с ними жизненный опыт. Если мы не создаем причин для новых помех, следим за своим поведением и в целом применяем советы Будды о десяти полезных действиях [14] – это уже огромный шаг вперед. Осознанные мысли, слова и поступки рождают свободное пространство. Благодаря этому могут раскрываться качества и способности, которые ранее были заблокированы жесткими концепциями или трениями с окружающим миром. Мы значительно увеличиваем внутреннее богатство, осознанно совершая сочувственные поступки. Богатство ума открывается нам главным образом в зависимости от того, насколько мы осознаем нереальность и изменчивость «я» и насколько при этом понимаем, что явления подобны сну – в последнем случае внутреннее богатство еще и освобождает и пара демонстрирует подлинную человеческую зрелость.

Мы значительно увеличиваем внутреннее богатство, осознанно совершая сочувственные поступки.

Если мы не хотим ограничиваться возможностью просто приятно проводить время вдвоем и нам нравится включать других людей и мир в свою жизнь, хорошо иметь якорь для неличностного настроя и добрых пожеланий. А если нам хотелось бы научиться ценить чужое счастье выше своего собственного – необходимо также осмысленное поведение. Иначе все это «греет только голову». Мощь и гибкость этой благородной основе придают Шесть освобождающих действий Будды. Набирающее силу взаимодействие с окружающим миром и одновременно углубляющееся видение взаимной обусловленности и нереальности ( пустоты ) всех вещей шаг за шагом приближают нас к Просветлению. В сочетании же с методами и взглядом Алмазного пути скорость этого движения значительно увеличивается.

Практику Шести освобождающих действий Будда рекомендовал ученикам, для которых взаимообмен с миром был естественным. Эти действия называются освобождающими потому, что создают не только хорошую карму. Применяя их, окончательно приходишь к освобождающему постижению того, что концепция «я» является заблуждением. Если помимо всего прочего настроиться на то, что субъект, объект и их взаимодействие не имеют собственной независимой сущности, будучи частями одного целого, – Шесть освобождающих действий в огромной мере обогащают близкие отношения и в перспективе ведут к Просветлению.

Щедрость

Это те мгновения, когда мы сознательно создаем связь с миром, как бы подтверждая: «Да, вы важны для меня – вы мне нравитесь!» Куда ни посмотри, все человеческие контакты в той или иной форме начинаются с такой открытости, будь то рукопожатие, улыбка или подарок. Во многих культурах до сих пор существуют сложные ритуалы, предписывающие приветствовать богов или чужеземцев самыми разными дарами. Всегда и везде щедрость обеспечивает основополагающий благоприятный настрой.

В буддизме говорится о трех видах щедрости. Первый – материальная щедрость. Она не так важна на Западе, где одни умирают от ожирения сердца, а другие не могут найти места, чтобы припарковать свой второй автомобиль, но в бедных странах, где, делясь едой или деньгами, можно спасать жизни. И есть лишь одно надежное решение проблемы бедности в мире: гарантировать социальные выплаты только тем семьям, которые воспитывают не более одного ребенка, и придерживаться этого правила до тех пор, пока каждый в этой стране не получит доступ к достойной жизни.

Следующий способ проявления щедрости – помощь в получении образования. Сначала образование позволяет обрести самостоятельность лишь немногочисленной социальной прослойке, а спустя некоторое время после принятия соответствующих законов эту возможность получают и остальные. И если в бедных странах еда и образование наверняка являются главными сферами проявления щедрости, то в богатых обществах с высоким темпом жизни и хорошей господдержкой щедрость как тип поведения перемещается с социального уровня в область межличностных отношений.

Щедрость обогащает нашу жизнь доверием, хорошими чувствами и подаренными друг другу мгновениями близости. В бесконечной суете мы слишком часто забываем защищать социальные основы и не оставляем времени для непосредственного общения с партнером. Такая забывчивость обедняет наше настоящее и впоследствии может очень неблагоприятно сказаться на отношениях.

Щедрость обогащает нашу жизнь доверием, хорошими чувствами и подаренными друг другу мгновениями близости.

И все же самое лучшее, что мы можем подарить, – это связь с освобождающим знанием, которое будет открывать все больше ясности и силы не только в этой жизни, но и в момент смерти, в последующих промежуточных состояниях и в будущих воплощениях.

