Глава 3 Любовь в повседневной жизни



Взлеты и падения

Разумеется, это прописная истина, но времена бывают плохие и хорошие. Во всех переживаниях, которые доставляют нам радость и при этом не имеют своим источником полный опыт «здесь и сейчас», обязательно кроется боль, поскольку ничто не вечно. Когда уходят соответствующие условия, вместе с ними исчезает и хорошее чувство. И хотя какое-то время или даже всю жизнь нас могут отвлекать самые благоприятные жизненные обстоятельства, богатство или общественное признание, где-то за всем этим незримо присутствует грядущая потеря. Однако вместо развития и честного взгляда на обусловленный характер своего положения мы ищем лишь новых удовольствий и развлечений.

Если мы знаем мир, то даже в лучшие периоды не станем исключать возможности наступления плохих времен. Это знание о нависающей над нами угрозе непостоянства – первое, очень тонкое впечатление от страдания, но стоит прийти грубому страданию – физическому, умственному или и тому и другому одновременно, и нам кажется, что все в мире сговорились против нас. Земля уходит из-под ног, и мы уже не верим, что эта ситуация когда-нибудь закончится. Страдание пронизывает каждый нерв, каждую клетку мозга и каждый поток сознания ума. В буддизме это называется «страдание страдания». И пока человек не контролирует свой ум, любое мгновение определяется смесью боли, безнадежности, отчаяния и страха перед будущим.

В случае расставания с любимым, смерти близких, потери честного имени или крупной суммы доверенных нам денег смягчить нашу боль не могут ни поддержка и сочувствие в словах и поступках друзей, ни социальная помощь.

Все время, пока нас занимают, будем надеяться, в основном приятные предложения жизни, которые лишь изредка сменяются опытом непостоянства или, в худшем случае, жуткой болью, в уме присутствует еще и третье состояние. Как и два первых, не знающее утоления, оно пронизывает всех существ до самого Просветления: это страдание неведения. Мы не помним себя в материнской утробе или в момент рождения, не говоря уже о прошлых жизнях, и можем только строить предположения о том, что произойдет в будущем или происходит там, где нас нет. Неведение тоже является завесой ума и препятствием для счастья. У человека, который не медитирует, эта завеса приподнимается лишь в секунды ярких вспышек «Ага!» – настолько сильных и реальных, что они не нуждаются ни в каких обоснованиях. В буддизме считается, что если мы не развиваемся на основе вневременных ценностей, то всевозможные переживания – в том числе болезненные – будут повторяться во всех последующих жизнях. Это называется круговоротом обусловленного существования, на санскрите – сансара . В данной главе мы рассмотрим некоторые из типичных ситуаций повседневной жизни, связанных с этими обусловленными состояниями.

Партнерство

Быть друг для друга

В глубоких и честных, полных доверия партнерских отношениях мы учимся друг у друга на всех уровнях, и это затрагивает все сферы жизни. Связь открывает пространство и приносит радость, давая свободным людям доступ к увлекательным областям взаимодействия, позволяющим расти. Решение быть друг для друга означает для пары и ответственность, и внутреннюю уверенность. Оно растворяет инерцию привычек и тем самым открывает возможности для быстрого человеческого развития. Если партнеры удовлетворяют взаимным пожеланиям, то лучше всего им подойдут отношения «один плюс один», дарящие обоим жизнь, богатую новым опытом.

Если партнеры удовлетворяют взаимным пожеланиям, то лучше всего им подойдут отношения «один плюс один», дарящие обоим жизнь, богатую новым опытом.

У любящих вырабатывается особый стиль поведения. Пары и семьи обзаводятся своего рода тайным языком, который включает прозвища и жесты, отсылающие к тем или иным реалиям их быта или к пережитым вместе событиям. Так создается сильное чувство МЫ. Это относится и к тому, как люди приветствуют друг друга, прощаются, когда и как едят, вместе смотрят телевизор и так далее. После рабочего дня эти привычные, глубоко нам знакомые проявления действуют расслабляюще. Другие могут со временем научиться понимать такие ритуалы и чувствовать себя своими в близком кругу общения. Если эти интимные любовные обычаи исчезают, а новые не появляются, то связь становится слабее. Но и бесконечное повторение может превратиться в тюрьму: если в нем нет осознанности и любви, это парализует отношения. Для пар, не углубляющих свою сплоченность с помощью медитации, особенно важно не дать знакам внимания превратиться в пустой звук. Нужно осознанно реагировать на них, снова и снова оживлять благодарностью очарование взаимообмена. Это согревает и соединяет сердца.

Буддисты считают связь мужчины и женщины драгоценной. Она создает особые возможности для человеческого роста. Чтобы в совместной жизни стало еще больше смысла в буддийском понимании, можно попросить духовного учителя – ламу – дать полезные советы и благословить на развитие отношений. Это называется «буддийская свадьба». Иногда, в зависимости от обстоятельств, собственно процедура бракосочетания может выглядеть просто как короткое благословение пары.

В странах, где буддизм еще не признан как религия, буддийский брак не имеет никаких социальных или правовых последствий. Он совершается согласно самой сути Учения, без религиозного давления, но оказывает значительное влияние на внутреннем и тайном уровне. Это означает абсолютно сознательное решение людей развиваться вместе, стоять друг за друга и помогать друг другу, в том числе и в те времена, когда один из них первым состарится или заболеет. И хотя буддийский брак больше благословение, чем юридический акт, в нем есть решающая сила. Он защищает пару от ситуаций, когда обычные мешающие чувства могли бы завести любовь в тупик. Чтобы отношения не изнашивались из-за повседневных привычек, буддизм предлагает средства, помогающие паре снова и снова воспринимать друг друга и остальных на высоком уровне. Такой брак подходит для самостоятельных людей, стремящихся на своем буддийском пути к взаимодополнению и совместному развитию.

Во многих случаях влюбленные решают закрепить свой союз в загсе. Это не только позволяет платить меньше налогов и приветствуется обществом, но и укрепляет связь. Сам ритуал, празднование, совместные пожелания новобрачных, пожелания друзей и родных обладают огромной силой.

Поскольку сейчас людям нередко приходится работать в других городах, все чаще всплывает тема взаимоотношений на расстоянии. Для того чтобы связь, в которой партнеры проводят вместе мало времени, была успешной, важно делать сильные пожелания, чтобы это положение дел в обозримом будущем изменилось. Важную роль здесь играют также прочность отношений и зрелость людей. Возможно, это прозвучит старомодно, но ответ на вопрос, долго ли продлится союз двух сердец при таких обстоятельствах, особенно если этот образ жизни непривычен, определяется глубиной любви.

Здесь обоим партнерам окажется полезен широкий взгляд на ситуацию. Необходимо поддерживать друг друга, заполняя период «без него» или «без нее» такими делами, которые позволят нам продвинуться в развитии и на которые было бы жаль времени, когда мы вдвоем. В этом случае пространство разлуки будет хорошо использоваться для блага обоих и каждого в отдельности. И когда мы наконец снова вместе, в первую очередь физическая любовь быстро латает все дыры, и партнерские отношения остаются полными энергии и счастья. Основой для таких отношений на расстоянии является доверие. Если его нет, любовь проживет недолго.

Секс в партнерстве

Здоровое тело хочет любить и нуждается во внимании. Будда, который до своего Просветления тоже знал это счастье, деля его примерно с пятью сотнями женщин, со всей определенностью – что очень мудро – не вмешивается в ночную жизнь своих учеников, хотя, разумеется, советует избегать всего, что запутывает и приносит страдание. Будда также старается оберегать существующие связи между людьми. Монахам он рекомендовал воздержание, потому что благодаря этому можно было не иметь потомства – ведь с детьми, как известно, гораздо меньше времени остается на духовные интересы. Настойчивыми советы Будды становятся лишь тогда, когда есть реальная угроза, например, дурная наследственность или кровосмешение.

Что касается взаимного влечения, то в партнерстве мы стараемся дарить друг другу как можно больше радости, в противном случае это лишь ни к чему не обязывающее знакомство. Мы используем тело как инструмент, позволяющий давать другим радость и любовь, и делаем все, чтобы никогда не причинять страданий. Чрезмерное увлечение теориями о том, как именно должен происходить любовный акт, превращает наши свидания во что-то техническое и ослабляет наслаждение. В принципе хорошо, если желания и представления партнеров в этой области близки, поскольку в таких вопросах экзотика стыдливости не пара.

