Перевод избранных стихотворений 12 страница



Другие четыре именуются внутренними органами или антахкаранами: буддхи – орган духовного прозрения; манас – орган мыследеятельности; ахамкара – принцип самости, тот, кто является «делателем», т.е. человеческое «Я»; читта – индивидуальное или личное (т.е. ограниченное) сознание. Иногда также соединение буддхи-манас именуют высшим или божественным «Я» (Эго), а связь ахамкара-читта – низшим или личностным эго («я»). Эти четыре не являются непосредственными органами творчества, но служат проводниками или связующими принципами, через которые атман способен выразить себя в материи. В развоплощенном состоянии первые десять не действуют, ибо не могут быть питаемы жизненной силой; последние же четыре существуют всегда, пока существует джива, ибо являются органами тонкого взаимодействия, проводниками духовной силы. (Хотя, они имеют известное материальное соответствие в органах головы – эпифиз и гипофиз, гипоталамус и таламус соответствуют на чисто внутреннем плане этим четырем принципам, что и должно иметь место, поскольку в теле микрокосма его внутренние системы и органы соответствуют внутренним, тонким принципам, а внешние органы – внешним принципам).

Но все их, как внутренние, так и внешние принципы, связывает единый канал или ось – ось сознания и ось сущности, вокруг которой они строят себя. Это ось, связывающая два начала, два полюса микрокосма и макрокосма, поэтому от нее все исходит и к ней же должно все вернуться по завершению проявленного бытия. Когда пробуждается этот канал, тогда низшее личностное «я» соединяется с высшим божественным «Я» и вместе они образуют единое космическое «Я Есмь» или же принцип сверхиндивидуальности высшего адепта или Сиддха.

 

Стих 9

Два стихотворения из «Аштанга-Йоги-24», девятое и десятое, оставлены без дословного перевода, поскольку содержат множество медицинских терминов. В них говорится о лекарственных растениях и их свойствах, способствующих обретению тела света. Общий смысл обоих стихотворений изложен в следующем, десятом стихе.

Стих 10

Опусти вниз жемчужину и вместе со слюдой и ртутью, и размести их на плоской глиняной миске, посыпанной каменной солью. Посыпь жемчужину солью и прикрой ее другой такой же миской. Плотно залепи щель между мисками тканью, пропитанной раствором красной глины, во избежание проникновения воздуха.

Положи все это на глиняную печь и нагревай в течение шести часов. Затем подожди, пока миски не охладятся, открой их и возьми жемчужину. Часть жемчужины (около восьми грамм) превратилась в мельчайший красный порошок, похожий на цветок Butea monosperma. Принимаемый определенными дозами после выдержки в течение сорока пяти дней в меде, порошок сохранит молодость, предупредит и излечит все болезни.

 

Дополнительный комментарий

Здесь символически описан процесс приготовления эликсира или внутреннего алхимического элемента. «Жемчужина» представляет собой сублимированную жизненность – семя, или же сгущенную и перегнанную психическую энергию тела. Она формируется вследствие практики очищения и сплавления пяти элементов и пахтания или вращения полученного субстрата. Однако, символ жемчужины несет в себе еще один очень важный принцип, без которого она не может быть создана – а именно, принцип ассимилированного или заключенного света. Только вобрав в себя силу духовного полюса или луча, она станет «сияющей жемчужиной», готовой к дальнейшему претворению.

Для дальнейшего процесса жемчужину следует положить на глиняную миску – то есть аккумулировать в теле - вместе со слюдой и ртутью. Ртуть или «живое серебро» служит алхимическим символом духовной силы или света сознания, а слюда, именуемая в древних алхимических трактатах «облачной матерью», является образом энергии дыхания или чистой праны. Таким образом, сконцентрировав силы сознания и дыхания вместе с жемчужиной, мы должны разместить их над глиняной печью. В алхимической традиции под печью всегда понимается область тела, где разжигается внутренний огонь – это часть туловища, расположенная вниз от солнечного сплетения. Когда огонь и вода (солнце и луна) уже поменялись местами, тогда огонь разжигается в месте воды, в нижней части живота, управляемый дыханием (слюдой) и питаемый сознанием (ртутью). Таким образом, ртуть и слюда – это то, что позволяет поддерживать и контролировать процесс переплавления «жемчужины». В результате переплавления (нагревания и пропаривания) должен образоваться эликсир или алхимическая киноварь. Цвет химической киновари (HgS) – красный, поэтому она символизируется здесь красным порошком. Когда этот эликсирный порошок смешивается с «медом» - нектаром шишковидного тела – он образует раствор, который должен пропитать все «внутренние и внешние органы тела». В результате этого, как было сказано, тело «становится прочным, как скала», обретает молодость, и все болезни из него уходят.

 

Стих 11

Да, друг мой! Благодаря сей мудрости на все грядущие эоны

Единым станешь ты, с любовью Шакти прославляя.