Сегодня далеко не многие из критически настроенных людей готовы допустить даже саму возможность духовного подарка, не говоря уже о его значении. Между тем это могло бы принести огромное счастье. Когда такие люди слышат истину, доступную только религиям опыта (что мозг, разлагающийся после смерти, не производит сознание, но всего лишь «обрабатывает данные» потока ума, который с безначальных времен переходит из одного состояния или тела в другое), в их жизни появляется глубочайший смысл. Среди всех проявлений щедрости это самое прекрасное. Кроме того, буддизму известно, что даже при старческом слабоумии все программы продолжают работать, следовательно, человек остается полностью человеком. Просто радиоприемник, то есть мозг, дает сбой и с каждым днем транслирует все меньше и меньше из того, что знает. Если суметь донести это понимание до людей, можно помочь многим сохранить человеческое достоинство на последнем отрезке жизни.

Таким образом, в партнерстве важнейшей задачей является взаимная поддержка в духовном развитии. Мы укрепляем любимого человека в его доверии к присущим ему драгоценным качествам. Благодаря этому он получает шанс играть только лучшие роли, а впоследствии сможет самостоятельно расширять свою активность и с возрастающей уверенностью опираться на собственные силы. Каждое мгновение является началом остатка нашей жизни, и мы постоянно сами создаем свой мир. Следовательно, это просто здравый смысл – помогать окружающим в их развитии и поддерживать любовные отношения на высоком уровне. Благодаря таким проявлениям доверия люди постепенно становятся все более целостными – и возникает избыток прекрасных чувств, приносящих пользу другим. Чем лучше нам удается быть великодушными, делиться всем хорошим и отпускать свои жесткие представления, тем больше появляется радости и тем богаче становится жизнь.

Осмысленное поведение

Чтобы не разрушать доверие и хорошие впечатления, возникшие благодаря щедрости, необходимо избегать вредных действий, слов и мыслей. Это избавляет нас от неприятных последствий и приносит огромное облегчение. Как объяснялось во второй главе, в подобном поведении всегда заключается практический здравый смысл. Речь идет просто о том, чтобы быть хорошим примером и вести себя осмысленно с учетом долгосрочной перспективы. Когда же мы выходим на уровень Великого пути, нами все время движет стремление работать для блага всех существ.

В любви очень важно показывать партнеру, насколько он для нас привлекателен. Например, мы не проходим мимо любимого, словно это стена, но все время помним, что женщины хотят, чтобы их замечали, дарили им признание, и потому стараются хорошо выглядеть, чтобы быть желанными. Да и мужчины ничего не имеют против того, чтобы их считали доблестными воинами или защитниками.

В любви очень важно показывать партнеру, насколько он для нас привлекателен.

Речь тоже обладает большой силой. Показывая партнеру, что он вам нравится, не забывайте о словах и интонациях. Слова симпатии дарят радость и уверенность, выражают восхищение и любовь. Счастливые взаимоотношения обычно отличаются щедростью в обмене любовными посланиями, поскольку они укрепляют связь. Иногда это всего несколько теплых слов, напоминающих о радостных переживаниях, которые мы делили друг с другом. Климат наших взаимоотношений стремительно улучшается, если мы учимся выражать партнеру свою любовь и признание, если с полной открытостью слушаем его, когда он что-то рассказывает. Даже по прошествии лет не стоит лениться: слова любви играют важную роль в развитии и сохранении живых отношений.

Хотя женский речевой центр развит лучше мужского, во всем, что касается речи, женщины могут учиться у мужчин забывчивости и «толстокожести». Быть чересчур дотошными и всерьез воспринимать каждое незначительное чувство – слишком обременительно. Вместо этого лучше постараться отвлечь внимание любимого человека чем-нибудь другим, не быть злопамятными и дать ему возможность начать все заново.

Существа хотят переживать счастье не только в партнерстве. Если вдохновиться человеком и подарить ему тепло и любовь, наверное, можно «спасти» его день. В каждом из нас есть что-то особенное, нужно только открыть глаза. Будучи буддийским учителем, я консультирую бессчетное множество людей во всем мире, и моим лучшим средством всегда было следующее: нужно долго хвалить человека за те или иные полезные качества, до тех пор пока он и сам не начнет их замечать и развивать. Это вовсе не лицемерие и не отказ от реального взгляда на мир. Как заметила однажды Кати – моя помощница, которой я очень доверяю, – это динамическая истина. И самое интересное – это действует. Люди становятся прекрасными!