В тантрическом буддизме [8] считается, что союз мужчины и женщины может привести к Просветлению. Поэтому мы видим соответствующие части тела, само любовное объятие и все, что с ним связано, на максимально высоком уровне. По той же причине мы используем красивые, почти поэтические слова: говорим об оргазме как о дарении радости, половые органы называем благородными, пенис – алмазом, а влагалище – цветком лотоса. Принятие такого взгляда и языка в повседневной жизни наверняка обогатило бы культуры, которые задействуют в этой области лишь научные термины на латыни или же, что довольно часто, слова из уличного лексикона. В конечном счете и от слов зависит то, как мы переживаем счастье. Они влияют на нашу совместную жизнь, делая наш взаимообмен приятным или неприятным.

Мы используем тело как инструмент, позволяющий давать другим радость и любовь, и делаем все, чтобы никогда не причинять страданий.

В физической любви важно дарить все самое лучшее и, уделяя этому необходимое внимание и время, открываться друг другу. Когда мы из объятий любимого человека возвращаемся в мир, нет никаких причин скрывать пережитое счастье. Имеет смысл как можно дольше сохранять чувство расслабленности и блаженства, тем самым автоматически излучая в мир любовь. Во многих культурах такая радость не поощряется и не всегда воспринимается как нечто чистое. Особенно это смущает приверженцев трех религий с Ближнего Востока, и потому многие влюбленные после полного радости общения держатся скованно и угрюмо, чтобы никто не заподозрил, что они только что так прекрасно любили друг друга. Мы можем совершенно свободно делиться хорошими вибрациями с другими, потому что радость сексуального союза – огромный подарок всем. Из пространства возникло что-то хорошее, что можно с удовольствием передавать. От нас исходит свет во всех направлениях, и мы делимся своим избытком. Лишь по прошествии многих лет медитации блаженство становится постоянным и больше не нуждается в причинах.

...

Когда мы из объятий любимого человека возвращаемся в мир, нет никаких причин скрывать пережитое счастье.

Многие лучше учатся в длительных отношениях. Когда наш союз хорошо функционирует, он приносит удовлетворение и счастье. Если мы хотим дополнять друг друга на внешнем, внутреннем и тайном уровне, то взаимная верность может дать время, пространство и глубину для значительного роста.

Вообще, в сексе нужно стараться причинять как можно меньше страданий, так как человек здесь очень уязвим. Благодаря верности возникает пространство доверия, которое разделяется только партнерами. Оно способствует большой взаимной открытости, необходимой для совместного развития. У разных людей порог болевой чувствительности различен, и потому в том, что касается отношений, правила игры могут сильно отличаться. Их должны индивидуально формулировать для себя каждый человек и каждая пара.

...

Вообще, в сексе нужно стараться причинять как можно меньше страданий, так как человек здесь очень уязвим.

Любовные похождения

Как бы сегодня ни пытались стереть разницу между мужчиной и женщиной – несмотря на все клятвы верности и обещания, «приключения на стороне» имеют для разных полов разное значение.

Обычно для женщин важнее духовная связь, а для мужчин – физическая. Мир в целом не очень высокого мнения о мужской верности. И приключение на стороне необязательно означает, что мужчину что-то не устраивает в партнерше. Он может ей изменять просто потому, что у него много энергии и ему нужны развлечения. Мужчина идет на свидание, получает от секса наверняка меньше удовольствия, чем обычно, видит утром незнакомое лицо рядом с собой – и возвращается домой к своей любимой. Все произошло лишь с его телом, но не в его теле. Поэтому все было не так личностно, и он быстро забывает о произошедшем. А если женщина изменяет постоянному партнеру, это значит, что их отношения скорее всего дали трещину. Или, может быть, другой мужчина, которому она благодарна, предлагал себя долго и с открытым сердцем. Все происходит в ее теле, она больше подвержена опасностям, легче может подхватить болезнь, возможна нежелательная беременность. Поэтому готовность женщины к неверности имеет, как правило, намного более глубокие корни, чем у мужчин. Когда женщина ищет любовных связей на стороне, это в большей степени говорит о состоянии семьи или взаимоотношений, нежели когда это делает мужчина. Еще древние римляне говорили: «Смотрите не на императора, а на то, что делает его жена».

Сегодня в здоровом обществе люди должны сами регулировать эти вопросы, для себя лично и вместе со своим партнером. Можно думать так: «Наши тела принадлежат друг другу, и не нужно смешивать наши энергии с чужими». А можно иначе: «Мы уже давно любим друг друга больше по привычке, чем из желания. Может быть, нам стоит открыться новому вдохновению?» А можно и просто влюбиться. Пара должна сама оценить все возможности, исходя из степени взаимной щедрости, привязанности или привычек. Если люди любят друг друга, им обязательно нужно действовать таким образом, чтобы не терялось доверие между ними. В то же время слишком глубокие приступы ревности вселяют в любимого неуверенность. И поскольку партнеры уже достаточно многому научились, теперь им нужно решить, продолжать отношения или нет.

Нельзя забывать, что другой человек нам не принадлежит. Каждый с безначальных времен несет с собой бесчисленные связи, которые могут всплывать в этой жизни в виде приятных или сложных отношений. В случае неожиданных «влюбленностей» нужно понимать, что наш партнер не стал внезапно плохим человеком: может быть, он не владеет ситуацией или видит не все ее стороны.

Если в сложившуюся партнерскую связь входят другие, чаще всего это результат очень сильной кармы. Мы были с этими людьми в прошлых жизнях, и, когда они появляются сейчас, близость, соединявшая нас прежде, снова придает им привлекательности. Кроме того, не исключено, что связь с нынешним партнером в прошлом была лишь поверхностной или непродолжительной. И если сейчас перед нами танцует тот, с кем мы прожили когда-то целую жизнь в полном взаимопонимании, мы, естественно, чувствуем к этому человеку сильное влечение. И если из-за царящих в обществе нравов или моральных ограничений мы не можем создать новую пару, возникает много боли. Это наносит вред и эмоциональной жизни, и обоюдному развитию.

Если в сложившуюся партнерскую связь входят другие, чаще всего это результат очень сильной кармы.

«Если это дает тебе радость, желаю тебе этого!» – такой настрой, пожалуй, по-настоящему искренен только в том случае, когда мы сами ничего уже больше не хотим, посматриваем в другую сторону и не испытываем особой зависимости, однако само стремление пережить чувство, стоящее за этим высказыванием, приносит огромное освобождение. Ведь то, что мы ищем в других, с безначальных времен есть в нас самих. Здесь нужно выйти за рамки личного. И если нам удается распространить свои добрые пожелания на весь мир – это огромный скачок в развитии. Открываясь счастью других, принимая в нем участие и освобождая людям пространство для вдохновения, мы даем им очень много. Датчане говорят: «Любишь – дари свободу. Если любимый возвращается к тебе, он твой, а если нет – значит, так лучше».

Датчане говорят: «Любишь – дари свободу. Если любимый возвращается к тебе, он твой, а если нет – значит, так лучше».

Нам следует выяснить, насколько ревнивы наши партнеры и каковы возможности для кармической открытости. Это можно регулировать только в индивидуальном порядке, когда мужчина и женщина наблюдают за собой и выясняют, какую степень близости они могут себе позволить вне партнерских отношений. Если нет детей и мы поступаем ответственно – не разбиваем чужих сердец ради забавы, не раздаем пустых обещаний, не наносим вреда здоровью, не прибегаем к расчетливой лжи, не используем других и никого не раним, обманывая чужое доверие, – мы свободны.

«Большая семья»

В обществах, где сильны ближневосточно-христианские влияния, бытует противоречащая свободе идея о том, что один человек может владеть другим и что в силу данного в молодости обещания следует провести вместе всю жизнь. И многие бессмысленно страдают из-за этого – по сорок лет или еще дольше. При этом супруги нередко заводят любовников, поскольку разводы долгое время были запрещены. И если мы вот так состоим в законном браке, но живем на самом деле порознь, то, как и в любых других отношениях, необходимо сохранять дружбу и проявлять внимательность друг к другу, не вторгаясь в личное пространство и не связывая другого человека.