Да, дорогой, бесчисленные юги проходят незаметно,

Когда сосредоточен ум в том центре, погруженный в сушупти и турия.

Мы, друг мой, практикуя йогу, совершали тапас,

Но многим «пресвятым» сей мудрости не отыскать.

Когда ты тело трансформировал от основания к вершине головы,

Без промедленья растворись же в месте, что за пределами познанья Вед.

 

Комментарий

Жизненно важные точки проходят не только вдоль сушумны, но начинаются с самого низа тела – от большого пальца ноги, затем идет область лодыжки, колен, бедер, гениталий, пупка, сердца, шеи, языка, носа, точки межбровья, лба и вершины головы. Выполняя пранаяму, сосредоточь ум на жизненно важных точках, потому что без концентрации невозможно достичь слияния. Концентрация должна быть такой, чтобы энергия праны фокусировалась умом в одной-единственной точке.

Практика Йоги поглощения (высшее сосредоточение и высший контроль для достижения концентрации на жизненно важных центрах и переживания растворения в них) приносит состояние сушупти в каждом таком центре и объединяет с высшим Сознанием. Направляя поток энергии от муладхары к сахасраре, сознание входит в состояние сушупти и турия по мере того, как чакры поглощаются силой праны в процессе ее подъема. Динамическая сила праны выходит за пределы турия и наступает состояние «туриятита» – «за пределами беспредельного», называемое здесь «за пределами знания Вед». Истинное поглощение сознания, выходящее за пределы всех знаний, определяется словом «Йога». В литературе тамильских Сиддхов такое состояние называется «веттавели» или «открытое пространство», «внутреннее поле» или «блаженное переживание», или же «состояние глубочайшей внутренней природы» («Тирумантирам», 1987); оно еще называется «Йога-самадхи» или «Йога нирвана». Обычное состояние сознания, являющееся отражением, поглощается полностью и наступает высшее блаженство. Многие так называемые «мудрецы» на протяжении бесчисленного количества лет практикующие Йогу и совершающие тапас, так и не познали его.

 

Дополнительный комментарий

Ум, сосредоточенный «в том месте» означает сознание, погруженное в верхнее бинду (в центре головы). Когда эликсир готов, адепт, как было сказано, должен пропитать им все тело – от основанья до макушки. Тогда ткань тела изменит свои свойства, то есть трансмутирует, насытившись вибрациями приготовленного эликсира. Поскольку вещество эликсира представляет высшую сублимацию (т.е. принадлежит фактически высшему плану тонкой материи), тело обретает его свойства. В этом состоит принцип его преображения. В структуре тела начинает проявляться материя высшего качества, не подвластная разрушительной природе времени. Эта светоносная материя составляет основу постепенного формирования в пределах прежнего земного тела нового божественного тела света. Со временем, когда новая светоносная материя станет преобладающей (на что может потребоваться не одно воплощение), начнут зримо проявляться чудесные силы, такие как способность ко мгновенному перемещению в пространстве и другие замечательные качества Сиддха.

 

Стих 12

Сын мой, в слиянии таком достигни благой обители Шивы;

Несчастья нет там, нет чувства времени и нет несовершенства;

Кружись в пространстве Шивы день за днем

И в совершенстве игру Матери познай;

Но постигая так, стремись найти формулу /слияния/ тех двух,

Где бы тело равнялось сверхтелу и сверхтело равно было Шиве;

А коль покажется, что ищешь ты пустое – на самого себя взгляни:

Тело твое – это и есть формула искомого центра слияния (бинду).

 

Комментарий

Через растворение в Шиве, в концентрации приходит непосредственное познание Верховного Шивы и все зло уничтожается; несовершенства и болезни уходят и обретается бессмертие. Во время этого процесса приходит ощущение угасания жизненных функций. Тело теряет подвижность, чувства замолкают, общая температура тела понижается, его функции останавливаются.

Сама Жизнь – это Шива, арена действия праны, лаборатория, где йогин выступает лишь как составляющая энергии праны до тех пор, пока потенциальные силы чакр не претворятся или не раскроются.

По достижении этого блаженного переживания чувство времени теряется. Оно продолжается лишь для блуждающего ума. Идея «уничтожение времени» (кала дахана) является основной в поэзии Сиддхов. Существование во времени подразумевает боль и сострадания. Кундалини-йога призывает выйти за пределы Времени и войти в безусловность.

Состояние Шиванубхава есть наслаждение единством Шива-Шакти. В нем приходит понимание бессмысленности поисков освобождения вне своего тела, поскольку оно и есть та дверь к освобождению. При правильном понимании человеческое тело становится мистическим центром и садханой к освобождению. У Тирумулара есть одно стихотворение, не вошедшее в официальное издание «Тирумантирам»:

Вы, невежды, ищущие Бога из крови и плоти,

Можно ли сладость меда описать, как черное или красное?