Чем больше мы, буддисты, практикуем, чем больше завес удаляем из ума, тем привлекательнее становимся. Нам все легче видеть в каждом человеке и каждой ситуации что-то захватывающее, желанное или неповторимое, и другие это чувствуют. Мы так ведем себя не столько из желания быть любезными, сколько по той причине, что так мы воспринимаем мир. Как сказал высокосовершенный Калу Ринпоче , у которого мы учились в Восточных Гималаях в 1970 году: «Когда хорош ум – хорошо все».

Соответственно, дружелюбный взгляд на мир является признаком успешного развития. Человек, зажатый между своими «нравится» и «не нравится», совершенно напрасно сам себя заключает в тюрьму и развивает неприятные привычки. А Бодхисаттва одним своим присутствием может пробуждать истинную природу людей, раскрывать их способности и особые качества – ведь подобное притягивается к подобному. При желании можно научиться быть свободным в каждое мгновение, переживать свежесть и своеобразие всего, что есть.

Терпение

Чтобы не терять в отношениях хорошего настроя и избытка и тем самым опрометчиво не лишать себя возможностей развиваться, следует избегать злости. Злость и гнев могут за несколько мгновений уничтожить самые лучшие, самые прочные впечатления в уме и дружеские связи. Средство от этого называется терпением, и один из его аспектов – это выдержка.

В том, что касается терпения, мужчины могут многому научиться у женщин. Как и следует ожидать, роль, которую мужчина в течение последних миллионов лет играл в борьбе за выживание, сделала его намного более приспособленным к внешней активности и нападению, однако женщина значительно превосходит его в выносливости, выдержке и способности не сдаваться. И отлично, что в современном мире, где саблезубых тигров давно нет, она может научить партнера удлинять «слишком короткий фитиль». Мужчина благодаря этому находит более полезное применение силе и не устраивает глупых драм. Терпеливо отказываясь принимать гнев за чистую монету и решая не пускать его в дело, умный позволяет этой эмоции работать на холостом ходу. Чем сложнее внешняя и внутренняя ситуация, чем дольше она длится, тем важнее для ее разрешения использовать дружелюбие и юмор. Терпение не означает страдальчески с чем-то мириться или чувствовать себя грешником. Терпение – это невозмутимое пребывание в том, что есть. Благодаря доверию к моменту и к неразрушимости воспринимающего ума мы можем свободно покоиться в собственной середине и наблюдать за многообразием событий, не нуждаясь в оправданиях или доказательствах. Поговорка «Сильные люди делают, что хотят, так зачем же им гневаться?», наверное, точнее всего передает этот взгляд. Самое зрелое высказывание на тему терпения я услышал от одной бойкой старушки из Силезии, которая жила в центре изучения буддизма под Мюнхеном и предлагала чудные ванны с целебными травами. Она пережила бомбежки обеих мировых войн, и ей не раз приходилось бежать из родных мест. И вот что она вынесла из своего опыта: «Что бы ни происходило, я каждый раз говорила себе: это ведь именно то, чего ты желала».

Терпение не означает страдальчески с чем-то мириться или чувствовать себя грешником. Терпение – это невозмутимое пребывание в том, что есть.

Умение взвешенно себя вести и непредвзято подходить к сложным ситуациям свидетельствует о силе и зрелости. Так что если женщина помогает мужчине со взрывным характером не терять головы и сохранять пространство для маневра, пока условия вновь не станут благоприятными, выигрывают оба.

Труднее всего понять и использовать тот вид выдержки, который нужен в медитации. Его суть – не обращать внимания на всевозможные ожидания и жесткие представления о том, какой должна быть медитация, и, несмотря ни на что, продолжать практику. Пожалуй, самым полезным объяснением будет следующее: ум, который цепляется, отталкивает и пребывает в прошлом или будущем, не является ясным. Он не осознает «здесь и сейчас», не воспринимает воспринимающего. Чем скорее мы начнем просто упражняться в хороших поступках и перестанем искать результаты или признание, тем дальше продвинемся на пути.