Если в круге силы вдохновляющей женщины появляется еще один мужчина или в круге силы мужчины появляется еще одна женщина, то всем троим нужно познакомиться, подружиться и сотрудничать. Эта весьма необычная для нашего общества модель чаще всего недолговечна – из-за того, что одному из троих не удается сохранять необходимую готовность делиться. Если постоянный партнер лишь задним числом узнает о наличии второго человека, то в большинстве случаев доверие разрушается настолько, что вся эта затея оказывается безуспешной. Важно, чтобы все участники ситуации вместе договорились о возможном распорядке жизни и никто в результате не страдал. Для успеха таких отношений всегда нужно заботиться о счастье всех партнеров и иметь зрелость для того, чтобы нас не захватывали слишком эгоистичные чувства.

Если у одного из нас случается роман на стороне, чрезвычайно важно, чтобы роль жены или мужа была защищена. Наш супруг всегда должен оставаться на первом месте. Главное, чтобы он чувствовал себя уверенно. В конечном итоге все удается именно благодаря его великодушию и любви.

Семья

Супруги становятся родителями

Когда влюбленные превращаются в родителей, в жизни происходят большие изменения – мало что остается прежним. Взаимоотношения во многом переходят на другой уровень. Например, мужчина должен знать, что в течение года после родов гормональная система кормящей женщины практически целиком настроена на ребенка и что открытость супруги по ночам вызвана скорее любовью к партнеру, чем ее собственными потребностями. Если мужчина присутствовал при родах, его отношение к телу женщины тоже может измениться. Одних безумно вдохновляет созерцание того, на что способно женское лоно, тогда как в других подобное зрелище вселяет неуверенность. И хотя это трудно понять, даже у взрослых мужчин может возникать ревность к ребенку – вместо стремления помочь жене в ее столь важной и большой задаче. Совет для женщины в данном случае – как можно полнее поддерживать физическую связь с мужчиной. Если она его действительно любит, ей даже не придется «закрывать глаза и думать о родине». Примерно через год отношения снова станут приносить высшее наслаждение без ограничений. Когда пара становится семьей, самым важным источником радости в совместной жизни должна оставаться любовь. Роли родителей не стоит позволять затмевать или скрывать ее. Некоторые пары – обычно под впечатлением от своей шумной «обновки» – слишком легко забывают, что взаимное влечение является основой взаимоотношений и что о нем следует заботиться. Если с головой погрузиться в роль родителей, в итоге дети станут важнее партнера. А если начать называть друг друга «мамой» и «папой», то эротический аспект отношений скорее раньше, чем позже, сойдет на нет – и супружеское ложе остынет. Кому же захочется спать с матерью или отцом?

Когда пара становится семьей, самым важным источником радости в совместной жизни должна оставаться любовь.

Итак, ядром здоровой семьи являются родители. Затем дети – в качестве дополнения, а не центра. Многое меняется и в повседневной жизни, если ситуация позволяет. Женщина, которая до того, как стать матерью, ходила на работу, теперь, особенно поначалу, целыми днями сидит с ребенком дома, а мужчина работает больше, чем прежде, чтобы прокормить семью. Нужно в равной степени ценить обе «работы» и поддерживать друг друга в новых ролях. Лучше уже в период беременности готовиться к грядущим изменениям и прояснить для себя, как будет выглядеть жизнь втроем. Если женщина на первый год откажется от личной свободы и полностью посвятит себя ребенку, это принесет пользу всей семье на много лет. У ребенка появится необходимое доверие, в котором он нуждается для освоения жизни. Кроме того, это хорошее духовное упражнение для матери. Она наверняка научится терпению и разовьет сочувствие, если распространит на других людей любовь, которую испытывает к своему ребенку. Многие женщины-буддистки используют время кормления грудью для медитации или произнесения мантр . И похоже, что ответ на вопрос, меньше у нас теперь времени, чем прежде, или больше, зависит, как всегда, от нашего взгляда на вещи. Впоследствии родителям нужно будет также позаботиться о том, чтобы их ребенок рос не один. Доказано, что и дети, и родители бывают более довольны жизнью, когда в семье несколько детей. Это всем дает больше свободного пространства, а братья и сестры становятся зрелыми и не такими эгоистичными.

Стоит обратить внимание и на то, что дети быстро учатся настраивать родителей друг против друга ради собственной выгоды. Это вредно и для их развития, и для общей атмосферы в доме. Вот почему этого ни в коем случае нельзя допускать. Родители могут не проявлять полного единодушия во всем, однако имеет смысл договориться между собой, как вести себя с детьми, и демонстрировать взаимное уважение.

Дети – самодостаточные существа. Они приносят с собой в эту жизнь следствия бесчисленных прошлых действий, к важнейшим из которых нередко причастны и родители. В силу этого обстоятельства вполне естественно, что мы можем по-разному относиться к своим детям, но всегда нужно быть справедливыми. Даже если доверие между родителями не настолько глубокое, как между каждым из них и детьми, – пока последние не повзрослеют, ни в коем случае не следует втягивать их в выяснение отношений или пытаться привлечь на свою сторону в спорах. Близость в партнерстве – центр и фундамент всего остального.

Впоследствии родителям нужно будет также позаботиться о том, чтобы их ребенок рос не один.

Современные модели семейных отношений

Представление о том, что другим человеком можно обладать «пока смерть не разлучит нас», в свободных странах постепенно растворяется, и все более обычной становится смена партнеров даже в семьях с детьми. Сегодня многие могут себе позволить быть критичными. Не так часто встречаются ситуации, когда человек вынужден терпеть сложного партнера, ведь в крайнем случае помощь можно получить в виде социальной поддержки со стороны государства. Экономическая зависимость перестает играть ключевую роль, и возникает больше семей, напоминающих лоскутное одеяло.

Интересную возможность представляет собой добровольное объединение в «большую семью». Это значит, что родители ради детей продолжают жить вместе, оставаясь в браке или нет, и у них на более или менее длительное время появляются новые партнеры. При условии взаимного уважения такая форма совместной жизни очень хороша для детей. Для супругов это непросто, но если они учатся превыше всего ценить счастье своих близких – вместо того чтобы снова и снова припоминать друг другу старые обиды и давать волю тяжелым эмоциям, – то чаще всего такой стиль жизни полезнее для ребенка, чем проживание лишь с одним из родителей. «Большая семья» защищает малыша от сильного чувства неуверенности. Он никогда не видит родителей слабыми или в ситуации шантажа. В общении с матерью ему не приходится слышать плохих слов в адрес отца, и наоборот. Если же это не так, можно подорвать доверие детей, у которых в результате возникает гораздо больше неврозов, чем у тех, чьи семьи живут дружно. И впоследствии эмоциональные связи таким детям будут даваться тяжелее. Если огонь физического влечения у родителей уже угас, важно, чтобы новые любовники входили в семью плавно, не перенимая роли папы или мамы. Это способствует сплоченности и доверию. Такая модель весьма успешно действует во многих культурах, в том числе у тибетцев и непальцев, которые, если не пьют спиртного, создают довольно миролюбивые сообщества.

Бездетные пары

Приводятся разные причины того, почему женщины в нашем западном обществе рожают мало детей или не рожают вообще. С буддийской точки зрения это явление связано с тем, что количество потоков сознания, обладающих достаточно хорошей кармой, чтобы родиться в таких благоприятных обстоятельствах, очень невелико. Как к этому ни относиться, все чаще причиной становится ухудшение здоровья. Например, в последние десятилетия в индустриальных обществах неуклонно снижается способность мужчин к оплодотворению. Женщины тоже страдают различными недугами. В то время как здоровые молодые женщины иногда делают аборты из эгоистических соображений, очень многие пары остаются бездетными против своей воли. Растет число людей, вынужденных обращаться за помощью к психологам и другим консультантам, поскольку это стало настоящей проблемой.

Если у таких бездетных супругов есть большое желание создать семью, им стоит подумать о гормональном лечении, прибегнуть к искусственному оплодотворению или усыновить чужого ребенка. Например, в Восточной Европе и России рождается много нежеланных детей, которые прекрасно чувствовали бы себя на Западе. Можно подарить им жизнь в комфортном, наполненном любовью родительском доме, дать отличное воспитание и обеспечить перспективы на будущее.