Как сладость меда заключена в самом меде,

Так и бог сокрыт в человеческом теле.

                                    (Вольный перевод автора на английский язык)

 

Дополнительный комментарий

Тело – это есть явленная форма и формула бинду, ибо только через полную телесную трансформацию – разрешение его формулы – можно достичь точки слияния. Тело (коша) должно равняться сверхтелу (парамакоша) – высшей форме материи или Парашакти. Когда оно же равняется Шиве (достигая его обители), тогда Шива и Шакти в теле приходят к своему полному слиянию и выполняется сокровенная формула: тело = сознание = бинду. То есть и тело (Шакти) и сознание (Шива) собираются воедино в точке бинду. Отныне нет дифференциации на тело (энергию) и сознание – они стали едины. Это есть достижение божественной формы, которая есть не форма (точка), и божественного сознания, которое есть не-сознание или сверхсознание (единый центр), и это суть достижение вечного бытия – сознания и тела вне формы, вне пространства и вне времени.

Стих 13

Три нади Кундалини блистающей,

Окружая центр живота, скрываются в манипуре,

Где форма, обретая кристальную чистоту, становится не-формой,

Ибо пребывает /там/ в слиянии с верховным Светом.

Оставь двусмысленность двенадцати религий,

Уйди от измышлений ритуалов охранительных –

Все это майя, они не принесут ничего;

Не вижу иного /метода/, отдельного от самого тебя – вечно неизменного.

 

Комментарий

Богар говорит о средней чакре, манипуре, как о представляющей всю систему чакр, и являющейся Трансцендентальной Реальностью. Когда йогин растворяется в манипуре, то «бинду» становится концентрированной формой «пробужденной» (поднятой) блистающей девственной чистотой кундалини. В своем поднятом состоянии она принимает форму Верховной Сущности, в которой происходит растворение йогина. В высшей поглощающей концентрации или асампражнята самадхи Верховная Сущность и кундалини становятся едины. Блистающая нетронутая чистота, которой наслаждается йогин, это то состояние Высшей Сущности, что называется освобождением. Тело, вмещающее в себя все адхары, вечно и зовется божественным (дивья-деха). Тем самым совсем не нужно пускаться в бесплодные поиски накладывающих ограничения религиозных ритуалов двенадцати религий, потому что они «полны звука и неистовства, не знача ничего». Они суть майя, иллюзия. Различные религии представляют собой попытку систематизации духовных истин. Систематизированная же истина становится не-истиной или иллюзией. По этой причине Сиддхи не признавали указанные двенадцать религий, которые по своей сути имеют ограничивающий и иллюзорный характер.

Подобно другим Сиддхам Богар здесь активно критикует ритуалы и практики покаяний религий, приносящие людям лишь заблуждение. Они указывают иллюзорный путь, ведущий не к освобождению, а в никуда. Потому он советует людям отойти от этих религиозных практик и покинуть так называемые религии.

Богар советует людям не останавливаться на полпути, увлекаясь религиозными ритуалами, псевдо-молитвами и ложными религиями. Это предостережение Богара представляет собой отрицательный аспект концепции «аруппадай», в то время как пропаганда Кундалини-йоги – положительный, демонстрирующий его заботу о всех людях.

 

Дополнительный комментарий

Этот стих является смысловым продолжением предыдущего, объясняющего форму (формулу) слияния. Манипура, являясь геометрическим и физиологическим центром тела, отделяет его низшие принципы и чакры от высших. Нижние три чакры соответствуют земному сознанию и миру форм, а верхние четыре относятся к высшему (полу-божественному и божественному) сознанию – миру души и духа. Поэтому центральная точка тела или манипура – это место, где ограничения форм теряют свое значение, иначе говоря, где форма постепенно становится не-формой. В основании манипуры (в середине живота) расположена канда – центр или узел, откуда исходят и куда возвращаются все энергетические потоки в теле. Это – энергетический центр микрокосма – изначально потенциальный, но активизирующийся, когда кундалини начинает свое движение вверх.

Когда кундалини восходит к основанию сахасрары и соединяется там с Шивой – со светом духа – осуществляется процесс духовного зачатия. Образовавшийся зародыш высшего тела должен созреть и развиться, прежде чем он станет «сверхтелом равным Шиве» - то есть прежде чем Парашакти (высшая энергия или форма) и Парамашива (совершенный дух или сознание) сольются воедино. Указанное созревание осуществляется в нижней части тела, в его энергетическом центре, поскольку представляет собой процесс энергетического и пранического «вскармливания» зародыша. Это так называемое обратное движение кундалини от сахасрары вниз, к центру живота, на которое указывают некоторые эзотерические трактаты по йоге. Например, текст «Шат-чакра нирупана» говорит об этом так:

«Пусть мудрый йогин, устойчивый в самадхи и преданный своему Гуру, ведет Кула-Кундалини вместе с дживой вдоль (Брахма-нади) к ее Господину – Парама-Шиве, в обитель освобождения (Сахасрару) ... Оттуда, где сияет вечное блаженство, она возвращается во всей своей славе по пути Кула (Читрини-нади) в муладхару» (шлоки 52-53).