Радостное созидание

Как гласит немецкая пословица, без усердия нет награды. Спортсменам и художникам отлично знакомо освобождающее действие радостной активности. Чтобы желаемые качества могли развиться, а достойные поступки превратились в привычку, требуется длительное, часто очень длительное, вложение сил. Когда мы беремся за что-то полезное и значительное, приходит чувство вдохновения и наполненности. Если нам нравится совершать хорошие поступки, не ожидая похвалы, и мы не поддаемся исключающей гордости, обязательно появятся идеалистическая радость и избыток человеческой теплоты. Так мы растем и радуемся тому, что что-то движется и раскрывается.

Существуют различные виды усердия. Есть стремительное, энергичное усердие, больше свойственное мужчине: он в мгновение ока сносит дом и при этом испытывает огромное удовольствие, а потом выпивает пару бутылок пива и садится рассказывать разные истории. Другая, не менее важная, разновидность выдержки – это способность круглые сутки радостно оставаться в потоке событий, и она чаще встречается у женщин. В партнерстве обе стороны могут прекрасно дополнять друг друга. Женщина может заделывать те дыры, которые муж просверлил не там, где надо, и не в том количестве, и воодушевлять его на более продуктивное продолжение.

Из любви человек от всего сердца делает что-то для другого или для обоих сразу. Раньше, когда на первом месте было выживание, каждый из членов семьи, особо не задумываясь, делал для этого все, что мог. Сегодня в обществах изобилия все стало несколько сложнее, потому что какие-то естественные в той или иной ситуации действия нередко блокируются ожиданиями, связанными с распределением ролей. В частности, мужчины уклоняются от мытья посуды, а женщины неохотно вкручивают лампочки. И здесь на помощь приходит любовь. Например, мы говорим: «Если это доставит тебе радость, я с удовольствием это сделаю».

Всякий раз, когда мы хотим чего-нибудь достичь или чему-нибудь научиться, нам нужна сила. Даже развить мускулы можно, только перешагнув болевой порог, – хороших результатов добивается лишь тот, кто решительно и с радостным усилием претворяет в жизнь свои намерения. Благодаря сознательному усердию мы освобождаемся от лени, трусости и цепляния за привычки. Радость действия дает нам хорошее чувство, которое мы можем взять с собой, покидая пределы уютной территории уже освоенного ради прохладного, но безграничного пространства еще неизведанных возможностей. Если же человек идет на поводу у собственной лени, он становится старше, но не мудрее, поскольку никогда не выходит за рамки своих ограничений. Имеет смысл с полной самоотдачей непоколебимо и радостно дарить лучшее, не связывая свои поступки с надеждами или ожиданиями. Это единственный осмысленный способ воспользоваться благоприятными условиями.

А тому, кто привык все рассматривать в перспективе будущих жизней, наверняка приятно будет услышать, что практически ни одно другое качество не передается от перерождения к перерождению столь непосредственно, как усердие. Если в этой жизни мы создали много энергии – нам и в грядущих воплощениях удастся поддерживать такой же высокий уровень. А люди, которых американцы и англичане называют Couchpotatoes, что дословно означает «диванная картошка», останутся овощами и в следующей жизни. Гётевское «Чья жизнь в стремлениях прошла…» не теряет своей актуальности и сегодня.

Если в этой жизни мы создали много энергии – нам и в грядущих воплощениях удастся поддерживать такой же высокий уровень.

Умудренным жизнью людям должен быть понятен смысл перечисленных четырех стратегий: щедрость создает связи; благодаря осознанному поведению отношения становятся гибкими; с помощью терпения мы их сохраняем и оберегаем; вдохновенная работа приносит развитие. Медитация же, кроме всего прочего, дарит нам свободу.

Медитация: внутренняя

дистанция и покой ума

«Медитация» сделалась сегодня расхожим понятием – этим словом многие называют упражнения, от которых ожидают прежде всего экзотики и сильных ощущений. К медитации люди сегодня быстро и охотно относят прогулки нагишом на природе, прыжки с криками «ху», перенасыщение крови кислородом посредством учащенного дыхания, а также чтение по ладони и многие другие необычные занятия.