С другой стороны, многие женщины и мужчины сознательно решают не иметь потомства, говоря, например, так: «Если родятся дети, я больше не смогу работать, а для меня это важно», или: «Лучше не приводить детей в этот ужасный мир, они не получат хорошего будущего», или: «Я пока недостаточно зарабатываю и не могу позаботиться о семье». Рассуждая таким образом, люди нередко заканчивают жизнь в одиночестве.

Вот один честный, добрый совет бездетным женщинам: решение жить без детей, к сожалению, не является защитой – по крайней мере эффективной защитой – от потребности воспитывать других. И если эта тенденция в бездетной паре проявляется сильно, то, как показывает опыт, мужчина рано или поздно сбегает. И подобно тому, как ваш партнер ищет мужскую компанию, чтобы за пивом поговорить о политике, которая женщин не особенно вдохновляет, вам нужно время от времени заботиться о детях соседей или друзей. Отсутствие потомства ни в коем случае не должно побуждать вас обращаться с супругом как с ребенком. Ему кажется, что он примерно такой, каким хотел бы быть. По крайней мере, он соответствует собственным ожиданиям. И попытки воспитывать его ваш партнер вряд ли долго будет воспринимать благосклонно. Ведь он женился на женщине, а не на своей матери!

Единственное реальное решение – компенсировать отсутствие детей социальной работой на благо других или духовным путем с применением медитации. Тогда семью заменит связь с группой единомышленников, обозначив цели и направление развития.

Если вы действительно любите женщину, не препятствуйте ей в осуществлении желания иметь ребенка.

А вот серьезный, доброжелательный совет мужчинам, которые не хотят решаться на жизнь с детьми. Если вы действительно любите женщину, не препятствуйте ей в осуществлении желания иметь ребенка. Или же вовремя отпустите ее к другому мужчине. Иначе эта проблема будет неотвязно сопровождать ваши взаимоотношения – и через двадцать лет у вас будет безнадежно разочарованная жена. Ничто не делает женщину более несчастной, чем несбывшееся глубокое желание материнства. Позднее, когда детородный возраст уже позади, многие женщины упрекают себя в том, что слишком легко послушались мужчину. Мало кто может отказаться от материнства именно «из любви» к мужчине, ведь дети – это, кроме всего прочего, старые связи и обещания. В худшем случае боль партнерши обернется против вас. Поэтому подумайте как следует, прежде чем сказать «нет» в ответ на это желание женщины. К тому же мужчины, вначале не имеющие особой охоты становиться отцами, затем неожиданно находят в этой роли удовлетворение и радость.

А еще дети платят нам пенсию, и если у вас их парочка, то они будут сами воспитывать друг друга. Психологические исследования, которые проводятся в западном обществе, подтверждают: семьи с детьми счастливее.

Приемные дети и аборты

Самое глупое и, безусловно, самое болезненное из того, что позволило себе послевоенное поколение, – это аборты, которые часто заменяли контрацепцию по обе стороны «железного занавеса». Тогда ни у кого не было ясного представления об этих вещах: большинство думало, что человеком становишься только после рождения. Почти никому не были доступны современные знания об эмбриональном развитии – что зародыш может испытывать счастье и боль, думать и чувствовать. Между тем нет сомнений, что у существа в материнской утробе имеется ум. Поэтому аборт действительно не следует делать, ведь таким образом мы убиваем человека.

Тем не менее иногда воспитание детей кажется людям неподходящим занятием. В этом случае буддийский совет следующий: обеспечить ребенку возможность появиться на свет и немедленно отдать его на усыновление. Так вы подарите ему жизнь и счастье, вместо того чтобы этого лишить. Можно спасти от аборта многих детей, передавая их в те 10 % семей, которые бездетны поневоле и для которых эти малыши чрезвычайно желанны.

...

Можно спасти от аборта многих детей, передавая их в те 10 % семей, которые бездетны поневоле и для которых эти малыши чрезвычайно желанны.

Центральная и Восточная Европа потеряла около семидесяти пяти миллионов самых сильных мужчин в двух мировых войнах. Поэтому государство предоставляет привлекательную возможность открытого усыновления, позволяя биологическим родителям участвовать в выборе родителей приемных и знакомиться с новой семьей. При этом неоднократно проверенные властями приемные отец и мать берут к себе ребенка в самом раннем возрасте и имеют полноценные родительские права. Забота о регулярном общении и встречах всех участников ситуации на протяжении всей жизни ребенка создает замечательные отношения между людьми. Приемный ребенок, посещая биологических родителей, может составить о них собственное представление. И поскольку в этом случае его происхождение и история известны, и особенно если имеется также некоторое внешнее сходство, – почти не остается места для страхов, диких фантазий или объяснений с другими детьми. Так может раскрыться богатая жизнь.

Расставание

Сознательное решение

Настрой партнеров имеет решающее значение не только в начале отношений, но также в трудные времена и при расставании. Если в отношениях наметился кризис, не стоит сразу убегать и в надежде, что «со следующим все будет лучше», искать кого-нибудь другого. Спор дает пространство, в котором развивается не только связь, но и индивидуально каждый из партнеров. Это позволяет не только радостно растворить свою часть путаницы, но и накопить достаточно избытка, чтобы увидеть ситуацию с высоты птичьего полета и на такой основе принимать осмысленное решение. Конечно, это получится лучше, если не слишком раздражать друг друга без особой надобности.

В мире, где количество постепенно становится важнее качества и многие вещи производятся лишь затем, чтобы мы воспользовались ими пару раз, а потом выбросили, в случае кризиса во взаимоотношениях часто возникает мысль просто найти другого. Люди, которые так поступали неоднократно, наверное, удивляются тому, что в большинстве случаев у нового спутника жизни обнаруживаются похожие стереотипы поведения и «ошибки». И приходят к печальному выводу: весь противоположный пол «такой». Когда взаимоотношения становятся натянутыми или сложными, не следует забывать, что партнер – это лишь зеркало наших собственных недостатков. Все прекрасно, когда нам хорошо, и ужасно, когда нам плохо. К тому же можно заметить, что другие люди в похожих ситуациях нередко чувствуют себя иначе, чем мы. И тогда нам будет легче предположить, что мы сами влияем на собственное переживание мира своими настроениями, что внешние обстоятельства мы воспринимаем гораздо менее непосредственно, чем кажется, и в большой степени видим мир через очки, окрашенные прошлыми впечатлениями, ощущениями и представлениями. Мы недовольны или раздражены прежде всего оттого, что видим собственные слабости. Лишь из-за ревности, гордости, запутанности, жадности, зависти или привязанности, присущей нашему уму, поведение партнера воспринимается как мешающее. Если бы не было колец, крючкам не за что было бы зацепиться. Если бы внешний мир не бередил наши раны, мы смотрели бы широко открытыми глазами на крайне странное поведение человека и спрашивали бы себя: «Почему он это делает?»

Если же мы все больше отдаляемся и партнер перестает понимать, что происходит, это значит, что отношения закончились, о чем лучше сообщить как можно раньше, поскольку жизнь другого человека тоже коротка.

Мы недовольны или раздражены прежде всего оттого, что видим собственные слабости.

При таком взгляде на ситуацию становится видно, что есть смысл не терять времени и, пока в отношениях еще достаточно влечения, доверия, радости и возможностей развиваться, решительно подступиться к призракам проблем и одолеть их. Стоит сознательно поддерживать партнера во всем – обращаемся ли мы к прежним мечтам и планам или совместно осваиваем новые, не знакомые нам территории полезной деятельности. Свежие приятные впечатления в уме помогут любви снова ярко засиять, а мешающие жесткие представления о партнере постепенно растворятся. Оба вновь обретут свою обычную силу, и появится избыток для будущего.

Зрелые женщины часто склонны слишком быстро и охотно все оставлять, через двадцать лет супружества неожиданно обнаружив, что муж стал чужим или завел любовницу. Однако уход от супруга нередко означает потерю и денег, и социального статуса, и физической любви. К тому же, начиная с определенного возраста, меняются количественные соотношения: на каждого свободного мужчину обычно приходится десять красивых, зрелых и опытных женщин.

И хотя у представителей сильной половины человечества в этом возрасте на первый взгляд карты лучше, при замене доверительных отношений на новую связь им также редко удается обрести ту глубину и близость, которые оттачивались в течение многих лет.