Фактически, это есть возвращение для продолжения алхимического процесса – пестования духовного зародыша, в результате которого дух и тело становятся едины – смертное тело материи становится бессмертным телом совершенного духа.

 

Стих 14

Сущность Йоги познания (жняна) раскрывается вместе с чакрами;

После обретения этого опыта следует закрепить его в Аштанга-йоге;

Если есть разные пути к освобождению, то внимания достоин лишь этот один;

Недостижимый умом, лишь мудростью он будет очувствован.

Духовное невежество, что сеют религии, закрывает путь к слиянию;

Не существует ничего, кроме вечного и неизменного веттавели.

Без промедления в единстве слейся с Брахманом;

Приняв в себя нектар священный, познай его.

Комментарий

Вероятно, Богар имеет в виду, что связал Аштанга-йогу с Лайя-йогой с целью объяснения процесса подготовки, необходимой для погружения в его Йогу поглощения. Лайя-йога служит дополнением к техникам пранаямы и концентрации Аштанга-йоги, но основы восьмиступенчатого пути Аштанги являются важной ступенью для завершения подготовительного процесса. Возможно, здесь он объясняет, почему он назвал свою Йогу поглощения Аштанга-йогой.

Техника Аштанга-йоги открывается не умственным ее изучением, но в результате внутреннего переживания, медитации. Значение ее может быть осознано только погружением в сокровенную мудрость, что может быть достигнуто посредством чакральной йоги.

Богар считает, что в конечном счете не существует ничего, кроме лишенного формы сознания. Даже начиная практиковать концентрацию на форме, возникает мощный проникающий свет и йог сливается с не имеющим формы Высшим Сознанием или Силой подобно втеканию молока в молоко. Вероятно, он рассматривает религию как образ верховного божества в избранной форме, которая определенно отделяет индивидуума от Бога; также, возможно, он хочет сказать, что даже глубокая концентрация или медитация на определенную форму божества не приведет к освобождению. Необходимо пройти последнюю ступень, когда образы уйдут и придет глубочайшая концентрация на Всевышнем, лишенном формы.

Богар утверждает, что нет иного пути к освобождению, кроме погружения в состояние «всеохватывающего пространства», веттавели. Признаком совершенной мудрости станет переживание «чистого незапятнанного неба». Веттавели подобно «чистому небу» или всепроникающей сущности и не исчерпывает себя тремя измерениями, но содержит бесконечное их количество. Оно означает духовный принцип всеохватывающего союза или единения. Слово «веттавели» близко по смыслу санскритскому термину «бинду» (по-тамильски «винду») и определяет начальную точку концентрации на развертывании внутреннего пространства в медитации. Значителен тот факт, что Богар говорит о своем рождении из винду – вечного пространства, веттавели, подразумевая, что он не имеет ни начала, ни конца, называясь «кала-атита», превзошедшим время. «Тот, кто преодолел время» и обрел состояние «чистого незапятнанного неба», вкушает нектар под названием освобождение.

 

Дополнительный комментарий

Открытие чакр – это подготовительный процесс. Прежде, чем энергия кундалини начнет свое реальное восхождение вдоль сушумны, тело и сознание должны быть очищены и все их врата открыты. Часто этот процесс именуется расширением сознания или претворением отрицательных качеств и черт в положительные. Богар здесь соотносит его с Жняна-йогой (йогой познания), суть которой заключается в той же работе. Затем после открытия чакр производится их огненная (высшая) трансформация, когда энергия Кундалини проходит через них. Это уже составляет суть следующего этапа – Кундалини-йоги или Аштанга-йоги. Таким образом, работа с энергией или с телом всегда должна следовать после подготовительной работы над сознанием (очищения ума и чувств). Энергия есть эманация сознания – его материальное отражение или следствие – и если начинать процесс трансформации с нее, игнорируя развитие сознания, то рано или поздно это приведет к противоречию их основ. Сим обуславливаются многие отрицательные результаты (физические, психические и даже кармические) применений различных йогических практик и систем.

Последние две строки стиха говорят о том, что йог, проходя через отверстие брахмарандры (верхнее отверстие черепа), сливается в сахасраре с творцом всего сущего, Брахманом. Нектар бессмертия, не физическом плане представляющий собой кристаллизацию энергии высших сфер, там пребывает в изначальной своей форме. Непосредственно наполняя им свою световую форму, йог обретает высшие божественные качества.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 258; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!