Медитации, данные Буддой и используемые с тех пор, не настолько экзотичны и все состоят из двух ступеней. Каким бы методом мы ни пользовались – работой с интуицией, силой или способностью к отождествлению на уровне тела, речи и ума, с простыми или глубоко психологическими чрезвычайно эффективными методами, – мы сначала настраиваемся на то состояние ума, которого хотим достичь, а затем постепенно осуществляем его.

В контексте Освобождающих действий под медитацией понимается однонаправленная концентрация – с физическим объектом или без него (например, статуэтка Будды или дыхание). Существуют бесчисленные способы без отвлечения фокусировать ум на чем-то одном. Если упражняться в этом, со временем пробуждается мудрость, изначально присущая уму. Благодаря ей все описанные до сих пор действия становятся освобождающими.

Буддийские медитации имеют, вообще говоря, только одну цель: создать предпосылки для того, чтобы мы могли свободно и без усилий покоиться в том, что есть. Только так ум узнает сам себя, но это не является ни глубоко духовным размышлением на основе каких-либо концепций, ни натужными попытками избавиться от мыслей. Медитация не связана также с желанием что-либо создать или же удержать приятное состояние ума. На этом уровне она означает не терять осознавания того, кто осознает явления, и так шаг за шагом приближаться к раскрытию воспринимающего за воспринимаемым, то есть самого ума со всеми его способностями. Если любое переживание остается свободным, как сон, и во всем обнаруживается много простора, то мешающие чувства не имеют силы, и мы на правильном пути. Благодаря этому высвобождается глубинное видение. Постепенно превращаясь в постоянный опыт, оно переживается необычайно радостно и ведет к действиям, убедительным для других и для нас самих. Кюнзиг Шамарпа – второй по рангу лама буддийской медитационной школы Кагью – однажды сказал: «Это как рисование на воде. Прошлого уже нет, будущего еще нет, и настоящее мгновение само по себе совершенно».

С помощью медитации мы переживаем вневременное и видим то, что присутствует за мыслями и между ними. Мы наслаждаемся всем, что порождается умом, всем, что ум знает и может. Благодаря этому приходит пронизанное неописуемым блаженством понимание, что осознавание само по себе не нуждается ни в каком объекте – оно сохраняет свою полную силу и тогда, когда ум не осознает ничего конкретного. Совершенные качества ума присутствуют сами по себе: они не добавлены, словно картинки, которые просто проецируются на стену и могут быть удалены из воспринимающего сознания. Имея возможность применять средства, позволяющие получить такой опыт, стоит считать себя счастливчиком, так как счастье наступит неотвратимо.

Чрезвычайно эффективные методы тибетского Алмазного пути рассматривают человека как целое. Они нажимают бесчисленные кнопки в сознании-хранилище и включают в развитие чувства, инстинкты и мечты. Так можно за несколько лет добиться удивительных изменений, и любое вложение сил оправдает себя – особенно в долгосрочной перспективе. Если мы находим хотя бы полчаса в день для медитации, по возможности вместе с партнером, у нас все будет хорошо. Слияние с просветленным учителем или формой Будды из света и энергии позволяет удерживать и постоянно повышать достигнутый уровень – если только мы не додумаемся устроиться работать на бойню, продавать детям тяжелые наркотики или бить жену. Каждое повторение мантры имеет смысл, каждое мгновение, когда мы освежаем чистое видение, приносит пользу. Если взгляд, медитация и поведение дополняют друг друга в жизни, то желаемые результаты приходят. Спустя некоторое время мы с удивлением замечаем, как ментальные стереотипы, которые укоренились в нас с детства и сопровождали нас всю жизнь, постепенно превращаются в просветленную мудрость. Мы все чаще и дольше осознаем свою основополагающую просветленную природу, видим других и самих себя на все более высоких уровнях.

Если мы находим хотя бы полчаса в день для медитации, по возможности вместе с партнером, у нас все будет хорошо.