Как лучше расставаться

Вопрос «Оставаться или уходить?» проясняется довольно быстро, если мы еще можем или хотим мыслить последовательно. Когда мы понимаем, что мир является зеркалом для нашего собственного ума, и способны заметить, что проблемы повторяются, лишь слегка видоизменяясь, пока мы их не устраним, у нас есть путь и цель. Конечно, влюбленность иной раз настолько сильна, что практически не оставляет нам выбора. Но в принципе, пока источник наших мешающих чувств не удален, с новой связью будет появляться новое лицо, а не ум. Таким образом, в следующих отношениях мы наверняка столкнемся с похожими проблемами. При этом, разумеется, можно питать надежды на то, что в новом, более интересном окружении наши внутренние слабости дадут о себе знать не сразу или с ними окажется легче работать, тем не менее они не оставят нас в покое навсегда. Когда в нашем развитии есть пробелы, мы будем обнаруживать их у себя перед носом вновь и вновь, до тех пор, пока не займемся ими и не устраним причину. Соответственно, выйти из этой ситуации мы сможем лишь тогда, когда все проработаем сами.

Но если портится стиль, исчезают перспективы дальнейшего развития, к нам собираются переехать теща и свекровь одновременно или мы теряем лицо в бесконечных громких скандалах на виду у внешнего мира, которому становится неловко за нас, то наверняка для начала лучше остаться одному. Или найти себе другого партнера. Когда у нас принципиально разные мнения по всем вопросам и постоянно приходится бороться, мы зря теряем время. Игры во власть рождают чувство скованности и несвободы. Когда деградирует понятие «мы», превращаясь в «я» или «ты», кто прав? Кто и что решает? Чьи желания важнее? Какой бы ни была ситуация, в итоге один проиграет, а другой добьется своего. Если нам больше не хочется смотреть партнеру в глаза и мы находим в нем только ошибки, вряд ли удастся построить вместе что-то долговечное. Когда нам становится неприятно пользоваться одной зубной щеткой на двоих, никакое развитие уже невозможно.

Прежде чем покинуть партнера ради новой любви, стоит по возможности подыскать себе преемника, чтобы никто не оставался в одиночестве. Не исключено, что бывший партнер нравится кому-нибудь из наших друзей. Цель всегда должна состоять в том, чтобы не было проигравших. И если это получается, значит, мы действительно взяли на себя ответственность за счастье другого. Если к тому же новый возлюбленный способен понять, насколько благодарен он должен быть «бывшему», и в итоге уступает ему законное «почетное место», то в новых отношениях останется меньше балласта нерешенных старых проблем и, следовательно, появится больше шансов на успех.

Если есть общие дети, нужно, чтобы им было ясно, что оба родителя их любят и что связь сохраняется и с мамой, и с папой, просто взаимоотношения приняли новую форму. В определенном возрасте дети наверняка будут искать в произошедшем свою вину, поэтому следует неоднократно и доходчиво объяснить им, что расставание является вопросом отношений между родителями и никак не связано с детьми. С другой стороны, и сами бывшие супруги не должны испытывать угрызений совести. Если дети страдают из-за расставания родителей, хотя те заботятся о них не хуже, чем раньше, причина этого либо в жестких стереотипах детей, либо о себе дает знать их карма.

Очень обидно, когда люди, которые делили друг с другом ночи и были близки, впоследствии стремятся причинить друг другу вред. В таком случае тот, кто прежде дарил другому счастье со всей силой и открытостью, теперь отсекает целые пласты человеческой искренности. Когда люди расстаются, затаив в сердце плохие пожелания, замораживается весь опыт, накопленный ими во время союза. Ум неохотно обращается к знанию и впечатлениям, пропитанным гневом. Мудрость, не без труда приобретенная в совместной жизни, проявляется лишь в том случае, если мы продолжаем друг друга ценить. Если же мы не научились уважать друг друга, то в следующей связи многое повторится. Помехи, которые мы принимали за внешние, на самом деле были внутренними, и мы их не устранили.

Очень обидно, когда люди, которые делили друг с другом ночи и были близки, впоследствии стремятся причинить друг другу вред.

В долгосрочной перспективе весьма полезно освободиться от душевных ран и стремиться к сохранению хороших отношений с бывшим партнером. Тогда все, чему мы научились, останется осознанным и путь к новой любви будет открыт. Вначале это может быть нелегко, так как после расставания в уме совершенно неожиданно всплывают разнообразнейшие переживания, пропитанные сильными эмоциями. Боль разлуки и страх, что мы совершили какую-то ошибку, заставляют сомневаться в правильности решения о расставании. Позитивный настрой помогает нам всякий раз, когда приступы привязанности, ревности, злости, отвращения и гордости с готовностью «протягивают руку». Если в такие моменты мы способны не поддаваться чувствам, не уходим обиженно, а решаем, что лучше откусить себе язык, чем снова оскорбить другого человека, то у нас есть отличный шанс превратить прежнюю любовь в глубокую дружбу. Бывшая жена может принять на себя роль сестры, матери или дочери, а мужчина, перестав быть любовником, может стать братом, отцом или сыном. Игра стоит свеч: ведь кого мы знаем лучше, чем бывшего партнера? С кем еще мы разделили столько прекрасных мгновений, да и просто дней жизни?

Отрезвляюще действует понимание того, что мы не сможем вернуть себе лет, прожитых без радости. Кроме всего прочего, человеческие поражения некрасивы. Поэтому лучше с самого начала решить, что в прежних отношениях многое было успехом. Оба партнера могут свободно сказать себе, что их жизнь была наполнена смыслом. Так легче учиться. Тот, кто принимает все неприятное как урок, а приятное как подарок, всегда выигрывает. Если зрело относиться к совместно накопленному опыту, то расставание перестает быть расставанием: просто наш взаимообмен с партнером переводится в другую плоскость.

Что касается практических моментов прекращения совместного проживания, то в спорных случаях имеет смысл положиться на мудрость, которая веками вырабатывалась в нашем обществе. Для здоровья полезнее, если мы злимся на закон или судью, а не на свои прежние отношения. Поэтому лучше предоставить адвокату вести дела, которые иначе истощали бы наши чувства. Каким бы дурным ни казалось обращение с нами – умный человек прощает, желает всего хорошего и разрывает связь. Тогда мы ничего не несем с собой дальше, потому что отношения остались в прошлом. Благодаря этому и в нынешней жизни, и в будущем мы сможем избежать встречи с теми, кого нам неприятно было бы видеть. Если же мы не прощаем и затаиваем злость, это снова сведет нас вместе, хотя встреча обоим принесет страдание. Жизнь сама наказывает сложных людей, и стоит расходиться с ними мудро – без плохих чувств, желая им всего наилучшего.

Расставание, вызванное несовместимостью, имеет и хорошие стороны. Мы можем испытать чувство облегчения и освобождения, особенно если наши ночи после развода уже снова счастливо заняты, а подчас и просто оттого, что нам удалось все завершить в хорошем стиле. Хотя музыке и литературе свойственно рисовать периоды после разрыва в весьма драматичном свете, жизнь очень скоро опять берет нас в оборот – и это становится началом чего-то нового.

Почему же расставание в принципе так болезненно? Мы в основном воспринимаем пространство как то, что разделяет нас, как расстояние между нами. Потому-то и возникает страдание – ведь между людьми появляется это «ничто». Однако буддисты видят пространство как вместилище. Это очень просто себе представить. Охватывая мысленным взором все направления, естественно обнаруживаешь, что между нами всегда намного меньше места, чем вокруг нас. Окружающее нас пространство тянется бесконечно, во все стороны, на многие световые годы. И если осознавать не только расстояние между двумя людьми, но и простор вокруг всех существ, то в действительности окажется, что никакого расставания нет. Если воспринимать пространство как то, что вмещает нас обоих, то оно связывает нас друг с другом и даже содержит знание.

Жизнь сама наказывает сложных людей, и стоит расходиться с ними мудро – без плохих чувств, желая им всего наилучшего.