Партнеры могут очень хорошо дополнять друг друга в ежедневной практике медитации. Женщина привносит в медитацию временной ритм, чтобы возникла ежедневная привычка, а мужчина обеспечивает запас устойчивости – чтобы происходило меньше драм. Особенно важно помочь партнерше понять, что сиюминутные переживания не стоит принимать за чистую монету. Обычно женщины придают больше значения своим чувствам и мыслям, чем мужчины, и это делает их уязвимыми. Тому есть разные причины: месячный цикл, тикающие биологические часы и в целом более глубокая восприимчивость. При этом женщины нередко «реалистичнее» мужчин: они склонны полагать, что вещи реальны. Это наверняка уместно в ситуации, когда мы несем ответственность за детей, но никак не может быть наилучшей основой неизменного счастья. В таком случае болезнь, старость и смерть, потери и трудности подкрадываются слишком близко. В силу этих обстоятельств многие женщины нуждаются в защите, но все они – драгоценны!

Особенно важно помочь партнерше понять, что сиюминутные переживания не стоит принимать за чистую монету.

Мужчина должен своим поведением постоянно показывать подруге, что ум безграничен и неразрушим. Поскольку ничто не может причинить уму вред, нет необходимости оценивать себя на основе внутренних переживаний. Примерно 900 лет назад к великому тибетскому йогину Миларепе приходили женщины и спрашивали: «Что нам делать со своими мыслями?» Он отвечал вопросом на вопрос: «Если ты видишь огромную гору, как тебя может заботить пара кустов, растущих на ее склоне? Если чувствуешь глубину океана, что может сделать тебе пара волн? Если ощущаешь силу осознающего, свою способность воспринимать, свое внутреннее богатство – почему ты считаешь такими важными переживания, которые по своей сути обусловлены и мимолетны, непрерывно приходят и уходят? Зачем делать из этого большое дело?»

В итоге можно сказать так: женщина привносит в ежедневное медитационное погружение свою стойкость и чувствительность, а мужчина – свою толстокожесть, способность сказать: «Не принимай ничего всерьез, оставь в покое мысли!» С другой стороны, живя гладкой поверхностной жизнью, без тревог и волнений, в плену собственного мира, как это делают многие мужчины, – наверное, лишь умирая, обнаруживаешь, что вообще жил. К сожалению, только тогда такой человек понимает, сколь драгоценной была его жизнь.

Если мы хотим разгадать тайну внутреннего пространства, то и здесь важнее всего взаимодополнение: благодаря женщине мужчина обретает более богатый внутренний мир. Он получает глубокое видение своей подруги, держа ее в объятиях во время любовного союза и разделяя ее опыт. Слушая, как она описывает свое восприятие мира, мужчина становится внутренне богаче и живее. Женщина же, радуясь уверенности и смелости мужчины, по его примеру отбрасывает все мелочное, перестает принимать близко к сердцу многие вещи и – светится.

Если верить злым языкам, мужчины счастливы, потому что забывают, а женщины часто несчастны, потому что помнят. Вместе можно учиться помнить то, что имеет смысл, и отпускать всякую чепуху, из которой уже извлечены уроки. После каждой медитации мы делимся хорошими впечатлениями со всеми существами и напоминаем себе о настрое Бодхисаттвы – достичь Просветления для блага всех, – и потому каждое упражнение становится шагом на пути.

Раскрытие мудрости

Пять освобождающих действий, описанных выше, были только действиями. Тибетцы сравнивают их с сильными ногами, которые хотя и хорошо умеют бегать, все-таки не могут видеть цель. Глаза, способные освобождать, – это и есть мудрость: они видят цель, но не могут до нее добраться.

Для успеха в долговременном плане каждый поступок должен направляться дальновидной мудростью и выражать зрелость человека. Хорошие переживания, накапливаемые с помощью щедрости, осмысленного поведения, терпения, радостной активности и медитационного погружения, ведут к обусловленному проникновению в суть мира и природы ума, но для развития окончательной мудрости нужен непоколебимый опыт их безграничности. И ум, и все вещи, которые проявляются внутри и снаружи, лишены собственной природы, «пусты». Все возникает из пространства, свободно в нем играет, осознается им и снова возвращается в пространство. Чтобы обрести такой опыт, воспринимающий должен «смотреться в зеркало» посредством медитации и узнавать себя как сознательное пространство без начала и конца, центра и границ.

Все возникает из пространства, свободно в нем играет, осознается им и снова возвращается в пространство.

Чаще всего мы судим об уме по его способности проводить различия, за которую в основном нам и платят деньги на работе. Сообразительность и энергичность определяют, будет ли перед нашей виллой стоять припаркованный «ауди» или же нам придется приматывать цепью велосипед к мосту, под которым мы ночуем. И тем не менее ум может делать гораздо больше, чем просто абстрактно мыслить. Когда успокаивается практичный и все проверяющий разум – незамедлительно пробуждаются чувства, воспоминания, мечты, дерзкие творческие порывы. За всеми этими возможностями в пространстве всегда есть пустота, которая на самом деле означает полноту, и это освобождает. Нет ничего, что было бы чем-то автономным, независимым, однако все проявляется – таково высшее поучение. Если его понять, ничто нас больше не сможет ограничить.

На высшем уровне женщина приносит проникающее видение, или пространство, а мужчина – искусные средства, или блаженство. Она придает всему завершенность, он прокладывает путь, прорываясь вперед. Поэтому колокольчик в левой руке Ламы – символ речи и тела Будд – имеет женскую природу, а дордже (алмазный скипетр) в его правой руке, символизируя путь от неосознанности к неразрушимому состоянию высшего проникающего видения, имеет мужскую природу. Лама держит руки скрещенными у сердца – это означает, что он постиг оба эти аспекта в единстве (см. рис. 15).

В начале духовного пути, который захватывает человека целиком, у женщин возможности лучше. На каждого колдуна в мире приходится не менее дюжины ведьм. И особенно в жестких германских культурах духовность приписывается женщинам. Мужчина всегда с удовольствием отправлял женщину и детей в церковь, чтобы самому спокойно зарабатывать деньги. Кроме того, роль женщины – давать, вскармливать, удерживать все вместе – требует большей духовной широты, чем роль мужчины, которая обычно заключается в том, чтобы бороться, абстрактно мыслить и господствовать. И поскольку большинство учителей – мужчины, женщина может быстрее всего идти по пути, открываясь Учителю. Она как бы выставляет все свои антенны и схватывает все на лету.

Мужчина далеко не всегда проявляет много непосредственной открытости Учителю. Он нередко развивает чувство соперничества, втайне опасаясь, что его жена, «приобщившись к духовности», станет как монахиня и с ней будет не особо интересно в постели. Или же он побаивается того, что сам в результате медитации станет мягким и ни на что не годным. Таким образом, вначале женщина тянет за собой мужчину.

Однако на завершающем этапе все выглядит иначе. Здесь женщина обычно запутывается в очень тонких привязанностях, тогда как мужчина, который внутренне всегда остается мальчишкой, может моментально подбросить все в воздух, освободив себя и свое окружение. Поэтому в конце пути мужчина помогает женщине, если она следует его примеру.

Когда сочувствие и мудрость дополняют друг друга, в хороших партнерских отношениях это ведет к постоянному развитию. В конечном счете все впору: куда бы ум ни обратил свой взор, каждое событие и ощущение – свежее и чистое. Есть только счастье внутри и свершение снаружи. Из этой ситуации ум легко решается перешагнуть через свои привычки и все чаще переживает силу своего внутреннего сияния и непрерывный поток спонтанно возникающих озарений. Поскольку глубочайшая мудрость пронизывает также речь и тело, все наше поведение освобождается от усилий, полностью соответствуя «здесь и сейчас».

Шесть освобождающих действий

Эти советы Будда адресовал мирянам. Чтобы превратить жизнь в путь к Просветлению, он рекомендовал практиковать Шесть освобождающих действий:

щедрость – означает давать материальные блага, защиту и доступ к освобождающему Учению;

осмысленное поведение – означает посредством десяти полезных действий тела, речи и ума создавать надежный фундамент развития и приносить пользу другим;

терпение – означает сохранять не подверженный мешающим чувствам невозмутимый и сочувственный ум, закрепляет хорошие впечатления;

усердие – означает, что развиваться будет только тот, кто с помощью полезных и радостных действий преодолевает свои границы;

медитация – в данном случае означает концентрацию и успокоение ума ( шинэ ), позволяющее отстраняться от мешающих чувств и познавать их непостоянство;

освобождающая мудрость – означает проникающее видение нереальности своего «я» и всех явлений.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!