Когда партнер умирает

К сожалению, иногда случается и так, что один из влюбленных, несмотря на всю силу взаимного влечения, умирает намного раньше – и эта потеря оставляет огромную рану. Первый шок сменяется осознанием того, насколько важно проявить дальновидность и мудрость, как можно скорее настроившись на неразрушимые ценности. Решающим для жизни является понимание, что все обусловленное счастье, которым мы наслаждаемся вместе с другими существами, непостоянно и что все партнерские связи этой жизни заканчиваются, самое позднее – в момент смерти. Лучше стараться иметь минимум ожиданий, не жить прошлым или будущим, но всеми своими мыслями и чувствами полностью использовать возможности настоящего момента. Зрелый человек с таким взглядом не будет больше играть ни в какие игры, поскольку любая из них может стать последней. В этом нужно быть честным, ведь непостоянство – не просто идея. Оно пронизывает каждое мгновение.

Лучше стараться иметь минимум ожиданий, не жить прошлым или будущим, но всеми своими мыслями и чувствами полностью использовать возможности настоящего момента.

Если пара была открыта другим, деля свое счастье со всеми, то в эту минуту друзья естественно поддерживают нас и помогают. В такой ситуации становится легче, если можно поделиться с кем-нибудь своей болью и вместе вспомнить о драгоценных качествах ушедшего.

Благодаря планомерной работе с умом, и в первую очередь с помощью уникальной тибетской медитации пхова (осознанное умирание), многие буддисты владеют методом перехода в чистые состояния сознания после смерти. Пхова избавляет от страхов, а у близких покойного в результате возникает уверенность в том, что ум умершего либо уже находится за пределами страдания, либо вот-вот их преодолеет. И если умерший при жизни освоил эту медитацию, теперь ему значительно лучше, чем было в теле, а все хорошее, что мы вместе создали, ждет нас, чтобы в будущем мы продолжали работу в новых условиях и новых телах.

Одиночество

Западный мир постепенно превращается в общество одиночек. Почему мужчины и женщины живут одни? Почему так много людей решает не вступать в длительные взаимоотношения? Почему все они выбирают красивую, свободную жизнь, но вместе с ней и одиночество и скуку?

Очевидно, не у всех есть выбор. Несмотря на постоянные поиски, охватывающие все предложения на рынке развлечений и брака, люди не могут найти подходящего партнера. Они продолжают жить одни и все меньше этому радуются. То, что еще в восьмидесятые годы близоруко рассматривали как образец человека будущего: успешный, свободный (в смысле партнерства. – Прим. пер.) , хорошо зарабатывающий налогоплательщик, глядящий из окна роскошного офиса на свою спортивную машину, в которой лежит сумка с клюшками для гольфа, – сегодня все чаще воспринимается как символ страдания. Одиночество себя не оправдало, и оно уже не в моде.

А между тем партнер найдется для всякого, кто не слишком требователен и сам способен что-то предложить. Открывая глаза, обнаруживаешь так много всего красивого, ценного и желанного, что уже не приходится оставаться в одиночестве. Тому, кто не хочет быть один, нужно всего-навсего оставить в покое партнера своей мечты и увидеть, сколько увлекательного вокруг. Задача усложняется, если нам непременно нужно, чтобы наш избранник выглядел как Мэрилин Монро или Джеймс Дин. Если же мы, напротив, желаем построить наполненные смыслом отношения с человеком, имеющим похожие взгляды, и настроены на то, чтобы приносить другому счастье и развитие, – хорошая компания появляется сама собой. Во времена хиппи, когда были популярны «Crosby, Stills, Nash & Young», многие повторяли за ними: «If you don’t get the one you love, love the one you get!» («Если не получаешь того, кого любишь, люби того, кого получаешь!»)

Современные одиночки часто утверждают, что найти подходящего партнера очень трудно. Женщины охотно принимают идею, что на мужчин нельзя положиться, мужчины же не готовы ограничивать свою свободу. В принципе нам действительно хорошо и наедине с собой, но когда с годами теряется гибкость ума, мы стареем, толстеем и под нашими окнами уже не томятся представители противоположного пола, нас охватывает паника. Внезапно нам хочется получать от других все возможное счастье – чего при подобных ожиданиях, конечно же, не произойдет. Мы перешли в другую лигу и должны быть менее критичны в выборе партнера – по крайней мере, в том, что касается внешних данных. К тому же нам мстит привычка брать больше, чем давать. А если мы еще и пытаемся контролировать ситуацию и обдумываем все, что произошло или может произойти, то из желанных новых отношений точно ничего не выйдет: у открытости и любви нет никакого шанса проявиться. Поэтому нужно оставаться внутренне молодым и доверчивым, радостно допускать возможность свежего вдохновения и лишь потом смотреть, полон ли у другого кошелек.

Одиночество себя не оправдало, и оно уже не в моде.

Человеку, который очень долго был один, трудно снова открыться. У него сформировались «священные» привычки, и он слишком хорошо знает, что любит, а что нет. Если мы на редкость удобно устроились в своей улиточьей ракушке, то наверняка там больше нет места ни для кого другого. Очевидно, что из-за многолетнего отсутствия практики нам все труднее настроиться на чью-то личную жизнь. Поэтому безупречно организованную в жестких рамках эгоцентризма жизнь со всеми ее привычками необходимо как можно чаще сотрясать радостными визитами. В противном случае уютное одиночество окутает ум целиком – и мы забудем о высших радостях.

Если мы на редкость удобно устроились в своей улиточьей ракушке, то наверняка там больше нет места ни для кого другого.

По мере накопления жизненного опыта возрастает желание жить с партнером, но бывает так, что для новых отношений еще не созрела карма. С открытостью и минимальным количеством желаний собственного счастья мы делаем много полезной работы для других – и обычно условия быстро меняются. Если мы развиваем щедрость, которая очень притягательна, и не ожидаем ничего взамен, не пытаемся никого «купить», и соединяем ее с приятной внешностью и изящными манерами, то вскоре это выудит что-нибудь полезное из богатого запаса кармических связей. И если за нашей располагающей наружностью найдется еще и непритязательность, юмор и терпение, то новое «открытие» наверняка захочет остаться с нами.

Конечно, есть такие люди, у которых сексуальных кармических связей мало или нет вообще. Особенно часто это случается с женщинами, которые в прошлой жизни были, по всей видимости, недовольны своим партнером или же чувствовали себя оскорбленными и сказали «больше никогда». Им труднее найти спутника в этой жизни. Подчас непросто открыться из-за чрезмерной критичности или из-за того, что в предыдущих отношениях мы были «ранены». Что же можно сделать для компенсации потребностей мужчины или женщины, если нет партнера? Когда встречаются представители противоположного пола, их отношения не обязательно сводятся к постели – людей может объединять и многое другое. Иногда женщина выступает в роли сестры, вместе с которой мы переживаем что-нибудь захватывающее, матери, показывающей нам жизнь, или дочери, которую мы защищаем. Она, в свою очередь, может воспринимать мужчину как отца, надежного и заслуживающего ее доверия. Мужчина способен быть для нее братом, с которым она весело проводит время, вместе что-то переживает и расширяет свои горизонты, или сыном, которому она открывает мир. Таким образом мужские и женские качества по-разному обогащают друг друга. Как видно, глубокое взаимодополнение и насыщенная внутренняя жизнь возможны и без страстных ночей.

Вневременные ценности

В повседневной жизни бывают не только радости, но и всякого рода ограничения, препятствия и проблемы. Хотя в предыдущих разделах этой главы описывалось, как можно временно на обусловленном уровне избежать этих проблем, применяя определенный настрой, – мы не упомянули о том, что в конечном счете любые стремления сделать это бесперспективны.

Каждый человек питает надежду на то, что кто-то или что-то сделает его счастливым, но в действительности это, к сожалению, невозможно. Сколько бы энергии и времени мы ни вкладывали в наши самые сильные личные ожидания – рано или поздно исчезнем и «мы сами» (сочетание тела и чувств, которое мы считаем «собой»), и вещи и существа «снаружи». Следовательно, все эти факторы не способны обеспечить нам вневременное счастье.

Единственный способ навсегда вырваться из этого круговорота и узнать вневременную высшую радость состоит в том, чтобы трезво оценить свою нынешнюю ситуацию в целом и применять такие средства, как медитация и взгляд, и постепенно за переживаниями узнавать переживающего.

Зачем же мы этим занимаемся – «разглядываем» что-то за переживаниями и между ними? Нас влечет «малая» нирвана спокойствия ума и ощущение «я-больше-не-являюсь-мишенью», а затем полное Просветление, великая нирвана пространства-радости. На этом уровне постигаешь все: и то, каким все является на самом деле, – то есть свободную игру возможностей, – и то, как существа все воспринимают.

По этой причине Будда рекомендует нацелиться на то единственное, что присутствует всегда и везде, – пространство, которое отнюдь не является «черной дырой» или неким «отсутствием». Пространство содержит в себе неразрушимое воспринимающее сознание, переживает светящуюся радость своей игры и несет в мир активную любовь. Нерожденное по своей сути и свободное от всякого непостоянства и ограничений, оно представляет собой истинное Прибежище для каждого буддиста. И будучи просто осознаванием, оно присуще всем как состояние Просветления. Постигая его, освобождаешься от оков неведения и омрачений, то есть становишься пробудившимся – Буддой.

Если мы уже определились с целью, становится важен путь. Будда 2550 лет назад понял, что все является коллективным сном, и потому мог учить методам, которые сначала освобождают из обусловленного мира, а затем пробуждают высшее видение. Эти методы составляют Дхарму – Учение о «том, каким все является».

Кроме цели и средств нужны спутники, «совершенные друзья на пути». Искусные учителя, показывающие пример человеческой зрелости, они сопровождают нас на ступенях развития. Это Сангха .

Пространство содержит в себе неразрушимое воспринимающее сознание, переживает светящуюся радость своей игры и несет в мир активную любовь.

Но самым значительным и все в себе соединяющим Прибежищем в Алмазном пути остается Лама – просветленный Учитель. Он олицетворяет цель, Учение и помощников и дает благословение, медитации и защиту своей линии преемственности.

Следование этим вневременным ценностям обогащает жизнь и наполняет ее смыслом, если применять соответствующие методы. Тогда наши изменчивые чувства, тяжелые отношения и налоговые проверки сначала представляют собой прекрасную возможность учиться, а затем и вовсе перестают иметь для нас принципиальное значение.

Прибежище

Мы обращаемся к вневременным ценностям.

Мы принимаем Прибежище:

• в Будде как цели;

• в Дхарме – его Учении как пути;

• в Сангхе – совершенных друзьях и помощниках на пути.

А также (исключительно в Алмазном пути): • в Ламе – просветленном Учителе, представляющем линию преемственности. Это начало особенно быстрого развития, поскольку Учитель связывает ученика с вневременной мудростью всех Будд. Он соединяет в себе благословение, вдохновляющие методы и защиту.

Упражнение по медитации

В приведенной ниже медитации Малого пути [9] мы учимся успокаивать ум и создавать внутреннюю дистанцию по отношению к повседневному, постоянно обрушивающемуся на нас миру событий. Таким образом мы постепенно выбираемся из беспокойного состояния ума, которое легко может стать причиной мыслей, слов или поступков, приносящих страдания. Это «удерживающее и успокаивающее» погружение сравнивают с привязыванием коня, который в результате остается на месте, а не гоняется за всеми подряд и учится видеть то, что есть. Если раньше мы почти все время участвовали в непостоянных играх мира, то теперь они на нас не влияют. Мы достигаем первого уровня спокойствия ума. Этим польза такого медитативного упражнения не исчерпывается – оно служит превосходной основой для всех дальнейших медитаций.

Медитация на дыхание

Мы сидим, держа спину прямо, но без напряжения. Затем обращаем внимание на свое тело и стараемся полностью расслабиться. Расслаблены спина, живот, плечи, руки, шея и голова. Лицо тоже расслаблено. Глаза прикрыты, губы слегка соприкасаются.

Мы переносим внимание на поток воздуха, входящий и выходящий у кончика носа, и делаем несколько глубоких вдохов и выдохов. Теперь внимание направлено на дыхание: либо в области носа, либо в животе. При этом можно считать от одного до двадцати одного и затем, если нужно, повторить или же думать каждый раз: «Вдох – выдох». Дыхание абсолютно естественное и непринужденное – такое, как есть. Если мы дышим часто – значит, часто, если замедленно, то и тогда все в порядке. Мы наблюдаем за дыханием и ведем счет.

Если ум отвлекается, уходит в сторону, мы просто замечаем это и возвращаемся к дыханию. Если хотим, можно также произносить про себя: «Мысль» – или: «Я отвлекся».

( Наблюдаем за дыханием )

Мысли приходят и уходят, играют в прошлом и будущем. Мы просто замечаем это, и внимание возвращается к дыханию.

Мы вдыхаем и выдыхаем, живот наполняется воздухом при вдохе, а потом тело снова расслабляется при выдохе.

( Продолжаем наблюдать за дыханием )

Наш ум уже знает состояние отвлечения. И когда мы ловим его на этом, мы просто возвращаемся к дыханию: «вдох – выдох».

( Продолжаем наблюдать за дыханием )

Теперь мы медленно возвращаемся, открываем глаза и снова воспринимаем окружающий мир. Мы заканчиваем медитацию.

Глава 4 Сила чувств

Чувства приходят и уходят

В западной культуре внутренним состояниям издавна придается большое значение. Еще со времен Гомера сохранились письменные свидетельства того, с какой силой «чувства» могут вдохновлять или связывать человека. Они влияют на нас так мощно и глубоко, что часто кажется, будто по-настоящему живешь лишь тогда, когда ты охвачен сильными чувствами. И хотя каждый знает, что приятные и неприятные ощущения в человеческом сознании постоянно сменяют друг друга, мы все равно вновь и вновь пытаемся удержать хорошее и избежать плохого. Везде и во всем видно, какую власть над людьми имеют чувства, а реклама и средства массовой информации подпитывают эту тенденцию. Они учат свою аудиторию серьезно относиться к своим крайне изменчивым сантиментам, а когда таковых нет – стараться их пробудить. Создается впечатление, будто отсутствие чувств является опасной черной дырой или таит в себе угрозу скуки. Потому большинство музыкальных произведений, фильмов и ток-шоу постоянно вызывают чувства, которые нас полностью поглощают, хотя все это за нас проживают актеры. Те, кто не знает своей собственной воспринимающей середины и не умеет искусно обращаться со своими внутренними состояниями, подобны жертвам кораблекрушения: беспомощные, они носятся по воле волн. Взлетами и падениями сопровождается жизнь большинства людей, и многие полагают, что подверженность неприятным чувствам – неотъемлемая часть бытия. Мятущийся между «люблю» и «не люблю» очень редко воспринимает глубину, которая лежит за всем этим и в которой все освобождается само собой.

Они влияют на нас так мощно и глубоко, что часто кажется, будто по-настоящему живешь лишь тогда, когда ты охвачен сильными чувствами.

В партнерских отношениях, поскольку люди очень близки друг другу, можно переживать как высочайшие взлеты, так и глубочайшие падения. Здесь мы особенно открыты и поэтому крайне уязвимы. Мы подчас слишком охотно и поспешно принимаем на веру неполную информацию, выбрасывая за борт ясное мышление. Вместо того чтобы демонстрировать зрелость ума и упорно заниматься тем, что происходит, почти каждый, кто не медитирует, уделяет излишне много внимания любым сиюминутным приступам дурного настроения, тем самым придавая им силу и значение. В партнерских отношениях разочарование и неудовлетворенность часто возникают, когда не исполняются наши ожидания. Или всплывает ревность, если кто-то третий вторгается в ту часть жизни, которую как минимум один из пары не хотел бы делить ни с кем, кроме своего избранника. Реакцией на это событие легко может стать гордость – и приходит мысль: «Да и не нужен он мне». Возникает холодность, но партнер не понимает ее – ведь совесть его, возможно, чиста. И в конце концов в ответ он вдохновляется, глядя в другие счастливые глаза, а его прежняя партнерша от обиды готова опереться на незнакомое сильное плечо. В результате два нормальных, умных человека тратят драгоценное время на обвинения – и один из них отправляется спать на диван. Такие эмоции, как запутанность, привязанность, гнев, гордость, зависть, скупость и ревность, которые, как известно, выставляют нас в жалком свете, в буддизме называются мешающими. Они полностью эгоистичны и всегда возникают из чувства бедности или неполноценности.

Такие эмоции, как запутанность, привязанность, гнев, гордость, зависть, скупость и ревность, которые, как известно, выставляют нас в жалком свете, в буддизме называются мешающими.

Чтобы окончательно покинуть этот «детский сад», стоит накопить в своем сознании-хранилище огромное богатство хороших впечатлений и дел – тогда мы перестанем зависеть от внешних источников счастья. Лишь в этом случае мы сможем непринужденно наслаждаться возникающими ситуациями и столь же радостно думать о чем-нибудь другом, когда не появляется ничего. Мешающие чувства действительно порождают тепло и драматические переживания, но это не то здоровое тепло, какое мы получаем, сжигая в печи сухие поленья. Это больше похоже на ту ситуацию, когда из кармана в огонь вываливается пачка сотенных банкнот, и мы, тщетно пытаясь вытащить их из огня, еще и обжигаем руки. Мешающие эмоции неприятны и дорого стоят, но прежде всего нам нужно научиться распознавать их как таковые.

Проблема эго

Почему буддизм вообще говорит о «мешающих» чувствах? В нашей культуре мы не привыкли к подобной оценке. Кроме того, в буддизме считается, что за все мешающие чувства главную ответственность несет «запутанность», или «неведение». Это не соответствует ни словоупотреблению, ни мышлению Запада. Религии «слишком Ближнего Востока», пришедшие в мир через Европу, в этой вредной роли предпочитают видеть господина с копытами и рогами, источающего запах серы.

Будда в Северной Индии вновь и вновь увлеченно рассказывал своим ученикам другую историю – о том, как ум, безгранично богатый по природе, искажается помехами.

Он сравнивал ум с глазом, который способен ясно различать все снаружи, но не видит сам себя. Во внешнем мире есть чрезвычайно много всего, что можно воспринимать, – объем, длина, форма, вкус, запах, звук, цвет бесчисленного множества вещей. Кроме того, есть и очень быстро меняющиеся чувства и мысли. Но лишь немногие задаются вопросом, кто или что все это осознает. Практически никто не пытается узнать больше о переживающем – о том, кто воспринимает все вещи. Вместо этого мы все время занимаемся событиями и ощущениями, которые непрерывно появляются в нем, играют и снова растворяются. Поскольку вплоть до Просветления мы не способны видеть воспринимающего и воспринимаемое как две стороны одного целого, возникает двойственное (дуалистическое) представление о «я» (воспринимающем) и «ты» (воспринимаемом). Это ошибочное разделение на наблюдателя и объекты характерно для любого непросветленного ума. Оно несет ответственность за все страдания существ и называется основополагающим неведением, поскольку окутывает ум с безначальных времен. Ни в «я», ни в «ты» нет ничего постоянного и реального – и то и другое подвержено непрерывным изменениям. И ощущаемая нами разделенность немедленно приводит к дальнейшим эмоциям: привязанности к тому, что мы хотим или имеем, и отвращению к тому, чего не любим и что может препятствовать нашему счастью. Из привязанности рождается жадность, поскольку мы не хотим завтра потерять то, что у нас есть, а из отвращения – зависть, ведь тому, кого мы не любим, не должно быть хорошо. Непосредственно из неведения возникает «глупая гордость», заставляющая нас считать, что мы лучше других. Она делает нас одинокими и в конечном счете несчастными, так как мы верим, что хорошие условия останутся с нами навсегда. Мы забываем о том, насколько все непостоянно.

Ни в «я», ни в «ты» нет ничего постоянного и реального – и то и другое подвержено непрерывным изменениям.

Согласно Будде, пять главных мешающих чувств – запутанность, привязанность, ненависть, исключающая гордость и ревность – образуют 84 тысячи различных комбинаций, или умственных завес. Мы можем разоблачить их, когда с возникающими чувствами не связано радостное, мгновенно проникающее видение, наполненное блаженством. Опасны эти состояния лишь для тех, кто воспринимает их неосознанно. Если видишь мешающие чувства такими, какими они являются, все легко. Тогда это лишь фильмы на нашем внутреннем экране – мудрый человек, улыбаясь и почти не глядя в их сторону, просто позволяет им появляться и исчезать. Однако далеко не многие способны пользоваться такой свободой. Непросветленность как раз и означает полную неспособность выбирать приятные фильмы, не уделяя внимания тяжелым. Все всплывающие чувства мы принимаем за реальные и чаще всего не отдаем себе отчета в том, что сами их вызвали и что каждый беспрерывно создает собственную жизнь и карму, – и снова действуем, говорим или думаем, осуждаем других, не заботясь о последствиях, и потому не можем вырваться из цикла нежеланных событий – из обусловленного мира. В этом круговороте причин и следствий, из которого не так просто освободиться, носится каждый из нас, до тех пор пока наш воспринимающий ум не обнаружит себя за всем, что воспринимается. Тогда осознающий и осознаваемое станут неотделимы – как океан и волны, зеркало и отражения.

В южном буддизме Малого пути, которому учат на Шри-Ланке, а также в Таиланде, Бирме, Лаосе и Камбодже, цель всех устремлений – растворить постоянное отождествление с «я», то есть достичь Освобождения. Если мы действительно осознаем, что воображаемое «я» ни в коей мере не обладает свойством неизменности и, следовательно, представляет собой лишь ошибочную идею, то станем свободны. Раз мы не являемся ни телом, которое когда-нибудь умрет, ни мыслями или чувствами, которые постоянно меняются, то нет никого, кто мог бы страдать. В центре внимания этого пути – личное счастье человека, индивидуальное Освобождение.

На первый взгляд может показаться, что такое видение – совершенно не подходящая цель для влюбленных, которые хотят всегда оставаться вместе и воспринимают свой союз как нечто особенное, ведь «я» влюблен именно в «тебя». Но в то же время можно учиться бесконечно приумножать все прекрасное в уме, словно роняя каплю воды в океан. В результате обретенные нами богатства становятся неисчерпаемыми. Если же появляются помехи, такой образ мыслей помогает дистанцироваться от наших «трипов» в партнерстве и не чувствовать себя мишенью. Благодаря этому во всем, что мы делаем, появляется гораздо больше свободы, которая способна придать легкости любым взаимоотношениям.

Идеалисты не видят подлинного решения в достижении счастья только для себя. Если они мудры, то наслаждаются тем, что им дарит мир, накапливают силу и успокаивают ум, используя это для работы на благо всех. Они останавливаются лишь после того, как все остальные тоже достигают свободы и счастья. Такой настрой необходим для ступени, следующей за Малым путем. Это северный буддизм Великого пути, называемый также Махаяной; ему учат главным образом во Вьетнаме, Китае, Корее, Японии, на Тайване, а также в некоторых центральноазиатских племенах Монголии. На этом пути недостаточно осознавать отсутствие «я» – мы хотим также разорвать тончайшие завесы неведения и достичь Просветления для блага всех. Если идти этим путем вместе с партнером и сообща стремиться к избавлению от привычек, приносящих страдания, а также от грубых поступков, мешающих чувств и завес неведения, то мы наверняка получим больше удовольствия и различных методов, чем тот, кто пытается делать это в одиночку. Махаяна позволяет нам вместе пройти весь путь к Просветлению – как можно лучше и при полном взаимообмене.

...

Идеалисты не видят подлинного решения в достижении счастья только для себя.

До сих пор здесь обсуждались основополагающие методы и принципы Малого пути Будды: Четыре основные мысли, карма, Десять полезных действий и Прибежище. Это средства достижения блага для себя. Они помогут каждому согласовывать свою жизнь с интересами окружающих и строить хорошие взаимоотношения.

Следующие главы раскрывают богатство Великого пути (Четыре неизмеримых пожелания и Освобождающие действия). Здесь мы всегда стремимся к благу других и стараемся включать эту мотивацию во все, что делаем. Мы также воспринимаем происходящее как своего рода игру – словно все происходит во сне.

Последние две главы содержат краткий обзор методов Алмазного пути, которому во всей полноте учат три старые школы Тибета и который сейчас отлично приживается на Западе. Речь идет о пяти видах мудрости , четырех типах активности и буддийской Тантре . В Алмазном пути мы понимаем, что способны замечать Просветление в других лишь потому, что оно уже есть в нас. Поскольку на этом, высшем, уровне у человека достаточно доверия, целью здесь является развитие недвойственного видения и полное постижение того, кто все воспринимает. Алмазный путь применим ко всем ситуациям жизни, а взаимная любовь открывает здесь особенно радостные и многогранные возможности учиться.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!